Пересмотр постановлений и решений по делам административных правонарушениях

Оглавление:

Пересмотр постановлений и решений по делам административных правонарушениях

20.6. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Существует следующий порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении: вынесенного судьей – в вышестоящий суд; вынесенного коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенного должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

К субъектам, полномочным обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

• выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

• разрешают ходатайство, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

• направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи, должностного лица.

Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

• объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

• устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

• проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

• выясняются причины неявки участников производства по делу и принимаются решения о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

• разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

• разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

• оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

• проверяется законность вынесенного по делу постановления (заслушиваются участники производства по делу, иные субъекты, исследуются иные доказательства);

• в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении:

• об оставлении постановления без изменения, ажалобы – без удовлетворения;

• об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

• об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, атакже при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

• об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения меры закона об административном правонарушении, влекущей назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

• об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, поскольку лишь определенное, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.

Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает меры, установленные законом, по устранению нарушений законности. Практика показывает, что 17-18 % лиц, подвергнутых мерам административного наказания, считают вынесенное постановление неправомерным. Около 60 % жалоб на постановления должностных лиц органов внутренних дел по делам об административных правонарушениях удовлетворяются судебными органами.

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ. Оно представляет собой одну из форм участия граждан РФ в государственном управлении и служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.

В соответствии с законодательством обжалованию подлежат постановления любого органа административной юрисдикции.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается гражданином лишь в письменной форме и может затрагивать любые вопросы, связанные с производством по административному правонарушению. Правом подачи жалобы преимущественно пользуются лица, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания, потерпевшие. В то же время данное право может быть реализовано и другими участниками производства, а именно: законными представителями (родители, усыновители, опекуны, попечители и т.п.), защитником и представителем.

Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.1 КоАП РФ. В соответствии с ней данное постановление обжалуется следующим образом:

— постановление, вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

— вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;

— вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

— вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если постановление обжалует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то жалоба подается в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько способов обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Первый – судебный, второй – альтернативный, когда постановление может быть обжаловано и в вышестоящий орган, и в суд. Сочетание административного (ведомственного) и судебного порядка обжалования гарантирует квалифицированное рассмотрение жалобы и обеспечивает соблюдение законности в производстве по делу. При этом следует отметить, что рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом исполнительной власти не является препятствием для обращения в суд. Если жалоба поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган, то жалобу рассматривает суд.

В соответствии с законодательством жалоба подается в орган, вынесший постановление. В течение трех суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить ее по существу.

Для обеспечения оперативного рассмотрения дел об административном правонарушении законодательством установлен 10-дневный срок разрешения жалобы по существу с момента ее поступления (ст. 30.5 КоАП РФ). Отсчет 10-дневного срока начинается со дня регистрации жалобы в органе, правомочном ее рассматривать. Окончанием срока рассмотрения жалобы считается момент принятия по ней соответствующего решения.

Жалоба на постановление об административном аресте должна быть рассмотрена в течение суток с момента её подачи.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления. При этом подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления до ее рассмотрения компетентным органом (должностным лицом). Исключение составляют постановления о назначении таких видов административного наказания, как штраф, наложенный на месте совершения административного проступка, предупреждение и административный арест.

Несвоевременная подача жалобы гражданином не влечет приостановления исполнения постановления по делу, а сама жалоба не рассматривается до выяснения причин пропуска срока.

Соблюдение заявителем установленного срока подачи жалобы может быть подтверждено почтовой квитанцией или почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационного журнала, расписками лиц, принявших жалобу, и другими способами. Срок подачи жалобы заканчивается по истечении рабочего времени десятого дня из предоставленных для обжалования постановлений. Если окончание срока обжалования приходится на выходной (праздничный) день, то жалоба может быть принята к рассмотрению в первый следующий за ним рабочий день.

Помимо жалобы основанием для пересмотра дела об административном правонарушении является протест прокурора в порядке общего надзора. Основанием для принесения протеста является издание органами (должностными лицами) противоречащих законодательству постановлений по делам об административных правонарушениях. Протест на постановление приносится как по собственной инициативе прокурора при выявлении им нарушений законности, так и по жалобе гражданина и адресуется в орган (должностному лицу), вынесший постановление, или в вышестоящий орган.

Протест прокурора приостанавливает исполнение постановления по делу, но не отменяет его. Протест подлежит обязательному рассмотрению в срок не позднее 10 дней с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

При рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо), разрешающий дело во второй инстанции, обязан проверить следующие обстоятельства: 1) имел ли место факт административного правонарушения; 2) виновно ли лицо, совершившее правонарушение; 3) подлежит ли оно административной ответственности; 4) противоправно ли совершенное лицом деяние; 5) был ли нанесен имущественный ущерб, его размер и другие факты.

После рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ принимает одно из следующих решений: 1)

оставляет постановление без изменения, а жалобу, протест без удовлетворения; 2)

отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение.

Дело направляется на новое рассмотрение в том случае, если постановление вынесено без достаточных оснований и без учета всех обстоятельств.

Основаниями для отмены постановления могут служить различные факты: привлечение к административной ответственности ненадлежащего лица, несоответствие выводов постановления фактическим обстоятельствам дела и др.; 3)

отменяет постановление и прекращает дело.

Отмена постановления и прекращение дела осуществляется органом (должностным лицом) и при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ);

4) изменяет меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение. При этом, как правило, решается вопрос об изменении суммы налагаемого на правонарушителя штрафа или сокращении срока лишения специального права. При наличии альтернативных санкций за то или иное правонарушение может быть решен вопрос о замене административного наказания (наложение предупреждения вместо штрафа).

Орган, рассматривающий жалобу, не вправе при пересмотре дела усиливать административное наказание.

Если постановление по делу об административном правонарушении вынесено органом (должностным лицом), не правомочным решать данное дело, то постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Орган (должностное лицо), рассмотревший дело по жалобе гражданина или по протесту прокурора, обязан сообщить заинтересованным лицам о принятом им решении. В этих целях копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается заявителю.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено постановление, и потерпевшего в день вынесения решения.

Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в судебном порядке либо опротестовано прокурором.

В случае если жалоба признана обоснованной, а постановление об административном наказании уже исполнено, гражданину возмещается ущерб, причиненный незаконным назначением наказания.

ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)
3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
(часть шестая введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.
3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 — 30.8 настоящего Кодекса.
4. Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

(введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 настоящего Кодекса.
2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.
3. Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Статья 30.13. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

(введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

1. Жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.
2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в порядке надзора жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.
4. Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
5. Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются в порядке надзора окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с законодательством о военных судах.

Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора

(введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

1. В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.
2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:
1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;
2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;
3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;
4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;
7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.
3. К жалобе, протесту должны быть приложены:
1) копия постановления по делу об административном правонарушении;
2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;
3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;
4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 настоящего Кодекса.

Статья 30.15. Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста

(введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

1. О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста судья выносит определение.
2. Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.
3. В случае, если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, предусмотренных статьей 30.14 и частью 4 статьи 30.16 настоящего Кодекса, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

(введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
2. Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
3. Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
4. Повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.

Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

(введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

1. Решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста принимается в форме постановления.
2. По результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста, рассмотренных в порядке надзора, без удовлетворения;
2) об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;
3) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
4) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

(введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

1. В постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, указываются:
1) наименование суда надзорной инстанции;
2) номер дела, дата и место принятия постановления;
3) фамилия и инициалы судьи суда надзорной инстанции;
4) наименование лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест;
5) указание на обжалуемые, опротестуемые постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
6) краткое содержание обжалуемых, опротестуемых постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
7) доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте;
8) возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест;
9) мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях;
10) решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.
2. Постановление, указанное в части 1 настоящей статьи, подписывается принявшим его судьей.

Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

(введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, вступает в законную силу со дня его принятия.

Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ПОЧТА РОССИИ
Варшавское ш., 37, Москва, 131000
Тел.: +095 956-99-50
Факс: +095 956-99-51
E-mail: [email protected]

О введении в действие «Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда
«Судебное»»

Приказ № 343 от 31.08.2005 г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие «Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное»» (Приложение № 1).
2. Начальникам УФПС – филиалов ФГУП «Почта России»:
— В срок до 30 сентября 2005г. заключить договоры на оказание услуг почтовой связи с управлениями (отделами) судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и Арбитражными судами Российской Федерации.
— Обеспечить 100% (стопроцентное) внесение информации о заказных письмах и бандеролях разряда «Судебное» в ОАСУ РПО.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на руководителя Дирекции почтовых услуг Могилевскую Н.П.

ВРИО Генерального директора Д.Л.Макаров

Приложение №1 к приказу ФГУП «Почта России»
от 31.08.2005 № 343

Особые условия приема, вручения, хранения и возврата
почтовых отправлений разряда «Судебное»

1. Общие положения

1.1. Настоящие Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» (далее Особые условия) разработаны в соответствии с Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, Гражданским процессуальным Кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, Уголовно — процессуальным Кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, а также Приказом Генерального директора ФГУП «Почта России» от 19.07.2005 № 274 «О введении нового разряда почтовых отправлений». Особые условия устанавливают общий порядок приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» в объектах федеральной почтовой связи и обязательны для исполнения филиалами ФГУП «Почта России».
1.2. Под почтовыми отправлениями разряда «Судебное» понимаются заказные письма и заказные бандероли, отправляемые федеральными судами Российской Федерации и мировыми судьями.
1.3. В заказных письмах и бандеролях разряда «Судебное» пересылаются судебная повестка, судебные акты (определения, решения, постановления) суда.
Заказные письма и бандероли разряда «Судебное» должны пересылаться с уведомлением о вручении. Бланк уведомления о вручении (ф.119) прикрепляется к стороне письма, на которой не указывается адрес.
На адресной стороне заказных писем и бандеролей отправитель должен нанести штамп «Судебное».
1.4. Услуги по приему, обработке, пересылке и вручению заказных писем и бандеролей разряда «Судебное» оказываются на основании договора по тарифам, установленным для пересылки письменной корреспонденции в рамках универсальной услуги.

2. Прием почтовых отправлений разряда «Судебное»

2.1. Прием заказных писем и бандеролей разряда «Судебное» осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, в части приема письменной корреспонденции и Временным порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным Приказом Генерального директора ФГУП «Почта России» от 30.07.2004 № 305.

3. Вручение почтовых отправлений разряда «Судебное»

3.1. Вручение почтовых отправлений разряда «Судебное» осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, в части доставки (вручения) письменной корреспонденции, а также Временным порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений.
3.2. Заказные письма и бандероли разряда «Судебное» доставляются и вручаются лично адресату под расписку в извещении ф.22 по предъявлении одного из документов, указанных в Приложении к настоящим Особым условиям.
3.3. При отсутствии адресата такие письма и бандероли могут вручаться совместно проживающим совершеннолетним членам семьи без доверенности по предъявлении одного из документов, указанных в Приложении к настоящим Особым условиям и документов, подтверждающих их отношение к адресату. При этом в уведомлении указывается лицо, которому вручено заказное письмо с соответствующими отметками.
При отсутствии адресата и совершеннолетних членов его семьи в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике оставляется извещение с приглашением адресата на объект почтовой связи для получения почтового отправления.
3.4. При неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда «Судебное» в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения.
3.5. В случае, если адресат отказался получить заказное письмо или бандероль разряда «Судебное», доставляющий работник почтовой связи, должен зафиксировать отказ путем отметки об этом на уведомлении о вручении.
3.6. Не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

Плата за возврат указанных почтовых отправлений не взимается.

Руководитель Технологической дирекции М.Ю. Рахманов

Приложение
к Особым условиям

Список документов удостоверяющих личность, необходимых для получения почтовых отправлений разряда «Судебное».

1. Паспорт гражданина РФ.
2. Заграничный паспорт гражданина Российской Федерации.
3. До 01.01.2006 г. – паспорт гражданина СССР образца 1974 года.
4. Удостоверение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
5. Выданное иностранным гражданам или лицам без гражданства свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
6. Документ, заменяющий паспорт гражданина – документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
— военный билет, временное удостоверение, выдаваемое гражданину Российской Федерации взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
— временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации;
— документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
— выданный гражданину Российской Федерации паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
— справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
7. Паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
8. Документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации:
— документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
— разрешение на временное проживание;
— вид на жительство;
— иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции : вопросы теории и практики Грачева, Мария Викторовна

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Грачева, Мария Викторовна. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции : вопросы теории и практики : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.14 / Грачева Мария Викторовна; [Место защиты: Ур. гос. юрид. акад.].- Екатеринбург, 2013.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-12/181

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В целях реализации закрепленных в ст. 33, 45 и 46 Конституции РФ положений государство гарантирует каждому право на защиту его прав и свобод, обеспечивая, прежде всего, судебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти. Ценность права на обжалование, закрепленного в законодательстве различной отраслевой принадлежности, определяется не самой возможностью обжаловать то или иное решение, действие (бездействие) органа публичной власти, а совокупностью факторов, позволяющих заинтересованному лицу в конечном счете добиться отмены незаконного акта.

Процессуальные нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в том числе нормы, регулирующие порядок обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, направлены на обеспечение процессуальных возможностей лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также иных участников производства по делу, на защиту от незаконных и необоснованных решений. Анализ правоприменительной практики показывает, что установление единых правил производства и для административных, и для судебных органов порождает определенные трудности при разрешении жалоб на вынесенные постановления и решения по делам об административных правонарушениях. Изучение и обобщение судебной практики позволило выявить несовершенство правового регулирования процедуры пересмотра административных юрисдикционных актов судами общей юрисдикции, различные подходы судов к решению отдельных вопросов при рассмотрении дел данной категории. Недостаточная законодательная регламентация порядка пересмотра постановлений и решений в судах общей юрисдикции) вынуждает правоприменителя восполнять правовые пробелы при помощи аналогии закона, что в свою очередь не может не сказаться на единообразии подходов к реализации механизмов защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов участников административно-деликтного судопроизводства и иных лиц. При этом процедура пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах отличается гораздо более высокой степенью процессуальной детализации, гарантирующей участникам административного судопроизводства в арбитражных судах полноценный судопроизводственный механизм разрешения административно-деликтных споров, что приводит к нарушению конституционного принципа единства средств судебной защиты, важность соблюдения которого неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ.

Вопросам обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях значительное внимание уделяется в интерпретационных актах Верховного Суда РФ. Это свидетельствует о необходимости корректировки отдельных положений гл. 30 КоАП РФ, внесения в нее изменений в целях достижения соответствия правового регулирования общему вектору развития процессуального законодательства; выработки единых подходов к разрешению судебными органами отдельных вопросов, возникающих при рассмотрении дел данной категории.

Создание эффективных механизмов судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций в рамках производства по делам об административных правонарушениях, формирование единого стандарта такой защиты требуют комплексного подхода к изучению административно-процессуального законодательства и практики его применения судами общей юрисдикции при рассмотрении жалоб на постановления и решения по делам об административных правонарушениях. На основании изложенного представляется обоснованным проведение системного исследования процедуры пересмотра постановлений, решений и определений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции с целью разработки теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию законодательства в исследуемой области.

Степень научной разработанности темы. Вопросы пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции рассматривались в диссертационных исследованиях Г. А. Шевчука, С. И. Бойчука, Ч. С. Кодзаева, И. Н. Князевой, и некоторых других авторов. Ряд диссертационных исследований был посвящен изучению отдельных вопросов правового статуса участников производства по делам об административных правонарушениях на стадии пересмотра в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Д. В. Астахов, Е. С. Герман, А. В. Зубач, А. Б. Иванюженко, М. С. Крупина, В. И. Ломакин, А. И. Микулин, В. П. Новиков, О. А. Рябус, Я. В. Серебряков). Однако в данных работах описывается специфика процессуальных статусов отдельных участников применительно ко всему производству по делам об административных правонарушениях.

Исследуемой теме посвящали статьи такие ученые, как В. В. Головко, М. Я. Масленников, И. В. Панова, Н. Г. Салищева, С. Д. Хазанов, Б. И. Шалыгин, А. Ю. Якимов и другие. Вместе с тем в работах этих авторов рассматривались лишь отдельные аспекты процедуры оспаривания юрисдикционных актов и процессуальные статусы отдельных участников производства. Системного анализа не получили вопросы судопроизводственной деятельности, урегулированные КоАП РФ; процессуальных прав и гарантий участников производства по делу об административном правонарушении на стадии пересмотра; особенности пересмотра процессуальных актов различными судебными инстанциями (за исключением пересмотра в порядке надзора); особенности оспаривания отдельных видов процессуальных решений, принимаемых в производстве по делам об административных правонарушениях.

Объектом диссертационного исследования стали общественные отношения, складывающиеся при пересмотре в судах общей юрисдикции постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, в том числе общественные отношения, возникающие в связи с защитой участниками производства своих прав и законных интересов в судах общей юрисдикции.

Предмет диссертационного исследования – нормы административного и административно-процессуального законодательства, нормы арбитражного процессуального законодательства, правоприменительная практика, в том числе практика Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, а также теоретические разработки ученых, посвященные отдельным вопросам процедуры пересмотра процессуальных актов, выносимых по делам об административных правонарушениях в административном и судебном порядке.

Цели диссертационного исследования – комплексное изучение правового регулирования стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях; теоретическое осмысление проблем пересмотра юрисдикционных актов; разработка научных положений и практических рекомендаций по устранению пробелов в нормативно-правовом регулировании исследуемой стадии производства.

Обозначенные цели обусловили постановку и решение следующих задач:

1) исследование научных воззрений о природе, сущности и назначении стадии пересмотра в производстве по делам об административных правонарушениях;

2) изучение истории теоретических разработок права на обжалование решений органов публичной власти о наложении административных взысканий;

3) оценка стадии пересмотра в системе административно-процессуальных средств защиты прав и свобод граждан;

4) выявление и описание способов и факторов, влияющих на эффективность пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции;

5) выявление соотношения механизма пересмотра решений по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации с европейскими стандартами защиты прав человека и граждан;

6) исследование и оценка полномочий судебных органов при пересмотре вынесенных по делам об административных правонарушениях актов с точки зрения их достаточности для обеспечения эффективной защиты прав лиц, участвующих в производстве по делу;

7) изучение и систематизация материалов судебной и административной практики, в том числе практики Конституционного Суда РФ, в целях формирования единообразных подходов к разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих на стадии пересмотра;

8) оценка законопроектных предложений по совершенствованию эффективности и результативности деятельности участников производства по делам об административных правонарушениях;

9) исследование и описание проблем пересмотра административно-юрисдикционных актов в судах общей юрисдикции;

10) разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования стадии пересмотра с учетом общих тенденций развития судебно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Теоретической основой исследования послужили работы представителей науки административного права: А. Б. Агапова, Ю. С. Адушкина, Д. Н. Бахраха, А. А. Демина, А. С. Дугенца, А. И. Галагана, В. В. Головко, О. В. Гречкиной, В. В. Денисенко, А. Б. Зеленцова, А. В. Кирина, Ю. М. Козлова, А. Е. Лунева, Е. Б. Лупарева, В. И. Майорова, И. В. Максимова, В. М. Манохина, М. Я. Масленникова, В. А. Мельникова, Л. А. Николаевой, А. Ф. Ноздрачева, О. В. Панковой, И. В. Пановой, Л. Л. Попова, Г. И. Петрова, Э. Н. Ренова, О. С. Рогачевой, Н. Г. Салищевой, В. Е. Севрюгина, П. П. Серкова, О. М. Соловьевой, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, М. С. Студеникиной, В. Д. Сорокина, Н. Ю. Хаманевой, С. Д. Хазанова, С. Е. Чаннова, А. П. Шергина. Теоретическую основу также составили работы ученых, чьи точки зрения на отдельные вопросы пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях отражены в их диссертационных исследованиях: Д. В. Астахова, С. И. Бойчука, А. В. Зубач, И. Н. Князевой, М. С. Крупиной, Е. В. Ламонова, В. И. Ломакина, А. И Микулина, С. С. Москаленко, В. П. Новикова, А. Н. Приженниковой, А. А. Тюриной, Б. И. Шалыгина, А. Г. Шевчука, А.Ю. Якимова.

При написании диссертации использовались труды представителей науки гражданского процессуального и арбитражного процессуального права: А. Т. Боннера, Е. А. Борисовой, Г. А. Жилина, В. М. Жуйкова, И. М. Зайцева, А. Ф. Клейнман, Ю. К. Осипова, И. В. Рехтиной, М. Ш. Пацация, И. А. Приходько, Л. А. Тереховой, Т. В. Сахновой, В. М. Семенова, Д. М. Чечота, М. С. Шакарян, К. С. Юдельсона, В. В. Яркова, а также уголовного процессуального права: В. А. Давыдова, Н. А. Колоколова, В. Ю. Кирсанова, Н.Н. Ковтуна, М. В. Мерзляковой, А. П. Рыжакова, А. С. Червоткина и других.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой комплексное исследование теоретических и практических вопросов пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, осуществляемого всеми инстанциями судов общей юрисдикции. Деятельность суда по пересмотру вынесенных по делу актов анализируется при сравнительном сопоставлении соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ. Детально исследованы нормы КоАП РФ, регламентирующие процедуру пересмотра дел по жалобам (протестам), основные законотворческие инициативы об изменении КоАП РФ, оформленные в качестве законопроектов и внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, судебная и административная практика.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Доказывается, что место стадии пересмотра в производстве по делам об административных правонарушениях обусловлено рядом факторов, среди которых особо следует выделить волеизъявление участников производства, оспаривающих процессуальные действия и решения, вынесенные по делу. Момент возникновения стадии пересмотра преимущественно связан с фактом юридической фиксации воли участника производства, наделенного соответствующими правами на оспаривание постановления (решения, определения) по делу об административном правонарушении.

Место стадии пересмотра в производстве определяется также видом оспариваемого процессуального акта, стадией производства, на которой он вынесен, видом органа, должностного лица, осуществляющего пересмотр процессуального решения.

В зависимости от названных особенностей стадия пересмотра может следовать после рассмотрения дела (ординарное производство); после стадии возбуждения (если оспаривается постановление о прекращении производства по делу); одновременно со стадией возбуждения дела (в случае оспаривания определения о применении залога за арестованное судно и иных мер обеспечения); после или одновременно со стадией исполнения постановления о назначении административного наказания. Производство по делу об административном правонарушении будет состоять только из стадии пересмотра в случае, когда обжалуется определение об отказе в возбуждении дела, если в дальнейшем производство по нему не будет осуществляться.

Место, которое стадия пересмотра занимает в производстве, оказывает влияние на его продолжительность, на порядок вступления в силу отдельных видов процессуальных решений, на последовательность совершения отдельных процессуальных действий и решение задач, которые стоят перед производством.

2. Обосновывается вывод о необходимости дополнения КоАП РФ специальной процедурой пересмотра постановлений и решений, обеспечивающей эффективную реализацию требований ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ – если после вынесения постановления о назначении административного наказания, но до его исполнения в полном объеме, вступил в силу закон, смягчающий ответственность или иным образом улучшающий правовое положение лица, совершившего административное правонарушение, такое лицо (его законный представитель и защитник), а также прокурор должны иметь право обратиться с ходатайством к органу, должностному лицу, судье, вынесшим соответствующий процессуальный акт, о его пересмотре в упрощенном порядке, в том числе независимо от сроков, указанных в ст. 30.3 КоАП РФ.

3. Обосновывается положение о том, что стадия пересмотра обладает функциональным, структурным и институциональным единством.

Функциональное ее единство предопределено единством целей, задач, функций института пересмотра постановлений и решений по делам данной категории, составом участников, который на протяжении всей процедуры пересмотра остается неизменным, порядком оформления процессуальных решений, характером совершаемых процессуальных действий.

Институциональное единство данной стадии обусловлено сосредоточением всех процессуальных норм, регулирующих пересмотр, в рамках одной главы КоАП РФ, а также системно-структурной взаимосвязью этих норм как друг с другом внутри единой главы, содержащей соответствующие отсылочные предписания, так и с процессуальными положениями иных глав КоАП РФ.

Структурное единство стадии пересмотра выражается в том, что она состоит из двух самостоятельных этапов:

пересмотр постановлений, решений и определений, не вступивших в законную силу, а также вступивших в законную силу, но пересматриваемых в порядке, установленном для не вступивших в законную силу в связи с восстановлением срока для их обжалования (опротестования), осуществляемый в одной или двух судебных инстанциях в зависимости от вида оспариваемого процессуального решения;

пересмотр постановлений, решений и определений, вступивших в законную силу, в порядке надзора, осуществляемый в двух судебных инстанциях.

4. Аргументируется, что перечень юрисдикционных актов, на которые могут быть подана жалоба, принесен протест, зависит не только от того, предусмотрена ли КоАП РФ возможность их самостоятельного оспаривания, но и от правовых свойств процессуального акта или решения – являются они итоговыми или промежуточными, препятствуют дальнейшему продвижению дела или нет; затрагивают права третьих лиц, не являющихся участниками производства по делу, или нет, а также подлежат ли они самостоятельному принудительному исполнению как в отношении участников производства, так и третьих лиц.

5. Обосновывается необходимость предоставления права оспаривания применения всех видов мер обеспечения производства по делу и всех действий и решений по принудительному исполнению постановления как участникам производства в порядке гл. 30 КоАП РФ, так и иным лицам в порядке административного судопроизводства, чьи права и законные интересы могут быть нарушены указанными действиями и решениями, независимо от того, прекращено производство по делу или нет. В первую очередь это обусловлено тем, что отсроченный судебный контроль в отношении данных действий и решений не является в достаточной степени эффективным средством восстановления и защиты нарушенных прав, а также тем фактом, что по некоторым делам их применение может носить длительный временной характер, что не позволяет дожидаться вынесения итогового решения по делу.

6. Доказывается, что для полноценной реализации принципов презумпции невиновности, всестороннего, объективного и своевременного рассмотрения дела при пересмотре постановлений и решений в вышестоящих административных органах и судах общей юрисдикции необходимо предоставить статус участника производства по делу представителю административного органа, должностные лица которого возбудили или рассмотрели дело об административном правонарушении. Действующая процессуальная модель, в соответствии с которой должностные лица, составившие протокол и (или) вынесшие постановление, наделены правом обжалования процессуальных решений, не позволяет этим лицам эффективно реализовать возложенные на них функции по поддержанию обвинения и доказыванию законности вынесенных актов. Возможность представлять интересы административного органа не должна быть обусловлена участием должностного лица в вынесении процессуальных актов.

7. Обосновываются и систематизируются возможные способы изменения в судебном порядке постановления (решения) по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ:

— снижение размера назначенного административного наказания;

— исключение из назначенного административного наказания меры ответственности, являющейся дополнительным административным наказанием, если санкция статьи Особенной части КоАП РФ определяет его как альтернативное;

— замена более строго административного наказания более мягким, если санкция статьи Особенной части КоАП РФ предусматривает альтернативные административные наказания (например, лишение специального права заменяется на административный штраф);

— передача изъятых вещей и документов их владельцу, если было принято решение об их изъятии и передаче в собственность государства или уничтожении (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ);

— уменьшение размера возмещаемого материального ущерба или освобождение от его возмещения (ст. 4.7 КоАП РФ);

— уменьшение размера издержек или освобождение от их уплаты при совершении административного правонарушения юридическим лицом (ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ);

— изменение мотивировочной части постановления (решения) как в части объема обвинения, оценки доказательств, оснований для его принятия, так и выводов о виновности лица, правильности учета смягчающих и отягчающих вину обстоятельств;

8. Аргументируется необходимость расширения оснований отмены постановления по делу об административном правонарушении и направления его на новое рассмотрение в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по протестам прокуроров и жалобам потерпевших. К таким основаниям должны быть отнесены допускаемые при рассмотрении дела нарушения материальных норм, регулирующих правила назначения административных наказаний, в том числе назначение наказания ниже низшего предела, неприменение дополнительного наказания, если санкция статьи Особенной части КоАП РФ предусматривает его как императивное, ошибочное применение ч. 2 ст. 4.4 вместо ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, неправильное применение положений ст. 4.5 КоАП РФ и другие нарушения, которые не могут быть исправлены на стадии пересмотра и для исправления которых дело следует возвращать на новое рассмотрение.

9. Выявлены, систематизированы и описаны особенности принятия судом решений, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, при повтором судебном пересмотре дела в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, в том числе, связанные с возможным удвоением предмета судебной проверки. В частности, существенные особенности связаны с реализацией во второй судебной инстанции полномочий по изменению принятых процессуальных актов:

1) если нижестоящим судом было принято решение оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, а вышестоящий суд находит основания для изменения постановления путем снижения размера административного наказания или замены одного наказания другим, более мягким. Фактически в данном случае мы имеем дело с отменой решения по жалобе и вынесением нового решения, однако поскольку ст. 30.7 не предусматривает такого полномочия на стадии пересмотра, правоприменитель вынужден обосновывать его ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ;

2) если нижестоящий суд изменил назначенное административное наказание, однако вышестоящий суд полагает, что изменение должно быть более кардинальным (например, когда районный суд снизил размер административного штрафа, но не до нижней границы санкции). Таким решением изменяется не только решение по жалобе, но и постановление по делу;

3) если решением по жалобе постановление было изменено с нарушением установленных правил (например, наказание было усилено), то вышестоящий суд вправе изменить это решение в целях недопущения ухудшения правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу;

4) если решением по жалобе или протесту постановление было отменено с направлением дела по подведомственности, однако нижестоящий суд ошибся с определением компетентного органа, то в решении вышестоящей судебной инстанции указывается компетентный орган, в который надлежит направить дело на рассмотрение;

5) иное изменение постановления и (или) решения, которым не ухудшается правовое положение лица, привлеченного к административной ответственности.

Методологическую основу исследования составили общетеоретические методы познания: комплексный и системный анализ, синтез, метод обобщения, статистические наблюдения, иные методы формальной логики. При изучении тенденций развития учения о праве граждан на обжалование действий и решений органов публичной власти в связи с привлечением к административной ответственности и его законодательного закрепления использовался историко-правовой метод. Для формулирования рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства автором применялся теоретико-прогностический метод. В процессе исследования были применены такие специально-правовые приемы исследования, как сравнительно-правовой, системного толкования взаимосвязанных правовых предписаний.

Эмпирической базой диссертационного исследования стали правоприменительная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов по пересмотру постановлений, решений и определений по делам об административных правонарушениях; материалы судебной практики Верховного Суда РФ; правовые позиции Конституционного Суда РФ, отраженные в вынесенных им решениях по вопросам пересмотра дел об административных правонарушениях, подзаконные акты (административные регламенты), обобщения федеральных органов исполнительной власти, разъяснения по отдельным вопросам опротестования Генеральной прокуратуры РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, полученные в результате исследования, могут способствовать дальнейшему развитию доктрины административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях, совершенствованию законодательных основ пересмотра дел об административных правонарушениях, обеспечению единообразия судебной практики при разрешении вопросов, не имеющих прямых ответов в законодательстве об административных правонарушениях.

Положения диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса «Административное право», спецкурса «Административная ответственность», а также при реализации программ повышения квалификации и проведении научно-практических семинаров с участием судей и должностных лиц, осуществляющих полномочия в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре административного права ФГБОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия», где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные теоретические положения, выводы изложены автором в опубликованных работах, прошли апробацию в учебном процессе в рамках учебной дисциплины «Административное право», спецкурса «Административная ответственность», в ходе проведения курсов повышения квалификации и научно-практических семинаров с мировыми судьями, судьями районных судов, должностными лицами, осуществляющими производство по делам об административных правонарушениях.

Структура исследования обусловлена его целью, поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и библиографического списка.