Правовые нормы и их структура примеры

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

составные элементы, связанные между собой. Элементы нормы права:

часть нормы, в — часть нормы, ус-

часть нормы, ука-

зывающая, при к-а- г^.^н-» ч-«г-^-— пячмеоы) ких обстоятельствах руется само прави- ры (^»Р^Р^

принуждения, применяемые при ее нарушении

норма вступает в ло поведения, права г^д^c^нн^o действие. Отвечает и обязанности ппинужления. при

на вопросы: Где ? Когда? В каком случае? При каких условиях ?

Раздел IV. Теория прям

Элементы классической модели нормы права можно условно представить по такой схеме: «если — то — а в противном случае» или «если — то—а иначе».

№ 1. «Если продавец оформляет договор купли-продажи (гипотеза), то он обязан при оформлении договора предупредить о праве третьих лиц <диспозиция), иначе к нему будут применены средства влияния, направленные на защиту прав покупателя (санкция)».

№ 2. Если адвокату в связи с исполнением им своих профессиональных обязанностей стали известны данные предварительного следствия (гипотеза), то адвокат обязан не разглашать их без согласия следователя или прокурора (диспозиция), а в противном случае адвокаты, виновные в разглашении сведений предварительного следствия, несут ответственность согласно действующему законодательству (санкция).

№ 3. (Ст. 165 УК Украины): «Злоупотребление властью или служебным положением, т.е. умышленное, из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы (диспозиция), если оно причинило вред государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан (гипотеза), наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет (санкция)».

В отличие от классической (ее называют логической нормой), которая имеет трехэлементную структуру, чаще используется норма-предписание, состоящая из двух элементов: в регулятивных нормах в охранительных нормах гипотеза диспозиция 1 гипотеза В уголовно-правовой норме называется то или иное преступление и указываются его основные признаки. Одни ученые называют это диспозицией, другие — гипотезой. Для компетентных правоприменительных органов государства это — гипотеза. Диспозицией она является для граждан. диспозиция санкция

Глава 15. Нормы права в системе социальных норм

Элементы нормы-предписания можно расположить по такой схеме: «если — то».

Норма-предписание — это цельное, логически и грамматически завершенное императивное суждение общего характера, формально закреплённое в тексте нормативно-правового акта. Норма-предписание, как правило, соответствует структурной первичной части текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи и т.п.). Возможно и наличие нескольких нормативных предписаний в отдельных частях или абзацах. Разрыв нормы-предписания на части между статьями, пунктами статьи и т.п. исключается. Специализированные нормы, как правило, являются нормами-предписаниями.

Например, ст. 10 Закона Украины «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» от 01.

Следует помнить, что не всегда норма права имеет двусторонне обязывающий характер. Не обязательно в ее структуре присутствуют все элементы: гипотеза, диспозиция, санкция. Например, конституционно-правовые нормы имеют в своей структуре, как правило, одну диспозицию, реже — гипотезу и диспозицию, в отдельных случаях — и санкцию. Нормы, которые предусматривают административную ответственность, часто в своей структуре не содержат гипотезы, что объясняется их отсылочным характером. Санкция также не является обязательным структурным элементом административно-правовой нормы.

Часть уголовной нормы, которая является диспозицией для граждан (запрет совершать опасные действия), одновременно есть гипотеза для государства и государственных органов, рассматривающих дела о совершении преступления. Уголовно-пра-вовая норма в качестве нормы поведения обращена ко всем индивидам до совершения преступления, в качестве нормы правосудия — к участникам процесса после совершения преступления, в качестве пенитенциарной (исправительной) нормы — к наказуемому.

Следует обратить внимание на особенности структуры процессуальных норм. Имея трёхчленную структуру, как и нормы

Раздел IV. Теория права

материального права, они определяются гипотезой, диспозицией и санкцией норм материального права и являются формами их реализации. Обстоятельства реализации гипотезы, диспозиции, санкции материальной нормы могут стать условиями гипотезы процессуальной нормы. Норма материального права как бы «присутствует» в гипотезе процессуальной нормы.

Правовые нормы и их структура примеры

Система права любого государства состоит из большого количества правовых норм. Норма права — это первичный элемент права, выраженный в форме статьи нормативно-правового акта

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленной или санкционированное государством с целью регулирования общественных отношений, обеспечивается принудитель ьной силой государств

Норма права характеризуется признаками:

— норма устанавливается или санкционируется государством;

— норма формально определенной;

— норма. Регулирует определенные общественные отношения,. Которые являются. Типичными,. Которые неоднократно повторяются;

— норма определяет. Субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений;

— норма действует во времени, пространстве и по определенному кругу лиц;

— норма имеет свою структуру, то внутреннюю построение;

— норма рассчитана на регулирование неопределенно количества общественных отношений;

— норма обеспечивается государственными принуждением. Любая норма права дает ответ на такие вопросы:

1). Какое правило поведения в ней содержится?

2). При каких условиях это правило поведения может быть реализовано?

3). Кто и когда может реализовать норму?

4). В чем заключается реализация правовой нормы?

5). Какие правовые последствия. Связанные с выполнением, невыполнение, ненадлежащими исполнением или нарушением правовой нормы?

Норма права имеет свою структуру, то внутреннюю построение — неразрывно связаны между собой ее составные части (элементы):

Под гипотезой понимают часть правовой нормы, в которой определены условия, конкретные жизненные обстоятельства, с наступление которых норма права может быть реализована

Гипотеза может быть:

а) простой, в которой определена только одно условие, наличие которого является основанием для реализации нормы. Так, в 82. Конституции Украины содержит такую?. Гипотезу «Верховная. Рада Украины являет тся полномочной при условии избран ния не менее двух третей от ее конституционного состава «кладу»uot;;

б) сложной, в которой определены две или более условия, наличие совокупности которых является основанием для реализации нормы. Так в 76. Конституции Украины содержит сложную гипотезу, она подчеркивает, что народным депу утатом Украины может быть избран

-. Который в день выборов достиг двадцати одного года;

— имеет право голоса;

— проживает в Украине в течение последних пяти лет;

Все. Вышеперечисленные условия. Должны быть вместе,. Чтобы лицо могло быть включено в список определенной партии и избираться на пост народного депутата Украины;

в) альтернативной, в которой определены две или более условия, наступление хотя бы одного из которых является основанием для реализации нормы. Так, сг81. Конституции Украины закрепляет положение о том,, что полномочия народ дного депутата Украины прекращаются досрочно в случаеи

— сложения полномочий по его личному заявлению;

-. Вступление в законную силу обвинительного приговора. Относительно него;

— признание его судом недееспособным или безвестно отсутствующим;

— прекращение его гражданства или его выезда на постоянное проживание за пределы Украины;

— если в течение 20 дней со дня возникновения обстоятельств,. Которые приводят к нарушению требований. Относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, эти обстоятельств ва им. НЕ устранены

— не вхождения народного депутата Украины, избранного от политической партии (избирательно блока политических партий), в состав депутатской фракции. Этой политической партии (избирательно блока по олитических партий) или выхода народного депутата Украины из состава такой фракции

Достаточно наличии только одной из перечисленных условий и народный депутат Украины досрочно прекращает депутатский мандат

Гипотеза в правовой норме определяется с помощью словосочетания

— при наличии и другое

Во диспозиции понимается часть правовой нормы, в которой определено же правило поведения, конкретизируются. Субъективные права и юридические обязанности участников правового отношения, регулируется я нормами м.

диспозиции может быть:

а) простой, в которой указывается на разрешение или на запрет определенных действий, и. Ничего не объясняется

Так, в 369. Уголовно кодекса Украины имеет диспозиции, состоящий из двух слов — дача взятки, а дальше продолжается — наказывается, есть правило поведения запрещено

По словам наказывается начинается следующий элемент нормы права — санкция

Для понимания такой диспозиции следует. Обратиться к официально толкования права. Относительно. Этой статьи уголовного кодекса, такое толкование содержится в постановлении. Пленума. Верховного. Суда Украины аины «О практик ку применения судами Украины законодательства об ответственности за взяточничество «ство»uot;;

б) описательной, в которой указывается на основные признаки правила поведения, конкретизируются. Субъективные права и юридические обязанности участников право-отношения, регулируемые нормой

Так, в 21. Кодекса законов о труде в такой диспозиции определяет, что «трудовой договор есть соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им орг. Ганом или физическим ю лицом, при которой работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинение внутреннему трудового распорядка, а собственник предприятия, учреждения, орг анизациы или. Уполномоченные им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренны законодательс твом в труде, коллективным догово ром и соглашением сторон «Орин»uot;;

в) отсылочной, в которой правило поведения определены частично с одновременной отсылкой к другу статьям нормативно-правового акта, где это правило конкретизировано

Так, в 112. Конституции Украины подчеркивает «В случае досрочном прекращения полномочий. Президента Украины в соответствие с. СТ108, 109,110,111 настоящей. Конституции исполнение обязанностей. Президент и Украины на пе ериод в избрание и вступлением на пост нового. Президента Украины возлагается на председателей. Верховной рады Украины. Председатель. Верховной рады Украины в период исполнения им обязанна стей. Президента Украины не может. ВВЫ йснюваты полномочия, предусмотренны пунктами 2, 6-8,10-13, 22, 24, 25, 27, 28 статьи 106. Конституции Украины «Только обращение к указанных статей дает возможност ь полностью понимать правило поведениявило поведение.

отсылочных диспозиции применяется в случаях, когда правило поведения связано с обстоятельствами, уже определены в других нормах законодателем не повторяет это правило, а просто отсылает к ним и тем са ам мым экономит (уменьшает) нормативный материал

г) бланкетных, в которой правило поведения не содержится или определенное частично с одновременной отсылкой к другу законодательства, где это правило конкретизировано, или определенного государстве энного органа или общественной в организации,. Уполномоченные решать вопросы этого правила. Так, в 67. Конституции Украины обязывает каждого платит налоги и сборы в порядке и размерах, установленных зак оном (отсылает д в налогового законодательства), а в 98. Конституции Украины закрепляет положение о том, что контроль за использованием средств государственно бюджета Украины от имени. Верховной рады Украины осуществляет. Счетная палатат.

Бланкетная диспозиции дает возможность легко ориентироваться в законодательстве государства, которое представлено в единстве, а также среды большого количества государственных органов, учреждений, ор рганизаций или объединений гром мад.

Во санкцией понимается часть правовой нормы в которой определена мера юридической ответственности, которая может быть применена к лицу, которое нарушили диспозиции запрещающего содержания

Санкция может быть:

а) абсолютной, в которой определена мера наказания, которая не может быть ни уменьшена, ни увеличена:

— выговор, или увольнение с работы, как. Дисциплинарное взыскание;

— конфискацию предмета, явившегося. Орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— пожизненное лишениям свободы, как. Уголовное наказание и другие;

б) относительно-определенной, в которой указывается на минимальный и максимальный размер наказания, в пределах которого компетентный орган (Должностное лицо) может налагать наказание. Так, за дезертир рство вийськовосл лужбовець наказывается лишениям свободы на срок от двух до пяти лет (в 408. УК Украины))

в) альтернативной, в которой закреплены два или более вида основного наказания с которым компетентный орган (Должностное лицо) может применить только один вид,. Так, за грабеж предусмотрено наказание в виде штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами до 2 лет, или лишениям свободы на срок до 4 лет (в 186. УК Украины). Кара в такой санкции определяется. В по строки повышения ее строгости и повышение неблагоприятных последствий для преступника. Решая вопрос о виде и размере наказания за это преступление, суд будет, учитывать степень общественной опасности уч и неного преступления,. Исходя из всех обстоятельств его совершениеня

— мотивов, способа, обстановки совершения преступления;

— стадии совершения преступления;

— участия каждого из соучастников в совершении преступления (если соучастия имела место);

г) отсылочных, в которой мэра наказания не содержится, но одновременно определенная отсылка к другу статьям нормативного акта или второй законодательства, где наказание конкретизирована. Так, соглас сно ч 1 ст 15. Код. Кодекс Украины об административных правонарушениях военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность ьнисть за административные правонарушения по дисциплинарным уставам (кроме случаев, определенных в настоящей статьетти.

По своей структуре правовые нормы могут состоя из:

— одной диспозиции (в 75. Конституции Украины);

— гипотезы и диспозиции (в 82. Конституции Украины);

— диспозиции и санкции (в 369. Уголовно кодекса Украины);

— всех элементов правовой нормы (в 111. Конституции Украины)

Правовые нормы могут быть. РАЗЛИчНЫХ видов зависимости от. РАЗЛИчНЫХ критериев их можно классифицировать на различные группы:

1) в зависимости от отрасли права, то есть предмета правового регулирования нормы могут быть:. Конституционным, административными, трудовыми, финансовыми, семейными, гражданских и другими;

2) в зависимости от метода правового регулирования:

— императивны нормы (категорические), имеющие четко. Определенный предписание, отклонение от которого не допускается, надо действовать только так, как предписывает норма и никак иначе (в 56. Бюджетног го кодекса Украины зак криплюе, что единые правила бухгалтерского учета всех финансовых операций, активов и финансовых обязательств государства определяются государственными казначейством Украины по со гласованию с министерствами финансов Украина)

— диспозитивные нормы, в которых определены границы правила поведения но субъектам предоставляется право выбора. Относительно реализации этого права. Так,. Согласно ст 626 гражданского кодекса Украины договора является домовл енисть двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Законодатель в статье определяет право сторон заключать гражданские договоры, но именно. Которые, к огда, с кем, на каких условиях, стороны определяют сами на свой выборир

3) в зависимости от функционального назначения:

— материальные нормы,. Которые устанавливают. Субъективные права и юридические обязанности субъектов. Так, все статьи особенное части уголовного кодекса Украины определяют общественно-опасные деяния, зл ло очинить и устанавливают обязанность каждого воздерживаться от их нарушения (материальные нормы права отвечают на вопрос — что делать?)

— процессуальные нормы, определяющие определенную последовательность (порядок) определенных действий, необходимых для реализации материальной нормы. Так, для привлечения к. Уголовное ответственности ли. Ица, нарушившего а материальную норму, то совершившего преступление, необходимо возбуди. Уголовное дело, провести дознание, досудебное следствие, подготовку рассмотрения дела в суде, рассмотреть его в судебно заседании,. Постановлением вить приговор и другое. Все это осуществляется на основании процессуальных норм, содержащихся в. Уголовно-процессуальном кодексе Украины (процессуальные нормы отвечать ют на вопрос — как делать??).

4) в зависимости от действия во времени:

5) в зависимости от действия в пространстве:

Нормы права классифицируются и по другим критериям

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Тема №2: Правовые нормы, их структура и классификация.

Признаки правовых норм совпадают с общими признаками права как особого социального регулятора, но отличаются тем, что норма содержит одно конкретное правило поведения, которое в разных нормах отличается содержанием, при этом любая норма права находится в иерархической и функциональной зависимости с другими нормами.

Правовая норма является простейшим элементом права, его первичным основанием, но и в них можно обнаружить некую совокупность элементов, то есть норму права можно структурировать на элементы и связь между ними. Современная теория выделяет логическую и юридическую структуру норм права.

В древности нормы выглядела следующим образом: описывалась ситуация (казус, случай) и давалась оценка этому случаю (или положительная – социально необходимое поведение, или отрицательная, что выражалась санкцией – указанием на неблагоприятные последствия для субъектов, совершивших деяние, описанное в казуальной части нормы)

По мере развития общества похожие казусы в абстрактную формулу с усовершенствованным языком, терминами, а правители делали неизбежный вывод о том, что норма эффективно реализуется, если:

1. Отвечает реальным общественным отношениям.

2. Содержит обязательное указание на последствия неисполнения предписаний (наказание) или, наоборот, качественное исполнение предписания (поощрение).

Так постепенно сложилась логическая структура правовой нормы (под логикой здесь понимается цель, направление, задачи и средства их достижения).

Нужно отметить, что логическая структура любой нормы состоит из трех элементов:

1. Гипотеза (если…).

2. Диспозиция (то…).

3. Санкция (в противном случае…).

В гипотезе формируются обстоятельства, круг субъектов и объектов, при которых у участников отношений возникают определенные права, обязанности, предусмотренные диспозицией, и возникает ответственность (позитивная или негативная), предусмотренная санкцией.

Корме логической структуры выделяют юридическую структуру правовых норм. Юридическая сторона содержится в формальных источниках права (в нормативно-правовых актах, договорах) и не всегда совпадает с логической структурой. Она может быть одноэлементной, двух или трехэлементной. Одноэлементная норма – это норма-принцип (состоит из диспозиции), в данном акте может не обнаружится ни гипотеза, ни санкции, но, исходя из того, что логика предполагает выявление всех трех элементов, гипотезу и санкцию можно обнаружить в других актах (пример – диспозиция “каждый имеет право на личную неприкосновенность”, гипотеза предполагает “если речь идет о человеке, который ведет себя на территории страны сообразно общепринятым моделям поведения, то”, а санкция берется из конституции и законов). Двухэлементная норма характерна для регулятивных норм в гражданском праве (гипотеза и диспозиция), а в охранительных нормах уголовного и административного права есть гипотеза и санкция (одна точка зрения) или диспозиция и санкция (вторая точка зрения).

Классификация правовых норм:

1) Государственно-правовые нормы.

2) Гражданско-правовые нормы.

3) Административно-правовые нормы.

4) Уголовно-правовые нормы.

5) Процессуально-правовые нормы.

2. По роли или значению норм в механизме правового регулирования:

1) Всеобщие нормы (включая и учредительные). Включаются и нормы-принципы, основополагающие нормы (пример – статья 1 Конституции Российской Федерации).

2) Общие (правила для единого вида общественных отношений). Общие нормы определяют содержание отраслей права. Пример – норма о свободе договора в трудовом кодексе.

3) Нормы конкретного содержания. Они непосредственно устанавливают права и обязанности участников отношений, условия реализации этих прав и обязанностей и санкции за их выполнение или невыполнение. Пример – норма, регламентирующая акт купли-продажи в гражданском кодексе (договор об установке пакета пластиковых окон, изготовлении мебели по образцам).

4) Специальные нормы (действуют в совокупности с общими нормами). Они конкретизируют общие нормы по обстоятельствам. Специальная норма имеет приоритет перед общей. Часто с помощью специальной нормы обходят общую норму. Пример: заключение срочных договоров по инициативе работника (хотя по общей норме почти всегда нельзя заключать срочные договора).

3. По содержанию норм:

1) Дефинитивные нормы (содержащие определения ключевых понятий).

2) Учредительные нормы.

3) Оперативные нормы.

4) Ситуационные нормы.

4. По функциям права:

1) Регулятивные нормы.

2) Охранительные нормы.

3) Поощрительные нормы.

5. По степени категоричности предписаний:

1) Императивные нормы.

2) Диспозитивные нормы.

6. По формам выражения диспозиции:

1) Управомочивающие нормы (право на труд).

2) Обязывающие нормы (уплата налога).

3) Запрещающие нормы.

4) Поощрительные нормы.

5) Рекомендательные нормы.

7. По степени определенности, конкретности норм (каждого из элементов логической структуры):

1) Абсолютно-определенные нормы.

2) Бланкетные нормы (содержат ссылку на нормы других правовых актов).

4) Отсылочные нормы (содержат ссылку на норму этого акта в других его статьях).

Правовые нормы: примеры. Особенности правовых норм

Большинство процессов, происходящих при взаимоотношениях людей на уровне гражданского общества, в бизнесе, в политике, регулируется правовыми нормами. Их разработка — процедура, ход и содержание которой зависит от очень многих условий — от специфики исторического и культурного развития государства, его политической системы. Так же значим и международный фактор.

Посредством каких механизмов создание правовых актов, отражающих соответствующие нормы, может происходить на практике? Чем принципиально отличаются законы конституционного уровня от обычных? Какие бывают правовые нормы с точки зрения их классификации? Какое значение в аспекте их разработки имеет принцип разделения властей?

Что такое правовая норма?

Определимся с терминологией. В чем заключается понятие правовой нормы? Согласно одной из распространенных трактовок, под ним подразумевается правило, обязательное для исполнения группой субъектов в силу закона. То есть санкционированное органами власти, равно как и охраняемое им же в аспекте возможных нарушений. Отметим, что термины «норма права» и «правовая норма» современные российские юристы считают синонимами. Хотя допустимы и вариации в трактовках. Например, под нормой права может пониматься не правило, установленное государством, а привычный, нормальный с точки зрения восприятия обществом или какой-то его отдельной группой образец поведения, не обязательно кодифицированный в законах.

Каковы отличительные особенности правовых норм? Прежде всего, стоит отметить тот факт, что их характеризует общественная направленность. Объектом регулирования выступает либо социум в целом, либо отдельные его группы, в крайнем случае — должностные категории. Личностная ориентация не характерна для правовых норм, исходя из их содержания, разумеется, а не применения.

Основной принцип, в рамках которого правовые нормы РФ и других государств действуют, — обобщение свойств, максимально репрезентативно отражающих текущее развитие отношений между объектами регулирования. То есть тот или иной источник права призван одинаково эффективно реализовывать интересы группы людей или же, как мы уже сказали, всего общества.

Правовая норма направлена на регулирование деятельности тех объектов, которые обладают сходными признаками, исходя, к примеру, из профессии, социальной категории, возраста и т.д. Если речь идет об обществе в целом, то здесь, как правило, подразумевается гражданская принадлежность людей или же территория, на которой они проживают.

Проблема соотношения теории и практики

Основная сложность для законодателя, который издает правовые нормы, — необходимость обеспечить соответствие положениям, которые содержатся в источниках, реалиям общества. Или той его части, которая релевантна сути закона. В законотворческих системах практически любой страны мира есть несовершенные правовые нормы. Примеры таковых встречаются и в России. Также в среде юристов (как тех, что относятся к практикам, так и тех, что занимаются научными исследованиями в области права) открыта дискуссия на предмет выбора основной методологии понимания права.

Есть те, которые считают, что должно осуществляться (по возможности) чтение правовых норм. То есть следует придерживаться смысла формулировок, присутствующих в текстах законов, в общепринятом значении. Но есть юристы, которым ближе толкование правовых норм. Они полагают, что не следует читать то, что написано в законах, буквально. Точнее, делать это можно, но только если нет существенного повода сомневаться в релевантности изложенного в правовых актах реальному положению дел.

Право и мораль

Касательно второго аспекта: когда идет толкование правовых норм, заметную роль, как полагают многие юристы, играет такая категория, как мораль. Человек, ответственный за применение тех или иных правил, изложенных в законах, руководствуется тем самым личностным восприятием текущего положения дел в сфере, подпадающей под регулирование. И потому трактует положения закона, исходя, в первую очередь, из персональных убеждений, а не в силу их смыслового содержания.

Есть сферы, в которых мораль может быть не очень уместным компонентом практического применения законов. Например, финансово-правовые нормы, регулирующие деятельность банков, должны быть как можно менее подвержены толкованию. Их специфика предполагает строгое чтение, работу с цифрами.

Виды правовых норм

Юристы подразделяют правовые нормы на три основных вида — обязывающие, запрещающие, а также управомочивающие. Граница между ними может быть достаточно условной. Например, некоторые финансово-правовые нормы, если продолжать о них разговор, могут в одних положениях наделять Центробанк правом проверять коммерческие кредитно-финансовые структуры, с другой — обязывать ЦБ делать это при наличии соответствующего повода. Во многих случаях структуры нормативно-правовых актов предполагают некую последовательность условий, при которой в первоочередном порядке могут применяться управомочивающие положения, и только при определенной совокупности условий — обязывающие. Возможна и обратная ситуация.

Есть и другие основания для классификации правовых норм. Они, к слову, могут удачно дополнять те, которые мы только что назвали. Речь идет о подразделении правовых норм на диспозитивные, факультативные и императивные. Те, что относятся к первым, допускают некую свободу субъекта, ответственного за применение законных положений. Он может задать себе вопрос: следует ли реализовывать какую-то норму или допустимо не пользоваться этой возможностью? Факультативные нормы предполагают некий альтернативный сценарий, но не отказ от применения положения. Императивные, в свою очередь, не подразумевают иных вариантов, кроме тех, что прописаны в законе. Каким образом обе классификации коррелируют между собой? Все очень просто. Как правило, обязывающие и запрещающие нормы императивны или факультативны. Управомочивающие чаще всего диспозитивны.

Нормы права принимает общество

В демократических режимах существует порядок, при котором признаки правовой нормы включают такой параметр, как социальный характер происхождения. Это значит, что принятие того или иного закона прямым или опосредованным способом инициировано обществом. Оно соглашается на то, что его деятельность будут регулировать правовые нормы. Примеры, когда социум участвует в их установлении сам, — референдум, народный сход. Если речь идет об опосредованном способе участия общества в выработке соответствующих норм, то это чаще всего делегирование законотворческих полномочий через парламент.

Системность правовых норм

Совокупность правовых норм, принятых на уровне государственных институтов при участии общества, образует соответствующую систему. Она может включать источники, управляющие процессами на уровне самых разных социальных групп, в некоторых случаях совершенно не связанных между собой. Однако нормы правовых актов, стандарты и процедуры принятия законов, критерии их эффективности в этом случае будут иметь системную природу. Последняя является общей для источников регулирования с разной отраслевой или социальной направленностью.

Правовые нормы и государство

Каким образом государство участвует в строительстве и поддержке функционирования системы правовых норм, не считая обеспечения механизмов их принятия? Ответить на этот вопрос можно, взглянув на принцип разделения властей. Разработкой правовых норм занимается только одна из трех ветвей — законодательная. Но есть еще и исполнительная, а также судебная. Соответственно, роль государства — не только в издании правовых норм, но и в обеспечении их исполнения, а также разрешения в судебном порядке возможных споров по поводу трактовки тех или иных регулирующих положений.

Один из ключевых механизмов, в рамках которого осуществляется взаимодействие всех ветвей власти (а в особенности тех, что обеспечивают функцию исполнительной власти), — право принуждения. Государство обязывает исполнять предписания законов всех тех, для которых они релевантны. В странах с развитой правовой системой не допускается подменять закон иными правилами, имеющими происхождение вне институтов власти (за исключением случаев, когда это дозволяют сами правовые нормы). Примеры можно найти даже в российской практике. В частности, ГК РФ содержит норму, по которой подписание гражданско-правовых контрактов по установленным формам и стандартам может быть заменено деловым обычаем, сущность которого нигде четко не прописана — он основан на национальных традициях конкретного региона России. Но в общем случае гражданско-правовые нормы — это первостепенный источник стандартов поведения для общества или отдельных составляющих его групп.

В некоторых государствах главенствующую роль в правовом управлении общественными процессами играет не исполнительная и законодательная власть, а судебная. С чем это может быть связано? Прежде всего, со спецификой правовой системы, работающей в конкретном государстве, сущность которой, в свою очередь, определяется чаще всего культурно-историческими особенностями развития страны. Что это за системы? Рассмотрим их.

Романское и англо-саксонское право

Законы в разных странах могут работать в рамках несхожих систем. Однако в современном мире каждая из национальных совокупностей стандартов, определяющих сущность и действие правовых норм, так или иначе отражает одну из глобальных системных концепций законотворчества. Если говорить о развитых странах, то в них популярны две соответствующие системы — романо-германская и англо-саксонская. Каковы особенности каждой из них?

В рамках романо-германской системы в основе функционирования национальных правовых систем находятся кодифицированные источники. То есть законы, которые должны в достаточной, а в идеале — в исчерпывающей форме предписывать тем или иным объектам регулирования вести себя в рамках определенных правил. Это могут быть общие гражданско-правовые нормы, зафиксированные в отдельном кодексе. Или же, например, положения, регулирующие отношения в конкретных отраслях экономики. Кодифицируется в романо-германской системе также и любая уголовно-правовая норма.

Механизм, в рамках которого принимаются законы здесь, подразумевает главенствующую роль парламентских и исполнительных институтов власти. Правовые акты издаются только по факту прохождения определенного другими законами цикла обсуждений и согласований.

В чем особенности англо-саксонской модели? В том, что основной источник права в ней — судебный прецедент. Дело в том, что закон, как мы уже сказали выше, принимается либо самим обществом посредством референдума и схожих с ним механизмов, либо посредством делегирования социумом своих полномочий парламентским структурам. Но судебный прецедент имеет совершенно другие условия вступления в силу. Весь законотворческий процесс сводится к проведению судебного слушания. Как только выносится соответствующее постановление, оно становится источником, содержащим полноценные, подлежащие исполнению правовые нормы. Примеры стран, где работает англо-саксонская модель, — США, Англия, Канада.

В судебном прецеденте указывается, так же, как и в законе, объект регулирования. Как правило, это социальная группа, имеющая схожие признаки с фигурирующими в судебном процессе лицами — истцом, ответчиком или же обвиняемым. Рассмотрим пример.

Некий человек шел вечером по улице и нечаянно попал на территорию муниципальной школы города Джексонвилл. Охранник вызвал полицию, и гражданина арестовали по подозрению в умысле нанести школе какой-то ущерб. Состоялся суд, в котором соответствующий умысел не был доказан, однако человека признали виновным в нарушении существующих норм, запрещающих посягательство на муниципальную собственность. В результате появился прецедент следующего характера — в Джексонвилле недопустимо заходить на территорию муниципальных школ в вечернее время. Появляется обязательная к исполнению уголовно-правовая норма. Теперь жители этого американского города вынуждены быть особенно внимательными в ходе вечерних прогулок в районе соответствующих образовательных учреждений. Безусловно, судебные прецеденты есть и в романо-германской системе права. Однако они не имеют силу закона, а потому не могут использоваться вне судов. Они не общеобязательны, как в тех странах, где сильны англо-саксонские правовые традиции.

Многие юристы отмечают: границы между двумя системами права, о которых идет речь, имеют тенденцию к постепенному стиранию. В США, например, все большую значимость приобретают как раз-таки законы — те, которые принимаются парламентами штатов, или, если говорить о федеральном уровне, Конгрессом. Во многих европейских странах судебные прецеденты, несмотря на свое второстепенное значение при сопоставлении с законами, начинают играть все более весомую роль при решении спорных вопросов в аспекте правоприменительной практики, и де-факто часто выполняют функции официальных нормативных актов.

Правовые нормы и международные отношения

В рамках каких систем функционируют международно-правовые нормы при том условии, что на национальном уровне могут работать совершенно не схожие по ключевым принципам модели законотворчества? Собственно, основной акцент здесь делается на унификации процедур. Один из ключевых принципов международного права — императив норм, в одинаковой степени адекватно отражающих ход развития всего мирового сообщества в целом или отдельных регионов планеты, между которыми выстраиваются отношения в тех или иных сферах.

Другая особенность международных актов — целостность правоприменительного механизма. Она удачно дополняет императив, о котором идет речь. Общеобязательными сразу для нескольких стран могут быть только те акты, логика исполнения которых одинакова для всех случаев, то есть комплексна.

Один из главных документов, регулирующих международное право, — Венская конвенция от 1969 года. В нем, в частности, сказано, что отношения между странами следует выстраивать по принципу первостепенной значимости правовых норм, установленных на глобальном уровне. Национальное законодательство должно либо соответствовать положениям международного в тех сферах, где оно функционирует, либо подразумевать приоритет вторых в ходе правоприменительной практики. Если же государство, выстраивая законотворческую политику, этот принцип не соблюдает, то оно может быть исключено из соответствующей среды взаимодействия стран в правовом поле.

Другой важнейший документ — Декларация о принципах международного права, принятая в 1970 году. Он, в частности, является ярким примером нормативного акта, в котором имеется целостность принципов. В Декларации говорится, что участники международных отношений должны взаимодействовать, если речь идет о выработке нормативных положений, в рамках единых общепринятых подходов. Документ содержит принципы, не которые государствам следует ориентироваться. Рассмотрим их.

1. Принцип воздержания от применения силы одного государства против другого.

Территориальная целостность стран мира, равно как их политический суверенитет, должна гарантироваться международным правом. Возможное вмешательство в их дела военным методом должна быть согласована на уровне ООН.

2. Решение споров путями, которые не наносят вреда мировому сообществу.

Военные действия как метод решения споров не должны быть самоцелью. Государства обязуются в первоочередном порядке разрешать конфликты мирным путем.

3. Принцип отказа от вмешательства одних государств в дела других, способных решить проблемы в пределах собственной компетенции.

Если та или иная страна способна справиться со сложностями в одиночку, то международное право предполагает, что другие не будут навязывать ей свою помощь.

4. Государства должны проявлять тягу ко взаимному сотрудничеству.

Данный принцип подразумевает следование соответствующим положениям Устава ООН.

5. Народы имеют право на самоопределение, а также на равное положение.

Данная формулировка многими юристами понимается как наделение этносов ресурсом для формирования новых независимых государств.

6. Суверенные страны выстраивают отношения с другими на принципах равенства.

Предполагается, что одно государство не может иметь безоговорочного приоритета в решении каких-то спорных вопросов. Таковой может быть установлен только международным судом.

7. Государства должны выполнять свои обязательства, принятые в рамках взаимодействия с другими по стандартам ООН, добросовестно.

Важный нюанс: все вышеперечисленные принципы следует рассматривать в едином контексте. И потому государство, которое ведет международную деятельность в соответствии с Уставом ООН и иными источниками права, принятыми в этой организации, не может выбирать, каким принципам следовать, а каким — нет.

Конституционно-правовой аспект

Рассмотрим то, как организован процесс формирования источников права на высшем, конституционном уровне на примере механизмов, работающих в России. Каковы особенности законотворчества и исполнения законов, находящихся на верхней ступени в иерархии нормативных актов РФ?

Отметим, прежде всего, то, что конституционно-правовые нормы по своим ключевым признакам принципиально схожи с любыми другими (теми, что регулируют отдельные отрасли или социальные группы). То есть безотносительно того, какова конкретная классификация конституционно-правовых норм, все они будут обладать такими признаками, как общеобязательность, формальность, а также абстрактность. При этом исполнение установленных в них правил гарантируется государством.

В свою очередь, конституционно-правовые нормы также характеризуются целым спектром отличительных признаков. К таковым относятся:

— верхнее положение в иерархии источников права;

— большее количество общерегулятивных правил и принципов;

— учредительный характер норм (предполагается их раскрытие в дополнительных законах);

— специфика правоприменительной практики;

— природа объектов регулирования;

— незначительная роль санкционной части в структуре текста.

Классификация конституционно-правовых норм, принятая в России, предусматривает большое многообразие соответствующих нормативных актов. Вместе с тем в отношении каждого из них применим любой из вышеперечисленных пунктов.