Политические права и свободы человека и гражданина в рф гарантии

Образовательный портал — все для студента юриста.

V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.

Политические права и свободы — это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.

Виды политических прав и свобод:

— Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

— Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

— Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

— Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

— Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

— Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

— Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

— Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

Политические права и свободы человека и гражданина в РФ

Главная > Реферат >Государство и право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кафедра государственно – правовых дисциплин

по Конституционному праву России

на тему: Политические права и свободы человека и гражданина в РФ.

Выполнила: студентка 2 курса Ю-09-1 гр.

к.ю.н., доцент Ю. В. Иванова

Глава 1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина и их система в РФ………………………………………………………………………6

1.1 Понятие политических прав и свобод……………………………………….6

1.2 Система политических прав и свобод……………………………………..11

Глава 2. Нормативное закрепление политических прав и свобод человека и гражданина РФ…………………………………………………………………..16

Глава 3. Реализация и защита политических прав и свобод человека и гражданина в РФ…………………………………………………………………24

3.1 Механизм реализации политических прав и свобод……………………..24

3.2 Совершенствование механизма защиты прав и свобод. 28

Список литературы. 34

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения, как на государственном уровне, так и на региональном, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Российское государство не совсем справляется с выполнением своей главной конституционной обязанностью — защитой прав и свобод человека и гражданина. На государственном уровне, и в общественном мнении, и в науке признано, что в указанной сфере сложилась неудовлетворительная ситуация. Одной из важнейших категорий прав, которые в настоящее время подвергаются частым нарушениям во всех регионах государства, являются политические права и свободы. С каждым днем растет количество нарушений в этой области, в связи происходит утрата доверия населения ко всем структурам государственной власти.

Степень разработанности — в работе использованы комментарии к Основному закону РФ, монографии и периодика, современные знания.

Отдельные аспекты этой проблемы рассмотрены в научной литературе такими российскими учеными, как С.Л. Авакьян, С.С. Алексеев, П.В. Анисимов, B.C. Афанасьев, В.М. Баранов, П.П. Баранов, А.Г. Бережнов, Н.А. Боброва, Н.С. Бондарь, В.Н. Бутылин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, Л.А. Григорян, Ю.А. Дмитриев, В.Д. Зорькин, В.А. Иваненко, B.C. Иванейко, В.П. Илларионов, В.Т. Кабышев, В.А. Коннов, В.А. Кучинский, А.В. Лебедев, Е.А. Лукащева, А.В. Мицкевич, А.С. Мордовец, С.А. Муромцев, А.С. Пятак, В.А. Ржевский, И.В. Ростовщиков, Н.А. Рудакова, Ф.М. Рудийский, В.П. Сальников, К.В. Сангаджиева, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, А.Г. Хабибулин, Б.Н.Чичерин, Д.В. Шомникова, Б.С. Эбзеев и др.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования и реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предмет исследования – юридические гарантии, представляющие собой, закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию, охрану и защиту политических прав и свобод человека и гражданина.

Цель данной работы состоит в комплексном – правового регулирования исследовании конституционно прав и свобод человека и гражданина в России, изучении и анализе их юридического содержания, обеспечение реализации и защиты указанных прав и свобод. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

— исследовать процесс становления политических прав и свобод в РФ;

— исследовать механизм реализации и защиту политических прав и свобод РФ;

— дать понятие юридических гарантий, изучить их виды и место в системе общих гарантий прав и свобод человека и гражданина;

— выявить юридические гарантии в механизме реализации политических прав и свобод.

Методологическая основа исследования: использовались современные методы познания явлений и процессов правовой действительности.

Структура обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и нормативно-правовых актов.

Положения, выносимые на защиту:

Политические права и свободы граждан в России возникли развивались на протяжении длительного периода, формировались вместе с историей становления конституционализма в нашем государстве. В связи с чем, можно выделить следущие этапы нормативно правового регулирования политических прав и и свобод человека.

Признание государством необходимости обеспечения политических прав и свобод граждан и подлинного народовластия является важнейшим элементом механизма защиты от необоснованных вторжений и несоразмерных ограничений других, каждый из которых характерезуется своей спецификой.

Под механизмом реализации политических прав и свобод граждан следует понимать систему правовых и организационных способов, форм, методов и средств обеспечений этих прав и свобод, основанную на совокупности общепризнанных принципов и норм международного права.

Глава 1. Понятия политических прав и свобод человека и гражданина и их система в Конституции РФ

Понятие политических прав и свобод

Права человека сформировались как следствие многочисленных исторических, экономических, социальных причин, которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической потребностью человеческого существа в свободном использовании имеющихся у него возможностей. Современные права человека это результат длительного исторического процесса борьбы прогрессивных сил за освобождение от угнетения.

В России процесс становления и развития института прав и свобод

человека прошел весьма сложный исторический путь. Сам термин «права человека» прижился в политико-правовом лексиконе российской интеллигенции только в конце XIX — начале XX веков 1 . Государственно- политическая практика и культура, монархическая форма правления, крепостное право, правовой нигилизм и многое другое в значительной степени тормозили становление прав человека в нашем государстве.

Для России права человека в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин по сравнению с любой даже

неевропейской страной дело более сложное. Наблюдалось доминирование государственной власти, ограничения всяких других попыток самодеятельности. Общество находилось под жестким налоговым бременем, как следствие этого слабое развитие городов, предпринимательства, бедность, зыбкость собственности, консерватизм культурных ценностей и неразвитость политической системы. Однако идеи прав и свобод человека, несомненно, присутствовали в истории и сопровождали российскую действительность.

О политических правах человека следует говорить также как и о социологической категории, сосредотачивающей общечеловеческие ценности, которые нашли свое воплощение в международных стандартах прав человека и внутригосударственном праве. Они гарантируются не только юридическими нормами, но и напрямую зависят от прочности устоев конституционного строя, реальности демократизма и уровня политической культуры населения.

Для того чтобы наиболее точно определить понятие политических прав, необходимо раскрыть сущность рассматриваемой категории, выделить и подчеркнуть ее особенности и признаки. Во-первых, следует уточнить само понимание политики, политической власти, во-вторых, предложить тот критерий оценки политики, который оправдан именно в данной сфере.

Термин «политика» первоначально обозначал различные формы

государственного управления. Позднее значение термина «политика» было расширено: участие в делах государства, определение форм, задач и направлений деятельности государства. Политика — это отношения к власти, отношения по поводу власти. Указанное явление подвижно и объективируется в действиях людей, социальных групп, классов, представляющих, собой политический процесс. Политика охватывает сферы, непосредственно затрагивающие интересы практически каждого человека и выражает позиции по отношению к характеру политического режима и государства, к правам человека и т. д.

Политическая власть 1 — это определенный тип общественных отношений, возникающих между большими социальными группами, между государством и обществом, между государственными органами власти, политическими партиями и общественными объединениями, которые используют политические институты и ресурсы для руководства политическими процессами и общественной жизнью с целью создания определенного типа правления и определенного политического режима. Политическая власть начинается там, где способность влиять распространяется на широкие массы, на миллионы.

Таким образом, политические права человека можно определить как гарантированную нормами международного и внутригосударственного права возможность личности индивидуально коллективно участвовать в политических процессах, в деятельности государства и всей политической системы общества.

К политическим должны относиться те права, которые дают возможность гражданам принимать участие в политической жизни общества, проявляя себя в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса, а также в составе отдельных групп, движений, объединений и т.п.

Кроме того, политические права и свободы имеют ряд особенностей,

отличающих их от других прав человека и гражданина. Одним из

отличительных признаков политических прав и свобод является, прежде всего, возможность участия в общественно-политической сфере деятельности государства.

Эти права непосредственно связаны с политикой, с возможностью участия в общественно-политической жизни государства и предполагают

активное участие индивидуума в управлении делами государства. Главное содержательное своеобразие политических прав и свобод заключается в области их осуществления, в возможности, которые они предоставляют индивидам в обществе.

Важным отличием политических прав является их тесная связь с

обладанием гражданством государства. Большинство политических прав и свобод признаются за гражданами, что является ограничением числа носителей (субъектов) этих прав. По преимуществу они принадлежат только гражданам государства.

Политические права и свободы характеризуются большей степенью определенности, четкости и жесткости формулировок, чем иные основные права и свободы.

Политические права по существу являются одной из форм проявления политической свободы человека. Закрепление этих прав и свобод в законодательстве конкретного государства лишь конкретизирует их, предусматривает эффективные механизмы и процедуры их реализации.

Исследуемая категория прав человека и гражданина обладает более высокой степенью публичности, поскольку в их защите заинтересованы, как правило, не только конкретные граждане, но и общество в целом. Реализация политических прав и свобод может осуществляться как отдельным индивидом (индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти), так и группой лиц (право на собрания, демонстрации и митинги, право создания общественных объединений). Так, одной из особенностей политических прав и свобод является коллективный характер их реализации 1 .

По общему правилу отдельные категории граждан могут быть правомерно ограничены в своих Правах и свободах: если условия правомерного ограничения установлены законом; если они обеспечивают должное признание и уважение прав других лиц; если они направлены к удовлетворению справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (статья 29 Всеобщей декларации прав человека). Так, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (часть 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

Политические права гражданина выражают взаимоотношения личности и государства. Они реализуются в конституционно-правовых отношениях, но могут осуществляться и вне правоотношений (например, свобода мысли и слова.

Личные и политические права и свободы человека и гражданина

Главная > Статья >Государство и право

Негосударственное образовательное учреждение

«Московский институт права»

Филиал в г. Рязани

по дисциплине «Конституционное право РФ»

на тему: «Личные и политические права и свободы человека и гражданина»

Студентка 1 курса заочной формы обучения

по специальности 030501 Юриспруденция

Жильцова Олеся Александровна

Рязань, 2008 год.

1. Понятие прав и свобод человека и гражданина……………….. 5

2. Классификация прав и свобод человека и гражданина……….. 7

3. Личные права и свободы ……………………………………. 8

4. Политические права и свободы………………………………. 19

Список используемой литературы………………………………. 30

Статья 2 Конституции Российской Федерации раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства — человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью.

Цель данной курсовой работы составление представления о личных и политических правах и свободах человека и гражданина.

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

Основные права гражданина — это прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.

Конституция РФ подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение. ) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую реализацию получает через политические права каждого человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в повседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в случае их умаление тем или иным способом. Гарантия судебной защиты, закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общей мере эту защиту.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.

Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее.

Понятия прав человека и гражданина.

Права человека – неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не “дарует” права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное т.п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией права употребляется термин свободы: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также используются такие термины как “права гражданина” и “права личности”.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемые от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно – правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и тоже время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми его нормального

существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства оно становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно – правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных а ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно – организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависит от социально – экономического положения, общественно – политического статуса человека, условий его работы и проживания. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

2. Классификация прав и свобод.

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы:

— экономические, социальные и культурные.

В действующей Конституции РФ данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.

3. Личные права и свободы

В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 — 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него,

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. 1

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По сути дела все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Такие права, как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания, выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний. Отдельная проблема в этой области — право государства на применение смертной казни в качестве исключи тельной меры наказания. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни. В настоящее время в РФ смертная казнь как исключительная мера наказания не применяется впредь до принятия федерального закона, реально обеспечивающего каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Данное право должно быть обеспечено всем обвиняемым на всей территории РФ, ибо оно выступает в качестве особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права каждого на жизнь. 2

Право на достоинство

Право на достоинство является, по существу, основной целью всех остальных нрав человека. В этом смысле достоинство человека — источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием «достоинство человека». Достоинство — это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества.

Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, а также без добровольного согласия — медицинским, научным или иным опытам. Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Поэтому защите подлежит достоинство любой личности — не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и душевнобольных.

Достоинство гарантируется и защищается личными правами (правом на свободу и личную неприкосновенность, правом па защиту чести и доброго имени и пр.). Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социально-экономических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом па социальное обеспечение, гарантирующим достойный уровень жизни. 3 В развитие конституционных норм достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступлений против чести и достоинства, как клевета и оскорбление.

Билет №6. 2.Политические права и свободы и их гарантии

Политические права и свободы граждан являются составной частью механизма реализации народовластия. Эти права и свободы могут быть реализованы людьми только в объединении друг с другом.

Право гражданина участвовать в управлении делами государства.

Право граждан собирать мирно и без оружия. Смысл данного права заключается в том, что гражданам предоставляется законом возможность воздействовать на государственные и общественные органы путем объединения усилий и согласования точек зрения на собраниях по интересующим их вопросам, а также по вопросам государственной и общественной жизни. В статье 31 Конституции, там, где закреплено это право, закреплены и формы этих собраний. Это митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и, собственно, собрания.

Право на объединение граждан дает им возможность объединяться в политические партии, общественные организации, религиозные общества и т.д.

Другим политическим правом гражданина является право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Право граждан обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право также непосредственно связано с участием граждан в управлении государственными и общественными делами. Вместе с тем, например, коллективные обращения, собранные на митингах, во время забастовок в виде сбора подписей под петициями, являются действенным средством влияния граждан на государственные структуры в целях решения насущных проблем населения в том или ином регионе страны или в конкретном коллективе.

Свобода печати и информации, право на объединение, право на мирные собрания и публичные манифестации, право участвовать в управлении делами государтва, право избирать и быть избрнными, равный доступ к гос. службе, право участвовать в отправлении правосудия, право обращений. Государство, самозащита, суд, Международная защита, возмещение вреда, неотменяемость.

Новая Конституция РФ значительно расширяет политические права и свободы граждан по их содержанию и создает правовую основу для активного участия россиян в политической жизни общества. Однако, перед государственными органами в настоящее время стоит сложная задача развития этих конституционных положений в текущем законодательстве.

Гарантии политических прав и свобод

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции):

1) права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме;
3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
4) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются федеральными законами.

1) ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах.

В соответствии с этим Законом выборы и все референдумы в РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах может ограничиваться только в соответствии с федеральными законами и только в качестве установленных мер ответственности либо в случае ограничения дееспособности;

2) ФЗ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ. 4180-I «О трансплантации органов и(или) тканей человека», Закон РФ 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность.

В соответствии с этими законами ограничение права на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;

3) ФЗ № 12-ФЗ «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование.

Согласно этому Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно находящихся на территории РФ. В это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др.

Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.

Политическая власть
Политическая культура
Политическая система
Политическая сфера
Политическая элита

Назад | | Вверх

Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

В отличие от личных прав и свобод, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права и свободы, как правило, принадлежат только гражданам данного государства и часто реализуются в обществе, коллективе, объединениях граждан. Они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве; характеризуют положение личности в политических отношениях; являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (участие в осуществлении как государственной власти, так и местного самоуправления).

К основным политическим правам и свободам, закрепленным непосредственно в Конституции РФ, относятся:

– свобода мысли и слова (ст. 29);

– право на объединение (ст. 30);

– право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

– право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (ст. 32);

– право граждан Российской Федерации на обращения (ст. 33).

Большинство политических прав и свобод в Российской Федерации принадлежит только гражданам России. Конституция непосредственно предоставляет каждому, включая иностранцев и лиц без гражданства, лишь два вида политических прав и свобод: свободу мысли и слова и право на объединение.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Конституции РФ в Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, через определение его отношения к окружающей действительности или внешнему миру. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне.

Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования и выражения собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Свобода слова – это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими публичными средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международных правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как право на участие в выборах, на петицию, на образование; свобода совести, творчества и др.

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека, которая, однако, не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей, может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

В Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

Свобода мысли и слова гарантируется тем, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Другой гарантией является конституционное и законодательное закрепление свободы СМИ (ч. 5 ст. 29 Конституции, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Свобода мысли и слова связана и с другими правами и свободами, возможность реализации которых создает институционально-организационные условия для надлежащего осуществления свободы выражения мнений и убеждений. Это право на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении государственными и общественными делами и др.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Право граждан на объединение включает в себя следующие правовые возможности:

1) создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

2) вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;

3) беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Таковы суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международно-правовых актах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации. В России данное право может осуществляться по общему правилу по достижении 18 лет, применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям – с 14 лет, а в отношении детских объединений – с 10 лет.

Право на объединение, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами России могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ. Так, они не вправе быть членами политических партий.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые общественные объединения регистрируются в предусмотренном Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 32-ФЗ «Об общественных объединениях» порядке, суть которого заключается в отсутствии необходимости получения для создания общественных объединений предварительного разрешения от государства, не имеющего права ограничивать законные цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю правомерную деятельность. Общественные объединения самостоятельно разрабатывают свои уставы и только затем регистрируют их в Минюсте России и его органах. Минюст России контролирует законность целей и задач общественных объединений, а финансовые органы – источники их доходов.

Конституция РФ и российское законодательство содержат определенные ограничения в организации и деятельности общественных объединений. Так, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В Конституции РФ отражена одна из важнейших гарантий права на объединение – принцип добровольности в создании и деятельности общественных объединений, закрепленный в ч. 2 ст. 30, согласно которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях – личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

В ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения). Особенности каждой из этих организационно-правовых форм раскрываются в Федеральном законе «Об общественных объединениях».

Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем, а митинги и пикетирование – профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, касающихся в особенности улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Реализация рассматриваемого права является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений, на участие в управлении делами государства. Проведение публичных мероприятий – одно из средств укрепления связи государственных органов и органов местного самоуправления с населением, изучения общественного мнения.

Порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который под публичным мероприятием понимает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Законодательство РФ содержит также дефиниции отдельных видов публичных мероприятий.

Собраниеэто совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митингмассовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрацияорганизованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествиемассовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетированиеформа публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право неразрывно связано с принципом народовластия – одной из основ конституционного строя – и подразумевает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в политические отношения. Таким образом преодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого комплексного политического права является целый ряд других прав, изложенных в ст. 32 Конституции РФ.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в осуществлении народовластия – опосредованная, т.е. через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти (Государственную Думу, законодательный орган субъекта РФ и др.), органы местного самоуправления.

Если обладание большинством прав и свобод в Конституции РФ не обусловлено обязательным наличием у лица российского гражданства, что следует из формулировок «каждый имеет право», «каждому гарантируется», то право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти.

Право на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства раскрывается через систему конкретных прав. В Конституции РФ непосредственно сформулировано, что граждане Российской Федерации имеют следующие права:

а) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32);

б) участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);

в) равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32);

г) участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).

Все перечисленные права являются всеобщими для граждан Российской Федерации, и последние участвуют в их осуществлении на равных основаниях.

Так, согласно ст. 5 Закона № 67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме лишь граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3 ст. 32 Конституции РФ и п. 3 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

В действующем федеральном законодательстве установлено общее правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства не обладают избирательными правами и правом на участие в референдуме. Вместе с тем федеральный закон допускает исключение в отношении иностранных граждан. В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на равный доступ к государственной службе. В Российской Федерации основополагающими актами в данной сфере являются Федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Развивая конституционные нормы, федеральное законодательство определяет, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в предусмотренном законом порядке.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих. Реализация этого права зависит, таким образом, не от указанных выше обстоятельств, а от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения права граждан на равный доступ к государственной службе предусмотрено проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей.

При этом устанавливаются ограничения доступа к государственной службе в случаях признания гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашением; отказа от предоставления сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения.

Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Данное право реализуется, прежде всего, через институты присяжных и арбитражных заседателей. Данные институты регулируются Федеральными законами от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Имеются и другие, общественные, формы реализации права граждан участвовать в отправлении правосудия.

В Российской Федерации действует главный принцип: отвечая необходимым требованиям, гражданин может стать профессиональным судьей.

Мировые судьи – наиболее близкая к населению судебная инстанция, которая рассматривает уголовные дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, а также определенные категории дел, вытекающих из семейно-правовых, имущественных, трудовых, земельных отношений, и дела об административных правонарушениях. Статус мировых судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и принятым на его основе Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», другими федеральными законами. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в Федеральном законе от 2 февраля 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Выделяется три вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложениерекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявлениепросьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалобапросьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, реализуя право на обращение свободно и добровольно. При этом осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В отношении жалоб по делам, связанным с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также по делам, рассматриваемым по правилам конституционного судопроизводства, действует специальное законодательство. Так, особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы в КоАП РФ. Свои особенности имеет порядок разрешения жалоб, установленный в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве. В ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 96–100 Закона о Конституционном Суде РФ закреплено, что Конституционный

Суд РФ рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Жалобы, заявления, предложения и иные обращения граждан рассматривает также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, статус которого регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».