Перечислить силы и средства ликвидации чс

Безопасность. Орловская область

Силы и средства РСЧС

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

— Силы и средства наблюдения и контроля;

— Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.

Ведь в столице России сконцентрировано свыше тысячи объектов, в том числе немало потенциально опасных. Круглый год переполнены людьми девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров несколько речных портов. По многим улицам перевозят ядовитые и взрывоопасные вещества, горючие жидкости применяемые в технологических процессах современного производства.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения имеет восстановительные и пожарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо и пропускной режим. В ведении МВД находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.

Минпром, Минтопэнерго, Минатом все они имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Газоспасательные, горноспасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), встав правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в девяти регионах на сегодня есть более 300 таких подразделений.

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

СИЛЫ И СРЕДСТВА ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ЧС)

2.1.7. Силы и средства при ликвидации аварий. Силами противопожарной службы являются отряды и части пожарной охраны и специализированные, пожарно-спасательные части и отряды.

Отряды и части пожарной охраны предназначены для тушения пожаров в городах, населенных пунктах и на хозяйственных объектах различного назначения, в том числе и при химических авариях.

Специализированные пожарные части и отряды предназначены для тушения крупных пожаров на объектах газовой, химической и нефтехимической промышленности, объектах хранения взрывчатых и опасных химических веществ.

Силы противопожарной службы выполняют также связанные с пожарами первоочередные аварийно-спасательные работы.

2.1.8. Основным тактическим подразделением пожарной охраны, способным самостоятельно решать задачи по тушению пожара и спасению людей, является караул, который состоит из двух и более пожарных отделений, на основных пожарных машинах.

Караул может быть усилен одним или несколькими отделениями, имеющими на вооружении специальные или вспомогательные пожарные автомобили.

Число отделений, входящих в состав караула, определяется исходя из особенностей обслуживаемого района (города) и хозяйственных объектов.

Пожарное отделение — расчет основной или специальной машины, является первичным тактическим подразделением, способным самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожара и спасению людей.

Тактико-технические возможности пожарных отделений определяются техническими возможностями состоящих на их вооружении пожарных машин и численностью расчета, которая зависит от складывающейся на пожаре обстановки (см. табл. 2.1.9.)

Возможности пожарного отделения_

Тип пожарной машины

Без установки пожарной машины на водоисточник

Автоцистерна (при заправке цистерны водой) расчетная емкость 2000 литров

Непрерывная работа одного — двух стволов типа Б в течение 5-10 минут.

Непрерывная работа одного ствола типа А или стационарного лафетного ствола в течение 5 минут.

(подача 15-18 литров воды в секунду)

Выполнение работ по спасению людей на позиции ствола.

Автоцистерна при заправке раствором пенообразователя.

Непрерывная работа одного-двух пенных стволов в течение 10 минут.

Автомобиль порошкового тушения АП-5.

Непрерывная работа одного лафетного ствола с подачей порошка до 20 кг/сек или одного-двух ручных стволов с подачей порошка 1-1,2 кг/сек.

Автомобиль углекислотного тушения.

Непрерывная работа одного-двух стволов раструбов или одного-двух ломов-

Пожарный автомобиль АВ-40 (375), АКТ-0,5, АКТЗЗ/2,5 (Машинно-порошкового тушения).

Обеспечивает работу одного-двух стволов распылителей, или одного-двух ломов-распылителей, создает огромную концентрацию в помещении объемом до

При установке пожарных машин на водоисточник.

Пожарная насосная станция ПНС-110

-непрерывную работу четырех-пяти стволов типа Б;

Обеспечивает прокладку магистральных линий подачи воды диаметром 150,110,77 мм на расстояния соответственно:

1000,1500,2000 м. Время прокладки двух магистральных линий диаметром 150 мм длинной 740 м за 2,5 минуты.

При работе на специальных машинах

Автомобиль технической службы АТ-3

Удаляет дым из задымленного помещения или участка спасательных работ или нагнетает свежий воздух с производительностью до 7000 куб. м. в час. Поднимает обломки конструкций при разборке завалов весом до

Автомобиль АСО-8 (66)

Освещает место пожара одним стационарным прожектором ПЗС-45, шестью переносными прожекторами ПЗС-35 и тремя ПЗС-25.

Подача пенных генераторов в резервуар с горящей жидкостью на высоту до 15 м.

Региональные и областные (краевые, республиканские) поисковоспасательные службы

2.1.9. При крупных авариях на ХОО для решения отдельных задач могут быть использованы силы Поисково-спасательной службы (ПСС), ПСС являются профессиональными территориальными спасательными формированиями МЧС России.

— участие в оказании экстренной помощи и спасении людей при чрезвычайной ситуации;

— участие в заблаговременном обучении населения правилам поведения, приемам самопомощи и взаимопомощи в экстремальных ситуациях, в том числе в зоне химического заражения;

— участие в подготовке и повышении квалификации личного состава объектовых и территориальных спасательных формирований и общественных спасателей.

Организационно ПСС состоят из руководства службы и группы спасателей, оснащенных средствами малой механизации, инструментом и приборами для ведения спасательных работ, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, а также средствами страховки при работе на высоте и в завалах.

Численность личного состава ПСС региональных — 30-50 человек, областных (краевых, республиканских) — 15-50 человек) определяется особенностями территории и ее инфраструктуры, степенью риска возникновения чрезвычайных ситуаций и их возможным характером.

При возникновении чрезвычайной ситуации, с учетом ее характера, ПСС формирует спасательные группы.

При ведении спасательных работ ПСС действуют в тесном взаимодействии со специальными формированиями РСЧС и подразделениями воинских частей ГО, в соответствии с задачами, поставленными оперативной группой Комиссии по ЧС, организующей ликвидацию чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупной аварии на ХОО.

Силы и средства Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основу сил и средств РСЧС на всех условиях составляют:

• силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

• силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;

• силы и средства органов местного самоуправления;

• силы и средства организаций (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Силы и средства РСЧС

Состав сил и средств РСЧС определяется Правительством РФ. Так, было принято постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ но их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.

Постановлением «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» было установлено, что к силам и средствам РСЧС на федеральном уровне относятся:

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции:

• наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях,

• контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, санитарно-карантинный контроль, социально-гигиенический мониторинг, медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы,

• государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды,

• государственный мониторинг атмосферного воздуха,

• государственный мониторинг водных объектов,

• государственный мониторинг радиационной обстановки,

• государственный лесопатологический мониторинг,

• государственный мониторинг состояния недр,

• мониторинг вулканической активности,

• мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и деформации земной поверхности,

• федеральный государственный экологический надзор, карантинный фитосанитарный мониторинг,

• контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой,

• контроль в сфере ветеринарии и карантина растений,

• контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства,

• контроль за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая:

• тушение пожаров, в том числе лесных пожаров,

• организацию и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций,

• предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий,

• организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы,

• ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления,

• обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов,

• авиационно-космический поиск и спасание,

• обеспечение безопасности гидротехнических сооружений,

• обеспечение транспортной безопасности,

• организацию и проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,

• координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах РФ,

• осуществление аварийно-спасательных работ по оказанию помощи судам и объектам, терпящим бедствие на море,

• обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота, а также проведение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства,

• обеспечение общественной безопасности при ЧС,

• осуществление мероприятий по предупреждению (ликвидации) последствий дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий,

• осуществление мероприятий по ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, сетей электросвязи,

• защиту населения от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе общих для человека и животных,

• предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения,

• обеспечение общественного питания, бытового обслуживания и социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС,

• осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий;

в) силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций:

• специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства (службы и формирования);

г) нештатные аварийно-спасательные формирования (общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные).

Перечень сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России.

Так, например, перечень сил и средств постоянной готовности Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС был утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2009 г. № 765 «Об утверждении Перечня сил и средств постоянной готовности Санкт-Петербургской территориальной подсистемы Единой государствен ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [12].

В соответствии с п. 2 названного постановления в состав сил и средств Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС входят аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, пожарно-спасательные подразделения, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом с учетом проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

• в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

• в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

• по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ.

Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления РСЧС.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.

Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления РСЧС, организуется в порядке, установленном Правительством РФ.

Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет МЧС России.

Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС России и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

• резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

• запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

• резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

• резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационнотехническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения.

Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение использования этих сетей и средств связи во время чрезвычайных ситуаций осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Силы и средства ликвидации ЧС

Важнейшая составная часть РСЧС — ее силы и средства (схема 5).

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, ана­лиз состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население.

В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:

• учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

• формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

• военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

• территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инс­пекции по маломерным судам Минприроды России;

• военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасатель­ные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных орга­нов исполнительной власти;

• соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

• соединения (части) радиационной, химической и биологической защиты и ин­женерных войск Минобороны России;

• аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электро­станций Минатома России;

• территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

• отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычай­ная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средства­ми ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координа­цию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности име­ющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формиро­вания.

Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и ма­териальных ресурсов.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществ­ляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенные или привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, состоят из:

  • формирований поисково-спасательной службы МЧС России;
  • военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
  • сил Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф
    формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  • военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • формирований гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней;
  • специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;
  • аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

    на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
    на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;
    на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

    Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций


    Для ведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются:

  • соединения и части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения, авиация МЧС России – решением МЧС России или начальников региональных центров (ГОЧС) с немедленным докладом по команде;
  • территориальные поисково-спасательные службы, муниципальные противопожарные подразделения — решением руководителя соответствующей территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям;
  • силы и средства функциональных подсистем — решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, их региональных органов, объектов и организаций.

    По мере прибытия в район чрезвычайной ситуации силы и средства РСЧС поступают в распоряжение руководителей соответствующих КЧС или иного органа управления (руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации), на который возложены задачи организации ликвидации чрезвычайной ситуации.

    В целях оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за всестороннее обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующих руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяются на 3 этапа:

    начальный этап — проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению работ.

    I этап — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

    II этап — завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

    На каждом этапе проведения аварийно-спасательных работ руководителем ОГ МЧС России, соответствующей КЧС (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) принимаются, в зависимости от складывающейся обстановки, решения (постановления) и отдаются распоряжения о проведении необходимых мероприятий.

    На начальном этапе решаются следующие основные задачи:

    1. Зашита населения и оказание помощи пострадавшим:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
  • эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где сохраняется опасность поражения;
  • розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи;
  • соблюдение режимов поведения населения и спасателей.

    2.Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов:

  • локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);
  • приостановка или прекращение технологических процессов;
  • тушение пожаров;
  • санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

    3.Подготовка к проведению работ группировками сил и средств:

  • ведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
  • приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств;
  • выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ.

    В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы, обеспечения безопасности граждан, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи управления в зоне чрезвычайной ситуации местным организациям.

    Комиссия оценивает объем выполненных работ, готовит акт на передачу объектов и пострадавшей территории соответствующим органам исполнительной власти, местного самоуправления или руководителям организаций.

    В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по созданию условий для функционирования объектов экономики и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.

    Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения.

    С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления или руководителя организации (объекта).

    Силы и средства РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации выводятся на основании решения руководителя соответствующей КЧС или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

    В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

    На завершающем этапе работ, при необходимости, проводятся мероприятия в целях восстановления деятельности пострадавших объектов и инфраструктуры. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.

    Эти мероприятия проводятся под руководством федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, к которым относятся пострадавшие объекты.

    Следует подчеркнуть, что силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении работ используются эшелонированно: первый, второй, третий эшелоны и резерв.

    В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.

    Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

    В состав второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов.

    Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

    Для завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ может создаваться третий эшелон.

    В состав третьего эшелона включаются силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов.

    В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач.

    Действия органов управления, сил и средств в составе группировок при ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируются положениями и требованиями соответствующих нормативных правовых актов. Основными положениями являются следующие.

    Органы управления и силы РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, функционируют в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории чрезвычайной ситуации.

    Воинские части и соединения гражданской обороны приводятся в готовность к выполнению поставленных задач в мирное время по степеням готовности № 1, 2 (Директива МЧС России от 3 ноября 1998 г . № 1).

    Порядок применения региональных и территориальных поисково-спасательных служб и формирований МЧС России и временные нормативы их действий определены приказом МЧС России от 23 октября 1997 г . № 384.

    Силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также на основе Руководства по взаимодействию МЧС России с Минобороны России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Доставка сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зону (район) чрезвычайной ситуации и возвращение их в места постоянной дислокации осуществляются транспортными средствами Минтранса России и МПС России. По заявкам МЧС России за счет ассигнований, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также авиацией МЧС России.

    Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе действия осуществляется по мере их готовности.

    Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. При невозможности ликвидировать чрезвычайную ситуацию своими силами, территориальная или ведомственная КЧС обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия, средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.

    При планировании круглосуточного ведения аварийно-спасательных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.

    В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается время отдыха.

    В ходе работы назначаются микропаузы для кратковременного отдыха продолжительностью 2—3 мин. после завершения одного или нескольких рабочих циклов.

    Продолжительность перерывов в ходе работ смены 10—15 минут.

    Взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется во всех органах управления РСЧС по целям, задачам, месту и времени. Основой для его организации является решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации и указания по взаимодействию.

    В указаниях по взаимодействию определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам развития чрезвычайной ситуации; привлекаемые силы, средства, состав группировок сил и их задачи: обеспечение их выдвижения и ввода на объекты работ; организация использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов; порядок смены формирований на участках работ; порядок переподчинения воинских частей гражданской обороны соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям и согласования их действий с воинскими частями и формированиями других министерств и ведомств; организация обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления, порядок использования связи, организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, отработке документов и организации контроля.

    Мероприятия по взаимодействию планируются и организуются заблаговременно при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые уточняются ежегодно, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    План взаимодействия является составной частью плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается с пояснительной запиской и приложением необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами; расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально-опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район бедствия, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов Российской Федерации, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона, субъекта Российской Федерации и других территориальных образований.

    Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками (руководителями) вышестоящих органов управления.

    Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальники региональных центров, руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций, командиры воинских частей и формирований).

    На начальников региональных центров ГОЧС возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами министерств, ведомств, расположенных в регионе, по вопросам:

  • совместной разработки и корректировки планов действий (взаимодействия), готовности подчиненных соединений и частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб, учреждений и формирований регионального подчинения;
  • создания группировки сил и средств, привязки их к конкретным потенциально опасным объектам и районам возможных стихийных бедствий, определение их численности, порядка обеспечения техникой, вооружением, материальными и техническими средствами;
  • оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организации взаимного информирования об обстановке;
  • выделения сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядка их вызова;
  • использования загородных зон, транспортных средств и средств связи военного округа (флота);
  • организации проведения медицинского, тылового и технического обеспечения учреждениями военного округа (флота);
  • планирования совместных действий органов исполнительной власти и органов военного командования по защите населения и территорий в регионе;
  • согласования планов действий с соседними регионами, субъектами Российской Федерации и управлениями военных округов (флотов).

    На руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям в части организации взаимодействия возлагается:

  • обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • координация деятельности подчиненных и взаимодействующих КЧС;
  • организация оповещения органов управления, в том числе взаимодействующих сил РСЧС и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях аварий, катастроф и стихийных бедствий, приемах и способах защиты;
  • организация и координация действий сил наблюдения и контроля, разведки всех видов за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
  • распределение задач, согласование планов действий между подчиненными, приданными и взаимодействующими органами управления;
    согласование действий с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних субъектов, органов местного самоуправления и других административных образований по вопросам совместных действий и обмена информацией;
  • своевременная информация и отчетность перед вышестоящим органом управления о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и изменениях обстановки.

    Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны:

    При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

    Организация связи в зонах чрезвычайных ситуаций зависит от следующих основных факторов: характера и масштаба чрезвычайной ситуации, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, их места в составе группировки сил, мобильности и способов восстановления готовности.

    Связь в каждой части, подразделении, формировании осуществляется силами и средствами подразделений связи (рот, взводов, отделений) и служб связи с использованием имеющихся технических средств в соответствии с ранее разработанной структурой управления.

    Развертывание связи осуществляется поэтапно по мере прибытия сил в зону чрезвычайной ситуации. На начальном этапе работ связь аварийно-спасательных формирований объектов (объединений), поисково-спасательных отрядов, противопожарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи осуществляется по ведомственной принадлежности и координируется местными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и органами управления ГОЧС, а при объектовых авариях — администрацией (КЧС) объекта.

    С прибытием дополнительных сил для ликвидации глобальных (региональных) чрезвычайных ситуаций общую координацию использования сил и средств связи в зоне работ осуществляет оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра ГОЧС.