Неисполнение по муниципальному контракту

Расторжение госконтракта по соглашению сторон

Добрый день! В заключенном госконтракте есть такой пункт

В случае расторжения Контракта по соглашению Сторон в связи с неисполнением контракта по 44 фз и ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств последний в течение 5 (пяти) банковских дней с даты подписания соглашения о расторжении Контракта уплачивает заказчику неустойку в размере 30 (тридцать) процентов от суммы невыполненных работ , предусмотренных Контрактом.

К выполнению работ не приступали, как бы этого избежать?

Ответы юристов (1)

В соответствии со ст. 34, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Контракт заключается на условиях, предусмотренных
извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в
определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке,
заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается
контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим
Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять
участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о
закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта
является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях,
установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное
значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены
контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и
исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением
случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального
закона.

В контракт включается обязательное условие об
ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств,
предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения
заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик,
исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня
начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного
контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного
контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается
контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в
срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком
обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения
обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается
контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства),
предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик
направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек
(штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного
контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного
контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в
размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены
контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств,
предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком,
исполнителем).

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных
контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства),
предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде
фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа,
пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой
силы или по вине другой стороны.

Если контракт заключается на срок более чем три года и
цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен
включать в себя график исполнения контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности
одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями
частей 8 — 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

То есть, контрактом может быть предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Поэтому если условиями Вашего Договора предусмотрена неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств, то в случае расторжения Договора по Вашей вине, Вы обязаны оплатить Заказчику соответствующую сумму.

ЕСли Вы докажете, что неисполнение Договора произошло вследствие непреодолимой силы или по не по Вашей вине, то Вы будете освобождены от уплаты неустойки.

Согласно п. 8, п.п. 19-24 ст.95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

То есть, Вы вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке, если это предусмотрено условиями Вашего Договора.

Кроме того, если Вы нарушили начальные и (или ) конечные сроки исполнения Договора, то Вы вправе согласовать с Заказчиком новые сроки. Для этого следует заключить дополнительное Соглашение

В силу ст. 708 ГК РФ указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

Таким образом, сейчас Вам следует направить письменное уведомление Заказчику об изменении сроков, установленных Договоров или расторгнуть Договор в одностороннем порядке.

Смогу оказать услугу по составлению уведомления, а также проконсультировать по перспективам решения вопроса.

С уважением Ф. Тамара

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Государственной Думой Российской Федерации 14 июля 2017 года в третьем чтении, был принят Законопроект, который внес изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Первоначально будет оштрафовано суммой в размере от 30 до 50 тысяч рублей. В случае повторного нарушения, то есть совершенное в течение года после назначения наказания за первое, должностное лицо, могут дисквалифицировать на срок от года до двух лет.

Expert напоминает

01.05.2017 года в силу вступили поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающие крайние сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Согласно которым при заключении контракта с СМП и СОНКО, Заказчик должен включить обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней. В остальных же случаях, заказчику необходимо оплатить поставленный товар, выполненную работу (ее результат), оказанную услугу, отдельный этап исполнения контракта не позднее тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке

Успешных Вам закупок ! ©
Полина Владимировна Уманец
Юрист Консалтингового центра «Expert»
(4212) 788-100 доб.103
Ваши вопросы имеют ответы, а проблемы — решение! Тел. 8-800-333-28-66, (4212) 788-100

Адрес: 680014, Россия,
г.Хабаровск, пр-т 60-летия Октября,
д 170 «В», оф.43

Телефон: (4212) 788-100
(4212) 75-88-48 (факс)

Гражданско-правовая ответственность участников закупок: новые и старые правила

Ранее действовавший Закон № 94‑ФЗ критиковали по многим причинам, в том числе и за недостаточную регламентацию ответственности участников закупок. Авторы Закона № 44‑ФЗ постарались этот пробел устранить.

Елена Николаевна ГИРЕВА, ведущий эксперт Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ВШГУ РАНХиГС

За время действия Закона № 44‑ФЗ и постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 (далее — Постановление № 1063), принятого для реализации норм данного закона, сложились обширные административная и судебная практики, касающиеся применения мер гражданско-правовой ответственности к сторонам государственного (муниципального) контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим особенности регулирования вопросов гражданско-правовой ответственности в свете закона о контрактной системе подробнее.

Глава 25 ГК РФ посвящена общим вопросам ответственности за нарушение обязательств. В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Приведенная основополагающая норма равно применима к обеим сторонам договора, независимо от того, к какой организационно-правовой форме относятся его участники.

Так, согласно части 4 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, условие об ответственности сторон государственного или муниципального контракта является существенным.

В Постановлении № 1063 ответственность для поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде пени определялась по формуле расчета неустойки. Однако с данной формулой было много проблем и неоднозначных подходов к ее применению, в том числе коэффициента К. Суды неоднократно пересматривали вопрос, от какой цены считать неустойку: от полной цены контракта или от цены этапа контракта.

Данная проблема была урегулирована постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 (далее — Постановление № 1042), утвердившим новое правило гражданско-правовой ответственности участников закупок. Итак, в настоящее время пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, подрядчиком, исполнителем.

Напомним, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, а самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается (указание ЦБ РФ от 11 декабря 2015 года № 3894-У). По состоянию на 25 сентября 2017 года размер ключевой ставки составляет 8,5% годовых.

Правила применения штрафов изменились

Обратимся к вопросу применения штрафов. На практике контрольные органы ФАС России часто выявляли нарушения, связанные с отсутствием в проекте государственного или муниципального контракта условий об ответственности его сторон или ненадлежащей формулировкой такого условия. Вместе с тем контрольный орган полагает, что в контракте необходимо прописывать не только ответственность, но и порядок ее применения, то есть фактически в нем должны были быть указаны нормы Постановления № 1063, устанавливающие правила определения размера штрафа и пени за нарушение контрактов. Свое мнение ФАС России высказала в письме от 21 октября 2014 года № АЦ/42516/14.

Если же заказчик в проекте контракта, прилагаемого к документации о закупке, оставлял соответствующие графы пустыми или делал ссылку на Постановление № 1063, то это квалифицировалось контрольными органами как действие, содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Мнение ФАС России было основано на грамматическом толковании положений частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ, предусматривающих, что пеня/размер штрафа «устанавливается контрактом». Минэкономразвития России придерживалось аналогичной позиции (письма от 14 июля 2016 года № Д28и-1814, от 23 мая 2016 года № Д28и-1445).

А что же арбитражные суды? Некоторые поддержали позицию ФАС России и посчитали порядок определения размера штрафных санкций на основании ссылки на постановление Правительства РФ противоречащим положениям Закона № 44‑ФЗ [1] .

Существует и иная судебная практика: если условие контракта об ответственности сформулировано с отсылкой к Постановлению № 1063, то это не является нарушением требования пункта 4 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ. Так, например, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 апреля 2016 года № Ф01-568/2016, Ф01-705/2016 по делу № А79-3538/2015 оставлены в силе решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, признавшие согласованным условие об ответственности сторон контракта. Этот же вывод содержится в пункте 34 обзора судебной практики, утвержденного президиумом Верховного суда 28 июня 2017 года (далее — Обзор судебной практики).

Верховный суд отметил, что Постановление № 1063 опубликовано официально для общего ознакомления и находится в общем доступе (официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru 28 ноября 2013 года; журнал «Собрание законодательства Российской Федерации» от 2 декабря 2013 года, № 48). То есть все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Чтобы разрешить многолетний спор Правительство РФ радикально изменило правила игры. В новом Постановлении № 1042 штрафы заказчика представлены не в процентном выражении (как это было в Постановлении № 1063), а в виде фиксированной суммы от цены контракта (пункт 9 Постановления № 1042). Стоит заметить, что штрафы, рассчитанные по новым правилам, будут заметно меньше.

Так, раньше за нарушения в закупке на сумму до 3 миллионов рублей заказчика штрафовали на 2,5% от цены контракта. Например, при цене контракта в миллион рублей штраф составлял 25 тысяч рублей, теперь за нарушения по контракту с аналогичной суммой штраф составляет тысячу рублей. При этом не важно, заключает заказчик контракт на 20 тысяч или на 2,5 миллиона рублей, все равно за нарушения его оштрафуют на одну тысячу, поскольку и та, и другая цена контракта входит в диапазон до 3 миллионов рублей.

Следует отметить, что штрафы за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с новым постановлением считаются либо от цены контракта, либо от цены этапа, если таковые установлены контрактом (пункт 3 и 4 Постановления № 1042). В Постановлении № 1063 такой градации предусмотрено не было и проценты штрафов были выше. Так, если цена контракта превышала 100 миллионов рублей, то штраф в соответствии со старыми правилами устанавливался в размере 0,5%. Теперь, начиная с 9 сентября, штрафы устанавливаются от 0,25 до 0,4%, в случае если цена контракта от 500 миллионов до 5 миллиардов рублей включительно.

В Постановлении № 1042 решен вопрос и о том, что делать, если факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, не имеет стоимостного выражения. В этой ситуации размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы. Например, в случае если поставщик, подрядчик, исполнитель вовремя не уведомил заказчика о смене реквизитов (а такая обязанность была предусмотрена контрактом), штраф устанавливается от 1 тысячи до 100 тысяч рублей в зависимости от цены контракта. Постановление № 1042 внесло ясность и в вопрос об установлении штрафов в случае, если контракт заключается на право заключения контракта: штрафы устанавливаются в процентах от начальной максимальной цены контракта.

Стоит отметить, что Правительство РФ снизило штрафы по контрактам для поставщиков, подрядчиков, исполнителей, которые являются субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. Теперь штрафы не превышают 3% цены контракта (этапа), и рассчитывать их нужно в особом порядке.

Кроме того, для поставщиков, подрядчиков, исполнителей появилась новая ответственность. Сейчас их могут оштрафовать за непривлечение к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа СМП, если заказчик установил такое требование. Раньше за несоблюдение такого условия постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 года № 1466 была прописана лишь гражданско-правовая ответственность исполнителя, но размер штрафа не был зафиксирован. По новым правилам, если поставщик по условиям контракта обязан привлечь соисполнителей из СМП и СОНО, но не сделал этого, — ему грозит штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Казалось бы, законодатель предусмотрел в Постановлении № 1042 все, что касается правил расчета ответственности, однако при ближайшем рассмотрении документа вновь возникают некоторые вопросы. Так, пунктами 3, 4, 5 Постановления № 1042 предусмотрено, что размер штрафа — 10% от цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 миллионов рублей, 5% — в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 до 50 миллионов рублей (включительно) и др. Возникает вопрос, каким будет размер штрафа, если цена контракта 3 миллиона рублей: 10%, так как в норме постановления закреплено включительно, или 5%, поскольку в документе указано от 3 миллионов рублей? Использование предлога «от» означает, что счет в данном случае начинается именно с 3 миллионов рублей. Подобные коллизии возникают и по другим нормам нового постановления. Очевидно, что их вновь предстоит решать судам.

Также постановление Правительства РФ № 1042 не урегулировало вопрос и о том, как рассчитывать неустойку в случае нарушения поставщиком, подрядчиком, исполнителем гарантийного обязательства? От какой суммы рассчитывать пеню? Можно ли применять положения о штрафах, когда невозможно определить стоимостное выражение?

Ранее Министерство финансов РФ в своем письме от 5 июня 2015 года № 02-04-10/32531 указало: «. к сожалению, положениями Закона № 44‑ФЗ не установлен порядок расчета пеней по гарантийным обязательствам. Следовательно, в рассматриваемом случае полагаем, что до внесения соответствующих изменений в положения Закона № 44‑ФЗ и постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 у заказчика нет возможности корректно сформировать размер пеней за просрочку гарантийного обязательства». Изменения внесены, а ответ на этот вопрос повис в воздухе.

Новые обстоятельства

Следующий момент, на котором мы заострим внимание, касается норм постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570. Напомним: им были внесены изменения в акты Правительства РФ, в том числе и в Постановление № 1063. Так, для подрядчиков были определены дополнительные штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Размер такого штрафа установлен в размере 5% от стоимости указанных работ, однако условие о том, сколько раз можно штрафовать подрядчика, в документе не прописано. Свет на проблему пролил Верховный суд. В пункте 37 Обзора судебной практики установлено, что в случае совершения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нескольких нарушений своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения. При этом взыскать несколько штрафов возможно только в длящихся контрактах, то есть когда систематически поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежаще исполняет контракт.

Идентичная норма закреплена в Постановлении № 1042, только теперь авторы документа прописали, что штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем, принимая во внимание функцию неустойки как меры ответственности, к обязанностям суда с учетом положений статьи 333 ГК РФ относится установление баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В связи с этим при выявлении несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, получения кредитором необоснованной выгоды, отсутствия негативных последствий нарушения обязательства, незначительности нарушений, устранения контрагентом выявленных недостатков неустойка может быть снижена судом в соответствии со статьей 333 ГК РФ по заявлению должника.

Кроме того, Постановлением № 1042 установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком, а также поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Как считать

Следующий интересный момент: исходя из какой цены контракта должен рассчитываться штраф, если до нарушения обязательств стороны договорились об изменении цены контракта? Вопрос возникает в связи с тем, что на практике у сторон часто возникает необходимость изменить цену, когда, к примеру, увеличивается или уменьшается количество товара, объем работ, услуг не более чем на 10%.

В письме от 12 декабря 2016 года № Д28и-3400 Минэкономразвития России разъяснило, что после внесения изменений в контракт начисление пеней и штрафов должно осуществляться с учетом внесенных изменений. То есть, если цена контракта на законных основаниях подвергалась изменениям сторонами, рассчитывать штрафные санкции надо исходя из новой цены контракта. В принципе все логично и понятно. Если штрафы зависят от цены контракта, то естественно, что при ее снижении или повышении меняется и размер штрафов.

Штрафы или пени?

За что заказчик может оштрафовать поставщика (подрядчика, исполнителя)? В большинстве случаев суды указывают на то, что в силу части 8 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, за исключением просрочки исполнения им таких обязательств (в том числе гарантийного обязательства). В случае если требование заказчика об уплате штрафа основывается только на факте нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), оснований для привлечения поставщика (подрядчика, исполнителя) к ответственности именно в форме штрафа нет. Судьи считают, что за просрочку исполнения обязательств должна начисляться пеня. Такое мнение озвучено в следующих делах: постановлении ФАС Центрального округа от 26 ноября 2015 года по делу № А09-1788/2015 и от 20 ноября 2015 года по делу № А68-10135/2014, постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14 июля 2015 года по делу № А59-5655/2014, постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июня 2015 года по делу № А70-9220/2014.

Суды сходятся во мнении, что взыскание штрафа должно обосновываться ненадлежащим исполнением условий контракта исключительно в части соответствия качества выполнения обязательств, предусмотренных контрактом. То есть говорить о «ненадлежащем исполнении обязательства» мы можем в тех случаях, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) поставил некачественный товар, оказал некачественную услугу, некачественно исполнил работу, что в конечном итоге не позволило заказчику принять результат исполнения контракта вне зависимости от наличия или отсутствия просрочки исполнения обязательств.

Однако существует и несколько иная позиция судов. Так в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 года по делу № А59-5655/2014 суд признал возможным применение штрафа, установленного в виде процента от цены контракта, если значительность просрочки исполнения привела к утрате интереса к исполнению контракта или к невозможности исполнения заказчиком встречного обязательства по оплате контракта в связи с закрытием бюджетного финансирования.

При этом суд указал на необходимость отражения в контракте названных обстоятельств в качестве самостоятельных оснований для взыскания штрафа, иначе к их числу будет относиться любое нарушение срока поставки, что недопустимо.

В связи с неоднозначностью судебной практики по данному вопросу заказчики подстраховываются тем, что зачастую выставляют поставщику (подрядчику, исполнителю) и штраф, и пени, а там уже пусть суд решает, какую ответственность нужно было применить.

[1] Решения Арбитражного суда Москвы от 16 марта 2015 года № А40-204392/2014, от 9 апреля 2015 года № А40-204396/2014, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2015 года по делу № А59-5611/2014 и др.

Какова ответственность за неисполнение гарантийных обязательств по 44-ФЗ?

по 44 фз, какая ответственность за неисполнение гарантийных обязательств: в контракте прописано гарантийный срок на товар 36 месяцев, срорк по контракту — до полного исполнения обязательств, поставщик отказывается произвести ремонт мебели.

Ответы юристов (3)

Здравствуйте, напишите поставщику претензию — нет ответа, значит претензия им принята. Есть ответ — изучить и в суд, например, или в РНП.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день, Константин!

Посмотрите в госконтракте часть «Ответственность сторон». По закону в случае просрочки исполнения обязательств исполнителем, в т.ч. гарантийных, возможно выставление заказчиком штрафов, пеней, неустойки. Однако и со стороны исполнителя может иметь место односторонний отказ от исполнения контракта. Мне кажется, что ответ на ваш вопрос дан, но более конкретные рекомендации можно давать в частном порядке и после изучения контракта и всех обстоятельств. При необходимости можете связаться со мной в чате.

с уважением, Ушакова А.В.

согласен с коллегами. все ответы на данный вопрос указаны в контракте. это неустойка (либо пени либо штраф). для суда необходимо будет все документально зафиксировать. вести только письменную переписку. направить требование о произведении гарантийного ремонта, подробно описав в связи с чем он потребовался, со ссылками на контракт и т.д. срок ремонта гарантийного может быть указан в контракте. когда нарушили его, то направляйте требование об уплате либо штрафа либо пени.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Публикации

Ответственность за неисполнение

Борзова_Медицинский вестник_Ответственность за неисполнение_12.2015

Ответственность за неисполнение

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В то же время текущая правоприменительная практика показывает, что формулирование положений контракта о такой ответственности является непростой задачей и имеет определенные нюансы.

Согласно действующему законодательству заказчик обязан установить в контракте:

размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (определяется в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);

размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством РФ, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств по контракту;

размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ, за ненадлежащее исполнение сторонами (как заказчиком, так и поставщиком) своих обязательств по контракту.

При этом Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены общие правила определения размеров:

штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения);

пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

В пунктах 4 и 5 этих правил приводится порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком и заказчиком обязательств, в зависимости от цены контракта, а пунктом 6 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком и определяется по специальной формуле, приведенной в постановлении.

Текущая правоприменительная практика указывает на то, что размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке. Если в проект контракта не зафиксирована формула и порядок расчета пени, а лишь включена ссылка на правила, установленные в постановлении Правительства №1063, это трактуется, как ненадлежащее исполнение обязанности заказчика по установлению размеров неустойки. Аналогично, не считается надлежащим исполнением обязанности заказчика включение в проект контракта ссылки на постановление вместо установления определенного размера штрафа (Решение Крымского УФАС от 14.09.2015 по делу №06/575 -15; Решение УФАС по Республике Дагестан от 12.03.2015 № 124А-2015; Решение Омского УФАС от 20.07.2015 по делу № 03-10.1/251-2015; Решение Владимирского УФАС от 16.03.2015 № Г 175-04/2015; Решение Кемеровского УФАС от 21.07.2015 по делу № 289/З-2015 и др.).

Иными словами, если в проекте государственного контракта заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а именно размер штрафа и пени, такой заказчик может быть признан нарушившим Закон № 44-ФЗ.

Нарушением может быть признано использование в проекте государственного контракта следующей формулировки: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом».

Надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки, согласно вынесенным решениям правоприменителя, можно считать включение в проект контракта:

пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы;

штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком в размере процента цены контракта, согласно пункту 5 постановления Правительства №1063;

пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 –8 постановления Правительства №1063;

штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком в размере процента цены контракта, согласно пункту 4 постановления Правительства №1063.

Следует также отметить, что, учитывая тот факт, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК), в некоторых случаях правоприменители рекомендуют заказчикам устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные постановлением для каждого порогового значения цены контракта (за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК).

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом

В контракте указываются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Отсутствие условия об ответственности является нарушением Закона о контрактной системе (Решение ФАС России от 07.07.2014 N К-1129/14).

Если одна из сторон нарушает обязательства по контракту другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к видам и размеру ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

За просрочку исполнения обязательства в контракте должна быть установлена пеня, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных в контракте, — штраф (ч. 5 — 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Ответственность в виде пени.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после даты окончания предусмотренного контрактом срока исполнения (ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Для разных сторон контракта размер пени определяется по-разному.

Для заказчика, размер пени за нарушение контракта должен составлять 1/300 ставки рефинансирования Банка России, установленной на день уплаты пени, от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Для поставщика (подрядчика, исполнителя), размер пени в силу ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не может быть менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Точный размер определяется в соответствии с порядком, указанным в п. п. 6 — 8 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).

Ответственность в виде штрафа.

Штраф за неисполнение (ненадлежащее исполнение) сторонами обязательств устанавливается в фиксированной сумме в соответствии с порядком, изложенным в п. п. 4, 5 Правил. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта, которая на момент размещения проекта неизвестна. Закон N 44-ФЗ не допускает изменение положений проекта контракта после его опубликования, а также внесение изменений в части условия о неустойке на стадии подписания контракта с победителем закупки. Исключение составляют случаи, предусмотренные в ч. 18 ст. 34, ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.

Вариант определения штрафных санкций — установить в проекте все возможные значения размера штрафа, предусмотренные в п. п. 4, 5 Правил, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением тех, которые превышают начальную (максимальную) цену контракта. Такие разъяснения содержатся в Письме ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14.

В Правилах указаны следующие значения размера штрафа:

а) для заказчика:
— 2,5% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 2% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1,5% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.;

б) для поставщика (подрядчика, исполнителя):
— 10% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 5% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.

Сторона контракта освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Муниципальный контракт: Видео