Оформление земли под линейными объектами

Оформление земли под линейными объектами

Библиографическая ссылка на статью:
Шмакова Д.А. Правовое регулирование использования земель для размещения линейных объектов: история и современность // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3692 (дата обращения: 07.06.2018).

Ежегодно вводятся в эксплуатацию сотни тысяч километров новых дорог, коммуникаций, но вопрос о правовом регулировании линейных объектов всегда был и остается одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве. Все более остро поднимается вопрос об усовершенствовании на законодательном уровне правовых норм, регламентирующих приобретение прав на земельные участки, используемые для размещения линейных объектов.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты являются разновидностью объектов капитального строительства и представляют собой линии электропередач, нефтепроводы, трубопроводы, линии связи и другие сооружения. Главной проблемой является то, что на сегодняшний день законодательство Российской Федерации прямо не выделяет линейные объекты как недвижимое имущество.

Признаки недвижимых вещей установлены в ст. 130 Гражданского кодекса РФ. К ним относятся объекты, прочно связанные с землей и перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению [1]. В тоже время любой существующий линейный объект будь это газопровод, линии электропередач, линии связи не составляет труда демонтировать их и перенести на иное место. Тем не менее, в разрыве с землей они теряют свое предназначение и сущность и преобразуются лишь в определенный набор труб, отводов, задвижек и иного оборудования.

Если рассматривать линейные объекты в качестве недвижимого имущества, то необходимо учитывать их сложную специфику, а именно большую протяженность, вид и назначение объекта, размещение на земельных участках, которые имеют различный правовой режим.

Моментом распространения правового режима на линейные объекты и отнесение их к числу объектов недвижимости можно считать принятие таких нормативно-правовых актов как Федеральный закон от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» и Федеральный закон от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 8 Федерального закона №126, сооружения связи, прочно связанные с землей и перемещение которых без ущерба их предназначению недопустимо, включая линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу. Государственная регистрация права собственности и других вещных прав на сооружения связи осуществляется в соответствии с гражданским законодательством [2].

В п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257 определено, что автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, который предназначен для передвижения транспортных средств. Автомобильная дорога включает в себя земельные участки в пределах полосы отвода автомобильной дороги, а так же включает в себя конструктивные и дорожные элементы, такие как дорожное полотно, покрытие, защитные и искусственные сооружения и другие подобные элементы благоустройства дорог [3].

С принятием Положения в РФ об организации технической инвентаризации и технического учета объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000г. № 921 появились порядок и методика технического учета линейных объектов как объектов недвижимого имущества [4]. С момента появления данного Положения у правообладателей появилась возможность зарегистрировать свое право на линейный объект. До принятия данного Положения правообладатели не имели такой возможности в виду отсутствия оформленной документации по технической инвентаризации объектов [5].

Несмотря на это действующим законодательством не выделено четкого определения линейного объекта и порядка приобретения прав на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов.

В связи с отнесением линейных объектов к недвижимому имуществу регистрирующие органы указывают на то, что оформление права собственности на такие объекты требует соблюдения тех же норм что и при оформлении любого другого объекта недвижимого имущества.

Поэтому осуществление государственной регистрации прав регулируется Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», где в отношении подобных объектов должны быть предоставлены такие документы как разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию, документы, подтверждающие отвод земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с нормами земельного законодательства [6].

На сегодняшний день весьма актуальным и однозначно законодательно не решенным вопросом остается вопрос оформления земельных участков как под уже построенными, так и находящимися в эксплуатации линейными объектами.

Как показывает практика, это процесс очень долгий и затратный. Большая протяженность таких объектов приводит к тому, что площадь земельных участков, права на которые подлежат оформлению, измеряется десятками тысяч гектаров. Кроме того, каждому крупному предприятию работы по оформлению прав на земельные участки под линейными объектами обходятся весьма дорого [7].

При оформлении прав на земельные участки под линейными объектами возникает вопрос о целесообразности выкупа таких земельных участков и оформления права аренды на них, так как при значительной протяженности линейных объектов, принадлежность земельных участков, необходимых для размещения и эксплуатации объектов, использования собственниками и владельцами земельных участков для других целей становится невозможным.

Приобретение прав на такие земельные участки целесообразно осуществлять только на отдельные участки, на которых расположены, например, опоры для линий электропередач, выходы на поверхность для подземных газопроводов.

Так же законодательством предусмотрено установление границ охранных зон на линейные объекты, которые устанавливают особый режим использования земельных участков и обеспечивают безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

При установлении границ охранной зоны имеет место частичного ограничения прав собственников земельных участков в их использовании и представляется, что право землепользования собственникам линейного объекта надлежит оформлять с использованием сервитута.

Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 20.11.2000г. №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» говорится, что для гарантированного доступа в охранную зону газораспределительной сети организация составляет договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута с собственниками, владельцами или пользователями прилегающих земельных участков [8].

В соответствии с земельным законодательством для размещения на земельных участках своих линейных объектов собственник или организация могут использовать право собственности, аренды или сервитут.

Однако, не смотря на определенные сложности, как отмечают специалисты, например, такие как Бочаров М.В., Арсланалиев М.А. наиболее оптимальным для правообладателя линейного объекта является право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Учитывая анализ зарубежных стран, таких как США, Англия, Германия, Австралия можно сделать вывод о том, что одним из основных прав на землю является сервитут. Сервитут позволяет обеспечивать легкий доступ к земельным участкам и обеспечивать сохранность на них инженерных и транспортных коммуникаций [9].

Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков, используемых для размещения линейных объектов, законодательством РФ были предприняты попытки упростить процесс размещения данных объектов.

В частности, с 2016 года в Федеральной кадастровой палате начал функционировать отел кадастрового учета в целях работы с объектами недвижимости, расположенных на территории двух и более кадастровых округов.

Главными задачами данного отдела являются ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении линейных объектов, к которым относятся линии электропередач, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные пути и другие объекты [10].

Так же выход в решении возникающих вопросов при формировании земельных участков под линейными объектами видится не только в повышении качества ведения реестра линейных объектов, но и в развитии правового регулирования, связанных с оформлением земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов.

Учитывая то, что действующим законодательством не предусмотрен специальный порядок формирования таких земельных участков в целях упрощения процедуры оформления земельных участков, для размещения линейных объектов принято Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 “О перечне объектов, которые могут размещаться на государственных или муниципальных землях без оформления прав на земельные участки и установления сервитутов” [11].

Перечень объектов утвержден в рамках реализации положения статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, пункт 3 которой закрепляет, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством РФ [12].

В данной статье также говорится, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.

В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 23 октября 2015 г. № 630-п размещение объектов на землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Волгоградской области или органом местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности [13].

Так же законодательством определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе РФ, когда не требуется выдача разрешения на строительство.

Например, в соответствии с законом № 1786-ОД [14] и СНиПом 42-01-2002 «Газораспределительные системы» строительство газопроводов с давлением до 0,6МПа возможно без получения разрешения на строительство [15].

Данные правила применяются для тех случаев, когда не требуется разрешение на строительство линейного объекта.

В случае если при размещении линейного объекта требуется получения разрешения на строительство, то предоставление земельного участка осуществляется в порядке предусмотренным статьей 39.15 Земельного кодекса РФ.

Но, не смотря на предпринятые попытки законодателем упростить предоставления земельных участков для размещения линейных объектов, вопросы в их приобретении остаются актуальными.

В связи с этим, для решения актуальных проблемных вопросов предоставления земельных участков, используемых для размещения линейных объектов необходимо усовершенствовать законодательство, связанное с формированием данных земельных участков.

Необходимо внести изменения в законодательство по поводу формирования земельных участков, занятых линейными объектами, в целях упрощения данной процедуры. В Градостроительном кодексе узаконить более конкретное определение линейного объекта и предусмотреть четкие разграничения в каких случаях требуется разрешение на строительство линейного объекта и в каких случаях размещение объекта возможно без него, в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» внести условия порядка регистрации права собственности при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, определить порядок оформления права ограниченного пользования земельным участком.

Таким образом, изменения в законодательстве позволят ускорить и упростить процесс правового регулирования использования земель для размещения линейных объектов, что в итоге будет способствовать благоприятному производственному развитию инфраструктуры территории.

Библиографический список

  1. “Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
  2. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “О связи” (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
  3. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изменениями на 30 декабря 2015 г.).
  4. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 “О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства” (утратило силу).
  5. Рягузова С.Е. Проблемы государственной регистрации права на линейные объекты //Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. №3.
  6. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  7. Арсланалиев М.А. Публичные сервитуты при строительстве, размещении и эксплуатации линейных объектов // Предпринимательское право. 2008. № 4.
  8. Постановление Правительства РФ от 20.11.2000г. №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
  9. Бочаров М.В., Королев Д.В. Оформление земельных участков под объектами недропользования и линейными объектами: актуальные проблемы и перспективы законодательного регулирования // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 11.
  10. Официальный сайт Росреестра: http://www.rosreestr.ru .
  11. Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 “О перечне объектов, которые могут размещаться на государственных или муниципальных землях без оформления прав на земельные участки и установления сервитутов”.
  12. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  13. Постановление Администрации Волгоградской обл. от 23.10.2015 N 630-п “Об утверждении Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Волгоградской области”.
  14. Закон Волгоградской области от 24.11.2008 №1786-ОД (ред. от 10.11.2015) «Градостроительный кодекс Волгоградской области» (принят Волгоградской Думой 30.10.2008).
  15. “СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы” (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 N 163).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Размещать линейные объекты можно будет проще, дешевле и без изъятия земли

Минэкономразвития России разработало законопроект, которым предлагается «усовершенствовать» институт сервитута — права ограниченного пользования чужим земельным участком — так, чтобы облегчить процедуру размещения линейных объектов на земельных участках. Для этих целей в ЗК РФ появится отдельная глава, регулирующая тонкости публичных сервитутов.

Предоставление земельных участков для размещения линейных объектов необязательно должно быть связано со сменой собственника или изъятием земли. Решить проблему административных барьеров, препятствующих размещению линейных объектов и, как следствие, обеспечению населения и промышленности жизненно важными услугами, Минэкономразвития России предлагает за счет корректировки регулирования прав на землю, а именно введения института публичных сервитутов. Соответствующие поправки в законодательство содержатся в законопроекте «О внесении изменений в федеральные законы в части упрощения размещения линейных объектов и объектов недропользования» (далее — Законопроект), который размещен на портале regulation.gov.ru и до 16 марта проходит процедуру публичного обсуждения (ID проекта 02/04/03-16/00046679).

Законопроект предполагает введение в Земельный кодекс РФ новой главы «Публичные сервитуты», которая будет регулировать вопросы установления, порядка использования и прекращения публичных сервитутов в целях размещения линейных объектов. Также Законопроект содержит изменения в Градостроительный, Лесной кодексы РФ, федеральные законы от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Планируется, что указанные изменения вступят в силу в январе 2017 г.

Процедуры оформления земли под линейные объекты должны быть проще

В пояснительной записке к Законопроекту довольно подробно описаны недостатки нынешнего порядка оформления прав на земельные участки в целях размещения линейных объектов.

Так, до 1 марта 2015 г. сроки оформления доступа к земельному участку и оформления прав на земельный участок и построенный линейный объект составляли до двух лет, из которых непосредственно строительные работы занимают лишь один-два месяца. Таким образом, оформление прав в целом на линейный объект длилось около 16 месяцев. В случае необходимости изъятия земельного участка срок оформления прав затягивался еще на 2—5 лет.

Федеральными законами от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. подробнее «ЭЖ», 2015, № 18, с. 12) и от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в законодательство, в соответствии с которыми срок предоставления земельного участка в аренду сократился на четыре месяца. Сроки изъятия земельных участков сократились до одного года. Таким образом, исчисляемый в соответствии с новыми положениями срок оформления прав на земельные участки и строящиеся линейные объекты составляет около года.

По мнению авторов Законопроекта, слишком сложную процедуру можно упростить, если устанавливать в пользу собственников линейных объектов публичные сервитуты.

Нынешнее регулирование сервитутов ставит под угрозу линейные объекты

Сервитут — понятие вовсе не новое, потому нельзя сказать, что предложение Минэкономразвития России является революционным. Однако правовое регулирование сервитутов мягко говоря недостаточно (в ГК РФ они упоминаются лишь в нескольких статьях), и для упорядочивания правоотношений по предоставлению земельных участков его мало. Более того, проблемы в регулировании и вовсе не позволяют такие сервитуты использовать.

Например, хоть сервитут и является выгодным с точки зрения оформления прав на него для размещения линейных объектов, некоторые обстоятельства сдерживают его применение.

Во-первых, для установления сервитута необходимо наличие зарегистрированного права на земельный участок и точное описание его границ. В то время как этому требованию удовлетворяет примерно половина земельных участков.

Во-вторых, примерно 30% территории России приходится на так называемые земли, то есть пространство, не разделенное на земельные участки, в отношении которых сервитут в частном правовом порядке не может быть установлен.

В-третьих, сервитут согласно ст. 274 ГК РФ — это право ограниченного пользования соседним участком. Хотя в случае с размещением линейных объектов таких собственников среди собственников линейных объектов не бывает.

В-четвертых, даже если частный сервитут установлен принудительно, собственник обремененного земельного участка вправе требовать его отмены, что ставит под угрозу существование линейного сооружения на всем его протяжении.

Публичный сервитут будут предоставлять только юридическим лицам

В разработанном Минэкономразвития Законопроекте предлагается конкретизировать условия установления, использования и прекращения публичного сервитута. Указанные условия преимущественно будут содержаться в новой главе IV.I «Публичные сервитуты». Согласно новым нормам публичный сервитут должен будет устанавливаться независимо от наличия господствующей недвижимости, то есть вне зависимости от наличия у обладателя прав собственности на соседний земельный участок, здания или сооружения, для использования которых необходимо установление публичного сервитута.

Обладателем публичного сервитута сможет быть только юридическое лицо, а устанавливать сервитут будут уполномочены органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Плата за предоставление публичного сервитута не предусмотрена.

Переоформление прав возможно будет до 2030 г.

Помимо изменений в законодательство о регистрации прав на недвижимость, лесное и градостроительное законодательство, Законопроект также содержит обновленную редакцию некоторых статей Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Например, организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении сооружения, в том числе линейные, которые в соответствии с законодательством могут размещаться на условиях публичного сервитута, имеют право оформить по своему желанию права на землю на условиях публичного сервитута по правилам, установленным федеральными законами, при условии, что сооружения были введены в эксплуатацию или права на них были зарегистрированы до 1 января 2017 г. При этом переоформление прав по этим правилам может быть осуществлено до 1 января 2030 г.

Кроме того, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если оно не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с момента вступления в силу решения об установлении публичного сервитута.

Договор аренды земельного участка, права на которые переоформляются на условиях сервитута, считается расторгнутым со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.

Оформление земли под линейными объектами

На сегодняшний день приоритетным направлением в развитии экономики Российской Федерации является развитие отрасли электроэнергетики. Электроэнергетика – важнейшая инфраструктурная отрасль, необходимая во всех аспектах жизнедеятельности общества: в производстве и в быту, транспорте и связи, в отдыхе и развлечениях. Она имеет двоякое свойство. С одной стороны, новые объекты требуют развития инфраструктуры электроэнергетики, а с другой стороны, наличие этой инфраструктуры в конкретном регионе делает его привлекательным для инвестиций в строительство новых объектов, обеспечивающих жизнедеятельность общества.

Законодательство Российской Федерации в этой области не имеет сформированного механизма действия при оформлении прав на линейный объект. После выхода Федерального закона от 20 марта 2011г. № 41-ФЗ стало уделяться особое внимание специфике градостроительной деятельности применительно к линейным объектам [2].

Примечательно то, что изменения в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), отражающие особенности линейных объектов, такие, например, как протяженность, были внесены только в конце 2006 г. – Постановлением Правительства РФ от 22.11.2006 № 710.

Градостроительный кодекс РФ предусматривает специальный порядок выдачи разрешений на строительство линейных объектов и другой состав проектной документации объектов капитального строительства по сравнению с другими объектами. В каждом конкретном случае при подготовке проекта строительства органам власти и застройщикам приходится решать массу вопросов с правами на земельный участок и объекты недвижимости, что в конечном итоге усложняет оформление линейных объектов – кабельных линий электропередач.

Также актуальной проблемой на сегодняшний день является ограниченность количества земельных участков для строительства линейных объектов, представляет одну из основных проблем в г. Тюмени в связи с плотностью застройки.

В соответствии с действующим законодательством для строительства линейных объектов необходимо отведение земельных участков [1].

Кроме отведения земельных участков для строительства, требуют отведение земельных участков для эксплуатации, что подразумевает формирование земельных участков за счет частей земельных участков, в том числе и третьих лиц.

Действующее законодательство не учитывает специфики линейных объектов, поэтому на сегодняшний день оформление земельных отношений и государственная регистрация прав осуществляются на основании общих норм.

Между тем имеется острая необходимость принятия специальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления земельных участков под линейными сооружениями.

В соответствии с правилами землепользования и застройки г. Тюмени практически все линии электропередачи строятся в кабельном исполнении.

В таблице предоставлен алгоритм процедуры оформления землеустроительной документации, действий и сроков проектирования, государственной экспертизы инженерных изысканий и проектной документации, процедуры приемки и ввода в эксплуатацию объекта завершенного строительства.

Алгоритм процедуры оформления землеустроительной документации для линейных объектов

Оформление земли под линейными объектами

РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ ПОСЛЕ 01.03.2015 Г.

Самигуллина Алина Ренатовна

магистрант, естественно-географический факультет, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

Козелкова Евгения Николаевна

научный руководитель, канд. геогр. наук, доцент, естественно-географический факультет, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

В редакции Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), действующей до 1 марта 2015 г. и до вступления в силу Закона № 171-ФЗ, не выделяются линейные объекты, к которым относятся в том числе и объекты трубопроводного транспорта. О них говорил лишь Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», где упоминалось, что владельцы линейных объектов могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренду до 2015 г. [3]. Соответственно, для линейных объектов ЗК РФ предусматривал тот же порядок предоставления земельных участков, что и для объектов капитального строительства, не относящихся к линейным (так называемые площадные объекты), то есть процедуру выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. К строительству линейных объектов такой порядок предоставления земельных участков был практически неприменим, поскольку эта процедура должна была проводиться в каждом муниципальном образовании в связи со значительной протяженностью линейных объектов. Согласно новой редакции ЗК РФ, введенной Законом № 171-ФЗ, образование земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 5 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ) [1].

Поскольку большую часть территории России занимают земли лесного фонда, то довольно часто прокладывать линейные объекты приходится именно по этой категории земель. Исходя из положений Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) на землях лесного фонда действует тот же порядок предоставления участков под строительство, что и на землях иных категорий, с незначительными дополнениями.

ЛК РФ ввел понятие линейного объекта, отличное от содержащегося в Градостроительном кодексе РФ. С 2011 г. начала действовать новая редакция п. 4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, уточняющая понятие линейного объекта, под которыми ЛК РФ стал понимать линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов [2]. Таким образом, новая редакция данной нормы разрешает размещать на землях лесного фонда и площадные объекты, если они являются неотъемлемой технологической частью линейного объекта.

С целью облегчить процедуру предоставления лесных участков для строительства линейных объектов Высший арбитражный суд РФ пришел к выводу, что ограничения как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникают только в том случае, когда одновременное лесопользование одним земельным участком невозможно. После этого суды стали делать выводы о том, что предоставление в аренду лесного участка для целей строительства линейного объекта не нарушает права лесопользователя, получившего тот же лесной участок для иных целей (например, для заготовки древесины).

Кульминацией такого подхода стало положение, в соответствии с которым наличие в едином государственном реестре прав записи об аренде недвижимой вещи не препятствует внесению в реестр записи о другом договоре аренды той же вещи.

Закон № 171-ФЗ внес серьезные изменения в действующее законодательство, в том числе и в отношении порядка предоставления земельных участков для размещения линейных объектов. Как сказано в Пояснительной записке к проекту этого закона, он разработан во исполнение поручений Президента РФ от 26.10.2012 № Пр-2869, плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.07.2013 № 1336-р. Причиной разработки данного законопроекта стало то, что нормативно-правовое регулирование порядка предоставления земельных участков в целях строительства противоречиво и имеет множество пробелов, что создает условия для злоупотреблений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В результате принятия Закона № 171-ФЗ процедура предоставления земельных участков для размещения линейных объектов существенно упростилась.

В ЗК РФ появилась новая глава 5.3 «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», в ст. 39.23 ЗК РФ данной главы перечислены случаи установления сервитута, к которым отнесено в том числе размещение линейных объектов. Речь идет о частном сервитуте, поскольку в связи с принятием Закона № 171-ФЗ из законодательства был исключен термин «частный» применительно к сервитуту, в результате чего сервитуты стали подразделяться на публичные сервитуты и сервитуты.

Вместе с тем в новой редакции ЗК РФ появилась ст. 39.8, в соответствии с п. 2 ч. 8 которой срок действия договора аренды земельного участка для размещения линейных объектов предусмотрен до 49 лет [1]. Речь идет, по всей видимости, о тех линейных объектах, строительство которых началось до введения в действие Закона № 171-ФЗ, поскольку в новой редакции ЗК РФ отсутствует механизм размещения линейных объектов на арендованном у государства земельном участке.

Также согласно ч. 13 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, полностью или частично расположенного в охранной зоне линейного объекта, должен содержать условия допуска представителей собственника линейного объекта или представителей организации, занимающейся эксплуатацией линейного объекта, к этому объекту в целях обеспечения его безопасности [1].

Новацией для земельного законодательства является норма ст. 39.33 ЗК РФ о возможности использования публичных земельных участков без их предоставления и без установления сервитута. Одним из таких случаев выступает строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения [1].

Надо полагать, что норма ст. 39.33 ЗК РФ введена в связи с появлением в законодательстве термина «размещение» (в ст. 27 ЗК РФ под размещением понимается строительство, реконструкция и (или) эксплуатация объектов капитального строительства) и возможности получить один земельный участок под строительство и эксплуатацию объекта капитального строительства. Тогда логично предположить, что на период строительства временные постройки, необходимые для создания объекта капитального строительства, будут располагаться за границами предоставленного земельного участка, иначе земельный участок, предоставляемый для строительства и эксплуатации объекта, должен быть весьма большого размера.

В заключение следует отметить, что законопроект, реализованный путем принятия Закона № 171-ФЗ, действительно направлен на упрощение порядка размещения объектов инфраструктуры на публичных землях.

Оформление земли под линейными объектами

Многоконтурные земельные участки

В соответствии с частью 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) определено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков (далее — особенности кадастрового учета) могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Письмом Минэкономразвития от 22 декабря 2009 года № 22409-ИМ / Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках» введено понятие многоконтурных земельных участков, позволяющих производить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под линейными объектами (газопроводами).

Под многоконтурными понимаются земельные участки, являющиеся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.

Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости) либо частью многоконтурного земельного участка. Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах указанного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок.

Каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (то есть контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).

Образование многоконтурных земельных участков осуществляется по общим правилам образования земельных участков, установленным Главой I. 1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), с учетом особенностей.

В отношении многоконтурных земельных участков применимы следующие способы образования земельных участков:

  • образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • образование из земельных участков в результате раздела, выдела и перераспределения.

Многоконтурный земельный участок не может быть образован в результате объединения обычных земельных участков (то есть земельных участков, не являющихся многоконтурными), поскольку в соответствии со статьей 11.6. Земельного кодекса объединение применяется только в отношении смежных земельных участков (земельных участков, имеющих общие границы (части границы)). В связи с чем многоконтурные земельные участки не могут быть образованы в результате объединения земельных участков, не имеющих общих границ (частей границ).

Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков. В данном случае многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть объединены с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии, что такие земельные участки по одному или более контурам их границ являются смежными.

В отношении многоконтурного земельного участка оформляется один межевой план независимо от количества кадастровых кварталов, в границах которых расположен такой многоконтурный земельный участок.

Каждый контур образуемого (или измененного) многоконтурного земельного участка должен быть обеспечен доступом от земель или земельных участков общего пользования. Такой доступ может быть обеспечен посредством:

  • установления зоны с особыми условиями использования территории (например, охранной зоны), если установление такой зоны предусмотрено в соответствии с действующим законодательством применительно к соответствующему земельному участку или объекту недвижимости, расположенному на таком земельном участке;
  • обеспечения доступа от земель или земельных участков общего пользования (в том числе посредством установления сервитута) к каждому контуру границы многоконтурного земельного участка.

Государственный кадастровый учет образуемого многоконтурного земельного участка осуществляется в кадастровом квартале, в котором указанный многоконтурный участок располагается целиком (в том числе в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе кадастрового района или соответствующего кадастрового округа).

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы). Соответственно проверка соблюдения требований, установленных в статье 11.9. Земельного кодекса к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков, осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

Согласно пункту 3 статьи 11.9. Земельного кодекса границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Установление земельных участков в охранных зонах газораспределительных сетей

Московский областной филиал ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» проводит комплекс землеустроительных работ, включающих в себя постановку на государственный кадастровый учет земельных участков (многоконтурных) под объектами газоснабжения и установление охранных зон для данных объектов.

• Техническая инвентаризация объектов капитального строительства (здания, сооружения, сети) и технический учет (паспорта БТИ, выдача технических заключений);
• Осуществление реальных разделов, определение порядка пользования;
• Проведение кадастровых и геодезических работ;
• Рыночная оценка различного имущества;
• Консультационные услуги, юридическое сопровождение;
• Судебная и внесудебная экспертиза;
• Проектирование;
• Энергоаудит.

Утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков — для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами — для существующих газораспределительных сетей.

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету.

Для проведения кадастровых работ организация-собственник газораспределительной сети или эксплуатационная организация направляет в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявку с приложением решения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об установлении охранных зон и материалов по межеванию границ этих зон.

По результатам кадастровых работ организации-собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону.

Установленные ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.