НВ елизаров страховое право

ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ РАБОТАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

Законы, лучшие практики, информация

Основное меню

(Опубликовано в: Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов (Книга 2) / Ред. В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский. — М: МАКС Пресс, 2005. с. 15-20)

Одной из основных проблем для большинства родителей, но в особенности для женщин, является необходимость сочетать работу по найму с семейными обязанностями. В странах Европейского Союза увеличение женской занятости заставляет правительства увеличивать уровень поддержки работающих родителей. Могут быть предусмотрены различные типы поддержки, в том числе: отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, услуги детских дошкольных учреждений, гибкий график работы и т.д. Здесь будет рассмотрен такой компонент семейной политики как родительские отпуска.

Существуют различные виды отпусков, которые разрешены женщинам (или женщинам и мужчинам) во время родов, усыновления, или других семейных нужд. Специфические виды отпусков включают:

Среди 15 стран Европейского Союза средняя продолжительность отпусков, имеющих отношение к рождению ребенка (отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) составляет 44 недели. Средняя продолжительность оплачиваемого отпуска — 36 недель, обычно включающих отпуск по беременности и родам с добавлением отпуска по уходу за ребенком.

В 15 странах ЕС продолжительность материнского отпуска увеличилась с 16 недель в 1975 году до 24 недель в 1999 году, хотя размер пособий увеличился только с 78% до 84%. Особенно большие перемены произошли в Дании, Финляндии, Португалии, Швеции.

7 стран предоставляют оплачиваемый отцовский отпуск (paternity leave): Австрия (6 месяцев), Бельгия (3 дня), Дания (10 дней), Испания (2 дня), Франция (3 дня), Финляндия (1 неделю) и Швеция (2 недели). Двое из них — Дания и Швеция — увеличили продолжительность отпуска по уходу за ребенком и установили его на 1 месяц больше, в случае если отпуск берет отец (в противном случае -дополнительный месяц «теряется»).

Перемены коснулись и отпуска по уходу за ребенком. Так, в начале 70-х годов только Австрия и Италия предоставляла этот вид отпуска, а в настоящее время во всех странах ЕС существует дополнительный отпуск по уходу за ребенком. В настоящее время страны предоставляют несколько видов отпуска по уходу за ребенком.

Приблизительно в половине стран, отпуск по уходу за ребенком не оплачивается, в то время как в других комбинируются системы пособия с проверкой дохода.

Самые длинные отпуска по уходу за ребенком (2-3 года) 3 существуют в Финляндии и Германии (в Австрии вопрос о подобных отпусках находится на рассмотрении). Наибольший интерес представляет Финляндия, поддерживающая родительский выбор денежными пособиями, которые могут быть использованы по выбору родителей как дополнительный доход или же на оплату услуг по уходу за ребенком.

В случае усыновления также предоставляется отпуск. Единственное отличие в отпуске по усыновлению — это то, что в нем ограничен послеродовый период, который считается со дня прибытия ребенка в семью или со дня востребования ребенка, если он прибыл из другой страны.

Для лучшей демонстрации разнообразия систем родительских отпусков приведем несколько примеров.

Шведская страховая система родительских отпусков — это пример для сторонников родительских отпусков и гендерного равенства. Это всесторонне охватывающая, очень щедрая и гибкая система. Кроме того, во время тяжелой экономической ситуации в середине 90-х годов ее бюджет был ненамного сокращен, и недавно был опять увеличен. Пособия, выплачиваемые в шведской страховой системе, предоставляются в течение 18 месяцев родительского отпуска, включая 14 недель отпуска по беременности и родам, дополненного 6 неделями перед родами и двумя неделями после родов родительского отпуска. В настоящее время также стал доступен дополнительный одномесячный отпуск, предоставляемый только отцу (в случае отказа отца от такого отпуска, право на отпуск теряется). Первый год отпуска оплачивается в размере 80% от зарплаты (был снижен с 90% в начале 90-х годов), а для государственных служащих — 100%. Следующие три месяца оплачиваются по фиксированной ставке, и последние три месяца — не оплачиваются, но все же предоставляется право возращения на работу. Кроме того, родители, чьи дети не достигли 8 лет, имеют право на 75% рабочий день, но оплачиваемый по соответствующей ставке. Отпуск может быть распределен на более длительный срок (до достижения ребенка 8-летнего возраста). Отпуск может быть предоставлен обоим родителям, и денежные пособия, которые предоставляются через социальную страховую систему, могут быть компенсировать частичную или полную занятость. Все матери пользуются отпуском. Более чем 75% отцов частично используют отпуска. В среднем отцы были в отпуске 44 дня 4 . Кроме того, работающие дедушка и бабушка также имеют право на отпуск по уходу за больным внуком, если это более подходит. Наконец, всем детям работающих родителей (старше 1 года) гарантировано место в детских садах, а один из родителей имеет право на оплачиваемое время для сопровождения ребенка в его первый учебный день.

В Финляндии существует необычный комплекс отпусков, объединенный с системой охраны детства. Он включает 18 недель отпуска в связи с беременностью и родами, начинающийся за 30-50 дней до ожидаемой даты родов, сопровождаемый 26 недельным родительским отпуском и дополнительным отпуском для отца. Отпуска могут быть продлены в случае многоплодных или сложных родов. Отпуска оплачиваются пособиями, которые замещают 70% от предшествующей заработной платы. В Финляндии предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, оплачиваемый по минимальной тарифной ставке и используемый любым из родителей. Этот отпуск может быть заменен местом в неоплачиваемом общественном дошкольном учреждении или же оплачиваемым услуги домашних сиделок. Родители могут участвовать в оплачиваемой программе по охране детей после того, как их ребенок достиг трех лет (в случае, если они не использовали пособие по уходу за ребенком до 3-х лет). Родителям гарантируется право на неполную занятость, и они имеют право на оплачиваемый отпуск в случае болезни ребенка.

Германия также предоставляет родительские отпуска. Отпуска по беременности и родам составляют 14 недель (6 недель до и 8 недель после родов) с предоставлением денежных пособий, которые предоставляются работодателем в размере полной заработной платы. Кроме того, предоставляются родительские отпуска на период достижения ребенком 3-летного возраста, независимо от того, работали родители или нет, но при условии, что один из родителей остается дома или работает с частичной занятостью. Пособие предоставляется по фиксированной ставке в течение первых двух лет и составляет более 350 долларов США в месяц. Система — адресная, но уровень максимального дохода достаточно высокий, так что приблизительно 80 процентов родителей могут иметь право на пособия. Несмотря на существование «родительских» пособий, только 1 процент отцов пользуются этими возможностями, в то время как все матери являются потребителями этой системы. Но, учитывая скромный размер пособия, им пользуются в основном только замужние женщины, мужья которых работают; для матерей-одиночек же он является недостаточным. Политика в этом случае нацелена на традиционную семью. Существующие пособия по болезни выплачиваются при 5-дневном семейном отпуске при болезни ребенка до достижения его 8 лет.

В Австрии предоставляется 16 недель обязательного отпуска для работающих матерей (8 недель до и 8 недель после родов) с выплатой пособия, которое полностью компенсирует заработную плату. Кроме того, существует двухлетний отпуск с сохранением рабочего места, оплачиваемый в течение 18 месяцев через систему социального страхования. Последние 6 месяцев того отпуска оплачиваются, если отпуск берется отцом. В настоящее время идут споры относительно пособия по уходу за ребенком родителю, имеющему выбор между денежным пособием для оплаты услуг по уходу или же возможностью самому ухаживать за ребенком (в прошлом двухлетний отпуск и пособия предоставлялись только одиноким матерям, а в настоящее время это доступно всем работающим матерям; предложение включает создание пособий как для матерей, сидящих дома, так и для нанятых нянь).

Испания является примером того, как бедная страна тем не менее обеспечивает 16-недельный оплачиваемый декретный отпуск (18 недель в случае многоплодных родов), начиная с 6 недели до родов, если это необходимо, в размере 100% от заработной платы. Дополнительный, но неоплачиваемый родительский отпуск доступен до тех пор, пока ребенок не достигнет 3-х летнего возраста. Родители ребенка до 6 лет (или ребенка-инвалида) имеют право на неполный рабочий день.

Италия предоставляет 5-месячный отпуск по беременности и родам, который можно брать за 2 месяца до родов и 3 — после. Отпуск оплачивается в размере 80% от предыдущей заработной платы. Также предоставляется дополнительный 6-месячный родительский отпуск, во время которого выплачивается 30% от предыдущей заработной платы. Этот отпуск дополнительно продлевается в случае ребенка-инвалида до достижения ребенком 3-х летнего возраста.

Таким образом, видно, что продолжительность отпусков приобретает большое значение как компонент общеевропейских семейной политики. Создание возможности работать без ущемления семейных функций в период с 1995 по 2000 год сыграло не последнюю роль в увеличение рождаемости в ряде стран ЕС.

1 — Центр по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.

2 — В некоторых странах считается, что родительский отпуск сменяется дополнительно продленным отпуском по уходу за детьми (childcare leave). В других странах отпуск по уходу за ребенком иногда носит также название «родительский отпуск». Чтобы избежать путаницы, будем использовать термин «родительский отпуск» в более широком толковании, то есть включать в него все отпуска, предоставляемые родителям в связи с рождением ребенка и по уходу за ним.

3 — Называемые «child rearing».

4 — Данные на 1994 согласно Swedish Information Service

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ Кафедра гражданского права «СТРАХОВОЕ ПРАВО» ТЕМА 2. «ИСТОЧНИКИ СТРАХОВОГО. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемСулейман Бахмудов

Похожие презентации

Презентация на тему: » САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ Кафедра гражданского права «СТРАХОВОЕ ПРАВО» ТЕМА 2. «ИСТОЧНИКИ СТРАХОВОГО.» — Транскрипт:

1 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ Кафедра гражданского права «СТРАХОВОЕ ПРАВО» ТЕМА 2. «ИСТОЧНИКИ СТРАХОВОГО ПРАВА» Санкт-Петербург 2017

2 Учебные вопросы 1. Понятие и характеристика источников страхового права. 2. Система источников страхового права.

3 Учебные вопросы 1. Генезис источников страхового права. 2 Понятие, структура и проблемы страхового законодательства. 3. Иные источники страхового права.

4 Литература основная 1. Кузбагаров А.Н. Страховое право [Электронный ресурс]: учебник/ Кузбагаров А.Н., Эриашвили Н.Д., Ахвледиани Ю.Т. Гриф МО. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 423 c. – Режим доступа: 2. Гражданское право: учебник в 3-х т. / ред. А. П. Сергеев. – М.: РГ-Пресс, Страховое право. Немченко С.Б. Муталиева Л.С.: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет. – СПб, Елизарова Н.В. Страховое право [Электронный ресурс]: учебник/ Елизарова Н.В. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, – 155 c. 5. Правовые основы страхования. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Уч. пособие. – М., 2011.

5 Литература дополнительная 1. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от г. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (3-е издание переработанное и дополненное) [Электронный ресурс] / Белянинова Ю.В. – Саратов, – 181 c. 2. Ефимов О.Н. Страховое дело [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Ефимов О.Н. – Саратов: Вузовское образование, – 177 c. 3. Шапкин А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций [Электронный ресурс]: учебник/ Шапкин А.С., Шапкин В.А. – М.: Дашков и К, – 880 c. 4. Ширипов Д.В. Страховое право. 2-е изд. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ширипов Д.В. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, – 201 c.

6 1. 1. Конституция РФ. – М., «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от N 14-ФЗ (ред. от ) «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от N 14-ФЗ (ред. от ) Глава 48. Страхование «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от N 117-ФЗ (ред. от ) ст.263: расходы на обязательное и добровольное страхование; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от N 195-ФЗ. Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от N 81-ФЗ (ред. от ) Глава XV. Договор морского страхования Закон РФ от N (ред. от ) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» НПА, регулирующие С.О.:

7 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ Ст Федеральный закон от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ Ст Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. 326-ФЗ Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. 326-ФЗ Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ Ст Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ Ст Федеральный закон от ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» Федеральный закон от ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава ОВД РФ, ГПС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (с изменениями и дополнениями)

8 Указ Президента РФ от N 868 (ред. от ) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» III. Основные функции МЧС России Указ Президента РФ от N 868 (ред. от ) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» III. Основные функции МЧС России Указ Президента РФ от N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации». Указ Президента РФ от N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от N 1090 (ред. от ) «О Правилах дорожного движения» Постановление Правительства РФ от N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств». Постановление Правительства от 8 декабря 2005 г. N 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». Постановление Правительства РФ от N 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г «О проведении технического осмотра транспортных средств» (вместе с правилами заполнения диагностической карты) «Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от ) // «Вестник ВАС РФ», N 11, ноябрь, «Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от ) // «Вестник ВАС РФ», N 11, ноябрь, «Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года» утв. распоряжением правительства РФ от р. «Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года» утв. распоряжением правительства РФ от р.

9 Приказ Минфина РФ от N 26 н (ред. от ) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 2689). Приказ Минфина РФ от N 26 н (ред. от ) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 2689). Приказ МЧС РФ от 5 июля 2011 г. N 340 «Об утверждении Инструкции об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы» (с изменениями и дополнениями). Приказ МЧС РФ от 5 июля 2011 г. N 340 «Об утверждении Инструкции об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы» (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 2 февраля 2011 г. N 8 н «Об утверждении Порядка осуществления органом страхового надзора контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и проведения выездной проверки деятельности страховой организации». Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 2 февраля 2011 г. N 8 н «Об утверждении Порядка осуществления органом страхового надзора контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и проведения выездной проверки деятельности страховой организации». Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 19 августа 2009 г. N 95 н «Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев». Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 19 августа 2009 г. N 95 н «Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев».

10 Приказ Минтруда России от N 107 н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения». Приказ Минфина России от N 71 н «Об утверждении Требований к размеру компенсационного фонда профессионального объединения страховщиков по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и порядка его формирования и использования»

13 Поступления и выплаты каждого из российских страховщиков за 9 месяцев 2013 г. (тыс.руб)

14 ТОР 20 – крупнейшие страховые компании 2013 год, 9 месяцев | Поступления, накопительным итогом Добровольное и обязательное страхование (кроме обязательного медицинского страхования), всего

15 Совокупный уставный капитал субъектов страхового дела Совокупный уставный капитал субъектов страхового дела, включенных в реестр ФССН/ФСФР (на дату публикации реестра (тыс.руб.)

17 Страхова́ние особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей за счет специально формируемых страховых фондов. Страхова́ние особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей за счет специально формируемых страховых фондов. Страхование (страховое дело) в широком смысле включает различные виды страховой деятельности : собственно страхование, или первичное страхование, собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, перестрахование, сострахование. сострахование. Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии). страхователемстраховщикомимущественных интересов физическихюридических лицстраховых случаевстраховых фондовстраховой премии страхователемстраховщикомимущественных интересов физическихюридических лицстраховых случаевстраховых фондовстраховой премии В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование. самострахованиевзаимное страхование коммерческое страхованиесамострахованиевзаимное страхование коммерческое страхование

18 Правовые основы страховых отношений Все правовые отношения, связанные с проведением страхования, можно подразделить на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс формирования и использования страхового фонда, и правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, то есть деятельности страховщиков как субъектов рыночной экономики: их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.страховщиков банкамибюджетом И те, и другие отношения регулируются законодательными и другими правовыми актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и подотраслей права.гражданского права государственногоадминистративногофинансового уголовногопроцессуальногоправа

19 Правовые системы Континентальная (романо-германская) Континентальная (романо-германская) Мусульманская (традиционная) Мусульманская (традиционная) Система общего права (англо-американская) Система общего права (англо-американская) Право Европейского Сообщества Право Европейского Сообщества Common Law (12 cent.) Equity (unt. 19 cent.) Stare Decesis Ratio Decidendi & Obiter dicta Statute Law Common Law (12 cent.) Equity (unt. 19 cent.) Stare Decesis Ratio Decidendi & Obiter dicta Statute Law

20 Источники страхового права Нормативные правовые акты Акты международного права Обычаи делового оборота Судебные прецеденты

21 Норма страхового права Норма страхового права – это общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте страхового законодательства, рассчитанное на многократное применение и распространение на всех лиц в рамках нормативно регламентированной ситуации. Норма страхового права Диспозиция Гипотеза Санкция

22 Императивные Нормы страхового права Охранительные Регулятивные Обязывающие Управомочивающие Запрещающие Альтернативные Факультативные По назначению

23 Нормы страхового права Диспозитивные Императивные По характеру предписания Нормы страхового права Организационные Материальные В зависимости от объекта

24 Нормы страхового права Административно-правовые Гражданско-правовые В зависимости от отраслевой принадлежности Нормы страхового права Специальные Общие По функциям

26 Страховое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности. Одноотраслевое регулирование не способно обеспечить надлежащую регламентацию указанных взаимосвязанных и объединенных единством цели отношений. Страховое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности. Одноотраслевое регулирование не способно обеспечить надлежащую регламентацию указанных взаимосвязанных и объединенных единством цели отношений. Страховое законодательство образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы. В отличие, например, от гражданского законодательства (равно как и бюджетного, налогового, семейного), в состав которого входят ГК РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК РФ), страховое законодательство это более широкое по своему составу понятие. Оно включает прежде всего федеральные законы. И это понятно, поскольку становление и развитие страхового дела в СССР долгое время происходило в рамках государственной монополии и централизованного руководства этой отраслью народного хозяйства. Страховое законодательство образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы. В отличие, например, от гражданского законодательства (равно как и бюджетного, налогового, семейного), в состав которого входят ГК РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК РФ), страховое законодательство это более широкое по своему составу понятие. Оно включает прежде всего федеральные законы. И это понятно, поскольку становление и развитие страхового дела в СССР долгое время происходило в рамках государственной монополии и централизованного руководства этой отраслью народного хозяйства. Правовую основу страхового законодательства образуют не только федеральные законы, но и другие акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты). С точки зрения Основного Закона в состав страхового законодательства могут входить и акты субъектов РФ в пределах их компетенции Правовую основу страхового законодательства образуют не только федеральные законы, но и другие акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты). С точки зрения Основного Закона в состав страхового законодательства могут входить и акты субъектов РФ в пределах их компетенции

27 Как известно развитие российского законодательства строится, как правило, по отраслям. В настоящее время действует Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г Классификатор, вычленяет гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство в качестве самостоятельных отраслей законодательства. Вместе с тем Классификатор использует иные, не собственно юридические критерии например, отрасль экономики (законодательство о промышленности, строительстве и т. д.) В Классификаторе правовые акты, посвященные страхованию, помещены в разделе о гражданском законодательстве ( ). Однако здесь речь идет о договоре страхования (подраздел ), а также о международном страховании (подраздел ). Значительную часть вопросов, связанных со страхованием, можно обнаружить в следующих разделах Классификатора: Финансы, Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм. К их числу относятся: общее понятие страховой деятельности, органы, осуществляющие страховую деятельность, обязательное страхование, надзор за страховой деятельностью.

28 Такая ситуация с разной юридической пропиской в Классификаторе нормативных актов, посвященных регулированию страховой деятельности, объяснима двумя причинами: Во-первых, Классификатор разработан и издан в целях унификации банка данных правовых актов, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между органами власти федерального, регионального и местного уровней. Поэтому при его разработке не преследовалась цель формирования состава отраслей российского законодательства. Напротив, разработчики продемонстрировали прикладной характер Классификатора. Во-вторых, с учетом публично-правовых начал многие вопросы страхования оказались в других (помимо раздела ) разделах Классификатора. Они получили финансово-правовую прописку и входили в качестве составной части в финансовое законодательство. Понятно, что в Классификаторе нет раздела (подраздела) о страховом законодательстве. Поэтому правовые акты о страховании оказались разбросанными по всему Классификатору.

29 страхования имущества предпринимат. рисков гражданской ответственности страхования от несчастных с. страхования жизни медицинского страхования Институт личного страхования С.П. – подотрасль ГП и представляет собой совокупность правовых норм, составляющих институты (субинституты) права имущественного и личного страх-я.

33 Судебная практика Издание Верховным Судом РФ данного Обзора было вызвано несколькими причинами. Но, прежде чем их перечислить, хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание страхового сообщества на то, что документ издан высшим судебным органом, в подведомственности которого находится рассмотрение имущественных и неимущественных гражданских споров с участием граждан. Именно данное обстоятельство позволяет более правильно осмыслить причины появления данного документа. Во-первых, существенно изменилась конъюнктура страхового рынка. Значительно выросла розница по моторным и немоторным рискам, в том числе и по добровольным видам страхования. Во-вторых, повысилась, в некотором роде, страховая культура граждан, которые реально желают страховать свои имущественные риски и получать за это полную компенсацию страховых убытков. В-третьих, за последние годы страховое сообщество пережило не лучшие времена, связанные с появлением на рынке множества недобросовестных игроков, которые возникали как грибы и так же молниеносно исчезли вместе с собранными страховыми взносами, оставляя за собой многомиллионные долги. Конечно же, это существенно подорвало имидж и репутацию всего страхового сообщества в глазах страхователей и судов. В-четвертых, на этой почве у судов появилось, можно сказать, предвзятое отношение к страховщикам, которые, по их мнению, при любых обстоятельствах уклоняются от выплат. Вследствие этого страхователи также стали завышать свои требования, порой необоснованно, все больше обращаясь за помощью к профессиональным юристам, которых в последнее время также появилось огромное количество. В-пятых, сказалась на ситуации и неготовность судов к подобному шквалу исков со стороны граждан по такому специфическому виду правоотношений, как страхование.

34 Повлияло также несовершенство страхового законодательства и ряд других причин, связанных с недостатками правового регулирования страховых отношений. Первый сигнал о возможности выхода подобного Обзора был дан еще летом 2012 года, когда 28 июня Пленум Верховного Суда издал нашумевшее Постановление 17, касающееся применения ряда положений Закона о защите прав потребителей к страховым отношениям. Постановление вызвало отрицательный резонанс у страхового сообщества. Объективная правовая оценка позиции Верховного Суда в данном документе – это отдельный вопрос, требующий самостоятельного анализа, однако следует признать, что общая направленность политики в отношении страховых споров была тогда обозначена достаточно четко. В СМИ просачивалась точечная информация о том, что Верховный Суд работает над обобщением судебной практики по страховых спорам по страхованию имущества граждан, но никакой конкретной информации не было, и представителей страхового сообщества к этой экспертной работе не привлекали. Получившийся Обзор вышел, в известном смысле, своевременным, а по некоторым положениям даже «революционным». Но с другой стороны, по большинству пунктов документ получился весьма противоречивый, он оставляет множество открытых и нерешенных вопросов. Содержание Обзора включает ряд принципиально важных для всех участников страховых отношений положений, которые могут иметь существенное значения для исхода судебного страхового спора. По ряду положений Обзор уточнил правовую позицию и страховщиков, и страхователей в спорных ситуациях, где ранее была неопределенная позиция. И нельзя сказать, что Обзор защищает исключительно страхователей и направлен против страховщиков, он достаточно сбалансированный.

35 Что касается вопроса освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по каско в случае, когда ДТП произошло по вине нетрезвого страхователя, это бесспорное обстоятельство, которое ВС РФ подтвердил двумя доводами. Во-первых, согласно п ПДД, запрещается управлять ТС в нетрезвом состоянии и, во-вторых, такие условия должны предусматриваться договором и правилами страхования страховщика. В данном случае ВС РФ применил ст. 963 ГК РФ о грубой неосторожности, которая является отсылочной в части освобождения страховщика от страховой выплаты в случаях, предусмотренных другими источниками права. Правовым основанием для такого освобождения, по мнению ВС РФ, является совокупность положений ПДД и условий договора страхования. Поэтому страховым организациям следует предусматривать подобные основания освобождения от страховых выплат в Правилах и условиях договора страхования. Что касается позиции ВС РФ по вопросу о праве страховщика на отказ в страховой выплате в случаях просрочки уплаты страхователем очередных страховых взносов до наступления страхового случая, могу сказать следующее. Данный вопрос и ранее был предметом исследования судебными органами. В частности, Высший Арбитражный Суд РФ в своем Обзоре по страховым спорам от г. также высказал мнение о праве страховщика на отказ в страховой выплате по указанной причине, но при соблюдении ряда условий: 1. Такое условие должно быть четко прописано в договоре страхования, так как положение п. 3 ст. 954 ГК РФ является диспозитивным, то есть по усмотрению сторон договора страхования. 2. Если очередной взнос поступит после наступления страхового случая, то страховщику следует либо возвратить его страхователю в связи с расторжением договора, либо открыть выплатное дело и приступить к страховому расследованию. 3. Должна быть соблюдена обязательная процедура по уведомлению страхователя о расторжении договора страхования либо об отказе в страховой выплате по указанным причинам. В данном случае, решение о расторжении договора с обязательным уведомлением об этом страхователя является более устойчивым и соответствует гл. 29 ГК РФ. А другое, менее устойчивое, предусматривает возможность зачета ранее неуплаченного страхового взноса в счет предстоящей страховой выплаты.

36 Значимость данного документа для розничного страхования в России. С одной стороны, разъяснения были действительно необходимы, такие документы должны периодически издаваться высшими судебными органами, причем не один раз в десятилетие (а у нас последний аналогичный документ был издан почти 10 лет назад, причем не ВС, а ВАС РФ г.) Разъяснять спорные позиции в судебной практике необходимо не реже хотя бы одного раза в два года. С другой стороны, само содержание данных в Обзоре разъяснений и выводов является весьма небесспорным. По мере того, как у нас увеличивается количество страхователей, возникает множество неординарных и нетипичных страховых коллизий и событий, наступающих вследствие различных рисковых обстоятельств. Меняются расценки и условия ремонта транспортных средств, упрощаются многие процедуры по эксплуатации автотранспорта, рост парка автомашин опережает увеличение количества СТО. Появляется множество различных мошеннических схем по незаконному получению страховых выплат, в том числе и не без участия представителей страховщиков. Эти и многие другие причины свидетельствуют о том, что регулярные нормативные корректировки поведения участников договора страхования и конкретизации принципов судебной практики крайне необходимы для снижения остроты коллизионных и спорных ситуаций. В этих условиях позиция высших судебных органов должна быть направлена на упрощение и улучшение взаимоотношений между страхователями и страховщиками, а не на создание дополнительных проблем. Опираясь на грамотные и адекватные документы, страховщики смогут регулярно корректировать свои правила страхования с учетом складывающейся судебной практики, что в последующем позволит исключить судебные споры со страхователями.

37 Проект закона о страховании жилья Наводнение на Дальнем Востоке, произошедшее в конце лета и осенью 2013 года и обусловившее необходимость выделения 12 млрд рублей бюджетных средств на компенсацию ущерба от этого стихийного бедствия гражданам, потерявших жилища, побудило правительство РФ вернуться к вопросу о введении в РФ масштабной программы страхования жилья. Премьер-министр поручил Минфину разработать национальный порядок обязательного страхования жилья. В результате ведомство признало невозможным создание системы обязательного страхования жилья в РФ и подготовило концепцию добровольного массового страхования жилья, документ прошел обсуждение в правительстве и был утвержден в целом.

38 Так, страхование жилых помещений граждан планируется осуществлять посредством заключения договоров добровольного страхования в пользу собственников, нанимателей жилых помещений по договору социального найма на условиях программ защиты жилищных прав с использованием механизма страхования, разработанных и утвержденных субъектами РФ, и правил страхования, разработанных и утвержденных страховщиками. Программы, определяя существенные условия страхования, должны обеспечивать среди прочего страхование жилого помещения на страховую сумму, рассчитанную исходя из общей площади жилого помещения и средней стоимости одного квадратного метра жилплощади в субъекте РФ и предоставление страхователям условий, предусматривающих их право на уплату страховых премий в рассрочку с использованием методов оплаты, доступных для граждан, проживающих в регионе, в частности, по платежным документам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по почте и др. Перечень страховых рисков, размер страховой суммы, объем и порядок распределения обязанности по возмещению убытков за утраченное жилье между страховщиками и субъектом РФ, порядок получения пострадавшими возмещения убытков определяются субъектом РФ в программе самостоятельно с учетом минимальных требований к условиям страхования, установленных правительством РФ. При этом гражданам, лишившимся принадлежащего им единственного жилого помещения в результате ЧС и не имевшим договора страхования жилого помещения, будет предоставляться другое жилое помещение, но по договору найма. То есть продать, подарить или сдать в аренду такое жилье окажется невозможно.

39 Вопросы для самоконтроля Что образует правовую основу российского страхового законодательства? Что образует правовую основу российского страхового законодательства? В какие разделы Классификатора правовых актов помещены нормативные правовых акты, посвященные страхованию? В какие разделы Классификатора правовых актов помещены нормативные правовых акты, посвященные страхованию? Имеется ли в сфере страхования единый кодифицирующий или консолидирующий нормативный правовой акт? Имеется ли в сфере страхования единый кодифицирующий или консолидирующий нормативный правовой акт? Какое место в регулировании страховой деятельности занимают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации? Какое место в регулировании страховой деятельности занимают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации? Какова роль ведомственных нормативных правовых актов в регулировании страховых правоотношений? Какова роль ведомственных нормативных правовых актов в регулировании страховых правоотношений? Что представляют собой и какова юридическая сила примерных правил страхования? Что представляют собой и какова юридическая сила примерных правил страхования? Что представляют собой акты локального (корпоративного) регулирования? Что представляют собой акты локального (корпоративного) регулирования? Задание для самостоятельной работы Изучить: Понятие и структура страхового законодательства. Понятие и структура страхового законодательства. Проблемы страхового законодательства России. Проблемы страхового законодательства России. Обычаи делового оборота и общепризнанные нормы межд. права и междун. договоры как источники страхового права. Обычаи делового оборота и общепризнанные нормы межд. права и междун. договоры как источники страхового права.

40 1 вариант 1. Понятие страхования 2. Условия и порядок осуществления добровольного страхования. 3. Уставный капитал перестраховочной компании 2 вариант 1. Понятие страховой деятельности. 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования. 3. Уставный капитал страховой компании, осуществляющей медицинское страхование.

41 Задача 6. ООО «Бриз» взяло в аренду склад сроком на 15 лет. Договор содержал обязанность арендатора по страхованию. В связи с этим, ООО «Бриз» заключило с ООО «Страховая компания «Санкт-Петербург-АСКО» договор страхования склада. Страхование производилось на случаи: повреждения огнем в результате стихийного бедствия, аварии, неисправности, противоправных действий; механического повреждения вследствие противоправных действий; кражи (грабежа). Однако через пол года застрахованное имущество было уничтожено при пожаре. Согласно акту о пожаре, постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела и заключению ООО «Санкт-Петербург-АСКО» отказало в выплате страхового возмещения, считая договор страхования недействительным в связи с отсутствием у страхователя интереса в сохранении имущества, поскольку ООО «Бриз» не является его собственником. ООО «Бриз» обратилось в Арбитражный суд с иском к страховой компании о взыскании страхового возмещения по договору страхования. Решите дело.

42 Задача 11. Страховая компания заключила с банком договор страхования его от­ветственности перед вкладчиками за невозврат в срок сумм вкладов. До­говор был заключен в пользу выгодоприобретателей, которыми назнача­лись сами вкладчики. Согласно условиям договора банковского вклада, заключаемого с вкладчиками, по нему должны были уплачиваться про­центы, а при просрочке возврата вклада банк должен был уплатить также и пени. Часть сумм вкладов была возвращена с серьезной просрочкой, а неко­торые вклады не были возвращены вообще. Вкладчики обратились с ис­ками к страховой компании, которая выплатила им страховое возмещение лишь в пределах сумм внесенных вкладов, а в выплате процентов и пени отказала, ссылаясь на то, что она отвечает за невозврат в срок лишь сумм вкладов. Обоснованна ли позиция страховой компании? Могут ли сами вклад­чики застраховать свой риск невозврата вкладов в установленный срок?