Правовая защита участника ато

Правовой статус участников АТО

Антитеррористическая операция на востоке нашего государства продолжается уже не первый месяц и к сожалению, украинские силовые структуры несут потерь — есть как погибшие, так и раненые воины.

В этой статье показывается состояние отечественного законодательства, регулирующего предоставление различных видов льгот и государственной помощи военнослужащим, которые получили ранения и семьям погибших в ходе проведения АТО силовиков.

Во-первых, стоит отметить, участники АТО на сегодня приравнены к участникам боевых действий. Согласно п. 19 ст. 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», к лицам, которые принадлежат к участникам боевых действий относятся: военнослужащие Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лица рядового, начальствующего состава и военнослужащие Министерства внутренних дел Украины, других образованных соответственно законам Украины военных формирований, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, а также принимали участие в антитеррористической операции.

Во-вторых, необходимо очертить круг законов и подзаконных актов, которыми определяется объем льгот участников АТО и членов их семей. К таким нормативно-правовым актам относятся:

В случае гибели военнослужащего во время проведения АТО, согласно ст. 21 Закона Украины «О борьбе с терроризмом», установлено право членов его семьи и лиц, находившихся на его иждивении, единовременное пособие в размере 20 прожиточных минимумов (24 360 грн.), а также на возмещение расходов на погребение погибшего. Кроме того, данной семье выплачивается пенсия в связи с потерей кормильца , а также за ними сохраняются все льготы , которые имел погибший — на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д. Вместе с тем, часть 2 ст. 16 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» в случае гибели военного при исполнении им обязанностей военной службы предусматривает предоставление членам семьи, родителям, а также иждивенцам погибшего единовременного денежного пособия в размере 500 прожиточных минимумов (609 тыс. грн.). Таким образом, возникает правовая коллизия между двумя названными выше законами, каждый из которых устанавливает свой размер пособия. Для выяснения способов решения данной проблемы пришлось обратиться в департамент правового обеспечения Министерства обороны Украины. Департамент разъяснил, что лица, которые имеют право на получение пособия в случае гибели участника АТО, могут по собственному желанию выбрать, положениями которого из названных выше законов пользоваться для назначения им помощи. Поскольку помощь в размере 500 прожиточных минимумов больше, то целесообразнее руководствоваться положениями ст. 16 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Такие же противоречия в действующем законодательстве и о назначении помощи раненым в ходе АТО бойцам силовых структур, которые стали инвалидами. Предоставление им единовременной денежной помощи предусмотрено ст. 21 Закона Украины «О борьбе с терроризмом» (в размере 10 прожиточных минимумов для трудоспособного лица) и ст. 16 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» (250 прожиточных минимумов (304,5 тыс. грн.) — при установлении первой группы инвалидности и 200 (243,6 тыс. грн.) и 150 (182,7 тыс. грн.) — соответственно, при установке второй и третьей группы). Военнослужащий в данном случае также имеет право выбирать, какой именно вид помощи (по какому закону) ему должно быть назначено.

В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, во время проведения антитеррористической операции получила ранение, которое не повлекло за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере пяти прожиточных минимумов (установлено ст. 21 Закона Украины «О борьбе с терроризмом»). Вместе с тем, согласно части 7 Порядка назначения и выплаты одноразовой денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной потери трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих, военнообязанных и резервистов, которые призваны на учебные (или проверочные) и специальные сборы или для прохождения службы в военном резерве, утвержденного ПКМУ от 25 декабря 2013 г. № 975, в случае частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности единовременная денежная помощь выплачивается в зависимости от степени утраты трудоспособности, который устанавливается медико-социальными экспертными комиссиями, в размере, который определяется в процентах от:

— 70-кратного прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных человек (85 260 грн.) на дату установления степени утраты трудоспособности, — военнослужащему, получившему ранение (контузию, травму или увечье) при исполнении обязанностей военной службы, что привело к частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности;

— 50-кратного прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц (60 900 грн. ) на дату установления степени утраты трудоспособности, — военнослужащему срочной военной службы, который получил ранение (контузию, травму или увечье) в период прохождения им срочной военной службы, что привело к частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности.

Таким образом, исходя из еще одной законодательной коллизии, для получения единовременного пособия вследствие ранения, что не повлекло за собой наступления инвалидности, более целесообразно руководствоваться положениями ПКМУ от 25 декабря 2013 г. № 975.

Если в течение двух лет военнослужащему, военнообязанному и резервисту после первичного установления инвалидности или степени утраты трудоспособности без установления инвалидности при переосвидетельствовании будет установлено в соответствии с решением медико-социальной экспертной комиссии более высокую группу или другую причину инвалидности или больший процент утраты трудоспособности, что дает им право на получение единовременного денежного пособия в большем размере, выплата производится с учетом ранее выплаченной суммы.

Назначение и выплата единовременного пособия осуществляется в соответствии с положениями Постановления Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2013 г. № 975 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты одноразовой денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих, военнообязанных и резервистов, которые призваны на учебные (или проверочные) и специальные сборы или для прохождения службы в военном резерве» на основании документов, перечень которых приведен ниже.

В случае непредставления полного комплекта документов (например отсутствия свидетельства о смерти в случае гибели военнослужащего), оснований для назначения одноразовой помощи нет.

Порядок назначения и выплаты пособия:

1. Военнослужащие, которые имеют право на одноразовую помощь в случае ранения, обращаются к командованию воинской части, к которой они приписаны, с таким перечнем документов:

— заявлением о выплате одноразовой денежной помощи (стандартный бланк есть в воинской части);

— копией справки медико-социальной экспертной комиссии об установлении процента и причинной связи потери трудоспособности, или установленной инвалидности (выдается комиссиями МСЭК Министерства здравоохранения);

— копией справки военно-врачебной комиссии, свидетельства о болезни (выдается медицинскими учреждениями, где проводилось лечение);

— копией справки командира воинской части о причинах и обстоятельствах ранения (контузии, травмы или увечья), выдается в воинской части;

— выпиской из приказа командира воинской части об исключении из списков личного состава части, а для военнослужащих срочной военной службы — копией военного билета (для уволенных с службы);

— копиями страниц паспорта получателя единовременного пособия с данными о фамилия, имя и отчество и место регистрации;

— копией идентификационного кода получателя.

Члены семьи, родители или иждивенцы военнослужащего, который погиб в ходе проведения АТО для получения единовременного пособия должны подать в областной военный комиссариат по месту приписки погибшего следующие документы:

— заявление каждого совершеннолетнего лица, имеющего право на получение пособия, а в случае наличия несовершеннолетних детей — другого родителя о выплате одноразовой денежной помощи (стандартный бланк есть в военкомате);

— копию свидетельства о смерти военнослужащего (оригинал выдают органы ЗАГС по месту жительства);

— выписку из приказа об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части (предоставляет воинская часть);

— копию врачебного свидетельства о смерти (выдается семьи) и сообщения воинской части о смерти военнослужащего (направляется воинской частью военного комиссариата по месту жительства семьи);

— копию справки органа регистрации или соответствующего жилищно-эксплуатационного предприятия, организации или органа местного самоуправления о составе семьи военнослужащего;

— выписку из послужного списка личного дела о составе семьи военнослужащего (выдает воинская часть);

— копию свидетельства о браке — для выплаты пособия жене (мужу);

— копию свидетельства о рождении ребенка — для выплаты единовременной денежной помощи ребенку;

— копию свидетельства о рождении военнослужащего — для выплаты единовременной денежной помощи родителям погибшего (умершего);

— копии страниц паспортов совершеннолетних членов семьи с данными о фамилия, имя и отчество и место регистрации;

— копию идентификационного кода каждого члена семьи;

2. Все копии заверяются в военном комиссариате (воинской части), который принимает документы для выплаты единовременного пособия.

— комплект документов проверяется и направляется по принадлежности в Департамент финансов Министерства обороны Украины для рассмотрения их Комиссией Министерства обороны Украины по рассмотрению вопросов, связанных с назначением и выплатой единовременного пособия или соответствующего структурного подразделения центрального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство соответствующим подразделением, участвует в АТО;

3. Проверенные специалистами документы рассматриваются Комиссией и представляются Министру обороны Украины или руководителю другого соответствующего центрального органа исполнительной власти для принятия решения о назначении единовременного пособия;

4. После принятия решения Министром обороны Украины или руководителем соответствующего центрального органа исполнительной власти средства направляются до областного военного комиссариата (воинской части), в который были поданы документы, для выплаты единовременного пособия получателям. [1]

5. Единовременная денежная помощь выплачивается лицу путем ее перечисления уполномоченным органом на счет в учреждении банка, указанный получателем выплаты, либо через кассу уполномоченного органа.

Решение об отказе в назначении пособия может быть обжаловано в установленном порядке.

Кроме выплаты одноразовой денежной помощи военнослужащие, подвергшиеся ранений и контузий (в том числе, таких, которые обусловили присвоение группы инвалидности) в ходе АТО, имеют ряд льгот, перечень которых определен в ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»:

— бесплатное лечение, санаторно-курортное оздоровление, зубопротезирование;

— 75-процентная скидка платы за пользование жильем, коммунальными услугами, топливом для отопления дома;

— бесплатный проезд внутренне городским транспортом общего пользования;

— первоочередное обеспечение жилой площадью по необходимости улучшения жилищных условий и др.

Единственным правовым ограничением, которого могут понести такие лица в будущем, является невозможность их продолжать несение военной службы и службы в подразделениях других силовых структур по состоянию здоровья (кроме случаев, если военно-врачебной комиссией будет установлено восстановления трудоспособности и (или) снятия присвоенной группы инвалидности).

«Социальная и правовая защита участников АТО — реалии, перспективы, взаимодействие»

«Социальная и правовая защита участников АТО — реалии, перспективы, взаимодействие»

На такую тему в Днепропетровской облгосадминистрации (ДнепрОГА) состоялся круглый стол с участием социальных работников, правозащитников, общественных активистов, представителей власти. Обсуждались реалии и перспективы социальной защиты АТОшников. Заместитель директора Днепропетровского областного центра занятости Раиса Малоиваненко рассказала обо всех видах социальных услуг и материального обеспечения, которые предоставляет государственная служба занятости участникам АТО.

В Днепропетровской ОГА 15 декабря 2016 был проведен круглый стол «Социальная и правовая защита участников АТО — реалии, перспективы, взаимодействие».

Во встрече приняли участие заместитель председателя Днепропетровской ОГА Владимир Юрченко, начальник Восточного отдела Государственной службы Украины по делам ветеранов войны и участников АТО Алексей Корж, общественный активист ОО «Всеукраинская правозащитная организация «Юридическая сотня» Виктория Дубовенко, заместитель начальника ГУ Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области Наталья Корнийчук, заведующая центра реабилитации участников боевых действий Днепропетровского областного госпиталя ветеранов войны Елена Привал, заместитель областного военного комиссара Сергей Полуцыган, председатель общественного союза «Днепропетровская областная ассоциация объединений участников АТО» Иван Начовный, начальник отдела Первого днепропетровского местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи Ирина Мазана, заместитель директора Днепропетровского областного центра занятости Раиса Малоиваненко и др.

Целью мероприятия было привлечь внимание власти и общественности к проблемам участников АТО, а именно: правовая помощь, санаторно-курортное лечение, трудоустройство, бесплатное образование, психологическая помощь и адаптация к мирной жизни.

Открыл мероприятие заместитель председателя ОГА Владимир Юрченко. «Из Днепропетровщины в зону АТО ушло наибольше ребят — почти 25 000. Позиция ОГА принципиальная: военные защищают нас на передовой — мы защищаем их на мирной территории. Когда мы начали при ДнепрОГА Центр помощи участникам АТО, то поняли должны делать все необходимое для решения любого вопроса. Каждое обращение в Центр — отдельная человеческая судьба, история », — отметил он.

Заместитель директора областного центра занятости Раиса Малоиваненко доложила о новациях в законодательстве, касающихся повышению эффективного трудоустройства участников АТО. «С сентября 2016 участники боевых действий, которые принимали участие в АТО отнесены к категории граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, а инвалиды АТО имеют право на получение ваучера с целью повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда без выполнения требований ст. 30 ЗУ «О занятости населения». Данные нормы будут способствовать эффективному трудоустройству и предоставляют работодателям экономические преференции при приеме на работу лиц указанной категории », — отметила она. «Это та категория людей, которая требует особого внимания с точки зрения адаптации к условиям мирной жизни и интеграции в рынок труда», — подытожила Раиса Николаевна.

По окончании заседания круглого стола его участники согласовали план дальнейших совместных действий для оказания соответствующей поддержки и социальной помощи участникам АТО.

Правовая защита участника ато

Единый телефонный номер системы безоплатной правовой помощи в Украине

Помощь военнослужащим – основные вопросы

Сегодня мобилизация в Украине прямо или косвенно коснулась почти каждой семьи – у кого-то забрали мужа или брата, знакомые отправили на срочную службу или в зону АТО отца. Какой должна быть помощь военным от государства, и каким образом можно помочь призывнику, помогает разобраться центр правовой помощи «Правовой простор».

Если вас беспокоят любые вопросы по срочному призыву, несоответствия с законодательной базой, вы бы хотели уточнить, имеют ли право забирать на службу вашего ближайшего родственника, сеть правовых центров «Правовой простор» оказывает помощь военнослужащим.

Необходимо уточнить, что в указе Президента № 744/2014 содержится четкий запрет на прохождение службы призывниками срочной службы в районе проведения АТО.

Государство должно обеспечить призывника обмундированием (фуражка, китель, штаны), в зависимости от сезона. С подробным перечнем вещей можно ознакомиться в приказе Минобороны № 928.

Часто военнослужащих беспокоит вопрос – должен ли бронежилет быть новым? Он не обязательно должен быть новым, главное чтобы на нем не было повреждений, а липучки нормально функционировали.

Если к бронежилету не выдают разгрузочную систему, ее также следует потребовать. Точно так же стоит потребовать обменять каску и бронежилет, если их размер не подходит. В боевых условиях болтающаяся каска или сползший бронежилет обернутся ранением, в лучшем случае.

Солдатам важно знать, что если ему выдали форму, не соответствующую нормам, он вправе потребовать замену, обратившись к своему непосредственному командиру, либо же к вышестоящему командиру.

Часто у военнослужащих возникает вопрос: могут ли они потребовать замену износившегося обмундирования? Вопрос замены износившегося обмундирования достаточно спорный вопрос, поэтому лучше всего сверить его с законодательной базой.

Также стоит уточнить, что за умеренную порчу имущества, в частности, обмундирования, выданного государством, может последовать наказание. К примеру, если порча обмундирования произошлапо неосторожности, следует материальная ответственность в размере трех зарплат, а при умышленной порче – в полном объеме.

Правовые аспекты помощи военнослужащим

Военнослужащие, которые защищали нашу страну от агрессии, после возвращения домой пребывают в тяжелом состоянии. Даже если все обошлось и боец цел и невредим, его мучают страшные воспоминания и переживания.

Поэтому центр «Правовой простор», прежде всего, советует родным и близким солдат, которые вернулись из АТО, обратиться к психологу, специализирующемуся на посттравматическом синдроме.

Также очень важна правовая помощь военным Украины, поскольку зачастую сами они не могут или не хотят ничего и никому доказывать.

Первый, самый важный, вопрос это получение свидетельства участника боевых действий. Правовая помощь украинским военным в этом аспекте требуется очень часто, поскольку достаточно острой является проблема нарушения сроков по получению статуса участника боевых действий.

Правовая помощь военнослужащим Украины, которую предоставляет наш центр, призвана помочь бойцам собрать нужные документы, подсказать, по какому механизму оформляется данное свидетельство. В сложных ситуациях, когда солдат не может передвигаться, наши специалисты занимаются сбором документов самостоятельно.

Хотим подчеркнуть, что наша правовая помощь военнослужащим Украины предоставляется на бесплатной основе.

До участников АТО, а также семей военнослужащих, которые погибли во время боевых действий, важно донести информацию о том, что они имеют льготы на получение жилья. В частности, участники боевых действий имеют право получить жилье в первую очередь. Для инвалидов войны и членов семей погибших жилье предоставляется вне очереди. Однако стоит помнить о том, что на получение жилья претендуют и другие категории населения. Поэтому необходимо учитывать, что правовая помощь помогает отстоять права, когда имеет место их нарушение, а не обойти сформировавшуюся очередь.

Также наша правовая помощь военным доносит до военнослужащих тот факт, что за ними закреплено право на получение земельного участка. Эти земельные участки выделяются из фонда коммунальной собственности,предназначены как для строительства жилых домов, так и для фермерства и садоводства.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний момент для участников АТО выделено около 10 тысяч гектаров земли, процесс их выдачи идет, хотя и с некоторыми задержками.

Консультация у квалифицированного юриста поможет семье военнослужащего прояснить ситуацию с получением участка, собрать требуемые документы.

Очень часто правовая помощь военнослужащим нужна в связи с тем, что их увольняют с работы. Дело в том, что за людьми, которых мобилизовали, сохраняются рабочие места. Если военнослужащего уволили, это является грубым нарушением прав, которые нужно отстаивать. Помогут в этом деле сотрудники организации «Правовой простор».

В большинстве случаев разобраться в тонкостях военного законодательства неподготовленному человеку очень сложно, поэтому мы призываем обращаться за квалифицированной бесплатной помощью.

Юридические консультации военнослужащим

В центре «Правовой простор» предоставляется юридическая помощь военным по всем вопросам, которые волнуют бойца или его семью.

Одним из важнейших вопросов является разовая финансовая помощь семье погибшего военнослужащего в размере от 4263 до 609 тысяч гривен.

Юридическая помощь военнослужащим призвана не только проконсультировать, но и максимально помочь семьям собрать документы для получения финансовой выплаты.

Нашей задачей является донести до граждан, что финансовая помощь положена не только в случае смерти военнослужащего, но также при ранениях, контузиях, инвалидности, потере трудоспособности.

Один из аспектов, по которомутребуется юридическая помощь военным Украины, это предоставление отпусков. Часты случаи, когда в зоне АТО не проводится ротация более года, что в принципе недопустимо.

Продолжительность и частота отпуска регулируется соответствующими Законами Украины, перечитывать которые у солдат нет ни времени, ни возможности. Поэтому юридическая помощь военнослужащим Украины призвана разъяснить бойцам или членам их семей базовые права на отпуск.

Юридическая помощь украинским военным нашего центра может помочь военнослужащим, которые попали в сложную ситуацию. К примеру, бывают случаи, когда боец, при прохождении срочной службу заболел, поскольку ему выдали несоответствующее погоде обмундирование.

Вместо того, чтобы отправить на лечение, командир изъял у бойца военный билет, а банковский счет был заблокирован. Нашими юристами было составлено два иска: на возмещение материальной и моральной компенсации, сейчас дело рассматривается в суде и сопровождается нашим сотрудником.

Как вы можете судить, в нашей практике случаются тяжелые случаи, но юридическая помощь украинским военнослужащим оказывается всем без исключения.

Хотелось бы отметить, что наши консультации являются бесплатными, и призваны помочь военнослужащим добиться выполнения своих прав.

Участники АТО: правовой статус и льготы, установленные действующим законодательством Украины

В данной публикации рассмотрим некоторые особенности правового статуса и гарантии социальной защиты участников антитеррористической операции (АТО) и членов их семей.

Согласно Закону Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее по тексту – Закон) статус УБД может быть предоставлен военным, работникам Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии, СБУ, полицейским, работникам МВС, Службы внешней разведки, Государственной службы чрезвычайных ситуаций, Государственной пограничной службы, Госспецтрансслужбы, Управления госохраны, ГПтС, Госспецсвязи и других созданных в соответствии с законами Украины воинских формирований, которые:

  • принимали непосредственное участие в АТО;
  • обеспечивали ее проведение, находясь непосредственно в районах проведения АТО.

На получение указанного статуса так же вправе претендовать и участники добровольческих формирований, которые принимали непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах операции в период ее проведения, при условии, что в дальнейшем такие добровольческие формирования включили в состав ВСУ, МВД, НГУ или других созданных в соответствии с законами Украины воинских формирований и правоохранительных органов.

Кроме того, участниками АТО являются и гражданские лица — работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались и принимали непосредственное участие в операции в районах ее проведения в порядке, установленном законодательством.

Речь идет, прежде всего, о волонтерах, журналистах, а также о сотрудниках транспортных, строительных, спасательных, общественного питания и других предприятий, если соответствующий работодатель был официально привлечен к участию в проведении АТО. Эта категория лиц, согласно Закону, может претендовать на получение статуса участника войны.

Для оформления статуса УБД командиры (начальники) или другие руководители воинских частей, учреждений, заведений в месячный срок после завершения лицами выполнения заданий АТО в районах ее проведения обязаны предоставить на рассмотрение ведомственной комиссии документы, подтверждающие непосредственное привлечение военнослужащего к выполнению задач АТО в районах ее проведения.

Законодательством не предусмотрено какой-либо ответственности командира (начальника) воинской части за неподачу документов для оформления статуса УБД, однако, военнослужащий имеет право подать документы самостоятельно.

Комиссия принимает решение в течении месяца со дня поступления документов. В случае отказа можно обратиться повторно после принятия решения руководителя соответствующего органа, при котором создана комиссия, или же непосредственно в суд. Обратим внимание, что истцы в спорах, связанных с предоставлением статуса УБД, освобождены от судебного сбора.

Перечень льгот для лиц, получивших статус УБД, предусмотренный в ст. 12 ЗУ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» и содержит более 20 различных видов:

— бесплатное получение лекарств по рецептам врачей, первоочередное бесплатное зубопротезирование (за исключением протезирования из драгоценных металлов), обеспечение санаторно-курортным лечением или компенсация стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения, ежегодное медицинское обследование и диспансеризация с привлечением необходимых специалистов, первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях, аптеках и первоочередная госпитализация;

— 75-процентная скидка на плату за пользование жильем и коммунальными услугами в пределах средних норм потребления;

— бесплатный проезд всеми видами транспорта общего пользования, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных и междугородных маршрутов, в том числе внутрирайонных, внутри- и межобластных независимо от расстояния и места проживания;

— льготы по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет в соответствии с налоговым и таможенным законодательством;

Для детей погибших участников боевых действий предоставляется право на внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения и преимущественное право на поступление в профессионально-технические учебные заведения и на курсы для получения соответствующих профессий.

Участники боевых действий получают право на поступление по результатам ВНО или вступительных экзаменов (за их выбором), а лица, которые стали инвалидами вследствие участия в АТО, могут поступать по собеседованию.

Также, с 6 августа 2016 г. вступили в силу изменения в ЗУ «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», согласно которым в совокупный доход семьи не включается денежное обеспечение военнослужащих, принимающих участие в АТО, на время ее проведения.

Подытоживая, следует отметить, что, несмотря на ряд нормативных актов, регламентирующих социальную защиту участников АТО, на практике все же возникают трудности как в получении статуса УБД, так и в получении предусмотренных законодательством льгот. Консультация и помощь квалифицированного юриста избавит от возможных ошибок при оформлении документов и поможет в реализации законных прав и интересов.

Светлана Хомко

помощник юриста АО «АФ «Доминанта»

Опубликован Закон о защите участников АТО и Революции Достоинства

В соответствии с Законом лица, получившие во время событий на Майдане телесные повреждения, имеют право на статус пострадавших участников Революции Достоинства, если они обратились за медицинской помощью в период с 21 ноября 2013 до 30 апреля 2014 года.

Таким лицам выдается удостоверение «Пострадавший участник Революции Достоинства» и предоставляются льготы, аналогичные льготам для участников боевых действий.

Кроме того, документом предусмотрен статус инвалида войны для граждан, ставших инвалидами вследствие ранений или других повреждений здоровья, полученных от взрывчатых веществ, боеприпасов и вооружения на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия, и населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения, во время проведения АТО.

Ветеранам войны, пострадавшим участникам Революции Достоинства, которые имеют право на одновременное получение удостоверения участника боевых действий, инвалида войны, участника войны и пострадавшего участника Революции Достоинства, выдается только одно удостоверение по их выбору.

Напомним, Закон был принят Верховной Радой 14 ноября.

При подготовке законопроекта ко второму чтению из текста был исключен пункт, которым предоставлялся статус участника боевых действий лицам, принимавшим участие в Революции Достоинства.

Актуальные вопросы социальной и правовой защиты участников АТО

Участники АТО получат статус «участника боевых действий»

Участниками боевых действий в соответствии с пунктом 19 статьи 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» признаются:

военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники Вооруженных Сил Украины, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, работники Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины , Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО, а также работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались и принимали непосредственное участие в АТО в районах ее проведение в порядке, установленном законодательством.

Порядок предоставления статуса участника боевых действий этими лицам, категории таких лиц и сроки их участия (обеспечение проведения) в антитеррористической операции, а также районы антитеррористической операции определяет Кабинет Министров Украины.

В соответствии с требованиями пункта 2 Порядка предоставления статуса участника боевых действий лицам, защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины статус участника боевых действий предоставляется: военнослужащим (резервистам, военнообязанных ‘связанным) и работникам Вооруженных Сил, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, Госспецтрансслужбы, лицам рядового и начальствующего состава, военнослужащим, работникам МВД, Управления государственной охраны, Госспецсвязи, ДСНС, ГПтС, военных формирований, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах проведения антитеррористической операции.

Документы о непосредственном привлечении к выполнению задач АТО в районах ее проведения, направления (прибытия) в командировку в районы проведения АТО, их пребывания в таких районах с целью выполнения задач по защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины путем непосредственного участия в АТО, обеспечении ее проведения (выписки из приказов, директив, распоряжений, удостоверений, журналов боевых действий, боевых донесений, дислокаций, книг нарядов, графиков несения службы, отчетов, сводок, донесений, материалов специальных (служебных) расследований по фактам получения ранений).

Решение о предоставлении статуса участника боевых действий принимается межведомственной комиссией по вопросам рассмотрения материалов о признании участниками боевых действий (далее — межведомственная комиссия), которая образуется Государственной службой по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции с включением в ее состав специалистов Минобороны, МВД, Национальной гвардии , СБУ, Службы внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецтрансслужбы, Управления государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, ДСНС, ГПтС, военных формирований. В состав межведомственной комиссии могут включаться специалисты других государственных органов и представители общественных организаций.

Для предоставления статуса участника боевых действий командиры (начальники) воинских частей (органов, подразделений) или другие руководители учреждений, заведений в месячный срок после завершения лицами выполнения задач антитеррористической операции в районах ее проведения обязаны представить на рассмотрение комиссий, образованных в министерствах, других центральных органах исполнительной власти или других государственных органах (далее — комиссия), в подчинении которых находились военные части (органы, подразделения), учреждения и заведения, в составе которых проходили службу или работали лица, справки по форме согласно приложению 1 и документы, является основанием для предоставления лицам статуса участника боевых действий.

Комиссии изучают документы и подают их на рассмотрение межведомственной комиссии, а в случае отсутствия оснований, подтверждаются документами, возвращают их в воинские части (органов, подразделений), учреждений, заведений с целью дальнейшей доработки.

Межведомственная комиссия рассматривает документы, присланные комиссией, и в случае необходимости заслушивает объяснения лиц, в отношении которых они представлены, свидетелей, представителей государственных органов и в месячный срок со дня поступления документов принимает решение о предоставлении статуса участника боевых действий, о чем информирует комиссию.

В случае непредставления командиром (начальником) воинской части (органа, подразделения) или другим руководителем учреждения, заведения в комиссию или руководителем предприятия, учреждения, организации в межведомственную комиссию документов, необходимых для предоставления статуса участника боевых действий, лицо может самостоятельно обратиться в таких комиссий.

Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.

Каков порядок предоставления отпусков участникам АТО?

Порядок предоставления отпусков военнослужащим определен статьей 10-1 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Согласно указанной статье в особый период с момента объявления мобилизации до времени введения военного положения или до момента принятия решения о демобилизации предоставления военнослужащим ежегодных основных отпусков осуществляется при условии одновременной отсутствия не более 30 процентов общей численности военнослужащих определенной категории соответствующего подразделения.

Военнослужащим предоставляются ежегодные основные отпуска с сохранением денежного, материального обеспечения и предоставлением денежной помощи на оздоровление в размере месячного денежного обеспечения.

Продолжительность ежегодного основного отпуска для военнослужащих, имеющих выслугу в календарном исчислении до 10 лет, составляет 30 календарных дней; от 10 до 15 лет — 35 календарных дней; от 15 до 20 лет — 40 календарных дней; более 20 календарных лет — 45 календарных дней.

Время для проезда к месту проведения указанного отпуска и обратно не предоставляется. Праздничные и нерабочие дни при определении продолжительности ежегодных основных отпусков не учитываются.

Ежегодный основной отпуск предоставляется в течение календарного года.

Военнослужащим, принятым на военную службу по контракту, продолжительность ежегодного основного отпуска в году начала военной службы исчисляется из расчета 1/12 части продолжительности отпуска, на которую они имеют право, за каждый полный месяц службы до конца календарного года.

В особый период во время действия военного положения военнослужащим могут предоставляться отпуска по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам с сохранением денежного довольствия продолжительностью не более 10 календарных дней.

Предоставление военнослужащим в указанные выше периоды других видов отпусков, кроме отпусков военнослужащим-женщинам в вязкую по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а в случае если ребенок нуждается в домашнем уходе, — продолжительностью, определенной в медицинском заключении , но не более чем до достижения им шестилетнего возраста, а также отпусков по болезни или для лечения после тяжелого ранения по заключению (постановлением) военно-врачебной комиссии, прекращается.

Начисляются ли участникам АТО штрафные санкции и пеня по кредитным обязательствам?

В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» военнослужащим с начала и до окончания особого периода, а резервистам и военнообязанным — с момента призыва по мобилизации и до окончания особого периода штрафные санкции, пеня за невыполнение обязательств перед предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, в том числе банками, и физическими лицами, а также проценты за пользование кредитом не начисляются.

На сайте Министерства обороны есть образец письма, которое рекомендовано направить банка (https://www.mil.gov.ua/content/other/example_bank.pdf).

Могут ли уволить участника АТО с работы?

Согласно требованиям части 3 статьи 119 Кодекса законов о труде Украины, за работниками, призванными на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка производится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Должны ли участникам АТО выплачивать зарплату по основному месту работы?

Согласно части 3 статьи 119 Кодекса законов о труде Украины За работниками, призванными на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении , организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка производится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Какую сумму единовременного пособия должны выплатить после демобилизации?

Этот порядок, к сожалению, еще не определен.

Одноразовая денежная помощь не выплачивается военнослужащим, которые по состоянию на 16 марта 2014 проходили службу на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя и в установленном порядке не продлили ее прохождения за пределами временно оккупированной территории Украины.

Какими льготами пользуются участники АТО и члены его семьи? Какие льготы у участников АТО будут в будущем?

3) бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения. Порядок предоставления путевок, размер и порядок выплаты компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения определяются Кабинетом Министров Украины;

5) 75-процентная скидка платы за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и другими услугами) и сжиженным баллонным газом для бытовых нужд в пределах средних норм потребления.

Площадь жилья, на которую предоставляется скидка, при расчетах платы за отопление составляет 21 кв. метр отапливаемой площади на каждое лицо, которое постоянно проживает в жилом помещении (доме) и имеет право на скидку платы, и дополнительно 10,5 кв. метра на семью.

14) первоочередное обеспечение жилой площадью лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, первоочередной ремонт жилых домов и квартир этих лиц и обеспечение их топливом.

Участники боевых действий, получивших ранения, контузию или увечье во время участия в боевых действиях или при исполнении обязанностей военной службы, обеспечиваются жилой площадью, в том числе за счет жилой площади, передаваемой министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями в распоряжение местных советов и государственных администраций, — в течение двух лет со дня взятия на квартирный учет.

15) получение ссуды на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт жилых домов и подворных зданий, присоединение их к инженерным сетям, коммуникациям, а также ссуды на строительство или приобретение дачных домов и благоустройство садовых участков с погашением ее в течение 10 лет начиная с пятого года после окончания строительства.Указанные ссуды предоставляются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;

16) первоочередное право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, стоянок для транспортных средств и их техническое обслуживание, в садоводческие товарищества, на приобретение материалов для индивидуального строительства и садовых домов;

17) бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом, независимо от наличия железнодорожного сообщения, или проезд один раз в год (туда и обратно) указанными видами транспорта с 50-процентной скидкой;

18) по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет в соответствии с налоговым и таможенным законодательством;

19) внеочередное пользование всеми услугами связи и внеочередное установление на льготных условиях квартирных телефонов (оплата в размере 20 процентов от тарифов стоимости основных и 50 процентов — дополнительных работ).Абонементная плата за пользование телефоном устанавливается в размере 50 процентов от утвержденных тарифов;

20) первоочередное обслуживание предприятиями, учреждениями и организациями службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, междугородного транспорта;

21) внеочередное устройство в учреждения социальной защиты населения, а также на обслуживание службами социальной защиты населения на дому. В случае невозможности осуществления такого обслуживания учреждениями социальной защиты населения возмещаются расходы, связанные с уходом за этим ветераном войны, в порядке и размерах, установленных действующим законодательством;

22) участникам боевых действий на территории других государств предоставляется право на внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения и преимущественное право на поступление в профессионально-технические учебные заведения и на курсы для получения соответствующих профессий.

Льготы по плате за жилье, коммунальные услуги и топливо, предусмотренные пунктами 4 — 6 настоящей статьи, предоставляются участникам боевых действий и членам их семей , проживающих вместе с ними, независимо от вида жилья или формы собственности на него.

Площадь жилья, на которую начисляется 75-процентная скидка платы, предусмотренная пунктами 4 и 5 части первой настоящей статьи, определяется в максимально возможном размере в пределах общей площади жилого помещения (дома) согласно нормам пользования (потребления), установленными этими пунктами, независимо от наличия в составе семьи лиц, не имеющих права на скидку платы.

Если в составе семьи есть лица, которые имеют право на скидку платы в размере меньше 75 процентов, сначала вычисляется в максимально возможном размере 75-процентная соответствующая скидка платы.

Участникам боевых действий пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание или государственная социальная помощь, которая выплачивается вместо пенсии, повышаются в размере 25 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Ежегодно до 5 мая участникам боевых действий выплачивается разовая денежная помощь в размере, определяемом Кабинетом Министров Украины в пределах бюджетных назначений, установленных законом о Государственном бюджете Украины.

Если есть тяжелые семейные обстоятельства, могут ли участники АТО получить отпуск во время участия в АТО?

В соответствии со статьей 10-1 «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» в особый период во время действия военного положения военнослужащим могут предоставляться отпуска по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам с сохранением денежного довольствия продолжительностью не более 10 календарных дней.

Статус «добровольцев»

Порядок получения статуса участника боевых действий« добровольцами».

Какой статус «добровольцев», которые погибли в зоне проведения антитеррористической операции.

В соответствии с пунктом 19 статьи 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» участниками боевых действий признаются:

военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, работники Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины , Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции, а также работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции в районах ее проведение в порядке, установленном законодательством.

Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, категории таких лиц и сроки их участия (обеспечение проведения) в антитеррористической операции, а также районы антитеррористической операции определяет Кабинет Министров Украины.

20 августа 2014 постановлением Кабинета Министров Украины № 413 (далее — Постановление) утвержден Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения.

Районы проведения антитеррористической операции и сроки ее проведения определяются антитеррористическим центром при СБУ.

Решение о предоставлении статуса участника боевых действий принимается межведомственной комиссией по вопросам рассмотрения материалов о признании участниками боевых действий, которая образуется Государственной службой по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции с включением в ее состав специалистов Минобороны, МВД, Национальной гвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецтрансслужбы, Управления государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, ДСНС, ГПтС, военных формирований. В состав в межведомственной комиссии могут включаться специалисты других государственных органов и представители общественных организаций.

На сегодня «добровольцы» , из числа которых были сформированы специальные подразделения территориальной обороны, не имеют четко определенного юридического статуса, в связи с чем указанные лица остаются незащищенными (действующим законодательством не предусмотрено признание указанной категории лиц участниками боевых действий, а потому они лишены льгот и выплат в случае ранения или гибели).

В связи с этим подготовлен проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты » о признании участниками боевых действий лиц, которые в составе добровольческих формирований территориальной обороны были привлечены государственными или общественными организациями или самоорганизовались для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции.

Проектом закона предусматривается дополнить ЗУ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», добавив к списку участников боевых действий лиц, которые в составе добровольческих формирований территориальной обороны были привлечены государственными или общественными организациями или самоорганизовались для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции, которые стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при непосредственном участии в антитеррористической операции, или обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции с 14.04.2014 до момента включения таких добровольческих формирований в состав ВСУ, МВД, Нацгвардии, а также предоставить членам их семей в случае потери кормильца (гибели, признания безвестно отсутствующим или ставший инвалидом) статус членов семей участников боевых действий.

В проекте также предлагается определить статус лиц, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при обеспечении проведения антитеррористической операции (волонтерской деятельности на территории проведения антитеррористической операции), находясь непосредственно в районах антитеррористической операции.