Кто составляет протоколы по ст 64 коап рф

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

1. Анализ правил ч. 1-4 ст. 28.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) протоколы (см. об их содержании коммент. к ст. 28.2) об административных правонарушениях, предусмотренных в нормах гл. 5-21 КоАП, составляются должностными лицами (а не иными уполномоченными лицами, см. о том, кто признается должностным лицом, коммент. к ст. 2.4, 2.5) органов, которые уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с нормами КоАП (см. коммент. к ним); при этом должностное лицо каждого из указанных органов составляет такие протоколы лишь в пределах компетенции того или иного органа (ясно, например, что протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.14 «Нарушение правил маневрирования», составляют должностные лица ГИБДД, а не налоговых органов);

2) кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 28.3, протоколы об административных правонарушениях (каждый с учетом своей компетенции и полномочий соответствующего органа) вправе составлять также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений (например, служб, департаментов, управлений, отделов) территориальных органов (например, ИФНС по городам и районам), их учреждений (например, учреждений уголовно-исполнительной системы), а также иных госорганов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами (например, Законом о ФСБ, Законом о милиции и др.) либо нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ. Часть 4 ст. 28.3 изложена Законом от 31.12.05 в новой редакции (она вступила в силу с 01.01.06). Установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в частях 1-3 ст. 28.3, соответственно определяют руководители уполномоченных федеральных госорганов и госорганов субъектов РФ. После вступления в силу (с 28.03.10) изменений, внесенных в ч. 2 ст. 28.3 Законом N 380 от 28.12.09 установлено, что помимо случаев, предусмотренных в ч. 1 ст. 23.8 протоколы об АП вправе составлять также ДЛ органов исполнительной власти субъекта РФ в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора указанные в ст. 28.2 (см. также комментарий к ст. 1.3.1).

В случаях, когда протокол (в соответствии с нормами КоАП) составляется только должностными лицами госорганов субъектов РФ — перечень последних определяется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ;

3) в соответствующих пунктах ч. 2 ст. 28.3 указаны должностные лица уполномоченных органов, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Для правильного применения норм ч. 1, 2 ст. 28.3 необходимо учитывать:

а) положения ст. 5 Закона N 196 о том, что органы, должностные лица, не уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП, обязаны передать дела об административных правонарушениях судьям, должностным лицам и органам, которые вправе рассматривать такие дела (после 1 июля 2002 г.) в соответствии с КоАП;

б) что наименования, структура, полномочия органов, упомянутых в ч. 1, 2 ст. 28.3 (а также их должностные лица) весьма часто меняются (примером могут служить изменения, периодически вносимые Указом N 314). В связи с этим необходимо руководствоваться правилами ст. 22.3 о подведомственности дел об административном правонарушении в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 22.3);

4) помимо случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 28.3, протоколы по делам об административных правонарушениях, связанных с осуществлением предпринимательской либо иной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушениями (в т.ч. грубыми — это уточнение вступило в силу с 16.07.05) условий лицензирования (в случаях, когда лицензирование предусмотрено в соответствии со ст. 1-3, 17, 18 Закона о лицензировании, см. о таких административных правонарушениях коммент. к ст. 14.1, 19.20), могут составлять также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений, территориальных органов, иных госорганов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности. При этом необходимо руководствоваться Перечнями видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.06 N 45, в ред. от 15.06.09), (с учетом положений Указа N 314 и последующих изменений и дополнений указанного Перечня).

Следует иметь в виду, что Законом N 380 от 28.12.09 с 28.03.10 пункты 1, 4, 10, 16, 18, 19, 22, 44, 58, 63, 66 части 2 ст. 28.3 — изложены в новой редакции; а пункты 2, 3, 20, 23-26, 40, 45-47, 49, 57, 60, 68, 76 ч. 2 ст. 28.3 — признаны утратившими силу. В остальные пункты ч. 2 ст. 28.3 — внесены изменения. Кроме того, ч. 2 ст. 28.3 дополнена с 28.03.19 пунктом 91 (о полномочиях ДЛ органов по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй);

5) протоколы по делам об административных правонарушениях, связанных с невыполнением законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу (см. коммент. к ст. 17.7), с заведомо ложными показаниями свидетеля, пояснениями специалиста, заключением эксперта или заведомо неправильным переводом (см. коммент. к ст. 17.9) вправе также составлять органы (и их должностные лица), уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, с 01.10.04 (после вступления в силу Закона N 118) протокол о таком административном правонарушении, как заведомо ложное заключение экспертиза (см. об этом коммент. к ст. 19.26) вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений, и территориальных органов, а также иных госорганов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), например, санитарный надзор. См. также комментарий к ст. 20.25;

6) перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (в соответствии с ч. 1, 2 и 3 ст. 28.3), устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Эти перечни должны быть приведены в соответствие с КоАП и Указом N 314 (ст. 7 Закона N 196). Примерами таких «перечней» могут служить Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (утв. приказом Минэкономразвития от 05.12.08 N 432 в ред. от 03.09.09); Перечень должностных лиц Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (утв. приказом Росалкогольрегулирования от 24.07.09 N 27) и др.

2. Законом N 380 от 28.12.09 ч. 5 ст. 28.3 также изложена в новой редакции (она вступила в силу с 28.03.10). Применяя правила ч. 5 ст. 28.3, необходимо обратить внимание на то, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:

1) члены избирательных комиссий, комиссии референдума (с правом решающего голоса), уполномоченные на это (решениями, постановлениями и т.п.) избирательной комиссией (комиссией референдума), — по делам о таких правонарушениях, как:

а) нарушение прав члена избирательной комиссии либо комиссии референдума наблюдателя и др. лиц, указанных в ст. 5.6 — до 28.03.10 (см. коммент. к ст. 5.6);

б) неисполнением решений этих комиссий (см. коммент. к ст. 5.3);

в) нарушением порядка представления списков избирателей и участников референдума, а также сведений о них (см. коммент. к ст. 5.4);

г) нарушением порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (см. коммент. к ст. 5.5), а также по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 5.8-5.10, 5.12, 5.15, 5.17-5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 (см. коммент. к ним). При этом изменения, внесенные в абз. 1 части 5 ст. 28.3 Законом N 93 вступили в силу с 21.07.05;

2) члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — по делам об административных правонарушениях, связанных с:

а) неисполнением родителями, законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (см. коммент. к ст. 5.35);

б) нарушением порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних (см. коммент. к ст. 5.36);

в) незаконными действиями по усыновлению либо передаче ребенка под опеку (попечительство) или в приемную семью (см. коммент. к ст. 5.37);

г) вовлечением несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (см. коммент. к ст. 6.10);

3) инспекторы Счетной палаты РФ (например, по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным использованием бюджетных средств, нарушением сроков их возврата либо сроков перечисления платы за бюджетные средства, см. коммент. к ст. 15.14-15.16);

4) ДЛ органов государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС) — по делам об административных правонарушениях, связанных:

— до 01.01.2010 (до вступления в силу изменений, внесенных в ч. 5 ст. 28.3 Законом N 213 от 24.07.09) и после 28.03.10 (после вступления в силу изменений внесенных Законом N 380 от 28.12.09) с:

а) нарушением сроков подачи заявления о постановке на учет в орган государственного внебюджетного фонда (см. коммент. к ст. 15.3), а также сроков открытия (закрытия) банковского счета (см. коммент. к ст. 15.4);

б) непредоставлением сведений, необходимых для осуществления органом государственного внебюджетного фонда контроля (см. коммент. к ст. 15.6);

в) нарушением порядка открытия счета в банке налогоплательщику (см. коммент. к ст. 15.7);

г) нарушением срока исполнения поручений о перечислении взносов в орган государственного внебюджетного фонда (см. коммент. к ст. 15.8).

О том, что правила последнего абзаца ч. 5 ст. 28.3 не совсем соответствовали до 01.01.2010 нормам НК, Закона N 167 и Закона N 125, см. коммент. к ст. 15.3, 15.4, 15.6, 15.7, 15.8. Впредь до устранения этих противоречий приоритет имели нормы указанных законов (как специальные нормы перед общими);

— после 01.01.2010 — связанных с нарушением банком срока исполнения поручения плательщика о перечислении страховых взносов (см. комментарий к ст. 15.10), с нарушением сроков регистрации в государственных внебюджетных фондах и сроков представления в них документов и сведений (см. комментарий к ст. 15.32, 15.33). Однако данное положение утратило силу с 28.03.10 (в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 380 от 28.12.09; т.е. по существу вернулись к старой редакции, действовавшей до 01.01.2010);

5) ДЛ органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — по делам об АП предусмотренным в ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.12, ч. 1 ст. 20.25;

6) ДЛ органов и учреждений осуществляющих пробирный надзор и контроль над производством, извлечением, переработкой и иными операциями с драгоценными металлами и камнями — по делам об АП исчерпывающим образом перечисленными в п. 6 ч. 5 ст. 28.3;

7) ДЛ органов ведомственной охраны, учреждений осуществляющих государственный лесной контроль и пожарный надзор в лесах, а также осуществляющих государственную охрану территорий национальных парков и природных заповедников — по делам об АП перечисленных (соответственно) в п. 7-10 ч. 5 ст. 28.3;

8) должностные лица госкорпорации «Росатом» — по делам об АП, предусмотренных частями 2-4 ст. 14.1 (см. комментарий к ней);

9) судебные приставы и иные ДЛ прямо указанные в п. 12 ч. 5 ст. 28.3 — по делам об АП предусмотренных ч. 1 ст. 20.25;

10) капитаны судов перечисленных в п. 13 ч. 5 ст. 28.3 по делам об АП, предусмотренных в ч. 2 и 5 ст. 11.17 (см. комментарий к ней);

11) ДЛ учреждений, находящихся в ведении (с учетом правил ст. 1.3.1, см. комментарий к ней) субъектов РФ — по делам об АП перечисленных в п. 14 и 15 ч. 5 ст. 28.3.

Нужно иметь в виду, что законодатель весьма часто вносит изменения в состав ДЛ (в их названия, полномочия и т.п.) уполномоченных составлять протоколы об АП (равно как и в перечень дел об АП по которым они такие протоколы вправе составлять). Поэтому эти изменения следует систематически отслеживать.

3. Специфика правил ч. 6 ст. 28.3 состоит в том, что:

1) они посвящены протоколам об административных правонарушениях, которые предусмотрены не в нормах гл. 5-21 КоАП, а в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) протоколы об административных правонарушениях по таким делам составляются должностными лицами, уполномоченными на это законами соответствующих субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. После 16.07.05 указанные должностные лица получили также право составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в ч. 3 и 4 ст. 14.1; ч. 2 и 3 ст. 19.20 (см. коммент. к ним);

3) их следует применять с учетом правил ст. 28.5 (о сроках составления протокола об административном правонарушении), ст. 28.6 (о случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется). См. коммент. к ст. 28.5, 28.6.

Законом N 130 ст. 28.3 дополнена: дела об административных правонарушениях предусмотренных частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 рассматривают должностные лица Росфинансмониторинга.

Еще раз подчеркнем (и это нужно учитывать, особенно для случаев рассмотрения дел в суде и пересмотра вступивших в законную силу судебных актов), что в ст. 28.3 весьма часто вносятся изменения. Об изменениях, вступивших в силу с 28.03.10 см. выше. Но в ст. 28.3 вносились изменения и до 28.03.10. Например, в соответствии с Законом N 86 комментируемая статья также была дополнена: административные правонарушения, предусмотренные в ст. 6.9, 6.13, ч. 3 ст. 19.3, 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 20.22 (при потреблении наркотических средств) КоАП, рассматривают органы ФНС России. Кроме того, после вступления в силу Закона о лотереях (с 01.01.04) должностные лица органов регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей получили право составлять протоколы о совершении административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 14.27, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.5-19.7 (см. коммент. к ним), а с 16.07.05 (после вступления в силу Закона N 80) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств получили право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в ч. 3 ст. 9.1 (см. коммент.). Ст. 28.3 была также дополнена Законом N 141 от 19.07.07 (дополнение вступило в силу с 01.08.07 и установило, что должностные лица органов занятости населения составляют протоколы об административных правонарушениях предусмотренных в ч. 3 ст. 18.15, ч. 1 ст. 19.5, в ст. 19.7) и Законом N 230 от 18.10.07 (было установлено, что с 24.10.07 протоколы составляют также должностные лица госорганов субъектов РФ осуществляющие полномочия в области занятости населения, переданные РФ своим субъектам (т.е. об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.42 и 19.7). Федеральным законом от 29.04.08 N 58-ФЗ было установлено, что с 07.05.08 должностные лица ФОИВ уполномоченных осуществлять контроль за иностранными инвестициями в РФ составляют протоколы по АП, предусмотренные в ст. 19.6 и 19.7 (см. комментарий к ним). Законом N 148 от 22.07.08 было установлено, что с 22.07.08 ДЛ Росстройнадзора составляют протоколы по делам об АП, предусмотренных в ст. 9.5.1 (см. комментарий к ней). Федеральным законом от 03.06.09 N 104-ФЗ было установлено, что с 01.12.09 ДЛ Рособразования составляют протоколы по делам об АП предусмотренных в ст. 5.57, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.30 (см. комментарий к ним). И в дальнейшем ст. 28.3 будет неоднократно изменяться и дополняться, что необходимо отслеживать.

4. Для правильного определения круга должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в ст. 28.3, необходимо также учитывать в частности положения таких нормативно правовых актов, как:

1) приказ МВД РФ N 444 от 02.06.05 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»;

2) приказ Роспотребнадзора от 01.06.05 N 421 «Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

3) приказы Минтранса РФ N 53 от 26.05.05 «Об утверждении Перечня должностных лиц ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ «уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ст. 20.17 КоАП, и осуществлять административное задержание» и от 30.09.05 N 115 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального агентства геодезии и картографии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

4) приказ Роскомрыболовства РФ N 491 от 29.12.08 «О реализации отдельных положений КоАП РФ в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов»;

5) приказы МЧС РФ от 05.05.05. N 380 «Об утверждении Перечня должностных лиц госинспекции по маломерным судам МЧС РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»; от 22.08.06 N 491 «Об утверждении Перечня должностных лиц центрального аппарата МЧС РФ, территориальных органов МЧС РФ составлять протоколы об административных правонарушениях»;

6) приказ МПР РФ от 29.04.05 N 115 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

7) приказ Мининформсвязи РФ от 07.04.09 N 52 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

8) приказ Россельхознадзора от 12.04.05 N 138 «О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

9) приказ ФСТЭК РФ от 11.04.05 N 124 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

10) приказ Минюста РФ от 06.04.05 N 33 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

11) приказ Минюста РФ от 28.06.02 N 182 (в ред. от 06.04.05) «Об утверждении перечня должностных лиц Минюста РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

12) приказ МЧС РФ от 26.01.09 N 28 «Об утверждении Перечня должностных лиц центрального аппарата МЧС РФ, территориальных органов МЧС РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

13) приказ ФСФР РФ от 12.11.04 N 04-936/пз-н «Об утверждении Перечня должностных лиц территориальных органов ФСФР РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

14) приказ ФСФР от 25.08.04 N 04-391/пз-н (ред. от 30.03.05) «Об утверждении Перечня должностных лиц ФСФР РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

15) приказ Минюста РФ от 16.03.05. N 22 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

16) приказ ФТС РФ от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»;

17) постановление Правительства РФ N 110 от 02.03.05 «Об утверждении порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи»;

18) приказ Ростехнадзора от 29.11.04 N 278 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому, атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

19) приказы ФАС РФ от 19.11.04 N 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов ФАС России, управомоченных составлять протоколы об административном правонарушении» и от 05.05.05 N 85 «О Перечне должностных лиц центрального аппарата ФАС РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

20) приказы Росфиннадзора N 102 от 17.11.04 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП» и от 06.08.07 N 91 «О должностных лицах центрального аппарата Росфиннадзора РФ уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП, при осуществлении функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере»;

21) приказ Ростехрегулирования от 17.11.04 N 246 «О должностных лицах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры производства по делам об административных правонарушениях»;

22) приказ Минюста РФ от 10.06.04 N 111 «Об утверждении Методических рекомендациях по организации деятельности территориальных органов Минюста РФ по осуществлению полномочий, представленных КоАП по процедуре банкротства и финансового оздоровления»;

23) приказ Минфина РФ от 27.01.04 N 11н «О перечне должностных лиц государственного учреждения «Ведомственная охрана Минфина РФ», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»;

24) приказ МЧС РФ от 06.02.06 N 68 «Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной противопожарной службы Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

25) приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 07.02.06 N 44 «О должностных лицах органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»;

26) приказ Минэнерго от 06.10.03 N 401 «О реализации КоАП»;

27) приказ Минфина РФ от 18.08.03 N 75н «Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального пробирного надзора, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях»;

28) приказ Минатома РФ от 13.08.03 N 353 «Об утверждении Перечня должностных лиц ведомственной охраны Минатома РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»;

29) приказ Росфиннадзора от 14.07.05 N 108 «О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

30) приказ Росгидромета от 21.04.03 N 101 «О перечне должностных лиц Росгидромета, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

31) приказ Роскартографии от 19.02.03 N 47-пр «Об утверждении Перечня должностных лиц Роскартографии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

32) приказ Минимущества РФ от 13.03.03 N 79 «Об установлении Перечня должностных лиц Минимущества РФ и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях «;

33) приказ Росгосхлебинспекции от 04.03.03 N 9 «Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

34) приказ Роспатента от 03.03.03 N 30 «Об утверждении Перечня должностных лиц РФ по патентам и товарным знакам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

35) постановление Госкомстата РФ от N 36 от 07.02.03 «О должностных лицах территориальных органов Госкомстата РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

36) приказ Минздрава РФ от 24.01.03. N 1 «Об утверждении Перечня должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

37) приказ ФСС от 31.12.02 N 240 «Об организации работы исполнительных органов ФСС РФ по реализации положений КоАП»;

38) приказ Ростехрегулирования от 17.11.04 N 246 «Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

39) постановление Правления ПФР от 28.10.02 N 126п «Об утверждении Перечня должностных лиц ПФР, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

40) приказ Минфина РФ от 22.10.02 N 103н «Об утверждении Перечня должностных лиц органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом, и хранением драгоценных камней, уполномоченных составлять протоколов по делам об административных правонарушениях»;

41) приказ Минэнерго РФ от 19.09.02 N 316 «О должностных лицах Ростехрегулирования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

42) приказ Минтруда РФ от 13.09.02 N 184 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной инспекции труда Минтрудсоцразвития РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

43) приказ ФСБ РФ от 06.09.07 N 453 «Об утверждении Перечня должностных лиц ФСБ РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и реализации отдельных положений КоАП в органах ФСБ»;

44) приказ Госстроя РФ от 18.07.02 N 149 «Об установлении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере»;

45) приказ Минэкономразвития РФ от 16.07.02 N 202 «О Перечне должностных лиц органов Госторгинспекции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

46) приказ Минсельхоза РФ от 29.06.02 N 279 «Об утверждении Перечня должностных лиц»;

47) приказ Росархива от 18.08.02 N 18 «Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона «О введении в действие КоАП РФ»;

48) приказ ФНС РФ от 02.08.05 N САЭ-3-06/354 «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

49) приказ Россвязьохранкультуры от 21.08.07 N 101 «Об утверждении Перечня должностных лиц Россвязьохранкультуры и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

50) приказ ФСО от 10.07.07 N 337 «Об утверждении Перечня должностных лиц государственного комплекса «Завидово» ФСО РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»;

51) приказ Рособоронзаказа от 07.11.06 N 321 «О должностных лицах Федеральной службы по оборонному заказу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

52) приказы Роструда от 17.05.07 N 60 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении надзора и контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области содействия занятости» и от 10.04.06 N 60 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (госинспекций труда в субъектах РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

53) приказ ФСТ РФ от 25.12.05 N 249 «Об утверждении Перечня должностных лиц ФСТ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

54) приказ Роспотребнадзора от 01.06.05 N 421 «Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

55) приказ Ростуризма от 08.09.06 N 120 «О Перечне должностных лиц Ростуризма, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

56) приказ ФМБА РФ от 22.09.09 N 461 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального медико-биологического агентства и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

57) приказ Росздравнадзора от 10.10.05 N 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

58) приказ Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации положений КоАП». Следует учитывать, что нормативные правовые акты федеральных госорганов которыми утверждаются перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, постоянно изменяются и обновляются (безусловно это произойдет и в связи с вступлением в силу (с 28.03.10) изменений, внесенных Законом N 380 от 28.12.09. В связи с этим необходимо отслеживать эти изменения и обновления;

59) приказ Рособоронзаказа от 02.09.09 N 57 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по оборонному заказу и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

60) приказ Минэкономразвития от 05.12.08 N 432 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»

61) приказ Росалкогольрегулирования от 24.07.09 N 27 «Об утверждении Перечня должностных лиц, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

62) приказ Росфинмониторинга от 24.06.09 N 141 «О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

63) приказ ФСИН от 08.06.09 N 246 «Об утверждении Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

64) приказ Росохранкультуры от 22.10.08 N 87 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

65) приказ ФСО от 21.10.08 N 532 «Об утверждении Перечня должностных лиц Государственного комплекса «Таруса» ФСО РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»

66) приказ ФМС от 03.06.08 N 137 «О полномочиях должностных лиц системы ФМС РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях»;

67) приказ Росаэронавигации от 16.04.08 N 44 «Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

68) приказ Ространснадзора от 30.10.07 N ГК-938фс «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

69) приказ Минобороны от 03.03.08 N 96 «О реализации отдельных положений КоАП РФ в МО РФ»;

70) приказ Роструда от 26.02.08 N 33 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении надзора за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам, переданных полномочий РФ в области занятости населения»;

71) пост. Центризбиркома от 18.09.07 N 30/214-5 и от 25.09.07 N 31/220-5 «О наделении членов ЦИК РФ с правом решающего голоса полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях»;

72) приказ Росфиннадзора от 06.08.07 N 91 «О должностных лицах центрального аппарата Федеральной службы фин.-бюдж. надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП РФ».

Перечисленные и иные акты подлежат применению лишь в той мере, в какой не противоречат нормам КоАП (последние в частности не предусматривают возможность передачи права составлять протоколы об административных правонарушениях коммерческим организациям, в т.ч. и унитарным предприятиям).

Обзор вопросов, возникающих при применении законодательства об административных правонарушениях в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях Красноярского края

Вопрос № 1: Разъясните механизм применения ст. 20.25 КоАП РФ в случае неисполнения виновным лицом административного наказания.

В соответствии с п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, – неуплата административного штрафа. Таким образом, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссия) также наделена полномочиями по составлению соответствующего протокола об административном правонарушении в отношении лица, добровольно не исполнившего обязанность по уплате административного штрафа. Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к полномочиям судей.

Вопрос № 2: Как в постановлении комиссии по делу об административном правонарушении учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства (ст.4.2, 4.3 КоАП РФ)?

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ).

Информация о перечисленных фактах может быть получена на основе характеристик (иных документов) с места работы (учебы), места жительства (места пребывания), получена посредством снятия свидетельских показаний, получения справок (иных документов) медицинских учреждений и т.д. Наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств может быть также зафиксировано в протоколе об административном правонарушении.

Кроме того, комиссии рекомендуется исходить из того, что сам факт совершения административного правонарушения несовершеннолетним в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Законодатель предусмотрел такую оговорку в силу того, что несовершеннолетний может стать субъектом административного правонарушения из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т. д.

Комиссия при рассмотрении конкретного дела об административном правонарушении вправе признать смягчающими обстоятельства, которые в КоАП РФ не указаны (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ). При этом перечень отягчающих обстоятельств, установленный ст. 4.3 КоАП РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Комиссии должны исходить из того, что в том случае, если обстоятельства, которые на основании КоАП РФ считаются отягчающими и предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, то эти обстоятельства отягчающимипризнаваться не могут.

Например, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ совершение административного правонарушения в состоянии опьянения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Вместе с тем, в составе административного правонарушения, установленного ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения), состояние опьянения является одним из квалифицирующих признаков и, следовательно, в качестве отягчающего обстоятельства рассматриваться не может.

Вопрос № 3: Может ли комиссия заменить административный штраф на предупреждение, если статья не предусматривает административного наказания в виде предупреждения?

Назначение наказания осуществляется в соответствии с правилами и нормами главы 4 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Поскольку комиссии являются органами, уполномоченными решать дело об административном правонарушении, то они могут принимать решения об освобождении лица от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

При этом, как показывает практика Верховного Суда РФ [1] , малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 № 5). [2]

При этом, исходя из статьи 2.9 КоАП РФ, прекращение производства по делу об административных правонарушениях по причине малозначительности деяния, является правом комиссии.

Часть 2 статьи 2.3 КоАП РФ устанавливает, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении комиссии вправе решить вопрос и о целесообразности замены административного наказания иной мерой воздействия по своему усмотрению, исходя из конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

Вопрос № 4: Несет ли ответственность лицо, составившее протокол об административном правонарушении за нарушение сроков его направления на рассмотрение комиссии?

В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, а также сроков направления его для рассмотрения является несущественным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными и не могут быть основанием для возвращения протокола составившему его уполномоченном должностному лицу.

Вместе с тем, если комиссия посчитает необходимым, то может направить вышестоящему должностному лицу (по отношению к лицу, нарушившему сроки составления протокола) материалы для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Вопрос № 5: К протоколам об административных правонарушениях, поступающим на рассмотрение комиссии из ОВД, практически никогда не прилагаются характеристики с места работы, учебы лица, привлекаемого к административной ответственности, актов обследования жилищно-бытовых условий проживания лица, сведений о нахождении лица на учете или о наличии судимости, характеристики имущественного положения лица. Должны ли подобные документы в обязательном порядке предоставлять сотрудники полиции вместе с протоколом об административном правонарушении?

В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

В случае неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, комиссия вправе запросить недостающие материалы у соответствующих органов и учреждений.

Вопрос № 6: Современная норма применяет такое понятие как «надлежащее извещение», не давая его точного определения. Какими документами должно подтверждаться такое извещение?

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссии необходимо принимать меры для извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому извещение направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). [3]

Вопрос № 7: Обязательно ли медицинское освидетельствование для установления факта употребления несовершеннолетним спиртных напитков?

Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную и административную ответственность, в том числе за потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения. [4]

К примеру, статья 20.22 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, следовательно, медицинское освидетельствование обязательно.

Вопрос № 8: Обязательно ли присутствие законного представителя при опросе несовершеннолетнего, достигшего 16 лет?

Несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лет, являются субъектами административной ответственности и рассматриваются как лица, обладающие административной дееспособностью, то есть способностью своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Согласно пункту 5 статьи 25.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Вопрос № 9: Обязательно ли наличие документов, подтверждающих степень родства при составлении протокола об административном правонарушении в отношении родителей (иных законных представителей)?

Согласно части 2 статьи 25.3 КоАП РФ законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. В соответствии с частью 3 статьи 25.3 КоАП РФ родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

Вопрос № 10: Что значит «неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних»?
Относится ли к ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних: злоупотребление родителями спиртных напитков или наркотическими средствами без назначения врача;
пропуски занятий несовершеннолетним без уважительной причины; совершение правонарушений несовершеннолетним?

Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, являются законные представители несовершеннолетнего.

Объектом правонарушения выступают семейные отношения.

Объективная сторона характеризуется неисполнением или ненадлежащим исполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. При этом под неисполнением указанных обязанностей понимается систематичность противоправных действий (бездействие), которые осуществляются в течение продолжительного времени.

Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Глава 12 Семейного кодекса РФ [5] закрепила права и обязанности родителей.
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних может являться основанием совершения несовершеннолетним противоправного деяния. Однако необходимо обратить внимание на то, что административная ответственность родителей или иных законных представителей имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение несовершеннолетним правонарушения, а в связи с ним.

Как правило, под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Однако нормативно данное понятие не закреплено.

В связи с тем, что в Семейном кодексе РФ отсутствует развернутая характеристика обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, понятия «надлежащее» или «ненадлежащее» исполнение указанных обязанностей являются оценочными и должны быть обоснованны и оценены комиссией. Вместе с тем, для квалификации правонарушения необходимо определить, в чем конкретно выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение родителем или иным законным представителем своих обязанностей, а также установить период времени, свидетельствующий о систематичности неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, а также то, каким образом ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей родителями отражается на положении ребенка.

В этой связи комиссиям рекомендуется ориентироваться на позицию Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу. Так, в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 [6] «уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.».

Вопрос № 11: Кто является субъектом административного правонарушения по ст. 5.35 КоАП РФ, если несовершеннолетний является сиротой? В одном случае был привлечен к ответственности специалист отдела по защите прав детей, в другом случае — директор лицея, где обучается и проживает несовершеннолетний сирота. Суд вынес решение о прекращении административного производства в обоих случаях.

Как следует из ст. 64, 125, 146, 153 Семейного кодекса РФ законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

Согласно статье 123 Семейного кодекса РФ, статьям 7, 8 Федерального закона № 48-ФЗ [7] до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки и попечительства.

В соответствии с Законом Красноярского края № 4-1089 [8] функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возложены на органы местного самоуправления, следовательно,законными представителями детей, оставшихся без попечения родителей, являются органы местного самоуправления, а не специалисты по опеке и попечительству.

В соответствии с п. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. Помимо родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или приемных родителей субъектом правонарушения может являться руководитель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководитель учреждения начального профессионального образования не является законным представителем несовершеннолетнего, так как данное учреждение не является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

[1] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях»

[2] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях»

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях»

[4] Временная инструкция Министерства здравоохранения СССР от 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»

[5] «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ

[6] Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. от 06.02.2007 г.) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

[7] Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

[8] Закон Красноярского края от 20.12.2007 № 4-1089 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»