Лицензия на продажу электроэнергии юридическим лицам

Оглавление:

Положение о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 мая 2005 г. N 291

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ГРАЖДАНАМ

В соответствии с Федеральными законами «Об электроэнергетике» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам.
  2. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации определить до 1 июня 2005 г. минимальный размер собственного капитала организаций, осуществляющих деятельность по продаже электрической энергии гражданам.
  3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 июля 2005 г.

от 6 мая 2005 г. N 291

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ГРАЖДАНАМ

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам.

Лицензирование деятельности по продаже электрической энергии гражданам осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — лицензирующий орган).

Под деятельностью по продаже электрической энергии гражданам понимается деятельность юридических лиц по реализации электрической энергии гражданам, включающая в себя комплекс мероприятий по качественному, бесперебойному и надежному снабжению указанной категории потребителей электрической энергией.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по продаже электрической энергии гражданам являются:

а) соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере электроэнергетики, защиты прав потребителей и технического регулирования;

б) наличие в штате лицензиата работников в количестве не менее 20 процентов общего количества работников по штатному расписанию, имеющих специальное высшее или специальное среднее образование в области электроэнергетики либо иное высшее или среднее образование при условии прохождения ими профильной переподготовки и при наличии стажа работы в области энергетики не менее 3 лет;

в) раздельное указание в счетах на оплату электрической энергии стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии;

г) наличие у лицензиата собственного капитала в размере не менее размера, определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам (далее — лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения и места нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов, на которых будет осуществляться лицензируемая деятельность;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов, подтверждающих наличие у соответствующих работников специального высшего или специального среднего образования в области электроэнергетики либо иного высшего или среднего образования при условии прохождения ими профильной переподготовки и при наличии стажа работы в области энергетики не менее 3 лет.

Копии указанных в пункте 5 настоящего Положения документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригиналов.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

За представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы, представленные соискателем лицензии в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган имеет право проводить проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа, на основании которого в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензиату выдается лицензия.

Лицензия выдается на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в установленном порядке по заявлению лицензиата.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется путем проверки, проводимой на основании приказа лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки, период деятельности, подлежащий проверке, и состав комиссии, осуществляющей проверку. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.

Внеплановая проверка может проводиться:

при получении от гражданина, продажу электрической энергии которому осуществляет лицензиат, заявления о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;

при получении от физических и юридических лиц, органов государственной власти информации о нарушении лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также при получении иной информации, подтвержденной документами или другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения проверки, в том числе предоставлять необходимые документы и информацию, обеспечивать доступ проверяющих в служебные помещения и к программно-техническим средствам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.

По результатам проверки оформляется акт (с указанием конкретных нарушений), который подписывается всеми членами комиссии, указанной в пункте 12 настоящего Положения. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.

Лицензиат вправе представить в лицензирующий орган возражения в отношении акта (в письменной форме) с приложением необходимых документов.

Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган устанавливает срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить (в письменной форме) лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом (в письменной форме) лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Проверка устранения нарушений лицензионных требований и условий должна начаться не позднее 10 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

В случае если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензиат обязан выполнять свои обязательства по продаже электрической энергии гражданам до вступления в силу решения суда, если при этом лицензирующий орган не приостановил действие лицензии.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

г) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

д) номер лицензии;

е) срок действия лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) сведения о переоформлении лицензии;

и) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

к) основания и дата аннулирования лицензии.

  • Лицензирующий орган при осуществлении лицензирования руководствуется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и настоящим Положением.
  • Лицензия на продажу электроэнергии

    Чтобы в Украине заниматься предпринимательской деятельностью в сфере электроэнергии необходимо иметь лицензию.

    Данную лицензию можно получить на 5 лет.

    Лицензию на электроэнергию можно получить по регулируемой, нерегулируемой или оптовой поставке.

    Чтобы получить лицензию нужно подготовить и согласовать все необходимые документы. После этого пакет документов следует предоставить в Национальную комиссию и ждать рассмотрения дела и получения лицензии.

    Для каждого вида поставки необходим разный перечень документов.

    На поставку газа вам понадобится:

    — информация о предприятии;

    — информация об оборудовании;

    — информация о территории предприятия;

    — документы, которые подтверждают квалификацию сотрудников;

    — информация о базе потребителей (адреса, тип и класс используемого ресурса, объем ресурсов для каждого потребителя);

    — выписка из ЕГР (оригинал и копия);

    — данные о поставках;

    — документ, подтверждающий оплату госпошлины.

    На поставку электроэнергии по регулируемому тарифу понадобится;

    — информация о деятельности предприятия;

    — информация о территории предприятия;

    — расчет тарифов на поставку электроэнергии;

    — документ, подтверждающий плату за выдачу лицензии.

    На поставку электроэнергии по не регулируемому тарифу понадобится:

    — информация о предприятии;

    — подтверждение Норматив достаточности собственных активов субъектов предпринимательской деятельности;

    — разрешение на работу повышенной опасности и использовании оборудования повышенной опасности;

    — документ, подтверждающий плату за выдачу лицензии.

    ЮБФ «Компаньон» поможет вам получить лицензию на электроэнергию. Вам предоставят:

    — сбор и анализ документов;

    — документы, заверенные нотариусом;

    — перечисление оплаты пошлины;

    — подачу и сопровождение всех необходимых документов;

    — получение лицензии и передачу их клиенту.

    Лицензирование электроэнергия | Лицензирование теплоснабжения | Лицензия на эксплуатацию ядерной установки

    Лицензирование электроэнергия | Лицензирование теплоснабжения | Лицензия на эксплуатацию ядерной установки

    Электроэнергетика Украины: лицензирование электроэнергия, лицензирование электроэнергетики, лицензирование в сфере электроэнергетики в украине, лицензирование продажи электроэнергии, лицензия на электроэнергию, лицензия на продажу электроэнергии, лицензия на производство электроэнергии, лицензия на поставку электроэнергии. Теплоэнергетика Украины: лицензирование теплоснабжения, лицензирование производства тепловой энергии, лицензирование эксплуатации тепловых сетей, лицензия на теплоснабжение, лицензия на тепло. Ядерная энергетика: ядерная энергетика Украины, лицензия на эксплуатацию ядерной установки, лицензия на изготовление оборудования для ядерных установок, лицензия на конструирование оборудования для ядерных установок, лицензия на проектирование и конструирование ядерных установок

    Производство электрической энергии — хозяйственная деятельность, связанная с преобразованием энергетических ресурсов любого происхождения, в том числе альтернативных источников энергии, в электрическую энергию с помощью технических средств с целью ее продажи на основании договора.

    Энергия — электрическая или тепловая энергия, вырабатываемая на объектах электроэнергетики и является товарной продукцией, предназначенной для купли-продажи.

    Электроэнергетика — отрасль экономики Украины, которая обеспечивает потребителей энергией.

    Электроустановка — комплекс взаимосвязанных оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии.

    Объединенная энергетическая система Украины — совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, других объектов электроэнергетики, которые объединены общим режимом производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии при централизованном управлении этим режимом.

    Объект электроэнергетики — электрическая станция (кроме ядерной части атомной электрической станции), электрическая подстанция, электрическая сеть, подключенные к объединенной энергетической системе Украины, а также котельная, подключенная к магистральной тепловой сети, магистральная тепловая сеть.

    Лицензирование в электроэнергетике | лицензирование в сфере теплоэнергетики

    Государственное регулирование деятельности в электроэнергетике осуществляется путем предоставления лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в электроэнергетике, формирование тарифной политики, установления порядка осуществления контроля за деятельностью субъектов электроэнергетики, других участников оптового рынка электрической энергии и ответственности за нарушение ими условий и правил осуществления деятельности на оптовом рынка электрической энергии.

    Основные задачи и полномочия национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики выдача субъектам хозяйственной деятельности лицензии на (Лицензирование в электроэнергетике):

    Лицензия на производство тепловой энергии

    Лицензия на производство электроэнергии

    Лицензия на транспортировку электроэнергии

    Лицензия на транспортировку тепловой энергии

    Лицензия на снабжение электрической энергией / лицензия на продажу электроэнергии

    Лицензия на снабжение тепловой энергией / лицензия на поставку тепловой энергии

    Деятельность по производству, передаче и поставке электрической энергии в Украине осуществляется при условии получения соответствующей лицензии.

    Лицензия на осуществление деятельности по производству, передаче и поставке электрической энергии выдается Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.

    Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности в соответствии с инструкцией, условиями и правилами осуществления отдельных видов деятельности, которые утверждаются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.

    Деятельность по производству электрической энергии субъектов хозяйствования без лицензии разрешается, если величина установленной мощности или отпуск электрической энергии меньше показателей, определенных в условиях и правилах осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии.

    Энергопоставщикам, в состав которых входят теплоэлектроцентрали, выдаются лицензии на виды деятельности в электроэнергетике с учетом специальных условий относительно первоочередного обеспечения потребностей потребителей тепла территории осуществления лицензированной деятельности.

    Инвестиционные программы лицензиатов по передаче и поставке электрической энергии подлежат согласованию центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе.

    Электрическая энергия, произведенная на тепло, входящих в состав энергопоставщиков, может быть реализована ими самостоятельно для потребления на территории осуществления лицензированной деятельности.

    Электрическая энергия, произведенная из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики (генерирующими установками) частных домохозяйств, величина установленной мощности которых не превышает 10 кВт, приобретается енерогопостачальникамы, осуществляющих поставку электрической энергии по регулируемому тарифу на территории осуществления лицензионной деятельности, по «зеленому» тарифу в объеме, превышающем месячное потребление электроэнергии такими частными домохозяйствами. Производство электроэнергии из энергии солнечного излучения частными домохозяйствами осуществляется без соответствующей лицензии. Порядок продажи и учета такой электроэнергии, а также расчетов за нее утверждается национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.

    Оптовый рынок электрической энергии Украины функционирует с соблюдением следующих требований: все субъекты хозяйственной деятельности по производству и поставке электрической энергии имеют равноправный доступ к оптовому рынку электрической энергии Украины и услуг электрических сетей по получении соответствующей лицензии на право осуществления этих видов деятельности.

    Энергопоставщики, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии с использованием собственных сетей, обязаны обеспечить равноправный доступ к этим сетям всех субъектов хозяйственной деятельности, получивших в установленном порядке лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности и заключили договор на передачу электрической энергии. Энергопоставщики, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии с использованием собственных сетей, не имеют право отказать в доступе к этим сетям субъектам хозяйствования, которые производят энергию с использованием альтернативных источников энергии. Энергопоставщики, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии с использованием собственных сетей, в своих инвестиционных программах должны предусматривать расходы на присоединение объектов электроэнергетики, производящих электроэнергию из альтернативных источников энергии.

    Деятельность в сфере использования ядерной энергии осуществляется на основании лицензий, отдельных разрешений и сертификатов в соответствии с Законом Украины «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии» и других законов.

    Обновлено2: Лицензирование энергосбытовой деятельности. При чем здесь потребители?

    Согласно принятому Федеральному закону от 29.12.2017 г. №451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» энергосбытовая деятельность, то есть деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии, осуществляемая на розничных рынках электроэнергии, подлежит обязательному лицензированию.

    На первый взгляд, лицензирование энергосбытовой деятельности ни коим образом не должно коснуться потребителей электроэнергии. Но это не так.

    В настоящее время многие потребители покупают электроэнергию у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации, а затем перепродают ее иным потребителями, подключенным к своим сетям (субабонентам). По закону — такие потребители теперь должны получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности, либо расторгнуть договоры поставки электроэнергии с субабонентами.

    На получение лицензии дается 1 год.

    С начала 2019 года энергосбытовая деятельность без лицензии влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 200 тыс. руб. до 250 тыс. руб.или дисквалификацию на срок до трех лет;
    • на юридических лиц — от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.

    Для получения лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности соискатель должен соответствовать следующим критериям:

    • быть зарегистрированным в качестве юридического лица на территории Российской Федерации;
    • руководитель юридического лица не должен иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
    • руководитель юридического лица не должен быть подвергнут административному наказанию за повторное совершение административных правонарушений по статьям «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке», «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» КоАП.
    • в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации;
    • не введена какая-либо из процедур банкротства;
    • не введена процедура конкурсного производства;
    • юридическое лицо соответствует требованиям о выполнении показателей финансового состояния и финансовой дисциплины;
    • юридическое лицо соответствует требованиям о к организации обслуживания потребителей электрической энергии, в том числе к организации очного и (или) заочного обслуживания потребителей электрической энергии.

    Как видно из критериев, лицензирование энергосбытовой деятельности — это механизм улучшения платежной дисциплины на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Каких-либо технических требований, а также дополнительных требований по тарифному регулированию для организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность не предусмотрено.

    За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина (размер пока не определен).

    Обновлено:

    Согласно законопроекта, лицензирование энергосбытовой деятельности, как и ожидалось, будет осуществлять Министерство энергетики РФ.

    Обновлено2:

    В июне проходили две семинара, на которых в том числе освещались вопросы лицензирования энергосбытовой деятельности.

    Кратко о том, что сообщили представители Минэнерго на семинарах:

    1. Утверждение Положения о лицензировании энергосбытовой деятельности ожидается до 01.09.2018 г. (правда уверенности в этом, судя по голосу, у представителей Минэнерго нет);
    2. Минэнерго будет рассматривать документы, поданные на лицензирование 45 рабочих дней, то есть 2 месяца (при условии, что все документы собраны и направлены верно и в полном объеме). Таким образом, до 1 ноября 2018 года все документы должны быть собраны и направлены в Минэнерго (скорее всего привезены в Москву лично);
    3. Все участники розничного рынка электрической энергии, которые контактируют с потребителями подлежат лицензированию (каких-либо исключений делать не планируется);
    4. Чтобы «не попасть под лицензирование» — потребителям с субабонентами нужно переоформить договорные отношения так, чтобы в них отсутствовала купля-продажа электроэнергии (как не понятно, можно оформить договор аренды, а в нем все равно придется писать, что арендодатель выставляет арендатору плату, включающую стоимость электрической энергии, что ведет к риску признания этого договора договором поставки электроэнергии).

    Добавить комментарий

    36 комментариев

    Артем, категорически приветствую!

    Проясните пожалуйста по поводу «Обновлено 2» , п. 3 «Все участники розничного рынка электрической энергии, которые контактируют с потребителями подлежат лицензированию (каких-либо исключений делать не планируется)». Если не трудно, можно ссылку на соотв. ПП или другой НПА?

    PS Вопрос задан в контексте ст. 29.3 ФЗ 35. Или уже что-то поменялось относительно участников РРЭМ, кто не попадает под лицензирование.

    И Вам не хворать, Павел!
    По «Обновлено 2», как говориться, записано со слов представителя Минэнерго. В принципе ст. 29.3 ФЗ 35 написано тоже самое. На сколько я понял, Минэнерго не считает, что 29.3 следует еще хоть как-то конкретизировать.
    Так что никаких ссылок на НПА пока нет и, может быть, не будет.

    Здравствуйте. Есть ли у кого какие новости по лицензированию ЭСД?
    Срок уже на грани, ПП утвержденного нет, Порядка тоже.

    Здравствуйте, Ольга!
    Ходит слух, что лицензирование перенесут на 1 июля 2020 года.
    Больше информации, пока, никакой (((

    Здравствуйте!
    Таки не понятно
    Вот если у меня есть сетевая организация, мои люди списывают счётчики, а э.э я опосредованно учитываю в переменной части даже по тарифу ниже, чем от сбытовой, то надо ли мне получать лицензию?

    Если читать буквально, то у меня ведь сетевая, а не сбытовая, небольшой торговый центр, кино, одежда, столовка по продаже кошерной пищи
    Кто вообще Творец такого Закона, есть фамилия? Дай Бог ему здоровья

    Дорогой Ицхак!
    У Вас же сетевая, а значит в Ваших сетях потери электроэнергии. Какая энергосбытовая деятельность? Я Вас умоляю!

    Здравствуйте, у меня два вопроса:
    1) Если организация одновременно и покупает э/э у ЭСО и производит ее (примерно в соотношении 50/50), имеет субабонентов, которые в совокупности приобретают примерно 25% от производимой э/э, должна ли такая организация получать лицензию или она подпадает под исключени (продажа э/э в объеме, не превышающем объема э/э, произведенной на принадлежащих на праве собственности объектах по производству э/э)?
    2) Как указано в статье выше «В настоящее время многие потребители покупают электроэнергию у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации, а затем перепродают ее иным потребителями, подключенным к своим сетям (субабонентам). По закону такие потребители теперь должны получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности, либо расторгнуть договоры поставки электроэнергии с субабонентами». Правильно ли я понимаю, что можно просто уведомить субабонентов о расторжении договоров с 1 января 2019 года, когда продавать э/э без лицензии будет нельзя, и просто отключть их без каких-либо последствий для потребителя?

    Здравствуйте, Александра!
    1. Согласно Статье 29.3. 451-ФЗ лицензия в данном случае не требуется.
    2. Очень желательно передать субабонентов на обслуживание гарантирующему поставщику, а не «просто отключить». Здесь есть много нюансов, например, что прописано о расторжении договора с субабонентом?
    Из практики: потребитель избавлялся от субабонента — неплательщика. Так процедура заняла больше года. Сначала оказалось, что договор заключен до следующего нового года и субабонент отказался заключать соглашение о расторжении договора. Затем за пол года ДО, потребитель начал его и гарантирующего поставщика бомбордировать письмами, что он не собирается пролонгировать договор. На осознание у субабонента ушло 3 месяца, затем процедура оформления документов с ГП.
    Если не урегулировать все отношения может получиться ситуация, когда с одной стороны

    Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

    с другой стороны, договор с субабонентом будет расторгнут. Фактически может сложиться такая ситуация, когда потребитель будет покупать электроэнергию для субабонента, но не продавать ее.

    Артем, большое спасибо за подробный и быстрый ответ!
    Не могли бы Вы еще раз посмотреть мой первый вопрос, так как в прошлый раз я не совсем корректно его сформулировала.
    Правильно так: Если организация одновременно и покупает э/э у ЭСО и производит ее (примерно в соотношении 50/50), имеет субабонентов, которые в совокупности приобретают примерно 25% ОТ ПРИОБРЕТЕННОЙ У ЭСО э/э, должна ли такая организация получать лицензию или она подпадает под исключение, указанное в ст. 29.3. ФЗ 451-ФЗ?

    Александра, давайте так:
    У организации должен быть обеспечен раздельный учет производимой и потребляемой электроэнергии в соответствии с п. 63 ПП РФ 442.
    Если объем произведенной электроэнергии больше, чем объем электроэнергии, продаваемой субабонентам — лицензирование не нужно по ст. 29.3. Если больше — то нужно. сравните эти две величины не принимая во внимание другие (объем потребления, объем сальдо-переторка).

    У Вас получается, что потребление организации 100%, выработка 50%, передача субабонентам 25% от приобретаемой у ЭСО (от 50%), то есть 12,5% от потребления (100%) — меньше 50% выработки. То есть, вроде бы, лицензию получать не нужно.
    Но в процентах легко запутаться и лучше посмотреть всё в кВтч. надежнее будет 🙂

    Артем, большое спасибо!
    Если честно, то я думала, что если мы передаем субабонентам ту э/э, которую покупаем, то неважно сколько мы производим э/э, так как под исключение мы не подпадаем.
    Я полагала, что исключение работает тогда, когда речь идет о продаже произведенной э/э, так как в законе указано, что
    «Лицензирование не осуществляется в отношении энергосбытовой деятельности производителей электрической энергии (мощности) по ПРОЖАДЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ), ПРОИЗВЕДЕННОЙ НА ОБЪЕКТАХ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании указанным производителям электрической энергии (мощности). «
    Надо мне еще почитать и подумать.

    А как Вы определяете, какую электроэнергию потребило предприятие, а какую передаете субабонентам? 🙂
    Можно предположить, что предприятие потребляет электроэнергию, купленную извне, а продает произведенную. Ровно как и наоборот.
    Так что лучше просто сравнить реальные параметры (определенные с помощью приборов учета), указанные в последнем абзаце пункта.

    Артем, в случае если компания является производителем электроэнергии (станции порядка 24 МВт) и потом ее продает, но при этом продает в сеть, которая не подключена к единой энергетической системы России ( к примеру нефтегазовые месторождения), то есть эта электроэнергия продается для производства добычи нефти и газа, не более того. То в данном случае компания производитель электроэнергии должна получать лицензию, считается ли в данном случае, что она ведет сбытовую деятельность?

    Лицензирование не осуществляется в отношении энергосбытовой деятельности производителей электрической энергии (мощности) по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на объектах по производству электрической энергии, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании указанным производителям электрической энергии (мощности), в каждом из следующих случаев:
    .
    при продаже электрической энергии (мощности) в объеме, не превышающем объема электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих производителю электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании объектах по производству электрической энергии.

    Лицензия в Вашем случае не нужна

    Приветствую Вас снова Артем, спасибо за дискуссию, но наверное надо заканчивать:)

    Я понял в чем причина нашего взаимного недопонимания. Заранее простите за применение больших букв ниже, я хотел расставить акценты.

    Вот ключевая Ваша фраза: «Абоненты — основная деятельность для которых какая угодно, только не энергосбытовая, но в силу разных причин они ПРИОБРЕТАЮТ электроэнергию у гп и затем ПРОДАЮТ ее».

    Я полагал что Вы применяете «потребитель» вместе с термином «купля-продажа» с «бытовой» точки зрения, не закладывая иной, правовой смысл. Ну т.е. исходя из того, что договор э/с это вид договора купли-продажи следовательно к общей конструкции можно применить общие термины и т.д.

    А теперь понял, что вы применяете их в трактовке закона и подзаконных актов об энергетике.

    Но, Артем, применения терминов – «поставка», «купля-продажа», «закупка» «сбыт» «реализация» к потребителю не имеет смысла с правовой точки зрения, и сточки зрения законодательства об энергетики.

    Из дословного толкования параграфа 6 ГК РФ у потребителя есть условно два варианта права на распоряжение энергии «потребить» и «передать» с разрежения эсо субабоненту. Подчеркну ПЕРЕДАТЬ, а не «продать, сбыть, поставить и т.д.». Знак равенства между «продажей» и «передаче» в сфере энергетики просто нефозможно поставить, учитывая, что это разные правовые дефениции, которые имеют разную правосубъектность т.е. относящееся к разным не смешивающимся субъектам.

    Переходя к нашему случаю, если потребитель ПОКУПАЕТ энергию, это уже создание отдельных от собственного энергоснабжения правоотношений, т.е. с точки зрения закона в этих правоотношениях он уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ потребителем, т.к. у него появляется правоспособность другого субъекта (в нашем случае ЭСО).

    Более того, это прямое указание 442 Постановления (я с самого начала указывал на это), где указано что покупатель электрической энергии на розничном рынке, это лицо, приобретающее электрическую энергию ТОЛЬКО в целях ее дальнейшей ПРОДАЖИ.

    Иными словами, если ЭСО ПРОДАЕТ энергию, то покупателем может быть ТОЛЬКО другое ЭСО, и если рассуждать дальше, если предметом отношений между потребителем и ЭСО возникло правоотношение о ПОКУПКЕ энергии, то:

    1. Это не договор энергоснабжения, т.к. дословно ст. 539 ГК РФ хоз.цель не собственное энергоснабжение (о дальнейших субабонетских следовательно и речи не идет)

    2. Это уже не отношения ЭСО1-абонент, это отношения ЭСО1-ЭСО2

    3. В дальнейшем в силу ст. 27 442 Постановления, у ЭСО 2(бывший потребитель) отношения только либо продажа другому ЭСО, либо передача энергии в рамках договора энергоснабжения потребителям (как мы видим субабонентских отношений здесь тоже нет).

    Я понимаю, что до изменения закона, когда, что субабонентские отношения, что энергосбытовые, порождали одинаковый объем обязанностей для участников оборота, они называли как удобней себя, но это не значит что это порождало соответствующие правовые последствия, но сейчас уже не важно как вы называете свои правоотношение, важно СУЩЕСТВО этих правоотношений с точки зрения лицензирования.

    Для грубого примера, это все равно что вы смотрели бы договор на ПОСТАВКУ энергии, где идет снабжение от мелкой частной дизельной котельной дачного поселка, где котельня себя называла ГАРАТИРУЮЩИЙ поставщик. Вы же понимаете, что в этом случае, к договору и к его субъектам не применимы (и не будут применяться) положения о гарантирующих поставщиках? А сама котельня не имела бы прав и обязанностей гарантирующего поставщика.

    Резюмируя. В нашем случае такая же ситуация, при лицензировании деятельности устанавливают признаки этой деятельности, при этом контролирующие органы (суды, налоговые, органы и т.д.) ВСЕГДА исходят не из формального подхода к оценке этой деятельности/ хоз. отношений, а от существа отношений, т.е. исследуются истинные ЦЕЛИ которые стороны преследовали при осуществлении этих отношений

    Еще мне бы хотелось указать на некоторые моменты, которые привели вас к неверному толкованию закона.

    1. «451-ФЗ вводится лицензирование энергосбытовой деятельности, но не лицензирование энергосбытовых организаций…Энергосбытовая деятельность — деятельность по продаже….как ЭСО, так и Абонент полностью подходят под это определение».

    Артем, Вы не правы, в этой статье в абз.12 дана исчерпывающая субъектная характеристика, кто может осуществлять энергосбытовую деятельность – это только ЭСО.

    Более того, в абз.5 этой же статьи дано определение правоспособности абонента/потребителя.

    Как мы видим, законодатель разделяет правосубъектность терминов ЭСО и Потребитель, исчерпывающе при этом указывая на их правоспособность.

    2. «Далее Статья 29.3. п. 1 в отношении каких субъектов НЕ осуществляется лицензирование. Там перечислены только производители электроэнергии.
    То есть Абоненты под данное исключение не попадают.»

    Артем, лицензированию подлежит ТОЛЬКО деятельность, ни субъект, ни объект правоотношений, только ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В этом источник изначального ошибочного толкования.

    Условно, вы берете, не устанавливая правовую природу, «субъекта» правоотношений, который сам себя называет — «потребитель», видите что он осуществляет «деятельность» которую правильно идентифицируете как «энергосбытовую» и делаете вывод – «потребитель может осуществляет энергосбытовую деятельность».

    А изначально нужно было идентифицировать деятельность субъекта правоотношений – «энергосбытовая», от этой деятельности идентифицировать субъектов этой деятельности – «энергосбытовая организация», установить правоспособность (ЦЕЛЬ отношений) субъекта «продажа/производство э/э только с ЦЕЛЬЮ дальнейшей продажи», и далее «потребитель» просто отпадет в силу не подпадания ни под один квалифицирующий признак энергосбытовой организации.

    Алексей, я до сих пор не очень понимаю, к чему вы ведете?
    Можно долго оперировать терминами, но что толку, если не понятно какую позицию Вы отстаиваете.

    Алексей, попробую еще раз обобщить. Если опять не правильно Вас пойму — поправьте 🙂
    Есть 2 категории хозяйствующих субъектов:
    1. ЭСО — энергосбытовая деятельность, то есть продажа приобретенной электроэнергии, для которых является основной деятельностью.
    2. Абоненты — основная деятельность для которых какая угодно, только не энергосбытовая, но в силу разных причин они приобретают электроэнергию у ГП (ЭСО) и затем продают ее субабонентам (по цене бОльшей или равной цене покупки — не важно). То есть фактически тоже осуществляют энергосбытовую деятельность.

    Есть еще одно принципиальное различие между ЭСО и Абонентами. Абоненты продают электроэнергию Субабонентам, при этом электроэнергия проходит через объекты электроэнергетики Абонента к энергопринимающим устройствам Субабонентов.
    ЭСО же в подавляющем большинстве случаев не имеют собственных объектов электроэнергетики.
    Основной вопрос ко мне:

    Почему вы приравниваете понятие «энергосбытовая деятельность» к «субабонетским отношениям»?

    Как я понимаю, Вы считаете, что лицензирование должно применяться к ЭСО и не должно применяться к Абонентам?
    Я тоже так считаю. Но это, что называется, по справедливости.
    Теперь давайте обратимся к закону.
    451-ФЗ вводится лицензирование энергосбытовой деятельности, но не лицензирование энергосбытовых организаций.
    «Энергосбытовая деятельность — деятельность по продаже . приобретенной электрической энергии, осуществляемая на розничных рынках. «.
    Как ЭСО, так и Абонент полностью подходят под это определение. Поэтому в данном конкретном случае я не делаю между ними различий. То, какие цели преследуют ЭСО и Абоненты, в данном случае не важно.
    Далее Статья 29.3. п. 1 в отношении каких субъектов НЕ осуществляется лицензирование. Там перечислены только производители электроэнергии.
    То есть Абоненты под данное исключение не попадают.
    Чтобы исключить Абонентов из лицензирования энергосбытовой деятельность нужно ЯВНО прописать это в законодательстве. Сейчас этого не сделано.

    Я очень надеюсь, что Положение о лицензировании, которое должно быть утверждено Постановлением Правительства, каким-либо образом выведет Абонентов из под лицензирования. Но пока я не вижу нормативных оснований, по которым Абоненты не подлежат лицензированию.

    Спасибо что ответили Артем.

    1. Вывод Ваш понятен «Назвать такие отношения не приносящими выгоды у меня язык не поворачивается.» но я говорил немного не о том. Я говорил про толкование закона, в рамказ толкование закона в Вашей статье. Я полагал, что вы укажите на ошибки моего толкования. Но мы перешли к толкованию примеров. Но даже если остановится на примерах, вы акцент почему-то делаете на второстепенных вещах, делаете выводы, которые я не делал. В частности в этом случае я говорил «может не быть» прибыли у абонента (потребителя).

    Более того, если рассматривать Ваши примеры, то из практики делового оборота вы почему то берете в пример одноуровневые отношения, сутью которых являются чистое энергоснабжение.

    Однако в реальном хозяйственном обороте субабонетские отношения в чистом виде составляют мизерную долю. Большая часть субабонетских отношений это часть более сложных хозяйственных отношений. Как самый простой вариант это субабонетские отношения из договора аренды: места под автоматы(с э/с), банкоматы (с э/с), просто энергоснабжение торговых точек в торговых центрах и магазинах и т.д. В подобных договорах аренды оплата субабонетской платы урегулирована путем «возмещение» расходов абонента. Когда стоимость энергоснабжения арендатора производится по тарифам гарантирующего поставщика арендатор (потребитель в этой части) прибыли не получает.

    Но мы уклонились снова в примеры. Изначально моя мысль была показать ошибочность приравнивания правосубъектности абонента и энергосбытовой организации, т.к. у них разные цели в хозяйственном оборотое. Т.е. это оба хозяйствующих субъекта. Оба направлены на получение прибыли, но суть реализации их хозяйственной деятельности разная.

    Я попробую по другому объяснить свою мысль. Потребитель получает электроэенегию чтобы с помощью него произвести продукт который потом реализует продукт и получит прибыль. А энергосбытовая организация производит или покупает продукт который потом продаст(перепродаст) и получит прибыль. Если еще упрощая — от того что потребитель не будет продавать энергию он не несет убытки в процессе своей хозяйственной деятельности, в то же время энергосбытовая компания несет.

    Еще дальше развивая мысль. Если потребитель получит / не получит прибыль в рамках субабонетских отношениях, на хоз. деятельность влияния это не оказывает. Я подчеркну с чисто экономической т.з. влияние есть, но с хозяйственной это недостижение результата хозяйственной деятельности.

    В то же время эсо если не получит прибыль у нее не достигается ЦЕЛЬ хозяйственной деятельности. Ваш пример с холдинговой компанией в этом случае крайне показателен, демонстрируя, что при осуществлении своей деятельности э/с компания продаает энергию без наценки убытки компенсировала за счет внешних

    2. По поводу вашего примера с ОРМ и кучи субабонентов. Мне сложно коментировать примеры, тем более такие примеры. Ну есть такой хоз. субьект, ну осуществляет деятельность с нарушениеем требования тарифного регулирования, ну со следущего года будет еще требование о лицензировании нарушать. Ну назвал он свои отношения с потребителями — субабонентскими, ну от этого черное не стало белым. 3. 3. » считаю, что один хозяйствующий субъект может одновременно быть и субъектом электроэнергетики и потребителем электрической энергии», ну вобще то это прямое указание закона. Более того Ваша мысль «Тоже самое и с энергосбытовой деятельностью. Завод основную часть потребления электроэнергии приобретает для своих производственных нужд. При этом, в части перепродажи купленной электроэнергии субабонентам осуществляет энергосбытовую деятельность.» тоже абсолютно правильная и соответствует тому что я выше и раньше писал. При определении правосубъектности хозяйствующего субьекта нужно установить ЦЕЛЬ хозяйственных отношений в конкретном правоотношении. Вы можете по одним отношениям быть потребителем, по другим сетевой организацией а по третей энергосбытовой организацией. Однако если вы по одним отношениям являетсь потребителем а по другим эсо, это не значит что по отношениям где вы являетсь потребителем вы также являетесь эсо. Это нонсенс. Как пример можно гипотетически представить здание энергосбытовой организации, которая реализует энергию потребителем (т.е. в этих правоотношениях это эсо), снабжается здание от горсети (т.е. там организация потребитель) и сдает в аренду помещение в здание (субабоненсткие отношения).

    Добрый день. Лично я трактую закон так: энергосбытовая деятельность это деятельность энергосбытоывой организации по продаже произведенной и приобретенной электрической энергии. Т.е. из дословного толкования, признак энергосбытовой организации, это деятельность по покупке/производству электроэнергии ТОЛЬКО для последующей продажи потребителю с целью получения ВЫГОДЫ. В то же время субабонетские отношения действует в рамках договора энергоснабжения потребителя/абонента. Несмотря на схожие признаки(формально там и там покупка энергии) Цели у абонента при заключении договора на э/с на дальнейшую перепродажу энергии нет. ПО сути в субабонетских отношениях может не быть выгоды. Могут просто ВОЗМЕЩАТЬСЯ расходы абонента/потребителя. Т.е. по сути это разные хозяйственные отношения, и разные субъекты рынка энергетики с разной правоспособностью (о чем кстати говорит абз. 4 и 5 закона). В то же время, в Вашей статье по сути вы говорите про потребителей что они «покупают электроэнергию у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации, а затем перепродают». Т.е. по сути вы их приравниваете к термину «покупатель». Однако это противоречит определению «Покупатель» в 442 постановлении, который можно применить только к энергосбытовой организации. Таким образом у меня вопрос. Почему вы приравниваете понятие «энергосбытовая деятельность» к «субабонетским отношениям»? Заранее спасибо за ответ

    Здравствуйте, Алексей!
    Большое спасибо за высказанное мнение!
    Если резюмировать сказанное Вами получается, что есть 2 типа хозяйствующих субъектов:
    1. Энергосбытовые организации, которые перепродают электроэнергию для получения прибыли.
    2. Потребители (назовем их заводы), перепродающие электроэнергию подключенным к их сетям потребителями (субабонент). Причем заводы не преследуют выгоды в перепродаже электроэнергии.

    Давайте сначала разберемся с заводами.
    Завод не имеет статуса гарантирующего поставщика, а значит не обязан заключать договор с субабонентом. Завод всегда может не пролонгировать действующий договор и субабонент вынужден будет уйти на электроснабжение к ГП.
    Таким образом, единственной мотивацией завода для электроснабжения субабонентов — это получение прибыли. Если завод покупает электроэнергию у ГП — субабоненту выгоднее расторгнуть договор энергоснабжения с заводом и перейти на прямой договор с ГП. Если же завод покупает электроэнергию у ЭСО — он может продавать субабоненту электроэнергию по цене ГП, а то и несколько ниже. В этом случае и завод получает прибыль от продажи электроэнергии и субабонент экономит.
    Есть потребители, самостоятельно вышедшие на ОРЭМ (гигантские промышленные предприятия), от сетей которых запитаны большие объемы субабонентов. Иногда объемам потребления субабонентов могут позавидовать энергосбытовые компании. Прибыль таких заводов от продажи электроэнергии измеряется миллионами рублей в месяц. Назвать такие отношения не приносящими выгоды у меня язык не поворачивается.
    Теперь вернемся к энергосбытовым организациям.
    Знаю одну холдинговую ЭСО, которая перепродает купленную на ОРЭМ электроэнергию без взымания сбытовой надбавки. То есть от потребителей ЭСО получает ровно ноль. Функционирует же ЭСО за счет холдинговой компании, в которую входит. По выше приведенной логике ЭСО не получает выгоды. Но говорить, что она не осуществляет энергосбытовой деятельности тоже не правильно.
    Как Минэнерго разбираться во всём этом хитросплетении и определять — кто подлежит лицензированию, а кто нет? При том, что по закону ни заводы ни ЭСО не должны раскрывать Минэнерго условия своих договоров электроснабжения с потребителями / субабонентами.
    На мой взгляд единственным логически оправданным критерием, по которому деятельность могла бы признаваться не энергосбытовой — является объем потребления, проданный потребителям / субабонентам. Скажем, если этот объем более 1 млн. кВтч в год — деятельность признается энергосбытовой и подлежит лицензированию, если менее — нет. Но этого в ФЗ я не видел.

    И еще. Я считаю, что один хозяйствующий субъект может одновременно быть и субъектом электроэнергетики и потребителем электрической энергии.
    Например, завод получает статус сетевой организации. Он несомненно является потребителем электрической энергии, но одновременно он оказывает услуги по передаче электроэнергии.
    Тоже самое и с энергосбытовой деятельностью. Завод основную часть потребления электроэнергии приобретает для своих производственных нужд. При этом, в части перепродажи купленной электроэнергии субабонентам осуществляет энергосбытовую деятельность.