Отказ от земельного участка зк рф

Комментарий к СТ 53 ЗК РФ

Статья 53 ЗК РФ. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Комментарий к статье 53 ЗК РФ:

С 24 октября 2008 г. норма п. 2 комментируемой статьи претерпела существенные изменения. До указанной даты добровольный отказ производился по письменному заявлению гражданина или юридического лица — собственника земельного участка. При этом подача заявления влекла за собой прекращение права собственности. По заявлению этого лица земельный участок принимался на учет по представлению органа местного самоуправления, на территории которого он находился. Принятие на учет и снятие с учета земельных участков производились органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).

По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, мог обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок. Если земельный участок не был признан по решению суда поступившим в муниципальную собственность, то он мог быть вновь принят во владение, пользование, распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

Отказ от права собственности не влек прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (ч. 2 ст. 236 ГК). Соответственно, пока не была решена судьба земельного участка, собственник нес ответственность за его состояние, обязан был своевременно уплачивать земельный налог.

Действующие положения комментируемой статьи значительно упростили и ускорили процедуру прекращения права собственности на земельный участок в связи с добровольным отказом собственника от своих прав. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 30.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость» к заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок. Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в ЕГРП. Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка также не требуется. Государственная регистрация прекращения права собственности проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

В течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в зависимости от того, к чьей собственности относится данный земельный участок (см. п. 3 ст. 18, п. 1.1 ст. 19 ЗК), а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок.

Можно заметить, что земельное законодательство в отличие от гражданского допускает лишь одну форму добровольного отказа от права собственности на земельный участок — письменное заявление. Гражданское законодательство предусматривает и другую форму — совершение фактических действий (объективно свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество). В данном случае ярко проявляется охранительная направленность норм земельного законодательства, и совершение фактических действий рассматривается не как добровольный отказ, а как земельное правонарушение (неиспользование земельного участка), влекущее установленные законодательством последствия.

3. При добровольном отказе от права пожизненного наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования определен иной (упрощенный) порядок по сравнению с прекращением права собственности на земельный участок. Заявление об отказе от прав на земельный участок подается в орган, уполномоченный распоряжаться соответствующими земельными участками. Земельный участок на основании заявления землевладельца или землепользователя поступает в хозяйственную сферу органа, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками (см. комментарий к ст. 29).

К заявлению прилагаются документы, перечень которых исчерпывающим образом сформулирован в п. 3 комментируемой статьи.

4. Пунктом 4 комментируемой статьи устанавливаются сроки выполнения компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления своих обязанностей по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения и направлению копии этого решения заинтересованному лицу. Невыполнение обязанностей в установленные в комментируемой статье сроки свидетельствует о бездействии соответствующего органа, которое может быть обжаловано в суд лицом, подавшим заявление об отказе от права на земельный участок.

5. При отказе от осуществления прав на недвижимое имущество волеизъявление лица, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, само по себе не приводит к правовым последствиям в виде прекращения соответствующего права. Для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходим юридический состав, включающий в себя: заявление землепользователя или землевладельца об отказе от своего права; решение (ненормативный акт) уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления о прекращении соответствующего права. Если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в ЕГРП, также требуется государственная регистрация прекращения соответствующих прав.

С учетом приведенных положений, а также норм ст. ст. 153, 155 ГК и исходя из того, что отказ от права постоянного (бессрочного) пользования не порождает обязанностей для землепользователя, поскольку для прекращения данного вещного права необходимо издание соответствующего акта компетентного органа, ФАС Центрального округа подтвердил вывод судебных инстанций о том, что отказ юридического лица от права постоянного (бессрочного) пользования сделкой не является, а следовательно, в отношении такого отказа от права невозможно применить последствия недействительности сделки (Постановление от 09.11.2007 по делу N А23-4754/06Г-8-333).

Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает исключение из общего правила о прекращении права на земельный участок, не зарегистрированного в ЕГРП с момента принятия соответствующим органом решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения. Такое исключение касается отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с ЗК.

Поскольку с момента принятия решения о прекращении права, которое не было зарегистрировано, землепользователь, землевладелец не несет бремя содержания земельного участка (в том числе по уплате земельного налога), законодатель возлагает на принявший соответствующее решение орган обязанность по уведомлению налогового органа о принятом решении.

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

1. Утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 53 ЗК РФ

1. Определенное время процедура отказа от земельного участка была урегулирована недостаточно, несмотря на то что сам отказ имел весьма существенные правовые последствия. Утративший силу п. 1 комментируемой статьи указывал, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.

2. Поскольку бесхозяйной, по смыслу ст. 225 ГК, является вещь, не имеющая правообладателя, а именно вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, то право собственности на земельный участок, от которого собственник отказывается, может быть сохранено за ним только с момента подачи заявления и до постановки земельного участка на учет как бесхозяйной вещи. После постановки на учет право прежнего собственника на земельный участок прекращается.

Согласно ст. 225 ГК земельные участки как бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на участок.

Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

3. При отказе правообладателя от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельный участок продолжает оставаться в государственной или муниципальной собственности, но прекращает свое существование обременение этого участка правом отказавшегося от него лица.

Перечень документов, установленный п. 3 комментируемой статьи, в целом соответствует перечню документов, подаваемых лицом на осуществление государственной регистрации права на земельный участок (см. ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество). Можно предположить, что это связано с необходимостью впоследствии осуществить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права на земельный участок.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости согласно ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

4. Решение о прекращении права принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельного участка.

5. Пункт 5 комментируемой статьи стремится разрешить коллизию, суть которой сводится к тому, что пользователя земельного участка в целях реализации отказа от участка подчас принуждали осуществить государственную регистрацию права на участок, что приводило к необоснованным издержкам со стороны пользователя.

6. Комментируемым пунктом установлена норма, на основании которой предусматривается согласование действий органов государственной власти в случае отказа лица от права на земельный участок.

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

СТ 53 ЗК РФ

1. Утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 53 Земельного кодекса РФ

Под правом на земельный участок, от которого отказывается его обладатель, в комментируемой статье подразумевается как право собственности, так и право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право аренды или право безвозмездного срочного пользования.

Порядок отказа от права собственности урегулирован в ст. 236 ГК РФ, согласно которой гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. В данном случае допускаются различные формы отказа от права собственности на имущество.

Однако в отношении земельных участков порядок несколько иной. ЗК РФ признает только подачу заявления надлежащей формой отказа от прав на земельный участок. Таким образом, устные заявления не могут быть приняты во внимание, а если лицо просто не использует участок, то это в ряде случаев является земельным правонарушением (неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение 3 лет; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв).

Для отказа от земельного участка необходимо совершение определенных установленных законом процедур, которые различаются в зависимости от того, от какого именно вида прав на земельный участок отказывается его обладатель.

Для прекращения права собственности на земельный участок необходимо только осуществление государственной регистрации прекращения права собственности; решения государственного органа для этого не требуется, и поэтому заявление об отказе от права собственности подается непосредственно в орган государственной регистрации. По смыслу п. 2 комментируемой статьи орган государственной регистрации не может отказать собственнику земельного участка, желающему от него отказаться, в регистрации прекращения права собственности.

В отличие от процедуры отказа от права собственности при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения, кроме заявления об отказе, необходимо представление в орган государственной власти или орган местного самоуправления документов, указанных в п. 3 комментируемой статьи. Документы же, указанные в п. 3.1, запрашивает уполномоченный орган непосредственно в органах и организациях, в распоряжении которых находятся эти документы, и только при их отсутствии у соответствующих органов или организаций документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя.

Согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо для государственных и муниципальных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных), казенных предприятий, центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

Это связано с тем, что названные юридические лица не имеют прав по распоряжению закрепленным за ними имуществом. Так, в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Момент прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок зависит от того, было ли право на земельный участок ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним: если нет, то право прекращается с момента принятия решения компетентным органом о прекращении права, если да — то с момента государственной регистрации такого прекращения.

В комментируемой статье ничего не сказано о порядке отказа от права аренды и безвозмездного срочного пользования. В случае аренды и безвозмездного срочного пользования, осуществляемого по договору с гражданами и юридическими лицами — собственниками земли, отказ арендатора или пользователя от участка означает расторжение договора со всеми правовыми последствиями, предусмотренными гражданским законодательством.

При этом в соответствии со ст. 610 ГК РФ, если договор аренды земельного участка заключен на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 3 месяца (законом или договором может быть установлен и иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды). Точно так же каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения (ст. 699 ГК РФ).

Право пользования служебным земельным наделом предоставляется по решению соответствующей организации, следовательно, заявление об отказе от указанного права подается руководству этой организации, которое принимает решение о прекращении права пользования.

При отказе от договора аренды и безвозмездного срочного пользования прекращение договора (кроме тех договоров, которые заключались на срок до одного года) подлежит государственной регистрации (подробнее см.: Боголюбов С.А., Галиновская Е.А. Минина Е.Л., Устюкова В.В. Все о земельных отношениях. М.: Проспект, 2010).

Статья 53 Земельного кодекса. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

1. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган регистрации прав в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

Комментарии к ст. 53 ЗК РФ

1. Каждое лицо, как физическое, так и юридическое, обладающее земельным участком на любом из предусмотренных законом прав, может от этого права отказаться. При этом те права на землю, которые возникают на основе договора — аренда, безвозмездное срочное пользование, — прекращаются по инициативе арендатора, пользователя до истечения установленного договором срока в случаях и на условиях, установленных законом для данного вида договоров (см. комментарий к ст. ст. 46, 47). Что же касается условий и порядка добровольного отказа от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, то впервые в земельном законодательстве они были урегулированы комментируемой статьей ЗК РФ.

2. В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Для прекращения права собственности на земельный участок необходимо только осуществление государственной регистрации прекращения права собственности, никакого решения государственного органа для этого не требуется, и поэтому заявление об отказе от права собственности подается непосредственно в орган государственной регистрации. По смыслу п. 2 комментируемой статьи, орган государственной регистрации не может отказать собственнику земельного участка, желающему от него отказаться, в регистрации прекращения права собственности.

Гражданский кодекс устанавливает, что при отказе от собственности на имущество права и обязанности собственника в отношении соответствующего имущества не прекращаются до приобретения права собственности на него другим лицом. То есть собственник продолжает нести ответственность за состояние земельного участка, он может быть привлечен к административной ответственности, например, за неиспользование в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, или за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Необходимо заметить, что до внесения Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ изменений в п. 2 комментируемой статьи земельный участок при отказе собственника от этого участка приобретал режим бесхозяйной вещи и, соответственно, право собственности на него прекращалось в установленном гражданским законодательством порядке. Процедуры, предусмотренные в отношении бесхозяйных недвижимых вещей, состоят в следующем. После отказа от них собственника вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки земельного участка как бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок, и соответственно, если суд примет такое решение, земельный участок переходит в муниципальную собственность. Если же суд требование отклонит, судьба земельного участка зависит от того, кто возьмет на себя владение и пользование земельным участком — это будет либо сам собственник участка, либо другое лицо. Если это другое лицо в течение последующих пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно будет осуществлять владение земельным участком как своим собственным, он может приобрести этот участок в собственность в силу приобретательской давности.

3 — 4. Земельные участки, используемые на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, находятся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому распоряжение ими осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. При получении заявления от гражданина или юридического лица об отказе от права на земельный участок они должны принять соответствующее решение, которое послужит основанием для освобождения данного лица от прав и обязанностей по владению и пользованию участком и государственной регистрации этого факта. В дальнейшем земельный участок может быть предоставлен другим землевладельцам, землепользователям или перейти в установленном порядке в категорию земель запаса.

Перечисленные в п. 3 комментируемой статьи юридические лица кроме обязательных для всех лиц документов должны предоставить документ о согласии учредителя на отказ от земельного участка.

Согласно ст. 295 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе распоряжаться без согласия собственника принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Нормы комментируемой статьи как раз представляют собой такой случай, поскольку устанавливают обязанность согласовать отказ от прав на недвижимое имущество, не находящееся в хозяйственном ведении предприятия.

Что же касается казенных предприятий и учреждений, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, то они согласно ст. 296 ГК РФ владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (ст. 297 ГК РФ).

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества; остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ).

5 — 6. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права (в частности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты) на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие этого Федерального закона; права же на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом. Поэтому среди существующих ныне прав на земельные участки значительная часть — права, возникшие до 1998 г., не зарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, и соответственно в отношении их не требуется внесения записи о прекращении права. Однако в этом случае принявший решение об утверждении отказа от земельного участка орган должен выполнить некоторые обязанности, которые в отношении зарегистрированных участков лежат на органах госрегистрации. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый учет в связи с изменением данных сведений осуществляется в том числе на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

В свою очередь органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию о земельных участках и правах на них в налоговые органы. Поскольку в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то сведения о прекращении этих прав сообщаются налоговым органам.

Момент прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения, при отказе от них, также будет разным в зависимости от того, зарегистрирован ли он в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если да, то такое право прекращается после регистрации этого прекращения в указанном реестре; если нет, то оно прекращается с момента принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения, о котором идет речь в комментируемой статье.