Новое о материнском капитале в 2018 году на покупку автомобиля

Оглавление:

Как за материнский капитал купить машину в 2018-2019 году

Вопрос, можно ли приобрести автомобиль на материнский капитал, обсуждается в обществе с 2009 года. Однако законодатели до сих пор не пришли к согласию в этом вопросе.

17 марта 2017 года в Госдуму внесен очередной законопроект, имеющий целью разрешить вложение материнских денег в приобретение автотранспортного средства. Ему присвоен номер 125755-7. Пока судьба этого документа неясна.

Суть нового законопроекта

В тексте изменений, предлагаемых в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ , содержится предложение о расширении целей использования сертификата. Предусматривается дополнить их разрешением приобретать автотранспортное средство для перевозки людей.

Автомобиль должен подпадать под следующие критерии:

  • иметь до 8 посадочных мест (очень удобно для многодетных семей);
  • быть плодом отечественного автопрома;
  • не иметь ранее регистрации в органах ГИБДД (быть абсолютно новым).

Скачать для просмотра и печати:

Кому позволят вкладывать сертификат в автомобиль

В тексте законопроекта описаны все условия целевого использования бюджетных денег. Так, предлагается предоставить такое право:

  • семействам, в которых появился (был усыновлен) третий и последующий ребенок после 01.01.2007, оформившим сертификат на материнский капитал (МСК);
  • семействам, воспитывающим ребенка-инвалида, в которых появились второй или последующие дети после указанной выше даты;
  • усыновителям второго ребенка, в том числе единственным усыновителям (женщинам или мужчинам), оформившим МСК .

Внимание! Изменение в законодательстве о применении сертификата способствовало бы решению многих проблем указанных семейств.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Ограничительные меры в законопроекте

Продумали инициаторы проекта и о том, как пресечь злоупотребления в бюджетной сфере. Некоторые недобросовестные граждане пытались обналичить сертификат, оформляя, к примеру, мнимые следки с недвижимостью.

Чтобы не столкнуться вновь с подобной проблемой, в проект закона внесены следующие ограничивающие нормы:

  1. Государственные деньги используются только в безналичной форме путем перечисления:
    • юридическому лицу, осуществляющему продажу автомобиля;
    • банку, выдавшему кредит на приобретение машины;
  2. Фактическую покупку автотранспортного средства владелец сертификата обязан подтвердить:
    • договором купли-продажи;
    • кассовым чеком или иными платежными документами;
    • актом проверки, проведенной органами социальной защиты населений, по факту реального наличия у семейства машины.

Важно! В проекте закона есть условие о невозможности продажи (дарения) авто ранее трех лет с даты приобретения с использованием сертификата.

Обоснование необходимости принятия законопроекта

С начала работы программы по предоставлению материнского капитала гражданам за рождение (усыновление) второго и последующих детей его использовала фактически всего половина оформивших.

Точнее, к 2017 году этот показатель составлял 54,3% от общего числа семей, имеющих право на сертификат.

Таким образом, 46,7% не считают актуальными условия, прописанные в законодательстве. Их сертификаты пылятся на полках среди других документов. Считается, что это обстоятельство обусловлено такими соображениями:

  • семейства не нуждаются в целевых деньгах (обеспечены);
  • некоторым нужны квартиры, но у них нет возможности оплачивать ипотеку (сертификата на жилье не хватает);
  • существуют объективные трудности в реализации положений закона.

Внимание! Низкий уровень освоения средств господдержки семьям с детьми связан еще и с тем, что его можно потрать по достижению ребенком трехлетнего возраста (есть исключения).

То есть некоторые семьи, получившие сертификат, еще не могут его реализовать на практике.

На что можно тратить маткапитал

Согласно действующему законодательству бюджетные деньги разрешено тратить на такие цели:

  • улучшение условий проживания, в том числе приобретение, строительство, реконструкцию квартир и домов;
  • обеспечение образования детей (оплата услуг учреждений);
  • приобретение специальных средств для детей-инвалидов (с 0 лет);
  • внесение взноса в фонд материнской пенсии.

Внимание! Маткапитал на первый взнос по ипотеке разрешено использовать также с самого рождения ребенка, на которого его дают.

Кроме того, совместно с ним разрешено получать иные виды помощи на приобретение жилья в рамках государственных программ.

Практическое освоение маткапиала на заявленные цели

В 2018-2019 году сертификат выдают на 453 тыс. рублей. Этого явно недостаточно для улучшения условий проживания. Квартира стоит значительно дороже. Следовательно, семейство должно иметь накопления или постоянный источник высокого дохода, чтобы оплачивать ипотечные взносы. Кроме того, принимают сертификат далеко не все банковские учреждения.

Вопрос о направлении сертификата на первоначальный ипотечный взнос тоже до конца не урегулирован. Получается, что семейства не могут его использовать до трехлетия ребенка.

Есть вопросы и с другими целями применения средств господдержки. Они таковы:

  1. Образовательные услуги в России предоставляются бесплатно. Это снижает уровень направления сертификата на получение образования детьми.
  2. Большинство учреждений образования, предоставляющих услуги на коммерческой основе, с бюджетом связываться не желают. Сертификат в качестве оплаты не принимают (за государственные деньги нужно отчитываться).
  3. Пенсионное обеспечение матери относится к отложенным потребностям. Граждане обзаводятся детьми в том возрасте, когда о старости еще не задумываются. Потому не спешат вкладывать сертификат в пенсионные накопления.
  4. В целом в России всего 3% семейств воспользовались маткапиталом для реализации иных целей, кроме приобретения жилья.

Важно! Отсутствие возможности вложить полагающиеся средства с пользой для семьи подталкивает граждан к поиску путей их обналичивания. Это приводит к возбуждению в их отношении уголовных делопроизводств по статье мошенничество.

История законотворческих инициатив по вопросу использования маткапитала на покупку авто

Нужно заметить, что данная тема с 2009 года используется в политической борьбе среди думских партий. Она затрагивает большую часть активного электората, потому довольно активно эксплуатируется для привлечения общественного внимания:

  1. Первый подобный законопроект был внесен в Госдуму в августе 2009 года. Однако инициаторы нарушили ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Они не приложили к проекту заключение Правительства по данному вопросу.
  2. Уже в декабре того же года зарегистрирован новый законопроект (№ 302723-5). Суть его состояла во внесении изменений в законодательство, позволяющих приобретать за маткапитал машины отечественного производства. Правительство документ не поддержало. Его аргументы касались невозможности зарегистрировать собственность на всю семью (родителей и несовершеннолетних). Это могло ущемить права одной из сторон. В результате проект отклонили в первом чтении в феврале 2011 года.
  3. Следующая попытка разрешить вложение сертификата в автотранспорт произошла в августе 2014 года. 5-го числа зарегистрирован законопроект №583192-6. Он не дошел даже до первого слушания. Документ «забраковали» на стадии предварительного изучения, как не соответствующий конституционным требованиям, а также регламенту Госдумы.

Внимание! В конце 2014 года Председатель Правительства РФ своим поручением предложил Кабинету министров выработать условия применения сертификата для покупки авто. Срок исполнения поручения значился 12.02.2015.

Суть возражений чиновников

При разработке программы по маткапиталу цели его расходования должны были соответствовать не только интересам граждан, но и основным направлениям развития страны. В целом такой гармонии достичь удалось:

  1. приобретение жилья оказывает влияние на развитие:
    • инфраструктуры муниципалитетов;
    • банковского сектора;
    • повышения благосостояния граждан (долгосрочные вложения);
  2. трата средств бюджета на образование способствует:
    • развитию творческого потенциала страны;
    • повышению культурно-образовательного уровня народа;
    • обеспечению отраслей отечественной экономики высокопрофессиональными кадрами;
  3. вложение в пенсионное обеспечение матерей тоже дает определенный двусторонний экономический эффект:
    • женщины пожилого возраста будут иметь высокий уровень доходов;
    • этот фактор снижает нагрузку на государственный Пенсионный фонд.

Внимание! Материнский капитал, кроме указанных, имеет более глубокое целеполагание. Он направлен на укрепление института семьи, традиционных ценностей.

Что даст государству разрешение приобретать машины за сертификат

Используя вышеописанную логику, можно посмотреть, как повлияет принятие законопроекта на страну в целом. Если разрешить использование сертификата на авто отечественного производства, то:

  • часть бюджетных средств будет перенаправлена в автостроительную отрасль;
  • граждане получат недолговечную материальную ценность;
  • часть средств будет направлена в тот же банковский сектор (для обеспечения автокредитов).

Если поддержка отечественного автопрома может входить в цели государства, то его никак не устраивает такая поддержка семей:

  1. Автомобили довольно быстро теряют ценность.
  2. Их обслуживание требует дополнительных средств, которые семья вынуждена будет отбирать у детей.
  3. Машину редко передают по наследству, то есть она не является капитальным вложением.
  4. Такая трата денег не приносит пользы инфраструктуре.

Плюсы и минусы вложения сертификата в автотранспорт

В среде законодателей постоянно обсуждаются положительные и отрицательные стороны данной инициативы. В обществе тоже идут споры по его поводу. В целом отмечается, что нельзя отрицать плюсы законопроекта. Они таковы:

  1. облегчение перемещения родителей, воспитывающих детей, в городских условиях, в том числе к местам расположения:
    • детских образовательных учреждений;
    • больниц;
  2. семьи, проживающие в отдаленных регионах, смогут чаще и свободнее перемещаться в областные и районные центры;
  3. у родителей появится дополнительные источники заработка, что актуально в кризисные времена;
  4. данная мера окажет стимулирующее влияние на отечественный авторынок.

Вместе с тем мнения критиков тоже нельзя не учитывать. Правительство считает основным риском — нецелевое использование бюджетных средств. Оно может реализовываться такими способами:

Решение правительства о поддержке отечественного производителя автомашин маткапиталом

Несмотря на многочисленные обращения граждан в пользу вложения сертификата в автотранспорт, Правительство РФ так и не поддержало ни одного законопроекта.

В 2015 году обсуждался вопрос о поддержке отечественного автопроизводителя бюджетными деньгами. В результате решили выделить субвенции в размере 25 млрд рублей. Маткапитал в объем финансирования автопрома не включили.

В некоторых регионах федерации действуют собственные программы по поддержке семей с детьми. На средства из региональных бюджетов разрешено приобретать автотранспорт для личного пользования в:

  • Орловской обл.;
  • Новосибирской обл.;
  • Камчатском крае.

Вывод. Работа по отстаиванию права владельцев сертификатов по расширению целевого использования его средств продолжается.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Можно ли потратить материнский капитал на покупку автомобиля в 2018 году?

Содержание статьи:

Материнский капитал – это государственная финансовая выплата, которая выдается непосредственно после рождения второго по счету и всех последующих детей. Целевое использование данной субсидии регламентировано законодательством, поэтому строго контролируется. Потратить материнский капитал можно только на потребности ребенка и матери. Общая сумма выплаты ежегодно меняется, а также зависит от региона проживания получателей. Около 10 лет от депутатов поступали различные предложения по поводу внесения изменений в порядок расходования материнского капитала. В 2016 году возможности использования маткапитала существенно расширились (До какого года будет действовать материнский капитал?), однако купить автомобиль на данные средства получат возможность не все семьи.

Основные цели использования материнского капитала

Начинать использование средств можно только частями и после достижения ребенком возраста трех лет. В момент расходования денег родители обязаны собрать подтверждающие справки и документы. Всевозможные фальсификации и несоблюдение целевого использования средств запрещены, так как грозят административным наказанием.

Преимущественное большинство семей тратит маткапитал на улучшение жилищных условий, приобретение жилья или же строительство собственного дома. Законодательством предусматриваются различные варианты траты денежных выплат, наиболее популярные среди которых следующие:

  • Капитализация пенсионных выплат для матери;
  • Оплата образования детей (обучение в дошкольных и средних учебных заведениях, высшие учебные заведения, дополнительные развивающие занятия);
  • Использование ограниченных сумм на текущие потребности семьи;
  • Приобретение автомобиля (см. Госпрограмма «Семейный автомобиль»);
  • Оплата лечения и приобретение лекарственных препаратов.

К 2016 году государством были расширены рамки использования средств, после чего родители смогли воплотить следующие намерения:

  • Возможность использовать сумм в размере до 20 тысяч рублей на удовлетворение повседневных потребностей;
  • Трата денег на социальную адаптацию, создание нормальных условий жизни и развивающего окружения детей с инвалидностью.

Материнский капитал на покупку автомобиля: закон принят в пользу семей

Указанные способы траты капитала не способны удовлетворить запросы каждой семьи, поэтому у многих сертификаты остаются неиспользованными. Для приобретения собственного жилья суммы порой недостаточно, а заработать недостающий остаток суммы многие не способны. Поэтому получатели стали задумываться над более рациональным распоряжением выплатами. Многие семьи были бы не против потратить материнский капитал на покупку автомобиля, однако такое использование денег на протяжении длительного времени было незаконным.

Такие перспективы доступны жителям ограниченных регионов страны, поэтому потратить субсидию на приобретение транспортного средства имеют возможность обитатели следующих административных областей:

  • Новосибирской;
  • Орловской;
  • Мордовии;
  • Калининградской;
  • Ульяновской;
  • Нанецкого АО;
  • Камчатского края.

Приобретение транспорта в данных регионах возможно исключительно при условии привлечения финансов из регионального бюджета. Так как средняя субсидия в ограниченных регионах варьируется от 100 до 400 тысяч рублей, поэтому часть материнского капитала может остаться неиспользованной.

Как использовать материнский капитал на покупку автомобиля?

Сумма материнского капитала традиционно не превышает 450 тысяч рублей, однако отечественные производители предлагают достойные варианты автомобилей даже в ограниченных бюджетах. Приобретение машин позволяет отечественным производителям повысить показатели продаж, а семьям обзавестись транспортными средствами.

В некоторых случаях семьи могут использовать полученный сертификат для осуществления первоначального взноса в момент оформления кредитной сделки для приобретения машины. В данном случае семье предстоит серьезная проверка со стороны инспекции по социальной защите детей. Работник должен убедиться в том, что для ребенка созданы комфортные условия проживания и покупка машины действительно рентабельна в конкретном случае. Соцработник уточняет соответствие семьи следующим параметрам:

  • Созданы комфортные условия для проживания детей в стенах дома;
  • Дети обучаются в дошкольных, средних и высших учебных заведениях;
  • Доход родителей является стабильным и постоянным, а также находится в пределах среднего уровня.

Чтобы грамотно использовать материнский капитал на покупку автомобиля, необходимо проконтролировать соответствие транспорта следующим требованиям:

  • Оформление приобретенного автомобиля должно распространяться на всех членов семьи;
  • Отечественный бренд;
  • Класс автомобиля может быть легковым или грузовым;
  • При покупке автомобиля заграничного производства стоит уточнить факт его сборки в пределах страны;
  • Новая модель, которая не была использована или поставлена на учет в государственных структурах.

Преимущества и недостатки покупки машины на материнский капитал

Многих получателей государственной субсидии волнует не только перспектива, можно ли купить машину на материнский капитал, однако не каждая семья оценивает все достоинства и негативные последствия приобретения транспорта. В момент введения нового законодательства были отмечены следующие преимущества приобретения транспорта:

  • Для некоторых семей предложенные государством варианты траты денег являются нерациональными;
  • Семьям, проживающим вдалеке от города, необходимо наличие собственного транспорта, так как количество маршруток и автобусов ежегодно сокращается;
  • Стоимость нового отечественного автомобиля не превышает суммы сертификата, поэтому семьям не обязательно искать дополнительные средства;
  • Возникает возможность не только передвигаться для удовлетворения потребностей, но и путешествовать;
  • Авто рассматривается многими семьями в качестве предмета необходимости, так как жителям отдаленных районов или поселков необходимо добираться до мест образования, отдыха или совершения покупок;
  • При наличии автомобиля семья получает возможность использовать транспорт в организации бизнеса, для трудоустройства на должность, в которой требуется транспорт или навыки вождения;
  • Жители холодных регионов вынуждены тратить средства и испытывать дискомфорт во время перевозки детей, поездок в поликлинику или в магазин, поэтому покупка машины решает все подобные трудности.

Соответственно, покупка транспортного средства на государственные деньги имеет массу достоинств, однако в момент непосредственной реализации законодательных нормативов чиновники отследили немало недостатков. К негативным аргументам относятся следующие доводы:

  • Транспорт по приоритетности и значимости значительно уступает улучшению жилищных условий, образованию и оплате лечения;
  • Выбор транспорта существенно ограничен исключительно моделями отечественного производства;
  • Покупка машины со временем может стать невыгодным капиталовложением, так как транспорт постоянно обновляется и со временем старые модели теряют первоначальную стоимость;
  • Наличие угрозы случайного угона транспорта, а также злоумышленной порчи его производительности;
  • Государственным структурам сложно контролировать целевое использование средств;
  • Новые законопроекты могут выступать в качестве провокации и стимуляции продаж автомобилей и поддержки отечественного производства, так как прибыльность отечественного автомобильного промысла существенно снизилась;
  • Со временем ребенку потребуется собственное жилье, поэтому покупка машины покажется нерентабельной;
  • Автомобиль может стать причиной травматизации семьи, так как случаи автомобильных катастроф происходят нередко;
  • Некоторые предприимчивые семьи с целью получения дополнительного дохода пытаются перепродать машину, что в дальнейшем может расцениваться как факт мошенничества.

Специфика реализации законопроекта в регионах страны

Новый закон позволяет семьям тратить материнский капитал на машину, однако условия и сумма сертификата в каждой административной области могут отличаться. Специальная программа по региональному распределению материнского капитала позволяет реализовывать возможности использования маткапитала на уникальных условиях. В Орловской области покупка машины стала возможна еще в 2013 году и ограничивалась приобретением легковой модели или сельскохозяйственной техники. В 2016 году сумма выплат превышает 450 тысяч рублей.

На Камчатке материальная помощь выдается при рождении первого ребенка в размере 100 тысяч рублей, при рождении последующих детей данная сумма повышается. В Камчатском крае за рождение второго ребенка семьям полагается в пределах 300 тысяч рублей, что не превышает стоимости машины. На данной территории использовать деньги можно только после того, как ребенку исполнится шесть месяцев. Если граждане желают обзавестись транспортом элитного класса, оформить сделку можно не только с физическими лицами, но и с кредитными учреждениями.

Материнский капитал на покупку авто в 2018 году — вся правда у нас + инструкция, как купить авто под семейный капитал в регионах

Приветствуем читателей журнала «ХитёрБобёр»! Дмитрий Шапошников снова на связи.

Тема очередной публикации будет интересна, в первую очередь, семейным людям, а также тем, кто хочет быть в курсе актуальных финансовых и государственных вопросов.

Сегодня мы поговорим о покупке автомобиля за средства маткапитала.

А теперь обо всём по порядку.

1. Материнский капитал и приобретение автомобиля – история вопроса и современное состояние

Федеральная программа, именуемая «Материнский (семейный) капитал» действует в России с 2007 года.

За годы работы проекта несколько раз была проведена индексация капитала: первоначальная сумма пособия увеличилась за 9 лет почти вдвое и составляет на данный момент 453 026 руб.

Часть семей, в которых родился второй (или следующий) ребёнок уже воспользовалась государственной помощью и израсходовала её полностью.

В то же время 50% владельцев сертификата ещё ни разу не подавали в Пенсионный Фонд заявления об использовании средств на регламентированные законом нужды.

Эффективное использование материнского капитала – актуальный вопрос для множества российских семей.

По данным статистики владельцы сертификата используют маткапитал следующим образом:

  • тратят средства на покупку, строительство или реконструкцию жилья (70%);
  • вкладывают финансы в образование детей или собираются сделать это в будущем (15-25%);
  • переводят деньги на негосударственные пенсионные счета (3-5%).

Семьи, не имеющие проблем с жилплощадью и не планирующие тратить маткапитал на образовательные и пенсионные нужды, ищут альтернативные варианты использования предоставленных государством средств.

Многие россияне желали бы приобрести на государственные активы автомобиль для всей семьи.

Идея позволить родителям купить на МСК недорогой автомобиль отечественного производства возникала неоднократно. С момента запуска программы маткапитала предложение узаконить данный способ применения государственных дотаций поступает в Госдуму регулярно.

В частности, такой законопроект серьёзно обсуждался в 2011 году. Предлагалось разрешить родителям, не имеющим проблем с жильём, приобретать за государственный счет новые авто российского производства. Этот проект был отклонён как не учитывающий потребности и интересы детей.

С новой силой обсуждение вопроса возобновилось в 2014 году, когда Д.Медведев поручил Кабинету министров проработать возможность распоряжения активами маткапитала на покупку машины в срок до февраля 2015 года. И опять положительное решение не было принято.

В 2016 году вопрос снова приобрёл актуальность и остроту, что напрямую связано с затянувшимся экономическим кризисом, губительно отразившемся на российском автопроме.

По данным министерства промышленности РФ, автомобильный рынок в стране стремительно падает. Снижение производства и реализации обещает достичь в ближайшее время 50-75%. Люди не хотят (или не могут) приобретать отечественные машины за личные сбережения.

Разрешение на покупку авто за средства маткапитала могло бы поправить дела автопрома и одновременно обеспечить транспортом семьи, которые в этом нуждаются.

В текущем году обсуждение данного вопроса достигло государственного уровня. Что из этого вышло – читайте далее.

Последние новости:

28 ноября 2017 года на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Путин предложил продлить действие маткапитала до 31 декабря 2021 года.

Также было предложено ввести дополнительные варианты для использования средств маткапитала. В частности, теперь нуждающиеся семьи могут получать ежемесячные выплаты в в размере регионального прожиточного минимума.

Подробности в этом видео:

2. Принят ли закон на покупку автомобиля под материнский капитал в 2018 году

Антикризисные выплаты из средств маткапитала производились трижды (в 2009, 2010 и 2015-16 годах). Статистика свидетельствует, что ими воспользовались около 70% всех владельцев сертификата.

В тоже время на предусмотренные законом варианты ежегодно направляют средства не более 2-5% граждан, имеющих право на государственное пособие.

Это означает, что семьи с двумя и более детьми определённо нуждаются в материальной поддержке, но не могут удовлетворить свои потребности путём направления маткапитала на законные нужды.

Вывод: налицо необходимость расширения списка возможностей для распоряжения государственными субсидиями.

Руководствуясь данным соображением и принимая во внимание необходимость принятия антикризисных мер, депутат от КПРФ В.Соловьёв направил в январе 16-го года очередной запрос премьер-министру с предложением разрешить владельцам сертификата использовать МСК на покупку авто, произведенных на российских заводах.

Цель данной просьбы формулировалась следующим образом: «обеспечение социальной стабильности и устойчивого роста российской экономики».

Памятуя о прошлых отказах, разработчики проекта предусмотрели несколько значимых моментов:

  1. Купленный автомобиль надлежит оформлять в общую долевую собственность родителей и детей.
  2. Машина не обязательно должна быть легковой.
  3. Запрещается перепродажа авто в течение длительного времени.
  4. Транспортное средство должно быть произведено на российской территории (это может быть иномарка отечественной сборки).
  5. Автомобиль должен быть новым.

Бурное обсуждение этого предложения длилось несколько недель, однако положительное решение так и не было принято.

Таким образом, официальный статус вопроса остался неизменным. Закон, разрешающий приобретение авто на средства маткапитала, НЕ ПРИНЯТ. Семьи не могут купить машину за деньги из федерального бюджета.

3. Покупка автомобиля под маткапитал – аргументы «за» и «против»

Для многих российских семей приобретение авто – реальный способ улучшить качество жизни.

Мобильность особенно актуальна для многодетных семей, проживающих в сельской местности или отдаленных районах города. Детей постоянно нужно доставлять в детские сады, школы, поликлиники – без автомобиля на это тратится несколько часов каждый день.

Аргументы «за»

Перечислим все аргументы в пользу приобретения автомобиля за государственные активы:

  • цена нового авто, произведенного в России, вполне сопоставима с суммой семейного капитала (в отличие, например, от стоимости квартиры);
  • семьи, не имеющие проблем с жилплощадью, не считают привлекательным расходование средств на образование и пенсионные накопления: такие варианты воспринимаются как «отложенные потребности», неактуальные на фоне текущих трудностей;
  • автомобиль экономит время и средства родителей, затрачиваемые на ежедневные перемещения в городских условиях;
  • в связи с сокращением в последние годы пригородного ж/д сообщения возможности получения квалифицированной медицинской помощи, образовательных услуг и даже приобретения необходимых товаров у жителей глубинки снижаются.

Таким образом, автомобиль для многих семей – насущная необходимость, а не предмет роскоши.

Половина всех многодетных семей в России проживает в сельской местности. В холодное время добираться до школ и детсадов затруднительно: родители вынуждены оставлять детей дома, дабы не подвергать их опасности переохлаждения.

Наличие собственного транспорта сокращает ежедневные затраты времени и средств родителей и предоставляет детям больше возможностей для обучения и развития. Разве не эти цели изначально ставились перед программой стимулирования рождаемости?

Аргументы «против»

Некоторые чиновники полагают, что покупка родителями нового автомобиля никак не затронет интересы детей.

Они считают, что это лишь умножит количество махинаций с маткапиталом: владельцы сертификатов будут приобретать машины по безналичному расчету, дабы затем перепродать их и обналичить средства.

Налицо явная недооценка интересов простых людей и отдаленность высокопоставленных лиц от нужд народа. Чиновникам пора перестать противопоставлять цели детей и родителей. Любая экономия сил и времени мам и пап, в конечном счете, благотворно отражается на детях.

Государство призвано поддерживать семью как социальный институт и учитывать интересы всех её членов.

Перечислим аргументы противников «автомобилизации» российских семей:

  • машина по своей значимости не может сравниться с квартирой или перспективой получения полноценного образования;
  • чем взрослее дети, тем острее необходимость в увеличении жилплощади (вплоть до приобретения отдельного жилья) – вместо этого семьи к моменту взросления ребенка будут иметь лишь старый неликвидный автомобиль;
  • целевое применение транспортного средства сложнее контролировать, чем, например, использование жилья.

На фоне спада продаж авто в 15-16 годах данный вариант использования государственных активов рассматривается некоторыми чиновниками не как забота о населении, а как лоббирование интересов автопрома и представителей рынка сбыта транспорта.

Итак, теперь читателям известны все аргументы «за» и «против», и они могут сделать собственные выводы относительно данного вопроса.

Наше мнение – разрешить использовать маткапитал на приобретение авто нужно обязательно, поскольку больше половины семей до сих пор не знает, как им использовать государственные дотации с реальной пользой для всей семьи.

На наш взгляд, наличие собственного транспорта благотворно отразится и на детях, и на их родителях.

Машину можно использовать как для повседневных нужд, так и для полноценного отдыха семей в летнее время. Выехать за город на личном авто гораздо легче и приятнее, чем пользоваться железнодорожным транспортом или другими способами передвижения.

4. Как купить машину под материнский капитал в регионах

Хорошие новости: в регионах уже сейчас можно приобрести машину на государственные дотации. Правда не на федеральные средства, а на областные или муниципальные.

Речь идёт о так называемом «региональном материнском капитале» (РМК) – программе, которую субъекты Российской Федерации вправе реализовывать на собственных условиях.

Размер «губернаторского» или «областного» маткапитала на порядок меньше федерального и составляет в среднем 150 000 руб., однако возможностей для его использования у родителей существенно больше.

В некоторых регионах РФ уже сейчас можно приобрести на государственные активы новый автомобиль – добавив, если это необходимо, собственные средства.

Подробнее о региональном материнском капитале в отдельной публикации нашего блога.

Впервые возможность использовать региональные средства на покупку авто была предоставлена жителям Смоленской области в 2008 году.

В настоящее время купить машину имеют право жители следующих регионов:

  • Камчатка;
  • Калининградская обл.;
  • Ульяновская обл.;
  • Орловская обл.;
  • Мордовия;
  • Ненецкий АО;
  • Новосибирская обл.

Возможно, к настоящему моменту в список вошли ещё несколько субъектов, поскольку актуальность вопроса возрастает с каждым днём.

На Камчатке РМК в размере 100 тыс. руб. выдаётся всем мамам уже при рождении 1 ребенка. А многодетным семьям руководство края выдаёт около 300 000 руб., что вполне сопоставимо с ценой нового автомобиля.

При этом:

  • приобрести машину можно уже через полгода после рождения ребенка;
  • деньги можно направить на счет физического или юридического лица;
  • купить автомобиль можно по кредитному договору с банком (погасив задолженность средствами маткапитала).

А теперь рассмотрим шаги, которые необходимо предпринять для покупки транспорта в регионах РФ.

Шаг 1. Выбор автомобиля

Для начала нужно найти продавца, который согласится продать машину за безналичный денежный перевод из государственного бюджета.

Дело в том, что такая процедура осуществляется не сразу: представителям официальных структур необходимо проверить юридическую чистоту сделки и подтвердить подлинность документов, предоставленных владельцами сертификатов. Обычно на это уходит 1-2 месяца.

В выборе модели авто следует руководствоваться семейными интересами. Очевидно, что отдавать предпочтение стоит вместительным машинам с возможностью комфортной перевозки всех членов семьи, особенно если семья многодетная.

Шаг 2. Сбор документов и обращение в Пенсионный Фонд

Вопрос предоставления финансов решает местный отдел ПФР – именно туда следует обращаться за разрешением на покупку автомобиля.

Владелец сертификата должен написать заявление с просьбой направить положенные ему средства на приобретение транспорта. К заявлению прилагаются документы и грамотное обоснование своего решения.

В список необходимых бумаг входят:

  • договор купли/продажи авто;
  • паспорт транспортного средства;
  • договор атокредитования (если кредит имеет место);
  • справка из банка о задолженности с указанием реквизитов счета, на который нужно переводить государственные активы;
  • в случае приобретения в рассрочку у физического лица – справка о сумме неуплаченного долга.

Машина оформляется на маму ребенка, но по закону всё имущество, приобретенное в браке, является совместной собственностью обоих супругов.

Шаг 3. Перевод средств и владение автомобилем

В некоторых регионах разрешение на покупку транспорта выдаётся после проверки работниками соцзащиты текущих условий проживания детей. Если с жилплощадью в семье всё в порядке, даётся «добро» на приобретение личного автомобиля.

После перевода средств на счет покупателя или финансовой организации, выдавшей кредит, родители становятся полноценными владельцами транспортного средства.

Для наглядности мы представляем читателям особенности покупки авто за РМК в разных регионах:

Материнский капитал на покупку автомобиля

На сегодняшний день для многих семей с детьми до сих пор актуальным остается вопрос о распоряжении денежными средствами по государственному сертификату на материнский капитал, предусмотренный законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ.

Антикризисные меры, предпринятые в социальной сфере в 2009, 2010 и 2015 годах, показали, в чем больше всего нуждаются люди:

  • разовые выплаты из средств маткапитала в размере 12 тыс. рублей в 2009 и 2010 годах оформили более 1 млн 600 тыс. семей, или 68% всех владельцев сертификатов;
  • по основным направлениям (улучшение жилищных условий, получение образования детьми и формирования накопительной части трудовой пенсии) в 2010 году было подано только 17.7 тыс. заявлений, или 0,7% от их общего числа.

Такие данные приводила Елена Мизулина (тогда — глава Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, а в настоящее время — Член Совета Федерации в российском Парламенте) в 2011 году в ходе обсуждения законопроекта № 302723-5 о возможности направления средств маткапитала на покупку семьей нового автомобиля отечественного производства. Однако тогда этот проект закона отклонили как не учитывающий интересы детей.

Кроме того, в 2015-2016 гг. за единовременной выплатой 20 тыс. рублей по данным ПФР обратились около 2 млн семей из 3 млн, имеющих на нее право (67%), получив деньги на общую сумму около 40 млрд рублей.

С новой силой обсуждение вопроса о возможности распоряжения средствами материнского капитала на покупку автомобиля разгорелось в конце 2014 года, когда Дмитрий Медведев поручит проработать данный вопрос Кабинету министров в срок до 12 февраля 2015 года, однако решение в этом отношении так и не было принято. Автопром тогда оставили без поддержки по сертификатам на маткапитал.

25 января 2016 года в связи с усилившимися кризисными явлениями в экономике страны и разработкой нового антикризисного плана депутат от КПРФ Вадим Соловьев направил запрос премьер-министру с очередной просьбой разрешить использовать материнский капитал на покупку автомобиля, произведенного на территории России.

Аргументы «за»

  • Стоимость нового автомобиля, произведенного на территории России, сопоставима с размером материнского капитала (453 тыс. рублей в 2017 году), в отличие от стоимости жилья или затрат на его строительство своими силами.
  • Многие семьи, уже имеющие жилье, находят малопривлекательным расходование маткапитала на получения образования детьми или формирование пенсионных накоплений, поскольку данные варианты составляют так называемые «отложенные потребности» и воспринимаются неактуальными на фоне текущих проблем семьи.
  • Трудности с реализацией права на материнский капитал по уже полученным сертификатам снижают его потенциал в вопросе стимулирования рождаемости материальными мерами.
  • Автомобиль значительно облегчает перемещение родителей с детьми в городских условиях (в детский сад, поликлинику и больницу, для старших детей — в школу), а также повышает транспортную доступность для жителей сел, деревень и поселков (по статистике, более половины многодетных семей в России проживают в сельской местности).
  • В 2014-2016 годах наблюдается значительное сокращение пригородного железнодорожного сообщения во многих регионах страны, что осложняет возможности жителей глубинки на получение медицинских услуг, качественного образования и даже приобретение товаров первой необходимости. Зачастую единственным вариантом для сообщения отдаленных населенных пунктов с областными и районными центрами продолжает оставаться автомобильное сообщение на личном транспортном средстве.
  • Передвижение родителей с детьми на общественном транспорте в зимнее время в большинстве регионов страны значительно осложняется при сильных холодах. Зачастую при морозах, превышающих минус 20 градусов, родители вынуждены оставлять своих детей дома, поскольку доставить их в детсад или школу без риска переохлаждения не представляется возможным.

Таким образом, для многих российских семей приобретение автомобиля — единственный способ улучшить качество жизни.

Также отмечается, что при рассмотрении подобных вопросов необходимо прекратить противопоставлять ребенка и его родителей, поскольку семейная политика государства и социальная поподдержка — это поддержка семьи как социального института, с учетом интереса всех ее членов.

Аргументы «против»

  • Автомобиль по своей «капитальной значимости» не может сравниться ни с жильем, ни с перспективой получения ребенком хорошего образования.
  • По мере взросления детей необходимость в улучшении жилищных условий также будет увеличиваться, вплоть до необходимости приобретения отдельного жилья, а вместо этого у семьи будет только старый обесценившийся автомобиль.
  • Целевое использование автомобиля сложнее проконтролировать, чем это имеет место по уже предусмотренным законом направлениям использования маткапитала.
  • Возможность приобретения и последующей быстрой перепродажи машины открывает легальный путь к обналичиванию материнского капитала.
  • Если у женщины несколько детей, то это подразумевает ее длительное пребывание в декрете без отчисления на ее лицевой счет работодателем взносов на обязательное пенсионное страхование, что зачастую не позволяет многодетным мамам сформировать себе достойную трудовую (страховую) пенсию. Приобретение автомобиля на маткапитал в отличие от направления по формированию пенсионных накоплений никак не решает данную проблему.
  • На фоне падения продаж транспортных средств в 2015-2016 годах данное направление использования материнского капитала может рассматриваться вовсе не как забота об интересах семей с детьми, а как очередной факт лоббирования властями интересов производителей автомобилей и существующего рынка сбытов транспортных средств.

Материнский капитал на покупку автомобиля: принят ли закон?

На федеральном уровне ранее неоднократно поступали предложения о возможности расходования материнского капитала на покупку автомобиля с необходимостью его оформления в общую долевую собственность обоих родителей и всех детей в семье.

При этом предусматривались следующие значимые моменты и ограничения:

  • автомобиль не обязательно должен быть легковым;
  • запрещалась его перепродажа в течение определенного времени;
  • автомобиль должен быть произведен на территории страны (в том числе — иномарка отечественной сборки);
  • приобретаемая машина ранее не должна была состоять на регистрационном учете в ГИБДД.

Ознакомиться с мнением россиян по данному вопросу и оставить свой голос можно по этой ссылке.

Опыт реализации в регионах

Уже в 2008 году в различных регионах России стали разрабатываться и приниматься программы «регионального материнского капитала» (впервые — в Смоленской области областным законом от 28.02.2008 № 15-з), предусматривающие дополнительные выплаты семьям с детьми из бюджета субъектов Федерации.

Размер маткапитала в регионах, как правило, существенно ниже федерального (в среднем от 100 тыс. рублей), и предоставляется он зачастую только при рождении третьего ребенка и последующих детей. В то же время региональный материнский капитал зачастую предполагает более широкий перечень направлений для распоряжения. В частности, в нескольких регионах страны на маткапитал предусматривается возможность покупки автомобиля:

На Камчатке материнский капитал в 2016 году в размере 100 тыс. рублей выдается женщинам в возрасте от 19 до 24 лет включительно, состоящим в браке, уже при рождении первого ребенка. В многодетных семьях размер краевого маткапитала может доходить до 298 тыс. рублей, что сопоставимо со стоимостью автомобиля.

Примечательно, что средства краевого маткапитала жителям Камчатского края можно направить на приобретение транспортного средства, причем уже при достижении ребенком возраста 6 месяцев:

  • продавцу автомобиля (физическому или юридическому лицу) по договору купли-продажи транспортного средства (в том числе с возможностью рассрочки платежа);
  • кредитной организации, если автомобиль приобретается по кредитному договору или договору займа.

При этом предполагается следующий набор основных документов:

  • договор купли-продажи автомобиля;
  • паспорт транспортного средства, оформленный на покупателя;
  • договор автокредитования между владельцем сертификата на материнский капитал и кредитной организацией;
  • справку из банка о размере основного долга и остатке задолженности по процентам с указанием реквизитов счета для перевода денежных средств;
  • в случае приобретения автомобиля в рассрочку у физического лица — справку о размере неуплаченной по договору суммы.

Автомобиль может приобретаться с оформлением на маму ребенка, однако с точки зрения гражданского законодательства все имущество, приобретенное семьей в период брака, фактически является совместной собственностью супругов. В этом отношении законодатели Камчатского края выражает доверие матери в вопросе воспитания ребенка и учета интереса детей.

Вместо того, чтобы ставить женщине условия и подозревать, что она преследует своей целью обналичивание материнского капитала, после чего обязательно бросит своего ребенка, законодатели Камчатского края выражают ей доверие и предоставляют возможность свободного распоряжения средствами по сертификату, в том числе на приобретение автомобиля без всяких дополнительных ограничений.

Призываем последовать этому примеру в 2016 году и депутатов Государственной Думы.