Плата за сервитут на земельный участок постановление

Оглавление:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ПО СОГЛАШЕНИЮ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
СЕРВИТУТА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 декабря 2014 г. N 1461

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ПО СОГЛАШЕНИЮ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
СЕРВИТУТА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (далее — земельные участки).

2. Размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, если иное не установлено настоящими Правилами.

3. Размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

4. Смена правообладателя земельного участка не является основанием для пересмотра размера платы по соглашению об установлении сервитута, определенного в соответствии с настоящими Правилами.

5. В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка в соответствии с настоящими Правилами.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Анализ законодательства по ограниченному пользованию (сервитуту) земельным участком

Е. А. ВОРОНОВА
[email protected]
Ведущий советник государственной гражданской службы 3-го класса, преподаватель Института экономики и антикризисного управления, автор статей по правовому регулированию предпринимательской деятельности

И. А. ТЕДОРАДЗЕ
[email protected]
Юрисконсульт ООО «МАРС-98», автор статей по правовым коллизиям земельного законодательства.

Абстракт: В статье сделана попытка проанализировать вещные права на землю, сопоставить положения законодательства об образовании земельного участка и его регистрации в России. Рассматриваются системные характеристики: права на земельный участок, определение земельного участка, возможные варианты его изменения с точки зрения владения имуществом, кадастровый учет, ограничения прав пользования земельным участком (сервитут). Определены проблемы, связанные с сервитутами и режимами пользования земельными участками, и предложен подход к их решению.

Ключевые слова: вещные права, ограничение землепользования, сервитут

В римском праве слово servitus буквально означало «рабство вещи», «ее служение». Отношение к вещи, например к участку земли, было таким, что она приносила пользу не только своему владельцу (praedium serviens), но и оказывалась полезной с точки зрения экономических выгод соседнего господствующего участка (praedium dominans), а следовательно, приносила доход его собственнику. Затем термин servitus стали использовать при описании целого ряда подобных отношений [4].

В российском законодательстве классификация сервитута и производных от него отношений выглядит следующим образом. Сервитут — право лиц на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом. Оно устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах может быть установлена не только обязанность органа, установившего сервитут, выплачивать соразмерную плату за сервитут лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, но и размер данной платы. Одним из основных отличий частного сервитута от публичного является то, что презюмируется платность такого сервитута. Собственник обременяемого земельного участка вправе требовать возмещения затрат, причиненных указанным обременением.

Публичный сервитут устанавливается для обеспечения прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведения дренажных работ на земельном участке, забора воды и водопоя, прогона скота через земельный участок, сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением земельных участков в пределах земель лесного фонда, использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке, временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ [2].

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости в рамках соглашения между лицом, требующим установления сервитута, и в его интересах собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости, с одной стороны, и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости – с другой. Если сторонам не удалось достичь согласия об установлении или условиях сервитута, спор разрешается по иску лица, требующего установления сервитута, в судебном порядке.

В зависимости от целей использования и в соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ определены следующие виды сервитутов:

• право прохода и проезда через соседний земельный участок;
• право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов через чужой участок;
• право использования чужого участка для водоснабжения и мелиорации.

Оформление права ограниченного пользования (сервитута)

Соглашение о сервитуте — договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником соседнего земельного участка или иного объекта недвижимости, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута); ее величина равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Оценкой соразмерной платы за сервитут является установление (определение) величины соразмерной платы за сервитут [2]. С точки зрения экономики соразмерность платы должна существенно влиять на кадастровую стоимость земельного участка.

Само объективное право представляет собой идеальную конструкцию, особенности его применения выясняются только на практике.

«С этой точки зрения и другие элементы гражданского правоотношения суть явления идеальные, в том числе и субъект права, и его объект. Однако субъект (лицо) имеет прообраз в социальной действительности в виде человека или создаваемой им организации. Будучи вовлеченным в систему гражданского правоотношения как ее структурно-совокупный элемент, субъект утрачивает все признаки и свойства, кроме правовых, и в качестве участника юридической конструкции характеризуется качествами, присущими ему как элементу этой конструкции» [5].

Развитие дорожной сети, нефтепроводов, газотранспортной системы и инфраструктуры электроэнергетики является важнейшей задачей государства, необходимым условием развития российской экономики. Именно поэтому особую актуальность приобретает упорядочение различных правовых норм, регулирующих отношения сервитута. Пока что их разнообразие оказывается сдерживающим фактором в случае установления сервитутов, особенно публичных, ограничивает применение последних и создает множество неразрешимых проблем для заинтересованных лиц.

Анализ законодательства США, Канады, Швеции, Дании показывает, что сервитут является одним из основных прав на землю, регулирующих размещение на ней инженерных и транспортных коммуникаций: газопроводов, водопроводов и иных трубопроводов, линий связи, линий электропередачи и т. п., а следовательно, обеспечивает их быстрое развитие, обеспечивает доступ к земельным ресурсам.

Линейные сооружения размещают на землях различных категорий, относительно которых действуют разнообразные правовые режимы. Например, общая протяженность подземных газопроводов и газопроводов-отводов ОАО «Газпром» составляет 151,6 тыс. км, а линейных объектов, находящихся в эксплуатации ОАО «ФСК ЕЭС», – порядка 44,3 тыс. км, эти объекты имеют различный правовой режим [3].

В Земельном кодексе РФ земли, на которых расположены линейные сооружения, отнесены к землям промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иным землям в составе категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, соответственно, много распорядителей и собственников земельных участков, с которыми предстоит заключить многочисленные договоры о сервитуте [1]. Аналогичные проблемы с оформлением прав на землю вынуждены решать коммунальные службы, организации связи, дорожные службы.

Проблемы правового регулирования

Поскольку отношения по установлению сервитутов делятся на публичные и частные, то они регулируются законодательными актами, относящимися к различным отраслям законодательства. Несмотря на то что линейные сооружения могут находиться в частной собственности, как правило, их строительство, эксплуатация, ремонт и реконструкция относятся к сфере публичного интереса, а следовательно, необходимо правовое регулирование соответствующих отношений для установления баланса частных и публичных интересов.

Пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ закрепляет исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута, к которому относятся:

• проход или проезд через земельный участок;
• использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
• размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
• проведение дренажных работ на земельном участке;
• забор воды и водопой;
• прогон сельскохозяйственных животных через земельный участок;
• сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
• использование земельного участка в целях охоты и рыболовства;
• временное пользование земельным участком для проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
• свободный доступ к прибрежной полосе.

Публичный сервитут имеет императивный характер и практически не зависит от воли собственника. Постановлением от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» Пленум ВАС Российской Федерации установил, что положения, содержащиеся в статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункте 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ, взаимосвязаны, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов; а споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, какой орган установил сервитут.

Согласно второй части статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ, производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Таким образом, акты органов местного самоуправления, устанавливающие публичный сервитут, могут быть обжалованы в арбитражных судах, в этом состоит отличие данной разновидности сервитута от частного сервитута, установление которого в одностороннем порядке невозможно. Основанием для регистрации публичного сервитута, его изменения и прекращения будет являться соответствующий акт уполномоченного органа либо решение суда. Гражданский кодекс РФ рассматривает сервитут в качестве вещного права, в то время как Земельный кодекс трактует его как обременение права собственности, из-за чего неизбежно возникают сложности правоприменения.

Договор о частном сервитуте – это соглашение, в силу которого одна сторона (собственник) предоставляет в пользование другой стороне (сервитуарию) недвижимое имущество за плату или безвозмездно, а другая сторона (сервитуарий) обязуется пользоваться имуществом в соответствии с условиями и прекратить использование после того, как потеряли силу основания для установления сервитута. Договор о частном сервитуте заключается в простой письменной форме, неотъемлемой частью договора является план земельного участка или здания (сооружения) с указанием границ сервитута.

В настоящее время на основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) все сервитуты регистрируются в Едином государственном реестре прав как обременение (ограничение) права собственности и вступают в силу после их регистрации в указанном реестре. Если права на объект недвижимости, обремененный сервитутом, переходят к другому лицу, сервитут сохраняется.

Если заинтересованным сторонам не удалось достигнуть соглашения об установлении сервитута или условиях сервитута, спор разрешается в суде по иску лица, требующего установления сервитута (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274, 277 Гражданского кодекса РФ). На основании абзаца 2 части 2 статьи 13 Закона о регистрации и пункта 18 методических рекомендаций «О порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки», утвержденных приказом Минюста России от 26.07.2004 № 132, государственная регистрация публичного сервитута проводится с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимого имущества в течение не более чем пяти рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

По требованию собственника частный сервитут может быть прекращен после того, как потеряли силу основания для установления сервитута. В качестве документа — основания прекращения сервитута представляется либо соглашение о прекращении сервитута, либо решение суда (ст. 276 Гражданского кодекса РФ, ст. 48 Земельного кодекса РФ и п. 20 методических рекомендаций «О порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки», утвержденных приказом Минюста России от 26.07.2004 № 132).

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ, публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут на земельный участок устанавливается с учетом результатов общественных слушаний. Несоблюдение данного условия является основанием для признания акта недействительным (постановление Федерального арбитражного суда (ФАС) Московского округа (МО) от 01.02.2005 № КГ-А40/13218-04, постановление ФАС МО от 22.11.2004 № КА-А41/7464-04, постановление ФАС ПО от 10.04.2003 № А12-17236/02-С43, постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2004 № Ф09-3898/04-ГК). Однако имеется и противоположная судебная практика.

Предлагаемое решение проблемы

Правовое регулирование сервитутов могло бы получить развитие в случае издания нормативного акта, регламентирующего порядок установления сервитута для земельных участков, в частности занимаемых линиями электропередачи. Особенности расчета стоимости компенсаций за пользование сервитутом могут быть установлены постановлением Правительства РФ или приказом Минэкономразвития России. Однако вопрос о правах на земельные участки, занятые линейными сооружениями, может быть решен лишь в федеральном законе. Частный и публичный сервитуты являются гражданскими правами, поэтому ведущие ученые-правоведы считают, что соответствующие общие и специальные нормы регулятивного характера должны получить закрепление в Гражданском кодексе, в новой главе «Право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут)».

При рассмотрении и принятии законодательства по обременению (сервитутам) имущества для единого применения необходимо внести изменения в ряд нормативных актов, а именно в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, их следует учесть при создании новых методических рекомендаций. Все это требует согласования с Высшим арбитражным судом и Верховным судом Российской Федерации и другими ведомствами, в регламентах которых есть функции исполнения земельного законодательства и обеспечения института по ограниченному пользованию (сервитуту). Законопроект должен иметь комплексный характер, поскольку он направлен на внесение изменений и дополнений в ряд существующих федеральных законов и не должен стать причиной коллизий между правовыми нормами отдельных федеральных законов. К задачам законопроекта относятся:

• определение круга лиц, оснований, содержания, сферы действия и порядка установления публичных сервитутов, градостроительного планирования;
• закрепление механизма расчета соразмерной платы за использование участка на основании публичного сервитута;
• определение наименее обременительного способа осуществления публичного сервитута;
• регламентация особенностей кадастрового учета и государственной регистрации.

Ограниченное пользование (сервитут) влияет на стоимость земельного участка и арендные платежи.

На основании обобщения нормативных актов и сложившейся практики мы предлагаем подход, который должен содействовать разрешению рассматриваемой проблемы:

• упорядочить правовое регулирование учета, оформления и регистрации ограничения пользования земельным участком (сервитута);

• разработать методику кадастровой оценки земельного участка, обремененного сервитутом;

• разработать методики оценки ущерба, причиненного публичным сервитутом, с учетом убытков, неполученной прибыли и возмещения налоговых платежей, которые могут быть начислены на сумму компенсации ущерба.

В настоящее время на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации представлены законопроекты, локально решающие проблемы обременений земельного участка (в части публичного сервитута), рассмотренные в данной статье.

1. Бочаров М. В. Оформление прав на землю под линейными объектами // ЭЖ-Юрист. 2005. № 45. С. 4–5.

2. Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут (утв. Росземкадастром 17 марта 2004 г.).

3. Ивакин А. И. Что в «земельном» портфеле Германа Грефа? // Российская бизнес-газета. 2005. 22 февр. № 497. С. 4.Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/02/22/zemreforma.html. Дата обращения: ноябрь 2010.

4. Римское частное право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М.: Юрист, 2004. 544 с.

5. Чеговадзе Л. А. К дискуссии о природе имущественного права // Законодательство. 2003. № 11. С. 34–56. [Размещено в справочно-правовой системе «Гарант»].

Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2015 г. N 328-ПП «Об утверждении Порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (приложение).

2. Настоящее постановление распространяется на отношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москве по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 9 июня 2015 г. N 328-ПП

Порядок
определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена

1. Настоящий Порядок устанавливает правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее — земельные участки).

2. Ежегодная плата за установление сервитута в отношении земельных участков по соглашению об установлении сервитута определяется:

2.1. В отношении земельных участков, переданных в аренду:

2.1.1. В размере, равном ежегодной арендной плате, подлежащей уплате лицом, являющимся арендатором земельного участка, в случае, если размер ежегодной арендной платы за земельный участок составляет от 0,1 процента до трех процентов кадастровой стоимости земельного участка.

2.1.2. В размере, определенном по результатам оценки размера платы за сервитут, проведенной на основании заключенного между лицом, в интересах которого устанавливается сервитут, и оценщиком договора об оценке размера платы за сервитут, рассчитанном исходя из уменьшения рыночной стоимости земельного участка вследствие его обременения сервитутом, в случае, если размер ежегодной арендной платы, подлежащей уплате лицом, являющимся арендатором земельного участка, превышает три процента кадастровой стоимости земельного участка.

2.1.3. В размере 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка в случае, если размер ежегодной арендной платы, подлежащей уплате лицом, являющимся арендатором земельного участка, не превышает 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка.

2.2. В отношении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение:

2.2.1. В размере, равном сумме земельного налога, подлежащей уплате за налоговый период лицом, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении которого находится земельный участок (далее — сумма земельного налога), в случае, если сумма земельного налога составляет от 0,1 процента до трех процентов кадастровой стоимости земельного участка.

2.2.2. В размере, определенном по результатам оценки размера платы за сервитут, проведенной на основании заключенного между лицом, в интересах которого устанавливается сервитут, и оценщиком договора об оценке размера платы за сервитут, рассчитанном исходя из уменьшения рыночной стоимости земельного участка вследствие его обременения сервитутом, в случае, если сумма земельного налога превышает три процента кадастровой стоимости земельного участка.

2.2.3. В размере 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка в случае, если сумма земельного налога не превышает 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка.

2.3. В отношении земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование, в размере 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка.

3. Смена правообладателя земельного участка не является основанием для пересмотра размера платы по соглашению об установлении сервитута, определенного в соответствии с настоящим Порядком.

4. В случае, если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка в соответствии с настоящим Порядком.

5. Плата за установление сервитута вносится в случаях, предусмотренных федеральными законами, — землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, а в случае заключения в установленном порядке соглашения об установлении сервитута с Департаментом городского имущества города Москвы — в бюджет города Москвы ежеквартально равными долями с момента внесения сведений об установлении сервитута в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено федеральными законами либо соглашением об установлении сервитута.

6. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка плата за установление сервитута рассчитывается на основании измененной кадастровой стоимости земельного участка с изменением условий заключенного соглашения об установлении сервитута.

Обзор документа

Ежегодная плата за установление сервитута в отношении земельных участков по соглашению об установлении сервитута определяется в отношении земельных участков, переданных в аренду — в размере ежегодной арендной платы, если арендная плата составляет от 0,1 до 3% от кадастровой стоимости участка, либо в размере, определенном по результатам оценки размера платы за сервитут, если размер арендной платы превышает 3% от кадастровой стоимости участка, либо в размере 0,1% кадастровой стоимости участка, если размер арендной платы не превышает 0,1% кадастровой стоимости участка; предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение — в размере суммы земельного налога, если она составляет от 0,1 до 3% от кадастровой стоимости участка, либо в размере, определенном по результатам оценки, если сумма земельного налога превышает 3% кадастровой стоимости участка, либо в размере 0,1% если сумма земельного налога не превышает 0,1% кадастровой стоимости участка; предоставленных в безвозмездное пользование — в размере 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка.

При смене правообладателя земельного участка пересмотр размера платы по соглашению об установлении сервитута не производится. При изменении кадастровой стоимости участка плата за установление сервитута рассчитывается на основании измененной кадастровой стоимости с изменением условий заключенного соглашения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Глава 16. ПРАВО ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА.

Статья 98. Содержание права земельного сервитута.
1. Право земельного сервитута — это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).
2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.
3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.
4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, в отношении которого он установлен.

Статья 99. Виды права земельного сервитута.
Собственники или землепользователи земельных участков могут требовать установления следующих земельных сервитутов:
а) право прохода и проезда на велосипеде;
б) право проезда на транспортном средстве по имеющемуся пути;
в) право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций;
г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок;
г1) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок;
д) право забора воды из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему;
е) право поить свой скот из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему;
е) право прогона скота по имеющемуся пути;
ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта строений и сооружений;
з) иные земельные сервитуты.

Статья 100. Порядок установления земельных сервитутов.
1. Сервитут может быть установлен договором, законом, завещанием или решением суда. Сервитут может принадлежать собственнику (владельцу) соседнего земельного участка, а также другому конкретно определенному лицу (личный сервитут).
2. Земельный сервитут может быть установлен договором между лицом, требующим его установления, и собственником (владельцем) земельного участка.
Договор об установлении земельного сервитута подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
(В ред. Закона № 997-У от 27 апреля 2007 г.)

Статья 101. Действие земельного сервитута.
1. Действие земельного сервитута сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, в отношении которого установлен земельный сервитут, к другому лицу.
2. Земельный сервитут не может быть предметом купли-продажи, залога и не может передаваться любым способом лицом, в интересах которого этот сервитут установлен, другим физическим и юридическим лицам.
3. Собственник, землепользователь земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, имеет право требовать от лиц, в интересах которых установлен земельный сервитут, плату за его установление, если иное не предусмотрено законом.
4. Собственник земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, имеет право на возмещение убытков, причиненных установлением земельного сервитута.

Статья 102. Прекращение действия земельного сервитута.
1. Действие земельного сервитута подлежит прекращению в случаях:
а) совмещения в одном лице субъекта права земельного сервитута, в интересах которого он установлен, и собственника земельного участка;
б) отказа лица, в интересах которого установлен земельный сервитут;
в) решения суда об отмене земельного сервитута;
г) истечения срока, на который был установлен земельный сервитут;
г1) неиспользования земельного сервитута в течение трех лет;
д) нарушения владельцем сервитута условий пользования сервитутом.
2. По требованию собственника земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, действие этого сервитута может быть прекращено в судебном порядке в случаях:
а) прекращения оснований его установления;
б) когда установление земельного сервитута делает невозможным использование земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, по его целевому назначению.

Плата за сервитут на земельный участок постановление

определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности городского округа город Мегион

1.Настоящий Порядок устанавливает правила определения платы, условий и сроков ее внесения по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности городского округа город Мегион (далее — земельные участки).

2.Плата по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута.

3.В случаях если сервитут устанавливается на срок меньше года, плата по соглашению об установлении сервитута рассчитывается по следующей формуле:

А – размер платы по соглашению об установлении сервитута, руб.;

КС – кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

365 – количество дней в текущем году;

Д – количество дней.

4.В случаях если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, плата по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади соответствующей части земельного участка.

5.Соглашение об установлении сервитута в отношении земельных участков заключается на основании постановления администрации города Мегиона.

6.Размер платы, порядок и сроки внесения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков указывается в соглашении об установлении сервитута, заключаемым между лицом, в интересах которого устанавливается сервитут, и администрацией города Мегиона, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.

7.Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, вносится лицом, в интересах которого устанавливается сервитут, путем перечисления денежных средств по реквизитам, указанным в соглашении об установлении сервитута. Срок внесения платы по соглашению об установлении сервитута за период использования земельного участка в текущем году устанавливается не позднее 10 октября текущего года.

8.Плата по соглашению об установлении сервитута срок действия которого составляет менее года вносится однократно в течение срока действия такого сервитута, но не позднее, чем за один месяц до окончания срока его действия.

9.Лицо, в интересах которого устанавливается сервитут, вправе вносить платежи досрочно.

10.Размер платы по соглашению об установлении сервитута подлежит изменению в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого, либо его части, заключено соглашение об установлении сервитута, путем направления расчета платы за земельный участок к соглашению об установлении сервитута. Перерасчет размера платы по соглашению об установлении сервитута осуществляется с даты внесения изменения кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.

Договор земельного сервитута: форма, содержание, порядок регистрации

Институт земельного сервитута в Украине существует более десяти лет и несмотря на это для многих наших граждан все еще является диковинкой. Земельный сервитут может быть установлен договором, законом, решением суда и даже завещанием. Однако именно с заключением договора земельного сервитута связано больше всего спорных моментов: от формы, в которой должен быть заключен такой договор и его существенных условий до порядка его регистрации. С этими и другими вопросами решил разобраться Prostopravo.com.ua

Что такое земельный сервитут

Прежде всего разберемся, что собой представляет земельный сервитут. Согласно статьи 98 Земельного кодекса Украины право земельного сервитута — это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком.

При этом важно помнить, что установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого он установлен, прав владения, пользования и распоряжения участком. Более того, земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен.

Земельный сервитут может состоять в праве прохода или проезда через участок, праве прокладки и эксплуатации линий электропередач, водопровода, забора воды из водоема, расположенного на соседнем участке, прогона скота и т. д. и.т.п.

Важным признаком сервитута является то, что он не подлежит отчуждению (не может выступать объектом купли-продажи, дарения, мены и т. п.) и, в то же время, сохраняет свое действие в случае перехода права собственности на участок, в отношении которого сервитут установлен, к другому лицу.

Форма договора земельного сервитута

Статья 639 ГКУ гласит, что договор может быть заключен в любой форме, если требования относительно формы договора не установлены законом. Законодательством требования к форме договора земельного сервитута не установлены. В то же время, часть вторая статьи 402 Гражданского кодекса Украины предусматривает обязательную государственную регистрацию таких договоров, что позволяет сделать вывод о необходимости заключения договора земельного сервитута в письменной форме.

Что касается нотариального удостоверения договора, которым устанавливается земельный сервитут, то стороны договора вполне могут прибегнуть к нему, если пожелают. Согласно части второй статьи 639 ГКУ если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным с момента придания ему этой формы, даже если законом эта форма для данного вида договоров не требовалась.

Также не стоит забывать о том, что договор, подлежащий обязательной государственной регистрации считается заключенным с момента такой регистрации (ст. 210 ГКУ), поэтому требованием законодателя о государственной регистрации договора сервитута пренебрегать нельзя.

Содержание договора земельного сервитута

Существенные условия договора земельного сервитута законодательством также не определены, кроме собственно условия о предмете договора, которое является существенным для всех видов договоров ( ст. 638 ГКУ).

Предметом договора земельного сервитута является объем прав, которыми будет владеть сервитуарий в отношении чужого земельного участка. Эти права должны быть определены в договоре четко, точно и полно.

Кроме того, в договор земельного сервитута рекомендуется включить:

  • способ отягощения
  • описание местоположения с определением границ распространения права земельного сервитута на плане (схеме);
  • данные о земельном участке, на котором устанавливается земельный сервитут, в том числе площадь земельного участка, на который распространяется действие земельного сервитута;
  • кадастровый номер земельного участка, относительно которого устанавливается земельный сервитут (при наличии);
  • срок действия договора земельного сервитута (сервитут может быть и бессрочным);
  • плату за земельный сервитут (договор земельного сервитута может быть и безвозмездным);
  • ответственность сторон.

Регистрация договора земельного сервитута

Требования об обязательной государственной регистрации договора земельного сервитута содержатся в ст. 402 ГКУ, ст. 100 ЗКУ, ст. ст. 4, 17 Закона Украины «О регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений».

О порядке проведения такой регистрации можно узнать из Постановления Кабинета Министров Украины от 09.09.2009г. № 1021, которым утвержден Порядок ведения Поземельной книги.

Согласно Порядка для государственной регистрации земельного сервитута приобретатель права или уполномоченные им лица представляют в соответствующий территориальный орган Госземагентства заявление о государственной регистрации ограничений в использовании земельного участка и следующие документы:

  1. копию документа, удостоверяющего личность владельца или получателя права на земельный участок, а в случае подачи заявления уполномоченным им лицом — также копию документа, подтверждающего его полномочия (доверенность);
  2. документацию по землеустройству, которая включает план земельного участка и перечень ограничений использования земельного участка и имеющиеся земельные сервитуты или охранное обязательство, содержащее сведения о координатах поворотных точек границ части земельного участка, и обменный файл, который подается в случае государственной регистрации земельного сервитута по части земельного участка;
  3. договор об установлении земельного сервитута (количество экземпляров договора должна быть на один экземпляр больше, чем количество сторон договора);
  4. копию регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов (идентификационного номера) согласно Государственному реестру физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей — для физического лица, идентификационного кода согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налогового номера — для юридического лица;
  5. документы о внесении платы за предоставление услуг.

Размер платы за государственную регистрацию отягощений земельного участка составляет 97 гривен согласно Постановления КМУ от 01.08.2011 г. №835 «Некоторые вопросы предоставления Государственным агентством земельных ресурсов и его территориальными органами платных услуг». В случае государственной регистрации земельного сервитута, установленного на части земельного участка, с заявителя взимается плата в размере 60 гривен. Срок государственной регистрации земельного сервитута составляет 14 календарных дней со дня подачи документов.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 17.07.2012