Местный бюджет составление

Составление местного бюджета

Составление местного бюджета — стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития; прогнозе сводного финансового баланса; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на год. При этом исходными макроэкономическими показателями служат объем валового внутреннего продукта на год и темп его роста, уровень инфляции. На основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития формируется перспективный финансовый план — документ о прогнозных возможностях по мобилизации доходов, привлечению заимствований и финансированию основных расходов бюджета. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году» одобренные Правительством Российской Федерации перспективный финансовый план и бюджет «расширенного правительства» должны быть основой для формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год.

Основой для своевременного и качественного составления проектов бюджетов служат необходимые для этого сведения: о составе и ставках налогов в соответствии с действующим налоговым законодательством; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней; предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из других бюджетов; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности. Финансовые органы имеют право на получение указанных сведений от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

В настоящее время ставятся задачи повысить качество среднесрочного бюджетного планирования и предусмотреть возможность утверждения Правительством РФ структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. Ежегодные бюджетные проектировки должны формироваться на основе, отражающей финансовые последствия принимаемых решений.

Намечено создать систему планирования и мониторинга результативности бюджетных расходов с помощью бюджетирования, ориентированного на результаты.

Разработка проекта бюджета включает две стадии — подготовительную и конкретно-адресную.

На подготовительной стадии проводятся организационно-методические мероприятия; определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, планируются показатели бюджета очередного года. Финансовые органы на этой стадии разрабатывают методические указания по исчислению бюджетных показателей на очередной финансовый год, по применению действующих норм, индексов-дефляторов, по заполнению форм расчетов; устанавливают для своих подразделений контрольные цифры по доходам и расходам соответствующих бюджетов.

Конкретно-адресная стадия состоит в установлении объема доходов бюджета, конкретных направлений использования бюджетных средств по отраслям, ведомствам, территориям, программам, мероприятиям, источников покрытия дефицита бюджета.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до очередного года. Решение о начале работы инициирует Президент РФ, а Правительство РФ организует поэтапное ее проведение. Оно принимает ежегодно постановление о разработке на очередной год прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете, параметров прогноза социально-экономического развития РФ и перспективного финансового плана. В постановлении даются предписания, указания, поручения министерствам, Центральному банку РФ, органам управления государственными внебюджетными фондами, главным распорядителям бюджетных средств, органам исполнительной власти субъектов РФ, закрытых административно-территориальных образований с указанием сроков представления необходимых материалов.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана — прогноза функционирования экономики страны на очередной год.

Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета, распределяет его расходы в соответствии с функциональной классификацией расходов и составляет расчет основных доходов и расходов на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета и распределение его расходов могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания РФ по их запросам.

После этого Минфин РФ в двухнедельный срок:

• направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
• уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.

Второй этап — распределение предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном году, о приостановлении действия отдельных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно Министерство экономического развития и торговли РФ формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета завершаются не позднее 15 июля текущего года. Правительство РФ рассматривает прогнозы, проект бюджета и другие документы для внесения их в Государственную Думу.

Реформирование бюджетного процесса требует:

• создать механизм подготовки проекта бюджета, обеспечивающего распределение бюджетных расходов по стратегическим целям, задачам и программам главных распорядителей бюджетных средств;
• разработать методологию составления бюджетных проектировок последних;
• обеспечить взаимосвязь среднесрочного и годового бюджетных циклов.

Выработка
Доходы населения
Формы капитала
Макроэкономическое равновесие
Государственное регулирование экономики

Назад | | Вверх

uristinfo.net

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 171 БК РФ).

Составлению проектов бюджетов предшествует работа по разработке прогнозов социально—экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и отдельных отраслей экономики стран, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. При этом при разработке проекта бюджета финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц (ст. ст. 172, 173 БК РФ).

Бюджетным кодексом РФ подробно регламентированы порядок и сроки составления проекта федерального бюджета РФ. Порядок составления проектов бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования определяется нормативными правовыми актами соответственного уровня.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Проект федерального бюджета составляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Этапы формирования федерального бюджета изложены в ст. 184 БК РФ:

1) разработка федеральными органами исполнительной власти плана—прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, на основе которого разрабатываются основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год;

2) распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере.

Правительство РФ рассматривает прогноз социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно—финансовую политику в очередном финансовом году, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу РФ.

Рассмотрение и утверждение проектов бюджета

Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления.

Сроки внесения в Государственную Думу РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете РФ и порядок его рассмотрения регламентируется гл. 22 БК РФ. При этом срок окончания рассмотрения и утверждения федерального бюджета БК РФ не устанавливает, а регламентирует только временные границы между отдельными этапами рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета, допуская при этом, что к моменту начала соответствующего финансового года бюджет на него еще не будет утвержден. В случае неутверждения бюджета при наступлении очередного финансового года БК РФ предусматривает режим временного управления бюджетом.

Сроки и порядок рассмотрения проектов законов (решений) о бюджете субъектов РФ и муниципальных образований регламентируются соответственно законом субъекта РФ и правовыми актами органа местного самоуправления. При этом порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ и правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года.

Законы о внесении изменений в налоговое законодательство РФ вносятся на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях:

1) в первом чтении обсуждается его концепция, а также основные характеристики федерального бюджета: доходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета и источники его покрытия, общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год;

2) во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

3) в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета;

4) в четвертом чтении указанный проект федерального закона о федеральном бюджете обсуждается в целом.

После этого проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации и поступает на подпись Президенту РФ.

Исполнение бюджета

Согласно ст. 215.1 БК РФ, исполнение бюджета – это получение всех запланированных в бюджете доходов и финансирование предусмотренных расходов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган соответствующего уровня (ст. 215.1 БК РФ).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета и наличия необходимого для их осуществления имущества. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Учет доходов бюджетов и составление отчетности осуществляются по формам и в порядке, установленным Минфином РФ.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств в соответствии с их назначением.

Отчет об исполнении бюджета

Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными положениями НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Уполномоченными финансовыми органами в этой сфере являются Главное управление федерального казначейства Минфина РФ и его территориальные подразделения, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные казначейства.

Отчет об исполнении федерального бюджета, а также отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов направляются Правительством РФ для их утверждения в Государственную Думу по основным показателям.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отчет об исполнении бюджета субъекта РФ утверждается его законом, отчет об исполнении бюджета представляется в законодательный орган субъекта РФ высшим должностным лицом этого субъекта либо руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов (п. 4 ст. 272 НК РФ).

Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета проводится соответствующими контрольными органами представительных органов:

1) на федеральном уровне – Счетной палатой РФ;

2) на уровне субъектов РФ – региональными контрольно—счетными палатами.

Кроме того, представительный (законодательный) орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц (п. 5 ст. 272 БК РФ).

Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки отчета. Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов, представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.

Местный бюджет составление

Составление и выполнение бюджета Украины, отдельных регионов основывается на таких принципах:

• единство бюджетной системы Украины — обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, бюджетной классификации, порядком выполнения бюджетов и ведением бухгалтерского учета и отчетности;

• сбалансированность — полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

• самостоятельность-Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной в власти, органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утв ерджуваты соответствующие бюджети.

Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности ьность за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства;

• полнота — в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативно-правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления

• обоснованность — бюджет формируется на реалистичных показателях экономического и социального развития государства и регионов и на расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых отвечает овидно с утвержденными методиками и правилами

• эффективность — при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса обеспечивают использование минимальных объемов бюджетных средств для достижения запланированных целей;

• целевое использование бюджетных средств — бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

• публичность и прозрачность -. Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения относительно отчета об их выполнении принимаются соответственно. Верховной. Радой Украины и соответствующими советами;

• ответственность участников бюджетного процесса — каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия на каждой стадии бюджетного процесса

103 Доходы местного бюджета

Доходы местного бюджета состоят из доходов, необходимых для выполнения собственных полномочий и доходов, необходимых для обеспечения выполнения делегированных законом полномочий органов исполнительной власти и. Местный бюджет делится на текущий бюджет и бюджет развитияу.

Доходы текущего бюджета формируются на основе налогов (налоги на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, государственная пошлина, подоходный налог с граждан, плат и за землю и др.). Удельный вес налогов на прибыль и налога на добавленную стоимость в структуре доходов бюджета составляет 60-65% налогов с граждан составляют 5-7% в общих доходах. Доходы бюджета разви тку формируются за счет части налоговых поступлений, а также средств, привлеченных от размещения местных займов, инвестиционных субсидий из других бюджетеетів.

При составлении (формировании) доходов местного бюджета определяют сумму доходов, которые учитываются и не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов — средств, которые безвозмездно и безвозвратное передаются из одного бюджета в другой.

К доходам местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся: местные налоги и сборы, которые зачисляются в бюджеты местного самоуправления; 100% платы за а землю — для бюджетов городов. Киева и. Севастополя; 75% платы за землю — для бюджетов городов республиканского. Автономной. Республики. Крым и городов областного значения, 60% платы за землю — для бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений; налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; поступления сумм процентов за пользование временно свободными бюджетными мы средствами; налог на промысел, который зачисляется в бюджеты местного самоуправления; поступления дивидендов, начисленных на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, находящихся в собственности соответствующей территориальной громады, плата за загрязнение окружающей природной среды, средства от отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности, в том числе от продажи земельных участков несил ьськогосподарського назначения, находящегося в коммунальной собственности; фиксированный сельскохозяйственный налог, плата за аренду имущественных комплексов, находящихся в коммунальной собственности, другие надхо ния, предусмотренные законо.

К доходам, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, принадлежат такие налоги и сборы: подоходный налог с граждан; держа авне пошлина в части, принадлежащей соответствующим бюджетам, плата за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются исполнительными органами соответствующих советов; плата с а государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (за исключением платы за приобретение торговых патентов пунктами пр одажи нефтепродуктов (автозаправочными станциями, заправочными пунктами); поступления административных штрафов, налагаемых исполнительными органами соответствующих советов; единый налог для субъектов малого пи дприемництв.

Бюджетным кодексом Украины установлены следующие нормативы отчислений от подоходного налога с граждан:

• в доходы бюджетов городов районного значения, сел, поселков или их

объединений зачисляется 25% общего объема подоходного налога с граждан, взимаемого на этой территории;

• доходы бюджетов городов республиканского (в. Автономной. Республике. Крым) и областного значения зачисляется 75% общего объема подоходного налога с граждан, взимаемого на территории этих ми ист

• доходы бюджетов городов. Киева и. Севастополя зачисляется 100% общего объема подоходного налога с граждан, взимаемого на территории этих городов

Для обеспечения реализации общих социально-экономических программ территориальных общин доходы бюджета. Автономной. Республики. Крым и областных бюджетов, которые учитываются при определении объемов мижбюдж ных трансфертов, формируются за счет: 25% подоходного налога с граждан, взимаемого на соответствующей территории, 25% платы за землю, взимаемого на территории. Автономной. Республики. Крым и соответствующей области; платы за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, выдаваемые. Советом министров. Автономной. Республики. Крым и областными государственными администра ациям.

Для обеспечения реализации общих социально-экономических программ территориальных общин доходы районных бюджетов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, формируются за сче нок: 50% подоходного налога с граждан, взимаемого на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений; 15% платы за землю, уплачиваемой на территории сел, поселков, городов районного с чение и их объединений; платы за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются районными государственными администрациями; платы за государственную регистрацию субъекте в предпринимательской деятельности, которые справляется районными государственными администрациями; поступлений административных штрафов, налагаемых районными государственными администрациям.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Местный бюджет

Местный бюджет – это система приобретения и расходования денежных средств в территориальной единице Республики Беларусь.

Бюджетная структура Республики имеет четыре степени иерархии:

  • Республиканский бюджет;
  • Областные бюджеты;
  • Бюджеты базового уровня;
  • Бюджеты первичного уровня.

Под местными бюджетами принято понимать две последних позиции из приведенного списка. У бюджетов первичного и базового уровня много общих моментов в организации и практике исполнения, потому законодательство Республики часто применяет к этим типам бюджетов общие правила и требования.

Относительно положения и структуры местных бюджетов можно сделать три общих замечания:

  • Местные бюджеты не могут полностью обеспечивать всех потребителей бюджетных средств на своей территории;
  • Местные бюджеты находятся в постоянной взаимосвязи с бюджетами более высокого уровня;
  • Местные бюджеты по структуре и принципам работы аналогичны областным и республиканскому бюджету.

Все функции местных бюджетов можно упрощенно представить в виде такой схемы входа-выхода:

  • Сбор средств в бюджет за счет налоговых и неналоговых источников;
  • Распределение средств и финансирование расходов на деятельность государственных институтов, социальную сферу, поддержку некоторых программ в промышленности и сельском хозяйстве.

Бюджет любого масштаба представляет собой равновесную систему, доходная и расходная части предполагаются теоретически равными друг другу. Но у бюджетов уровнем ниже республиканского есть возможность исправлять дисбаланс доходов и расходов за счет вышестоящего бюджета. Базовые и первичные бюджеты активно пользуются такой возможностью для компенсации дефицита – превышения расходов над доходами.

Так выглядит общая информация о местных бюджетах в Республике Беларусь и многих других государствах. На состояние конкретных бюджетов территориальных единиц и населенных пунктов в любой стране влияет действующее законодательство в этой сфере и экономическое состояние региона.

Правила организации и работы местных бюджетов в Республике Беларусь

В Беларуси существование и функционирование бюджетов первичного и базового уровня регулируется законодательством. Главный документ в этой области – Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Решения по формированию конкретных бюджетов принимают уполномоченные для этого органы власти. Обычно такие решения действуют один год, до исполнения бюджетов.

Предваряет принятие местного бюджета составление и утверждение проекта. Составление такого проекта работа весьма объемная, требующая сбора информации по всем направлениям бюджетного финансирования и пополнения бюджета, с указанием конкретных объектов, сумм и сроков. Формированию годного к исполнению бюджета более всего способствует то обстоятельство, что их проекты составляются ежегодно и корректируются по результатам прошедших периодов.

Правила формирования бюджетных проектов описаны в Главе 17 Особенной части Бюджетного кодекса. В этом же разделе размешены требования к процедуре утверждения бюджета.

Исполнение местных бюджетов поручается соответствующим исполнительным и распорядительным органам, проще говоря – исполкомам (городским, районным, сельским и поселковым), налоговым органам и казначейству. Реализация конкретных задач распределяется между подчиненными им службам и подразделениям. Подробнее об этом можно прочесть в Главе 14 Бюджетного кодекса.

Еще одна обязательная категория участников бюджетного процесса – бюджетные организации. Это получатели денежных средств для своей деятельности из бюджетов разного уровня. Работа бюджетных организаций в некоторых отношениях протекает по тем же законам, что и у всех прочих. Одновременно использование бюджетных средств накладывает особые обязательства, условия, способы контроля. Бюджетным организациям посвящена статья 79 Главы 13 Кодекса.

Сам процесс исполнения бюджета весьма сложен, состоит из множества операций, этапов и механизмов. Но большую часть этих операций можно разделить по направлениям: доходы бюджета и расходы бюджета.

Доходная часть местных бюджетов

Исполнение бюджета по доходам это:

  • Сбор и аккумулирование доходов на счет казначейства;
  • Распределение собранных средств между местным бюджетом и бюджетами более высокого порядка;
  • Урегулирование обязательств и поступлений в случаях: если одно и то же лицо является и плательщиком и получателем бюджетных ассигнований, при необходимости возврата излишне перечисленных средств.

Доходы бюджета могут различаться по источникам, в первую очередь это:

  • Налоговые платежи полностью или частично зачисляемые в местный бюджет;
  • Доходы от использования и продажи собственности;
  • Проценты от размещения бюджетных денежных средств в банках;
  • Штрафы и подобные платежи;
  • Межбюджетные трансферты – это дотации из других бюджетов, чаще всего вышестоящих;
  • Прочие поступления.

Подробнее о законодательных нормативах в отношении доходной части местных бюджетов можно узнать в 34 и 35 статьях Главы 6 Бюджетного кодекса.

Основная часть большинства местных бюджетов формируется из налоговых поступлений плательщиков этой территориальной единицы.

Расходная часть местных бюджетов

С точки зрения финансовых потоков первичной представляется доходная часть бюджета, т.к. именно с нее начинается цепочка бюджетного финансирования, но если задуматься о смысле, назначении бюджета, то станет ясно, что формируется он именно для финансирования расходов. Главной целью организации и наполнения бюджета любого уровня всегда остается сбор средств для оплаты расходных статей.

Величина бюджетов первичного и базового уровня зависит от обеспечения бюджетными средствами одного жителя территориальной единицы. Размер такого обеспечения диктуют общереспубликанские нормативы.

Из этого следует, что размер районного бюджета зависит не от наличия или отсутствия на его территории крупного налогоплательщика, вроде химического комбината, а от числа получателей бюджетных средств. Сюда войдут и расходы на содержание военкоматов, и помощь многодетным семьям, и поддержка сельского хозяйства.

Из такого условия следует, что разные территориальные единицы имеют разную степень покрытия расходов из собственных средств.

Все перечисленное выше не может служить достаточным описанием бюджетных процессов первичного и базового уровня. Эти процессы сложны, разнообразны и могут быть предметом гораздо более обширного исследования. Так происходит потому, что бюджетным финансированием, в той или иной степени, пользуется большинство жителей Беларуси и значительная часть предприятий. Именно сокращение бюджетного финансирования часто называют одним из обязательных условий реформирования и построения в Беларуси рыночной экономики.

Глава 12. Составление, рассмотрение, исполнение и отчетность местных бюджетов

Статья 75. Порядок составления проектов местных бюджетов.
1. Министерство финансов Украины доводит Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов особенности составления расчетов к проектам бюджетов на следующий бюджетный период.
2. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов обязаны предоставлять необходимую информацию: Министерству финансов Украины — для проведения расчетов объемов межбюджетных трансфертов и других показателей; Верховной Раде Украины — для проверки достоверности этих расчетов.
3. Согласно типовой форме бюджетных запросов, определенной Министерством финансов Украины, в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса и с учетом особенностей составления проектов местных бюджетов местные финансовые органы разрабатывают и доводят до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов.
4. Главные распорядители бюджетных средств организуют разработку бюджетных запросов для представления местным финансовым органам в сроки и порядке, установленные этими органами. Главные распорядители бюджетных средств несут ответственность за своевременность, достоверность и содержание представленных местным финансовым органам бюджетных запросов, которые должны содержать всю информацию, необходимую для анализа показателей проекта местного бюджета, согласно требованиям местных финансовых органов.
5. Местные финансовые органы на каком-либо этапе составления и рассмотрения проектов местных бюджетов проводят анализ бюджетного запроса, представленного главным распорядителем бюджетных средств, с точки зрения его соответствия цели, приоритетности, а также действенности и эффективности использования бюджетных средств. На основе результатов анализа руководитель местного финансового органа принимает решение о включении бюджетного запроса в предложения проекта местного бюджета перед представлением его на рассмотрение, соответственно, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов.
6. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских (городов районного значения) советов, районные государственные администрации в городах Киеве и Севастополе представляют, соответственно, районным или городским финансовым органам предложения по показателям проектов соответствующих бюджетов, определенных с учетом требований частей третьей—пятой настоящей статьи.
7. После одобрения Кабинетом Министров Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины Министерство финансов Украины доводит Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов расчеты прогнозных объемов межбюджетных трансфертов, методику их определения и другие показатели, необходимые для составления проектов местных бюджетов, а также предложения по форме проекта решения о местном бюджете (типовая форма решения).
8. В недельный срок после принятия закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении Кабинет Министров Украины доводит Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов положения и показатели межбюджетных отношений (объемы межбюджетных трансфертов для соответствующих бюджетов и текстовые статьи, определяющие особенности межбюджетных отношений на следующий бюджетный период), которые были проголосованы Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении.
9. На основании информации, полученной в соответствии с частями пятой—восьмой настоящей статьи, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов готовят проекты решений о соответствующих местных бюджетах.

Статья 76. Проект решения о местном бюджете и материалы, прилагаемые к нему.
1. Проект решения о местном бюджете перед его рассмотрением на сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего совета одобряется Советом министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией или исполнительным органом соответствующего совета. Вместе с ним необходимо представлять:
1) объяснительную записку к проекту решения, которая должна содержать:
а) информацию о социально-экономическом положении соответствующей административно-территориальной единицы и прогноз ее развития на следующий бюджетный период, которые положены в основу проекта местного бюджета;
б) оценку поступлений доходов с учетом потерь доходов в результате предоставленных соответствующим советом налоговых льгот;
в) объяснения к основным положениям проекта решения о местном бюджете, включая анализ предлагаемых объемов расходов по функциям и программам. Обоснования включают бюджетные показатели за предыдущий, текущий, следующий бюджетные периоды в разрезе классификации расходов бюджета;
г) обоснование особенностей межбюджетных взаимоотношений (для районных, городских с районным делением, городских, которые объединяют бюджеты села, поселка, города районного значения) и предоставления субвенций на выполнение инвестиционных проектов (для бюджета Автономной Республики Крым, бюджетов городов Киева и Севастополя, областных бюджетов);
1) информацию о погашении долга Автономной Республики Крым и местного самоуправления, объемах и условиях заимствований;
2) прогноз показателей соответствующего бюджета по основным видам доходов, расходов и финансирования на следующие три бюджетных периода;
3) проект показателей сводного бюджета района, города с районным делением, города, который объединяет бюджеты села, поселка, города районного значения;
4) показатели расходов, необходимые на следующие бюджетные периоды для завершения проектов, учтенных в бюджете, при условии, если реализация проекта длится более одного бюджетного периода;
5) перечень инвестиционных программ на следующий бюджетный период и на следующие три бюджетных периода;
51) размер оборотных кассовых наличных средств местного бюджета;
6) информацию о ходе исполнения соответствующего бюджета в текущем бюджетном периоде;
7) объяснения главных распорядителей бюджетных средств к проекту соответствующего бюджета (представляются в бюджетную комиссию соответствующего совета);
8) другие материалы, объем и форму которых определяют Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация или исполнительный орган соответствующего совета.
2. Решением о местном бюджете определяются:

  1. общая сумма доходов и расходов (с делением на общий и специальный фонды), а также с делением расходов на текущие и капитальные;
  2. предельный объем годового дефицита (профицита) местного бюджета в следующем бюджетном периоде и долга Автономной Республики Крым либо местного самоуправления
  3. на конец следующего бюджетного периода; полномочия по предоставлению гарантий Автономной Республики Крым и местного самоуправления, а также размеры этих гарантий с
  4. учетом положений статьи 17 настоящего Кодекса;
  5. бюджетные назначения главным распорядителям средств по бюджетной классификации;
  6. доходы бюджета по бюджетной классификации;
  7. бюджетные назначения межбюджетных трансфертов;
  8. дополнительные положения, регламентирующие процесс исполнения бюджета.

3. Перечень защищенных статей местного бюджета опре
деляется в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса.
(В ред. от 10.07.2003)

Статья 77. Утверждение местных бюджетов.
1. В соответствии с частями восьмой и девятой статьи 75 настоящего Кодекса Верховная Рада Автономной Республики Крым и соответствующие советы при утверждении местных бюджетов должны учесть объемы межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов, которые были утверждены Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении.
2. Бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) бюджеты на следующий бюджетный период утверждаются решением Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего областного, районного или городского совета не позднее чем в двухнедельный срок после официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины.
3. Городские (городов районного значения) бюджеты, районные в городах (если такие созданы), поселковые и сельские бюджеты на следующий бюджетный период утверждаются, соответственно, решениями городского, районного в городе, поселкового или сельского совета не позднее чем в двухнедельный срок после утверждения районного или городского (городов Киева и Севастополя, города республиканского Автономной Республики Крым либо города областного значения) бюджета.

Статья 78. Исполнение местных бюджетов.
1. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов или городские, поселковые либо сельские головы (в случае, если соответствующие исполнительные органы не созданы) обеспечивают исполнение соответствующих местных бюджетов. Местные финансовые органы осуществляют общую организацию и управление исполнением соответствующего местного бюджета, координируют деятельность участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета.
2. Казначейское обслуживание местных бюджетов осуществляется территориальными органами Государственного казначейства Украины по функциям, определенным статьей 48 настоящего Кодекса.
Государственное казначейство Украины ведет учет всех поступлений, принадлежащих местным бюджетам, и по представлению органов взыскания, согласованному с соответствующими финансовыми органами, производит возврат средств, ошибочно или излишне зачтенных в бюджет.
3. Местный бюджет исполняется по росписи, утверждаемой руководителем местного финансового органа. До утверждения росписи руководителем местного финансового органа утверждается временная роспись на соответствующий период. Руководитель местного финансового органа в течение бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи местного бюджета установленным бюджетным назначениям.
4. Местный финансовый орган в процессе исполнения местного бюджета по доходам осуществляет прогнозирование и анализ доходов соответствующего бюджета.
5. Налоги, сборы (обязательные платежи) и другие доходы местного бюджета зачисляются непосредственно на счет соответствующего бюджета, открытый в территориальном органе Государственного казначейства Украины, и не могут аккумулироваться на счетах органов взыскания. Налоги, сборы (обязательные платежи) и другие доходы признаются зачисленными в доход местного бюджета с момента зачисления на счет соответствующего бюджета, открытый в территориальном органе Государственного казначейства Украины. Органы взыскания обеспечивают своевременное и в полном объеме поступление в местные бюджеты налогов и сборов (обязательных платежей) и иных доходов в соответствии с законодательством.
6. Исполнение местных бюджетов по расходам осуществляется по процедуре, определенной статьей 51 настоящего Кодекса.
7. Решение о внесении изменений в решение о местном бюджете принимается соответствующим советом по представлению официального заключения местного финансового органа об объеме свободного остатка бюджетных средств, перевыполнении либо недовыполнении доходной части общего фонда соответствующего бюджета. Факт перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета признается по итогам первого полугодия и последующих отчетных периодов текущего бюджетного года на основании официальных заключений местного финансового органа при условии превышения доходов общего фонда местного бюджета (без учета межбюджетных трансфертов), учтенных в росписи местного бюджета на соответствующий период, не менее чем на 5 процентов. Факт недополучения доходов общего фонда местного бюджета признается на основании официальных заключений местного финансового органа по итогам квартального отчета при недополучении доходов общего фонда местного бюджета, учтенных в росписи местного бюджета на соответ ствующий период, более чем на 15 процентов.
8. Решения о внесении изменений в решение о местном бюджете могут быть также приняты соответствующим советом с учетом положений статьи 52 настоящего Кодекса при наступлении других случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
9. Ведение бухгалтерского учета исполнения местных бюджетов и порядок закрытия счетов местных бюджетов по истечении бюджетного периода осуществляются с учетом положений статей 56 и 57 настоящего Кодекса.
10. После введения в действие закона о Государственном бюджете Украины органам государственной власти и их должностным лицам запрещается принимать решения, которые приводят к возникновению новых бюджетных обязательств местных бюджетов, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, без определения источников средств, выделенных государством для выполнения этих обязательств.
(В ред. от 10.07.2003)

Статья 79. Особенности утверждения и исполнения местных бюджетов при несвоевременном их принятии.
Если до начала нового бюджетного периода не принято соответствующее решение о местном бюджете, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов имеют право осуществлять расходы из соответствующего бюджета лишь на цели, определенные в решении о местном бюджете на предыдущий бюджетный период. При этом ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных решением соответствующего совета о бюджете на предыдущий бюджетный период, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 15 и частью четвертой статьи 23 настоящего Кодекса. До принятия решения о местном бюджете на текущий бюджетный период проводить капитальные расходы запрещается.

Статья 80. Периодичность, структура и сроки представления отчетности об исполнении местных бюджетов.
1. Периодичность, структура и сроки представления отчетности об исполнении местных бюджетов определяются государственным казначейством Украины в соответствии с требованиями, установленными для представления отчетности об исполнении Государственного бюджета Украины в статьях 58-61 настоящего Кодекса.
2. Территориальные органы Государственного казначейства Украины составляют и представляют соответствующим местным финансовым органам балансы, отчеты об исполнении местных бюджетов и другие финансовые отчеты по правилам и формам, установленным Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины и Счетной палатой. Сводные показатели отчетов об исполнении бюджетов одновременно представляются территориальными органами Государственного казначейства Украины, соответственно, Министерству финансов Автономной Республики Крым, финансовым органам местных государственных администраций и исполнительных органов соответствующих советов на условиях, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
3. Органы взыскания предоставляют местным финансовым органам соответствующие отчеты, предусмотренные частью третьей статьи 59 настоящего Кодекса.
4. Квартальный и годовой отчеты об исполнении местного бюджета представляются в Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующий совет Советом министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией, исполнительным органом соответствующего совета или городским, поселковым, сельским головой (в случае, если соответствующие исполнительные органы не созданы) в двухмесячный срок после завершения соответствующего бюджетного периода. Проверка отчета осуществляется Счетной палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым (по использованию органами исполнительной власти средств бюджета Автономной Республики Крым) либо комиссией по вопросам бюджета соответствующего совета, после чего соответствующие советы утверждают отчет об исполнении бюджета или принимают другое решение по этому поводу.