Обязательный аудит закрытого акционерного общества

Обязательный аудит закрытых акционерных обществ (Колесникова А.П., Кеворкова Ж.А.)

Дата размещения статьи: 06.07.2015

В статье рассмотрены вопросы ежегодной обязательной аудиторской проверки закрытых акционерных обществ, проводимой в связи с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Российской Федерации. Введение обязательного аудита для ЗАО определило порядок его проведения, наложения штрафов за уклонение от проведения обязательного аудита и орган, который может администрировать эти штрафы.

Гражданское законодательство в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» претерпело существенные изменения, затронувшие организационно-правовые формы экономических субъектов. В первую очередь это касается акционерных обществ (далее — АО). Так, изменения, внесенные Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ в Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», установили порядок, согласно которому начиная с 2015 г. обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, в том числе и закрытые. В предыдущей редакции Закона N 307-ФЗ говорилось об обязательном аудите только открытых акционерных обществ [3].

При составлении плана и программы проведения обязательного аудита необходимо учесть, что, согласно внесенным изменениям, АО могут быть публичными или непубличными. Считаем, что выделение данного признака является необходимым, поскольку исходя из принципа существенности в программу проверки попадают данные об имеющихся в АО акциях и производных инструментах [13]. При этом аудиторы должны принять во внимание нормы ст. 66.3 ГК РФ [1]. Так, если акции акционерного общества публично размещаются или обращаются на рынке ценных бумаг или в его наименовании содержится указание на публичность, то оно является публичным акционерным обществом. В противном случае акционерное общество является непубличным и его акции не размещаются на рынке ценных бумаг. Согласно нормам п. 2 ст. 66.3 ГК РФ, непубличным будет считаться акционерное общество, которое в своем решении о выпуске ценных бумаг оговорило условие, что его ценные бумаги будут размещаться только среди квалифицированных инвесторов в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1].

Поскольку обозначенные выше поправки вступили в силу с 1 сентября 2014 г., то одной из процедур обязательного аудита на предварительном этапе является проверка учредительных документов на предмет соответствия их содержания уставу экономического субъекта и ЕГРЮЛ согласно требованиям ст. 97 ГК РФ и ст. 3 Закона N 99-ФЗ.

Следует отметить, что открытые акционерные общества всегда подлежали обязательному аудиту, поскольку являются общественно значимыми хозяйствующими субъектами. Согласно пп. «д» п. 3 ФПСАД N 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», общественно значимый хозяйствующий субъект — это акционерное общество, ценные бумаги которого допущены к обращению на торгах фондовых бирж, размещает свои акции исключительно среди квалифицированных инвесторов в соответствии с положениями Федерального закона «О рынке ценных бумаг» [9].

Таким образом, начиная с 2015 г. все акционерные общества, включая ЗАО, являются субъектами обязательного аудита.

Можно ли избежать ЗАО прохождения аудиторской проверки и сопряженных с этим расходов?

Организации, оказывающие консалтинговые услуги, рекомендуют просто изменить организационно-правовую форму организации с ЗАО на ООО. Причем если ЗАО преобразуется в ООО до сдачи годовой бухгалтерской отчетности, то проблем, связанных с прохождением обязательной аудиторской проверки, организации удастся избежать. Если же преобразование произойдет в апреле, то есть после сдачи годовой отчетности, то проводить обязательный аудит, по нашему мнению, все-таки придется.

Считаем, что одной из необходимых процедур обязательного аудита является проверка исполнения норм ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми АО начиная с отчетности за 2014 г. представляют аудиторское заключение вместе со своей бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы статистики [4].

Представлять аудиторское заключение в органы статистики необходимо до конца 2015 г., но не позднее 10 дней после получения аудиторского заключения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ «О внесении изменений. «. При этом представлять аудиторское заключение в налоговые органы начиная с отчетности за 2013 г. не требуется. А вот непредставление аудиторского заключения в органы статистики влечет наложение штрафа в соответствии со ст. 19.7 КоАП в размере от трех до пяти тысяч рублей на юридическое лицо [2].

Если акционерные общества подлежат обязательному аудиту, то они обязаны размещать в сети Интернет свою бухгалтерскую отчетность за 2014 г. вместе с аудиторским заключением, однако такое требование в соответствии с Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н относится только к публичным акционерным обществам [10].

Следующим этапом механизма обязательного аудита является проверка раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности. На данном этапе аудитор должен принять во внимание требования Приказа Минфина России от 05.06.2014 N 45н [11], который отменил Приказ Минфина России от 28.11.1996 N 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами».

Следующей необходимой процедурой обязательного аудита является проверка соответствия форм и состава бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица [7, 8]. Необходимость ее осуществления связана с тем, что АО может являться субъектом малого предпринимательства и составлять отчетность в упрощенном порядке.

Начиная с отчетности за 2014 г. в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономическим субъектам, которые подлежат обязательному аудиту, запрещено применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность [4]. Следовательно, для таких АО составляющими годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности будут:

— Отчет о финансовых результатах;

— Отчет об изменениях капитала;

— Отчет о движении денежных средств;

Обращаем внимание также на то, что начиная с отчетности за 2013 г. в состав годовой бухгалтерской отчетности не входит Пояснительная записка, а включены Пояснения. Данное требование определено Письмами Минфина России от 23.05.2013 N 03-02-07/2/18285 и ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/[email protected]

В соответствии с внесенными изменениями еще одной необходимой процедурой обязательного аудита является проверка достоверности расчета оценки стоимости чистых активов акционерного общества. Ранее такая форма была утверждена Приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003 «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ». Однако этот документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина России от 28.08.2014 N 84н [12]. Поскольку в соответствии с требованиями данного Приказа отдельная форма «Расчет оценки стоимости чистых активов акционерного общества» в состав годовой финансовой отчетности не включается, проверка результата расчета осуществляется по данным Отчета об изменениях капитала (в разд. 3).

В связи с тем что 1 сентября 2014 г. п. 5 ст. 67.1 ГК РФ введена обязанность проведения обязательного аудита для всех акционерных обществ вне зависимости от величины экономических показателей их деятельности, то на ЗАО могут быть наложены штрафные санкции за уклонение от его проведения [1]. В соответствии с ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ непредставление аудиторского заключения по требованию акционеров влечет наложение штрафа на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб., на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб. [2]. Однако возможны ситуации, когда акционеры не потребуют проведения аудита или в ЗАО всего один акционер, которому не нужны дополнительные расходы.

В настоящее время законопроект, который устанавливает штрафные санкции за уклонение от проведения обязательного аудита, в соответствии с которым администрировать эти штрафы будет поручено органам статистики, пока находится в стадии доработки. Поэтому на сегодняшний день аудит ЗАО находится под большим вопросом.

Опасность быть оштрафованными подстерегает АО и с другой стороны. Так, в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 октября 2013 г. все акционерные общества, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, были обязаны передать его ведение лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, то есть профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляющему деятельность по ведению реестра (регистратору). Установленный Законом N 142-ФЗ срок на исполнение данной обязанности истек 1 октября 2014 г. Следовательно, если акционерное общество не передало ведение реестра акционеров специализированной организации и продолжает самостоятельно осуществлять эту процедуру, то это будет рассматриваться как незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом, что повлечет наложение административного штрафа от 700 тыс. руб. до 1 млн руб. в соответствии со ст. 15.22 КоАП [2].

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 22.10.2014).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
7. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
8. Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».
9. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
10. Приказ ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
11. Приказ Минфина России от 05.06.2014 N 45н.
12. Приказ Минфина России от 28.08.2014 N 84н.
13. Ендовицкий Д.А., Сапожникова Н.Г. Производные инструменты: учет и отчетность: Монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. 184 с.

Должно ли ЗАО за 2014г проводить обязательный аудит?

День добрый! Наша организация на сегодняшний момент имеет правовую форму как ЗАО. Скажите пожалуйста, нужно ли нам проводить обязательный аудит за 2014г?

25 Февраля 2015, 15:10 Юля, г. Москва

Уточнение клиента

Я хочу уточнить. Меня интересует проведение аудита после изменений 1 сентября 2014. Под обязательный аудит ранее мы не попадали. Показатели баланса и за 2013 и 2014 не подходят под критерии обязательного аудита.

25 Февраля 2015, 17:02

Ответы юристов (18)

Здравствуйте Юлия, так как вы являетесь ЗАО, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательному аудиту, в
частности, подлежат организации, у которых объем выручки от продажи
продукции (выполнения работ, оказания услуг) (за исключением
сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за
предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов
бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего
отчетному, превышает 60 млн. руб.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится
ежегодно. Срок, в течение которого должна быть проведена аудиторская
проверка, не утвержден.

Есть вопрос к юристу?

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности»

Статья 5. Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

С 1 сентября 2014 года к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) об акционерных обществах. Положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

Соответственно, до момента преобразования в иную, чем акционерное общество, организационно-правовую форму, Вы обязаны проводить обязательный аудит.

Добрый день, Юля.

Для того, чтобы ответить на вопрос, нужны данные о выручке и сумме активов за 2013 г.

Согласно п. 5 ст. 67.1 ГК РФ

Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

При этом отсутствуют противоречия с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Статья 5. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит проводится в случаях:
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Эти изменения вступили в силу с 1 сентября 2014 года, поэтому ответ на ваш вопрос — да, необходимо.

«1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Добрый день, Юлия.

Наша организация на сегодняшний момент имеет правовую форму как ЗАО. Скажите пожалуйста, нужно ли нам проводить обязательный аудит за 2014г?

Да, Вам необходимо проводить аудит:

Статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Статья 5. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит проводится в случаях:


4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Согласно ст.86 ФЗ об АО 1. Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.

2. Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Согласно ст.88 ФЗ об АО 1. Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

2. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.

3. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте документов в соответствии со статьей 92 настоящего Федерального закона общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

4. Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества — лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Согласно ст.5 ФЗ об аудиторской деятельности 1. Обязательный аудит проводится в случаях:1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

То есть, вы обязаны ежегодно проводить аудиторскую проверку деятельности.

Согласно ст.5 ФЗ Об аудиторской деятельности

1. Обязательный аудит проводится в случаях: 1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

Согласно ст.67.1 ГК РФ

5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

С 1 сентября 2014 года аудит является обязательным доя ЗАО.

Таким образом обязательно проводить аудит для ЗАО в 2014 году.

Проведение ежегодного аудита зависит от доходов и оборота ЗАО.

Закрытые акционерные общества (ЗАО) подлежат обязательному аудиту в том случае, если годовая выручка общества составит 50 млн. руб. или валюта годового баланса составит 20 млн. руб.

Думаю, что основной вопрос в том, что до сентября 2014 г. редакция п. 1 ст.5 Закона N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» указывала лишь на ОАО, а в настоящее время указывает просто на АО. Сама форма ЗАО из перечня форм ЮЛ исключена.

Получается некая правовая коллизия, т.к. ЗАО формально относится к АО, которые обязаны осуществлять обязательный аудит.

Судебной практики по данному вопросу пока нет. Сам придерживаюсь формальной точки зрения о распространении требований об аудите, в т.ч. на ЗАО, не успевшие сменить орг.-правовую форму.

В ФЗ-307 ранее было указано на проведение аудита только «открытыми акционерными обществами», а также иными при достижении указанных выше коллегами пределов выручки.

После внесения изменений п. 1 ст. 5 ФЗ-307 теперь звучит как

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Следовательно, обязательный аудит теперь должен проводиться и в оставшихся ЗАО. Причем, по моему мнению, вне зависимости от объема выручки.

Данный вывод подтверждается и положениями Гражданского кодекса РФ:

5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

При этом указанное изменение распространяется не только на акционерные общества, созданные после его принятия, но и созданные ранее АО, к которым относится и Ваше ЗАО:

9. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об акционерных обществах. Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит положений, противоречащих вышеизложенному.

На основании всего вышесказанного, мной сделан вывод о необходимости проведения обязательного аудита в вашем ЗАО.

Да. Обязательно.в соответствии ст. 67.1 ГК РФ, независимо от выручки.

5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками

Я хочу уточнить. Меня интересует проведение аудита после изменений 1 сентября 2014. Под обязательный аудит ранее мы не попадали. Показатели баланса и за 2013 и 2014 не подходят под критерии обязательного аудита.

Мой ответ дан именно с учетом указанных изменений.

Здравствуйте, Юлия. Уже нет такой организационно — правовой формы как закрытое акционерное общество. См. главу 4 подраздела 2 части 1 Гражданского кодекса РФ. В связи с чем лучше привести учредительные в порядок во избежание путаницы. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ), отменил организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ. Теперь у Вас согласно ст. 66.3 ГК РФ скорее всего непубличное акционерное общество, хотя если акции Вашего общества обращаются на рынке ценных бумаг, после 1 сентября 2014 г. будут признаваться публичными акционерными обществами..

Что касается аудита в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» внесены изменения. Теперь все акционерные общества в обязательном порядке проводят аудит, но данное правило было введено 403-ФЗ от 01.12.2014 г.

Статья 5. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;6) в иных случаях, установленных федеральными законами.(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ)2. Обязательный аудит проводится ежегодно.3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.(часть 3 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

В принципе можете не торопиться вносить изменения в учредительные Закон 99-ФЗ не обязывает к срочности, вместе с тем на Вашу организацию распространяется общие правила ГК РФ (глава 4), не зависимо от того внесли изменения в ЕГРЮЛ либо нет.

Управление Федеральной налоговой службы по г. МосквеПисьмо от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545О составе годовой бухгалтерской отчетности

Вопрос: О представлении налогоплательщиками в налоговый орган аудиторского заключения вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Ответ: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве по поручению ФНС России рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет.
Согласно части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 1 ст. 126 Кодекса установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
При этом Кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
Данная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724.
Изменения части 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ, относятся к обязательному экземпляру бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемому в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.
Учитывая изложенное, по мнению Управления, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговые органы, аудиторское заключение включать не обязательно.

Советник государственной
гражданской службы РФ
Ю.Ю. Шилова

Исходя из сказанного прихожу к выводу с учетом действия Закона, что за 2014 год аудит в Вашей организации не нужен, но с текущего года Ваша организация обязана будет проводить аудит.

Обязательный аудит стал «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ» для всех акционерных обществ, включая ЗАО

В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей. Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)). И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Таким образом, данная норма носит императивный характер и должна применяться независимо от того, внесено ли аналогичное положение в устав организации.

На первый взгляд данная ситуация вопросов не вызывает, однако пункт 9 статьи 3 Закона N 99-ФЗ содержит указание на то, что положения действующего ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ), касающиеся закрытых акционерных обществ, применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Поэтому совершенно справедливо возникает вопрос — а нужно ли закрытому акционерному обществу до внесения изменений в устав проводить обязательный аудит? Ответ утвердительный — нужно. Данное положение Закона № 99-ФЗ ни в коей мере не ограничивает действия п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, так как Закон № 208-ФЗ не содержит норм, противоречащих этому пункту. Данный закон на сегодняшний день предусматривает обязательный аудит финансовой отчетности только для открытых акционерных обществ (п. 3 ст. 88, ст. 92 Закона № 208-ФЗ), но это не значит, что иными нормативными актами не могут быть установлены соответствующие требования и для закрытых акционерных обществ. Подобное противоречие могло бы возникнуть, если бы Закон № 208 — ФЗ напрямую запрещал бы проведение обязательного аудита в закрытых акционерных обществах или еще каким-либо способом ограничивал круг лиц, подлежащих обязательной проверке финансовой отчетности.

Справка:

С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ были введены понятия публичных и не публичных обществ, а деление акционерных обществ на закрытые и открытые было упразднено. Акционерные общества таких типов с 01 сентября 2014 года созданы быть не могут (п. 5 ст. 3 Закона 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

По смыслу внесенных изменений акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус. Если акционерное общество является публичным, принятие общим собранием его участников решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принятие общим собранием участников не публичного акционерного общества решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принимая во внимание вышесказанное, а также то, что проведение аудита требует от организаций дополнительных финансовых расходов, возникает вопрос — как можно избежать соблюдения нормы об обязательном проведении проверки финансовой отчетности? На наш взгляд выйти из сложившейся ситуации можно проведя процедуру реорганизации, преобразовав ЗАО в ООО. В отличие от акционерных обществ, в обществе с ограниченной ответственностью отсутствуют сложные процедуры, связанные с эмиссией акций, необходимостью публиковать отчетность. Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников ООО, не является закрытым и может быть расширен. Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью содержит много диспозитивных норм, предоставляющих участникам большую свободу в установлении правил и порядка некоторых процедур в уставе.

Что касается обязательности проведения аудиторской проверки ООО, то она необходима в следующих случаях:

  • если ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • если объем выручки от продажи продукции ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если ООО является клиринговой организацией;
  • если ООО является кредитной организацией;
  • если ООО представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

С 2013 года аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако, если отчетность подлежит обязательному аудиту, то представление ее обязательного экземпляра в органы статистики и опубликование (в случаях, установленных федеральными законами) должно осуществляться только вместе с аудиторским заключением (ч. 2 ст. 18 и ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, провести процедуру преобразования ЗАО в ООО целесообразнее всего до 31 марта 2015 года, то есть до последнего дня, когда должна быть составлена годовая бухгалтерская отчетность.

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены, одновременно в КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

Обязательный аудит ЗАО и его критерии

Обязательный аудит ЗАО и его критерии являются причиной многих споров. Здесь необходимо рассмотреть, к какой форме собственности будет относиться предприятие такого вида, и по каким основным показателям будет проводиться проверка на нем. Как можно понять, относительно каких показателей стоит определять, будет ли проводиться проверка закрытого акционерного общества, и можно ли ее избежать? Здесь необходимо ориентироваться на основные критерии проведения обязательного аудита, которые были выставлены законодательно. Именно сталкиваясь от них можно понять, как вести себя относительно проведения обязательного аудита в 2015 году, и какие изменения стоит учитывать в это время?

Что говорит закон?

Если рассматривать обязательный аудит организаций, тогда стоит понимать, что исходя из закона, он должен проводиться в организациях, которые имеют определенную сумму выручки в течение года, или сумма бухгалтерского баланса которых больше четко указанной нормы. Обычно к этим критериям подходят все общества с ограниченной ответственностью.

Как их определяют?

Придерживаясь буквы закона можно понять, что проведение обязательного аудита будет осуществляться на всех акционерных обществах, государственных и муниципальных предприятиях. К таким акционерным предприятиям будут относиться и акционерные общества, открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества и другие виды предприятий. Поэтому можно понять, что ЗАО будет попадать под самые обычные критерии обязательного аудита, которые имеются в законодательстве. Здесь многие владельцы предприятий говорят о том, как проводится обязательный аудит ООО в 2015 году.

Все дело в том, что последние правки в законах не будут разделять все АО на открытые и закрытые. Сейчас разделения будет касаться только публичных либо непубличных акционерных обществ. Поэтому изменение самого названия предприятия при желании можно провести как можно быстрее, хотя в законодательстве сроки изменения названия установлены не были. Эту корректировку можно сделать сразу же в учредительных документах, когда только появилась в этом необходимость.

Нововведения 2015 года

Сам обязательный аудит ЗАО не понес изменений даже с тем, что проводился в 2013 году. Это говорит о том, что заключение аудиторской компании за прошедший 2014 год, что сдается вместе со всеми бухгалтерскими отчетами до конца весны 2015 года, обязаны предоставить все предприятия, попадающие под закон «Об аудиторской деятельности», который начал действовать с начала 2011 года. Что нужно учитывать здесь?

  1. Необходимо сделать акцент на дополнение в законе «О бухгалтерском учете». Здесь указана ответственность за отказ от обязательного аудита того года, что шел за отчетным. В этом случае можно получить штраф, сумма которого составляет 700000 руб..
  2. Предприятия, которые работают в качестве закрытых акционерных обществ, могут избежать проведения такой процедуры согласно закону. Как это можно воплотить в жизнь? Обязательный аудит ЗАО в 2015 году можно избежать. Дело в том, что с 1 января 2014 года абсолютно все ЗАО относятся к акционерным организациям, где проведение обязательного аудита будет неизбежным. В случае если фирма хочет обойти проверку стороной (важным моментом будет соответствие другим критериям), то необходимо до окончания 2014 года перейти на кооператив. Эти поправки были внесены законом, начал действовать с 1 марта 2013 года. Таким образом, обязательный аудит ЗАО 2015 году будет значительно отличаться от проверок, которые проводились ранее.