Малые предприятия 2011

Упрощенный бухучет для малых предприятий

Комментарий к поправкам в Положения по бухгалтерскому учету

Начиная с отчетности за 2010 г. действуют изменения в восемь Положений по бухгалтерскому учету, которые значительно облегчают работу бухгалтеров малых предприятий. В чем же суть этих изменений?

Проверяем, относится ли ваша организация к малым предприятиям

Прежде чем изучать поправки, надо проверить, может ли ваша организация ими воспользоваться. Так, если ваша компания — эмитент публично размещаемых ценных бумаг, то новые поправки в ПБУ не для вас. Вы не выпускали таких ценных бумаг? Тогда надо проверить, относится ли ваше предприятие к малым или нет.

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25 % ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) ;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 челове к п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ ;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб . п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 556

Но это еще не все. Приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно, только если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за други м ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ .

Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях — на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2011 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

  • и в 2010, и в 2009 г. показатели численности и выручки были не выше предельных;
  • если за 2010 г. вы превысили предельные показатели выручки и средней численности, то за 2008 и за 2009 гг. показатели численности и выручки должны быть не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму, и те, кто применяет упрощенку либо находится на вмененке или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо.

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов — получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-й гарантии того, что оно — малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

Итак, если вы проверили свою организацию и в 2011 г. она относится к малым предприятиям, то самое время изучить, какие изменения для вас подготовил Минфин.

«Узаконенный» кассовый метод для малых предприятий

Теперь в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» прямо предусмотрено, что доходы и расходы малые предприятия могут считать по кассовому методу. То есть по мере поступления и расходования дене г п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н; п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н , причем неважно, перешло ли к покупателю право собственности на товар (принял ли заказчик работы) или нет. Расходы тоже можно учитывать после погашения задолженности за приобретенные товары (работы, услуги ) п. 18 ПБУ 10/99 .

Правда, нельзя сказать, что это такое уж нововведение. У малых предприятий и раньше была возможность применения кассового метода в бухучете. Она закреплена в рекомендациях Минфина 1998 г . п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н Но в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, появившихся год спустя, до недавнего времени о применении кассового метода малыми предприятиями не было ни слова. Поэтому некоторые бухгалтеры опасались руководствоваться минфиновскими рекомендациями и вели бухучет как все — по методу начисления. Теперь же можно не бояться применять кассовый метод в бухучете.

Однако кассовый метод удобен лишь применяющим упрощенку либо тем, кто платит ЕСХН. Поскольку они и в налоговом учете доходы и расходы всегда считают так ж е пп. 1, 2 ст. 346.17, п. 5 ст. 346.5 НК РФ . Плательщикам налога на прибыль «бухучетный» кассовый метод интересен, только если и в налоговом учете они тоже выбрали кассовый метод. А это большая редкость.

Плательщикам ЕНВД (не совмещающим вмененку с упрощенкой) кассовый метод бухучета не очень удобен. Во-первых, у него свои особенности, к которым надо привыкнуть. И во-вторых, при переходе на общий режим налогообложения и уплату налога на прибыль придется перестраиваться. А это сложно.

Другое дело — если вы совмещаете ЕНВД с упрощенкой. В такой ситуации кассовый метод в бухучете может быть вполне приемлем.

Применение кассового метода бухучета малыми предприятиями полностью узаконено, но пользоваться им выгодно только упрощенцам и плательщикам ЕСХН.

«Бухучетные освобождения» для малых предприятий

Минфиновские изменения избавляют малые предприятия от применения некоторых специфичных ПБУ. Это приятно. Правда, большинство небольших организаций и так не обращали внимания на некоторые из них. Зато теперь они смогут это делать на вполне законных основаниях.

Теперь малые предприятия могут не применять:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда » утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н ;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности » утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н .

Малым предприятиям, конечно, облегчили жизнь. Но было бы еще лучше, если бы для них отменили промежуточную бухотчетность, о чем ходили слухи в прошлом году

Малые предприятия могут учитывать все проценты по займам и кредитам как прочие расходы, даже если заем связан с приобретением инвестиционного актива. Проценты без разбору можно списывать в дебет счета 91-2 п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н .

Малым предприятиям теперь не обязательно переоценивать финансовые вложения. Их можно отражать в учете и отчетности по первоначальной стоимост и п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н .

Малые предприятия могут воспользоваться упрощенным порядком исправления существенных ошибок отчетного года, выявленных после утверждения отчетности за него. Их можно исправить днем выявления. А прибыль или убыток, появившиеся при исправлении, надо отразить в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (то есть на счете 91 «Прочие доходы и расходы»). Сложный ретроспективный пересчет после этого делать не нужн о п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н .

Малые предприятия могут не отражать ретроспективно последствия изменения учетной политики, даже если эти изменения существенны е п. 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н .

Напомним, что малые предприятия по-прежнему могут:

  • не применять ПБУ 18/02 п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н . Малые предприятия — плательщики налога на прибыль могут начислять его в бухучете по данным декларации;
  • не отражать условные факты хозяйственной деятельност и п. 2 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н ;
  • не раскрывать информацию о связанных сторонах (на такое освобождение вы не имеете права, если ваша организация — ОАО либо если она добровольно публикует отчетность полностью или частично ) п. 3 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н ;
  • не представлять информацию по сегмента м п. 3 ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н (действовало до 2011 г.) . Кстати, по правилам нового ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» (вступает в силу с отчетности за 2011 г . п. 2 Приказа Минфина России от 08.11.2010 № 143н ) информацию о сегментах в пояснениях к отчетности должны раскрывать только эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. А остальные организации (как малые, так и средние и крупные) могут делать это по желани ю п. 2 ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н .

Кроме того, для малых предприятий предусмотрена возможность составления отчетности в упрощенном виде. При составлении отчетности за 2010 г. малым предприятиям (не обязанным проводить аудиторскую проверку) можно не представлять пояснительную записку и формы № 3 «Отчет об изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств» и № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу » пп. 1, 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н .

Начиная с отчетности за 2011 г. в приложениях к балансу можно приводить только наиболее важную информаци ю пп. 6, 7 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н . Если же вы посчитаете, что у вас нет никакой важной информации, то можно вообще не сдавать приложения. И тот факт, обязаны вы проводить аудиторскую проверку или нет, никакого значения иметь уже не будет.

Упрощая бухучет на малом предприятии, важно добиться равновесия между интересами руководства, участников и вашими трудозатратами. Если вы решите воспользоваться каким-либо послаблением, лучше отразить это в своей учетной политике.

Малые предприятия 2011

Цель исследования заключается в анализе роли и влияния малого предпринимательства на экономику региона.

Материалы и методы исследования

Проанализированы основные показатели развития сферы малого предпринимательства на основе данных Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Владимирской области.

Результаты исследования и их обсуждение

Во Владимирской области ведется значительная работа по созданию мер поддержки малого предпринимательства. Приняты региональные и муниципальные программы по содействию развития малого и среднего предпринимательства, осуществляется субсидирование начинающих предпринимателей, выделяются субсидии на модернизацию производств. Создаются новые объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, среди которых уже функционируют 7 бизнес-инкубаторов, центр инжиниринга, центр прототипирования коллективного пользования, учебно-деловой центр, маркетинговый центр, инновационно-технический центр, свыше 10 различных фондов по содействию развития предпринимательства [1]. Во Владимирской области принят закон, создающий благоприятную среду для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Создаваемая инфраструктура поддержки направлена на достижение следующих целей: создание благоприятных условий для ведения бизнеса; привлечение новых людей в предпринимательскую деятельность; повышение конкурентоспособности субъектов малого бизнеса; повышение инновационной активность малого предпринимательства [2].

Анализ деятельности региональной политики свидетельствует о том, что развитие малого предпринимательства является приоритетным для региона. Региональная поддержка создает перспективу роста количества субъектов малого предпринимательства во Владимирской области.

Несмотря на оказываемую поддержку, малое предпринимательство показывает разнонаправленную динамику (рис. 1). Так, за 2011 г. рост количества малых предприятий (с учетом микропредприятий) во Владимирской области составил 10,43%, и на конец года их общее количество составило 19 288 предприятий (в том числе 16 222 микропредприятий). В 2012 г. общее количество малых предприятий снизилось на 7,7%, снижение произошло за счет сокращения количества микропредприятий. За 2013 г. общее количество малых предприятий увеличилось на 6,01%. В 2014 г. наблюдалось снижение на 2,51%, по сравнению с годом ранее. Таким образом, общее количество малых предприятий на конец 2014 г. составило 18 399 (из них 15 724 микропредприятий).

Рис. 1 Количество малых предприятий на конец года (Владимирская область)

Источник: Росстат; расчеты автора

Во Владимирской области в 2011 и 2013 гг. количество малых предприятий увеличилось, одновременно выросла средняя численность работников, занятых в этой сфере. Малое предпринимательство создает новые рабочие места и благоприятно влияет на социально-экономическое состояние региона. Серьезное снижение количества малых организаций произошло в 2012 и 2014 гг., что вызвало снижение численности занятых. За период 2010–2014 гг. общее количество малых предприятий увеличилось на 5,34%. Однако средняя численность работников за аналогичный период сократилась на 1,12% и составила 129 043 человека (на конец 2014 г.). Динамика роста по России значительно лучше показателей региона, что свидетельствует о необходимости использования новых мер поддержки малого бизнеса в регионе.

Состояние малых предприятий в Центральном федеральном округе (далее ЦФО) отличается от показателей Владимирской области (рис. 2). За 2011 г. количество малых предприятий увеличилось на 12,6%. В 2012 г. рост замедлился и составил 3,49%, во Владимирской области за аналогичный год показатель снизился на 7,7%. В 2013 и 2014 гг. рост продолжил замедление до 1,31% и 0,38% соответственно [5]. По количеству малых предприятий лидирует г. Москва, на конец 2014 г. их число составило 245 471 предприятие (более 40% от всех малых предприятий в ЦФО), на 2-м месте Московская область — 77 733 предприятия, Владимирская область занимает 8-е место (3,2% от всех малых предприятий ЦФО).

Рис. 2. Количество малых предприятий на конец года (ЦФО)

Источник: Росстат; расчеты автора

Анализ представленных данных по ЦФО показал, что количество малых предприятий за период 2010–2014 гг. увеличилось на 18,51%, что значительно больше показателя по Владимирской области. За анализируемый период снижения количества предприятий не произошло, каждый год число организаций увеличивалось. Средняя численность занятых на малых предприятиях за этот же период выросла на 9,57%. Увеличение численности занятых вызвано ростом количества малых предприятий. За 2011–2014 гг. инвестиции в основной капитал малых предприятий увеличились на 65,27%. Показатели ЦФО свидетельствуют о благоприятном климате для ведения предпринимательской деятельности, что положительно повлияло на количество субъектов малого предпринимательства.

Динамика роста в Российской Федерации (РФ) лучше показателей Владимирской области и ЦФО (рис. 3). За весь период 2010–2014 гг. количество малых предприятий ежегодно увеличивалось: за 2011 г. на 11,69% , за 2012 г. на 9,07% , за 2013 г. на 3%, за 2014 г. на 1,97% [4]. Самую большую долю по количеству малых предприятий занимает ЦФО (29,7% всех малых организаций), на 2-м месте Приволжский федеральный округ (18,3%), на третьем Северо-Западный федеральный округ (14,15%). Наименьшая доля по количеству малых предприятий приходится на Дальневосточный федеральный округ (4,43%).

Рис. 3. Количество малых предприятий на конец года (РФ)

Источник: Росстат; расчеты автора

Анализ представленной информации показал, что в период с 2010–2014 гг. количество малых предприятий во Владимирской области увеличилось на 5,34%, в ЦФО за аналогичный период общее количество увеличилось на 18,51%, что ниже показателя по России в целом (количество увеличилось на 27,95%). За 2013 г. Владимирская область показала лучшую динамику роста количества малых предприятий (более 6%), что значительно выше показателя по ЦФО (1,31%) и России (3%). Увеличение числа малых предприятий в стране повлекло за собой рост численности занятых в этой сфере. Так, за 2011 г. средняя численность увеличилась на 1,77%, а за весь период (2010–2014 гг.) — на 5,34%. Во Владимирской области средняя численность за аналогичный период снизилась на 1,12%. В результате на конец 2014 г. средняя численность занятых на малых предприятиях (включая микропредприятия) составила 129,04 тыс. человек, или 17,78% от всех занятых в экономике региона [3]. По доле занятых на малых предприятиях Владимирская область превосходит показатели по ЦФО и России в целом.

По обороту малых предприятий во Владимирской области наблюдается положительная динамика (рис. 4): за 2012 г. оборот вырос на 17,9%, за 2013 г. вырос на 9,81%, за 2014 г. вырос на 0,07 [4]. В обороте малых предприятий по ЦФО Владимирский регион занимает всего 1,51%. 1-е место по обороту малых предприятий по ЦФО занимает г. Москва (63,58%), на 2-м – Московская область (13,27%), наименьшую долю занимает Орловская область (0,69% от оборота по ЦФО).

Рис. 4. Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) во Владимирской области

Источник: Росстат; расчеты автора

Данные проведенного исследования показали, что в период 2011–2014 гг. по росту оборота малых предприятий, с большим отрывом от других субъектов ЦФО лидирует Ивановская область, показатель увеличился на 73,38% (с 126,17 млрд руб. в 2011 г. до 218,75 млрд руб. в 2014 г.). На 2-м месте Курская область (60,92%), на 3-м месте Смоленская область (49,5%). Владимирская область занимает 11-е место, оборот малых предприятий увеличился на 29,55%, в то время как в ЦФО оборот увеличился всего на 3,56%. Наименьший уровень роста показала Московская область (4,28%). В Москве за аналогичный период оборот малых предприятий сократился на 8,57% [4].

Во Владимирской области малое предпринимательство играет важную роль в экономике региона, в этой сфере работает около третьей части всех занятых граждан области, из них большая часть — на малых предприятиях. За период 2010–2014 гг. численность малых организаций в регионе увеличилась незначительно, за аналогичный период показатели по стране значительно лучше, что говорит о необходимости внедрения новых форм поддержки малого предпринимательства. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности необходимо проводить за счет снижения налоговой нагрузки, предоставления доступных кредитных средств, субсидий, льготных условий по аренде помещений. Принятые региональные программы по поддержке малого и среднего предпринимательства должны способствовать росту предпринимательства во Владимирской области. Создаваемая инфраструктура поддержки является важнейшим направлением региональной политики. От успешной реализации разработанных мер, их доступности и эффективности зависит успешное развитие региона.

Рецензенты:

Дигилина О.Б., д.э.н., к.ф.н., профессор, зав. кафедрой экономики, ФГБОУ ВПО «Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Владимир;

Хартанович К.В., д.э.н., профессор кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Владимир.

Особенности малых предприятий как субъектов экономической деятельности.

Кривда Сергей Викторович, Аспирант Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Отличительной особенностью отечественной экономики является то, что большинство малых предприятий (МП) сосредоточено в сфере продажи товаров или предоставления услуг населению. В то же время их доля в научно-технической сфере крайне мала (около 1%).

Существует масса критериев классификации предприятий в зависимости от их размера. Такими критериями могут быть: стоимость активов, стоимость собственного капитала, величина выручки, величина прибыли, количество работников.

Критерии малых предприятий

В соответствии с российским законодательством для субъектов малого бизнеса установлены следующие критерии малых предприятий:

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста человек вклю чительно; среди МП выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек [1];

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн рублей для малых предприятий и 60 млн рублей для микропредприятий [2].

Согласно представленным Росстатом и ФНС России данным, в настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 587 871 субъект малого предпринимательства, в том числе:

– 1 374 777 микропредприятий;

– 227 744 малых предприятий;

– 3 985 350 индивидуальных предпринимателей [4].

Крупный бизнес тяготеет к открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО) акционерным обществам. Для малого бизнеса более характерна организация деятельности в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов. Малый бизнес чаще всего функционирует без образования юридического лица, под юридическим статусом индивидуального предпринимателя или крестьянского хозяйства.

Малые предприятия имеют свои характерные особенности, оказывающие влияние на способы организации и ведения бизнеса, структуру управления предприятием, структуру сделок по купле-продаже такого бизнеса, на качество информационного обеспечения участников рынка капиталов, на методы (иногда довольно специфические), применяемые при их оценке, на сопровождающие малый бизнес риски и т.д.

Возможности малого и крупного бизнеса

Рассмотрим основные различия среднестатистических предприятий малого бизнеса в сравнении с крупными корпорациями.

Одной из основных отличий МП от крупных предприятий является степень и характер вовлеченности собственника (инвестора) в дела компании.

Непосредственное участие собственников в делах МП является обычной практикой. Здесь он является действующим предпринимателем (бизнесменом), а организационно-правовая форма предприятия – способ ведения его предпринимательской деятельности (бизнеса)

В крупных компаниях собственник – часто лишь инвестор, не ведущий предпринимательскую деятельность на профессиональной основе. С одной стороны, его высокая личная заинтересованность положительно влияет на результативность бизнеса, с другой – собственники, особенно в начале своей деятельности, обычно не обладают достаточными профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для успешного управления предприятием.

Такая вовлеченность в дела предприятия вызывает и некоторые особенности отношения собственника к бизнесу, связанным с ним выгодами и рисками. Особенностью МП в части принятия управленческих решений инвестиционного характера является преобладание эмоционального фактора над беспристрастным предварительным расчетом эффективности таких решений (нередко такой расчет вообще отсутствует).

Возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов в большинстве случаев также уступают возможностям крупных корпораций. Отсюда неразвитость системы управления и высокие риски, связанные с его качеством. К тому же, такие предприятия зачастую являются в высокой степени зависимыми от ключевых и трудно заменимых лиц, обладающих определенными знаниями, компетенциями, связями, репутацией.

Доступ к капиталу у малых предприятий достаточно ограничен. Данные компании в силу своих особенностей не могут полноценно использовать многие инструменты рынка капиталов. Вследствие этого стоимость привлечения дополнительного финансирования для малых предприятий априори выше, чем для крупных корпораций, обладающих всем спектром возможностей и инструментов получения необходимых фондов.

Низкая ликвидность на рынке капиталов также является причиной высокой стоимости привлечения собственного капитала и фактором, обуславливающим наличие так называемых скидок на ликвидность, оказывающих сильное влияние на величину стоимости собственного капитала частных компаний.

Низкая капитализация и известность компании на рынке снижают ее привлекательность для инвесторов.

Отсюда еще одна причина высокой стоимости привлечения капитала для подобных предприятий.

Малые предприятия более мобильны, чем крупные корпорации. Они быстрее и гибче реагируют на изменение рыночной ситуации. Невысокая капиталоемкость малого бизнеса позволяет с наименьшими потерями перепрофилировать или ликвидировать предприятие.

Труднодоступность капитала предопределяют и невысокие возможности МП в рекламе и продвижении своей продукции. А сложности в привлечении высококвалифицированных профессионалов негативно влияет на результативность такой деятельности.

Жизненный цикл и диверсификация

Возраст малых компаний сравнительно невелик. Недостаточность исторических данных о результатах деятельности по причине их отсутствия затрудняет прогноз дальнейшего развития ситуации, что воспринимается оценщиками как дополнительный фактор неопределенности (риска).

Низкая средняя продолжительность жизни МП может быть обусловлена не только высокими рисками. В некоторых видах бизнеса (например, в ресторанном) срок жизни предприятия может быть связан не только с низкой устойчивостью бизнеса или высокой конкурентной средой, но и самой логикой развития такого бизнеса, предполагающей периодическую смену его концепции или ликвидацию бизнеса. Нередко на срок жизни предприятия оказывают и неэкономические мотивы предпринимателя, что особенно характерно для микропредприятий, которые в случае наступления определенных личных обстоятельств предпринимателя, бывает проще ликвидировать, чем продать как действующий бизнес.

Низкая продуктовая и географическая диверсификация негативно влияет на устойчивость таких компаний к колебаниям рынка и кризисным явлениям.

Это часто является причиной недолгой живучести малых компаний.

Низкая отраслевая диверсификация, характерная для малых компаний, согласно теории рынка капиталов, увеличивает риски инвесторов, то есть владельцев МП. Но с другой стороны узкая специализация обеспечивает более внимательный подход к клиенту и способствует лучшему пониманию и удовлетворению потребительского спроса.

Малые предприятия, как правило, не являются лидерами рынка и не способны поэтому извлекать все выгоды от доминирования. Слабые рыночные позиции ставят такие компании в невыгодное положение относительно конкурентов.

Характерной чертой малых компаний является также невысокая клиентская диверсификация. Зависимость от небольшого числа основных поставщиков или покупателей делает данные предприятия весьма уязвимыми от их намерений в отношении дальнейшего сотрудничества, а также зависимыми от состояния дел партнеров по бизнесу.

Информационная прозрачность Важнейшим фактором, оказывающим влияние на восприятие и доверие к фирме, является информационная прозрачность компании, достоверность, глубина и доступность финансовой и прочей информации, необходимой инвесторам для принятия соответствующих экономических решений. Низкое качество данных затрудняет принятие решений не только инвесторам, но и менеджменту предприятий, не обладающему зачастую всей полнотой качественной информации, необходимой для эффективного управления.

Для структуры собственности МП в России характерна ситуация, когда имущество, используемое юридическим лицом, не стоит у него на балансе, являясь собственностью владельца данного юридического лица. В структуре капитала такой компании может быть значительна доля заемного капитала, предоставленного ее собственником. Структура сделки купли-продажи подобного предприятия предполагает отдельную продажу юридического лица, используемых предприятием и принадлежащих собственнику средств производства и существующих долгов перед его собственником.

В отличие от крупных предприятий, МП нередко организуются без образования юридического лица: индивидуальные предприниматели, крестьянские хозяйства, простые товарищества, как правило, имеющие возможность осуществления упрощенной регистрации и ведения отчетности, использования различных налоговых льгот и послаблений. Это является положительным фактором, улучшающим как финансовые результаты, так и общую конкурентоспособность, по сравнению с крупными корпорациями.

Рассмотренные выше особенности малых предприятий делают средний и малый бизнес, с одной стороны, рискованным, а с другой – перспективным и привлекательным объектом вложения капитала.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,486

Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире

Калинин Андрей Владимирович, аспирант, Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Тема развития малого и среднего бизнеса является очень актуальной в условиях модернизации существующей экономики в России. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.

Российскими учеными и исследователями уже было написано немало работ по развитию малого и среднего предпринимательства в стране и предложены различные меры по его модернизации. Но следует отметить, что уровень развития малого и среднего бизнеса в России пока еще существенно отстает от экономически развитых стран. И господдержка малых и средних предприятий у нас находится еще на довольно слабом уровне. В связи с этим, было бы очень полезным обратить внимание на состояние малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и проанализировать его. Знание зарубежного опыта было бы очень полезно для применения в экономиках развивающихся стран, в частности, и в России. Анализ и изучение зарубежного опыта малого и среднего бизнеса позволит государственным и муниципальным органам разрабатывать различные программы поддержки предпринимательства.

Развитие малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение таким предприятиям и оказывают им всяческую поддержку в развитии и совершенствовании, разрабатывают огромное количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставляют всяческие льготы. Как уже было написано в самом начале, в таких странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль. В экономически развитых странах малый и средний бизнес представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивается занятость большинства населения. В этих странах около 50–70% ВВП производится именно малыми и средними предприятиями.

Рассмотрим ситуацию с развитием малого и среднего бизнеса в США и в Европе. А также посмотрим состояние малых и средних предприятий в развивающихся странах, в частности, в Республике Беларусь.

Малый и средний бизнес в США

Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты, на которых работает не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:

1) Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20 человек;

2) Малые предприятия — от 20 до 100 человек;

3) Средние предприятия — от 100 до 499 человек.

Кроме того, можно отдельно выделить те предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает, так как владельцы малых и средних предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся источники живучести всего американского бизнеса [1].

Малое и среднее предпринимательство в США действует в различных сферах: в производстве, в торговле, в финансовом секторе, в области социальных услуг, а также в сфере инноваций. Численность малых предприятий в США неуклонно растет. Так за период с 1980 г. по 2006 г. их численность выросла с 13 до 26 млн. единиц, то есть в 2 раза. На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащие к категориям малого и среднего бизнеса.

Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях.

Не менее важна и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.

Принцип и философия поддержки малого и среднего бизнеса в стране, которую традиционно считают «оплотом капитализма» появились не сегодня, не вчера, и даже не в 1953 г., когда официально была создана Администрация по делам малого бизнеса в США, а сформировалась намного раньше — во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны [2].

Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые и средние предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время, именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая важную социальную значимость.

В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. В 1953 г. в США создается Федеральное агентство — Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. На эту организацию возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Причем филиалы АМБ расположены во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого и среднего бизнеса распространяется на все штаты. Основными задачами АМБ являются:

  • помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета.
  • техническая и информационная поддержка бизнеса;
  • важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Особое место занимает программа финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.

На малый бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.

Реализуется также специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии). К 2007 г. свыше 3 млн. малых предприятий принадлежали представителям национальных меньшинств.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

Как видно из написанного выше, государственная поддержка малым и средним предприятиям в США оказывается на очень высоком уровне. А она, в свою очередь, создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

Малый и средний бизнес в Европе (Испания)

Эксперты ЕС уже в течение многих лет склонны оценивать всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки — 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает [3].

Малый и средний бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 1970-е гг. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях — в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого и среднего бизнеса — это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Для тех, кто собирается начинать свое дело, разработаны и успешно применяются различные программы по оказанию помощи. Первые пять лет предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого предпринимательства.

Как самый важный положительный фактор развития малого и среднего бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать даже любой гражданин другого государства. И в то же время контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму.

К 2008 г., как свидетельствуют данные Института национальной статистики, почти 2/3 трудоспособного населения страны было занято в частном секторе и лишь чуть больше 20% — в государственном. К началу экономического кризиса в Испании сложилось вполне уравновешенное соотношение работающих и временно незанятых, но с перспективой их трудоустройства. Кризис 2009 г. резко обострил ситуацию: спад деловой активности, финансовый крах сотен крупных и средних фирм и тысяч малых вызвали логически объяснимый рост увольнений работников многих отраслей, в первую очередь, строительной, мебельной, сервиса и туризма и других [3]. Но даже несмотря на это, малому и среднему бизнесу оказывается мощная государственная поддержка. И далеко не в каждой стране Евросоюза существуют настолько благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Малый и средний бизнес в Европе (Франция)

Во Франции к категории малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников.

В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. — в торговле, 350 тыс. — в строительстве, 303 тыс. — в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40–50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.

В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции можно отметить следующее.

За последние четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого и среднего бизнеса. Новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижается подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротств, является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение — Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления — региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы.

Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды.

В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений.

В целом же, можно сделать вывод, что условия для развития малого и среднего бизнеса во Франции довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная поддержка таким предприятиям оказывается на высоком уровне, как и в США.

Малый и средний бизнес в Республике Беларусь

Согласно законодательству, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь относят:

  • Микропредприятия, численностью до 15 человек;
  • Малые предприятия, численностью от 16 до 100 человек;
  • Средние предприятия, численностью от 101 до 250 человек.

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает уже чуть более 20 лет. За прошедший период произошли большие изменения в развитии малого и среднего бизнеса, а также в политике государственного стимулирования. Было разработано множество нормативно-правовых актов, касающихся малого и среднего бизнеса. К основным из них можно отнести:

  • Закон «О предприятиях» №462-XII, принятый Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. В данном законе были определены общие основы организации предприятия и его деятельности в условиях рыночных отношений. Малые предприятия разрешается создавать как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;
  • Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 28 мая 1991 г. В данном законе определены общие правовые и экономические основы предпринимательства, установлен порядок регистрации и прекращения деятельности, определена ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей. Данный закон установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь;
  • Указ Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Данным указом были установлены основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также были определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Также данным указом было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, которое является основным государственным органом управления, ответственным за развитие малого бизнеса;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760.

Таким образом, можно отметить, что нормативно-правовая база по малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь существует, развивается и требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению некоторых экспертов, основными направлениями в развитии малого и среднего бизнеса в стране должны стать защита прав собственности, развитие рыночных институтов, повышение конкурентоспособности бизнеса, обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, а также противодействие коррупции и упрощение бумажной волокиты.

Для развития бизнеса в республике Беларусь созданы свободные экономические зоны и действуют специальные налоговые льготы для компаний, которые работают в малых городах и в сельской местности.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно, темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. — 105,9% [4].

В условиях мирового финансового кризиса, государством также оказывалась всяческая поддержка малому и среднему бизнесу. В частности, были приняты шаги по упрощению налогового законодательства. Но, тем не менее, следует отметить, что поддержка бизнеса государством все же была менее значительной, по сравнению с экономически развитыми странами.

По данным Министерства экономики в Республике Беларусь за январь–март 2011 г. численность малых и средних предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с первым кварталом 2010 г. В целом, можно отметить, что малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы для дальнейшего развития. И оно должно стать важным государственным приоритетом для страны.

Как мы видим из исследования, малый и средний бизнес за рубежом успешно развивается и постоянно совершенствуется. В экономически развитых странах государство является не тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства, а активным сторонником и помощником в его совершенствовании. Малому и среднему бизнесу оказывается значительная поддержка на государственном уровне, предоставляется масса всевозможных льгот. Правительствами экономически развитых стран разрабатываются различные программы по поддержки такого предпринимательства, которые успешно доказали свою эффективность на практике. В любом иностранном государстве есть свои плюсы и минусы в развитии малых и средних предприятий. И любой опыт будет очень полезен для развития малого и среднего предпринимательства в России и для модернизации экономики, в целом.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.