Права ребёнка и их защита особенности правового статуса несовершеннолетних

Урок обществознания «Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка»

Цели урока

  • обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей является Конвенция о правах ребенка;
  • продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, умения извлекать необходимую информацию из исторического источника, продолжить работу по формированию понятийного аппарата;
  • воспитывать чувство гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам других людей.

Средства обучения: учебное пособие «Обществознание. 7 класс» А.Ф. Никитин; Извлечения из Конвенции по правам ребенка (Приложение 1), презентация «Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка.» (Приложение 2); мультимедиасистема.

Тип урока: комбинированный, мультимедиа урок.

Ход урока

I. Организационный момент

Домашнее задание: урок № 3 учебника, с.17-19

Целевая установка урока:

  • тема урока:
  • повторить все, что было изучено на предыдущих уроках;
  • изучить новую тему.

II. Повторение ранее изученного

Цель повторения:

  • привести в систему знания, полученные ранее;
  • работать над понятиями, схемами, таблицами, все необходимое для подготовки к экзамену ЕГЭ.

1) Заполните пропуски в схеме: Слайд 3

2) Составьте логические пары из определений и раскройте их: Слайд 4

3) Заполните пропуски в схеме: Слайд 5

4) Соотнесите виды прав человека и их проявление: Слайд 6

Опрос по домашнему заданию:

  1. О чем мы говорили на прошлом уроке?
  2. Раскройте понятие «обязанности».
  3. Перечислите основные конституционные обязанности гражданина РФ.
  4. Объясните, зачем соблюдать обязанности?. Докажите это на конкретных примерах.
  5. Подумайте, есть ли связь между правами человека и его обязанностями? Какая?

III. Переход к изучению нового материала

На предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.

Почему? Как вы думаете? Почему дети нуждаются в особой защите?

Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка.»

Мы должны с вами сегодня:

  • познакомиться с Конвенцией о правах человека;
  • выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
  • продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы

IV. Изучение нового материала

1. История принятия Конвенции о правах ребенка.

Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом….

Вспомните, что такое декларация?

Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 г.г. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.

Так что же такое конвенция?

Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.

Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права.

2. Изучение Конвенции о правах человека.

Конвенция о правах ребенка состоит из:

  1. Преамбулы (вступительная статья к документу)
  2. Часть I (собственно статьи)
  3. Часть II (специальные статьи для стран участниц Конвенции)

Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком?

Какие же виды прав содержит в себе Конвенция?

Работа с текстом Конвенции. Данные заносим в таблицу Приложение 3 Слайды 10-16

3. Международные организации по защите прав детей.

Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:

  • ООН;
  • Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди;
  • «Движение без границ»,
  • российские правозащитные организации;
  • уполномоченный по правам ребенка П. Астахов.

И не случайно, что подобных организаций много, поскольку в современном мире по словам П. Астахова «ценность детской жизни падает на глазах».

V. Закрепление изученного на уроке.

В завершении еще раз поговорим с вами о значении этого документа.

  • Почему Конвенции о правах ребенка придается большое значение?
  • Могут ли права ребенка быть равными правам взрослых?
  • Кто из взрослых, по вашему мнению, в большей степени заинтересован в реализации положений Конвенции?
  • Только ли о своих правах должны помнить дети?

В заключении хотела бы провести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» Слайд 21

Проверка и оценивание ЗУНков: На этапе актуализации знаний и по итогам работы на уроке.

Рефлексия деятельности на уроке: Самостоятельная организация учебной деятельности, владение умениями совместной деятельности, согласование и координация деятельности с другими учащимися, оценивание своего физического и эмоционального состояния

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить: Урок проводился для учащихся 7 класса, тема достаточно трудна для восприятия, текст Конвенции о правах ребенка сложен, поэтому для облегчения восприятия и усвоения темы целесообразно было использование наглядной презентации.

Правовой статус несовершеннолетних

Главная > Реферат >Государство и право

Глава I Права несовершеннолетних детей………………………………………5

Общая характеристика правового статуса в гражданской правосубъективности несовершеннолетних…………………………….15

Глава II Содержание и реализация имущественных прав несовершеннолетних

2.1. Право собственности на имущество, принадлежащее родителям………21

2.2. Право на владение и пользование имуществом своих родителей……….29

Список использованной литературы…………………………………………. 37

Актуальность темы исследования. Правовой статус личности является одной из центральных категорий общей теории права и отраслевых юридических дисциплин, и внимание правоведов к нему вполне понятно, поскольку он предстает в трех равно проблемных и притягательных для научного исследования «измерениях»: является сердцевиной нормативного выражения основных принципов соотношения публичных и частных интересов, мерилом социальной свободы, а также одновременно источником и производной социальной активности человека.

Как явление социальной действительности правовой статус личности сложен и неоднороден. Его содержание динамично и определяется состоянием реальных общественных отношений, отражая как достоинства, так и недостатки действующей политико-юридической системы, принципов государственной организации социума в условиях той или иной исторической эпохи. Это «социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни» 1 , изучение которых не может не представлять научного интереса на любом из этапов развития общества и государства.

Особенно актуально в условиях российской действительности исследование полноты и эффективности реализации социальных возможностей, предоставленных несовершеннолетнему субъекту праву.

Социальные проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в России усилилось внимание ученых, политиков, общественных деятелей, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних. Отмечаются декларативность ювенального законодательства, низкая степень эффективности правовой защиты детей.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, реализации, охраны и оптимизации правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации, а также нормы международных и российских правовых актов, регулирующих эти отношения.

Предмет работы составляют проблемы всестороннего изучения понятия, особенностей, структуры, содержания и возможных направлений улучшения правового положения лица, не достигшего совершеннолетия, в Российской Федерации.

Цель работы состоит в комплексном теоретическом исследовании правового статуса несовершеннолетнего в российском законодательстве, его природы, видов, проблем и перспектив оптимизации.

В соответствии с указанной целью определены следующие задачи:

— проанализировать действующее законодательство, определяющее правовое положение несовершеннолетнего в Российской Федерации, а также научные работы по теме исследования;

— выявить многовариантность терминологического обозначения лица, не достигшего совершеннолетия, в российской правовой науке и законодательстве;

— охарактеризовать особенности и структуру правового статуса несовершеннолетнего;

— классифицировать субстатусы правового статуса несовершеннолетнего и проанализировать их содержание с позиции действующих международных и национальных правовых актов;

— сформировать теоретические основы оптимизации правового статуса лица, не достигшего совершеннолетия;

— выявить проблемы и показать перспективы оптимизации правового статуса несовершеннолетнего в России.

Глава I Права несовершеннолетних детей

Права несовершеннолетних детей, в первую очередь закрепляются в главе 11 Семейного кодекса РФ. Наряду с СК РФ, необходимо выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 2 .

Отдельно необходимо выделить Конвенцию «О правах ребенка» 3 , имеющую огромное значение для семейного права, которая определяет правовое положение ребенка в семье. Конвенция содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих семейно-правовой статус несовершеннолетнего.

В названной конвенции дается и определение понятию «ребенок» — ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Аналогичное определение закреплено в п.1 ст.54 СК РФ. Российским гражданским законодательством предусматривается возможность признания ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, в случае признания подростка эмансипированным). Однако это не означает, что он не будет в дальнейшем рассматриваться в качестве ребенка до достижения восемнадцатилетия.

К слову сказать, нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК РФ. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской опеки 4 .

Может возникнуть логичный вопрос: каковы же обязанности ребенка в семье? Если законодатель говорит только о правах? Как верно отмечают исследователи, обязанности ребенка определяются только нормами нравственности, и понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно 5 .

Среди основных правомочий несовершеннолетних детей необходимо выделить:

— право ребенка жить и воспитываться в семье;

— право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

— право ребенка на защиту;

— право ребенка выражать свое мнение;

— право ребенка на имя, отчество и фамилию;

— право на изменение имени и фамилии ребенка;

— имущественные права ребенка.

Фактически права ребенка также можно разделить на личные и имущественные.

Соблюдение и защита перечисленных личных прав ребенка гарантируется государством, которое исходит из интересов и потребностей каждого ребенка.

Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, закрепленное в ст.54 СК РФ. Рассматриваемое право включает в себя несколько составляющих.

Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он прежде всего получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. За всю историю развития человечества не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношении СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная — передача ребенка на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда подобное устройство в семью ребенка не представляется возможным, он передается на воспитание в детские учреждения.

Семейное воспитание ребенка предполагает его воспитание в собственной семье, которую составляют прежде всего его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. Однако при нарушении прав ребенка в семье возможно применение такого государственного воздействия, как ограничение или лишение родительских прав.

Право знать своих родителей тесным образом связано с правом жить и воспитываться в семье. Согласно ст. 7 Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. Иначе обстоит дело в случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен. В подобных ситуациях право ребенка знать своих родителей реализуется путем установления отцовства (материнства) в судебном порядке. Законные представители ребенка, государственные и муниципальные органы, организации, занимающиеся розыском, должны содействовать ребенку в розыске своих родителей.

До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о соответствии праву ребенка знать своих родителей тайны усыновления и тайны биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного оплодотворения.

Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой о ребенке считается всемерная поддержка и оказание ему всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т. п.

Право ребенка на совместное проживание со своими родителями также закреплено в п. 2 ст. 54 СК РФ. Этим правом обладает ребенок даже в том случае, если проживает на территории другого государства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

Исключением из общего правила о праве ребенка на совместное проживание с родителями являются случаи, когда это противоречит интересам ребенка. Например, если родители причиняют вред физическому и психическому здоровью ребенка.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 713 от 17 июля 1995 г., устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.

Каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. По сути, это право конкретизирует обобщающее понятие — право ребенка жить и воспитываться в семье.

Данное право корреспондируется с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей. В частности, родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 6. Право, часть 2 вопросы кодификатора. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАнатолий Селин

Похожие презентации

Презентация на тему: » ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 6. Право, часть 2 вопросы кодификатора.» — Транскрипт:

1 ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 6. Право, часть 2 вопросы кодификатора

2 — Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина — Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних — Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина — Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов — Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей — Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Вопросы кодификатора

3 — Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних — Административные правоотношения, правонарушения и наказания — Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок

4 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Права человека – понятие, характеризующее меру свободы человека, его автономию, т.е. определённую независимость, самостоятельность по отношению к государству, возможности и притязания в экономической, социально, политической и культурной сферах. Признаки прав человека: 1) принадлежат человеку от рождения; 2) имею неотчуждаемый, неотъемлемый характер; 3) признаются высшей социальной ценностью; 4) являются непосредственно действующими; 5) их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

5 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Ограничение или временное приостановление не допускается. Гражданские (личные) права: право на жизнь, неприкосновенность частной собственности и др. Могут быть ограничены или приостановлены на определённый срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.) – международный документ, определяющий круг основных неотчуждаемых прав человека, подлежащих всеобщему соблюдению; обращение ко всем государствам, не обладает юридической обязательной силой. Права человека Абсолютные Относительные

6 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Основные права человека и гражданина Гражданские (личные) права — право на жизнь Политические права — право избирать и быть избранным Экономические права – право на труд Социальные права – право на образование Культурные права – право на участие в культурной жизни Система прав человека и гражданина (справка)

7 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Основные обязанности человека и гражданина: 1) соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей; 2) защита Отечества; 3) уплата законно установленных налогов и сборов; 4) бережное отношение к природе и окружающей среде; 5) забота о памятниках истории и культуры; 6) забота о детях и нетрудоспособных родителях; 7) получение основного общего образования.

8 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Задание А1 (д.в г). К гражданским (личным) правам человека относится право 1)на жилище 2)на судебную защиту чести и достоинства 3)на социальное обеспечение по возрасту 4)на образование

9 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних Ребёнок – это каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста. Ему гарантируются права и свободы, установленные Конституцией РФ, законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права г. – Декларация прав ребёнка г. – Конвенция о правах ребёнка. Акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению интересов ребёнка во всех сферах жизни общества и прежде всего в семье. Основные принципы Конвенции о правах ребёнка (справка)

10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних Права детей (Семейный кодекс) Право на имя, отчество и фамилию Право жить и воспитываться в семье Право на общение с другими родственниками Право на защиту прав и законных интересов Право выражать своё мнение Имущественные права Права и обязанности детей (справка)

11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Защита прав человека – противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений, а также возмещение причинённого вреда в случае, если предотвратить нарушения не удалось. Законодательная основа – Конституция РФ (ст. 45, 46): 1) государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется; 2) каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом; 3) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

12 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Права и свободы граждан РФ охраняются и защищаются Конституционным судебными органами (Конституционным судом) Судебными органами (судами общей юрисдикции) Органами исполнительной власти (в административном порядке) Уполномоченными по правам человека Путём законной самозащиты человеком своих прав

13 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Международное гуманитарное право – совокупность международных норм, составляющих так называемые правила ведения войны (или законы и обычаи войны), регулирующие отношения между воюющими государствами, а также между ними, с одной стороны, и нейтральными государствами – с другой. Принципы международного гуманитарного права Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должно быть гуманным. В период вооружённого конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику.

14 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения. Субъекты гражданских правоотношений Физические лица Юридические лица Публично- правовые образования Виды гражданский правоотношений: 1) имущественные – отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением каким-либо имуществом; 2) неимущественные – отношения, связанные с выполнением обязательств.

15 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Собственность – отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. Правомочия собственника Владение ПользованиеРаспоряжение Фактическое обладание имуществом, пребывание вещи в хозяйстве её владельца. Извлечение из имущества полезных свойств. Возможность изменять состояние, назначение и принадлежность имущества. Виды собственности Государственная МуниципальнаяЧастная

16 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Потребитель – человек, который приобретает товары, получает услуги и использует их для бытовых личных нужд. Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на: 1) приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья; 2) получение информации о товарах и их изготовителях; 3) государственную и общественную защиту их интересов (возмещение ущерба). Организации, защищающие права потребителей (справка)

17 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Задание А2 (д.в г). Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Её отношения с банком регулируются нормами права 1)трудового 2)гражданского 3)государственного 4)коммерческого

18 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Задание А3 (д.в г). Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества 1)владеть 2)распоряжаться 3)пользоваться 4)наследовать

ГИА по обществознанию

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

Понятия: ребенок, малолетний ребенок, родитель

Прежде, чем вести дальнейший разговор о правах ребенка, необходимо определиться в понятиях:

ребенок — это лицо, недостигшее 18-летнего возраста (статья 54 Семейного кодекса РФ);

малолетний ребенок — это несовершеннолетний до 14 лет (статья 28 Гражданского кодекса РФ);

родители — это те лица, которые обязаны заботиться о детях и их воспитании (статья 38 Конституции РФ). 1

Источники

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

  • Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Федеральный закон «Об образовании»;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
  • Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции. 2

Права ребенка

Каждый ребенок должен знать свои права, чтобы пользоваться ими в необходимых случаях. Поскольку дети не имеют доступа к информации, которая бы в наглядной и доступной форме информировала каждого ребенка о своих правах, а от своих родителей и других взрослых зачастую можно услышать лишь «ты обязан . «, детям необходимо рассказывать об их правах. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

Все права ребенка можно разделить на два вида:

имущественные, которые включают в себя:

  • право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  • право на получение детских пособий и материнского капитала о т государства;
  • право собственности на доходы, полученные им, на имущество, приобретенное на средства ребенка;
  • право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании;

неимущественные, которые включают в себя:

  • на имя, отчество и фамилию;
  • образование;
  • охрану здоровья;
  • отдых и досуг;
  • жить и воспитываться в семье;
  • общаться с родителями и другими родственниками ;
  • на защиту своих прав и законных интересов;
  • выражать свое мнение, а также учет мнения ребенка, достигшего 10 — летнего возраста. 3

Права ребенка в зависимости от его возраста

Полностью недееспособные (малолетние) — не могут приобретать права и обязанности; от их имени выступают их законные представители (родители, опекуны и т. д.).

В порядке исключения малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут:

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать безвозмездные сделки, направленные на получение выгоды (если сделки не требуют нотариального заверения или регистрации);
  • распоряжаться средствами, полученными от законных представителей или других лиц с разрешения законных представителей.

За причинённый ими вред ответственность возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Полностью недееспособные лица по состоянию здоровья — не могут приобретать права и обязанности; им назначается опекун, который совершает все (в том числе и мелкие бытовые) сделки.

Только по решению суда гражданин, страдающий психическим расстройством и не понимающий своих действий, может быть объявлен недееспособным. Если недееспособный причиняет своими действиями вред, то ответственность несёт его опекун.

Частично дееспособные (граждане от 14 до 18 лет) — участвуют в гражданском обороте самостоятельно и от своего имени, но с письменного согласия своих родителей либо лиц, их заменяющих.

  • обладают тем же объёмом прав, что и малолетние;
  • распоряжаются заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществляют авторские и изобретательские права;
  • отвечают за причинённый вред своим имуществом.

В случае, если этого имущества не хватает, к ответственности привлекаются родители. 4

Защита прав несовершеннолетних детей

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

  • Прокуратура,
  • Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

  • предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
  • предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
  • внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона «О милиции», ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

  • предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
  • организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
  • подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка — закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка — 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет — универсальна — единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта «защиты» в активного субъекта.

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также — права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. 5