Курсовая бесплатная юридическая помощь

Юридическая поддержка

Правовые основания предоставления бесплатной юридической помощи

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, в котором каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) принят в целях обеспечения реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации и устанавливает организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Федеральным законом определены основные принципы оказания бесплатной юридической помощи, в том числе такие, как социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи, объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность, обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи; виды бесплатной юридической помощи и субъекты ее оказывающие; категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и случаи ее оказания; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и др.

Закон Удмуртской Республики от 17.12.2012 № 70-РЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике» (далее – Закон Удмуртской Республики) регулирует отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Удмуртской Республики, в пределах полномочий субъектов Российской Федерации, установленных Федеральным законом.

Законом Удмуртской Республики определены полномочия Государственного Совета Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики и уполномоченного органа в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, документы, представляемые гражданами для получения бесплатной юридической помощи, установлены общие положения оказания бесплатной юридической помощи исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики и подведомственными им учреждениями и принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 20.05.2013 № 206 «О мерах по реализации Закона Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 года № 70-РЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике» утверждает Перечень исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Удмуртской Республики, Порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Порядок предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсацию их расходов на оказание такой помощи, Порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, Порядок возмещения адвокату расходов, связанных с направлением адвоката в командировку для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Приказ Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики УР от 18.03.2014 № 01-03/35 «Об утверждении Порядка определения среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина» в целях оказания бесплатной юридической помощи гражданам, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Удмуртской Республике в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, утверждает Порядок определения среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина. Данный Порядок определяет членов семьи, которые учитываются при определении среднедушевого дохода, виды доходов, а также документы, необходимые для его расчета.

Определение среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им бесплатной юридической помощи осуществляется непосредственно участником государственной системы бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике, к которому гражданин обратился за получением такой помощи.

Дата редактирования: 18.08.2015

Ежегодный доклад Министерства юстиции Республики Крым об оказании бесплатной юридической помощи гражданам на территории Республики Крым за 2014 год

Институт бесплатной юридической помощи является гарантией обеспечения конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом, закрепленного в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 48 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных российским законодательством, юридическая помощь оказывается бесплатно.

На федеральном уровне порядок оказания бесплатной юридической помощи регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

В Республике Крым правоотношения, связанные с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи, дополнительно регулируются Законом Республики Крым от 01.09.2014 № 59-ЗРК «О бесплатной юридической помощи в Республике Крым». Закон направлен на создание условий получения бесплатной юридической помощи для социально незащищенных категорий граждан по вопросам. связанным в первую очередь, с повседневными потребностями граждан (социальное, пенсионное обеспечение, жилищные, семейные, трудовые и другие вопросы).

Согласно указанному закону, уполномоченным органом в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью определено Министерство юстиции Республики Крым.

На Министерство возложены следующие полномочия относительно реализации государственной политики в сфере обеспечения прав граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Республики Крым:

— координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым, подведомственных им государственных учреждений Республики Крым, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи;

— обеспечение взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Крым;

-мониторинг деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым, подведомственных им государственных учреждений, предприятий, организаций по вопросам оказания бесплатной юридической помощи;

-оказание непосредственно бесплатной юридической помощи в рамках системы государственной юридической помощи по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.

Министерством юстиции Республики Крым в 2014 году были разработаны и приняты Советом министров Республики Крым ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и механизм оказания бесплатной юридической помощи, формы отчетности и взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи, а также установлены размер и порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, и компенсации их расходов на оказание такой помощи.

На территории Республики Крым бесплатная юридическая помощь оказывается исполнительными органами государственной власти Республики Крым в виде правового консультирования граждан, в устной и письменной форме, а также в виде составления документов правового характера по вопросам, относящимся к их компетенции.

В целях правового информирования граждан о порядке получения бесплатной юридической помощи вся необходимая информация, регулярно размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет исполнительных органов государственной власти Республики Крым. Кроме того, в положения исполнительных органов государственной власти Республики Крым были внесены изменения в части предоставления бесплатной юридической помощи по вопросам, относящимся к их компетенции в рамках Закона Республики Крым «О бесплатной юридической помощи в Республике Крым».

Принимая во внимание тот факт, что механизм предоставления бесплатной юридической помощи в полной мере был нормативно урегулирован и начал свое функционирование с конца ноября 2014 года, информация, отраженная в Докладе соответствует этому периоду

Так, согласно квартальным отчетам, предоставленными исполнительными органами государственной власти Республики Крым за ноябрь-декабрь 2014 года обращений граждан по предоставлению бесплатной юридической помощи в рамках Закона Республики Крым «О бесплатной юридической помощи в Республики Крым» не поступало.

В целях обеспечения оказания бесплатной юридической помощи адвокатами, 01.12.2014 между Министерством юстиции Республики Крым и Ассоциацией «Адвокатская палата Республики Крым» 01.12.2014 было заключено соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Ассоциацией «Адвокатская палата Республики Крым» был сформирован список адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, в который вошли 92 адвоката, осуществляющих свою профессиональную деятельность в большинстве городов и районах Республики Крым. Указанный список размещен на официальных сайтах Министерства юстиции Республики Крым, Ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым», а так же опубликован в газете «Крымские известия» от 30.12.2014 № 255 (5666).

На оплату труда адвокатов, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсацию их расходов на оказание такой помощи на ноябрь-декабрь 2014 года было предусмотрено 775 000 рублей.

Однако, за вышеуказанный период фактических выплат адвокатам в связи с их участием в государственной системе бесплатной юридической помощи произведено не было, в связи с тем, что механизм предоставления бесплатной юридической помощи в полной мере был нормативно урегулирован и начал свое функционирование с конца ноября 2014 года.

Министерством юстиции Республики Крым сформирован Реестр субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь на территории Республики Крым, в который вошли все исполнительные органы государственной власти Республики Крым, которые осуществляют оказание такой помощи в рамках своей компетенции, либо в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Кроме того, Министерство юстиции Республики Крым принимает активное участие в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, с целью правового просвещения населения, а также взаимодействия с институтами гражданского общества, работающими в этой сфере.

Стоит отметить, что при участии Министерства юстиции Республики Крым 20 ноября 2014 года были проведены мероприятия посвященные Дню правовой помощи детям. В рамках указанных мероприятий в районах и городах Республики Крым (на территории 25 муниципальных образований) работали консультационные пункты для оказания бесплатной юридической помощи детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; их законным представителям; детям-инвалидам и их родителям; лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, и усыновителям. В работе консультационных пунктов приняли участие адвокаты, нотариусы, работники полиции, прокуратуры, отдела ЗАГС, Службы по делам детей, территориального органа Пенсионного фонда, Управления труда и социальной защиты населения, Отдела судебных приставов. Бесплатная юридическая помощь оказывалась по вопросам детско-родительских отношений, опеки и попечительства, государственной поддержки материнства и семьи, оказания помощи детям-инвалидам.

На 2015 год Министерством юстиции Республики Крым запланированы мероприятия по усовершенствованию механизма предоставления бесплатной юридической помощи, как адвокатами, так и органами исполнительной государственной власти Республики Крым, а также программы направленные на правовое просвещение и информирование населения по данному вопросу. Разрабатываются мероприятия по вовлечению в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи объединения «Нотариальная палата Республики Крым» и формированию системы оказания бесплатной правовой помощи на муниципальном уровне.

Так уже с начала года, Министерством юстиции Республики Крым и Ассоциацией «Адвокатская палата Республики Крым» заключено Соглашение об организации и осуществлении адвокатами еженедельного приема и консультирования граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в нескольких пунктах приема граждан.

Кроме того, Министерством ведется активное информирование населения о порядке предоставления бесплатной юридической помощи. В эфирах телеканала «Первый Крымский» и радиоканалов ТРК «Крым» была размещена актуальная информация о порядке предоставления бесплатной юридической помощи.

Министерством юстиции Республики Крым разработан тематический информационный плакат «Государственная система бесплатной юридической помощи на территории Республики Крым». Данный плакат призван в доступной форме проинформировать жителей Республики Крым о категориях граждан Российской Федерации, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, о том какие документы необходимы для подтверждения статуса, а также какие предусмотрены виды бесплатной юридической помощи.

Таким образом, деятельность Министерства юстиции Республики Крым, по реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи, направлена на создание равных возможностей и доступности для граждан в ее получении и осуществлении тем самым их прав и свобод, обеспечение защиты законных интересов и повышение уровня социальной защищенности.

Последнее обновление: 02 марта 2015, 12:46

Студенческий центр юридической помощи

Уважаемые студенты, выпускники и сотрудники Вышки!

Мы просим поддержать наш проект на Конкурсе студенческих инициатив университета.

Авторизуйтесь и проголосуйте за проект по ссылке: family.hse.ru/projects (Выездная школа для студентов юридических клиник, снизу третий вариант). Голосовать могут студенты и выпускники любых факультетов.

В юридических клиниках мы оказываем юридическую помощь людям и организациям. Эта помощь предоставляется бесплатно, что подчёркивает социальную роль нашего проекта.

Организовать трёхдневный выезд будущих, нынешних студентов и выпускников юридических клиник всех кампусов НИУ ВШЭ.

Перед тем как студентам разрешают принимать клиентов, они проходят курс обучения необходимым навыкам (интервьюирование, консультирование, выработка позиции по делу) каждый год в сентябре. Мы хотим провести данное обучение ещё весной почти на полгода раньше, чтобы разрешить студентам принимать клиентов летом.

Школа позволит собрать в одном месте заинтересованных студентов различных кампусов Вышки. Тренерами на школе выступят уникальные специалисты в области интерактивных методов и юридического клинического образования, продвигающие подобные проекты в России и за рубежом более 10 лет.

Обучение в юридической клинике проходит в рамках учебной дисциплины на 3 курсе. Каждый год происходит новый набор слушателей, которым необходимо пройти предварительную подготовку. К сожалению, на данный момент нет никакого взаимодействия между студентами разных лет. Новички не могут применять накопленный опыт старших студентов, из-за чего юрклиника каждый год начинает свою работу заново.

Что будет включать в себя Выездная школа для студентов юридических клиник НИУ ВШЭ?

1. Проведение 5 образовательных тренингов по практическим навыкам для будущих студентов.

2. Проведение 2 сессий по анализу результатов работы нынешних студентов.

3. Проведение 2 образовательных тренингов по управлению юридической клиникой.

4. Встреча с выпускниками юридической клиники.

5. Skype — конференция с директором DC Street Law Clinic из Georgetown University Law Center (№1 in Clinical Training of Best US Law Schools).

Где можно проголосовать за проект?

Проголосовать за проект можно на портале HSE Family по ссылке: family.hse.ru/projects (Выездная школа для студентов юридических клиник, снизу третий вариант). Если вы не зарегистрированы, то процесс идентификации займёт не больше 30 секунд. Зарегистрироваться можно по телефону или по E-mail. Подробная инструкция прикреплена к данному сообщению.

Спасибо, что дочитали до конца объявления. Мы надеемся на вашу поддержку!

Бесплатная юридическая помощь по гражданским делам в Российской Федерации

Бурков Антон Леонидович

Доклад касается двух вопросов предоставления правовой помощи гражданам. В первую очередь, доклад затрагивает непосредственно право на предоставление бесплатной юридической помощи в законодательстве и в судебной практике Российской Федерации и в практике Европейского суда по правам человека. Вторая часть доклада посвящена методам работы правозащитников по предоставлению бесплатной юридической помощи гражданам по делам, на которые законодательством не распространяется право на бесплатную юридическую помощь – по вопросу обращения в Европейский суд по правам человека и применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод в судах России.

Недоступность стоимости услуг адвокатов для многих граждан России известна. О возможности получить бесплатную правовую помощь у адвокатов по гражданским делам слышали лишь некоторые, однако те, кто сталкивался с этим, считают эту возможность мифической. И дело здесь не только в фактическом отказе адвокатских контор оказывать помощь гражданам бесплатно, но и в состояние законодательства, которое препятствует получению доступной адвокатской помощи.

Во-первых, в Федеральном законе от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» отсутствует указание на источник финансирования тех услуг, которые оказываются адвокатом бесплатно определенным категориям граждан в порядке статьи 26 данного закона. Поскольку порядок компенсации адвокатской палате и конкретному адвокату за оказанные услуги отсутствует, это приводит к тому, что адвокатские конторы отказывают лицам, имеющим на это право, в возможности получения бесплатной помощи.

Статья 26. «Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно» гласит

«1. Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 28.10.2003 N 134-ФЗ)

1) истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией».

Во-вторых, согласно п. 2 указанной статьи, перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, среди таких документов пункт 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 22.12.2003 г. № 51-ОЗ «О перечне документов, необходимых для получения на территории Свердловской области отдельными категориями граждан Российской Федерации юридической помощи бесплатно, и порядке их предоставления» предусматривает, что истцы по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, предоставляют определение судьи суда первой инстанции о возбуждении гражданского дела в суде первой инстанции.

Что это значит на практике? Для того, чтобы получить бесплатную юридическую помощь, гражданину необходимо самому подготовить иск или жалобу, причем настолько грамотно, чтобы она была принята судом к производству. Для тех, кто сталкивался с судебной системой России, не секрет, что суд часто по надуманным основаниям возвращает исковое заявление или оставляет заявление гражданина без движения, и для того, чтобы добиться принятия дела к производству и доказать свою правоту, необходимо обжаловать такое определение в кассационную или апелляционную инстанцию. Здесь гражданину также требуется помощь адвоката, но, как видно из нормы закона Свердловской области, она также не может быть получена бесплатно. Если гражданин самостоятельно справился со всеми процессуальными перипетиями, то так ли нужен ему представитель в суде? Но чаще всего до принятия иска в производство дело не доходит. Самостоятельно написанные гражданином заявления отбраковываются судьей или его помощником на приеме с комментариями «идите к адвокату, судья консультаций не дает», и так происходит несколько раз. Право на доступ к судебной защите и право на бесплатную помощь адвоката, гарантированные законом, действительно становятся мифическими и нереализуемыми.

Норма закона Свердловской области, создающая препятствия к доступу к правосудию, стала предметом рассмотрения в Уставном суде Свердловской области 19 октября 2004 года. Представление интересов заявительницы в Уставном суде оказывали не адвокаты, а представители правозащитной организации Уральский Центр Конституционной и Международной Защиты Прав Человека Общественного Объединения «Сутяжник»[2].

В соответствии с Постановлением Уставного Суда Свердловской области ч. 2 статьи 3 указанного областного закона признана несоответствующей ст. 2, п. «в» ч. 1 ст. 20 и ст. 63 Устава Свердловой области, поскольку нарушает право малоимущих граждан на получение бесплатной юридической помощи до подачи ими искового заявления и, как следствие, ограничивает право на доступ к правосудию.[3] Уставный Суд в мотивировочной части постановления отметил, что понятие «истец» является гражданско-процессуальным понятием, следовательно, и момент приобретения такого статуса также должен определяться гражданско-процессуальными нормами. Областные законодатели не вправе определять момент приобретения статуса истца, так как это является вторжением в компетенцию федерального законодателя (Государственной Думы РФ).

Кроме того, документ под названием «определение о возбуждении гражданского дела» суд не выносит. Принимая исковое заявление, суд выносит «определение о принятии искового заявления к производству». Более того, гражданам-участникам процесса выдаются только копии определений, в то время как в соответствии с Законом Свердловской области гражданин должен предоставить адвокату именно подлинник несуществующего определения.

Таким образом, из перечня документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи малоимущим истцам, исключено определение о возбуждении гражданского дела. Следовательно, по таким делам граждане могут обращаться к адвокатам до подачи иска в суд с целью составления юридически грамотного искового заявления, решения вопроса о досудебном порядке урегулирования спора.

Напомним, что непреодолимая процедура получения бесплатной помощи была выгодна как адвокатам, так и областным властям. Адвокату не надо добиваться последующей выплаты из бюджета, властям – выплачивать компенсацию.

Experiment with Legal Aid in Civil Cases

Правительство России Постановлением от 22 августа 2005 года № 534 утвердило положение «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам».[4] Как сказано в постановлении, Правительство проводит эксперимент и создает в десяти субъектах РФ государственные юридические бюро. Изначально планировалось, что данные бюро будут действовать в течение 2006 года. В настоящее время эксперимент продлен на 2007 год. На бюро возлагается обязанность оказывать бесплатную юридическую помощь по гражданским делам малоимущим гражданам. Создаются бюро в целях выработки оптимального механизма по реализации политики государства в области оказания малоимущим гражданам квалифицированной юридической помощи.

Согласно постановлению существует только одно ограничение для получения бесплатной юридической помощи – имущественный ценз. Правом на получение бесплатной юридической помощи обладают только малоимущие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. К примеру, величина прожиточный минимум в Свердловской области на третий квартал 2005 года установлена для трудоспособного гражданина в размере 3060 рублей (чуть более 100 долларов США). Таким образом, житель Свердловской области, доход которого составляет 3060 рублей в месяц, не имеет права на получение бесплатной юридической помощи и должен из своего бюджета заплатить адвокату за юридические услуги[5].

Любой малоимущий гражданин имеет право получить консультацию письменную или устную по любому правовому вопросу. Так же гражданину составят заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера. Так же работники государственных юридических бюро могут участвовать в качестве представителей малоимущих граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представлять интересы граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях.

С нашей точки зрения, в эксперименте содержится ряд недостатков.

В правительственном положении закреплено, что бюро может заключить с адвокатом договор, предусматривающий оказание юридической помощи гражданам на постоянной основе или конкретному гражданину. У бюро нет права заключать договор с юристами правозащитных организаций, хотя для участия в гражданском судопроизводстве или в исполнительном не требуется быть адвокатом, как этого не требуется и для составления документов правового характера или консультирования граждан.

Таким образом, юристы всех правозащитных организаций фактически исключены из сферы государственной политики по оказанию юридической помощи малоимущим гражданам. Между тем порядок и размер оплаты труда адвоката при оказании юридической помощи человеку, обратившемуся в государственное юридическое бюро, устанавливается договором. Оплата труда адвоката составляет за день участия не меньше одной четвертой и не больше одной второй минимального размера оплаты труда, предусмотренного для регулирования оплаты труда. На сегодняшний день это соответственно 200 и 400 рублей. Для сравнения: только за ознакомление с делом адвокат с вас может взять гонорар в размере 5000 рублей. В положении же закреплено, что понуждение адвоката к заключению указанного договора на условиях, предусмотренных положением, не допускается. Таким образом, понятно, что адвокаты не будут работать с бюро за такие «смешные» для них деньги, а юристов правозащитных организаций в данном случае правительство РФ оставило в стороне.

Но тем не менее, эксперимент продолжается – продлен на 2007 год.[6]

Legal Aid in Civil Cases as a Right under European Convention on Human Rights

Но проблемы с предоставлением бесплатной помощи адвоката возникают и в связи с не гибкостью федерального закона, что противоречит международным обязательствам России согласно Европейской конвенцией по правам человека.

По определенным категориям дел, несмотря на то, что заявители могли обратиться в суд, то есть имели формальный доступ к суду, они не могли представлять свои дела в суде надлежащим образом и эффективно в связи с отсутствием бесплатной юридической помощи, а следовательно баланса сторон процесса. Дело в том, что федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дает исчерпывающий перечень лиц и категорий дел, по которым возможно предоставление бесплатной помощи адвоката. Каких-либо исключений не предусматривается. Но очень часто бывают случаи, когда такая помощь является необходимой и по делам и для категорий граждан, не включенных в перечень федерального закона.

Так одной заявительнице 58-летнего возраста не юристу по образованию пришлось самостоятельно без помощи адвоката отстаивать свои права в Арбитражном суде по очень сложному делу, касающегося вопроса регистрации и членства в коммерческой организации, в споре с корпорацией, интересы которой в суде представляли три адвоката и два сотрудника организации.

Согласно Европейской конвенции о защите прав человека такое обстоятельство как невозможность лица оплатить помощь юриста, без которой он не может пробраться через лабиринт юридических проблем, является фактическим ограничением права на доступ к правосудию. Так, в деле Airey v. Ireland было установлено, что заявительница в деле о разводе не могла позволить себе воспользоваться услугами адвоката, а такие услуги были признаны необходимыми ввиду сложности разбирательства и необходимости заслушать показания экспертов, а также высокого эмоционального напряжения сторон. В деле Steel and Morris v. UK Европейский суд признал необходимость предоставления бесплатной юридической помощи по гражданскому делу, которое является исключительно сложным, в котором одной стороне, не способной оплатить предоставление юридической помощи, противостоит коммерческая организация, способная нанять команду адвокатов и юристов (см. параграф 50 решения от 15 февраля 2005 г.).

Нарисуем картину дела, по которому российская заявительница не имеет права на получение бесплатной юридической помощи.

1. Сложность дела.

Дело, касающееся реорганизации юридического лица, определения доли участия в организации является исключительно сложным судебным делом. Это связано с несколькими факторами: (1) неопределенность и изменчивость материального законодательства (после распада СССР законодательство о юридических лицах и о предпринимательской деятельности кардинально изменилось; впоследствии законодательство неоднократно и очень часто менялось); (2) неопределенность и изменчивость процессуального законодательства (в 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс; дело заявительницы в арбитражных судах начало рассматриваться в 2002 году по новым процессуальным правилам в отсутствие наработанной судебной практики; дело заявительницы было передано из суда общей юрисдикции в арбитражный суд в связи с длительным рассмотрением дела – 3 года – и принятием нового АПК); в общей сложности состоялось 5 судебных заседаний в суде общей юрисдикции и 36 судебных заседаний в арбитражных судах; (3) как правило, в арбитражных судах дела рассматриваются по спорам между юридическими лицами, каждое из которых представлено юристами соответствующей организации или адвокатами; (4) сложность дела заявительницы подтверждает тот факт, что ответчика в судах представляли 3 юриста и 2 представителя организации по должности. Количество томов в делах составляет 16 томов объемом 1000 документов.

2. Высокая стоимость юридических услуг по арбитражным делам.

Заявительница не могла оплатить услуги адвоката по представлению ее интересов в арбитражном суде в связи с высокой стоимостью услуг. Согласно информации, опубликованной в статье «ЗАКОННЫЕ МИЛЛИОНЫ, российские юристы не догнали иностранных конкурентов по числу клиентов. Зато догнали по доходам» журнала «Forbes» за январь 2006 года на странице 63, стоимость услуг адвоката за ведение арбитражного дела составляет от 10 000 до 50 000 долларов США. С учетом сложности дела заявительницы и того, что по делу заявительницы состоялось более 40 судебных заседаний, стоимость юридических услуг может составлять более 40000 долларов США.

Адвокатские конторы и адвокаты не идут на официальное раскрытие стоимости своих услуг. За финансовую «непрозрачность» Председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации А. Иванов неоднократно критиковал адвокатуру и требовал открытой публикации почасовых ставок (см., например, статью «ЗАКОННЫЕ МИЛЛИОНЫ. Российские юристы не догнали иностранных конкурентов по числу клиентов. Зато догнали по доходам» журнала Forbes за январь 2006 года на странице 63).

3. Доходы заявительницы не позволяют ей оплатить услуги адвоката.

Заявительница не могла оплатить услуги адвоката по представлению ее интересов в арбитражном суде в связи с низким уровнем ее доходов. Средняя заработная плата заявительницы составляет три тысячи девять рублей 92 копейки (3009,92 руб.), что на 2006 г. примерно составляло чуть более 100 долларов США. Данный доход не позволяет оплатить услуги адвоката в 10 000 – 50 000 долларов США.

Заявительница обязана была оплатить судебные расходы в связи с обращением в суд первой, апелляционной и кассационной инстанции. За все время ведения дела заявительница обязана была уплачивать государственную пошлину. В связи отсутствием средств на оплату госпошлины заявительнице неоднократно приходилось заявлять ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.

Согласно ст. 26 «Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно» Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» заявительница не обладает правом на получение бесплатной помощи адвоката. Закон вообще не предусматривает каких-либо исключений для предоставления бесплатной юридической помощи по делам, выходящих за рамки обычного.

При невозможности оплатить такую помощь заявительница не могла найти юриста, желающего представлять ее интересы в суде. Учитывая тот факт, что заявительница по настоящему делу находилась в споре с юридическим лицом, имевшим финансовые возможности нанять трех адвокатов, по делу, касающемуся сложных вопросов законности реорганизации юридического лица путем преобразования, выдела доли, отсутствие помощи адвоката на стороне физического лица является фактическим ограничением права на доступ к правосудию, нарушающим пункт 1 статьи 6 Конвенции. Более того, дела такого рода являются сложными с точки зрения сложности положений законодательства, регулирующего вопросы реорганизации предприятий, а также сложного и формализованного процесса выступление и доказывания в арбитражном суде. Процессуальные правила рассмотрения данного дела менялись

Бесплатная юридическая помощь

Условия предоставления бесплатной юридической помощи: категории граждан, имеющие право на получение, и случаи, когда им может быть отказано в оказании консультации. Формирование правового государства. Порядок создания и деятельности юридических клиник.

Подобные документы

Перечень случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно. Возмещение размера вознаграждения адвокатам при оказании бесплатной юридической помощи. Перечень документов, необходимых для получения гражданами России бесплатной юридической помощи.

контрольная работа, добавлен 04.02.2012

Юридическая помощь: содержание и значение. Юридическая помощь и правовое сознание. Проблемы развития системы оказания юридической помощи в РФ. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи. Профессиональное юридическое представительство.

курсовая работа, добавлен 03.05.2016

Цели, порядок и условия предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации, ее виды. Граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи, и основания для прекращения ее предоставления согласно законодательству.

курсовая работа, добавлен 26.10.2015

Проблема частичной реабилитации в уголовно-процессуальном праве. Необходимость разграничения полномочий по вопросам финансового обеспечения бесплатной юридической помощи между уровнями публичной власти. Спорность вопроса об оплате юридической помощи.

материалы конференции, добавлен 17.09.2011

Признаки, структура юридической деятельности. Соотношение правовой и юридической деятельности. Анализ основных общетеоретических характеристик процессуально-правового режима юридической деятельности. Подходы к пониманию категории юридической деятельности.

курсовая работа, добавлен 27.11.2013

Рассмотрение основных причин для обращения за юридической помощью. Характеристика предмета соглашения об оказании юридической помощи, его составляющие: вид юридической помощи, указание на правовую проблему (спор), указание на государственный орган.

реферат, добавлен 24.09.2012

Предмет, система, структура, правовые принципы, лежащие в основе деятельности адвокатуры. Адвокатская палата как негосударственная некоммерческая организация. Виды соглашений об оказании юридической помощи и их обязательные условия, оплата услуг адвоката.

курс лекций, добавлен 12.05.2011

Определение соотношения конституционного (общего) и отраслевого (специального) законодательства в отношении права граждан на юридическую помощь. Характеристика содержания конституционного права граждан на оказание квалифицированной юридической помощи.

реферат, добавлен 29.12.2016

Понятие, функции и структура юридической деятельности как категории теории государства и права, правовой акт как внешняя ее форма. Разновидности юридической деятельности в современном белорусском обществе, основные пути и направления совершенствования.

дипломная работа, добавлен 30.04.2010

Адвокатура до судебной реформы 1864 года. Присяжные поверенные и частные поверенные. Адвокатское право в период революций 1917 года. Главные пути оказания юридической помощи населению. Закон об адвокатуре 2002 г. Закон о бесплатной юридической помощи.

Читать курсовая по основам права: «Юридическая помощь»

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Специальность: Право и организация социального обеспечения КУРСОВАЯ РАБОТА

Юридическая помощь Архиповой Анны Олеговны Тамбов — 2015 Содержание Введение

Глава 1. Понятие юридической помощи

.1 Юридическая помощь: содержание и значение

.2 Субъекты оказания юридической помощи в современной России

Глава 2. Проблемы развития системы оказания юридической помощи населению в РФ

.1 Юридическая помощь и правовое сознание

.2 Проблемы развития системы оказания юридической помощи в Российской Федерации

Список использованной литературы Введение Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что становление в России гражданского общества и правового государства выдвигает на первый план проблему обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Осуществление закрепленного в Конституции РФ положения о высшей ценности прав и свобод человека и гражданина немыслимо без наличия эффективной системы общих и специально-юридических гарантий, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина.

Юридическая помощь выступает одним из важных юридических средств, необходимым элементом механизма обеспечения прав и свобод. В настоящий момент, юридическая помощь — это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности.

В качестве проблем исследования следует обозначить следующие: «какова система оказания юридической помощи в современной России», «какие недостатки развития юридической помощи существуют в настоящее время».

Целью курсовой работы является: рассмотреть понятие юридической помощи и ее форм, обозначить существующие проблемы развития системы оказания юридической помощи в России.

Для осуществления обозначенных целей служат следующие задачи:

1. Исследовать специальную литературу по рассматриваемой тематике «юридическая помощь»;

2. Изучить содержание и значение понятия юридической помощи;

. Выявить субъекты системы оказания юридической помощи населению Российской Федерации;

. Выявить основные проблемы развития системы оказания юридической помощи населению в РФ.

Для полного изучения темы необходимо выделить объект и предмет исследования курсовой работы:

Объектом является обеспечение и защита прав и законных интересов граждан.

Процесс исследования направлен на предмет: систему юридической помощи.

Право на юридическую помощь — это один из значительных конституционных принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Стоит отметить, что на сегодняшний день это направление изучено недостаточно. Причина заключается в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи предприятиям, объединениям, организациям. В настоящее же время создано поле для новых форм юридической деятельности, называемых «иные формы оказания юридической помощи», являющихся формами оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. Они представляют множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым, соответственно дать более точного определения этим формам в настоящий момент не представляется возможным.

Проблема развития системы оказания юридической помощи не перестаёт оставаться актуальной в результате несовершенства некоторых сторон её деятельности, вызванных разнообразием форм данной помощи и отсутствием регулирования в данной сфере юридических услуг.

Глава 1. Понятие юридической помощи 1.1 Юридическая помощь: содержание и значение Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Не существует такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Квалифицированная юридическая помощь может потребоваться в вопросах касающихся работы или учебы, при обращении в государственные или иные органы, приобретении или продаже товаров, участии в деятельности общественных организаций, получении государственных пенсий и социальных пособий и т.д.

В соответствии с ч.1 ст.48 Конституции РФ (далее Конституция), каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без включения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, в свою очередь, требует гарантий на получение квалифицированной правовой помощи.

Юридическая помощь это: «государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан».

Юридическая помощь бывает государственной (государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или частной (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой).

Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи.

Что касается субъектов общественных отношений, которые нуждаются в квалифицированной юридической помощи, то это могут быть как физические лица, причем всех статусов — гражданин страны, иностранный гражданин, а также лицо без гражданства, так и юридические лица — государственные, общественные, частные, акционерные и другие организации.

Юридические услуги, как правило, платные, плата за юридические услуги определяется соглашением между клиентом и организацией, предоставляющей юридические услуги.

Конституция гарантирует в определенных законом случаях предоставление бесплатной юридической помощи.

Федеральным Законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

) правового консультирования в устной и письменной форме;

) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Участники государственной системы бесплатной юридической помощи наглядно представлены на рисунке 1.

Рис.1 Участники государственной системы бесплатной юридической помощи Итак, по своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий: поиск нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении заявления или ходатайства, другого документа, подбор аргументов, определение органа, который наиболее эффективно может разрешить возникшую проблему, осуществление представительства в суде или ином органе, ведение защиты по уголовному делу или отстаивание законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и т д.

Для всестороннего изучения понятия юридической помощи, необходимо рассмотреть существующие формы юридической помощи — а именно способ внутренней организации содержания юридической помощи.

Форма юридической помощи обеспечивает взаимную