Пенсионное страхование в россии статья

Оглавление:

Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Об утверждении бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной год см. справку

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 3 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную пенсию, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, средства гарантийного возмещения, полученные от Агентства в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной пенсии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ пункт 4 статьи 16 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионное страхование в Российской Федерации: актуальные проблемы и задачи (Алексеева И.С.)

Дата размещения статьи: 21.12.2017

Пенсионное страхование в Российской Федерации выступает в нескольких формах, одной из которых является государственное пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом Российской Федерации, второй формой является негосударственное страхование — добровольное накопительное страхование, имеющее свои отличительные признаки.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» все работающие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию . Плата на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию. Законодательно застрахованным лицам предоставлено право выбора:
— формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и при этом выбрать управляющую компанию из числа компаний, с которыми Пенсионный фонд РФ заключил договоры доверительного управления по итогам конкурса;
— формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и отказаться от выбора управляющей компании. В этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией;
— отказаться от услуг Пенсионного фонда РФ и формировать накопительную часть трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде;
— отказаться от услуг негосударственного пенсионного фонда и перевести формирование накопительной части трудовой пенсии обратно в Пенсионный фонд РФ.
———————————
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ из федерального бюджета, регулируются законодательством Российской Федерации. В частности, Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Субъектами обязательного пенсионного страхования выступают страховщик, страхователи и застрахованные лица.
Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное страховое обеспечение граждан — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Основания для возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , а пенсии по государственному пенсионному обеспечению — Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» .
———————————
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Размеры выплат зависят от трудового стажа и оклада работника, степени утраты трудоспособности и др. Рассчитываются в каждом случае индивидуально.
Новый порядок начисления трудовых пенсий по старости вступил в действие с 2015 года и регламентируется Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии».
Однако в новой вводимой системе присутствуют недостатки:
1. Стоимость баллов будет рассчитываться «обратным ходом», то есть не от современной зарплаты или суммы предельных взносов, а от поступления денег в Пенсионный фонд РФ, деленных на общую сумму баллов, заработанных всеми застрахованными лицами. Поэтому среди специалистов новая пенсионная формула получила наименование трансфертной, исходя из того что решающее значение для стоимости баллов будет иметь объем трансферта, выделенного из федерального бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть фактически окончательный размер пенсии будет зависеть от общего объема доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
2. В новой пенсионной формуле установлен минимальный ограничитель — требование по минимальному числу индивидуальных пенсионных коэффициентов. Поэтому установление еще одного минимального требования в виде увеличенной продолжительности страхового стажа не вызывается какой-либо объективной необходимостью и чрезмерным образом ограничивает права застрахованных лиц. В условиях продолжения действия пенсионной формулы «с установленными взносами» введение требования минимального стажа 15 лет будет фактически означать изъятие существенного объема пенсионных прав у работающих граждан. Связано это с тем, что за период до достижения 15 лет застрахованные лица, особенно имеющие высокие заработки, вполне способны «накопить» значительный объем индивидуальных пенсионных прав, воспользоваться которым из-за действия нового стажевого «ценза» они не смогут. Таким лицам будет отказано в назначении страховой пенсии, даже несмотря на то, что перечисленная за них сумма страховых взносов в ПФР позволила бы профинансировать выплату им пенсии в размере не ниже прожиточного минимума пенсионера в течение всего пенсионного периода.
3. Если сейчас базовая часть пенсии, как и страховая, индексируется в зависимости от доходов пенсионной системы в расчете на одного пенсионера, что позволяет индексировать ее выше инфляции, то вводимая фиксированная выплата к страховой части пенсии будет индексироваться по уровню инфляции. Индексация сверх этого уровня оставлена на усмотрение Правительства РФ и обусловлена наличием свободных средств. В конечном итоге это приведет к тому, что для значительной части населения, трудящихся на низкооплачиваемой работе с зарплатой ниже средней по стране, размер трудовой пенсии совпадет с размером социальной пенсии, а уплата страховых взносов утратит свое значение.
Пенсионная формула непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В таких условиях теряется смысл стимулирования работников к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер прибавки к пенсии . Более того, будущий пенсионер может проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения им пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.
———————————
Алексеев И.А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3.

На улучшение системы пенсионного страхования в Российской Федерации направлена новая пенсионная реформа.
Приоритетными задачами новой пенсионной реформы являются :
— обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате);
— достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
— обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;
— поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
— обеспечение баланса между формируемыми пенсионными правами и источниками их финансирования;
— развитие трехуровневой пенсионной системы: государственная пенсия — корпоративная пенсия — частная пенсия (с упором на два последних уровня для высокооплачиваемых граждан);
— повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
———————————
См.: Пенсионный фонд Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/reform_issues.

При этом основными принципами формирования пенсионных прав выступают:
— адекватность пенсионных прав заработной плате гражданина (объему страховых взносов, которые уплачиваются за него, в т.ч. при его непосредственном участии);
— учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
— обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
Тем не менее улучшение системы пенсионного страхования в Российской Федерации невозможно без активного развития негосударственных пенсионных фондов, основывающегося на внедрении следующих положений:
— разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;
— усиление позиций негосударственных пенсионных фондов на фондовом рынке;
— создание надежных механизмов защиты вкладов на основе использования существующего международного опыта, разграничения полномочий различных поставщиков услуг негосударственных пенсионных фондов и доступа к информации об их деятельности (с помощью системы отчетности и раскрытия информации);
— государственное стимулирование развития негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, стоит упомянуть о том, насколько важна прозрачность в деятельности негосударственных пенсионных фондов.
По нашему мнению, еще одним из перспективных нововведений в обязательном пенсионном страховании выступает создание и ввод в использование социальных карт.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2012 году на всей территории начался процесс выдачи социальных карт гражданам.
Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде посредством универсальной электронной карты, определяет условия и порядок организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт на территории Российской Федерации, а также устанавливает требования к универсальной электронной карте .
———————————
Алексеев И.А. К вопросу об отличиях муниципально-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 9.

Многофункциональная электронная пластиковая карта выдается получателям мер социальной поддержки по их желанию и на безвозмездной основе. На счет карты производится зачисление социальных выплат и мер социальной поддержки с последующей возможностью их обналичивания или осуществления безналичного расчета за товары или услуги.
Электронная карта имеет несколько независимо функционирующих электронных приложений, предназначенных для автоматизированного доступа пользователя к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной. Выпуск, выдача и обслуживание универсальных карт осуществляются организацией, уполномоченной субъектом Российской Федерации.
Выдача электронных карт началась с 1 января 2012 года на основании заявлений граждан, а с 1 января 2014 года карты выдаются без заявления. При этом законом закреплено право на отказ от получения универсальной электронной карты. Реализацию проекта «социальная карта» стоит считать логическим продолжением процесса информатизации документооборота среди организаций по социальному обеспечению прав граждан.
Кроме того, для улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации необходимо:
— продолжить всестороннее и качественное реформирование системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан;
— обратить внимание на создание дополнительных условий, которые способствовали бы целостному развитию системы пенсионных накоплений под присмотром негосударственных пенсионных фондов;
— продолжать развивать программу государственного софинансирования пенсионных пособий.
Вместе с тем необходимо повышать правовую грамотность населения, а также обеспечивать доступность информации об особенностях деятельности негосударственных пенсионных фондов, чтобы в равной мере и понятной форме иметь возможность донести ее до участников фонда, как действующих, так и потенциальных, при активной помощи средств массовой информации. Следует уделить внимание созданию специальных условий, направленных на усиление роли негосударственных пенсионных фондов в качестве инвесторов.
Резюмируя, отметим, система пенсионного страхования находится на уровне прогрессивного развития, однако не лишена недостатков, в связи с этим все еще сохраняется необходимость ее совершенствования.

Основы пенсионного страхования в России: проблемы и перспективы

Рубрика: 13. Экономика труда

Дата публикации: 25.06.2015

Статья просмотрена: 2917 раз

Библиографическое описание:

Кострюкова В. В. Основы пенсионного страхования в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8440/ (дата обращения: 28.10.2018).

Пенсионное страхование является основой пенсионной системы РФ, это выплата различных видов пенсий населению, засечёт ресурсов, пополняемых каждым работающим гражданином страны в виде отчислений в страховой фонд.

Система пенсионного страхования неоднократно преобразовывалась, реформировалась. С принятием Федерального закона об обязательном пенсионном страховании в 2002 году началась пенсионная реформа. Пенсионное страхование — обязательный вид страхования для всех граждан РФ. Осуществляется он путем открытия индивидуального лицевого счёта в пенсионном фонде РФ с последующей выдачей гражданину страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). На данный лицевой счёт каждый месяц приходят отчисления (страховые взносы) от лица работодателя застрахованного человека во время перечисления последнему заработной платы. Страховой взнос на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд России составляет 22 % от денежного фонда оплаты труда за год. До 2015 года эти 22 % рассчитывались в пропорции 16/6 по желанию и без ущерба для застрахованного лица. 16 % составляла страховая пенсия, 6 %- накопительная. [4]

Страховая пенсия действует в рамках распределительной политики. Взносы, поступающие на лицевой счёт в Пенсионный фонд России, идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам — таким образом финансируется пенсия каждого будущего поколения. С учетом роста инфляции и заработных плат Пенсионный фонд России ежегодно проводит индексацию страховой части трудовой пенсии. Накопительная же пенсия — это средства, которые накапливаются и хранятся на лицевом счёте вплоть до пенсионного возраста, и получить эти средства гражданин может лишь при достижении данного возраста. Следует отметить, что такую структуру страховая система России обрела лишь в 2002 году, до этого система функционировала на основе принципа распределения, т. е. пенсии полностью финансировались с налоговых отчислений работодателей с фонда заработной платы.

С 1 января 2015 года система пенсионного страхования вновь претерпела ряд существенных изменений. [1] Появляется пенсионный норматив, сдать который обязан каждый гражданин России. Так, при расчёте стажа каждый трудовой год измеряется в «Индивидуальном пенсионном коэффициенте», по-другому — в пенсионном балле. Теперь, каждому человеку для получения страховой пенсии необходимо набрать 30 пенсионных баллов, но условия их получения могут быть различны. Привилегированные условия в балловой системе получает та часть населения, которая отказалась от накопительной пенсии. К примеру, максимальное количество баллов, которое может получить человек за год, оформив страховую пенсию, — 10; при оформлении и страховой, и сберегательной пенсии в соотношении 16 к 6 максимальное количество баллов — 6,25. Количество баллов, в свою очередь, зависит от количества МРОТ, получаемых страхователем. Таким образом, чем больше у человека заработная плата, тем больше баллов будет зачислено на его лицевой счёт, и, следовательно, пенсионные выплаты будут более высокие. Кроме того, за 1 год военной службы по призыву, за уход за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и первым ребёнком можно получить 1,8 балла; 3,6 балла можно получить за второго ребёнка за год, а 5,4 балла — за третьего и четвёртого (оплачиваются только 1,5 года на каждого ребёнка).

Большому риску при этой системе подвержены те, кто оформил накопительную пенсию и чей МРОТ составляет единицу, в данном случае, человек, доживший до пенсионного возраста, не получает страховую пенсию и вынужден дальше зарабатывать страховые баллы. Так же изменилось и количество трудового стажа для получения трудовой пенсии: если до 2015 года достаточно было и 5 лет, то, начиная с 2015 года, трудовой стаж будет увеличиваться на 1 год, и к концу 2024 года составит 15 лет, после чего его рост прекратиться. Нововведения затрагивают и процесс индексации — индексация будет направлена на стоимость 1 пенсионного балла. С 1 января 2015 года 1 балл был равен 64,1 руб., а после индексации 1 февраля вырос до 71,41 руб. Так же, с 1 февраля на 11,4 % проиндексировали страховые пенсии, в результате чего средняя пенсия по старости в РФ составила 12 930 руб. — эта сумма почти в два раза превышает прожиточный минимум пенсионеров разных регионов России. К примеру, в городе Волгограде прожиточный минимум пенсионеров на 2015 год составляет 6769 рублей.

Наряду с обязательным пенсионным страхованием существует добровольное негосударственное страхование. [2 с.230] Есть несколько основных критериев разграничения этих двух видов страхования:

Во-первых, добровольное негосударственное пенсионное страхование второстепенно по отношению к обязательному и не может существовать самостоятельно, так как оно направлено на расширение возможностей обязательного вида страхования.

Во-вторых, размер пенсионных взносов страхователь определяет по своему желанию.

В-третьих, обязательное пенсионное страхование предусмотрено Федеральным законом, добровольное же осуществляется на базе договорных отношений в письменной форме.

Пенсионные реформы, нововведения, направленные на повышение эффективности страховой пенсионной системы, устраняют далеко не все проблемы, возникающие в этой отрасли. К наиболее масштабным проблемам, искоренить которые государство пока не в силах, относится заработная плата в конвертах, неофициальное трудоустройство. «Чёрная бухгалтерия» заинтересована и в наименьших отчислениях в пенсионный фонд, и в привлечении на работу людей нелегальным путем. Предприятие, фирма, организация остаются в выигрыше благодаря такой политике, но права рабочих при этом будут ущемлены, так как работодатели при такой системе, зачастую, лишают рабочих достаточного уровня пенсионных выплат, а иногда и самой пенсии в целом. [3 с 104] Эти расходы берет на себя государство в виде выплат социальных пенсий, что подрывает и уровень жизни населения, и в целом экономическое положение в стране. Так же хотелось бы отметить, что в пенсионной системе наряду с теми проблемами, которые представляют собой опасность для экономической системы страны, существует ряд проблем, непосредственно затрагивающих только население РФ. Лидирующее место в перечне таких проблем занимает недостаточная информированность граждан о своих пенсионных правах.

Структура пенсионного законодательства объемна, многослойна; для правильного и полного её понимания требуется грамотность граждан в правовой сфере. Такой грамотностью чаще всего владеют люди, получившие специальное образование — юристы, правоведы, но для большинства населения правовое регулирование пенсионных выплат остаётся неизвестным. Многие граждане лишаются надлежащих им пенсионных выплат из-за отсутствия осведомленности о своих правах. Часто это происходит потому, что Пенсионный фонд России выплачивает пенсии при условии подачи заявления с соответствующими документами, о которых граждане иногда не имеют ни малейшего представления.

Для того чтобы предотвратить возникновение подобных проблем, государству необходимо проводить периодическую информатизацию населения. Для достижения наибольшего эффекта следует проводить такую политику, учитывая целевую аудиторию. Информирование населения может проходить следующими путями: организация тематических встреч с определенными группами населения, массовое распространение информации посредством газет, телевидения, радио.

Как показала практика, пенсионная реформа 2002 года себя исчерпала. Реформа 2015 года произвела коренное изменение системы пенсионного страхования. Её политика направлена, прежде всего, на сокращение расходов бюджета страны. К примеру, если человек (в силу жизненных обстоятельств или минимальной заработной платы) не отработал стаж в 15 лет, т. е. не заработал 30 баллов на своём лицевом счёте, то, независимо от того, находится ли этот человек в пенсионном возрасте или нет, ему, в любом случае, придётся работать дальше для прохождения минимального баллового порога и получения страховой пенсии. Несомненно, это выгодно государству, так как налоги выплачиваются в государственную казну, но при этом интересы человека остаются без внимания, ведь мало людей возрасте 55–60 имеют достаточное количество сил и здоровья для продолжения трудовой деятельности. Кроме того, новая реформа обладает функцией стимулирования населения. К примеру, те категории людей, которые живут за счет пособий по безработице, вынуждены устраиваться на работу с целью прохождения порога минимального трудового стажа при оформлении страховой пенсии, это же относится и к категории нелегально работающих граждан. Бесспорно, такая мотивация населения положительно скажется на государственном бюджете: увеличение налоговых отчислений, рост производства, меньшее количество расходов бюджета на пособия. В любом случае, реформа выгодна и удобна государству, однако того же нельзя с уверенностью сказать относительно граждан нашей страны.

1. URL: http://www.pfrf.ru/

2. Алиев Б. Х., Махдиева Ю.М «Страхование» Учебник; ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

3. Блау С. Л., Романова Ю. А. «Страхование внешнеэкономической деятельности» Учебное пособие для бакалавров; ДАШКОВ И К, 2014.

4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями на 31 декабря 2014 года)

Пенсионное страхование РФ: проблемы и перспективы развития

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 07.05.2016

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Чигряй А. В. Пенсионное страхование РФ: проблемы и перспективы развития [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 127-130. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10342/ (дата обращения: 28.10.2018).

Ряд событий и изменений произойдет в 2016 году в пенсионной системе России, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей. [1]

Повышение пенсий и социальных выплат

В 2016 году будут проиндексированы страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Важным нововведением является то, что с 2016 года страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года будут увеличены на 4 %.

Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 тыс. 558,93 руб. в месяц, стоимость пенсионного балла — 74,27 руб. (в 2015 году — 71,41 руб.). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 тыс. 132 рубля. [1]

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2016 года будут повышены на 4 % всем пенсионерам независимо от факта работы. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 тыс. 562 рубля.

Планируется вторая индексация пенсий во втором полугодии 2016 года, решение о которой будет приниматься в середине 2016 года исходя из финансовых возможностей государства.

В феврале 2016 года на 6,4 % будут увеличены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) — самой массовой социальной выплаты, осуществляемой ПФР. Одновременно с индексацией ЕДВ увеличится и стоимость набора социальных услуг, которые федеральные льготники могут получать как в натуральной форме, так и в денежном эквиваленте.

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.

В соответствии с пенсионной формулой, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2016 году будет необходимо иметь не менее 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов. [3]

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно будет получить в 2016 году, составит 7,83. Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2016 году составит 234 месяца.

Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии, не выходя из дома — граждане могут подавать заявления о назначении пенсии через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Выплата страховой пенсии работающим пенсионерам

С 2016 года работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

Индексация страховых пенсий в феврале 2016 года будет распространяться только на пенсионеров, которые не осуществляли трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 года. [5]

Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, такой пенсионер будет считаться работающим, если он состоит на учете в ПФР в качестве страхователя по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом Пенсионный фонд, подать в ПФР заявление по 31 мая 2016 года. После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации.

Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

Если пенсионер прекратил работать после 31 марта 2016 года, подавать заявление в Пенсионный фонд нет необходимости. Дело в том, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена ежемесячная упрощенная отчетность и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.

Пенсионерам, которые работали в 2015 году, в августе 2016 года будет произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2015 год пенсионных баллов, но в денежном эквиваленте — не более трех пенсионных баллов.

Мораторий на формирование пенсионных накоплений

Принято решение законодательно продлить на 2016 год мораторий на формирование пенсионных накоплений. Это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6 %, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, будут направляться на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, будут участвовать в формировании пенсии. При этом индексация страховой пенсии за последние годы выше, чем средняя доходность от инвестирования пенсионных накоплений. [7,c.49]

Ключевым нововведением в области распоряжения средствами материнского капитала будет возможность направления его средств на покупку товаров и оплату услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

ПФР начнет принимать заявления с подтверждающими документами от владельцев сертификатов после того, как Правительство РФ утвердит соответствующий перечень товаров и услуг, а также правила направления средств материнского капитала на их приобретение.

Программа материнского капитала продлена на два года. Теперь для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2018 года. При этом, как и раньше, само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены. [1]

В 2016 году Пенсионный фонд продолжит принимать заявления от владельцев сертификата на предоставление единовременной выплаты в размере 20 тыс. рублей. Подать заявление могут проживающие на территории Российской Федерации семьи, которые получили или получат право на материнский сертификат по состоянию на 31 декабря 2015 года и не использовали полностью всю сумму материнского капитала.

Чтобы получить единовременную выплату, заявление в ПФР нужно подать не позднее 31 марта 2016 года. Полученные деньги семьи могут использовать на повседневные нужды.

В 2016 году размер материнского капитала останется на уровне 2015 года — 453 тыс. 26 рублей. [5]

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2016 году остается на уровне 22 %. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2016 году будет проиндексирован и составит 796 тысяч рублей (плюс 10 % сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2016 году составит по Списку № 1–9 %, по Списку № 2 и «малым спискам» — 6 %. Если работодатель провел спецоценку условий труда, по ее результатам устанавливается класс условий труда на рабочих местах и размер дополнительных тарифов страховых взносов. [1]

Льготные тарифы страховых взносов остаются для многих категорий страхователей, в их числе — плательщики страховых взносов, которые получили статус участника свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и другие.

Как и в 2015 году, если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью. Последними датами сдачи отчетности в бумажном виде в 2016 году являются 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде — 20 февраля, 20 мая, 22 августа, 21 ноября.

Планируется, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена дополнительная ежемесячная упрощенная отчетность. Ее цель — определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность. Эти сведения избавят пенсионера от похода в Пенсионный фонд и подачи заявления о возобновлении индексации страховой пенсии. Об особенностях представления этой отчетности Пенсионный фонд более подробно будет информировать работодателей в I квартале 2016 года. [1]

Размер МРОТ в 2016 году составит 6 тыс. 204 рубля. В результате для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам, фиксированный платеж составит 19 тыс. 356,48 плюс 1 % от суммы свыше 300 тыс. рублей, но не более 154 тыс. 851,84 руб.

Кроме того, с января 2016 года меняются коды бюджетной классификации для уплаты страховых взносов плательщиками из числа самозанятого населения, по пеням и процентам — для всех категорий плательщиков. [1]

  1. Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 г. // Режим доступа // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/
  2. Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник.// Дашков и К, 2014 г.
  3. Булин Д. И. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее [Электронный ресурс].- Режимдоступа: http://www.bbc.co.uk/russian/ society/2013/12/131223_duma_pensions_reform_approved.shtml
  4. Все о льготах для пенсионеров. Справочник для населения. // Омега-Л.– 2014. — С.96.
  5. Демина Е. В. Пенсионная реформа 2015 года: последние новости [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://god2015.com/novosti-2015/pensionnaya-reforma-2015-goda [2]
  6. Домчева Е. Пенсию разделят на две части. Электронный журнал «Пенсионное обозрение» www.pensionobserver.ru
  7. Невинная И. Пенсия по расчету. Российская газета — Федеральный выпуск № 6127

Похожие статьи

Организация деятельности и анализ системы государственного.

страховая пенсия, материнский капитал, пенсионер, Пенсионный фонд, государственное пенсионное обеспечение, трудовая деятельность, самозанятое население, работодатель, обязательное пенсионное.

Выявление уровня пенсионной грамотности молодёжи города.

. страховая пенсия, материнский капитал, пенсионер, Пенсионный фонд, государственное пенсионное обеспечение, трудовая деятельность, самозанятое население, работодатель, обязательное пенсионное страхование, фиксированная выплата.

Проблемы функционирования Пенсионного фонда России

пенсионная реформа, пенсионная система, пенсионный возраст, накопительная пенсия, Российская Федерация, получение пенсии, балл, страховая пенсия, пенсионное обеспечение граждан, Россия.

Пенсионный фонд РФ: структура доходов (2012–2015 гг.)

Ключевые слова: пенсионный фонд, поступление, формирование, плательщики, обеспечение, страхование, выплаты, финансирование, пенсии. Пенсионный фонд Российской Федерации — это централизованный фонд государства.

Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного.

пенсионная реформа, пенсионная система, пенсионный возраст, накопительная пенсия, Российская Федерация, получение пенсии, балл, страховая пенсия, пенсионное обеспечение граждан, Россия.

Правовое регулирование государственной пенсионной системы.

страховая пенсия, накопительная пенсия, накопительная часть, рубль, накопительная часть пенсии, трудовая пенсия, индивидуальный пенсионный коэффициент, пенсионное обеспечение, PMT.

Сущность пенсионного страхования | Статья в журнале.

. пенсионное обеспечение, Узбекистан, Пенсионный фонд, пенсионная система, заработная плата, государственное пенсионное обеспечение

Организация деятельности и анализ системы государственного. Пенсионное страхование рассматривается как одна из самых.

накопительная пенсия, страховая пенсия, пенсионная система.

пенсионная реформа, пенсионная система, пенсионный возраст, накопительная пенсия, Российская Федерация, получение пенсии, балл, страховая пенсия, пенсионное обеспечение граждан, Россия.

Анализ изменений государственной системы пенсионного.

. страховая пенсия, пенсионное обеспечение, пенсия, страховая часть пенсии, пенсионная реформа, пенсионный балл, развитая рыночная экономика, трудовая пенсия, трудовой стаж.