Права и обязанности ребенка в семье и обществе

Оглавление:

Права и обязанности детей и родителей (4)

Главная > Реферат >Государство и право

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ 4

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 14

Библиографический список 27

Рождение ребенка — важное событие в жизни мужчины и женщины, давших ребенку жизнь. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно. Под термином «происхождение детей» имеется в виду их кровное (биологическое) происхождение от определенных мужчины и женщины, зарегистрированное с соблюдением установленного порядка. Хотя, как отмечается в современной юридической литературе, широкое применение современных медицинских технологий позволяет рассматривать родительские отношения не только как биологические, но и как социальные (концепция социального отцовства и материнства) 1 , что находит свое подтверждение и в российском законодательстве.

В соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребенка ребенок должен быть зарегистрирован сразу же после рождения, чем подтверждается его происхождение. Этот принцип соблюдается и в России. Происхождение ребенка от определенных родителей становится юридическим фактом лишь при условии его удостоверения компетентным органом — органом загса или в случаях, предусмотренных законом, судом. В свою очередь именно установление происхождения ребенка создает объективные предпосылки для соблюдения прав ребенка и исполнения обязанностей родителями по его воспитанию и содержанию. И в последующем единственным основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей может быть лишь происхождение ребенка, удостоверенное в установленном законом порядке.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

В России вопрос о правовом положении детей, родившихся от родителей, не состоящих в браке между собой, в различные исторические периоды решался по-разному, включая и полное бесправие таких детей. По Уложению 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака их родителей. В XVIII-XIX вв. также существовали значительные сложности по установлению отцовства детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой 2 . Причем вследствие складывающихся веками предрассудков подобный подход был не только закреплен в правовых нормах, но и сказывался на общественном мнении. В отдельных местностях России в XIX веке детей, родившихся у незамужних женщин, оскорбительно называли «прижитками», «заугольниками», «девьими», что свидетельствовало о негативном отношении населения к таким детям 3 . Естественно, что при таких обстоятельствах сложно было ставить вопрос о юридическом или фактическом равенстве прав и обязанностей детей, родившихся от лиц, состоящих в браке между собой, и детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке.

Правовое положение «внебрачных детей» по сравнению с детьми, родившимися от родителей, состоящих в браке, было практически уравнено только после 1918 г. 4 Однако затем этот вопрос вновь получал неоднозначное разрешение.

СК (ст. 47) закреплен принцип, в соответствии с которым взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей от данных родителей, удостоверенном в установленном законом порядке. В этой связи объем прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку с момента рождения не может зависеть от характера отношений между его родителями, в том числе и от того, состоят ли они в зарегистрированном браке или нет.

Для возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей важно соблюдение предусмотренного СК порядка установления материнства и отцовства. В соответствии с комментируемой статьей при добровольном установлении отцовства или установлении отцовства в судебном порядке дети, родившиеся от не состоящих в браке родителей, имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой. Таким образом, в случае установления отцовства в добровольном или судебном порядке ребенок, рожденный вне брака, наделяется законом равными правами с ребенком, рожденным в браке. Причем правоотношения между ребенком и отцом, а также родственниками отца возникают с момента рождения ребенка, а не со дня установления отцовства.

Семейным Кодексом установлены одинаковые права и обязанности детей, родившихся от состоящих в браке родителей, и детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой, при установлении отцовства в предусмотренном законом порядке по отношению не только к родителям, но и к родственникам родителей, включая право ребенка на общение с ними (ст. 55 СК) и обязанность внуков, дедушки и бабушки по взаимному содержанию (ст. 94, 95 СК).

Реализация в СК (гл. 11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах детей отвечает актам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей.

Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Россия является участницей Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в СК подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

В СК права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);

право на защиту (ст. 56 СК);

право выражать свое мнение (ст. 57 СК);

право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).

Одним из самых важных прав ребенка является предусмотренное настоящей статьей его право жить и воспитываться в семье. Именно семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, стать ему полноценным членом общества. Общественные же формы воспитания не могут заменить ребенку семью, что подтверждается практикой.

Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому воспрепятствовать: ни государственные органы, ни частные лица. Нормы СК о праве ребенка на семейное воспитание согласуются и с п. 2 ст. 20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК).

В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Таким же образом в случае необходимости осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания. Регистрация по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производится на основании их свидетельства о рождении (п. 28, 29 Правил регистрации граждан РФ по месту жительства).

Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. С учетом важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению исходя из наилучших интересов ребенка. Такое решение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка 5 .

Несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из Российской Федерации, но, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей. Если же несовершеннолетний выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из Российской Федерации. В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка: право знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Оно неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д. (т.е. в обеспечении разнообразных интересов детей).

Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных детях). В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека) 6 .

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, т.е. осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором воспитания ребенка.

В случаях утраты родительского попечения (отсутствие родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание недееспособными, болезнь родителей и в других случаях, предусмотренных ст. 121 СК) право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл. 18 СК) порядке. При этом согласно ст. 123 СК предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство). И только в том случае, когда отсутствует возможность устройства ребенка на воспитание в семью, он подлежит передаче в детское воспитательное учреждение.

Права и обязанности ребенка в семье

Права ребенка — это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного «права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся — и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка. Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки — убери. Можешь помочь маме — помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется — избаловать.

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети. Смотри видео «Перед судом равны все»

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» — Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» — Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать — работать ему или нет. «Это моя жизнь!» — Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов «Пупс», «Младший ученик» и «Старший ученик».

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание «Младший ученик». В отличие от Пупса, он может уже всерьез голосовать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться. А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу. С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав — он может уже гулять один. Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только голосовать, но и выносить предложения на голосования: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить. А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное — он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми. Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?

А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» — и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы — конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок «Дела дня», куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить «Дневник чтения», постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.

Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: «Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?» Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!
Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом.
Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным — в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.
Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: «У нас в семье такое правило — кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего». Ваня задумался.
И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: «А кто сегодня будет за старшего?» Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!». Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.
Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Права и обязанности ребенка в семье и обществе

Права ребенка — это представления об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного «права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся — и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка. Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источнком радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки — убери. Можешь помочь маме — помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется — избаловать.

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети.

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» — Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» — Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать — работать ему или нет. «Это моя жизнь!» — Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

А что делать с ребенком, который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей».

Права и обязанности детей

Согласно Конституции России ребенком считается человек, который не достиг совершеннолетнего возраста. Права несовершеннолетних лиц регулируются следующими законодательными документами:

Главным нормативно-правовым актом, который регламентирует супружеские взаимоотношения, возникающие между гражданами во время брака является Семейный кодекс РФ. В соответствующем документе права и обязанности детей закреплены в 4 разделе, состоящем из 3 глав и 33 статей.

Когда у ребенка появляются права?

По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.

С момента рождения, малыш имеет право:

  • на имя;
  • на фамилию;
  • на отчество;
  • на гражданство и гражданскую правоспособность;
  • жить и воспитываться в полноценной семье;
  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на всестороннее развитие;
  • на обеспечение свобод и законных интересов родителей, службами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на получение льгот и государственных пособий;
  • на обладание правами собственности.

Законодательные акты России устанавливают следующие возрастные категории, при достижении которых интересы и обязанности малыша будут увеличиваться: 1,5; 3; 6; 7; 10; 14; 15; 16; 18 лет. С увеличением прав несовершеннолетнего, увеличивается и объем ответственности, в то время как родительская ответственность с возрастом уменьшается. При несоблюдении законов, гражданин может понести административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Основные права ребенка по СК РФ

Перечень основных прав несовершеннолетнего ребенка установлен в 11 главе Семейного кодекса РФ, которая состоит из следующих статей:

  • статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Родители или законные опекуны обязаны воспитывать малыша, обеспечивать ему всестороннее развитие как физическое, так и духовное;
  • ст 55.Право на общение с родителями и иными родственниками. Соответствующая статья гласит, что несовершеннолетний малыш вправе знать своих родителей, вне зависимости от того, состоят родители в официальном браке или нет;
  • ст 56.Право на обеспечение защиты законных интересов;
  • ст 57.Право на выражение своего мнения и позиции. Несовершеннолетний гражданин должен чувствовать себя личностью, с чьим мнением должны считаться, особенно при решении вопросов, затрагивающих его интересы;
  • Согласно 58 статье СК РФ, ребенок обладает перечнем прав при рождении, главные из них – имя, фамилия и отчество;
  • ст 59.Изменение личных реквизитов. При достижении 14-летнего возраста, несовершеннолетний имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой изменения инициалов, полученных при рождении;
  • ст 60.Имущественные правомочия. Соответствующее лицо вправе претендовать на содержание от своих родителей или других родственников. При рождении, родители обязаны выделить определенную долю в квартире или другой недвижимости, которой владеют родители.

Обязанности ребенка дома в основном определяются родителями, требования которых не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Социальные службы тщательно следят за соблюдением свобод, которые закреплены за несовершеннолетними гражданами.

Перечень обязанностей ребенка по СК РФ

Главный законодательный акт, регламентирующий семейные отношения. В нем устанавливаются и обязанности, которые должны быть соблюдены несовершеннолетними гражданами.

Обязанности ребенка:

  • получение базового образования;
  • соблюдение определенных правил поведения, которые установлены в различных образовательных учреждениях и общественных местах;
  • добросовестное выполнение всех возложенных на него профильными лицами обязанностей;
  • соблюдение устава образовательного учреждения;
  • вступление в установленные сроки на воинскую учетность;
  • после достижения 18-летнего возраста, обеспечивать своих нетрудоспособных родителей или законных опекунов.

Как уже было отмечено, несовершеннолетний может нести уголовную ответственность, которая по общепринятому правилу наступает с 16 лет. Однако при особо тяжком преступлении, уголовная ответственность может наступать и с 14 лет.

Права и обязанности усыновленных детей

Ребенок в приемной семье также обладает правами, гарантированными законом. Стоит выделить, что усыновленные дети не теряют правомочия на общение со своими биологическими родителями, однако подобное желание должно согласовываться с новыми родителями. В случае возникновения спорных ситуаций, они регулируются органами опеки и попечительства.

Усыновленный ребенок имеет право:

  • рассчитывать на государственную защиту;
  • выражение мнения;
  • получение пенсий, льгот и пособий;
  • на хранение личного имущества, к примеру, фотографий биологических родителей и других семейных реликвий;
  • иметь собственную территорию;
  • знать правду о своем усыновлении и сведения о биологических родителях;
  • самостоятельно выбирать друзей;
  • отказаться от своей приемной семьи, в случае недопонимания или психологического воздействия.

Помимо прав, закон устанавливает и перечень обязанностей, которые он должен соблюдать. Приемный ребенок должен исполнять определенные обязанности по дому, выполнять различные поручения новых родителей, соблюдать правила гигиены, которые установлены в новой семье. Также гражданин, не достигший совершеннолетия, обязан уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи, бережно относиться к имуществу и заботиться о новой семье, в случае необходимости.

Защита прав несовершеннолетних детей

В первую очередь, защита прав несовершеннолетних лиц осуществляется государственными органами власти и службами областного самоуправления. Отстаивать интересы могут и родители ребенка или лица, заменяющие их. Также обеспечивать защиту должны педагогические, медицинские и общественные сотрудники, так как они несут непосредственную ответственность за воспитание и охрану здоровья несовершеннолетнего гражданина.

Семейный кодекс России гласит, что несовершеннолетнее лицо имеет право в любом возрасте обратиться в органы опеки с жалобой и заявлением. Однако вопрос защиты свобод несовершеннолетних осложняется тем, что сам ребенок крайне редко самостоятельно обращается за помощью. Специалисты предполагают, что это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в общественных детских организациях.

Права и обязанности ребенка. Права и обязанности несовершеннолетних детей. Семейный кодекс РФ

Теория юридической науки гласит, что все люди, независимо от возраста, происхождения, расы и национальности, имеют одинаковые права и обязанности. Это значит, что, по сути, когда мы слышим фразу «права и обязанности ребенка», мы не имеем в виду что-то отдельное от общечеловеческих прав.

Равноправие всех детей

Уровень защиты прав человека в разных странах значительно отличается. То же самое можно сказать и о соблюдении прав детей. Права и обязанности ребенка РФ сегодня защищаются законодательно. Но не всегда. Как известно, уровень демократии в стране определяется уровнем защищенности людей. Права, обязанности родителей и детей в странах демократического толка (США, Великобритания, Канада, Германия и другие европейские государства) реализуются и соблюдаются на должном уровне. Да, мы говорим о правах и обязанностях как о едином целом. В обществе должен быть и порядок. Обеспечить его можно только тогда, когда люди выполняют все обязанности, возложенные на них государством и моралью общества. В случае невыполнения обязанностей группами людей возникает риск несоблюдения прав человека.

Законодательство о том, что собой представляют права и обязанности ребенка

Основным нормативно-правовым актом, который устанавливает правовую основу отношений в семье, а также отношение к детям в семье, является Семейный кодекс Российской Федерации. В отдельных разделах кодекса рассматриваются и конкретизируются права детей, права и обязанности родителей, вопросы материального обеспечения детей в случае развода. Также уделяется значительное внимание решению спорных вопросов об отцовстве. Каждый ребенок должен жить в семье и иметь родителей!

Воспитание в семье

Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом. Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них. Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное.

В советское время детей, лишенных родительской опеки, ждала одна судьба — интернат. Сегодня популярны семейные формы воспитания — опека, приемная семья или детский дом семейного типа.

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

В статье 55 СК РФ говорится о том, что ребенок имеет право общаться со своими родителями и другими родственниками по отцовской и материнской линии. Вроде бы все вполне логично и понятно. Некоторые люди могут сказать, что эту норму и не надо закреплять законодательно.

Но ведь часто права и обязанности несовершеннолетних детей не соблюдаются в конкретных случаях. Например, когда мать и отец разводятся, далеко не всегда у ребенка сохраняется общение с одним из родителей. Ему навязывается определенное мнение о происходящих в семье событиях и о виновниках этих событий. Законодательство защищает права и обязанности ребенка, поэтому отец, в случае препятствования со стороны матери или ее родственников общению с ребенком, может отстаивать свои интересы в суде.

Основные права и обязанности ребенка должны быть защищены

Посягательства на права человека в нашей стране, к сожалению, явление распространенное. Например, в семьях иногда бывают моменты насилия. Известны случаи, когда отец или отчим против желания дочери (падчерицы) вступает с ней в половую связь. Права детей нарушают часто и государственные органы.

Согласно статье 56 СК РФ, каждый ребенок имеет право на защиту своих интересов. Какие это могут быть интересы? Да самые разнообразные. Общение с друзьями, посещение кружков, гармоничное развитие в семейной среде, получение полной и быстрой медицинской помощи, получение образования (посещение детского сада или школы) и многое другое. Защита интересов детей — это обязанность родителей.

Также дети, которые признаны дееспособными до достижения совершеннолетия, могут самостоятельно защищать свои интересы. Они имеют полное право даже выступать против своих родителей, если те ведут себя по отношению к ним ненадлежащим образом.

Малолетние дети тоже не останутся без защиты. Если родители не выполняют свои обязанности и ребенку будет лучше не жить в биологической семье, то органы опеки всегда смогут провести необходимую работу.

Каждый ребенок может выражать собственное мнение

Ребенок всегда вправе иметь собственное мнение по любому вопросу, который касается его. В семье многие вопросы касаются детей, и каждый из них — это полноправный член семьи. Причем мнение ребенка не только принимается к сведению, но и в некоторых случаях фиксируется юридически.

Самый яркий пример — это продажа семьей квартиры. Как известно, за ребенком в жилье закреплено определенное количество квадратных метров. Для того чтобы сделка состоялась, должно быть разрешение органа опеки и попечительства. Эти структуры должны следить за соблюдением интересов детей. До того как ребенку исполнится 10 лет, социальные службы принимают решение самостоятельно. Но после достижения им этого возраста даже эти службы обязаны учитывать мнение ребенка, который может и не согласиться на продажу квартиры. Родителям в таком случае придется договариваться с ребенком, предлагая ему какие-то лучшие варианты.

Каждый ребенок должен иметь фамилию, имя и отчество

СК РФ в статье 58 рассматривает личные права и обязанности детей. В ней говорится, что ребенок может быть зарегистрирован только с фамилией, именем и отчеством. По закону имя ребенку выбирают родители. Они должны в этом вопросе прийти к общему согласию.

Определение отчества ребенка имеет свои особенности. Если человек рождается в обычной полной семье, то отчество дается по имени отца. Например, отца зовут Алексей. Значит, ребенок будет иметь отчество Алексеевич или Алексеевна. Но в нашей стране сейчас много людей живут в гражданском браке, часто сходятся, расходятся. Много женщин относятся к категории «мать-одиночка». В таких случаях отец может быть записан в свидетельство о рождении ребенка со слов матери. Практика показывает, что в таких случаях имя биологического отца не всегда совпадает с отчеством ребенка.

Фамилия дается человеку по фамилии родителей. Если они разные, то взрослые сами должны решить, на какую фамилию регистрировать своего малыша.

Какие права у детей есть в имущественной сфере?

Главное имущественное право ребенка- это получать материальное содержание от родителей. Это естественно, ведь в первые годы собственной жизни никто физически не может зарабатывать деньги себе на содержание. Да и для работы необходимы какие-то навыки. Родители обязаны содержать ребенка до достижения им 18-летнего возраста. Что имеется в виду? Содержание — это предоставление качественного питания, регулярная покупка вещей, хорошая обстановка в детской комнате. Если родители развелись, то ребенок имеет право на алименты от того из них, с кем он не живет, ведь обязанности по его содержанию лежат как на матери, так и на отце.

Дети не имеют права собственности на имущество родителей, например, на квартиру, в которой проживают. Юридически возможность проживать в одном с жилье с родителями считается правом пользования. Имущество родителей переходит в собственность детей по праву наследования.

Дети также могут иметь собственность. Что может в нее входить? Например, собственные доходы. Когда ребенку уже исполнилось 14-15 лет, он спокойно в свободное от обучения время может находить себе подработки. Родители не имеют права контролировать расход этих денег. Кроме этого, ребенок может покупать самостоятельно себе вещи. Имущество, полученное в наследство или по договору дарения, тоже считается частной собственностью малолетнего или несовершеннолетнего человека.

Обязанности детей и их отличие от обязанностей взрослых

Как известно, обязанности взрослых урегулированы законодательно. Это необходимость платить налоги в бюджет, обязанность защищать Родину (служить в армии), уважать государственные символы. Если говорить про права и обязанности детей кратко, то первые из них урегулированы законодательно, а вот вторые в основном регулируются нормами морали.

Главное, чего требует от детей общество, — учиться. Получение среднего образования в нашей стране обязательно для всех. Фактически школа — это основное «место работы» для детей возрастом от 6 до 16-17 лет. Дальше человек может выбирать, учиться или нет. Образование может и закончиться получением школьного аттестата, но зачастую большинство детей продолжают обучение в ПТУ, техникумах или институтах.

По мнению педагогов, родители должны вменить в обязанность детям старшей группы детского сада, младшего школьного возраста определенные работы по дому. Те родители, которые не считают необходимым нагружать своих чад домашней работой, ошибаются, потому что только с помощью труда можно воспитать человека обязательного и ответственного.

Заключение

Основные права и обязанности ребенка — это симбиоз системы сдерживаний и противовесов. Дети имеют много прав, но должны выполнять и свои обязанности. Ведь ясно, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими или государством может привести к конфликту социальных групп. Обязанности детей семейное право также должно урегулировать законодательно!