Кутафин конституционное право российской федерации

ОЛЕГ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ КУТАФИН (1937–2008)

Олег Емельянович Кутафин – советский и российский юрист, специалист в области конституционного права, академик и член президиума РАН, член Президиума ВАК, Российской академии естественных наук, Международной академии высшей школы, сопредседатель Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор, почётный член РАО, ректор, а затем президент Московской государственной юридической академии.

Родился О.Е. Кутафин 26 июня 1937 г. в Одессе в семье государственных служащих.

В 1954 г. поступил на юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Университет О.Е. Кутафин окончил с отличием в 1959 г. За время учебы стал признанным лидером студенческой молодежи.

В 1965 г. О.Е. Кутафин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР», а в 1979 г. – докторскую диссертацию на тему «Плановая деятельность советского государства: государственно-правовой аспект».

С 1964 г. О.Е. Кутафин на педагогической работе в ВЮЗИ, а с 1971 г. – в МГУ. В 1973–1982 гг. он заместитель декана по учебной работе юридического факультета МГУ, а затем – по научной работе. В коллективе кафедры государственного права МГУ, среди выдающихся ученых-конституционалистов – профессоров Г.В. Барабашева, Л.Д. Воеводина, Д.Л. Златопольского, Н.Я. Куприца, А.А. Мишина, К.Ф. Шеремета – Олег Емельянович сформировался как талантливый, неординарный ученый.

Многие годы своей творческой жизни О.Е. Кутафин посвятил Московской государственной юридической академии: с 1987 г. он являлся ректором Всесоюзного юридического заочного института. Учебное заведение, благодаря его усилиям, стало крупнейшим юридическим вузом страны, который теперь занимает одно из ведущих мест среди европейских юридических вузов.

Свою педагогическую деятельность О.Е. Кутафин всегда успешно сочетал с большой научной работой. Под его руководством подготовлено свыше 20 докторских и свыше 60 кандидатских диссертаций.

О.Е. Кутафин являлся крупнейшим специалистом в области конституционного и муниципального права России. Им опубликовано более 260 научных трудов, в том числе свыше 20 монографий, свыше 20 учебников и учебных пособий, фундаментальных исследований по проблемам теории конституционного и муниципального права России, общественного строя, федерализма, конституционализма. Перу О.Е. Кутафина принадлежат такие работы, как «Предмет конституционного права», «Источники конституционного права Российской Федерации», «Высшие органы государственной власти страны (1988–1997)», «Российское гражданство», «Российская автономия», «Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица» и многие другие.

О.Е. Кутафин – один из авторов учебников «Конституционное право Российской Федерации», «Муниципальное право Российской Федерации». Под его руководством и при его участии был издан первый в стране курс лекций «Государственное право Российской Федерации». Учебник «Конституционное право Российской Федерации», соавтором которого вместе с Е. И. Козловой являлся О.Е. Кутафин, удостоен премии Президента РФ в области образования.

О.Е. Кутафин внес большой вклад в разработку действующей Конституции Российской Федерации. Он является членом Научно-консультативного совета при Конституционном Суде РФ и общественного экспертного Совета по конституционному законодательству при Правовом управлении Государственной Думы. Позже он входил во многие совещательные органы при Президенте России: Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия (с 14 октября 1997 г.), Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям (с 8 ноября 2001 года), Научно-консультативный совет при Совете безопасности Российской Федерации, был председателем Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Олег Емельянович был также членом Совета и заместителем секретаря Общественной палаты Российской Федерации, являлся президентом общероссийской общественной организации Союз юристов России.

Научные работы О. Е. Кутафина хорошо известны за рубежом. Они изданы на английском, французском, немецком, испанском, арабском, чешском, болгарском, венгерском, вьетнамском, греческом и других языках. Блестящие лекции О.Е. Кутафина слушали студенты Карлова университета в Праге, Будапештского и Боннского университетов. Как ученого О.Е. Кутафина отличали высокая эрудиция, новизна суждений, неординарность мышления.

За многолетнюю научно-педагогическую деятельность и большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов О. Е. Кутафин был удостоен звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени и медалями, в том числе медалью имени А. Ф. Кони Министерства юстиции РФ, нагрудными знаками «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник прокуратуры», «Почетный адвокат», почетным знаком «Общественное признание».

Скончался О.Е. Кутафин 4 декабря 2008 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Список научных трудов в библиотеке МГЮА:

1. «Есть вещи безобидные, а есть кардинальные»// Lex Russia. науч. тр. Моск. гос. юрид. акад. Т. LXIII, № 2 (апрель). – 2004. С .375-380

2. Вопросы государства и права в период развитого социализма/ Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 100 с.

3. Государственное право Российской Федерации: учебник. М.: Юрид. лит., 1996. — 584 с.

4. Источники конституционного права Российской Федерации: монография. — М.: Юристъ, 2002. — 348 с.

5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. М.: ЮРИСТЪ, 2004, 2005. — 587 с.

6. Козлова, Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: ЮРИСТЪ, 1995. — 480 с.

7. Козлова, Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. М.: ЮРИСТЪ, 1999, 1998, 2000, 2001. — 520 с.

8. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих»/ под ред. О. Е. Кутафина. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2003. — 851 с.

9. Компетенция местных Советов: учеб. Пособие. 2-е изд. М. : Юрид. лит., 1986. — 224 с..

10. Компетенция местных советов: учеб. Пособие. М. : Юрид. лит., 1982. — 232 с.

11. Конституционное право России. Сборник конституционно правовых актов. М.: ЮРИСТЪ, 1998, 1999. Т. 1. — 816 с.

12. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов. М.: ЮРИСТЪ, 1999, 1998. Т. 2. — 580 с.

13. Конституционные основы общественного строя и политики СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 288 с.

14. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. М.: ЮРИСТЪ, 2000, 2001. — 552 с.

15. Муниципальное право РФ: учебник. — М.: Юристъ, 2002. — 552 с.

16. Муниципальное право РФ: учебник: Рекомендовано М-вом образования и науки РФ. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 672 с.

17. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. — 407 с.

18. Основы государства и права: учеб. пособие. М.: ЮРИСТЪ, 2002. — 458 с.

19. Плановая деятельность Советского государства: государственно-правовой аспект. М.: Юрид. лит., 1980. — 240 с.

20. Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика: сб. ст. / сост. П. Д. Баренбойм. М.: Изд-е Тихомирова М.Ю., 2004. — 208 с.

21. Правоведение: учебник для неюридич. вузов. М.: Юристъ, 2002. — 398 с.

22. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. — 444 с.

23. Российская автономия: монография. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 768 с.

24. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2003. — 587 с.

25. Сборник вопросов, задач и тестов по конституционному и муниципальному праву Российской Федерации. М.: Город паблисити, 2002. — 88 с.

26. Советы народных депутатов. М.: «Знание», 1978. — 64 с.

27. Судебная власть в России. История. Документы: в 6-ти т. М.: Мысль, 2003. Т. 1: Начала формирования судебной власти. — 701 с.

28. Судебная власть в России. История. Документы: в 6-ти т. М.: Мысль, 2003. Т. 2: Период абсолютизма. 2003. — 848 с.

29. Судебная власть в России. История. Документы: в 6-ти т. М.: Мысль, 2003.Т. 3: От Свода законов к судебной реформе 1864 г. 2003. — 829 с.

30. Судебная власть в России. История. Документы: в 6-ти т. М.: Мысль, 2003. Т. 4: На рубеже веков: эпоха войн и революций. 2003. — 677 с.

31. Судебная власть в России. История. Документы: в 6-ти т. М.: Мысль, 2003. Т. 5: Советское государство. 2003. — 829 с.

32. Судебная власть в России. История. Документы: в 6-ти т. М.: Мысль, 2003. Т. 6: Российская Федерация. 2003. — 893 с.

33. Труды Московской государственной юридической академии/ Моск. гос. юрид. акад.; редкол.: гл. ред. О. Е. Кутафин, отв. ред. Г. В. Дашков. М.: ЮРИСТЪ. 1998. — 296 с.

34. Энциклопедия будущего адвоката: учеб. пособие / Федер. палата адвокатов РФ ; общ. ред. И. Л. Трунов, рук. авт. кол. Л. К. Айвар, вступ. сл. О. Е. Кутафин. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 1344 с.

Основные взгляды

Исследователи последнего времени учитывают демократические преобразования, происходящие в обществе и государстве. Это позволяет более широко взглянуть на характер, специфику и круг субъектов конституционно-правовых отношений. Так, М. В. Баглай и Б. Н. Габричидзе выделяют две большие группы конституционно-правовых отношений:

а) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

б) устройства государства и государственной власти.

Авторы пишут, что конституционное право «. регулирует только небольшую часть общественных отношений, в то время как большая часть является предметом саморегуляции на основе морали и общественной самоорганизации». Близки к этой позиции и взгляды О. Е. Кутафина, который считает, что «. конституционное право имеет своим предметом как бы двуединый предмет регулирования, ибо в одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, то есть те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере, а в других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений».

Олег Емельянович выделяет две группы конституционно-правовых отношений:

1. Отношения общего характера. Их своеобразие состоит в том, что они «. а) выражают сущность демократического строя Российской Федерации, его конституционные основы;

б) основные черты механизма власти народа, осуществляемой непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

в) опосредуют основные связи личности с обществом и государством, а также связи, возникающие с установлением национальной государственной и территориальной организации Российской Федерации и ее субъектов;

г) определяют систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого целостного государственного механизма».

2. Те отношения, которые «. охватывают весь комплекс общественных отношений, складывающихся в сферах жизни общества, регулируемых конституционным правом».

Развитие теоретических представлений отечественных авторов о юридической природе, предмете, источниках государственного и позднее конституционного права обстоятельно исследовано в монографии О.Е. Кутафина, посвященной предмету конституционного права (Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 9-22.). Из этого исследования вытекает, что современные представления российских авторов о юридической природе конституционного права и круге регулируемых им общественных отношений, по сути дела, продолжают схему, сложившуюся после принятия Конституции СССР 1936 г., хотя тогда речь шла не о конституционном, а государственном праве.

Сочетание частного и публичного в Конституционном праве.

Российское право принято делить на частное и публичное. Конституционное право принято относить к публичному. Однако О.Е. Кутафин высказал другое мнение: «…учитывая специфику конституционного права, его место в системе права Российской Федерации, можно утверждать, что конституционное право сочетает в себе элементы как частного, так и публичного права, с преобладанием характерных черт последнего, поскольку оно в большей мере связано со спецификой общих государственных интересов, чем со сферой частных, индивидуальных. В то же время нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и для частного права, и в этом смысле конституционное право является публично-частным». (Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. С.44.)

Отношение к Конституционному Суду.

О. Е. Кутафин говорит о создании КС как о большом достижении. Конституционный Суд России очень хорошо начал свою деятельность. Но после того как Зорькин был вынужден уйти, Конституционный Суд потерял заложенный в нем смысл. Задача Конституционного Суда не в том, чтобы создавать в обществе конфронтацию, но Конституционный Суд должен быть абсолютно независимым. Он не должен оглядываться на политику. Он должен быть только юридическим органом.

Вопросы демократии.

Олег Емельянович также интересовался вопросами демократии, проводил исследования суверенной демократии.

«Теперь я занимаюсь и вопросами автономий, потому что автономия в наших условиях неразрывно связана с устройством нашего государства. Вместо того чтобы говорить о каких то суверенитетах, субъектах, мы просто должны объяснить субъектам России, что они автономны, и в этом заключается суть субъекта Российской Федерации».

Демократическое общество – это общество, которое по настоящему активно, которое по настоящему неравнодушно. Люди должны интересоваться своей судьбой, знать, за кого голосуют на выборах. От выборов зависит, чего ждать в дальнейшем. При условии отсутствия общественной активности не будет ничего. Для демократии необходимы не только выборы. «Главное для демократии то, что у нас должно быть гражданское общество, то есть общество, активно участвующее в государстве и политической жизни. Не просто как наблюдатели. Если мы будем относиться к нашим политикам так снисходительно, как мы относимся к ним сейчас, то мы никогда ничего не добьемся. » (Оводов А. А. Наша задача – поддержать законность в стране// Московская государственная юридическая академия. 2007. №1 (164). С. 1-6).

Олег Кутафин — Источники конституционного права Российской Федерации

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Источники конституционного права Российской Федерации»

Описание и краткое содержание «Источники конституционного права Российской Федерации» читать бесплатно онлайн.

Источники конституционного права

Информация о книге

УДК 342

ББК 67.400

К95

Кутафин О. Е.

Избранные труды: в 7 томах. Том 2.

Источники конституционного права: монография.

В книге на основе большого фактического материала анализируются федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные источники конституционного права Российской Федерации. Показана характерная для современной России тенденция к расширению объема конституционно-правового регулирования, к возрастанию влияния на конституционное право России общегуманитарных ценностей.

Издание предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить глубокие знания о конституционном праве России.

© О. Е. Кутафин, наследники, 2011

© ООО «Проспект», 2011

Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российского права является в настоящее время конституционное право. В качестве ведущей отрасли конституционное право играет определяющую роль в жизни общества, в демократических преобразованиях, происходящих в России.

Провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью и заявив в качестве обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, конституционное право России обеспечивает гуманизацию всех конституционно-правовых институтов, выражающуюся прежде всего в отказе от приоритета общественных, государственных интересов над личными, в поощрении таких взаимоотношений государства и гражданина, в основе которых лежал бы приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности.

В конституционном государстве, построение которого в нашей стране осуществляется при решающем воздействии конституционно-правовых норм, народ все более становится демократически конституированным сообществом, социально ориентирующимся на защиту человека как высшей ценности, и видит в этом свой долг.

Важную роль в осуществлении демократических преобразований играет провозглашение России правовым государством. Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим признаком является верховенство права.

Верховенство права – это в первую очередь верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

Особенностью и важнейшим принципом правового государства является разделение властей. В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», которая служит для того, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Этот принцип призван обеспечить в конечном счете демократизацию, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности механизма управления государственными делами, его подчиненность подлинно демократическим преобразованиям в Российской Федерации.

Осуществление демократических преобразований в России возможно лишь на основе политического многообразия. Конституционное право закрепляет принцип политического многообразия и основные гарантии его реализации на практике.

Основу экономики Российской Федерации составляет социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующее между собой. Нормами конституционного права поддерживается эта конкуренция. Они обеспечивают единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Отношения в сфере собственности регулируются посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит нормам конституционного права.

Конституционное право играет ведущую роль в реорганизации федеративного устройства, которое в Российской Федерации основывается на ряде принципов, закрепленных нормами конституционного права и обусловленных его демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Российской Федерации, но и ее субъектов.

Формирование в России правового государства требует завершения разработки всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов, имеющих важное значение для развития демократических принципов в стране, совершенствования и обновления действующего федерального конституционно-правового законодательства с учетом той практики, которая сложилась в стране в процессе демократических преобразований. Настало время устранения коллизий между конституционно-правовым законодательством Федерации и ее субъектов. Нуждаются в существенном изменении и договоры, заключенные между Российской Федерацией и ее субъектами, с целью приведения их в соответствие с федеральными конституционно-правовыми нормами.

Решение этих и некоторых других задач – важное условие формирования Российской Федерации как демократического и правового государства.

Для современной России характерно расширение объема конституционно-правового регулирования, возрастающее влияние на конституционное право обще гуманитарных ценностей в результате изменения содержания ранее существовавших норм и институтов конституционного права России и появления новых. Этот процесс ведет к изменению системы источников конституционного права.

Наиболее существенные изменения эта система претерпела с принятием Конституции РФ 1993 г. Складывающееся в нашей стране конституционное право в силу демократических преобразований в обществе обрело более сложную систему источников, чем та, которая была характерна для советского государственного права. Появились ранее неизвестные отечественному конституционному праву акты, в число которых входят федеральные конституционные законы, конституционно-правовые договоры и соглашения, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и т. д.

Все это говорит о необходимости всестороннего исследования такого рода процессов.

Надо сказать, что источники конституционного (государственного) права исследовались в отечественной правовой литературе неоднократно. В советский период заметный вклад в исследование этих вопросов внесли В.Ф. Коток[1], Е.А. Лукьянова[2], В.О. Лучин[3], B.C. Основин[4], Н.Н. Хороший[5] и ряд других авторов. В постсоветский период значительную работу в этом направлении проделали С.А. Карапетян[6], Е.В. Колесников[7] и многие другие.

Однако жизнь не стоит на месте. Активное нормотворчество на федеральном, региональном и местном уровнях, свойственное современной России, требует дальнейших исследований в этом направлении. Кроме того, в этой области есть немало вопросов, представляющихся спорными в силу различного подхода к их решению. Всем этим обусловлена необходимость написания предлагаемой вниманию читателей работы.

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

§ 1. Понятие источников конституционного права

Понятие «источники права» возникло более двух тысяч лет назад, когда Тит Ливий в своей «Римской истории» назвал Законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права» в том смысле, что эти законы представляют собой основу, на базе которой развилось и сложилось современное ему римское право. Однако в качестве научной проблемы вопрос об источниках права возник лишь в XIX в. как результат столкновения различных правовых идей. При этом термину «источники права» был придан совсем иной смысл, чем тот, в котором употреблял его Тит Ливий.

Похожие книги на «Источники конституционного права Российской Федерации»

Книги похожие на «Источники конституционного права Российской Федерации» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Конституционное право России. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.

3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 200 3 . — 5 85 с.

В учебнике системно и полно излагается курс конституционного права Российской Федерации.

Авторы активно используют историко-правовой и сравнительный методы: прослежены этапы становления современной российской государственности и ее закрепление в Конституции, проводятся сравнения с дореволюционными конституционными актами и советскими конституциями. Показаны новации в современном конституционном строительстве, вызванные изменениями в экономической и общественно-политической жизни России. Содержится развернутый теоретический анализ положений ныне действующей Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, относящихся к предмету отрасли конституционного права. Учебный материал изложен простым и ясным языком, позволяющим эффективно усваивать сложный курс конституционного права.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических ВУЗов, депутатов всех уровней, специалистов органов государственной власти.

Формат: doc / zip

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел первый. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие и предмет конституционного права
§ 2. Конституционно-правовые нормы и институты
§ 3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты
§ 4. Источники конституционного права
§ 5. Система конституционного права
§ 6. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его становления и развития на современном этапе
Глава II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
§ 1. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности
§ 2. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности
§ 3. Субъекты конституционно-правовой ответственности
§ 4. Основания конституционно-правовой ответственности
Глава III. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
§ 1. Предмет, система и источники науки
§ 2. Развитие науки конституционного права России на современном этапе
§ 3. Учебный курс конституционного права Российской Федерации
Раздел второй. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Глава IV. ПОНЯТИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие и юридические свойства конституции
§ 2. Сущность конституции
§ 3. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок
§ 4. Толкование Конституции РФ
§ 5. Структура Конституции РФ
§ 6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации
Глава V. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел третий. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ
Глава VI. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие конституционного строя
§ 2. Закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации
Глава VII. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
Демократическое государство
Человек, его права и свободы как высшая ценность
Правовое государство
Федеративное государство
Суверенное государство
Республиканская форма правления
§ 2. Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации
Экономическая основа
Социальное государство
§ 3. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации
Идеологическое многообразие
Светское государство
Раздел четвертый. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
Глава VIII. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие основ правового статуса личности
§ 2. Понятие гражданства
§ 3. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
§ 4. Принципы гражданства Российской Федерации
§ 5. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации
§ 6. Прекращение гражданства Российской Федерации
§ 7. Порядок изменения гражданства детей
§ 8. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации
§ 9. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
§ 10. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
Глава IX. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Глава X. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава XI. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава XII. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
§ 1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод
§ 2. Личные права и свободы
§ 3. Политические права и свободы
§ 4. Социально-экономические права и свободы
§ 5. Основные обязанности
Раздел пятый. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Глава XIII. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Становление и развитие Российской Федерации
§ 2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Глава XIV. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
§ 2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
§ 3. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
§ 4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Раздел шестой. ОРГАНЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ
Глава XV. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие государственного органа Российской Федерации
§ 2. Система государственных органов Российской Федерации
Глава XVI. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
§ 1. Понятие избирательной системы и избирательного права
§ 2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации
§ 3. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков
§ 4. Избирательные комиссии
§ 5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
§ 6. Предвыборная агитация
§ 7. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
§ 8. Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Глава XVII. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Становление института Президента в Российской Федерации
§ 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации и его вступления в должность
§ 3. Правовой статус Президента Российской Федерации
§ 4. Полномочия Президента Российской Федерации
§ 5. Правовые акты Президента
§ 6. Основания досрочного прекращения полномочий Президента
Глава XVIII. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
§ 2. Совет Федерации
§ 3. Государственная Дума
§ 4. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания
§ 5. Парламентские слушания
§ 6. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания
§ 7. Акты Федерального Собрания и его палат. Законодательный процесс
Глава XIX. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти
§ 2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации
§ 3. Полномочия Правительства Российской Федерации
§ 4. Организация деятельности Правительства Российской Федерации
§ 5. Акты Правительства Российской Федерации
Глава XX. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации
§ 4. Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Глава XXI. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Конституционные принципы правосудия
§ 2. Конституционный Суд Российской Федерации
Глава XXII. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие местного самоуправления
§ 2. Система местного самоуправления
§ 3. Полномочия местного самоуправления
§ 4. Конституционные гарантии местного самоуправления

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Козлова, Кутафин: Конституционное право России. Учебник

Аннотация к книге «Конституционное право России. Учебник»

В учебнике раскрыты содержание и сущность основных конституционно-правовых институтов, охватываемых отраслью конституционного права Российской Федерации, охарактеризовано их историческое развитие, обоснованы новые концепции действующей Конституции РФ, дан анализ современных тенденций развития конституционно-правового законодательства, проблем его реализации.
Издание подготовлено по состоянию законодательства на апрель 2011 г.
Для студентов, бакалавров, специалистов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, депутатов, практикующих юристов, членов общественных объединений, деятельность которых требует понимания конституционных прав и свобод личности с целью их защиты.
5-е издание, переработанное и дополненное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

«Конституционное право России»

Глава 1. Конституционное право – отрасль права, наука и учебная дисциплина

Понятие конституционного права

Понятие «конституционное право» имеет многогранное значение и употребляется для обозначения отрасли права, отрасли науки и учебной дисциплины.

Конституционное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия.

Конституционное право как отрасль правовой науки – это наука о народовластии, наука, предметом которой является конституционное право как отрасль.

Наука конституционного права вырабатывает понятие отрасли права; изучает конституционно-правовые нормы и институты; общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации; конституционно-правового положения человека и гражданина; избирательной системы; статуса депутата; системы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Наука конституционного права изучает общественные отношения, с которыми связано осуществление государственной власти; характер взаимодействия конституционных норм с нормами других отраслей права; выявляет эффективность действия конституционных норм и вносит рекомендации по их совершенствованию.

Здесь уместно будет заметить, что наука конституционного права выходит за пределы самой отрасли, когда речь идет о проектах законов – будущих источниках конституционного права, которые являются, как правило, детищем науки и парламента. Только в случае их принятия они становятся составной частью отрасли конституционного права.

Конституционное право как учебная дисциплина – это совокупность правовых знаний о конституционном праве как отрасли права и как науке.

Вместе с тем нельзя обойти молчанием дискуссию о понятиях «государственное право» и «конституционное право». В свое время Р. Декарт советовал: «Определяйте значение слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений».

Несмотря на то, что спор среди отечественных ученых о содержании и понятиях «государственное право» и «конституционное право» длится несколько десятилетий, до сих пор нет единого мнения по данной проблеме. Еще в 1971 году редакция журнала «Советское государство и право» предоставила возможность двум известным советским ученым А. И. Лепешкину и В. Ф. Котоку, сторонникам двух противоположных точек зрения, изложить свою позицию. Не вдаваясь в анализ их концепций, стоит заметить, что А. И. Лепешкин был сторонником понятия «государственное право», а В. Ф. Коток отстаивал концепцию «конституционного права». В настоящее время многие ученые ставят знак тождества между понятиями «государственное право» и «конституционное право». Однако эти понятия не являются идентичными.

Понятие «конституционное право» официально получило импульс своего самоутверждения с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, первая глава которой названа «Основы конституционного строя». В соответствии с данной главой постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года был утвержден «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования». А приказом министерства науки и технической политики Российской Федерации от 28 февраля 1995 года была введена научная специальность (12.00.02), включающая конституционное право; административное право; государственное управление; муниципальное право. После принятия названных документов многие ученые согласились с переименованием государственного права в конституционное, а некоторые пошли на компромисс. Они стали именовать данную отрасль права: конституционное (государственное) право. Так, например, большой коллектив известных авторов под руководством Б. А. Страшуна издал учебник «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» (том 1–1993 г., том 2–1995 г., том 3–1997 г.). В 2002 году М. Б. Смоленским был опубликован учебник под названием «Конституционное (государственное) право России». В таком подходе просматривается отождествление понятий «государственное» и «конституционное» право». Некоторые авторы недвусмысленно утверждают: «В настоящей работе термины «государственное право» и «конституционное право» рассматриваются как синонимы». М. В. Баглай в своем учебнике третий параграф первой главы обозначил так: «Конституционное право или государственное право? Спор о терминах». Категоричность утверждения не вызывает сомнений. Даже сторонник конституционного права Н. А. Богданов вынужден был признать: «Если первенствующая роль признается за государством, соответствующая отрасль права не может быть ни чем иным, как только государственным правом». Известный российский ученый А. А. Белкин после проведения обстоятельного анализа позиций многих ученых по данной проблеме пришел к следующему выводу: «предпочтительнее, на наш взгляд, называть отрасль «государственным правом» в силу того обстоятельства, что ее наименование «конституционное» заранее ограничивает анализ соответствующих правовых институтов рамками отдельного типа регулирования».

В ряде вузов страны понятию «государственное право» отдается предпочтение. Например, на юридическом факультете Санкт-Петербургского Государственного университета одна из кафедр именуется «кафедрой государственного права». Автор учебника никогда не сомневался в научности понятия «государственное право». Вместе с тем в названиях многих его публикаций используется понятие «конституционное право» только лишь потому, что издательства считают название «государственное право» негарантирующим им коммерческого успеха.

Думается, спор идет не столько о наименовании, сколько о содержании. По мнению автора, понятия «государственное право» и «конституционное право» не тождественны.

Во-первых, не все нормы конституции имеют отношение только к государственному праву.

Во-вторых, в конституции нет огромного количества государственно-правовых норм. Невольно возникает вопрос, в чем главная причина спора и какой есть резон в понятии «конституционное право»?

По моему глубокому убеждению, в научную дискуссию вторглась политика, которая встала на сторону понятия «конституционное право».

Во-первых, такое понятие призвано повысить роль и значение Конституции, уважение и доверие к ней, а по большому счету испытывать гордость за Основной закон своей страны.

Во-вторых, «на слух» конституционное право звучит престижнее, если хотите – привлекательнее.

В-третьих, надо честно признать, что для рядовых граждан понятие «государственное право» мало что говорит, тогда как понятие «конституционное право» более доступно и, в общем, понятно.

В основу разграничения права на отрасли положены два критерия:

1) предмет регулирования;

2) метод регулирования.

Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Метод регулирования является важным критерием деления права на отрасли. Его бы я назвал методом политического воздействия, не исключающего принуждения, так как для субъектов конституционно-правовых отношений подчас не характерны «классические» средства правовой ответственности.

Нормы конституционного права призваны не только регулировать общественные отношения, но и закреплять основные устои государства и общества. К ним можно отнести: основы государственного (конституционного) строя; основы прав и свобод человека и гражданина; федеративное устройство государства; основы избирательной системы; основы статуса депутата; основы организации и деятельности органов государственной власти; основы статуса местного самоуправления.

Исследуя проблемы конституционного права необходимо обратить внимание на его политико-правовое предназначение, которое немногими учеными признается. Конституционное право призвано не только закреплять демократические устои государства и общества, приоритетное положение человека и гражданина, создать равные правовые условия для участия во власти, но и способствовать формированию благоприятных условий и оптимального тактического и стратегического простора для поступательного развития государства и общества; для сбалансирования сил социально-политических групп, участвующих в осуществлении власти или претендующих на власть. Немаловажная роль принадлежит конституционному праву как эффективному средству на пути тех сил, которые любыми средствами и способами пытаются и уже добиваются власти и богатства в своих личных интересах за счет ограбления государства и большинства россиян. К сожалению, заметных результатов этой функции пока не видно.