Конституционно правовые нормы классификация норм

Конституционно правовые нормы классификация норм

(по степени определенности содержащихся в них предписаний)

По степени определенности содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы делятся на две большие группы:

Помимо данной классификации можно выделить классификацию норм конституционного права на нормы положительного регулирования (или регулятивные нормы) и правоохранительные нормы.

нормы положительного регулирования (регулятивные нормы)

правоохранительные (охранительные) нормы

Регулятивные нормы – это нормы, устанавливающие права и обязанности позитивного свойства, т.е. возможность либо необходимость осуществлять какие-либо действия.

Данные нормы рассчитаны на правомерное поведение субъектов и устанавливают юридические права и обязанности физических и юридических лиц и составляют большинство конституционных норм. К ним относятся:

ПЕРЕЧЕНЬ РЕГУЛЯТИВНЫХ НОРМ

В зависимости от характера устанавливаемых права и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, форм предписания или способов воздействия на конституционные отношения регулятивные нормы можно подразделить на:

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ НОРМ

Управомочивающие нормы представляют собой право на совершение определенных действий. Они предписывают определенный вид и меру возможного поведения субъекта в регулируемом общественном отношении. Иными словами, это нормы, которыми предоставляется соответствующее право. Например, в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь (п. 15) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Или другой пример: в соответствии со статьей 106 Конституции «Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей».

Императивные (обязывающие) нормы устанавливают конкретные обязанности субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. В данных нормах диспозиция выражается в категорично-властной форме. Императивные нормы права содержит абсолютно определенное правило, которое не может быть изменено в процессе их реализации. При изложении императивных норм обычно используются глаголы «обязан», «должен» и т. д. Например, статья 59 Конституции Республики Беларусь обязывает государство « … принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности».

Запрещающиенормы в отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, предписывают субъектам права воздерживаться от совершения определенных действий, нежелательных с точки зрения законодателя. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещаются», «не допускается» и т.п. Например, статья 86 Конституции Республики Беларусь по существу запрещает Президенту Республики Беларусь «…занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства».

Кроме того, в регулировании конституционных отношений могут участвовать и так называемые бланкетные нормы, которые не содержат определенного правила поведения и предоставляют полномочным государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.д. Например, статья 94 Конституции Республики Беларусь (часть вторая) предусматривает, что полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции, а в третьей части данной статьи устанавливается, что решения по этим вопросам Президент Республики Беларусь принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

В конституционном праве встречаются также отсылочные нормы, не содержащие определенного правила поведения и отсылающие к установлениям другой статьи данного или иного нормативного правового акта. Например, статья 63 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что осуществление «…прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24, части третьей статьи 25, статьях 26, 31 Конституции». В данном случае указанная статья «отсылает» субъектов конституционно-правовых отношений к правилам статей 24, 25, 26 и 31 Основного Закона нашей страны.

Кроме того, в конституционном праве применяются охранительные (правоохранительные) нормы, которые обеспечивают действие других норм и устанавливают меры ответственности за их нарушение.

Классификация норм конституционного права

Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основание их классифицировать.

По степени определённости содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные ‑ такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие главе государства право в случае выражения вотума недоверия правительству отправить последнее в отставку или распустить парламент (или его нижнюю палату), право главы государства объявить при определённых условиях чрезвычайное положение и т.д.

Однако таких норм в конституционном праве меньше чем императивных, которые предписывают определённое поведение при соответствующих обстоятельствах. “После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы” (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).

По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные.

Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. “Федеральные законы принимаются Государственной Думой” (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).

Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована: “Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации” (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).

Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламента.

Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции страны.

Различают также нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории отдельных субъектов федерации, муниципальных образований.

Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия на постоянные и временные.

Временными нормами являются такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. Так, в заключительных и переходных положениях Конституции РФ 1993 г. говорится, что “впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел” (п.6 раздела II Конституции РФ).

Постоянные нормы конституционного права не имеют определённого срока действия.

Конституция РФ предусматривает принятие законов о чрезвычайном и военном положении. Нормы этих законов действуют только в случае чрезвычайного или военного положения. “В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия” ч. 1 ст. 56 Конституции РФ (ФЗ «О чрезвычайном положении» и «О военном положении».

Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые институты ‑ совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного самоуправления и т.д. Конституционно-правовые институты существенно различаются по объёму регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Комплексными институтами являются, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Первый их них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в составных частях государства (например, законодательные органы субъектов Российской Федерации), народного представительства в муниципальных образованиях.

Второй включает институты гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции Российской Федерации называется более десяти федеральных конституционных законов или ряд федеральных законов, которые становятся основой конституционно-правового регулирования института.

Определение принадлежности конституционно-правовой нормы к тому или иному институту необходимо для того, чтобы правильно уяснить механизм их реализации.

Система конституционного права — это объединение конститу­ционно-правовых норм в группы в определенной последовательности, в за­висимости от их содержания, характера регулируемых ими обществен­ных отношений и значения норм

Система конституционного права теснейшим образом связана с Конституцией РФ. И это не случайно, так как важнейшие конституционно-правовые институты находят свое выражение и закрепление в Конституции. Но было бы неправильным, как это делают многие ученые, полностью отождествлять систему конституционного права с системой Конституции, так как ее система далека от научного идеала.

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 3142 . Нарушение авторских прав

Классификация норм конституционного права Российской Федерации

Особенности норм конституционного права обнаруживаются также через проведение их классификации. Конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Однако, как заметил В. О. Лучин, в силу того, что они регулируют разнообразные отношения, они не могут не обладать некоторыми отличительными свойствами, которые обеспечивают выполнение ими специфических функций. Их классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств [1] .

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям.

1. По юридической природе и степени обязательности эти нормы могут быть императивными, когда в них повелительно предписывается правило поведения, и диспозитивными, когда правилом предоставляется возможность выбора поведения.

Примером императивных норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям.

В качестве диспозитивных норм можно привести положения ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которым если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ может принять решение об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. К диспозитивным относятся также нормы, закрепляющие права и свободы. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностью (например, право и обязанность воспитывать детей).

2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют содержание поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что следует или нс следует делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения. Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ: например, в статьях, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, 26, 33, ч. 3 ст. 35, ч. 3 ст. 40, ч. 3 ст. 43, ч. 2. ст. 45 Конституции РФ). Процессуальный характер присущ некоторым нормам, регулирующим федеративное устройство (ч. 2 ст. 65, ч. 2–5 ст. 66, ч. 2, 3 ст. 67 Конституции РФ). Процессуальными по природе являются конституционные нормы, устанавливающие процедуру отрешения Президента РФ от должности, порядок осуществления им полномочий (ст. 81, 92 Конституции РФ); порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы и др. (ч. 2 ст. 95, ч. 2 и 3 ст. 99, ст. 100, 101, 104–109 Конституции РФ).

В отличие от бинарных отраслей нрава, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные отрасли (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное отрасли права), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм. Так, материальные и процессуальные нормы одновременно содержатся в федеральных законах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, избирательную систему, референдум, формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, осуществление конституционного судебного контроля и др. Примером неразрывной связи материальных и процессуальных норм могут служить также нормы, регулирующие федеральный законодательный процесс. В частности, положения ч. 1, 4 ст. 105 Конституции РФ о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, являются по своей природе материальными нормами. В этой же статье имеются процессуальные нормы о том, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобряются более половиной от общего числа членов Совета Федерации.

Преобладание в конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся процессуальных норм. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм конституционного права.

3. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Первый вид норм – управомочивающие наделяют юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации. Например, каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст. 27 Конституции РФ) и т.п. Именно управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека, прав народа и других субъектов конституционного права, наделяемых правами и полномочиями.

Обязывающие принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность обязывающих конституционно-правовых норм выражается в том, что они могут быть обращены к более абстрактным субъектам, например, к государству, народу, нации, территории. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Запрещающие нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для определенного поведения. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Слово «запрещается» зачастую используется напрямую. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, – призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т.д.).

5. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:

а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;

б) на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий – региональные;

в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.

6. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции РФ), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.

7. Разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию. Как уже было замечено, наряду с традиционными нормами, в конституционном праве встречаются нормы-дефиниции, принципы, декларации, цели, программы, разъяснения, дескрипции, символы, справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.

Приведенная классификация не выходит за рамки традиционно сложившихся взглядов. Вместе с тем для науки конституционного права интерес представляет расширение представлений о видах норм конституционного права. В частности, из конституционно-правовых норм можно выделить положения экстерриториального действия, т.е. действующие вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством Российского государства на территории посольств и консульств за рубежом.

В современной юридической литературе предпринимается попытка представить классификации, базирующиеся на критериях комплексного или смешанного характер. Так, В. Е. Чиркин считает, что по характеру предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на стимулирующие, дозволяющие, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и репрессивные [2] . Думается, что примеры стимулирующих и дозволяющих норм являются по своему характеру, по сути, более частной разновидностью управомочивающих норм. Такие нормы также предоставляют субъекту какое-либо право, однако обращают внимание на отношение к этому праворегулирующей стороны (государства). В дозволяющих нормах сферы регулирования – отношения, которые при определенном поведении могут иметь нежелательные последствия, поэтому действия носителя прав ограничиваются использованием соответствующих слов: «может», «дозволено в определенных пределах», «если это не ущемляет права других» и т.д. Например, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде и нс нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). В стимулирующих нормах, наоборот, указывается на поощрительное отношение к желаемому поведению. Реализация предоставленного права имеет здесь особую значимость, связано с приумножением материальных или духовных благ, либо несет гуманистическую направленность. Так, в России «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (ч. 3 ст. 39 Конституции РФ). В Российском государстве поощряется также «деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Довольно спорно выделение В. Е. Чиркиным репрессивных норм (карающих за противоправные деяния) в качестве самостоятельного вида [3] . Очевидно, что ответственность наступает за нарушение запрещающих и обязывающих норм. Отсюда неясно различие между ними и репрессивными нормами.

  • [1]Лучин В. О. О типологии конституционных норм //Труды Московской Государственной Юридической Академии. М., 1997. С. 5.
  • [2]Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2001. С. 22.
  • [3]Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации. С. 22.

Нормы конституционного права России

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Кафедра государственного и административного права

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

1 курса 102 группы

Мамедярова Лилия Рамизовна

канд. юрид. наук, доцент

«____» _______________ 2009 г.

Глава 1. Понятие конституционно-правовой нормы……………………….4

Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права…………12

Глава 3. Способы обеспечения действия норм конституционного права…………………………………….……………………………………17

Список использованной литературы. …………………………….22

Конституционное (государственное) право является важной составляющей всех остальных отраслей права Российской Федерации.

Государственное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие эту отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права 1 .

Актуальность данной курсовой работы в том, что нормы конституционного права имеют большое значение для всей системы права России, им отводится основополагающая роль среди других норм различных отраслей права.

Исследованию института конституционно-правовых норм посвятили свои научные труды следующие авторы: С.А. Авакьян, М.П. Авдеенкова, А.А. Белкин, Ю.А. Дмитриев, В.О. Лучин, Козлова Е.И., Кутафин О.Е. и другие. В процессе написания курсовой работы важное значение имеет Конституция Российской Федерации, содержащая основную часть конституционно-правовых норм. Также были использованы Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской федерации» и Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации».

Глава 1. Понятие конституционно-правовой нормы

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Можно выделить несколько подходов к определению конституционно-правовых норм:

— конституционно-правовые нормы определяются через конституционное право: нормы, в совокупности составляющие конституционное право, называются конституционно-правовыми нормами;

— конституционно-правовые нормы определяются через перечисление тех сфер жизни, которые они регулируют: конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство и систему органов государственной власти;

— конституционно-правовые нормы определяются через субъектов, которые могут их устанавливать: конституционно-правовые нормы – это нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти 2 .

Таким образом, конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы — общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Следует заметить, что для современной России характерно расширение объема конституционно-правового регулирования, возрастающее влияние на конституционное право общегуманных ценностей, уменьшение в нем удельного веса идеологизации и усиление элементов политизации и социализации 3 .

Конституционное право в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм 4 . Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения. Итак, конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм.

Следует оговорить, что понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного прав 5 .

Проблема анализа конституционно-правовых норм и отношений, к сожалению, весьма редко становились предметом отдельных научных исследований. Пожалуй, за более чем тридцатилетний период вышла первая заметная работа, посвященная этому вопросу – «Конституционные нормы и правоотношения», ее автор В.О. Лучин. Но и ею охвачена меньшая часть конституционно-правовых норм – только конституционные нормы. В своей работе автор дал следующее определение конституционно-правовым нормам: «Нормы конституционного права, в полном соответствии с учением общей теории права, представляют собой закрепленные государством в соответствующих нормативных актах правила поведения. Эти правила устанавливаются государством либо в виде конкретных предписаний, либо в виде закрепления принципов, определяющих меру возможного и должного поведения лиц и организаций» 6 .

Отмечая одну из главных особенностей конституционно-правовых норм, а в частности конституционных норм, В.О. Лучин подчеркивает специфику цели конституционно-правового регулирования – внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь страны путем установления общих правил для всех физических и юридических лиц, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, создание общеобязательной системы типовых масштабов поведения 7 .

Отличие конституционно-правовой нормы от других в том, что:

1. Своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены.

2. Все юридические нормы имеют в качестве общей цели — регулирование общественных отношений, но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права.

3. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса личности, федеративного устройства и закрепление системы органов государственной власти и местного самоуправления.

А.А. Безуглов и С.А. Солдатов полагают, что конституционно-правовые нормы регулируют «те общественные отношения, которые служат фундаментом, основой для тех общественных отношений, которые регулируются нормами всех других отраслей российского права». А именно, рассматриваемые нормы закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, регулируют основы организации гражданского общества и государственной власти 8 .

С.Н. Братусь по поводу отдельных конституционных норм отметил: «Утверждается, что некоторые конституционные положения по существу являются правоположениями, которые лишь через посредством других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений…» 9 .

В.Е. Чиркин также обращает внимание на следующее: «В конституционном праве много норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства» 10 ; учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов 11 ; особым механизмом реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти; особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция. «Не всякая норма права сформулирована в статье (или статьях) закона в виде всех названных трех элементов. В некоторых случаях они разделены по разным статьям закона и даже по разным законам. В содержании других видов статей достаточно сформулировать два элемента, а третий – «вынести за скобки» или он просто подразумевается самим смыслом закона. Однако правовая система в целом обязана обеспечить соблюдение правовых норм, имея в наличии или в «запасе» все названные элементы» 12 .

Говоря об общей характеристике конституционно-правовых норм следует отметить, что нет единства мнений по вопросу о том, все ли нормы конституционного права являются таковыми, в частности все ли предписания Конституции обладают качеством нормативности. В.И. Иванова и другие считают, что все предписания Конституции являются нормами конституционного права, т.к. выражают общеобязательность правовых требований, прямо или косвенно устанавливая обязательные для всех правила поведения 13 .

О.Е. Кутафин также указывает на то, что программные конституционные установления носят нормативный характер, так как они осуществляют общеобязательное регулирующее воздействие на развитие общественных отношений посредством закрепления правовых ориентиров и целевых установок 14 .

Также, необходимо отметить, что общепризнано деление норм права на гипотезу, диспозицию и санкцию. М.И. Байтин дает этим частям нормы права следующие дефиниции: «Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции. Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний» 15 .

При этом О.Э. Лейст считал, что «санкция является атрибутом не всякой, а только той юридической обязанности, которая имеет категоричный характер, соблюдение которой властно предписано государством, запрещающим уклонение от определенного правила поведения». Следовательно, санкция является элементом только обязывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права 16 .

Конституционно правовые нормы классификация норм

Конституционно-правовая норма — это формально определенное, установленное или санкционированное украинским народом или государством или субъектами местного самоуправления правило поведения, регулирующее общественные отно осины, которые являются предметом конституционного права, и обеспечивается всеми средствами воздействия, предусмотренные действующим законодательством.

Имея общие признаки норм права, нормы конституционного права характеризуются рядом особенностей

1. Особенности структуры. В юридической литературе принято считать, что правовые нормы включают три элемента: гипотезу (определение условий, при которых правовая норма подлежит применению), диспозицию (собственно пр. Равиль поведения) и санкция (указание на последствия, которые наступают в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний, содержащихся в правовой норме). Анализ конституционно-правовых норм дает возможность утверждать, что большинство из них не содержит гипотезу (например, в ст 1. Конституции Украины указано, что Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством). Для большинства кон институциональных правовых норм характерно наличие диспозиции. Однако значительное их количество не содержит четких указаний на права и обязанности участников правоотношений, то есть в них отсутствует диспозиция в этом смысл и, в котором ее обычно понимают (например, в соответствии с ч. 1 ст 148. Конституции Украины. Конституционный. Суд Украины состоит из восемнадцати судей. Конституционного. Суда УкраиныУкраїни).

Элементы норм конституционного права Украины трудно выделить в конкретной норме права. Как правило, конституций но-правовая норма не содержит санкции. Такая специфика конституционно-правовых норм обусловлена ??п предметом конституционного права, однако это не выливает на правовой характер этих норрм.

2. Особенности содержания заключаются в том, что не все нормы конституционного права устанавливают конкретные права и обязанности участников общественных отношений. Многие нормы конституционного права являются нормами-принцип группами, дефинициями и т.п. (например, ч. 2 ст 2. Конституции Украины устанавливает, что Украина является унитарным государством), но это ни в коей мере не влияет на степень их обязательности для испання.

Разнообразие конституционно-правовых норм вызывает необходимость их классификации. В основу такой классификации полагаются те сферы общественных отношений, регулируемых конституционно-правовыми нормами,, а также основания, которые больше отражали существенные свойства конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы классифицируются по нескольким признакам:

И. По объекту правового регулирования:

1) нормы, определяющие основы конституционного строя;

2) нормы, связанные с принадлежностью к государству, регулирующих отношения по поводу гражданства;

3) нормы, определяющие общие принципы статуса личности;

4) нормы, определяющие форму государственного правления и территориальное устройство государства;

5) нормы, определяющие основные принципы системы органов государственной власти;

6) нормы, определяющие основные принципы, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия;

II. По роли в механизме правового регулирования:

1) нормы общего содержания — такие, которые устанавливают исходные принципы правового регулирования или принципы или структуру органов государства (учредительные, отправные нормы), и те нормы, содержащие легальные определен ения тех или иных правовых понятий (дефинитивного нормы). Нормы общего содержания определяют правовые принципы, понятия или категории, имеющих юридическое значение. Поэтому они подлежат обязательному учесть нию при применении любых соответствующих им конкретных норм права в целом или его отдельных институтовв;

2) конкретные (регулятивные) нормы, непосредственно устанавливающие права и обязанности, условия их реализации и т.п.;

III. По характеру обязательности предписаний, содержащихся в них:

1) императивные нормы, которые характерны для тех норм конституционного права, где стороны отношений находятся в неравном положении;

2) диспозитивные нормы, то есть те, которые допускают регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия договоренности между ними. Так, согласно ч 5 ст 94. Конституции. В Украины закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования. Эта норма является диспозитивной и предоставляет пар мента Украины право выбрать тот или иной срок вступления в силу законаном;

3) альтернативные нормы допускают различные варианты поведения участников отношений в зависимости от конкретных условий;

IV. По характеру основного назначения предписаний, содержащихся в них:

1) управомочивающие нормы, определяющие права субъектов общественных отношений действовать в той или иной степени;

2) обязывающие нормы, возлагающие на субъектов обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, избирать тот вариант поведения, соответствующего их требованиям;

3) запрещающие нормы, содержащие запреты на совершение предусмотренных в них действий;

V. По территории действия:

1) общегосударственные нормы, действующие на территории всей страны и являются общеобязательными для всех субъектов права;

2) местные (или локальные) нормы, которые имеют императивную силу на территории определенного региона. Такие нормы закреплены в актах субъектов местного самоуправления (территориальных общин, органов и должностных ос ру местного самоуправления). Особой разновидностью местных норм является то, что выданные субъектами правотворчества. Автономной. Республики. Крымм;

VI. По действию во времени:

1) нормы конституционного права, действующие в течение неопределенного времени, — это большинство норм конституционного права;

2) нормы с ограниченным сроком действия — это нормы, действие которых ограничивается определенными хронологическими пределами или нехронологические условиями;

VII. По сфере применения:

1) общие нормы, то есть те, действие которых распространяется на все отношения, регулируемые конституционным правом (это нормы-принципы);

2) специальные нормы, регулирующие ограниченный круг общественных отношений, связанных с определенной сферой общественной жизни или определенным органом и т.д.;

3) исключительные нормы конституционного права, которые выглядят как дополнение к общим или специальных норм и устанавливают различные исключения из правил, содержащихся в них (например, в соответствии с ч. 1 ст т 70. Конституции Украины право голоса на выборах и референдумах имеют граждане Украины, достигшие на день их проведения восемнадцати лет. Часть 2 этой же статьи устанавливает, что не имеют права голо су граждане, признанные судом недееспособными. Эта норма содержащей исключение по первой нормы)ми);

VIII. По назначению в механизме правового регулирования:

1) материальные нормы, указывающие на то, что нужно делать для их осуществления;

2) процессуальные нормы определяют как, каким образом, в каком порядке их нужно реализовывать

Существует предложение по приведенному критерию выделять также методические нормы, определяющие правила применения материальных и процессуальных норм, и технико-юридические, отражающие описание документов и па араметрив некоторых действий, которые имеют конституционно-правовое значение1. По нашему мнению, и методические, и технико-юридические нормы по своему назначению в механизме правового регулирования является разновидностью процессуальных норм, поэтому их выделение не оправданам.

Следует отметить различия между материальными и процессуальными нормами конституционного права и указанными нормами других отраслей права (например, уголовного и уголовно-процессуального, цив свободного и гражданско-процессуального и др.). Так, конституционно-правовые процессуальные нормы обслуживают неконституционно-правовые материальные нормы вообще, а конкретные материальные норми1. Например, об этом сексуальное нормы, определяющие порядок приобретения гражданства Украины, невозможно применить к избирательного процесссу.

Назначением конституционно-процессуальных норм является установление процедуры реализации определенных нормами конституционного права полномочий или, соответственно, конституционных прав и обязанностей, а также об этом едуры привлечения в конституции по-правовой ответственности надлежащих субъекте.

В профессиональной литературе употребляются термины»процессуальные»и»процедурные»конституционно-правовые нормы касается соотношения этих понятий существуют два взгляда:

1) они отождествляются, поскольку любая юридическая процедура является юридическим процессом (этого мнения придерживается большинство ученых);

2) конституционно-правовыми процессуальными являются лишь те нормы, регулирующие производство в конституционных или других приравненных к ним судах; производства в других государственных органах регулируется процедурными и нормами.

Ученые предлагают различать термины»конституционные процессуальные нормы»и»конституционно-процессуальные нормы»(«нормы конституционного процессуального права»). Под первым термином следует понимать п процессуальные нормы, содержащиеся в тексте. Конституции Украины, а под вторым — все те, что относятся к области конституционного процессуального права, несмотря на то, где они имеются — в конституции, в за лошади или подзаконном акт, в законі чи підзаконному акті.

Заметим, что такое разграничение указанных сроков не имеет практической необходимости, поскольку из-за сходства названий может возникнуть путаница. По нашему убеждению, для характеристики особого предназначен ния процессуальных норм в массиве норм конституционного права достаточно выделять конституций по-процессуальные нормы (или нормы конституционного процессуального права), определяют порядок реализации материальных конституционно-правовых норм, содержащихся в источниках конституционного права Украини.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая