Правовые нормы содержатся в указе президента

Тема 2. Нормы и источники административного права

Виды административно-правовых норм.

по генетическим и функциональным связям различают материальные (закрепляют комплекс прав и обязанностей субъектов административного права, а также устанавливают их ответственность, т.е. устанавливают правовой статус участников управленческих отношений) и процессуальные нормы (определяют порядок, процедуры осуществления государственной власти); 2)

по юридическому содержанию различают обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные (стимулирующие), рекомендательные нормы.

Структура административно-правовой нормы включает три элемента — гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза предполагает описание условий вступления нормы в силу, а также ее адресатов. Гипотеза бывает простой (содержит одно условие), сложной (содержит два и более условий), альтернативной (предполагает выбор условий). Диспозиция предполагает описание самого правила поведения. Диспозиция, по аналогии с гипотезой, также может быть простой, сложной и альтернативной. Кроме того, гипотеза может быть простой (правило поведения участников правоотношения формулируется в самой норме права), описательной (правило поведения излагается через описание его сущностных характеристик или признаков), отсылочной (правило поведения в норме не излагается, а адресат отсылается к другой норме права данного нормативного акта) или бланкетной (правило поведения в норме не излагается, а адресат отсылается к другой норме права другого нормативного акта). Санкция предполагает установление меры ответственности за нарушение диспозиции. Санкции бывают относительно-определенными (устанавливают минимальный и максимальный размеры наказания), абсолютно-определенными (устанавливают размер наказания в точных величинах) и альтернативными (устанавливают возможность выбора наказания).

Способы изложения норм административного права в текстах нормативно-правовых актов: 1)

прямой: излагаются все необходимые элементы нормы права; 2)

отсылочный: содержит ссылку на тот же нормативноправовой акт; 3)

бланкетный: содержит ссылку на другой нормативноправовой акт.

Нормы административного права могут действовать с обратной силой. Это означает, что вновь принятая норма распространяет свое действие на отношения, возникшие до ее вступления в силу.

Формы реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. К числу источников административного права относятся: 1)

Конституция РФ и федеральные конституционные законы; 2)

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ; 3)

федеральные кодификационные законы; 4)

федеральные системно-инкорпорационные законы; 5)

указы Президента РФ; 6)

нормативно-правовые акты Правительства РФ; 7)

статусные законы и иные нормативно-правовые акты высших органов государственной власти субъектов РФ; 8)

нормативно-правовые акты центральных федеральных и субъектов РФ органов исполнительной власти; 9)

нормативно-правовые акты местных муниципальных органов представительной и исполнительной власти;

10) локальные нормативные акты.

Задания закрытой формы 1.

Формой реализации административно-правовых норм являются:

е) использование. 2.

Юридическая сила административно-правовых норм зависит от:

а) вида власти, принявшей эту норму;

б) иерархии государственной власти, принявшей эту норму;

в) сроков принятия (утверждения);

г) соотношения «закон — подзаконный акт»;

д) источника публикации. 3.

Не является источником административного права:

а) указ Президента РФ;

б) решение Совета Безопасности РФ;

в) постановление Правительства РФ;

г) указ губернатора области;

д) письмо Федеральной налоговой службы. 4.

Диспозиция административно-правовой нормы называется бланкетной, если:

а) правило поведения участников правоотношения формулируется в самой норме права;

б) правило поведения в норме не излагается, а адресат отсылается к другой норме права данного нормативного акта;

в) правило поведения излагается в другом нормативном акте, на который содержится ссылка;

г) указывается несколько взаимоисключающих вариантов поведения субъектов правоотношений. 5.

Санкция административно-правовой нормы называется относительно-определенной, если:

а) указан минимальный и максимальный размер наказания;

б) предоставлена возможность выбора того или иного наказания;

в) указан только максимальный размер наказания;

г) размер наказания указан точно. 6.

Обратная сила закона означает, что:

а) вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу;

б) вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие после его вступления в силу;

в) утративший силу закон действует на определенные общественные отношения после утраты им юридической силы;

г) вновь принятый закон не вступает в силу.

Задания открытой формы

Дополните утверждение. 7.

. нормы административного права определяет порядок, процедуры осуществления государственной власти. 8.

Нормы административного права по методу воздействия на поведение субъектов делятся на обязывающие, запрещающие, ., рекомендующие, поощряющие.

Задания на установление соответствия

9. Соответствие способов изложения правовых норм административных нормативно-правовых актов их содержанию: 1. Прямой А. Содержится ссылка на другой нормативноправовой акт 2. Отсылочный Б. Указывается форма документа, необходимая для оформления сведений 3. Бланкетный В. Определяются уполномоченные для исполнения нормы лица Г. Излагаются все необходимые элементы нормы права Д. Содержится ссылка на тот же нормативноправовой акт

10. Соответствие видов санкций их содержанию: 1. Относительно-определенные А. Устанавливают минимальный и максимальный размеры наказания 2. Абсолютно-определенные Б. Устанавливают возможность выбора наказания 3. Альтернативные В. Устанавливают размер наказания в точных величинах

11. Соотношение формы реализации норм административного права и вида правовой нормы: 1. Соблюдение А. Управомачивающие нормы 2. Исполнение Б. Запрещающие нормы 3. Использование В. Обязывающие нормы

Задания на установление правильного порядка 12.

Расположите источники административного права по иерархии в порядке возрастания:

а) (. ) приказ директора Федеральной антимонопольной службы РФ;

б) (. ) указ Президента РФ;

в) (. ) федеральный закон;

г) (. ) инструкция Центрального Банка РФ;

д) (. ) постановление Правительства РФ;

е) (. ) постановление представительного органа муниципального образования. 13.

Последовательность подзаконных нормативноправовых актов по мере убывания их юридической силы:

а) (. ) постановления Правительства РФ;

б) (. ) нормативные акты органов управления субъектов РФ;

в) (. ) указы Президента РФ;

г) (. ) локальные нормативные акты;

д) (. ) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. 14.

Последовательность нормативно-правовых актов по сфере их действия по мере возрастания их юридической силы:

в) (. ) нормативные акты субъектов РФ;

г) (. ) нормативные акты органов местного самоуправления. 15.

Последовательность расположения элементов нормы административного права:

в) (. ) диспозиция. 16.

Последовательность актов применения права по одному и тому же вопросу в порядке возрастания их юридической силы:

а) (. ) распоряжение руководителя федерального ведомства;

б) (. ) распоряжение Правительства;

в) (. ) постановление областного органа исполнительной власти;

Правовые нормы содержатся в указе президента

§ 4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.

Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. ; «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. ; «О Государственном совете Российской Федерации» от 1 сентября 2000 г. и др. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ и др.).

СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; N 26. Ст. 2748; 2001. N 6. Ст. 551.

СЗ РФ. 2000. N 36. Ст. 3633.

СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108.

Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Примером может служить Постановление «О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов» от 12 августа 2004 г. . Правительство РФ утверждает различного рода положения (например, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе от 2 ноября 2000 г. ; Положение о Федеральной инспекции труда от 28 января 2000 г. ; Положение о Федеральном агентстве по атомной энергии от 28 июня 2004 г. и т.д.).

СЗ РФ. 2004. N 33. Ст. 6237.

СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 3497.

СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760.

СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2779.

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.

Административно–правовые нормы, их действие и реализация

В процессе управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности регулируются общественные отношения посредством административно–правовых норм.

Административно–правовым нормам свойственны признаки, характерные в целом для нормы права. Они состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Однако не всегда эти три элемента присутствуют в административно–правовой норме. В подавляющем большинстве норм административного права можно встретить лишь одну часть – диспозицию или две части – гипотезу и диспозицию либо диспозицию и санкцию.

Административно–правовую норму нельзя отождествлять с правовым актом, в котором она содержится. Правовой акт (закон, декрет или указ Президента, постановление Совета Министров Республики Беларусь, приказ министра) – это форма выражения государственно–властных, административно–правовых велений. В одном правовом акте может содержаться несколько административно–правовых норм. Равным образом отдельные элементы правовых норм могут находиться в разных статьях (ее частях) правового акта или в различных правовых актах. При этом, не всегда все элементы нормы четко формулируются.

Административно–правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения общего характера, устанавливаемые уполномоченными государственными органами в сфере государственного управления и охраняемые в необходимых случаях принудительной силой государства.

Особенности административно–правовых норм предопределяются содержанием регулируемых общественных отношений. Они вторичны (или подзаконны), устанавливают определенные права и обязанности субъектов, участвующих в управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности, закрепляют структуру и организацию работы органов управления на основе и во исполнение Конституции и иных законодательных актов. Административно–правовые нормы играют значительную роль в реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, оказывают действенное воздействие на многие стороны экономической, социально–культурной и административно–полити-
ческой жизни государства. Объектом административно–правовых норм являются общественные отношения управленческого характера.

Особенности административно–правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Административно–правовые нормы, чаще всего, являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающих никаких изменений, альтернатив поведения субъектов.

С учетом различных критериев классификации учеными выделяются следующие виды административно–правовых норм:

1.по своему характеру, функциональным особенностям административно–правовые нормы делятся на:

2.в зависимости от конкретной направленности регулирования можно выделить следующие группы административно–правовых норм:

· нормы, определяющие принципы деятельности и компетенцию;

· органов государственного управления (например, компетенцию Правительства, министерств, департаментов) и местного управления;

· нормы, определяющие права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности;

· нормы, регулирующие общественные отношения между государственными органами и общественными организациями, определяющие их взаимные права и обязанности;

3.в зависимости от содержания регулируемых отношений выделяются:

· нормы, устанавливающие порядок образования, ликвидации и реорганизации субъектов государственного управления (образование министерств, департаментов, государственных учреждений);

· нормы, регулирующие методы и формы государственного управления (например, порядок принятия постановлений, приказов, работы коллегиальных органов управления и др.);

· нормы, определяющие права и обязанности сторон (участников) административного процесса (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях, Закона об обращениях граждан);

4.по способам воздействия на общественные отношения административно–правовые нормы могут подразделяться на:

5.по юридической силе нормы делятся на:

Административно–правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Время действия административно–правовой нормы начинается с момента вступления ее в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.

По действию во времени различаются нормы постоянного и нормы временного действия. По общему правилу, большинство административно–правовых норм не ограничены определенными сроками действия. Они действуют бессрочно, постоянно до их официального изменения либо отмены, прекращения действия. Временный срок действия административно–правовых норм регулируется общими правовыми предписаниями, содержащимися в ч.2 ст.66 Закона о нормативных правовых актах.

Как правило, нормы, содержащиеся в декретах Президента Республики Беларусь и законах, вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок. Административно–правовые нормы, находящиеся в указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства и иных нормативных правовых актах, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Административно–правовые нормы, по общему правилу, содержащемуся в ч.6 ст.104 Конституции и ст.67 Закона о нормативных правовых актах, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан или иным образом улучшают положение лиц, на которых распространяют свое действие. Не имеют обратной силы нормы, устанавливающие или усиливающие ответственность. Исполнительная власть, придавая обратную силу административно–правовым нормам, должна придерживаться конституционного ориентира, закрепленного в ч.1 ст.2 Конституции, не нарушать права граждан и юридических лиц, не ухудшать их правовое положение.

Действие административно–правовой нормы в пространстве зависит от положения органа в системе органов исполнительной власти. В связи с этим различают нормы общего (республиканского) и местного (в рамках административно–территориальной единицы) действия, нормы межотраслевого, отраслевого и локального масштабов.

Нормы административного права имеют весьма широкий круг своего воздействия. Они, прежде всего, направлены на регулирование деятельности органов государственного управления, государственных организаций и должностных лиц, а также распространяют свое действие на всех граждан либо на их отдельные группы (пассажиры, водители, госслужащие, лица, привлеченные к административной ответственности), на иностранцев и лиц без гражданства.

Реализация норм административного права означает практическое использование содержащихся в них предписаний, запретов и дозволений, претворение в жизнь с их помощью публичных интересов, воли исполнительной власти и ее органов. Среди ученых–административистов нет единого мнения по вопросу способов реализации норм административного права. Представляется, что нормы административного права реализуются в основном посредством таких способов, как исполнение, применение и соблюдение. Исполнение норм означает точное следование субъектов управленческих отношений предписаниям и дозволениям, содержащимся в них. Так, участием в демонстрациях, подачей жалобы гражданином и рассмотрением ее должностным лицом в установленный срок исполняются административно–правовые нормы. Применение административно–правовых норм заключается в практической реализации субъектом управленческих отношений, исполнительной власти своей компетенции, юридически властных полномочий путем издания индивидуальных правовых актов. Например, привлечение лица к административной ответственности либо зачисление гражданина на государственную службу. Соблюдение административно–правовых норм – это воздержание от совершения запрещенных нормами действий поступков. Если лицо нарушает административно–правовые или иные запреты, его могут привлечь к административной ответственности.

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 752 . Нарушение авторских прав

Понятие, виды и структура административно-правовых норм

Норма административного права представляет собой установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений.

Первой особенностью административно-правовых норм является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере административного воздействия государства.

Вторая особенность заключается в том, что эти нормы не только регулируют административно-правовое поведение физических лиц и организаций, но и регламентируют административную компетенцию, административно-правовые функции, административно-правовые методы и формы деятельности органов публичной власти и их должностных лиц.

Третья особенность состоит в том, что большинство административно-правовых норм являются императивными, т.е. определяют соответствующие правила поведения физических лиц и организаций, государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц в виде категорических предписаний, отступление от которых не допускается.

Четвертая особенность сводится к тому, что бо́льшая часть норм административного права содержится не в законах, а в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых (принимаемых) органами государственной власти.

Классификация административно-правовых норм носит условный характер, однако при этом она не может быть произвольной и должна основываться на существенных признаках и специфических особенностях, коренящихся в существе систематизируемого административно-правового материала. Классификация административно-правовых норм не является самоцелью, она выполняет познавательную функцию и служит практическим потребностям административного правоприменения.

Представляется, что все нормы административного права могут быть классифицированы по следующим основным критериям.

1. Юридическое содержание. Это основной критерий классификации административно-правовых норм, в соответствии с которым они подразделяются на следующие виды:

административно-обязывающие – предписывающие обязательное совершение в административно-правовой сфере определенных действий, о которых идет речь в данной норме (например, нормы, содержащиеся в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, Правилах пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814);

административно-запрещающие – предусматривающие запрет на совершение в административно-правовой сфере определенных действий, указанных в этих нормах (например, нормы, устанавливающие запреты для государственных гражданских служащих, нормы, устанавливающие запреты для пешеходов и водителей транспортных средств);

административно-управомочивающие – предусматривающие возможность действовать в административно-правовой сфере по своему усмотрению, в пределах требований, содержащихся в данных нормах. Такие нормы предоставляют участникам регулируемых ими отношений возможность совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения (например, нормы, определяющие административные полномочия государственных гражданских служащих, сотрудников полиции);

административно-декларативные – устанавливающие наиболее общие правовые начала (принципы) организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности в России (например, нормы, устанавливающие принципы государственной службы в Российской Федерации, нормы-принципы административной ответственности, применяемой в России);

административно-дефинитивные – содержащие формулировки специальных понятий, терминов, используемых в административно-правовой сфере (например, «полиция», «административное правонарушение», «министерство», «лицензия», «декларация», «сертификат», «оружие», «боеприпасы» и т.п.).

2. Характер регламентации административно-правового поведения адресатов-участников регулируемых отношений. По данному критерию можно выделить исходные административно-правовые нормы – нормы, закрепляющие исходные начала регламентации административно-правового поведения адресатов (административно-правовые нормы-принципы и нормы-дефиниции); нормы, регламентирующие административно-правовое поведение адресатов по исполнению, соблюдению и использова

нию норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, в том числе: административно-правовые нормы-условия (лицензионные условия, аккредитационные условия, сертификационные условия и пр.), административно-правовые нормы-требования (нормы-запреты, нормы-ограничения, нормы-дозволения), статусные административно-правовые нормы (нормы, закрепляющие административные права и обязанности); нормы, регламентирующие государственно-властное административно-правовое (административно-распорядительное и административноохранительное) поведение адресатов по применению норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (нормы, закрепляющие административно-правовые цели, задачи, функции, полномочия, ответственность органов публичной власти и их должностных лиц; нормы, устанавливающие административно-правовые меры, применяемые органами публичной власти и их должностными лицами, а также определяющие порядок применения административно-правовых мер).

3. Служебная роль в механизме административно – правового регулирования. По данному критерию нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы определяют содержание административных прав и административных обязанностей, административных полномочий, административно-правовых функций, юридической (административной и дисциплинарной) ответственности и некоторых других элементов административно-правового статуса участников общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Например, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предоставляет гражданам (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства) административное право на подачу в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменных предложения, заявления или жалобы, а также устного обращения гражданина в государственный орган либо орган местного самоуправления и одновременно обязывает должностных лиц рассмотреть обращение в установленный срок и принять соответствующие меры. Административные права и обязанности участников дорожного движения закреплены в Правилах дорожного движения. Административно-правовые функции и административные полномочия Государственной инспекции дорожного движения установлены Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711.

Процессуальные административно-правовые нормы определяют вид, характер, последовательность и нормативную продолжительность (срочность), а также порядок документального оформления ряда взаимосвязанных действий органов публичной власти и их должностных лиц по применению типизированных административно-правовых мер, направленных на обеспечение исполнения материальных норм административного, муниципального, финансового, экологического и других отраслей права гражданами, организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Например, к числу административно-процессуальных норм относятся нормы, образующие административные процедуры, в соответствии с которыми административно- публичные органы выполняют возложенные на них административно-правовые функции (процедуры приема и рассмотрения жалоб и иных обращений граждан в органах исполнительной власти, процедуры предоставления государственных услуг органами исполнительной власти и др.). В настоящее время административно-процессуальные нормы содержатся главным образом в КоАП, Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», административных регламентах федеральных органов исполнительной власти.

4. Действие во времени. По этому критерию административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены или изменения. Кроме того, можно выделить временные административно-правовые нормы. В данном случае «временность» норм, как правило, обозначается в наименовании нормативного правового акта, например временная инструкция по организации и деятельности того или иного органа исполнительной власти. В данном случае (как и в других) словом «временная» подчеркивается, что инструкция, а соответственно, и содержащиеся в ней административно-правовые нормы действуют до принятия соответствующего федерального закона.

Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, ограниченные во времени чрезвычайными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, массовыми беспорядками, террористическими актами и т.п.

5. Круг лиц, на которых распространяется действие норм административного права. В зависимости от данного критерия они делятся следующим образом:

унифицированные нормы, действие которых распространяется на всех субъектов, проживающих (находящихся) на соответствующей территории. Например, нормы, закрепленные в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, являются общими, так как они являются обязательными для исполнения гражданами, организациями, государственными органами и органами местного самоуправления;

специальные нормы, которые действуют лишь в отношении определенных категорий (видов) субъектов – военнослужащих, сотрудников полиции, водителей, работников торговли и т.п. (например, нормы, определяющие статус военнослужащих, права и обязанности сотрудников полиции).

6. Предел действия в пространстве. В данном случае административно-правовые нормы делятся так:

общероссийские (федеральные), действующие в пределах территории всей Российской Федерации (например, нормы, содержащиеся в КоАП);

субъектов РФ, действующие в пределах территории соответствующих субъектов РФ (например, нормы, содержащиеся в законе субъекта РФ об административных правонарушениях);

муниципальные, действующие в пределах территории соответствующих муниципальных образований – районов, городов и т.п. (например, нормы, содержащиеся в актах представительного органа муниципального образования, изданных на основании и во исполнение федерального закона или закона субъекта РФ в целях исполнения государственных (административно-правовых) функций);

ограниченно-территориальные, действующие в пределах части территории административно-территориального образования (части района, части области и т.п.), в частности в связи с введением на этой территории военного или чрезвычайного положения;

локальные, действие которых распространяется лишь на работников или сотрудников государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (например, нормы, содержащиеся в административных регламентах внутренней организации деятельности органов исполнительной власти, в правилах внутреннего распорядка государственных учреждений и т.п.).

7. Регулируемый объем общественных отношений. В зависимости от этого можно выделить следующие виды норм административного права:

общие, действующие в пределах всей административно-правовой сферы независимо от проведенного в стране распределения данной сферы между административными органами публичной власти (например, нормы, определяющие общие принципы организации исполнительной власти в Российской Федерации, нормы, устанавливающие порядок передачи административно-правовых функций органам местного самоуправления, и др.);

отраслевые, действующие в пределах определенной части административно-правовой сферы, – нормы, регулирующие крупные массивы общественных отношений, составляющие отдельные сферы деятельности административных органов публичной власти (например, нормы, регулирующие крупные массивы общественных отношений, составляющие отдельные сферы деятельности федеральных министерств: сферы юстиции, здравоохранения, социальной защиты, образования и науки и т.п.);

межотраслевые, действие которых распространяется на несколько сфер деятельности административно-публичных органов (например, нормы, определяющие общий порядок подготовки и издания (принятия) нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти).

3.3.2 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации: понятие, признаки и виды. Юридическая сила актов Президента РФ.

Правотворчество Президента РФ — сравнительно новое явление в правовом пространстве России. Оно выражается в издании актов президента и в сотрудничестве с Федеральным Собранием Российской Федерации. Президент наделён обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны и закреплены, ввиду отсутствия специального закона о президенте, в основном в статьях 83 — 90 Конституции РФ, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов.

Многогранная деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты, издаваемые им в соответствии со статьей 90 Конституции РФ. Президент Российской Федерации издает правовые акты (указы и распоряжения), которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные. К правовым актам относятся указы и распоряжения — содержащие правовые нормы, будучи обнародованными они приобретают государственно-властный характер, т.е. становятся обязательными для исполнения либо всеми гражданами (нормативные акты) или должностными лицами, государственными органами (индивидуальные акты). Нормативные акты Президента РФ содержат нормы права, регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер, индивидуальные (правоприменительные) — носят индивидуальноразовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления [55] . Они вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

К индивидуальным актам могут относиться указы и распоряжения Президента РФ, которые касаются конкретных отношений или лиц. Такого рода указы не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Указы и распоряжения Президент Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Согласно пункту 3 распоряжения Президента РФ от 5 февраля 1993 г. «О порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации» [56]

ненормативные указы издаются по вопросам, касающимся назначения и освобождения от должности руководителей исполнительной власти и администрации Президента РФ, приобретения гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения классных чинов, почетных званий, высших воинских и специальных званий, помилования и др.

В Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не называются подзаконными актами, но они таковыми являются, ибо, с одной стороны, указы и распоряжения Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, с другой стороны, они являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Понятие «на всей территории Российской Федерации» означает, что указы и распоряжения главы государства обязательны не только в отношении лиц, непосредственно подчиненных ему, но и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. При этом критерием законности акта Президента РФ и соответственно обязательности его исполнения является не только не противоречие Конституции и федеральному законодательству, но и отнесение регулирования соответствующих отношений к исключительной компетенции Российской Федерации либо к совместной компетенции с ее субъектами. При этом, если по предметам ведения Российской Федерации или предметам совместного ведения акты субъекта Федерации противоречат акту Президента Российской Федерации (при отсутствии соответствующего федерального закона), то действует акт Президента Российской Федерации.

Обязательность актов Президента РФ для исполнения на всей территории страны обеспечивает управляемость государством, дает в руки Президента РФ рычаги сохранения единства и целостности Российской Федерации. Принцип обязательности актов главы государства распространяется как на государственных служащих, так и на граждан, хотя в отношении последних право Президента РФ регулировать отношения, устанавливать права и обязанности ограничено. По общему правилу такое регулирование осуществляется главным образом посредством федеральных законов. Однако поскольку до настоящего времени законодательная база не в полной мере отвечает потребностям развития страны, в короткие сроки сменившей свой государственный и общественный строй, постольку нормативные акты главы государства способствуют восполнению правовых пробелов. Они не заменяют собою законы, а только служат временным правовым средством компенсации отсутствия правового регулирования в той или иной сфере. Принцип обязательности нужно относить только к актам, носящим нормативный и индивидуальный характер, так как к некоторым актам Президента принцип обязательности не применим. Например, послание Федеральному Собранию РФ, но его и правовым можно назвать с трудом.

Нормативные указы Президента обязательны для Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Это даёт основания рассматривать

Президента РФ «как верховного руководителя исполнительной власти, даже как её фактического главу», многие исследователи последовательно придерживаются такого подхода и относят главу государства к исполнительной власти практически при любой форме правления.

В условиях разделения властей глава государства является таким же подконтрольным в правовом отношении субъектом власти, как и все остальные властные структуры. Значит его деятельность, а следовательно, и его правовые акты могут быть подвергнуты проверке на соответствие Конституции РФ и федеральным законам.

Прежде всего, конституционность его нормативных актов может быть проверена Конституционным Судом Российской Федерации. И если он приходит к выводу о неконституционности такого акта, последний утрачивает силу и не подлежит применению. При этом не требуется, чтобы Президент РФ сам отменял такой акт. Но в отдельных случаях это происходит в качестве своеобразной морально-политической поддержки решения Конституционного Суда.

По юридической силе акты главы государства принято делить на нормативные и правоприменительные, причем нормативными должны быть только указы. Указы ненормативного значения издаются о назначении того или иного лица на определенную должность.

Основания принятия указов Президента Российской Федерации. Нормативный указ Президента РФ — это юридический акт главы государства, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений, рассчитанный на постоянное, либо длительное действие и адресованный неопределенному кругу субъектов.

Указами главы государства оформляются решения нормативного характера, решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении высших воинских и высших специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения, то есть быть индивидуальным.

Все они издаются в целях реализации внутренних и внешних функций главы государства, временных и постоянных, а также единоличных и коллегиальных.

По сложившейся конституционной практике Президент РФ издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и в случае пробелов в российском законодательстве. В условиях недостаточности правовой базы это особенно актуально. Динамика происходящих в стране социально-экономических процессов настолько велика, что законодательный орган — Государственная Дума РФ, ввиду длительности процесса законотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В период правления Президента РФ Б.Н. Ельцина существовал даже термин «указное право», т.к. объем нормативных указов Президента РФ многократно превышал объем законов, и указами Президент единолично регулировал те сферы общественных отношений, которые должны регулироваться и регулируются в настоящее время законами.

Законность такого способа восполнения Президентом Российской Федерации пробелов в праве подтвердил Пленум Верховного Суда Российской Федерации. В своем постановлении от 31 октября 1995г. он установил: «Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам» [57] . Это установление весьма важно, поскольку мало, чтобы органы исполнительной власти и должностные лица исполняли нормативные акты Президента. Необходимо, чтобы судебная власть признавала эти акты в качестве юридической основы при разрешении конкретных ситуаций, в том числе в случае правовых споров.

Указы можно также классифицировать на: постоянные и временные. Указы «постоянные» издаются Президентом РФ на всех этапах его деятельности, «временные» — для решения определенной задачи, имеющей, как правило, чрезвычайный характер. К последней разновидности можно отнести указы о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения в случаях агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания (ст. 87, 88 Конституции РФ).

Порядок издания, опубликования и вступления в силу указов Президента Российской Федерации. Порядок подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающий согласование в Правительстве РФ и Администрации Президента, с помощниками Президента и юридическую экспертизу, установлен распоряжением Президента РФ [58] .

Внесенный проект указа или распоряжения Президента РФ после прохождения необходимых согласований в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ направляется на юридическую экспертизу в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а затем в Канцелярию Президента РФ для согласования с соответствующим помощником Президента РФ.

Согласованные с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и помощниками Президента РФ проекты указов и распоряжений Президента РФ представляются непосредственно заведующим Канцелярией Президента РФ Руководителю Администрации Президента РФ, который принимает решение о готовности проекта к представлению Президенту РФ либо о необходимости доработки проекта.

Проекты указов и распоряжений, переданные Президенту РФ с нарушением установленного вышеуказанным распоряжением порядка и подписанные Президентом РФ, выпускаются Канцелярией Президента РФ только после прямого указания Президента РФ Руководителю Администрации Президента РФ или заведующему Канцелярией Президента РФ.

Правовые акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в официальных источниках — «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный Указом

Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [59] , имеет значение для единообразного применения актов главы государства по всей территории страны.