Кто должен межевать земельный участок под многоквартирным домом

Оглавление:

Кто обязан поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом?

Управление Росреестра по Пермскому краю разъясняет жителям многоквартирных домов порядок кадастрового учета земельного участка под домом.

В силу норм жилищного законодательства со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (т.е. до 01.03.2005 года), т.е. не поставлен на кадастровый учет, любой собственник помещения в указанном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Обязанность формирования органами государственной власти или органами местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, установлена прямой нормой Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Что значит «формирование земельного участка»? Это выполнение кадастровых работ, то есть межевания земельного участка, которое представляет собой целый комплекс мероприятий и выполняется аттестованными кадастровыми инженерами. Результатом межевания является подготовка необходимых документов и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Органы власти обязаны самостоятельно организовать проведение кадастровых работ и с необходимыми документами обратиться в Росреестр для постановки земельного участка на кадастровый учет.

Органы государственной власти или местного самоуправления не вправе перекладывать эту обязанность на собственников помещений в таком доме. Более того Конституционным Судом РФ в постановлении от 28.05.2010 № 12-П высказана позиция о невозможности органов государственной власти или органов местного самоуправления отказаться от выполнения обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным домом, если для этого имеются предусмотренные законом основания.

В последующем в отношении указанного участка, поставленного на кадастровый учет, возможна государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на основании заявления собственников помещений в этом доме. При этом не требуется никакого специального решения органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении конкретного земельного участка под многоквартирным домом.

Кадастр для ЖКХ: формирование земельного участка под многоквартирным домом

Межевание придомовой территории несет в себе ряд преимуществ для собственников жилья и управляющих организаций (товариществ собственников жилья). Во-первых, формирование земельного участка с четко определенными границами это гарантия от уплотнительной застройки. Во-вторых, коммунальные службы должны будут согласовывать проведение ремонтных работ с управляющей организацией (ТСЖ), а в случае нанесения ущерба асфальтовому покрытию компенсировать его. В-третьих, оформленную придомовую территорию можно будет законно оградить от сквозного проезда или парковки сторонних машин. При этом межевание позволит сдавать парковку придомовой территории в аренду путем формирования части земельного участка. После формирования земельного участка ответственность за состояние асфальтового покрытия будет возложена на собственников жилья, поэтому целесообразно оформлять придомовую территорию после проведения муниципального благоустройства.

Для начала приведем правовые основы оформления придомовой территории. В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности «земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты». В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

Таким образом, вначале управляющая организация (товарищество собственников недвижимости) заключает с организацией осуществляющей кадастровую деятельность договор подряда на выполнение кадастровых работ. Принятие отдельного решения на общем собрании собственников помещений для оформления земельного участка под многоквартирным домом не требуется. Возможность формирования земельного участка за счет средств муниципального бюджета присутствует, однако на практике именно управляющие организации (товарищества собственников жилья) как инициаторы оплачивают проведение кадастровых работ. По результатам выполнения договора подряда кадастровый инженер предоставляет заказчику межевой план, которой сдается уполномоченным лицом в территориальный отдел Федеральной кадастровой палаты Росреестра (далее – ФКП Росреестра). В результате земельному участку будет присвоен кадастровый номер, а его границы будут отображаться на публичной кадастровой карте. После кадастрового учета земельный участок необходимо будет перевести из муниципальной (или права собственности застройщика) в общедолевую собственность. Следует отметить, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме переходит бесплатно. При этом с 01.01.2015 г. земельный участок под многоквартирным жилым домом не признается объектом налогообложения по земельному налогу.

Далее кратко опишем ход межевания придомовой территории. Кадастровый инженер может воспользоваться тремя предоставленными федеральным законодательством процедурами: формирование земельного участка, уточненение границ земельного участка и перераспределение земель.

В случае если земельный участок под многоквартирным домом отсутствует, то его формируют что называется «с нуля». Для этого необходимо выполнение одного важного условия – в соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: «в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами». Таким образом, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории сформировать земельный участок не представляется возможным. Кадастровый инженер на основе утвержденного проекта межевания территории (руководствуясь приведенными в проекте местоположением, площадью и конфигурацией) подготавливает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанная схема согласовывается органом власти отдельным нормативно-правовым актом и после прилагается к межевому плану.

Зачастую земельный участок под многоквартирным домом прошел государственный кадастровый учет, однако не отображается на публичной кадастровой карте: в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) отсутствует сведения о границах земельного участка. Это происходит из-за некорректного переноса данных технической инвентаризации или землеустроительной документации в информационную систему государственного кадастрового учета объектов недвижимости. В этом случае кадастровые работы проходят по процедуре уточнения границ. Наличие проекта планировки территории не требуется. Кадастровый инженер, ориентируясь на указанную в ЕГРН площадь земельного участка, подготавливает Акт согласования границ земельного участка. Акт согласовывается со смежными землепользователями, обычно исключительно с местной администрацией. После своего подписания Акт согласования подшивается в межевое дело, которое направляется в ФКП Росреестр.

Земельный участок может быть поставлен на кадастровый учет, а его границы отображаться на публичной кадастровой карте. Однако участок может быть сформирован под обрез здания (по фундаменту). Такая практика имела место в середине двухтысячных годов. Экономический и эксплуатационный смысл от формирования земельного участка в таких границах отсутствует. Для таких случаев в
ст. 11.2. Земельного кодекса РФ предусмотрена процедура перераспределения земельных участков. Процедура «перераспределения земельных участков» относительно нова, поэтому практики работы местных администраций могут отличаться. Открыт вопрос о необходимости наличия утвержденного проекта планировки (межевания) территории. Если руководствоваться ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, то перераспределение земель (земельных участков) находящихся в муниципальной собственности и земельного участка находящегося в общедолевой собственности на территории существующей застройки возможно только в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания. Однако есть случаи, когда перераспределение осуществлялось без наличия проекта межевания на основе схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Такой подход возможен, если право на земельный участок под многоквартирным домом не зарегистрировано и тогда перераспределение осуществляется между землями (земельными участками) в муниципальной собственности. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Изменение состава имущества или его характеристик, в том числе изменение размера земельного участка является одним из способов распоряжения имуществом. По этим основаниям органы власти могут потребовать проведения общего собрания собственников жилья с принятием соответствующего решения 2/3 голосов.

Выше были описаны типовые, предусмотренные федеральным законодательством, процедуры. На местах практика принятия решений органами власти и кадастрового учета существенно отличается. Например, в моем случае, условием согласования Акта границ земельного участка в администрации стало предоставление топографического отчета на придомовую территорию с согласованием прохождения коммуникаций в ресурсоснабжащих организациях (Водоканал, Тепловые сети, Электрически сети, Газовая служба). Другой важный момент это собственно согласование границ земельного участка администрацией муниципального образования. Статья 36 Жилищного кодекса гласит «…. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности». К сожалению, в настоящее время отсутствуют ясные и понятные нормативно-правовые акты, которые бы юридически описывали процедуру и содержание процесса определения границ придомовой территории. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» утратило силу в 2009 году без принятия нового нормативного акта. На практике ориентирами при установлении границ считаются документы по отводу земельного участка под строительство многоквартирного дома, проектная документация, данные государственного технического учета. Если документы полностью отсутствуют, то возможно сослаться на СНиП 2.07.01-89 «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Судебная практика по вопросам споров, связанных с формированием (уточнением границ) земельных участков под многоквартирными жилыми домами, крайне противоречива. В целом суд встает на сторону органов власти чаще, чем на сторону собственников жилья.

Регистрация общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом также вызывает ряд вопросов. Без соответствующей замены в апреле 2015 года утратил силу Приказ Минюста от 14.02.2007 г. №29. Он устанавливал процедуру государственной регистрации прав на общее имущество и в настоящее время процедура правоподтверждения права общей долевой собственности нормативно не урегулирована. Неизвестно в каком порядке подавать заявление и с каким комплектом документов. Соответственно, все операции с земельным участком под многоквартирным домом должны выполняться от имени формального «собственника» — муниципального образования, что крайне затрудняет процесс эксплуатации придомовой территории. Выходом может стать обращение в Росреестр в свободной форме с заявлением о регистрации общедолевой собственности на земельный участок с приложением права собственности на жилое помещение. Стоит отметить, что в случае нового строительства запись о государственной регистрации права собственности застройщика
на земельный участок погашается на основании разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома органами государственной регистрации.

Завершая, хотелось бы отметить, что образование земельного участка с последующей регистрацией на него права общей долевой собственности является первым шагом на пути превращения многоквартирного жилого дома в юридически единый объект недвижимости. В настоящее время физически и эксплуатационно единый многоквартирный дом в юридическом смысле отсутствует. Российское законодательство позволяет установить права собственности на общее имущество только в части земельного участка под многоквартирным домом. Здание многоквартирного дома может быть поставлено на государственный кадастровый учет, однако согласно ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется. При этом имеется возможность в составе многоквартирного дома выделить помещения общего пользования и зарегистрировать на них права общей долевой собственности. Приказ Минэкономразвития от 16.12.2015 № 943 регламентирующий порядок ведения ЕГРН подразумевает внесение записи об отнесении помещения в многоквартирном доме к общему имуществу. Также новый закон о государственной регистрации недвижимости №218-ФЗ предоставил возможность устанавливать право собственности на машино-места в паркинге. Для оформления машино-места также заказываются кадастровые работы, только вместо межевого плана кадастровым инженером подготавливается технический план парковочного
машино-места.

Остается надеяться, что в будущем законодатель предусмотрит возможность кадастрового учета и регистрации многоквартирного жилого дома с земельным участком под ним как единого объекта недвижимости.

Межевание земли под домом

Межевание участка земли под многоквартирным домом дает возможность юридически зафиксировать свое право на земельные территории, находящиеся под жилым строением. Очень часто такая необходимость возникают как у физических лиц, так и у их представителей (товарищество собственников жилья). Тем не менее, провести межевание застроенных территорий самостоятельно очень сложно, поскольку процесс межевания такого рода участков включает в себя большой комплекс землеустроительных работ, основной целью которых является первоначальное установление границ землевладения.

Земельный участок, на котором располагается многоквартирный дом и другие, закрепленные за ним объекты недвижимости в силу действия Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» является собственностью всех собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Но, для того, чтобы закрепить данное право, необходимо, чтобы земельный участок был сформирован, т.е. должно быть проведено межевание участка под многоквартирным домом.

«Гильдия Инженеров» предлагает своим клиентам комплексное проведение всех этих и других необходимых кадастровых работ квалифицированно и в разумные сроки.

Основные работы по межеванию застроенных территорий

Собственники квартир в многоквартирном доме в большинстве случаях стараются документально зарегистрировать свое права долевой собственности на участок под домом, с учетом того, что участок переходит им в собственность совершенно бесплатно. Данная процедура очень сложна и требует определенных знаний и терпения.

Самые распространенные проблематики в данной процедуре следующие:

  1. Участок, на котором располагается многоквартирный дом, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, но в выдаче кадастрового паспорта на данный участок отказывают по причине пересечения границ или выдают с отметкой о необходимости проведения уточнения границ при проведении кадастровых работ. В данном случае необходимо проводить межевание земельного участка многоквартирного дома, которое вправе осуществлять только кадастровые инженеры.
  2. Участок, на котором располагается многоквартирный дом, не сформирован. Тут ситуация более сложнее и без помощи специалистов не обойтись. Для формирования земельного участка необходимо проводить собрание всех собственников помещений с целью выбора лица, который должен обратиться с заявлением в государственные органы власти о формировании земельного участка. В свою очередь государственные органы выпускают только распорядительный документ о формировании участка, при этом проведения межевания под многоквартирным домом ложится на плечи собственникам помещений. В большинстве случае, с учетом отсутствия выездов представителя госорганов непосредственно на территорию, в данных распорядительных документах появляются ошибки в местоположении границы, которые выявляются уже непосредственно в процессе межевания земли под домом.

Во избежание допущения ошибок в документах, траты нерв и сил на борьбу с чиновническим аппаратом рекомендуем обратиться к квалифицированным специалистам, таким как группа компаний «Гильдия Инженеров».

Межевание земельного участка в группе компаний «Гильдия Инженеров»

Выполнять межевание участка многоквартирного дома должны только квалифицированные специалисты в области землеустройства, геодезии и кадастра. Только в таком случае вам удастся избежать всех тягот неграмотного и незаконного межевания, которое в ряде ситуаций может оказаться административно наказуемым.

«Гильдия Инженеров» предлагает комплексное проведение всех кадастровых работ на участке «под ключ». Наши специалисты возьмут на себя обязанности по выполнению работ по землеотводу застроенных территорий с гарантией качества и юридической точности на каждом из этапов.

Опыт работ с крупными клиентами позволяет нам гарантировать, что межевание застроенных территорий пройдет в полном соответствии с российским законодательством. Мы сумеем разобраться со всеми возможными сложностями, в частности, с такими нюансами, как расположение межуемого участка под домом на охраняемой территории, наследственные вопросы, межевание земли с границами общего пользования и т.д. Кроме того, мы всегда принимаем во внимание тот факт, что юридический порядок межевания многоквартирных домов имеет свои особенности в зависимости от каждого конкретного района Москвы или Подмосковья.

Задать любые вопросы специалистам касательно межевания земли под жилыми объектами и не только вы можете по телефону нашей компании или через форму обратной связи.

Подробная инструкция: как осуществить межевание придомовой территории многоквартирного дома?

Вопрос права собственности на территорию вокруг многоквартирного дома особенно остро стоит в крупных городах РФ.

Чтобы детская площадка или зелёные насаждения вокруг здания вдруг не оказались на чужой земле, собственникам стоит вовремя задуматься о межевании придомовой территории многоквартирного дома. Рассмотрим, как происходит межевание под многоквартирными домами подробно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Правовые основы процесса

Общий регламент проведения процедуры межевания земельного участка под многоквартирным домом содержится в ФЗ РФ № 78 «О землеустройстве» и законе «О государственном кадастре недвижимости».

Существенные изменения земельного законодательства РФ вносятся Правительством с регулярной периодичностью. Последняя корректировка Земельного кодекса произошла 1 марта 2015 года, когда прекратила своё действие статья 26. С этого момента межевание участка многоквартирного дома проводится в соответствии со статьёй 11.9 ЗК и градостроительным законодательством.

ЗК РФ, Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

  1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
  2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
  4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
  5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
  6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. (п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Если не оформлены права на участок

Без проведения процедуры межевания МКД жильцы дома не могут использовать его по своему усмотрению и даже не могут защитить его от незаконной застройки.

Отсутствие документов на землю может привести к следующему:

  1. На придомовой территории возможно возведение капитальных и временных построек без согласования с жильцами. Если на строительство будет получено разрешение властей, и оно будет соответствовать градостроительным нормам, снести такие постройки впоследствии будет невозможно.
  2. УК не смогут заниматься вопросами благоустройства территории, в том числе обслуживанием и ремонтом детских площадок и вывозом мусора.
  3. Без оформления земли невозможно вступление дома в государственные программы.
  4. Дом без земельного участка не может войти в программу капитального ремонта и реконструкции, следовательно, все работы, в случае необходимости, будут проводиться за счёт их собственных средств.

Что дает межевание жителям многоквартирного дома?

Необходимость межевания придомовой территории возникает, когда собственники помещений в МКД хотят отстоять принадлежащие им по праву участки от незаконной застройки. Чтобы на земле, принадлежащей ТСЖ, не появились магазины, кафе и автомобильные стоянки, необходимо вовремя определить придомовую территорию и ее границы, и документально зафиксировать данный факт.

В границах отведенной придомовой территории собственникам открываются следующие возможности:

  1. Организация элементов благоустройства (зон отдыха, детских площадок и т.п.).
  2. Ограждение территории для стоянки автомобилей.
  3. Установка шлагбаума при въезде на территорию дома.
  4. Сдача части участка внаём.

Кто проводит определение границ придомовой территории

Где узнать границы придомовой территории многоквартирного дома? Обязанность проведения межевания участков МКД по законам РФ возлагается на органы местного самоуправления поселений. На практике данная статья бюджета поселений финансируется по остаточному принципу, поэтому власти часто ссылаются на недостаток средств и вопрос с определением границ придомовых территорий остаётся не решённым.

В то же время, заказать и оформить межевания участка могут сами собственники помещений МКД. Поэтому не стоит дожидаться каких-либо действий от властей и заняться данным вопросом самостоятельно. Владельцы помещений, согласно статье 305 ГК, могут защищать свои права, касательно придомовой территории, при наличии правоустанавливающих документов.

ГК РФ Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником

Права, предусмотренные статьями 301, 302, 303, 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Как определить границы придомовой территории многоквартирного дома

Итак, как определить придомовую территорию многоквартирного дома. Межевание по инициативе самих собственников состоит из следующих этапов.

Собрание собственников. Его цель – определение нужд МКД и назначения земельного участка. Собрание выбирает уполномоченного, представляющего интересы собственников и заключающего договора на выполнение работ. Собрание считается состоявшимся при явке на него не менее двух третей всех собственников помещений дома, при этом за принятие решения должны проголосовать не менее 50 процентов участников. По итогам собрания оформляется протокол.

Обращение в органы местного самоуправления для согласования схемы земельного участка. Границы при межевании земли под многоквартирным домом формируются по следующим правилам:

  1. На формируемой территории располагается одно здание с прилегающими к нему элементами благоустройства.
  2. В границы не могут быть включены проезды, элементы жилых районов, связанные с городской дорожно-уличной сетью.
  3. При формировании границ соблюдается зонирование, учитывающее фактическое землепользование, определённое градостроительным регулированием муниципалитета.
  4. Элементы благоустройства не должны пересекать границы отведённого планом участка.

После обращения в органы следует этапы:

  1. Разработка проекта.
  2. Утверждение проекта собранием.
  3. Оформление землеустроительного дела.
  4. Регистрация межевого плана в Росрестре, постановка участка на кадастровый учёт.
  5. Получение Свидетельства о собственности.

Особенности определения и согласования

Границы территории многоквартирного дома отражаются в межевом плане придомовой территории многоквартирного дома на этапе получения разрешения на застройку. Если такого проекта не существует, границы участка определяются по фактическому пользованию. Конфигурация границ участка и его размеры утверждаются местной администрацией.

Для расчётов размера площади придомовой территории существует утверждённая на законодательном уровне формула. Согласно ей в территорию включается земля под самим строением, детские площади, парковочные и игровые зоны, места отдыха.

Точные границы участка определяются по нормам и требованиям градостроительного и земельного кодексов. Статья 36 ЗК определяет правила вычисления территории и конфигурации участка на основе красных линий границ с соседними участками и природными границами (при их наличии). Согласно ФЗ 221 при межевании придомовой территории необходимо согласовывать её границы с владельцами строений на соседних участках, а также арендаторами смежных земель.

Конкретная планировка зон до межевания территории многоквартирного дома находится в ведении отделов архитектуры и градостроительства муниципалитета. После того, как будет проведено межевание, решения по использованию территории могут принимать собственники, путём принятия решения на общем собрании.

Где и как заказать?

Межевание придомовой территории многоквартирного дома – сложная процедура, требующая использования специального оборудования и проводимая в соответствиями с государственными нормативами и инструкциями. Изготавливать проект имеют право специализированные геодезические организации, имеющие разрешения и лицензии. Их список можно уточнить в администрации поселения.

С проектной организацией взаимодействует лицо, уполномоченное общим собранием собственников. Как правило, представителем избирается председатель ТСЖ или член его правления. Где узнать придомовую территорию многоквартирного дома? Для заказа проекта нужно связаться с соответствующей организацией и подать заявление на выполнение работ по определению границ участка. Вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Паспорт заказчика.
  2. Техпаспорт здания.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Описание границ.

На проведение процедуры уполномоченное жильцами лицо подаёт заявление. В документ включаются следующие пункты:

  1. Наименование государственного органа, в который обращается гражданин.
  2. Личные данные заявителя.
  3. Просьба выполнить межевание участка с указанием адреса МКД.
  4. Реквизиты правоустанавляивающих документов.
  5. Кадастровый номер участка.
  6. Согласие на оплату выполнения работ.
  7. Дата документа, подпись заявителя.

Сроки и стоимость выполнения работ

Проект межевания участка кадастровыми инженерами выполняется за 2-4 месяца. Точные сроки оговариваются заказчиками и фирмой, куда обратятся уполномоченные жильцы.

Цена на проект варьируется от 10 до 30 тысяч рублей, в зависимости от конфигурации участка, его размера и необходимых бумаг для согласования проекта.

Причины земельных споров

Если на придомовой территории до проведения межевания посторонние лица успели расположить какие-либо объекты недвижимости, придётся решать проблемы с их сносом. Как правило, такие постройки возведены без должного оформления, но у их владельцев могут быть заключены договора аренды земельного участка с муниципалитетами.

Тогда жильцам МКД придётся оспаривать право администрации получать арендную плату с участка, принадлежащего им. Требование сноса незаконной постройки выдвигается после межевания. Как вариант, можно аннулировать договор аренды с администрацией и заключить новый договор с владельцем объекта недвижимости. Денежные средства от такого договора пойдут на общедомовые нужды.

Существуют случаи, когда часть земельного участка, по праву принадлежащего МКД, уже оформлена на каких-либо посторонних ли, причём, со всеми разрешительными бумагами. В этих обстоятельствах вопрос придётся решать при помощи строительной экспертизы. По нормативам СНИП территория вокруг дома должна находиться во владении исключительно собственников жилья, поэтому на основании строительной экспертизы подаётся иск в суд.

Если решение принимается не в пользу собственников МКД, можно на данный участок земли установить сервитут, на основании необходимости обслуживания дома или организации движения транспортных средств. Тогда владельцы помещений дома будут вынуждены платить арендную плату.

Межевание участка – необходимая для определения придомовой территории процедура, позволяющая собственникам помещений получить землю в общедолевое владение. В этой статье мы рассмотрели, как определить придомовую территорию многоквартирного жилого дома. Оформив землю должным образом, жильцы МКД смогут использовать её по своему усмотрению и даже получать с неё денежные средства для общедомовых нужд.

Межевания земельных участков многоквартирных домов

Дорогие читатели!

Начать наше обсуждение предлагаем с основ, то есть с самого понятия межевания придомовой территории. Разумеется, есть немало обладателей участков, что уже считают, будто этот самый участок у дома изначально принадлежит им, но это не совсем верно.

Право на владение придомовой территорией приходит лишь после официального внесения в Единый государственный реестр и получения кадастрового номера.

На этом остановимся поподробнее.

Как гласит статья 36 Земельного кодекса, участок под домом может принадлежать жильцам — они имеют на это полное законодательное право. Но возникает некоторая помеха между этим участком и владельцем дома — это юридическая неграмотность. Чиновники знают о тусклой картине неосведомленности населения и пользуются этим, оформляя во владения лишь участок, на котором стоит дом. Остается вопрос, который можно охарактеризовать так: как взрастить дерево там, где уже стоит дом? Конечно же, никак. Нужно уметь оформлять межевание придомовой территории, вот и все. Иногда и вовсе случается полный абсурд, когда вроде и документы оформлены правильно, но под домом вместо пышного сада, наставили гаражи, причем не жильцы дома, а предприниматели. Нужно уметь отстаивать свою собственность и в этом вопросе!

Специалист по межеванию в первую очередь пристально отнесется к составлению вами заявления. Во-первых, нужно прописать, что вы просите сформировать и оформить участок в собственность, а не просите выделить участок — это ошибка. Во-вторых, обязательной должна быть формулировка «Участок под многоквартирным домом и прилегающую к нему территорию». Если чиновник не найдет в заявлении этой чудо-строки, есть вероятность, что в качестве участка вы получите землю под фундаментом дома.

Не все сложности в межевании придомовой территории касаются бюрократии — зачастую сами жильцы создают себе воображаемые проблемы. Запомните, что ничего интуитивно в вопросах законодательства вы не сможете решить — обо всем нужно узнавать, спрашивать, интересоваться. Так, многие считают, что без ТСЖ межевание не получится. Однако, стоит чуть пристальнее рассмотреть вопрос, как выясняется, что выход есть и невозможное возможно!

Есть и отдельная когорта борцов за справедливость, что своими действиями только усугубляют мирскую несправедливость. Они утверждают, мол «частная собственность — это плохо, все должно принадлежать народу!» Однако, они забывают, что кроме законопослушных граждан, есть и другие, что с радостью воспользуются освобожденной территорией в своих целях. Так что лучше уж взять придомовую территорию в свое распоряжении, а там уж хоть народу, хоть под застройку — неважно, ведь земля будет вашей.

Эксперты по межеванию придомовой территории не только избавят вас от предрассудков по поводу владения частной собственностью, но и уверят любого жильца многоквартирного дома в том, что и у него есть право на владение участком возле жилья. Специалисты точно знают, какие вопросы у вас уже возникли и как их решить.

Главная проблема в случае с многоквартирными домами, так это разделение придомового участка. Нельзя так просто выйти, поставить забор вокруг площади метр на метр и сказать, что «Участок мой, я живу в этом доме». Все это должно быть юридически оформлено и только специалист сможет помочь вам в вопросе распределения земель вокруг дома. Тем более, что возле дома часто бывают детские площадки, прилегающие и к другим помещениям, у жильцов которых также есть право на собственность. Эксперты по межеванию с легкостью решают эти вопросы.

На самом деле, мастерство юристов в межевании придомовой территории — это многолетний труд, что сотворил неповторимый опыт. Жильцы, мало знакомые с земельными законами, навряд ли смогут быстро справиться с оформлением участка у многоквартирного дома, даже если они объединятся. Впереди энтузиастов еще ждет сбор заявлений от владельцев, межевание, получение ряда документов и многое другое. Естественно, под четкой наводкой эксперта процесс этот ускоряется.

Ниже мы приведем ответы на самые частые вопросы жильцов по поводу межевания территории возле многоквартирного дома:

1. Зачем вообще нужно межевание?

Межевание по простому — это разделение земли и установление границ на отдельных участках. Нужно это действие для создания уверенности у жильцов на счет права собственности на данный участок, ведь об этом гласит сама Конституция Российской Федерации: граждане и их объединения имеют право частной собственности на землю.

Начиная с 1 марта 2005 года появилась процедура реализации этого права на собственность — это время вступления в силу Жилищного кодекса РФ. А еще в декабре 29 числа в 2004 году вышел Федеральный закон № 189-Ф3, где писалось и о создании вышеуказанного Жилищного кодекса РФ и о том, что сформированный земельный участок может бесплатно переходить в собственность жильцов.

Жильцы, что приобрели земельный участок, в праве сами решать, какова судьба у полученных земель. Одни и вовсе забывают о своих владениях, предоставляя их самим себе, другие заботятся: ставят детские площадки, спорткомплексы, заборы, тротуары и так далее.

Решение вопроса по применению полученного участка — это уже вопрос солидарности жильцов. Главное, что помогает решить межевание, так это определение границ ответственности управляющих компаний, ведь они отвечают и за состояние газонов, деревьев, экологические условия и другое.

2. А что, если межевание не выполнить?

В минусе останутся только жильцы многоквартирного дома. Вот небольшой список последствий бездействия в вопросах межевания:

  • жильцы не смогут требовать от управляющих компаний элементарную уборку территории, поддержание благоустройства двора и прочее привилегии. Кроме того, ответственного лица попросту не будет;
  • в результате законодательных поправок 2010 года, не оформленная придомовая территория является причиной отказа от участия всего дома в программе по капитальному ремонту. Выходит, что ни ремонта, ни денег, ни самого участка жильцы не получат;
  • да и сам Градостроительный кодекс РФ утверждает, что такой дом с неразберихой во владениях территорией не поддается капремонту, реконструкции и другим масштабным работам.

Не стоит упускать из виду строптивость жильцов соседних домов — если как следует не оформить межевание, «доброжелательные» соседи с радостью и по закону смогут отнять у жильцов придомовые территории. А если попытаться отстоять дело в суде, не имея документальной опоры, то придется подождать с десяток лет, и то без гарантий на победу!

3. Кому можно проводить межевание?

Если полистать жилищное и земельное законодательство РФ, выясняется, что межевание могут проводить местные органы самоуправления, а также государственные органы власти субъекта Российской Федерации.

Есть 2 варианта осуществления межевания:

  • по графику работ муниципальные многоквартирные дома, а точнее прилегающую территорию отмежевают за счет городского бюджета;
  • в случае, если этим вопросом занимаются органы самоуправления, деньги также берутся из городского бюджета.

Но есть случай, когда сами жильцы многоквартирных берутся за формирование придомового участка. Решение о межевании территории принимается во время формального собрания жильцов, где граждане определяют уполномоченное лицо. От его имени делается обращение в подрядную организацию, имеющую лицензию на проведение землеустроительных работ.

Обращаться по этому вопросу жильцы могут и в Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом. Для этого необходимо иметь при себе заявление об изготовлении схемы участка на кадастровом плане. Если вся необходимая информация включена в это заявление, то есть имеются планы, перечень технического инвентаря, информация об объектах в рамках участка и другое, Комитет приступает к делу. Вначале он изготавливает, потом согласовывает, и в конце утверждает схему земельного участка. Уже после этого можно обращаться в подрядную компанию на счет выполнения кадастровых работ.

4. Различия процедуры межевания в случае, если домом занимается управляющая компания, или — товарищество собственников жилья.

В целом, различий никаких нет. Неважно, кто управляет домом, компания или сообщество жильцов. Важно, чтобы каждая организация выполняла свои полномочия в рамках договора, а вопрос по процедуре межевания, все равно, будет решен на общем собрании.

5. Во сколько обойдется межевание?

Во-первых, нужно определить, кто вообще должен платить за это. Зачастую сами собственники оплачивают процедуру межевания, но есть и отдельные случаи, когда этим занимаются лица, заключившие соответствующий договор. Ценовая политика во многом зависит от запросов фирмы и колеблется в среднем от 15 до 35 тысяч рублей за весь объем работ.

6. Как долго делается межевание?

Эти нюансы решают четкие условия договора. Заказчик и исполнитель должны заранее установить это. Как показывает опыт, обычно межевание длится 1,5-2 месяца, но может затянуться и на все 4.

7. Какова рыночная стоимость земельных участков под многоквартирным домом?

Узнать истинную стоимость участка под многоквартирным домом можно. Этой информацией владеют территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Узнать стоимость земли можно бесплатно — база цен предоставлена для налогоплательщиков. По запросу можно получить номер кадастрового объекта, а также его стоимость. Сделать это можно либо сформировав запрос в письменной форме, либо по-современному — зайдя в интернет на сайт Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

8. Что предпринимают в спорных вопросах по разделению придомового участка?

Здесь все решается строго по закону. Разделение территории происходит согласно действующему земельному и градостроительному законодательству.

Как гласит пункт 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, размеры придомового участка определяются, учитывая фактическое пользование территорией, а также градостроительные нормы и правила, что были в силе во время застройки земли.

А как гласит 7 статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации, границы определяют исходя из положения смежных участков и природного деления территории. Размер формируемого участка во многом зависит от площади, которую занимают все объекты недвижимости, принадлежащие собственникам, претендующим на межевание. Немалую роль играет соблюдение основных требований пожарной безопасности, экологии и санитарии.

Право собственности на землю не должно пересекаться с правами других людей. К примеру, недопустимо разделение участка в пользу собственников, если такое разделение может нанести ущерб жильцам соседних домов, арендаторам и другим людям и сооружениям.

Может такое случится, что фактический размер земельного участка меньше теоретического. К сожалению, согласно постановлению от 26 сентября 1997 года Правительства РФ, такое положение решается не в пользу жильцов — границы устанавливают по фактическому размеру земельного участка.

9. Можно ли устанавливать ограждение (забор) в отмежеванной территории под многоквартирным домом?

Данный вопрос решают в Управлении градостроительства и архитектуры Администрации города. Туда нужно обращаться в индивидуальном порядке представителю собственников помещений дома. Вопрос об удовлетворении запроса будет взят на рассмотрение и, если все соответствует градостроительным нормам, заявление будет одобрено.

10. С кем необходимо согласовывать границы сформированного земельного участка?

С 24 июля 2007 года, благодаря появившемуся Федеральному закону № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ согласовывается только с владельцами смежных территорий на праве:

  1. собственности (только, если такие участки, находящиеся во владении государства, не выданы бессрочно (пожизненно) в наследие, либо если это не муниципальное или государственное учреждение, выданное в пожизненное пользование юридическому лицу);
  2. пожизненного наследуемого владения;
  3. бессрочного пользования (только, если объект не является государственным, муниципальным учреждением);
  4. аренды (исключением является аренда до 5 лет — в таких случаях к арендаторам можно не обращаться за разрешением).

11. Во время голосования по поводу межевания территории в многоквартирном доме какой процент голосов является решающим для принятия решения?

Процедура проведения общих собраний собственников, голосования и прочие детали четко описаны в статьях 45-48 Жилищного кодекса Российский Федерации. Ровно половины, то есть 50 % жильцов, достаточно для принятия решения о межевании участка многоквартирного дома.

12. Сформированный земельный участок — это собственность или он все-таки сдается в аренду?

Об этом уже писалось выше. Жилищное законодательство гласит, что участок под многоквартирным домом передается во владение жильцов — они на это имеют полное право. Но есть исключения, когда земля изъята из оборота, и в других особых случаях. В таких ситуациях, участок действительно сдается в аренду.

13. Может ли отдельный жилец распоряжаться долей земельного участка под многоквартирным домом по своему усмотрению?

Еще в начале нужно поставить все точки над і. У каждого жильца в действительности есть право на пользование территорией по своему усмотрению. Но прежде, чем индивидуализировать какую-то часть земли, необходимо демократично собраться всем вместе и определить: будет ли участок поделен на доли или останется общей собственностью. Если решение будет принято без ссор, обид и четко по голосованию, то каждый получит желанное. В противном случае разбирательство перенесется в суд.

Жилищный кодекс Российской Федерации, а точнее 36 статья утверждает, что земельный участок также входит в состав имущества многоквартирного дома, как и крыша, несущие конструкции, оборудование и т. д. Все это имущество может либо использоваться совместно, либо быть разделено между каждым собственником в отдельности. Собрание этих владельцев и будет решающим в этом вопросе.

14. Что делать с встроенно-пристроенными помещениями во время межевания? Какую роль играют юридические лица (например, магазины) в разделении участка?

Опять же таки, вернемся к 36 статье Жилищного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что абсолютно все имущество многоквартирного дома (а сюда входит и земельный участок, элементы благоустройства и озеленения, а также любые другие объекты, размещенные на территории) по праву принадлежит собственникам квартир в доме.

Если юридическое лицо владеет каким-либо помещением в оспариваемом доме, то следовательно владелец магазина, кафетерия, парикмахерского или чего-либо также является собственником. В итоге, решение о формировании придомного участка принимается согласованно во время обсуждения с участием юридического лица. При этом неважно, жилое или нежилое помещение содержит собственник.

15. Что делать с теплотрассами? Кто несет ответственность за них, занимается их ремонтом и поддерживает благосостояние? Должен ли собственник теплотрасс и прочих коммуникаций платить собственникам отмежеванной земли за пользование ею?

За коммуникации отвечают обслуживающие организации, что являются их поставщиками. Все тяготы поддержания коммуникаций в нормальном состоянии падают на плечи этих компаний, что являются собственниками имущества. Законодательно это подтверждено в 210 статье кодекса Российской Федерации. Еще во время формирования и определения отмежеванной территории, на участке устанавливается охранные зоны площадью, необходимой для нормальных условий осуществления эксплуатации коммуникационных сетей.

16. Кто обязан платить за починку дорог, объектов благоустройства таких, как детские площадки, спорткомлексы, заборы, хозяйственные уделы и другое?

На этот вопрос частично отвечает 36 статья Жилищного кодекса Российской Федерации, а точнее ее второй пункт. Согласно предписаниям в нем, владельцы собственности в многоквартирном доме владеют имуществом, пользуются и распоряжаются им самостоятельно. Все объекты являются общими, то есть это общее имущество. А согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие владения (имущество) в многоквартирном доме (сюда входят и объекты, расположенные на земельном участке) ремонтируются и содержатся за деньги собственников. Выходит, что детские площадки, тротуары, заборы и прочее должны содержать владельцы помещений в многоквартирном доме.

17. Какие льготы есть по оплате налога на участок для ветеранов, инвалидов и т. д. (в общем, для льготников)?

При условии, что земельный участок под многоквартирным домом сформирован и занесен в кадастровый учет, начинается процедура периодической уплаты налогов. Все собственники помещения в доме обязуются уплачивать определенные взносы за владение землей. Расчет платежа производится из пропорциональной зависимости: чем больше помещение, тем больше придется платить.

Исключения из правил есть. Некоторые группы лиц, подпадающие под категорию льготников могут быть частично освобождены от уплаты полной суммы. Так, возможно уменьшение налоговой базы всего на 10 000 рублей. Выходит, что эта сумма вычитается из кадастровой стоимости участка, а остальное облагается налогом, согласно пункту 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Скидка актуальна только в единичных случаях, то есть для одного участка, находящегося на одном муниципальном образовании.

Получается, что если у льготника в праве собственности находится несколько земельных участков, то ему придется выбирать. Только в одном случае можно будет уменьшить налоговую базу на 10 000 рублей. Конкретную территорию, частично освобождаемую от налогообложения должен выбрать сам собственник.

Чтобы вы полностью поняли, возьмем пример: у ветерана Великой Отечественной войны есть земельный участок. Его стоимость в кадастровом учете равняется 14 000 рублей. Поскольку ветеран — это льготник, государство снимает 10 000 рублей с полной кадастровой стоимости и платить налог нужно будет только за 4 000 рублей стоимости территории.

Таким образом, на всех собственников-льготников многоквартирного дома распространяются вышеуказанные льготы в виде вычета из налоговой базы 10 000 рублей. Подробную информацию по этому поводу можете найти в 5 пункте 391 статьи Кодекса.

Не всякий льготник будет освобожден от полной уплаты налогов за землю. Есть конкретные категории, занесенные в действующий Кодекс — это:

  1. Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, а также полные кавалеры ордена Славы;
  2. инвалиды с третьей степенью ограничения способностей к трудовой деятельности, а также лица с первой и второй группами инвалидности, установленными до 1 января 2004 года без заключения о категории ограничения трудовых способностей;
  3. инвалиды с детства;
  4. ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также других боевых действий;
  5. физические лица, пострадавшие от радиации, относящиеся к категории людей, упомянутых в:
    • Законе РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
    • Федеральном законе № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
    • Федеральном законе № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года;
  6. физические лица, что принимали непосредственное участие в ликвидации последствий испытания ядерного, а также термоядерного оружия и те, кто внес весомый вклад в эту деятельность и рисковал жизнью;
  7. физические лица, пострадавшие от лучевой болезни во время ядерных и термоядерных испытаний, или космический учений.

Чтобы получить право на снижение суммы налогообложения, льготнику необходимо предъявить документ о вхождении в одну из вышеуказанных категорий в налоговом органе.