Мероприятия по адаптации детей в детском доме

Оглавление:

Социальная адаптация

Дети, оставшиеся без попечения родителей, после выпуска из детского дома имеют весьма ограниченный социальный опыт, не имеют знаний и навыков, необходимых для интеграции в общество и начала самостоятельной жизни. Будучи предоставленным самому себе, в отсутствие целеполагания и жизненных ориентиров, жизненного стержня, моральных правил и устоев, с уровнем развития в среднем на два-три года ниже своих сверстников, ребенок, выходя из интерната, теряется, не в силах противостоять соблазнам и трудностям.

У детей, воспитывающихся в системе детских домов, зачастую отсутствуют:

  • мотивация к учебе, познанию нового и саморазвитию;
  • потребность и навык принятия решений и как следствие – взятия на себя ответственности за происходящее (есть определенный уклад в учреждениях, где все решения за детей принимают взрослые и контролируют выполнение этих решений);
  • знание о том, что и как будет после выхода из учреждения и понимание как действовать в незнакомой обстановке/ситуации;
  • доверительное общение с компетентным взрослым, нет взрослого друга, человека, с которым можно поделиться, посоветоваться в сложной ситуации.

Под конечной целью социальной адаптации выпускника мы понимаем его полную автономность в обеспечении собственной жизни, способность принимать ответственные решения и осознавать их последствия и самостоятельность при выходе из кризисных ситуаций. Для достижения этой цели фондом разработан ряд проектов, направленных на различные возрастные категории и ставящих перед собой различные задачи.

  • Воспитывать в детях и способствовать формированию взрослой позиции (способности принять решение, осознавать и нести за него ответственность);
  • Формировать мотивацию к учебе и помогать в разрешении проблем, возникающих у участников в этой области;
  • Оказывать помощь в решении личных проблем и конфликтных ситуаций в жизни участников;
  • Способствовать адекватной оценке своих способностей, консультировать и направлять в выборе профессии участников программы.

Целевая аудитория – воспитанники и выпускники детских домов/школ-интернатов, дети в тяжелой жизненной ситуации.

Все мероприятия программы реализуются в единой концепции, включающей в себя следующие принципы:

  • Свобода выбора – возможность для участника совершать любые действия (не противоречащие правилам программы, а также физической и психологической безопасности участников). Минимум запретов и их максимальная осмысленность.
  • Ответственность – следствие свободы выбора. Цель — создание максимальной связи между действиями участников и последствиями этих действий. Дать возможность насладиться результатами.
  • Уважение – отношение к участнику, основывающееся на понимании того факта, что мы имеем дело с другим человеком, с его внутренним миром, убеждениями и свободой воли.
  • Партнерская позиция взрослого, взаимоотношения на равных — залог того, что ребенок сможет почувствовать себя равноправным соавтором процессов, происходящих на программе; это дает ему ощущение собственной значимости, самостоятельности и, как следствие, помогает полнее прочувствовать собственную уникальность.
  • Осознанность — это ответ на вопрос: «что, зачем я делаю в данный момент?», видение последствий своих действий и причин полученного результата. Осознание того, что именно хочется получить от программы — первый шаг для достижения ожидаемого как для участников, так и для инструкторов.
  • Безопасность. Суть заключается в обеспечении максимальной безопасности — как физической, так и психологической. Основная задача в том, чтобы научить человека предвидеть опасности, создавать правила и следовать им.

Тематические программы проводятся в дни школьных каникул, в выходные и праздничные дни в течение года. Программы проводятся как на территории детского учреждения, так и выездные, чаще всего в Москву. Особенностью тематических программ является то, что каждая из них имеет свою тему, проходящую через всю программу, и направлена на решение определенных задач.

Реальность проживания в детском доме воспитывает определенные модели поведения, которые позволяют успешно выживать в условиях детского дома, но оказываются не адаптивны в других жизненных ситуациях вовне учреждения. Очевидна необходимость обучения альтернативным моделям, что невозможно сделать в условия самого детского дома. Именно поэтому выездные программы являются крайне перспективной формой социальной адаптации, так как позволяют на относительно продолжительное время поместить участника в другую среду и целенаправленно поработать над развитием определенных качеств и навыков.

«Осеннее вдохновение»

Ежедневное рутинное существование обусловлено множеством правил и законов, часть из которых выполняются автоматически, рефлекторно. Шаблонность реакций, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в поразительное противоречие со способностью играть, быть творцом. На творческой программе предлагается искать необычные способы применения обычных вещей. В близкой перспективе креативность поможет в поисках решения проблем в нестандартных ситуациях, в готовности отказаться от кажущегося спасительным шаблона. Мероприятия программы направлены на знакомство с творческой жизнью большого города и с работой людей различных творческих профессий, посещение музеев, театров, концертов, на программе дети участвуют в семинарах и мастер-классах на творческие темы. О том, как проходит программа, мы рассказываем в новостях.

«А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»

Гендерные программы проходят в праздники День защитника Отечества и 8 Марта. Эти трехдневные программы посвящаются развитию мальчиков и девочек в соответствии с их интересами.

«Шаг в профессию»

Программа профориентации проводится для старших школьников. Во время программы участники получают сведения о различных профессиях непосредственно «из первых рук» от сотрудников, выполняющих профессиональные обязанности на своих рабочих местах. Также участвуют в семинарах и играх, цель которых помочь им овладеть навыками самостоятельного осознанного выбора профессии с учетом собственных способностей и интересов, получить представление о рынке труда, этапах устройства на работу. Также для участников программы проводятся психологические тренинги. Читайте в новостях как проходит программа.

«Я – выпускник»

В программе участвуют выпустившиеся из 11 класса ребята, а также выпускники прошлых лет, которые уже получили опыт самостоятельной жизни. На программе происходит знакомство выпускников с нюансами жизни в «большом» мире, а также проходит большое число тренингов и мастер-классов как психологических, так и посвященных трудоустройству.

Кроме выездных мы также проводим краткосрочные программы в учреждениях.

Идея программы — создание участниками художественного игрового фильма, начиная с написания сценария и заканчивая производством готового смонтированного материала. Задача «Киношки!» — «отыгрывание» собственных страхов участников через творческое самовыражение, а также раскрепощение, развитие творческого потенциала участников, приобретение навыков публичных выступлений, развитие умения работать в команде (съемочная группа), естественное выражение собственных переживаний в актерской игре и через творческую активность. Читайте новости программы «Киношка!».

На этой программе воспитанники под руководством повара готовят, решая множество сопутствующих задач — составление меню, выбор продуктов, покупки в магазинах, сервировка стола, непосредственно приготовление блюд. Также участники смогут узнать, как легко и интересно организовать для своих гостей настоящий праздник, попробовать это на практике, потренироваться в изготовлении и дарении подарков. В новостях вы найдете отчеты о прошедших программах.

Проект «Три ДА» — цикл тренингов, направленный на подготовку выпускников и воспитанников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни и успешной социальной адаптации.

Тренинги «Три ДА» проводятся на территории детского сиротского учреждения с периодичностью один раз в месяц, продолжительность занятия 2-3 часа. Обычно в тренингах участвуют средние и старшие школьники.

Темы, с которыми знакомятся участники данной программы: самовосприятие, принятие себя и других, доверие, личные границы, эмоции, конфликты, договоренности, ответственность, принятие решений, межличностные отношения, ресурсы, будущее, цели, планирование.

Основная цель проекта — работа с воспитанниками детских сиротских учреждений, нацеленная на их психологическое развитие с учетом специфики их жизненного опыта, а также успешная интеграция выпускников детских домов в современное общество.

Задачи проекта — развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, развитие навыков личностного общения, развитие навыков социально приемлемого выражения эмоций, развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов, формирование адекватной самооценки.

Отдельной задачей данного проекта является поддерживание контакта специалистов с детьми в промежутках между выездными программами.

Методики, используемые в программе: групповая работа; когнитивная психология; арт-терапия; поведенческая психология.

Проект способствует развитию планирования своего поведения и формированию адекватных ожиданий в ответ на выбранный паттерн поведения.

У подростков появится возможность сформировать адекватную самооценку, что будет способствовать более удачному выбору профессии при выпуске из детского учреждения и последующему трудоустройству. Возможно, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного поведения.

Методики, используемые в проекте: групповая работа, когнитивная психология, арт-терапия, поведенческая психология.

О том, как проходят занятия проекта, вы можете прочитать в наших новостях.

Проект «Наставничество» направлен на социальную адаптацию как воспитанников, так и выпускников детских домов и призван помочь им раскрыть свой потенциал через специально организованное общение со взрослым волонтером-наставником.

Проект реализуется через индивидуальное сопровождение воспитанников и выпускников детских сиротских учреждений взрослыми волонтерами-наставниками. Наставник – старший друг. Он регулярно приезжает для общения с ребенком. Пара «Ребенок–Наставник» будет совместно проводить досуг, заниматься уроками, творчеством и т.д.

Наставник помогает ребенку приобретать навыки, необходимые для успешного функционирования в обществе, поддерживает, участвует в его жизни, делится опытом, помогает выбирать свои интересы, становиться самостоятельным и взрослеть. Он может помогать в различных трудных ситуациях, например, в вопросах быта, безопасности, отношений, финансовой грамотности и др. Наставник учит ребенка познавать окружающий мир, осознавать себя его частью, твердо стоять на ногах, быть взрослым. Ребенок также учит наставника. Быть живым и непосредственным, влюбленным в жизнь и мечтательным. Общаясь, Наставник и ребенок делают друг друга богаче, открывают в себе и в мире новое и интересное.

  • Отбор и обучение потенциальных волонтеров-наставников, готовых оказать детям поддержку и проконсультировать их по различным бытовым и жизненным вопросам;
  • Формирование индивидуальных пар с участием заинтересованного в проекте воспитанника или выпускника детского сиротского учреждения и взрослого волонтера-наставника;
  • Помощь в построении доверительных отношений между участниками пар;
  • Создание для ребенка базиса уверенности в малопонятном и незнакомом мире за стенами детского дома;
  • Организационно-методическая и профессиональная поддержка деятельности волонтеров-наставников, в т.ч. индивидуальные психологические консультации по вопросам взаимодействия с детьми, супервизии, групповые разгрузочные встречи и др.;
  • Осуществление мониторинга и оценки эффективности проекта;
  • Формирование позитивного имиджа воспитанников и выпускников.

На данный момент проект реализуется на базе детских учреждений Рязанской и Ярославской областей. Не исключено расширение этого списка.

Участие каждого волонтера рассчитано как минимум на 1 год и предусматривает очные встречи с детьми хотя бы один раз в месяц. Способ и периодичность заочного общения выбирается участниками пар самостоятельно. Это позволяет сформировать достаточно устойчивые дружеские отношения, создать и укрепить привязанность внутри пары, работать в актуальном для развития ребенка направлении.

В ходе реализации данного проекта планируется достигнуть следующих результатов:

  • расширение кругозора детей;
  • улучшение успеваемости и качества усвоения знаний;
  • актуализация и адекватизация представлений детей об устройстве окружающего мира;
  • улучшение отношений со сверстниками, взрослыми;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие способности принимать решения и принимать ответственность за их последствия.

Вы можете прочитать подробнее о том, как стать наставником.

Проект по сопровождению выпускников детских домов содействует их успешной социальной адаптации и самореализации.

Выпускники детских домов в силу своего предыдущего жизненного опыта имеют ряд особенностей на момент выпуска.

Во-первых, уклад жизни в условиях детского дома не способствует развитию взрослой позиции — выпускники склонны находится в детской позиции, в следствие чего развивается потребительское отношение к окружающему миру, неразвито умение брать ответственность за свои действия, а также отсутствует понимание естественных последствий своих действий.

Во-вторых, жизнь в детском доме подчинена определенному распорядку, ограничивающему возможность принятия решений о собственных действиях, следствием этого является неумение принимать самостоятельные решения – делать выбор. В детском доме нет необходимости планировать свой день, поэтому выпускники не представляют, что они будут делать через неделю, месяц, год — отсутствует картина собственного будущего.

В-третьих, необходимые социальные навыки, требующиеся для самостоятельной жизни, недостаточно развиты, так как в детском доме уклад жизни отличается от жизни вне детского дома. Нет необходимости обустраивать свой быт, организовывать досуг, а научиться распоряжаться деньгами вообще не представляется возможным.

Также в этом возрасте остро стоит вопрос о выборе специальности. Многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, у них мало информации о всём многообразии профессий, и они не могут сопоставить свои возможности с рынком труда. У выпускников отсутствует информация о своих правах, льготах, возможностях, нет понимания особенностей взаимодействия с социальными структурами. В дополнение к этому воспитанники детских домов отличаются низкой социальной активностью.

Одной из причин возникновения вышеизложенных проблем является отсутствие в жизни выпускника детского дома человека, который бы в случае возникновения кризисной ситуации способствовал её решению. Проблема осложняется тем фактом, что человеку, попавшему в кризисную ситуацию, очень сложно просить о помощи кого-либо. Поэтому возникла потребность создания проекта по сопровождению выпускников детских домов.

Цель проекта — содействие успешной социальной адаптации и самореализации выпускников детского дома.

  • Индивидуальные психологические консультации выпускников детского дома;
  • Оказание материальной помощи в трудной жизненной ситуации;
  • Оказание юридической и информационной помощи;
  • Оказание помощи при поиске и приёме на работу.

Мир, которому я нужен

Нужно ли доказывать, насколько важной является работа по социализации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Москве, в рамках городской экспериментальной площадки по теме «Адаптивная модель бесконфликтной интеграции воспитанников сиротских учреждений в среду самостоятельной жизнедеятельности» два ОУ – Санаторный детский дом № 23 и школа № 1114 – проводят совместную работу, направленную на социальную адаптацию детей-сирот в школьную среду.

При поступлении воспитанника сиротского учреждения в школу смена социальной ситуации развития, коллектива сверстников и учителей, изменение ведущей деятельности являются для ребенка психотравмирующими факторами. Поэтому особую важность приобретает профилактическая и коррекционная работа коллективов детского дома и учебного заведения по социально-психологической и бытовой адаптации учащихся. В самом распространенном своем значении школьная адаптация обычно понимается, как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Однако необходимо, чтобы это приспособление было осуществлено без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Таким образом, адаптированный ребенок – это человек, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. То есть для нас ребенок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).

Выделяют следующие стадии адаптации:

ознакомление с законами, функционирующими в обществе;

ценностная и ролевая ориентация личности;

самоутверждение и самореализация.

Нарушение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома, обучающихся в школе, наблюдается в двух направлениях. Во-первых, это социальная дезадаптация, причинами которой, с одной стороны, являются микросоциальные процессы (заболевания биологического характера), с другой, – макросоциальные (процессы социально-психологического характера). Во-вторых, социальная депривация (обостренное чувство ненужности существования). Можно выделить следующие причины возникновения этого явления:

а) медицинские (ослабленность здоровья);

б) педагогические (запущенность и низкий уровень организации знаний об окружающем мире);

в) психологические (низкий психологический статус личности: низкий уровень самооценки и интеллектуального развития и т.д.).

Таким образом, деформация межличностных отношений, социальная деформация среды, деформация отношений в семье и социуме, ограниченность жизненного пространства и круга общения; регламентация основных жизненных проявлений; недостаток информации; отсутствие прав и обязанностей, полная зависимость от взрослых обуславливают нарушение процесса адаптации.

Выделяют следующие уровни адаптированности детей к школе (данные уровни адаптированности можно выделить среди всех категорий учащихся школы, как детей–сирот, так и детей, воспитывающихся в семьях):

1. Адаптированные дети. Такие школьники хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении, не имеют проблем в сфере межличностных отношений с преподавателями и сверстниками, не жалуются на ухудшение здоровья, не проявляют асоциальных форм поведения. В период начального обучения школьная адаптация у детей этой группы проходит достаточно успешно в психическом, физическом и социальном плане. У них отмечается высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность. По мере взросления детей численность этой подгруппы снижается.

2. «Группа риска». Такие дети обычно неплохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых нарушений социального поведения, у них нет особых отклонений от норм и требований школьной жизни. Однако в ходе психолого-педагогического наблюдения можно выявить у них трудности в межличностном общении, которые, являясь причиной внутреннего психологического дискомфорта, могут свидетельствовать о наличии возможной дезадаптации. Другим признаком дезадаптации может служить заниженный, неустойчивый или неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации. Кроме того, увеличение количества заболеваний ученика может выступать, как первоначальные проявления общего синдрома социального неблагополучия. Благополучие этой группы зависит от эмоционально-психологического климата в учебном коллективе и является его своеобразной характеристикой. Этой группе школьников, как никакой другой, показана систематическая и целенаправленная психолого-педагогическая помощь по предотвращению риска возникновения феномена школьной дезадаптации.

3. «Неустойчивая школьная дезадаптация». Дети этой группы не могут успешно справляться с учебной нагрузкой. По различным причинам у них наблюдается плохое усвоение школьного материала по одному или нескольким предметам, что уже свидетельствует о нарушении процесса социализации. Как правило, школьная неуспеваемость сопровождается существенным изменением их психосоматического здоровья и серьезными проблемами в сфере межличностных отношений.

4. «Устойчивая школьная дезадаптация». Дети данной группы помимо школьной неуспешности имеют еще один важный и характерный признак – асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия, высокая конфликтность с окружающими (особенно взрослыми) и т.д. Для них характерны неадекватные формы групповой работы, низкая культура взаимодействия.

В настоящее время стремительно увеличивается количество дезадаптированных детей. Затруднения в решении социальных и учебных задач отражаются на психологическом и соматическом здоровье школьников, выступают психотравмирующим фактором как для детей, так и для родителей и педагогов. Поэтому вопрос специального изучения, коррекции и реабилитации тех, чей психический и соматический статус стабильно подтверждает их несоответствие требованиям школьной жизни, стоит особенно остро.

Ключевым вопросом социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика их девиантного поведения. Такие дети чаще других школьников испытывают симптомы страха, тревоги, беспокойства, субдепреccии. Главная причина – психологическая изоляция воспитанника в своей микросреде обитания.

Для решения проблемы, общей для педагогических коллективов детского дома и школы, предлагаются следующие формы взаимодействия:

1. Проведение совместных педагогических советов.

«Повышение мотивации к школьному обучению».

«Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса».

«Новые воспитательные технологии по коррекции поведения и социальной реабилитации воспитанников».

2. Проведение совместных методических объединений, «круглых столов» по темам:

«Инновоционные методы преодоления основных трудностей в обучении воспитанников».

«Социально-бытовая адаптация младших школьников».

«Взаимодействие детского дома с учебными заведениями в интересах развития личности воспитанников».

«Готовность к школьному обучению будущих первоклассников».

3. Взаимопосещение занятий, классных часов, внешкольных мероприятий, праздников педагогами школы и воспитателями детского дома, совместное проведение досуговых мероприятий (согласно годовому плану работы образовательных учреждений). Данная форма работы позволяет школьным педагогам узнать и прочувствовать специфику жизни воспитанника в сиротском учреждении, познакомиться с особенностями воспитательного, образовательного процесса и экспериментальной работы в детском доме.

Воспитатели и педагоги детского дома, посещая мероприятия школы, ставят целью наблюдение за межличностным общением воспитанников в ученическом коллективе, выявляют проблемы адаптации детей в ОУ. Полученная информация обсуждается на общих педагогических советах и методических объединениях, вырабатываются общие пути решения проблем: активное привлечение детей–сирот к участию в школьных мероприятиях, посещение дополнительных занятий, кружков, секций.

Совместная деятельность педагогических коллективов детского дома и школы позволяет предупредить изолированность воспитанника–сироты в детском коллективе.

4. Индивидуальные консультации. По запросу, по результатам наблюдений и диагностики. Опыт работы показал, что для детей наиболее востребованы консультации по темам:

Как справиться с эмоциями;

Как противостоять рекламе;

Как реагировать на оскорбления сверстников;

Права и обязанность – разумный баланс;

Самооценка и отношение к себе;

Поведение в конфликтах со сверстниками и взрослыми;

Как понять самого себя;

Как овладеть своим поведением;

Я – уникальная и неповторимая личность.

У педагогов наиболее востребованы консультации на темы:

Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка;

Особенности подхода к трудным детям;

Дети группы риска;

Дети с отягощенной наследственностью;

Способы преодоления материнской депривации;

Поиск оптимальных форм общения взрослых с детьми–сиротами;

Специфика интеллектуального развития детей–сирот;

Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка–сироты;

Доверие к миру у воспитанников сиротского учреждения;

Особенности десоциализации детей группы риска.

5. Совместная психолого-педагогическая диагностика (фронтальная диагностика, проводимая на начало и конец учебного года, индивидуальная диагностика по запросу, по мере поступления воспитанников детского дома в образовательное учреждение). Одним из наиболее важных диагностических параметров в рамках совместного взаимодействия педагогических коллективов детского дома и школы является диагностика школьной тревожности, как ведущего фактора нарушения адаптации детей в учебном учреждении, влияющего на нарушение социально-психологической и бытовой адаптации в социуме.

6. Совместные психокоррекционные занятия направлены на психокоррекцию личностного развития воспитанника, а также на формирование детского коллектива. Основная работа по формированию ученического коллектива выполняется педагогами–психологами школы. Они же проводят работу с родителями, так как у некоторых взрослых складывается заведомо негативное, предвзятое отношение к воспитанникам детских домов. Психологи детского дома, в свою очередь, имеют больше возможностей для индивидуальной работы с целью детальной проработки проблем конкретного ребенка. Таким образом, осуществляется преемственность в работе педагогов–психологов школы и детского дома. На занятиях дети учатся навыкам конструктивного общения, овладению своими эмоциями, развивают произвольное поведение, учатся толерантности, умению давать и получать эмоциональную поддержку, сотрудничать, договариваться, конструктивно разрешать конфликты.

Приведем пример программно–тематического планирования коррекционной работы с подростками 12–14 лет в рамках экспериментальной работы (см. табл.).

«Шаг за шагом» (Программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.

Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

  • Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
  • Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.

Целевая группа:

Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.

Формы работы:

Методы работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение:

  • Помещение для занятий;
  • Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
  • Доска, мел, канцелярские товары.

Кадровое обеспечение программы:

  • Ведущий специалист программы – педагог-психолог ГООУ ЦПМСС.
  • Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
  • Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
  • Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.

Реализация программы:

Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Количество участников: 15–20 человек.

Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:

  1. Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
  2. Формирование группы подростков, желающих участвовать в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
  4. Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу).

Этапы программы

  1. Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
  3. Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
  • Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
  • Реализация системы занятий по программе.
  1. Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы.
  2. Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
  4. Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

Лидия Истианиди
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

КГУ «Пионерский детский дом»

Истианиди Лидия Викторовна

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей затруднена вследствие отсутствия у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На раннем этапе развития дети получают стимул к развитию и познанию мира через эмоциональное общение со взрослыми людьми. Поэтому семья является важнейшим фактором развития ребенка. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеют возможности воспитания в семье, поэтому они лишены возможности положительной социальной адаптации. Эти дети не видели счастливого детства, они имели лишь огромный опыт беды, неустроенности и безразличия к их судьбе со стороны самых близких людей. Главная трудность в том, что ребёнку нельзя помочь, просто накормив и согрев его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишении каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Любви можно научиться только видя любовь в постоянном общении с любимыми людьми. Каждому нужна пища для души, идеал, которому можно следовать, а ребёнку, лишённому естественного семейного тепла, такой идеал нужен как никому другому.

Эта первая проблема социальной адаптации детей, вторая проблема — это жизнь в детском доме. Дети в нем живут как в замкнутом территориальном пространстве, не имея возможности полноценного общения с социумом. Живут как в коконе, где их опекают, где они получают всё, не имея представления о ценности, получают всё готовое: пищу, одежду, учебные принадлежности и т. д. Поэтому, немаловажной считается работа по формированию у детей таких качеств, как бережливость, умение знать всему ценность и умение самому воспроизводить труд, чтобы понимать значение своего труда для пользы в жизни в дальнейшем. Нужно учить детей самостоятельности, самореализации и самосовершенствованию. Потому что многие дети, покидая детский дом, теряются в самостоятельной жизни, оказываются неприспособленными, невостребованными обществом из-за неуверенности в себе и пониженной самооценке. Многие возвращаются к пьющим родителям в ту же негативную среду, откуда были изъяты в детстве, и поддаются их влиянию. Многие не могут трудоустроиться, а многие не желают работать, привыкнув жить на всём готовом, не могут самостоятельно вести свой быт, обеспечивать себя. Поэтому проблема социальной адаптации детей на сегодняшний день очень актуальна.

Для решения данной проблемы необходимо чтобы процесс адаптации детей-сирот проходил в развивающей социальной среде, которая должна способствовать включению ребенка в развивающийся социум для возможности самореализации и лучшей реализации своих возможностей.

Для повышения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома необходимо комплексно подходить к данной проблеме. Жизнь детей в детском доме не похожа на школы, детского лагеря и других детский учреждений. Но в нашем детском доме администрация и коллектив всего детского дома стараются максимально улучшить условия проживания и максимально приблизить жизнь в детском доме к жизни детей в семье.

В нашем детском доме для успешной адаптации воспитанников к современным требованиям общества созданы благоприятные условия. На базе детского дома функционирует множество кружков и секций, каждый воспитанник находит занятие по душе. Именно на этих занятиях в спортивных кружках, на уроках в кабинете домоводства, на занятиях в компьютерном классе, при занятости на экспериментальных участках и теплицах, на хореографических занятиях дети раскрываются, находят себя, утверждаются, в первую очередь в своих глазах.

Большое внимание уделяется в детском доме вопросу трудового воспитания. Воспитатели формируют у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, стремление оказывать взрослым посильную помощь, привычку к трудовому усилию, ответственность, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде. Основными видами труда в детском доме являются самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд. В летний период на приусадебном участке выращиваем зелень, овощи, в том числе и картофель. Имеются насаждения ягодных кустарников, среди которых особенно хорошо растёт малина, вишня, яблони, слива, смородина. Так же дети принимают участие по выращиванию огурцов и помидор, зелени в теплицах детского дома.

(Фото фруктового сада и огородного участка, фото в теплицах)

Одно из важных направлений в работе педагогического коллектива детского дома для успешной адаптации воспитанников является физкультурно-оздоровительная работа. Эта работа предполагает формирование потребности в

здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности. Для достижения этих целей в учреждении функционирует гимнастический зал, спортивная площадка для мини-футбола. В практику работы детского дома введены спортивно-массовые мероприятия, в которых участвуют воспитанники: «Веселые старты», «Поезд здоровья», соревнования по различным видам спорта. Систематически гуляют на свежем воздухе, принимают участие в физкультурных досугах и спортивных праздниках. Исключительно для всех воспитанников детского дома новый день начинается с утренней гимнастики. Они посещают спортивные секции в школе. Ежегодно дети бывают в санаториях области. Воспитанники детского дома принимают активное участие в городских, районных, областных соревнованиях по настольному теннису, футболу, баскетболу, волейболу.

В детском доме оформлены кабинеты домоводства, компьютерный класс, столярная мастерская, библиотека. На занятиях кружков руководители формируют умения и навыки детей, развивают кругозор, творческие способности, художественный вкус. Многие воспитанники детского дома в кабинете домоводства научились готовить различные блюда, почти все умеют вязать, шить, мастерить поделки из различного материала. Дети наши являются участниками и призёрами конкурсов, выставок и соревнований самого различного уровня. Все воспитанники с большим удовольствием посещают

занятия в компьютерном классе.

(Фото домоводства и компьютерного класса)

Особое место детского дома — библиотека. Она эстетично оформлена. Её фонд ежегодно пополняется. В библиотеке занимаются дети всех возрастов. Ежедневно сюда приходят дети и в одиночку и группами. Библиотека – не только источник информации и пункт выдачи книг. Библиотека стала центром неформального общения детей и взрослых, местом, где легче решать самые сложные педагогические задачи. Библиотечная работа в нашем доме направлена на развитие у детей интереса к книге, стремлению к общению с ней, к самостоятельному чтению, к воспитанию вдумчивого читателя. Формы работы для достижения этих задач разнообразны: проведение занятий внеклассного чтения, тематические выставки книг, различные игры-путешествия, конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведению, проведение различного рода викторин и конкурсов, беседы и праздники к юбилеям писателей, разнообразная наглядная агитация.

Досуговая деятельность в детском доме насыщена различными мероприятиями. Многие из них стали уже традиционными: конкурс «Алло, мы ищем таланты», смотр строя и песни, конкурс «Две звезды», «Новогоднее представление», «День защиты детей» и так далее.

Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое «Я», создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе. Всегда приятно слышать положительные отзывы о наших выпускниках, о том, что воспитанники детского дома имеют хороший запас знаний, дисциплинированны, имеют навыки самообслуживания, достаточно хорошо адаптируются в обществе.

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста средствами ознакомления с трудом взрослых Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду, Детство,, под редакцией Т. И. Бабаевой и В. И. Логиновой. Одно из главных.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Приход ребенка в детский сад или, другое дошкольное учреждение, означает новый этап в жизни ребенка. Воспитание и игра позитивно влияют.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта Михайлова Мария Николаевна МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Тюменская область, п. Пурпе Воспитатель Адаптация детей раннего возраста к.

Гостевая семья, как предисловие к семейному устройству детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…» п. 2 ст. 54 Семейного Кодекса Российской Федерации Так уж получается, что по.

Проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» Длительность проекта: средней продолжительности. Срок реализации: адаптационный период. (На сроки проекта влияют следующие факты – индивидуальность.

Собрание для родителей детей раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду» Слайд 2. Постарайтесь ответить на вопрос: «Для чего моему ребёнку нужен детский сад?» Слайд 3. — В детском саду ребенок имеет возможность.

Социальная адаптация детей с аутизмом Социальная адаптация детей с аутизмом Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение.