Правонарушения школьников

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций «Подросток» и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). «Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера«, – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление».

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» во многих образовательных учреждениях созданы отряды «Юные друзья полиции». Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях «Службы примирения». Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. «Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики«, – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной «Службы примирения» в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: «Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные «Службы примирения». Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое«.

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как «Совет отцов» и «Совет бабушек» создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, «Школьный совет отцов» организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. «Школьный совет бабушек» – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

«Советы профилактики правонарушений» в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

«Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается «под ковром». Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели«.

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. «В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями«, – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. «Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще«.

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: «У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны«. Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

«Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы«, – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. «Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами«, – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: «Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен«.

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. «Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания» – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

Новости по теме:

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

Классный час «Правонарушения – дорога в пропасть»

Цель классного часа:

  • расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”.
  • развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в рамках воспитательно – образовательной программы “Я – гражданин России”
  • Оборудование: мультимедийный проектор.

    ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Ничто мы так плохо не знаем, как то,
    что каждый должен знать, – закон.

    Мудрый человек, известный историк Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911) говорил: “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”. (Слайд № 2) Но сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.

    Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! (Слайды 3-5)

    По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. (Слайд № 6)

    Некоторые из них, перед тем как совершить преступление, выпили пива или стакан водки. Те, кто употребляют алкоголь, уносят жизни других людей и садятся за преступления в тюрьму. Или сами погибают. Каждый год от употребления алкоголя в России погибает около 700 тысяч наших граждан. (Слайд№7)

    Скажете не такая страшная “картина”?! Вдумайтесь в эти цифры! (Слайд № 8)

    Эти ребята заняты делом. Они не курят, не пьют и не принимают наркотиков. (Слайд № 9)

    А эти уже отбывают сроки – каждый по своему “делу”. А ведь некоторым исполнилось только 14 лет. (Слайд № 10)

    Послушайте, пожалуйста, одну историю: (Слайд № 11)

    В подъезде дома шло бурное веселье. Группа подростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый. Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Именинник глотнул стакан пива и вынул нож. Решил показать свою “крутость”. И показать так, чтобы соседи “всё поняли”. Те поняли… и вызвали милицию. Оперативная группа приехала мгновенно. К удивлению милиционеров “самый крутой” отказался отдать нож, начал оскорблять их и оттолкнул сержанта.

    Как Вы думаете, какие деяния совершили подростки? (Слайд № 12)

    Ребята искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. “А за что? – начал один из них. – Ну, выпили – так ведь день рождения…” (Слайд № 13)

    Дежурный протянул ему книжицу. Она называлась Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Книжка была открыта на странице, где напечатана статья 20.1. Ее название – “Мелкое хулиганство”. И вот тут “самый крутой” зашумел: “Вы не имеете права. Мы несовершеннолетние…” (Слайды № 14-15)

    Милиционер с интересом посмотрел на “борца за народные права”. “Именинничек? – поинтересовался он.– Вот тебе другая книжечка. В ней о тебе” – и протянул ему Уголовный кодекс Российской Федерации. Книжка была открыта на статье 213. Статья называется “Хулиганство”. (Гиперссылка на Слайд № 27)

    Из уголовного кодекса Российской Федерации.
    Статья 213. Хулиганство (в сокращении)

      Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:

    а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия… – наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

  • То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,–наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
  • К тому же оказалось, что уголовная ответственность за действия, совершённые именинником, наступает с 14-летнего возраста. Если вину подростка докажут в суде, это будет означать, что он совершил преступление и его ждет уголовное наказание

    Как Вы думаете, с какого момента для именинника началось его “падение в пропасть”?

    Потом милиционер объяснил, что все другие “участника банкета” совершили административное правонарушение. Но ответственность за административное правонарушение за мелкое хулиганство наступает с 16 лет. Поэтому отвечать за поведение своих детей будут отвечать их родители по статье 5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях. На них будет наложено административное наказание. (Слайд № 16 с переходом по гиперссылке на слайд № 26)

    Из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

  • Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа… или административный арест на срок до 15 суток
  • Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа…
  • Постарайтесь объяснить, почему для подростков (за исключением именинника) такое “празднование” дня рождения обернулось административным правонарушением их родителей.

    – Как Вы считаете, началось ли для друзей их “падение в пропасть”? (возврат на

    А вот у самого именинника дела обстояли совсем плохо. Из дежурной части милиции его не отпустили. Поместили в изолятор временного содержания. Потом его переведут в следственный изолятор. Потом будет судебное разбирательство. (Слайд № 17)

    Причина – совершено опасное правонарушение. Оно опаснее, чем административное.

    Поэтому описание такого правонарушения находится в самом строгом кодексе – Уголовном. Все деяния, которые описаны в нём, называются преступлениями.

    Вот такой получился день рождения…(Слайды № 18-19)

    Милиция действовала по закону. В Уголовном кодексе РФ сказано о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае такое нарушение сопровождалось угрозой применения насилия. Было применено оружие. Всё это будет изложено в уголовном деле. Вину подростка установит суд.

    Как Вы думаете, какие качества “именинника” привели его на скамью подсудимых?

    Что могло быть причиной такого его поведения в подъезде?

    Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.

    Само слово “правонарушение” состоит из двух частей – “право” и “нарушение”. Означает оно нарушение закона, права. Но законов много. Поэтому и наступают такие разные последствия правонарушений – кому административные штрафы, а кому – лишение свободы. (Слайд№20)

    • Все “участники банкета” стали правонарушителями. Но один из них совершил особое правонарушение – преступление.
    • Получается, что правонарушение – это любое нарушение закона. А преступление – это нарушение уголовного закона. Все преступления описаны в Уголовном кодексе.
    • Таким образом, преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.

    Мнение специалистов: “Тот, кто не в ладах с законом, портит себе всю дальнейшую жизнь, а многие рано и бесследно погибают”. (Слайд №21) Доказательство этому мнению – фото на Слайде 22. Отслежена судьба 13 подростков, запечатленных на фото: четверо из них попали в исправительное учреждение за кражи, в том числе из школьных раздевалок. Двое – за грабёж, трое – за вымогательство денег у младших и за драки. Двое – за ношение холодного оружия (ножей), один – за нанесение телесных повреждений, ещё один – за убийство. Десять из них совершили преступления в пьяном виде. Трезвыми были только воришки. Крали для того, чтобы…выпить. Курили все.

    Удалось частично отследить судьбы некоторых из этих воспитанников.

    Одиннадцать человек вскоре повторно совершили преступления и попали в колонии. Не дожив до двадцати пяти лет, трое погибли в пьяных драках, а пятеро умерли от инфекционных болезней и пьянства.

    “Шалунов”, играющих с законом, немало и сейчас. Они знают, что возраст уголовного наказания наступает с 14 лет. Веря в свою безнаказанность, они ничего не слышали о спецшколах, которые, к сожалению, не пустуют.

    Конечно, Вас лично всё это не касается. Поэтому просто поразмышляйте о судьбах этих подростков с фото.

    Есть ли у Вас такие знакомые? Что бы Вы им посоветовали?

    Не забудьте, что, к сожалению, в России существуют и женские воспитательные колонии для несовершеннолетних.

    Познай людей и самого себя (Слайд № 23)

    Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:

    • Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
    • Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
    • Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
    • Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
    • Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал бы я это или нет?
    • Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?

    Подведение итогов. (Слайд № 24) Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.

    Ребята, знайте, что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. Берегите себя и близких. Звучит песня “Я люблю тебя жизнь” Марка Бернеса. (Слайд № 25, включить песню Марка Бернеса по гиперссылке) (гиперссылка на Слайды № 30-34).

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

    Поведение человека в обществе регулируется различными нормами — прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом — одна из важных граней понятия «ответственность».

    Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? Какие виды «детской» ответственности существуют и в чем они выражаются? О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня.

    Сначала разберемся в терминах. К примеру, чем отличаются правонарушение и преступление, что тяжелее? Правонарушение — прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни, оно выражается в несоблюдении правовой нормы. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения — преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

    Существует несколько видов юридической ответственности:

    Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но является прямым следствием совершения правонарушения.

    Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. (Статья 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

    Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за отдельные преступления. А именно: за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ).

    Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Перечень административных правонарушений закреплен в особенной части КоАП РФ. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

    К правонарушителям могут применяться следующие виды наказаний: 1) предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме;

    2) административный штраф, для граждан устанавливается в размере 0,1-25 от минимального размера оплаты труды;

    3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — их принудительное изъятие;

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (принудительное, безвозмездное изъятие);

    5) лишение специального права (лишение водительских прав), предоставленного физическому лицу на срок от 1 месяца до 2 лет;

    6) административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток;

    7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета, назначается судьей;

    Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

    Положение о комиссии по делам несовершеннолетних даёт перечень этих мер:

    1. Обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

    2. Вынести предупреждение.

    3. Объявить выговор или строгий выговор,

    4. Возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб.

    5. Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф.

    6. Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.

    7. Передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу.

    8. Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

    Многие подростки считают, что до тех пор, пока им не исполнится 16 лет, никакого наказания не будет… Но это не значит, что их не направят в Центр временной изоляции для несовершеннолетних преступников. К тому же, подросток обязательно встанет на учет в полицию. При достижении призывного возраста направляется в военкомат сообщение о том, что подросток стоит на учете. Соответственно, там он тоже будет поставлен на специальный учет, и никогда не пойдет служить в элитные войска.

    Составить протокол о правонарушении может и полиция. За совершение административного проступка могут задержать. Но срок задержания не может превышать трёх часов. Об этом немедленно должны уведомляться законные представители несовершеннолетнего. Несовершеннолетние в случае задержания должны содержаться отдельно от взрослых лиц. По истечении трёх часов должны отпустить, но если несовершеннолетний прибыл в состоянии опьянения – три часа отсчитываются с момента вытрезвления.

    За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.

    Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних. Она наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т. д. Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если причинен вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

    Если виновному лицу нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый вред будут нести родители или опекуны.

    Если виновному лицу от 14 до 18 лет – он сам должен будет возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если нет заработка или его недостаточно – возмещать будут родители или опекуны.

    К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что если несовершеннолетний и его родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может обратиться в суд с иском к несовершеннолетнему и/или к его родителям. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сам истец и ответчик.На родителей, лишенных родительских прав, суд может возложить ответственность в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

    Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. Она может применяться, только если несовершеннолетний работает по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т. д.). Существуют только три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако если ты причинишь вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба. Указанные три меры ответственности налагаются приказом работодателя. Его можно обжаловать в трудовую инспекцию.

    Юрисконсульт отделения сопровождения замещающих семей — Хроменкова О.С. 8(3439) 25-74-73

    Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

    Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

    Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

    На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.

    Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.

    Правонарушения несовершеннолетних:

    — нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;

    -незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;

    -употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;

    -деятельность и поступки, представляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;

    -управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;

    -управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;

    -нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;

    — заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;

    — пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;

    — появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.

    Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной. Наказание за правонарушение может быть следующим:

    · обязательные работы (общественные работы);

    · конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;

    Советы родителям несовершеннолетних детей

    Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи.

    Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет. И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

    Незнание закона не освобождает Вас от ответственности.

    Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

    Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

    Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

    Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.

    Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

    Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

    Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

    Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

    Выделяют следующие стадии отличного от нормы поведения подростков:

    — неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

    — порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

    — девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.);

    — предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

    — противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

    В таком случае важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:

    1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.

    2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.

    3. Родителям не ставить детей на второе место после карьеры.

    4. Родителям правильно воспитывать своих детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга.

    5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам.

    6. Родителям стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.

    Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

    Ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны.

    «Незнание законов не освобождает от ответственности»

    Автор: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Красногвардейский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи»

    В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения числа правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

    Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферу организованной преступности втягиваются несовершеннолетние.

    Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретённые в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и, как результат, – к росту преступности и рецидивам.

    «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Каждый из нас проживает среди людей, совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития – музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может всё и в этот момент способен на многое. Однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнание уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчёт своим действиям могут привести к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно несовершеннолетними совершаются более 145 тысяч преступлений, в результате чего каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в воспитательные колонии.

    Центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым систематически проводятся беседы с учащимися школ, направленные на профилактику преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. В ходе мероприятий обсуждаются проблемы преступности среди несовершеннолетних, учащимися при помощи специалистов по социальной работ разбираются различные ситуации, где необходимо определить виды ответственности за различные противоправные деяния.

    Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Мы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности. Напряженная обстановка в обществе может быть высокой, отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам человек. И если он совершил преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. Так что же он выбирает? Закон и порядок или хаос и анархию? Раз человек выбираете закон и порядок, то не должен забывать, что выбранный им путь законопослушных граждан потребует от него самого неукоснительного соблюдения и выполнения всех моральных норм и законов общества.

    «Правонарушения и ответственность за них»

    Автор: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Красногвардейский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи»

    Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть административными и уголовными.

    Теоретически каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предсказать последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои последствия своих поступков. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

    Согласно нормам действующего законодательства в России несовершеннолетними лицами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, поскольку законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний.

    Проблемы подростковой преступности в России следующие: исходя из статистических сведений, полученных в результате расследования дел несовершеннолетних, совершивших преступления, установлено:

    — лица, не достигшие возраста совершеннолетия, легко подпадают под дурное влияние лиц, которые преследуют корыстные цели;

    — большое число преступлений совершается подростками, объединившимися в группы;

    — подростки из неблагополучных семей легче соглашаются на совершение преступного деяния;

    — юридическая безграмотность и уверенность в своей безнаказанности существенно способствует подростковой преступности.

    Необходимо помнить, что способность предвидеть последствия своих поступков окончательно дозревает у девочек к 18, а у мальчиков к 20 годам. Но этому предвидению детей необходимо учить с 3-5 лет. Уже в 5-6-летнем возрасте дети обычно понимают, что можно делать, а за что их накажут. Чего не скажешь о формировании целостной картины общественных ценностей. Тем не менее, на законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.

    Принимая во внимание все вышесказанное, специалистами по социальной работе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым проводятся мероприятия для учащихся школ. С учениками проводятся беседы и тренинги на тему: «Правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них», направленные на формирование умений учащихся школьных заведений выбирать правильную позицию и уметь её отстаивать; учащихся знакомят с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения морали; специалисты моделируют ситуации, развивают умения несовершеннолетних находить пути выхода из сложившихся сложных ситуаций, выражать свои взгляды, отстаивать свою позицию, умение сказать «НЕТ», работать в группе, вести дискуссию.

    Подросток, правонарушение, ответственность

    Автор: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Красногвардейский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи»

    Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает, что совершаемые им противоправные деяния порой ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

    Специалисты по социальной работе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым в городских, поселковых, сельских клубах, на родительских собраниях в школах с родителями и детьми проводят групповые мероприятия по темам: «Правонарушения среди подростков. Ответственность родителей», «Ответственность за совершенные правонарушения».

    В ходе бесед специалисты рассказывают о видах правонарушений, основных пунктах административной и уголовной ответственности. Напоминают родителям несовершеннолетних детей их права и обязанности; какие административные наказания могут быть применены к родителям, которые недобросовестно относятся к исполнению своих родительских обязанностей; в каких случаях родители несут уголовную ответственность. Специалисты в ходе занятий настоятельно рекомендуют родителям контролировать свободное время подростков, больше времени проводить со своими детьми, по максимуму заполнять свободное время несовершеннолетних посещением кружков, секций по интересам, с целью реализации своих потребностей и возможностей и развития зоны успешности.