Надзор и контроль в области бжд

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о БЖД

К органам государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства относятся:

органы Генеральной прокуратуры, осуществляющие надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о БЖД;

Федеральная инспекция труда, осуществляющая надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ;

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие внутриведомственный контроль за соблюдением трудового права в подведомственных организациях;

Федеральные надзоры, осуществляющие надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах промышленности.

Федеральная инспекция труда (ФИТ) — единая федеральная централизованная система государственных органов. Органы ФИТ подчинены Федеральной службе по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В систему этих органов входят государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и межрегиональные государственные инспекции труда. Органы ФИТ имеют вертикальное (в системе Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ), а не горизонтальное подчинение и не зависят в своей деятельности от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Инспекторы ФИТ при исполнении своих обязанностей имеют право:

— беспрепятственно посещать в любое время суток в целях проведения инспекции контролируемые организации;

— получать от руководителей и иных должностных лиц организаций документы и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

— предъявлять руководителям организаций обязательные для исполнения пред писания об устранении нарушений законодательства об охране труда;

— приостанавливать работу организаций, отдельных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

— отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда;

— привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.

Специально уполномоченные органы — федеральные надзоры осуществляют свою деятельность в организациях, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности. Систему этих надзорных органов образуют:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющая функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

органы и учреждения Госсанэпиднадзора;

Государственный пожарный надзор.

При проведении надзорных функций сотрудники федеральных надзорных органов независимы и подчиняются только закону.

Надзор и контроль в области бжд

Государственный надзор и контроль за охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового за­конодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права, включая нормы и требования охраны труда, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют орга­ны федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промыш­ленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местно­го самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда явля­ются:

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наибо­лее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных трудовых нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государствен­ной власти фактора нарушений, действий (бездействия) или злоупотреб­лений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Общественный контроль за охраной труда на предприятии (организации).

Общественный контроль за охраной труда на предприятии осущест­вляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, имеющие право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудо­вого законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех не­счастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выяв­ленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, вы­полнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в ка­честве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, преду­смотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с из­менениями условий труда;

— принимать участие в разработке законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных норма­тивных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в по­рядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привле­чении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессио­нальных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организаци­ях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выяв­ленных нарушений требований охраны труда.

Трехступенчатый контроль в организациях.

1 этап — это ежедневный контроль на рабочем месте (за цехом контроль осуществляет мастер, за лабораторией — руководитель группой).

2 этап. Уровень цеха, лаборатории (проводится с периодичностью 1 раз в неделю).

3 этап. Уровень предприятия. Один раз в месяц один из цехов (или одно из подразделений организации) выборочно проверяется комиссией, в состав которой входят: главный инженер; начальник отдела охраны труда; представитель мед. сан. части; главный специалист (технолог или энергетик).

Страхование от несчастных случаев и профзаболевани…

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных.

Компенсация за тяжелые, вредные и опасные условия …

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бес­платно по установленным нормам молоко или другие.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Государственный надзор и контроль

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, в том числе о труде и охране труда, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) Минздравсоцразвития России осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях законодательства о груде и охране труда, за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, ведет прием и рассматривает заявления и обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.

В 2012 г. государственные инспекторы труда провели 135,6 тыс. проверок и выявили 679,1 тыс. нарушений. Статистика показывает, что в среднем выявляют по пять нарушений за одну проверку – не много.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль и надзор за соблюдением:

• норм и правил, регулирующих использование атомной энергии, ядерную, радиационную, техническую и пожарную безопасность на объектах использования атомной энергии;

• требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов (организации угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей, газодобывающей, химической, металлургической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и др.), при устройстве и эксплуатации (во всех отраслях экономики) подъемных сооружений, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды; при эксплуатации объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа; при ведении взрывных работ;

• требований безопасности в электроэнергетике;

• требований законодательства в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за размещением, проектированием, строительством, приемкой и эксплуатацией производственных объектов, за качеством воздушной среды и освещенности на рабочих местах, за уровнями шума, вибраций, ультра- и инфразвуковых воздействий, тепловых, ионизирующих и неионизирующих излучений и других показателей условий труда, а также за условиями работы с радиоактивными и биологическими веществами, микроорганизмами и за целым рядом других направлений санитарно-эпидемиологического благополучия.

Федеральная противопожарная служба МЧС России осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением органами исполнительной власти, организациями, должностными лицами и гражданами требований пожарной безопасности, за размещением, проектированием, строительством, приемкой и эксплуатацией производственных объектов; проводит дознание по делам о пожарах и о нарушениях требований пожарной безопасности.

Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) Минсельхоза России осуществляет надзор за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел РФ (МВД России) контролирует соблюдение правил дорожного движения, техническое состояние транспорта.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы, санитарные врачи) при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только федеральными законами и постановлениями Правительства РФ. Они имеют право в любое время суток обследовать предприятия, организации любых форм собственности и видов деятельности, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства, привлекать к административной ответственности виновных должностных лиц организаций.

В настоящее время количество проверок организаций надзорно-контрольными органами ограничено (см. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Плановые проверки разрешено проводить не чаще одного раза в три года (в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере – двух и более раз в три года). Ежегодные планы проверок надзорно-контрольные органы направляют в прокуратуры. Генеральная прокуратура РФ ежегодно составляет сводный план таких проверок и в срок до 31 декабря текущего года размещает его на своем сайте в сети Интернет. Внеплановые проверки проводят по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц и других органов. Плановые и внеплановые проверки проводят в форме документарной проверки (проверка документов) и в форме выездной проверки в зависимости от сути обращения, жалобы. Внеплановые проверки также согласуют с органами прокуратуры.

Надзор и контроль за обеспечением БЖД

Для контроля за обеспечением безопасности жизнедеятельности государством созданы специально уполномоченные органы надзора. В соответствии с законодательством РФ государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов по обеспечению безопасности жизнедеятельности и безопасных условий труда в различных сферах осуществляются федеральными органами контроля и надзора, а также соответствующими органами субъектов РФ.

Различают несколько видов контроля и надзора за соблюдением законодательства по безопасности и охране труда: государственный; ведомственный; общественный.

Государственный надзор и контроль за уровнем безопасности в разных сферах осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции.

Государствеитплй надзор за выполнением требований безопасности труда осуществляется специальными государственными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда (ОТ), надзор и контроль осуществляет государственный орган, полномочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполнения на территории РФ предприятиями всех форм собственности.

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства о груде и охране труда, по достижению безопасных условий труда централизованно осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Рострудинспекция) при Министерстве труда и социальной защиты РФ. Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 4 мая 1994 г. № 850. Она контролирует соблюдение работодателем законодательства в сфере грудовых отношений, выполнение работодателем требований нормативно-правовых актов в сфере охраны труда (требований Трудового Кодекса РФ, правил по охране труда, санитарных норм и т. п.).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) — является федеральным органом исполнительной власти, находится в ведении 11равигельства Российской Федерации. Образована Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 путём слияния Федеральной службы по атомному надзору (Госатомнадзор), Федеральной службы по технологическому надзору (Госгортехнадзор) и Государственного энергетического надзора (Госэнергонадзор).

Ростехнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере технологического и атомного надзора, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

Ростехнадзор включает в себя три составляющих:

1. Экологический надзор.

2. Технологический надзор.

3. Атомный надзор.

Её первая составляющая контролирует соблюдение законодательства об охране окружающей среды на всех стадиях жизненного цикла предприятия, продукта или услуги. Стадиями жизненного цикла являются:

— изготовление (изделия) или строительство (предприятия);

— функционирование изделия или предприятия, предоставление услуги;

— утилизация (отработавшего изделия), ликвидация (предприятия или предоставления услуги).

Вторая составляющая данной службы осуществляет нормативное регулирование вопросов промышленной безопасности, специальные разрешительные и контрольные функции и надзор за безопасным ведением работ в промышленности, по устройству, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования, лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ. Технологический надзор контролирует выполнение требований закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на всех стадиях их жизненного цикла. К последним, в энергетике, относятся: склады жидкого и твердого топлива, газовое хозяйство, паровые и водогрейные котлы, трубопроводы пара и горячей воды, склады ряда химических веществ (например, аммиака и серной кислоты), подъемные краны и т. п.

Третья составляющая этой службы контролирует соблюдение требований законодательства в области радиационной безопасности и требований соответствующих нормативных документов на всех стадиях жизненного цикла приборов, оборудования и установок, генерирующих ионизирующее излучение. Осуществляет государственное регулирование и надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности, за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ, лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, ранее — Санэпиднадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил. Роспотребнадзор находится в непосредственном ведении Правительства России, правовые основы деятельности этой Федеральной службы установлены Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Роспотребнадзор контролирует соблюдение работодателем требований санитарных норм, санитарных правил и норм и т. п. на рабочих местах, а также соблюдение требований санитарного законодательства при проектировании, строительстве и работе предприятий и организаций всех форм собственности. Кроме того, эта служба контролирует соблюдение требований санитарного законодательства в сфере торговли и предоставления услуг.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Сферу деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации составляют:

1) изучение, использование, воспроизводство и охрана природных ресурсов;

2) эксплуатация и обеспечение безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений;

3) гидрометеорология и смежные с ней области, мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения.

К сфере деятельности Минприроды России относится также охрана окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы. Здесь Минприроды России выполняет функции по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и Роспотребнадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях — проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль за состоянием этих сред.

Мониторинг окружающей природной среды, состояния объектов народного хозяйства и государственный надзор по вопросам природной и техногенной безопасности — важнейшие составляющие управления охраной окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.

Основой управления качеством окружающей среды является информация, получаемая системой мониторинга окружающей среды. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями окружающей среды, а также за естественной малоизмененной природой.

Сама система экологического мониторинга не включает непосредственную деятельность по управлению качеством окружающей среды, а лишь дает информационную базу, она — важнейший этап при разработке управленческих стратегий, поскольку экологический мониторинг можно считать информационной системой обеспечения экологической безопасности.

Организационную основу службы экологического контроля в России составляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет), находящаяся в ведении Минприроды РФ, и ее подразделения на местах.

Государственный пожарный надзор в РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организует и осуществляет Государственная противопожарная служба. Эта служба осуществляет контроль выполнение требований норм, правил и законов в области пожарной безопасности и пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных и бытовых помещений и зданий. До 2002 г. она входила в состав МВД РФ, а в настоящее время входит в МЧС России.

Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД) организует и контролирует безопасность на автодорогах, разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях.

Все министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль соблюдения многочисленных законов, инструкций и правил безопасности на подчиненных им предприятиях и объектах. Некоторые министерства и ведомства наделены также правами межведомственного (государственного) контроля.

Свои специфические участки контроля в сфере обеспечения безопасности имеют МЧС, МВД, ФСБ, Минфин, налоговые органы и многие другие ведомства.

В целях обеспечения эффективного государственного контроля безопасности деятельности, представителям органов госнадзора предоставлены весьма широкие полномочия. К числу наиболее важные из них относится:

— беспрепятственный доступ на территорию подконтрольного предприятия и к объектам, находящимся в сфере компетенции;

— беспрепятственный доступ к документам, касающимся всех аспектов безопасности в сфере компетенции;

— вынесение обязательных к исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений требований безопасности;

— прекращение работы объектов, создающих угрозу здоровью и жизни работников или населения;

— согласование и выдача разрешения на строительство или реконструкцию подведомственных объектов в сфере компетенции;

— лицензирование некоторых видов деятельности, представляющих опасность для общества и/или работников (например: использование источников ионизирующих излучений, эксплуатация паровых и водогрейных котлов, использование и хранение аварийно опасных химических веществ и т. и.);

— экспертиза проектов, сооружений и конструкций подведомственных предприятий в сфере компетенции данного органа;

— участие в комиссии по расследованию групповых смертельных несчастных случаев на подведомственных предприятиях;

— наложение административного взыскания па должностных лиц.

Ведомственный контроль осуществляется вышестоящей организацией по

подчиненности. К ведомственному контролю относится также контроль, осуществляемый службой безопасности и охраны труда данного предприятия, образовательного учреждения.

Общественный контроль за охраной труда, общий контроль за соблюдением законов, прав, интересов работников в области охраны труда осуществляется профсоюзами в лице технических инспекций и уполномоченных союзами лиц. Они имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями законов и нормативных актов по охране труда, проводить независимые экспертизы условий груда, принимать участие в расследовании несчастных случаев, предъявлять требования о приостановлении работ в случае угрозы жизни и здоровью работников.

Локальный административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляется с помощью многоступенчатого механизма контроля.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о безопасности во всех сферах жизнедеятельности человека, государства, общества осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчиненными ему нижестоящими прокурорами субъектов РФ, городов, районов.

Охрана труда

Органы контроля и надзора за обеспечением различных видов безопасности

В соответствии с законодательством РФ государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов по обеспечению безопасности жизнедеятельности и безопасных условий труда в различных сферах осуществляются федеральным органом контроля и надзора, а также соответствующими органами субъектов РФ.

Различают несколько видов контроля и надзора за соблюдением законодательства по безопасности и охране труда в : государственный; ведомственный; общественный.

Государственный контроль за уровнем безопасности в разных сферах осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции. Так, например, государственный пожарный надзор в РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организует и осуществляет Государственная противопожарная служба. До 2002 г. она входила в состав МВД РФ, а в настоящее время входит в МЧС России.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция) организует и контролирует безопасность на автодорогах, разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Положение о нем утверждено распоряжением Президента РФ от 16 сентября 1993 г. № 636-рп. Осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ, лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России). Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. № 284. Осуществляет надзор за безопасным ведением работ в промышленности, по устройству и безопасной эксплуатации оборудования, лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ.

Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) в соответствии с Положением осуществляет контроль технического состояния и безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок. С 2004 г. Госгортехнадзор, Госатомнадзор и Госэнергонадзор входят в единую Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору — Ростехнадзор России.

Департамент санитарно-эпидемиологического надзора в составе Минздрава соцразвития России (Госсанэпиднадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.

Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов.

Все министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль соблюдения многочисленных законов, инструкций и правил безопасности на подчиненных им предприятиях и объектах. Некоторые министерства и ведомства наделены также правами межведомственного (государственного) контроля, о чем сказано выше.

Свои специфические участки контроля в сфере обеспечения безопасности имеют МЧС, МВД, ФСБ, Минфин, налоговые органы и многие другие ведомства.

Ведомственный контроль осуществляется вышестоящей организацией по подчиненности. К ведомственному контролю относится также контроль, осуществляемый службой безопасности и охраны труда данного предприятия, образовательного учреждения.

Общественный контроль за уровнем обеспечения безопасности и охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов или иные уполномоченные работниками представительные органы, родительские комитеты, попечительские советы, шефы. Кроме того, все большее развитие получает также общественный контроль со стороны различных ассоциаций, фондов, движений, партий, средств массовой информации и отдельных граждан. Это является важным элементом становления в России современного гражданского общества на принципах гласности и демократии.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о безопасности во всех сферах жизнедеятельности человека, государства, общества осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчиненными ему нижестоящими прокурорами субъектов РФ, городов, районов.

Рассмотрим подробнее систему контроля (надзора) за обеспечением безопасности на примере системы контроля за охраной труда.

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и охране труда централизованно осуществляет Федеральная инспекция труда при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ или Рострудинспекция. Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 4 мая 1994 г. № 850.

Локальный административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляется с помощью многоступенчатого механизма контроля, хорошо зарекомендовавшего себя в мировой практике.

Административно-общественный контроль охраны труда в сфере образования осуществляется совместно администрацией, выборным профсоюзным органом образовательного учреждения и органами управления образованием.

В целях систематического контроля соблюдения требований законодательства по охране труда в образовательных учреждениях организуется четырехступенчатая система контроля.

Контроль осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля.

II ступень

Контроль осуществляют заместители руководителя, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают о них руководителю образовательного учреждения.

III ступень

Контроль осуществляют руководитель совместно с председателем выборного профсоюзного органа, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ произошедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения.

IV ступень

Контроль осуществляет комиссия по приемке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящий орган управления образованием.

Контроль порой мешает, отвлекает. Но чем он строже, тем лучше для безопасности.

2.5. Надзор и контроль в области бжд.

Государственный надзор и контроль.

Государственный надзор за соблюдением законодательства по БЖД, охране труда и экологической безопасности осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые в своей деятельности ни от кого не зависят. К ним относятся следующие организации:

Государственный пожарный надзор;

Госавтоинспекция МВД Украины;

Деятельность органов госнадзора регулируется соответствующим законодательством и специальными положениями про эти органы и их инспекции.

Контроль предприятий.

Контроль за соблюдением технологических процессов, выполнением требований правил безопасности, выполнением распоряжений должностных лиц и органов госнадзора осуществляют:

на рабочем месте — трудящийся;

в группе — бригадир;

на отдельных видах оборудования — трудящийся, ИТР, должностное лицо с соответствующим образованием, ответственный за его техническое состояние;

в структурном подразделении — руководитель, должностные лица;

на предприятии — служба охраны труда, др. спецслужбы и руководящий состав предприятия.

На всех уровнях контроля при выявлении ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей и окружающей природной среде, обнаруживший обязан принять посильные меры по устранению этой ситуации и оповестить вышестоящие должностные лица.

Общественный контроль.

В сфере охраны труда общественный контроль осуществляет:

трудовые коллективы через выбранных ними уполномоченных;

комиссия по вопросам ОТ;

профсоюзы и созданные ними технические инспекции труда;

общественные инспектора по ОТ.

Общественный контроль осуществляют: по вопросам пожарной безопасности— добровольныепожарные дружиныи противопожарные объединения граждан;в сферебезопасности дорожногодвижениякомиссии предприятийпо безопасности движения и др. объединения граждан;за состоянием экологической безопасности —общественные объединения.

2.6. Главные задачи и функции системы управления бжд.

Система управления БЖД— это совокупность безопасности жизнедеятельности и элементов управления ее состоянием.

Задачи и функциисистемы управления:

Принятие (отмена) нормативных актов.

Обучение по БЖД.

Регламентация трудового процесса.

Аттестация рабочих мест по условиям труда, паспортизация объектов.

Регистрация и учет.

Обеспечение санитарно-бытового, лечебно-профилактического и медицинского обслуживания.

Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий.