Обеспечение контракта залог денежных средств

Оглавление:

Формы обеспечения контракта

Обеспечение контракта – это мера, призванная снизить вероятность того, что исполнитель госконтракта откажется от выполнения своих обязательств или выполнит их некачественно либо в ненадлежащие сроки.

Еще до подписания договора компания, выигравшая тендер, должна предоставить заказчику определенную сумму в качестве гарантии исполнения контракта. В противном случае победитель тендера будет считаться уклонившимся от подписания договора и попадет в «черный список» – реестр ненадежных исполнителей.

Размер обеспечения контракта

Размер гарантии зависит от суммы контракта и устанавливается государством. Законом определен следующий размер обеспечения:

  • 5-30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
  • 10-30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30 % начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Формы обеспечения контракта

Раньше формы обеспечения контракта включали в себя страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом, договор поручительства в размере обеспечения исполнения контракта, банковскую гарантию и передачу заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта. Но первые два способа уже не используются. С 23 июля 2012 года по новой редакции ФЗ-94 эти формы обеспечения контракта были отменены.

Сегодня у исполнителя есть выбор из двух альтернатив – внесение залога из личных средств или предоставление банковской гарантии.

Первый вариант прост и практически не требует объяснений. Заказчик просто вносит на специально открытый счет определенную сумму денег. Но этот способ крайне неудобен, ведь при заключении крупных контрактов эта сумма может быть весьма значительной. Выводить такие средства из оборота компании просто невыгодно. А у небольших организаций этих денег может и вовсе не быть. Поэтому такая форма обеспечения контракта используется редко.

Второй вариант встречается гораздо чаще. Банковская гарантия – это документ, который банк предоставляет госзаказчику. Этот документ подтверждает, что в случае неисполнения поставщиком взятых на себя обязательств банк выплатит заказчику определенную сумму денег в качестве возмещения ущерба.

Новое в обеспечении контракта

Новый Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие 1 января 2014 г. и заменил собой Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», выдвигает более строгие требования к обеспечению исполнения госконтракта.

  • Во-первых, как уже было сказано, в числе способов обеспечения остается только два варианта: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии.
  • Во-вторых, ограничивается число кредитных организаций (банков), имеющих право выдавать банковские гарантии. Теперь банковскую гарантию можно получить только у той кредитной организации, которая имеет капитал свыше 1 млрд. рублей и внесена в соответствующий список Министерства финансов.
  • В-третьих, создается специальный реестр, в котором должна храниться информация обо всех выдаваемых банковских гарантиях.

Если исполнитель выполнил свои обязательства добросовестно и в срок, то спустя время, оговоренное в контракте, происходит возврат обеспечения исполнения государственного контракта.

Возврат обеспечения исполнения контракта: все о сроках

Возврат обеспечения исполнения контракта — является очень интересным вопросом. Особенно, многих интересуют сроки возврата обеспечения по действующему законодательству. На сегодняшний день существует два вида обеспечения исполнения обязательств бенефициаром (исполнителем, подрядчиком) по государственному или муниципальному контракту. При использовании банковской гарантии вопросы о сроках возврата денежных средств по ней не поднимаются, так как оплата стоимости не может быть возвращена – гарантийные средства находятся в банке до наступления определенных в договоре банковской гарантии событий. Срок в гарантии точный и не может иметь сомнительный характер.

Во втором случае – при использовании финансового залога как вида обеспечения исполнения обязательств – сроки имеют огромное значение. Федеральный закон №44 устанавливает четкие требования для сроков. В нормативно-правовом акте речь идет о следующем – срок возвращения обеспечения по контракту в случае залога денежных средств или имущества должен быть прописан в документации как обязательное условие договора.

Возврат обеспечения исполнения контракта: главное о сроках

В законе имеет точных сведений о том, какой период обязаны устанавливать заказчики для возврата финансовых средств, предоставленных в виде обеспечения. Так что они самостоятельно принимают решение о сроках возврата. Однако стоит понимать следующее, если срок возврата финансовых средств будет слишком велик, то в таких случаях исполнители просто не будут подавать свои заявки, обращая внимание на большие срои возврата денежных средств.

Как показывает практика, минимальный срок для возврата финансовых средств оставленных в качестве залога по государственному контракту устанавливается в 5 дней, а в среднем 10-15 рабочих дней, однако никто не исключает, что срок может быть и более долгим.

Возврат обеспечения исполнения контракта: что для этого необходимо?

Следует помнить, что срок отсчитывается с того момента, как все обязательства по контракту будут выполнены в полном объеме и сданы по акту выполненных работ, приема передачи товара, если это закупки и так далее. Подпись под такими актами означает, что заказчик полностью согласен с качеством выполненных работ или поставленных товаров. В противном случае, такие акты просто не будут подписываться, а денежные средства не будут возвращены.

Кроме подписи в акте, для того что бы вернуть денежные средства потребуется написать заявление в свободной форме с требованием вернуть залог в полном объеме.

Отдельно стоит рассмотреть некоторые моменты, например, когда исполнитель в ходе выполнения обязательств по контракту, решил заменить залог денежных средств, на банковскую гарантию. По закону принципал имеет полное право на совершение данного действия в любой момент действия контракта. В таких случаях, как только заказчик примет банковскую гарантию, исполнитель обязан написать заявление о возврате денежных средств. Заказчик должен будет удовлетворить данное требование в срок указанный в договоре, как в период возвращения обеспечения, не смотря на то, что контракт еще не будет выполнен до конца.

Статья размещена на сайте «Банковская гарантия».

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта

В статье будет рассмотрен термин, который часто употребляется при проведении закупок, — обеспечение исполнения контракта. Рассмотрим основные вопросы, которые возникают у заказчиков или поставщиков, принимающих участие в торгах. Какие нюансы следует знать при внесении данных залоговых средств?

Определение термина

Обеспечение исполнения контракта, или сокращенно ОИК, — это некий залог, который должен предоставить поставщик товара, работы или услуги, являющийся неким гарантом, что контракт будет исполнен добросовестно, все обязательства по нему будут выполнены в указанные сроки.

Обеспечение исполнения контракта и заявки: в чем разница?

Законом №44-ФЗ установлено обязательное требование к обеспечению заявки только на аукционы и конкурсы. Это значит, что на другие способы закупок — запрос предложений или котировку — залог на заявку не предусмотрен.

Чтобы подать заявку на торги в электронном аукционе, нужно иметь на лицевом счете в торговой площадке необходимый размер залога. Сумма обеспечения устанавливается от 0,5 % до 5 процентов, в зависимости от требований заказчика. Если же проводится закрытый аукцион или конкурс, можно предоставить банковскую гарантию.

В свою очередь, обеспечение исполнения контракта уже вносится поставщиком, с которым, по итогам закупок, было принято решение заключить контракт. Поэтому этапы здесь различны.

Нормативное регулирование ОИК

Этот вид залога регламентируется федеральным законом в сфере закупок № 44 от 5 апреля 2013 года. Так, обеспечение исполнения контракта установлено в статье 96 данного закона, а обеспечение заявки — в статье 44.

Согласно пункту 1 данной статьи 96, заказчик обязан предъявлять требования по ОИК — если закупка идет закрытым способом. Это требование должно быть прописано в самом извещении о проведении закупки, проекте договора, документации закупки, а также в приглашении принять участие, которое направляется поставщикам — участникам предстоящей закупки.

Однако в части 2 статьи указано, что заказчик в некоторых случаях, например, когда стоимость контракта не более 500 тысяч рублей, при запросе котировок или предложений, может использовать данное требование или нет.

Как внести залог по контракту?

Способы обеспечения исполнения контракта после проведения итогов по закупке могут быть следующие:

  1. Предоставить банковскую гарантию. Этот документ предоставляется банковскими учреждениями, которые уполномочены их выдавать — их перечень установлен статьей 176.1 Кодекса по налогам. Эти гарантии должны быть безотзывными, а также срок их действия обязан превышать срок действия договора (контракта) не меньше чем на один месяц.
  2. Внесение депозитных денежных средства на счет заказчика. Депозит отправляется на расчетный счет и возвращается поставщику, когда истекает срок исполнения контракта.

Таким образом, договор заключается только с участником торгов, который отправил ОИК. Если оно не предоставлено, то этот участник не может быть допущен к закупке и считается уклонившимся от заключения контракта — будь то аукцион, конкурс или иной способ закупки.

Что выбрать в качестве обеспечения контракта?

Использовать депозит или банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта — выбирать поставщикам, как им будет удобно. Конечно, внести залог в виде денежных средств до завершения контракта кажется более простым методом, не требующим особых затрат. Однако зачастую контракт может длиться не один год, средства поставщика услуг и товаров оказываются замороженными и выходят из оборота. Для больших предприятий это может быть не слишком заметно, однако, например, малому бизнесу могут понадобиться свободные денежные средства в обороте — для закупки материалов, заработной платы, внесения залогов по другим торгам и т.д.

Поэтому многие предпочитают предъявлять банковскую гарантию по обеспечению исполнения контракта. Это документ, согласно которому гарант в виде банка выплатит компенсацию Заказчику (бенефициар) — государственному или муниципальному органу, если Поставщик (принципал) не выполнит условий по договору. Здесь важно выбрать надежное банковское учреждение — благодаря высокому спросу на данную услугу, на рынке много «серых» банков с низкой легитимностью. Оптимальный вариант — приобрести банковскую гарантию на электронной площадке через соответствующий финансовый сервис.

Размер ОИК

К обеспечению исполнения контракта заказчиком предъявляются требования в соответствии с начальной максимальной ценой контракта:

  • если первоначально стоимость контракта (договора) меньше 50 миллионов рублей, то обеспечение — от 5 до 30 % от начальной или максимальной цены:
  • если стоимость контракта больше 50 миллионов, размер ОИК — от 10 до 30 %.

Если в ходе проведения торгов стоимость контракта была снижена более чем на четверть от изначальной стоимости (на 25 %), то залог предоставляется с учетом антидемпинговых мер, то есть превышающим в 1,5 раза, но не меньше размера аванса.

Особенности применения залоговых денежных средств

Если поставщик конкретного товара, какой-либо услуги или работ решает принять участие в торгах, ему нужно учесть следующее: возврат обеспечения исполнения контракта в полной мере осуществляется только после исполнения обязательств, взятых в результате закупки. Ведь контракты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.

Для заказчиков, организующих закупку, ОИК является не только гарантией, что договор будет заключен на основании своевременного и полного выполнения обязательств. Залог также и служит неким фильтром, который позволит отсеивать на этапе рассмотрения заявок мелких и неквалифицированных поставщиков.

Пример для поставщиков

Для примера рассмотрим закупку по выполнению строительных работ.

Заказчик — некое предприятие — объявляет закупку на строительство многоэтажного здания и устанавливает требование к обеспечению исполнения контракта, чтобы оно было не меньше 30 процентов. Срок выполнения работ — 4 года, сумма контракта — 20 миллионов. Получается, потенциальным участникам необходимо перечислить ОИК в размере не менее шести миллионов.

Иными словами, у поставщика должен быть солидный запас финансов, с помощью которых он сможет закупить качественные материалы, технику и в указанный срок завершить все строительные работы. При этом ему придется отложить крупный залог на следующие четыре года. А оплата по выполненной работе будет перечислена только после полного исполнения обязательств — в данном примере, если здание будет построено.

Таким образом, участниками закупок следует принять во внимание этот нюанс при мониторинге закупок, а конкретно — в отношении вычисления их прибыльности.

Когда не нужно предоставлять обеспечение?

Существует несколько обстоятельств, когда ОИК не требуется:

  • Если контракт заключается с участником казенного типа учреждения. К казенному относят государственное или муниципальное предприятие, которое оказывает некие услуги, выполняет работы или иные функции для обеспечения установленных законом полномочий и финансируется за счет средств бюджета.
  • Если предмет закупки — оказание услуги по предоставлению заемных средств — кредита.
  • Если бюджетное учреждение заключает контракт на предмет выдачи банковской гарантии.

Кроме того, как указано законом, обеспечение исполнения контракта может не требоваться, если имеется возможность выполнять работы без каких-либо залоговых денежных средств. К таким отдельным случаям относят заключение контракта на поставку товара или оказание мелкой услуги в размере менее ста тысяч рублей. А также ОИК может не назначаться при приобретении предмета культурного, художественного или исторического значения.

ОИК для естественных монополий и оборонной промышленности

Также можно не требовать обеспечения исполнения контракта от естественных монополистов или предприятий, производящих военную технику и оборудование, у которых нет эквивалентов среди поставщиков России. И еще несколько примеров, когда заказчики не требуют обеспечения, это:

  • при защите интересов России в международных судах и организациях;
  • закупки по обеспечению проведения переговоров с участием официальных должностных лиц зарубежных стран;
  • закупки на проведение мероприятий с участием высших должностных лиц России, когда заказчиками являются предприятия по государственной охране.

Таким образом, перечень по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ достаточно широк. Полный список исключений, когда ОИК не требуется при заключении контракта, остается на усмотрение организаторов торгов, содержится в законе по регулированию закупок 44-ФЗ.

Обеспечение контракта, установленное правительством России

Выше были перечислены случаи, когда залог может не взиматься в соответствии с законом о закупках. Также исключение обязательного предоставления ОИК может быть установлено правительством. Например, в 2015-2016 гг. постановлениями № 199 и № 182, изданными правительством России, было установлено, что заказчик может сам регламентировать, необходимо ли обеспечение исполнения контракта в условиях:

  • Если участник торгов является субъектом малого предпринимательства — СМП и некоммерческая организация с социально-ориентированной функцией.
  • Если в проекте договора указан пункт, по которому регламентируется банковское сопровождение всего процесса закупки. Банковским сопровождением называют предоставление банком услуг по мониторингу расчетов, заключение контракта с каждой стороной сделки, контроль расходов в соответствии с проектно-сметной документацией и адресному переводу средств. В итоге заказчик оказывается проинформирован о ходе работ по проекту и может оперативно принимать административные решения.
  • Если аванс перечисляется на счет территориального органа казначейства или финансового учреждения субъекта России, или его муниципального образования в отделениях Центробанка России.
  • Если размер авансовых отчислений не больше 15 процентов, если торги проводятся для общегосударственных, федеральных нужд. Субъекты и муниципальные поселения могут сами выбрать предельную сумму аванса, при которой ОИК не будет обязательно. При этом закупка должна проводиться для потребностей именно субъекта или соответственного муниципального образования (МО).
  • Если в государственном или муниципальном контракте указано, что оплачивается не более 70 % от всей стоимости поставки товара, оказания услуги и выполнения работ. Остаток же выплачивается, когда эти услуги или товары полностью доставлены/выполнены. Здесь МО и субъекты могут сами установить, какой размер выплат они первоначально выплачивают для нужд всего субъекта России или отдельного муниципального образования.
  • Если участник закупки — бюджетное учреждение, которое предложило пониженную ставку на товар или услугу. Эта стоимость, однако, не может превышать четверть (или 25 %) от начальной стоимости контракта.

Где указать требование к ОИК?

Следует отметить, что перечисленные выше примеры используются для покрытия государственных и муниципальных нужд. Эти требования должны быть прописаны в проекте контракта, а также указаны в извещении о проведении закупки.

Если закупка требует обязательного обеспечения, то в документации должны быть прописаны условия возврата залоговых средств: в какие сроки, какой будет размер предоставляемого обеспечения и порядок возврата.

Выводы по статье

Итак, рассмотрев вопрос по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ, можно заключить, что в процессе закупочных процедур этот вид залога не всегда является обязательным. Перечень, когда залоговые средства не взимаются, указан в законе по закупкам, а также иных нормативных документах, которые устанавливаются правительством России.

Если требование к ОИК устанавливается, то оно должно отражаться в извещении о торгах, в приглашениях к участию и в самом проекте контракта. Существует несколько способов внести обеспечение — это депозит или банковская гарантия. Какой вид залога выбрать, решает Поставщик. Например, для небольшой компании гарантия от банка будет более приемлемой, так как им могут понадобиться средства в обороте. Получить эти гарантии можно сразу через электронные площадки для торгов, таких как «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Росэлторг» и другие. А более крупные компании могут использовать и депозит. Следует иметь в виду, что залог не возвращается до тех пор, пока контракт не будет исполнен.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: особенности

Вопрос обеспечения исполнения контракта был в достаточной мере урегулирован как прежним законодательством в сфере проведения торгов, так и действующим в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Зачастую именно требование обеспечения обязательств отталкивает многие коммерческие структуры от участия в закупочных процедурах. Рассмотрим же подробнее – так ли страшен черт, как его малюют?

Обязательно ли предоставлять обеспечение исполнения

Статьей 96 Закона о контрактной системе закреплена обязанность заказчика по установлению требования обеспечения исполнения контракта. Данное требование должно быть зафиксировано в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Если участник не предоставит обеспечение — он будет считаться уклонившимся от подписания контракта. Исключение делается лишь для случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, которая является отсылочной нормой, и отсылает к ряду пунктов других статей этого же закона.

Антидемпинговые меры, предусмотренные при проведении аукциона или конкурса

В соответствии со статьей 37 закона «О контрактной системе» при снижении начальной максимальной цены контракта более, чем на 25% начинают действовать антидемпинговые меры, которые заключаются в том, что обеспечение контракта, предоставляемое победителем, должно быть увеличено в 1,5 раза от изначально запланированного. То есть, если в документации к электронному аукциону размер обеспечения указан в 10% от НМЦК (например 100000 рублей), то при снижении во время торгов цены на 25 и более процентов он увеличится до 15% от НМЦК (150000 рублей для примера выше).

Обеспечение в полуторакратном размере можно не осуществлять в том случае, если начальная цена контракта менее 15 миллионов рублей и участник закупки может предоставить сведения о своей добросовестности. Более подробно об этом вы можете прочитать здесь.

Виды обеспечения контракта

Виды обеспечения исполнения контракта предусмотрены частью 3 вышеуказанной статьи, при этом их менять. Исполнение контракта может быть обеспечено:

А) Путем предоставления банковской гарантии , которая должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе: во-первых, банк, выдавший гарантию, должен быть включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (статья 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации); во-вторых, банковская гарантия должна быть безотзывной, и содержать следующие атрибуты:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в определенных случаях;

2) обязательства исполнителя, которые обеспечиваются данной гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента за каждый день пропуска сроков исполнения обязательств;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта является фактическое поступление средств на счет заказчика;

5) срок действия банковской гарантии;

6) отлагательное условие;

7) перечень документов, предоставляемых заказчиком банку.

Все БГ, выданные для обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с 44-ФЗ должны быть включены в реестр банковских гарантий.

Б) В форме денежного залога – перечисление определенной суммы денежных средств на специальный счет заказчика. При этом размер обеспечения составляет от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ) или лота.

Обеспечение исполнения контракта не может быть ниже 30% в том случае, если НМЦ превышает 50000000 рублей. В том же случае, если контрактом предусмотрен авансовый платеж, то сумма обеспечения должна быть не меньше суммы авансового платежа.

Учтите, что если контракт должен быть заключен по цене, которая на 25 и более процентов ниже начальной — обеспечение потребуется предоставить в полуторократном размере от суммы, предусмотренной документацией о проведении электронного аукциона, таким образом оно может достигнуть 45% НМЦ. ( Однако для тендеров начальная цена которых ниже 3 млн. существует возможность не предоставлять обеспечение больше в 1,5 раза – читайте здесь как)

Сроки предоставления обеспечения исполнения контракта

Заключение контракта невозможно и прямо запрещено законом в том случае, если обеспечение исполнения контракта не представлено участником закупки, с которым заключается контракт. Обеспечение исполнения контракта должно быть представлено в срок, который установлен для заключения контракта. Поэтому вполне логично, что участник, не представивший обеспечение исполнения контракта в указанный срок, будет считаться уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями.

Необходимо учитывать, что при предоставлении обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Условия возврата / удержания обеспечения

В отличие от обеспечения заявки, закон не оговаривает условия и возможность полного или частичного удержания обеспечения исполнения контракта. Данный критерий оговаривается заказчиком в документации проведения торгов, а также в контракте. Контрактом может быть предусмотрена возможность использования денежных средств из суммы обеспечения (если избрано обеспечение в виде денежного залога), например, на погашение неустойки, вызванной пропуском сроков исполнения обязательств по контракту.

Срок возврата обеспечения

Согласно часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, условие о сроках возврата заказчиком обеспечения, должно содержаться в контракте.

Закон не предусматривает жестких требований к сроку возврата обеспечения, в связи, с чем многие заказчики ошибочно полагают, что к срокам возврата обеспечения можно применить положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в которой устанавливается срок предоставления банковской гарантии.

Таким образом, заказчик может самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого он обязан вернуть денежные средства, заблокированные с целью обеспечения исполнения контракта, но этот срок должен быть в обязательном порядке зафиксирован в контракте. Обычно он ограничивается сроком действия контракта, который в свою очередь действует до полного исполнения обязательств сторонами.

В ходе исполнения контракта размер обеспечения может быть уменьшен на размер уже выполненных обязательств (то есть если контрактом, например, предусмотрена поставка товара частями – участник размещения заказа имеет право попросить заказчика вернуть часть обеспечения), также эту операцию можно совместить с изменением способа обеспечения контракта.

Вышеперечисленные требования Закона о контрактной системе применяются во всех случаях кроме следующих:

  • заключения контракта с участником закупки, являющимся государственным либо муниципальным казенным учреждением;
  • приобретения кредитных услуг;
  • приобретения услуги по выдаче банковской гарантии для бюджетного учреждения.

Обеспечение исполнения контракта

В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ [1] в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Согласно п. 4, 5 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 000 руб.;

2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:

  • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:

  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона №44‑ФЗ, в 2015 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 №199, к которым относятся случаи:

  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.

Способы обеспечения контракта

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона №44‑ФЗ;
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона №44‑ФЗ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ, то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. быть безотзывной;
  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;
  4. содержать:
  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Размер обеспечения

  • от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
  • сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, причем способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен (п. 7 ст. 96 Закона №44‑ФЗ).

Бухгалтерский учет

Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.

Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609). Согласно разд. V Указаний 65н [2] операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н [3] ).

В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н).

В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом: