Материальная помощь нко

Ответы на вопросы

Должна ли некоммерческая организация уплачивать налог на прибыль с перечисляемого банком процента за пользование средствами некоммерческой организации, находящимися на ее расчетном счету?

Ответ. Процент, полученный по договору банковского счета, относится к внереализационным доходам, согласно пункту 6 статьи 250 главы 25 части второй НК РФ.

В соответствии со статьей 247 главы 25 части второй НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль любой организации, в том числе некоммерческой, признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В пункте 1 этой статьи говорится, что прибылью в целях настоящей главы признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В состав внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 256 главы части второй 25 НК РФ включены расходы на услуги банков. Некоммерческие организации, снимая средства с расчетного счета на выдачу заработной платы, уплачивают банку определенную договором с банком сумму. Но эти расходы нельзя отнести к расходам, которые уменьшат сумму процента, полученного по договору банковского счета. Они относятся на расходы по некоммерческой деятельности.

Процент, полученный НКО от банка за пользование им средствами НКО, находящимися на расчетном счете, подлежат обложению налогом на прибыль.

Хочу напомнить, что отчет о прибылях и убытках включается в состав промежуточной отчетности и должен быть заполнен наряду с бухгалтерским балансом. В нем и будут отражены как внереализационные доходы проценты, полученные по договору банковского счета.

Некоммерческие организации могут отказаться от получения процента по банковскому счету и не платить налог на прибыль. В этом случае представляемая форма № 2 будет пустой, и налоговая декларация по налогу на прибыль будет заполняться только в отношении 14 листа (Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования).

Некоммерческая организация (фонд) в соответствии со своим уставом оказывает материальную помощь учителям школы. Какие налоги возникают при этом?

Ответ. Выплаты в виде материальной помощи, оказываемой некоммерческими организациями в рамках своей уставной деятельности гражданам, не состоящим с ними в трудовых и гражданско-правовых отношениях, не являются объектом налогообложения по ЕСН. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Кроме того, с получателя материальной помощи должен быть удержан налог на доходы физических лиц.

Благотворитель-иностранец (физическое лицо) пожертвовал общественной организации основные средства (мебель и компьютер). Через год это имущество передается в детский дом. Как обосновать юридически эту операцию и оформить ее в бухгалтерском учете?

Ответ. В бухгалтерском учете запись операций довольно простая. При безвозмездном поступлении имущества дебетуется счет 01 «Основные средства» и кредитуется счет 86 «Целевое финансирование». При передаче имущества в детский дом делается обратная проводка. А для того, чтобы эта операция была обоснована юридически, необходимо получить согласие жертвователя на передачу имущества детскому дому.

Должна ли благотворительная организация платить налог на прибыль с курсовых разниц переоценке валютного счета?

Ответ. При поступлении валютных средств для уставной деятельности некоммерческой организации дебетуется счет 52, а кредитуется счет 86 «Целевое финансирование». При операциях, связанных с переоценкой средств на валютном счете благотворительной организации, переоценивается и остаток средств на счете 86. При этом делаются проводки:

Дебет счета 52 — кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» на сумму переоценки (при росте курса иностранной валюты)». Одновременно на ту же сумму делается проводка по дебету счета 91 и кредиту счета 86.

Таким образом, базы по налогу на прибыль на счете 91 не возникает.

На вопросы читателей отвечала Макальская М.Л.

В адвокатском бюро, учрежденном коллегией адвокатов, объединены три адвоката, заключившие между собой партнерское соглашение. Должно ли адвокатское бюро исполнять обязанности налогового агента по исчислению, уплате и представлению отчетности по налогу на доходы физических лиц и ЕСН за адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность?

Предусмотрены ли для адвокатского бюро, как для некоммерческой организации, льготы по налогу на имущество предприятий?

Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль такие расходы адвокатского бюро, как оплата труда наемного персонала, аренда помещений, оплата услуг связи, командировочные расходы и иные аналогичные расходы?

Ответ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПИСЬМО от 30 сентября 2002 г. № 04-04-06/204

Департамент налоговой политики в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) установлено, что в период после вступления в силу Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и до приведения своих организационно — правовых форм в соответствие с требованиями указанного Федерального закона коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения в действие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», несут обязанности по исполнению функций налогового агента, предусмотренные ст.ст. 226 и 244 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Следовательно, адвокатское бюро исполняет обязанности налогового агента по исчислению, уплате и представлению отчетности в налоговый орган по налогу на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», а также по уплате единого социального налога согласно гл. 24 «Единый социальный налог» за адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» льгот для адвокатского бюро (независимо от их правового статуса) не предусмотрено.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатское бюро является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Согласно ст. 246 Кодекса плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные организации. Прибыль российских организаций определяется как разница между полученными доходами и расходами, произведенными в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. При этом согласно ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

С учетом изложенного расходы адвокатского бюро на осуществление деятельности (оплата труда наемного персонала, аренда помещений, оплата услуг связи, командировочные расходы и иные аналогичные расходы) могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении вышеуказанных условий.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И.Косолапов

Потребительские общества и их союзы, будучи некоммерческими организациями, для выполнения своих уставных целей создают хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются эти потребительские общества и союзы, а их членами — граждане-пайщики. При этом другие организации в их создании не участвуют.

В соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» созданные подобным образом хозяйственные общества относятся к организациям потребительской кооперации.

Отдельные хозяйственные общества имеют небольшой доход от реализации (до 15 млн руб. в год), среднюю численность работников менее 100 человек, а стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, не превышает 100 млн руб.

Распространяется ли на такие хозяйственные общества упрощенная система налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ или не распространяется в связи с ограничением, предусмотренным пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ?

Ответ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПИСЬМО от 19 сентября 2002 г. № 04-02-06/4/33.

В связи с письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с пп.14 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не применяют упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется только на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

С учетом изложенного упрощенная система налогообложения не может применяться хозяйственными обществами, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов организаций потребкооперации.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И.Иванеев

Негосударственный пенсионный фонд получает от вкладчиков целевые взносы на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства. Относятся ли к целевым взносам, не учитываемым в целях налогообложения, указанные выше средства, получаемые негосударственным пенсионным фондом?

Ответ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПИСЬМО от 14 августа 2002 г. № 04-02-06/6/25

В связи с запросом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Далее в Кодексе приводится закрытый перечень целевых поступлений, которые не учитываются в целях налогообложения у организаций, их получивших.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В данном контексте речь идет о «целевых взносах и отчислениях» только в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства.

Таким образом, средства, которые получает негосударственный пенсионный фонд от вкладчиков на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью, подлежат обложению налогом на прибыль на общих основаниях.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И.Иванеев

Порядок выплаты и налогообложения материальной помощи работникам организаций (Г.И. Алексеева, журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», N 9, май 2017 г.)

Порядок выплаты и налогообложения материальной помощи работникам организаций

кандидат экономических наук, доцент департамента учета,

анализа и аудита, Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации, Москва,

Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», N 9, май 2017 г., с. 11-16.

Предмет. Организации оказывают материальную помощь своим работникам и членам их семей, поэтому необходимо знать особенности таких выплат, их документального оформления, налогообложения и начисления страховых взносов, о чем пойдет речь в данной статье.

Цели. Раскрытие сущности материальной помощи, порядка налогообложения материальной помощи НДФЛ, страховыми взносами.

Методология. В статье применялись методы наблюдения, анализа и синтеза.

Результаты и выводы. Раскрыта сущность материальной помощи, рассмотрены особенности, отличающие ее от выплат стимулирующего характера, порядок налогообложения материальной помощи НДФЛ, страховыми взносами.

Область применения результатов. Представленные в статье положения могут применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Сущность и виды материальной помощи

В соответствии с ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст, материальная помощь — это «социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе» [5] и касается это, главным образом, лиц, пострадавших от несчастных случаев, стихийных бедствий и т.п.

Судебная практика показывает, что выплаты к праздничным датам и дням рождения «по своей сути являются элементами оплаты труда . при этом не имеет правового значения способ формирования источника выплат данных сумм» [10]. Такой вывод Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 10.05.2011 N 17950/10 сделал, сославшись на ст. 129 Трудового кодекса РФ.

В ряде случаев локальными нормативными актами организации закрепляют выплату работникам материальной помощи при предоставлении ежегодного отпуска. Однако в данном случае такая выплата является элементом оплаты труда, поскольку связана с выполнением работником трудовой функции. Поэтому указанная единовременная выплата, совершаемая при предоставлении работнику ежегодного отпуска, не признается материальной помощью [12, 16, 17].

Таким образом, материальная помощь не связана с выполнением работником трудовых обязанностей, а направлена на удовлетворение его социальных потребностей, которые возникают в трудной жизненной ситуации, что следует из судебной практики [9].

Особенности материальной помощи заключаются в следующем:

— носит непроизводственный характер, не зависит от результатов деятельности организации и не связана с индивидуальными результатами работника [19];

— носит разовый характер;

— не может выплачиваться регулярно одному или всем работникам организации;

— выплачивается конкретному работнику [9];

— создает необходимые материальные условия для решения возникших у работника проблем.

Выплата материальной помощи осуществляется чаще всего в связи:

— со смертью члена семьи работника;

— со смертью самого работника;

— с ущербом, причиненным какой-либо чрезвычайной ситуацией;

— с рождением ребенка.

Российское законодательство не обязывает работодателей выплачивать материальную помощь, поэтому ее выплата является решением организации.

Руководитель организации устанавливает порядок выплаты, сумму, определение финансовой помощи, основание для оказания работникам финансовой помощи, и закрепляет данную информацию своим приказом или в коллективном договоре. Работодатель также должен дать четкое определение, что является финансовой помощью.

Материальная помощь выдается работнику организации по его заявлению, к которому прикладываются документы, подтверждающие трудные жизненные обстоятельства (табл. 1).

Основные причины выплаты материальной помощи и подтверждающие документы

В связи с чрезвычайными ситуациями (кража, пожар, затопило квартиру и т.п.)

Документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации, выданные соответствующей организацией

На операцию, дорогостоящее лечение, протезирование, дорогостоящие лекарства

Договор на лечение, операцию.

Справка — направление врача.

Документы, подтверждающие фактическую оплату (платежные документы, накладные, счета, квитанции, иные необходимые документы, оформленные на имя заявителя, и чеки на покупку лекарств).

При необходимости также можно запросить справки соответствующих учреждений, организаций, документы (направление, эпикриз и др.) с указанием медицинского учреждения, подтверждающие необходимость платной дорогостоящей медицинской помощи по жизненно важным показаниям

В связи с тяжелым материальным положением, которое обосновывается, в частности, следующим:

— проживает одна (один);

— одна (один) воспитывает детей и доходов, кроме зарплаты, не имеет;

— муж (жена) временно не работает и т.п.

Справка об инвалидности.

Копии свидетельства о рождении ребенка и т.п.

По случаю смерти близких родственников (матери, отца, жены, мужа, детей)

копия свидетельства о браке (для мужа, жены);

копия свидетельства о рождении (для детей)

На организацию похорон работника

Если есть родственники:

— копия свидетельства о смерти;

— копия свидетельства о браке (для мужа, жены);

— копия свидетельства о рождении (для детей). Если нет близких родственников:

— копия свидетельства о смерти;

— квитанции и чеки, подтверждающие затраты на похороны;

— ходатайство профсоюза о выделении средств с указанием, кому доверяется получить деньги

В связи с бракосочетанием

Копия свидетельства о заключении брака

В связи с рождением ребенка

Копия свидетельства о рождении ребенка

На основании данного заявления руководитель организации принимает решение о выплате материальной помощи и ее размере.

Приказ руководителя о выплате материальной помощи составляется в произвольной форме с указанием конкретного сотрудника, суммы и срока выплаты материальной помощи. Приказ руководителя передается главному бухгалтеру, который осуществляет выплату материальной помощи работнику [19].

Принимая решение о размере материальной помощи, следует обратить внимание на следующее:

— материальная помощь не является фактическим заработком, поэтому районные коэффициенты для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные ст. 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 1 Разъяснений, утвержденных постановлением Минтруда России N 49, п. 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, на нее не начисляются;

— с сумм материальной помощи удерживаются алименты (подп. «л» п. 2 постановления Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»).

Налог на доходы физических лиц

Порядок исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в бюджет регулируются главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Виды материальной помощи, которая не подлежит обложению НДФЛ, поименованы в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, если выплачиваемая работнику материальная помощь не указана в списке освобожденных от обложения НДФЛ, но не превышает 4 000 руб. за календарный год, освобождается от обложения НДФЛ. Если же размер материальной помощи более 4 000 руб., то у организации возникнет обязательство налогового агента по удержанию НДФЛ с материальной помощи и перечислению в бюджет.

В соответствии с п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не облагается НДФЛ единовременная материальная помощь работникам при рождении ребенка, выплачиваемая в течение первого года после рождения, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка. Кроме того, согласно письму Минфина России от 21.02.2011 N 03-04-06/9-36 не подлежит обложению НДФЛ единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 тыс. руб., одному из родителей по их выбору либо обоим родителям исходя из расчета общей суммы, равной 50 тыс. руб. При этом из письма Минфина России от 25.01.2012 N 03-04-05/8-67 следует, что для подтверждения факта получения (неполучения) такой помощи одним из родителей работнику необходимо представить в организацию сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20 год» [2, 18].

Если организация оказывает материальную помощь родителям новорожденного в виде подарков (например, детская кроватка, коляска и др.), то согласно п. 8 Налогового кодекса Российской Федерации и письму Минфина России от 09.08.2010 N 03-04-06/6-175 сумма материальной помощи в виде подарка в связи с рождением ребенка в пределах 50 тыс. руб. не облагается НДФЛ.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения освобождены суммы единовременной материальной помощи, оказываемой малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти. Аналогичная позиция высказана в письме Минфина России от 29.11.2011 N 03-04-06/8-321 [14].

От обложения НДФЛ в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются и следующие виды материальной помощи:

1) материальная помощь налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты;

2) суммы единовременных выплат (в том числе материальной помощи), осуществляемых работодателями:

— членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию;

— работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена его семьи. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Аналогичная позиция высказана в письме Минфина России от 03.08.2006 N 03-05-01-04/234, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 N А56-14851/2010, ФАС Московского округа от 29.09.2008 N КА-А40/6198-08-О. Кроме того, судебная практика указывает на то, что членами семьи признаются физические лица, проживающие в одной квартире, одной семьей, ведущие общее совместное хозяйство (см. постановления ФАС Уральского округа от 12.05.2010 N Ф09-3396/10-С2, от 19.01.2009 N Ф09-10248/08-С4, Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 N 09АП-15238/2009-АК и от 02.04.2008 N 09АП-2826/2008-АК, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 N 18АП-5267/2008);

3) материальная помощь на лечение [2, п. 10, ст. 217]:

— суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций;

— суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за оказание медицинских услуг инвалидам;

— суммы, уплаченные религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с учредительными документами содействие охране здоровья граждан, за медицинские услуги, оказанные лицам, не состоящим с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц.

При этом согласно Налоговому кодексу Российской Федерации указанные доходы освобождаются от налогообложения НДФЛ как в случае безналичной, так и наличной выплаты средств.

Если организация компенсирует работнику путевку в санаторий на территории РФ, приобретенную им на себя и (или) членов его семьи, сумма компенсации в соответствии с п. 9 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не облагается НДФЛ.

Путевки должны предоставляться:

— за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

— за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Если же организация передает работнику путевку в санаторий в качестве материальной помощи, то в соответствии с п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не облагается НДФЛ стоимость, не превышающая 4 000 руб.

Если путевка приобретается профкомом организации за счет членских взносов, то стоимость путевки в соответствии с п. 31 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации НДФЛ не облагается;

4) суммы выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты [2, п. 8.3, ст. 217];

5) суммы выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплат [2, п. 8.4, ст. 217].

Сведения о полученной работником материальной помощи, облагаемой НДФЛ, отражаются организацией в разд. 3 справки 2-НДФЛ по месяцам налогового периода по ставке 13%. Код дохода выбирается из справочника в Приложении N 3 к приказу ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/[email protected] В случае, если материальная помощь облагается частично, то записи оформляются в графах «Код вычета» (см. в Приложении N 4 к приказу ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/[email protected]) и «Сумма вычета». Суммы материальной помощи, не облагаемые НДФЛ, в соответствии с письмом Минфина России от 18.04.2012 N 03-04-06/8-118 в справке не указываются.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг [3].

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов [3]:

— физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории;

— работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

— работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

Кроме того, не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период, то есть за календарный год.

В соответствии с подп. 3 и 12 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» эти виды материальной помощи не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Иные виды материальной помощи работнику организации страховыми взносами облагаются.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

4. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

5. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с совершенствованием обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1231.

6. ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»: утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст.

7. Постановление ФАС Московского округа от 29.09.2008 N КА-А40/6198-08-О.

8. Определение ВАС РФ от 26.08.2010 N ВАС-9762/10 по делу N А04-251/2009.

9. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-4350/10 по делу N А46-9365/2009.

10. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 N А56-14851/2010.

11. Постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 17950/10.

12. Постановление ФАС ДВО от 05.03.2012 N Ф03-379/2012.

13. Письмо ФСС РФ от 20.05.2010 N 02-02-01/08-2324.

14. Письмо Минфина России от 29.11.2011 N 03-04-06/8-321.

15. Письмо Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-06/9-50.

16. Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-03-06/1/461.

17. Письмо ФНС России от 26.06.2012 N ЕД-4-3/[email protected]

18. Николаева Н.Е. Материальная помощь работникам медицинских организаций: налоги, страховые взносы // Бухучет в здравоохранении. 2012. N 7.

19. URL: http://prom-nadzor.ru/content/vyplata-materialnoy-pomoshchi-rabotniku.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»

Учредитель: АООТ «Фининнова»

Издатель: ООО «Издательский дом «Финансы и Кредит»

Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199

111401, Москва, а/я 10,

ООО «ИД «Финансы и Кредит»

Телефон/факс: (495) 721-85-75

Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru

Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ

Общие сведения

Официально

Деятельность ТПО

План работы ТПО

Положение о порядке оказания материальной помощи

Протокол № 1 от 30 мая 2011

Положение

о порядке оказания материальной помощи работникам-членам профсоюза органов и учреждений социальной зашиты населения города Москвы Благотворительным фондом «ДАРИ ДОБРО ЛЮДЯМ»

Настоящее Положение о порядке оказания благотворительной (материальной) помощи (далее по тексту Положение) в некоммерческой организации благотворительный фонд «ДАРИ ДОБРО ЛЮДЯМ» (далее по тексту Фонд) разработано в соответствии с Уставом Фонда и Федеральными Законами «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

1.1. Настоящее Положение регулирует порядок оказания материальной помощи соответствующими органами Фонда. 1.2. Основными целями и задачами Фонда являются:

— формирование имущества на основе добровольных пожертвований (взносов), иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества для осуществления благотворительной деятельности, направленной на оказание материальной и иной помощи работникам, непрерывно уплачивающим добровольные благотворительные пожертвования (взносы), и пенсионерам, вышедшим на пенсию с должностей государственных служащих и работников из органов и учреждений социальной защиты (далее пенсионеры), находящимся в трудной жизненной ситуации;

— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья работников (в том числе оказание материальной помощи при необходимости получения платных медицинских услуг), а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально- психологического состояния работников;

— оказание помощи работникам-членам профсоюза и пенсионерам, пострадавшем в результате стихийных бедствий, пожара, кражи имущества и т.п.

2.1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утверждаемых Наблюдательным Советом Фонда и направленных на решение конкретных задач, соответствующих его уставным целям.

2.2. Средства на реализацию благотворительной программы формируются за счет добровольных пожертвований (взносов) работников — членов профсоюза органов и учреждений социальной защиты города Москвы, граждан, юридических лиц и общественных организаций.

2.3. На финансирование благотворительных программ лицам, непрерывно уплачивающим добровольные благотворительные пожертвования (взносы), должно быть использовано не менее 100 процентов поступивши за финансовый год доходов от добровольно уплаченных ими благотворительных пожертвований (взносов).

3. Предоставление единовременной материальной помощи

3.1.Получателями единовременной материальной помощи являются работники — члены профсоюза, ежемесячно уплачивающие добровольные пожертвования (взносы) на счёт Фонда. При выходе на пенсию (по старости, инвалидности) за ними сохраняется право обращаться в Фонд за материальной помощью.

3.2.Единовременная материальная помощь оказывается нуждающимся работникам и неработающим пенсионерам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, требующую значительных денежных затрат, которую они не могут преодолеть самостоятельно (в связи с кражей личного имущества, пожаром, затоплением квартир, необходимостью оплаты дорогостоящей медицинской помощи, операции, лечения и др,, не входящих в программу государственных гарантий и медицинских услуг).

3.3. Единовременная материальная помощь за счёт средств Фонда может быть оказана в виде денежной выплаты один раз в год, после 6 месяцев ежемесячных отчислений пожертвований (взносов) в Фонд обратившимся.

3.4.Размеры благотворительной (материальной) помощи зависят от суммы фактически понесённых расходов (ущерба), от тяжести заболеваний (травм), стоимости лечения (в том числе оперативного), от накопленной суммы взносов, а также, в случае необходимости, от совокупного дохода семьи.

3.5. Размер благотворительной (материальной) помощи, как правило, не может превышать 50 000 рублей.

3.6.Решение об оказании благотворительной (материальной) помощи, в размере свыше 50 000 рублей может быть принято Правлением Фонда по ходатайству комиссии.

3.7. Добровольные пожертвования (взнос) перечисляемые на счёт Фонда не подлежат возврату.

4. Организация работы по предоставлению единовременной материальной помощи Благотворительным Фондом

4.1.Фондом рассматриваются обращения работников органов и учреждений социальной защиты населения города Москвы, вносящих ежемесячно благотворительные пожертвования (взносы), попавших в трудную жизненную ситуацию, связанную с угрозой здоровью и жизни (тяжёлое заболевание, травмы, операции), с дорогостоящими видами лечения сверх программы обязательного медицинского страхования согласно Приложению №1.

4.2.Фондом, в порядке очередности, рассматриваются обращения пенсионеров, вышедших на пенсию с должностей государственных служащих и работников из органов и учреждений социальной защиты населения города Москвы.

4.3.Перечень документов являющихся основанием для рассмотрения обращения:

— заявление по форме (Приложение №2):

— документы, подтверждающие необходимость оказания материальной помощи (Счет-фактура от медицинского учреждения, копии договоров об оказании оперативного лечения, проведенного дорогостоящего обследования, справка о пожаре, краже и т.п.);

— выписки из истории болезни (при необходимости);

— справка с места работы с указанием суммы перечисленного пожертвования (взноса);

— копия удостоверения личности — паспорт;

— копия трудовой книжки (не работающим пенсионерам);

— копия сберегательной книжки и счёта.

4.4.Рассмотрение обращений об оказании материальной помощи каждому обратившемуся индивидуально осуществляется Комиссией по распределению материальной помощи (за исключением случаев, указанных в п. 3.6).

5. Состав комиссии

5.1.Комиссия по распределению материальной помощи из средств Фонда образуется в количестве 16 человек из представителей, делегируемых от органов и учреждений социальной защиты населения города Москвы и общественных организаций. Норма представительства по 1 человеку от Департамента социальной защиты населения города Москвы, каждого административного округа, стационарных учреждений, Совета ветеранов, Совета молодых специалистов, Территориальной профсоюзной организации и представителя Правления Фонда.

5.2.Ротация членов комиссии осуществляется по решению органа, учреждения, общественной организации, делегирующего своего представителя в комиссию.

6. Регламент работы комиссии:

6.1.Заседание комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц;

6.2.Комиссия на своих заседаниях рассматривает заявления работников об оказании материальной помощи, в связи с возникшей трудной жизненной ситуацией, с приложением необходимых документов;

6.3.Решения комиссии правомочно при участии в нем более 50 % всех членов Комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом. Протокол подписывается присутствующими членами комиссии, оригинал решения комиссии с подлинными документами направляется в Правление Фонда. Копия протокола решения хранится в комиссии;

6.4.Комиссия на своём заседании избирает Председателя, заместителя и секретаря. Введение документооборота осуществляет секретарь комиссии.

7. Порядок оформления перечисляемых пожертвований (взносов) работниками
органов и учреждений социальной защиты города Москвы

7.1.Добровольные пожертвования (взносы) перечисляются бухгалтерией органа, учреждения социальной защиты населения города Москвы на счёт Фонда на основании личных письменных заявлений работников на имя Главного бухгалтера с указанием суммы ежемесячного пожертвования. По желанию работника сумма перечисляемого им пожертвования (взноса) может быть пересмотрена.

7.2.Бухгалтерия ведёт учет указанных отчислений на каждого работника и в случае обращения работника в Фонд за оказанием материальной помощи выдаёт работнику на руки справку о размере перечисленного пожертвования (взноса).

7.3.Заявления работников, пенсионеров на оказание материальной помощи с необходимыми документами принимаются и регистрируются секретарём комиссии в журнале регистрации.

7.4.Оригиналы документов, подтверждающие расходы, и послужившие основанием для принятия решения, протоколы Комиссии, выплатные документы хранятся в Правлении Фонда.

7.5.Оформление передачи денежных средств осуществляется Правлением в
зависимости от формы обращения граждан:

— возмещение денежных средств затраченных на виды лечения, обследования, ремонта и т.д., путём перевода на лицевой счет обратившегося;

— оплата средств на лечение или обследование, путём перевода, на лицевой счет юридического лица, осуществляющего данную услугу, при наличии договора
заключенного с гражданином;

— в исключительных случаях, тяжело больным, допускается выплата единовременной материальной помощи почтовым переводом.

7.6. Работа Комиссии и других органов Фонда осуществляется на
общественных началах.