Конституции украины статья 49

Оглавление:

Atlantic Council: Никогда не заканчивающийся переходный пери.

The Washington Times: Корупція у збройних силах України шкод.

В оккупированной Керчи прогремел взрыв в колледже: есть поги.

Рішення Синоду: Вселенський патріархат продовжує процедуру н.

Константинополь зняв анафему з патріарха Філарета

На Черниговщине взорвался склад боеприпасов. ВИДЕО

The Washington Post: Как война меняет Украину

Юлія Тимошенко презентувала розроблену під її егідою програм.

МВФ не доверяет нынешней власти в Украине. Провал переговоро.

Паніка в Росії: томос для України може позбавити патріарха Р.

Знаменитая 49-я статья украинской Конституции — это, конечно, тяжелый случай

Знаменитая 49-я статья украинской Конституции — это, конечно, тяжелый случай.

Стаття 49. Кожен має право на охорону здоров’я, медичну допомогу та медичне страхування.

Охорона здоров’я забезпечується державним фінансуванням відповідних соціально-економічних, медико-санітарних і оздоровчо-профілактичних програм.

Держава створює умови для ефективного і доступного для всіх громадян медичного обслуговування. У державних і комунальних закладах охорони здоров’я медична допомога надається безоплатно; існуюча мережа таких закладів не може бути скорочена. Держава сприяє розвиткові лікувальних закладів усіх форм власності.

Дьявол — в предпоследнем предложении, из-за которого Украина продолжает содержать «систему Семашко». В этом смысле наша страна уникальна. Беглый обзор конституций бывших социалистических стран показывает: нигде политический класс не вел себя столь безответственно, принимая столь неисполнимые обязательства. Даже в советской Беларуси.

Лично мне больше всего нравятся социальные гарантии, содержащиеся в эстонской конституции. Но грузинские — тоже ничего 🙂

Беларусь

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

Болгария

(1) Граждане имеют право на страхование здоровья, гарантирующее им доступную медицинскую помощь, и на бесплатное медицинское обслуживание при условиях и в порядке, определенных законом.

(2) Охрана здоровья граждан финансируется из государственного бюджета, работодателями, за счет личных и коллективных взносов по социальному страхованию и из других источников при условиях и в порядке, определенных законом.

Венгрия

(1) Каждый имеет право на сохранение их физического и психического здоровья.

(2) Венгрия должна гарантировать это право посредством организации техники безопасности труда, медицинских учреждений, медицинского обслуживания, обеспечивая возможности для регулярной физической активности, а также посредством защиты архитектурной и окружающей среды.

Грузия

1. Каждый вправе пользоваться страхованием здоровья как доступным средством медицинской помощи. В установленном законом порядке при определенных условиях обеспечивается бесплатная медицинская помощь.

Казахстан

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.

2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.

3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом.

Латвия

111. Государство защищает здоровье человека и гарантирует каждому минимум медицинской помощи.

Литва

Государство проявляет заботу о здоровье людей и гарантирует медицинскую помощь и услуги человеку в случае болезни. Законом устанавливается порядок оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных лечебных учреждениях.

Польша

Kaждый имeeт прaвo нa oхрaну здoрoвья.

Грaждaнaм, нeзaвисимo oт их мaтeриaльнoгo пoлoжeния, публичные влaсти oбeспeчивaют рaвный дoступ к мeдицинскoму oбслуживaнию, финaнсируeмoму из публичных срeдств. Услoвия и объем прeдoстaвлeния этих услуг oпрeдeляются зaкoнoм.

Публичные влaсти oбязaны обеспечивать oсoбую заботу о здоровье детей, бeрeмeнных жeнщин, лиц с физическими и умственными недостатками и лиц пожилого возраста.

Публичные влaсти oбязaны вeсти бoрьбу с эпидeмичeскими бoлeзнями и прeдoтврaщaть oтрицaтeльныe для здoрoвья пoслeдствия деградации oкружaющeй срeды.

Россия

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Румыния

Право на охрану здоровья

(1) Право на охрану здоровья гарантируется.

(2) Государство обязано принимать меры по обеспечению гигиены и общественного здоровья.

(3) Организация медицинской помощи и системы социального обеспечения в связи с болезнью, несчастными случаями, материнством и восстановлением здоровья, контроль за осуществлением медицинских профессий и парамедицинской деятельности, а также другие меры по защите физического и умственного здоровья лица устанавливаются согласно закону.

Словакия

Каждый имеет право на охрану здоровья. На основе медицинского страхования граждане имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и на медицинское пособие на условиях, установленных законом.

Эстония

Каждый имеет право на охрану своего здоровья.

Кое-что о статье 49 Конституции Украины

В настоящий момент мы имеем единственную статью Конституции (документа прямого действия), которая касается принципов оказания медицинской помощи в стране. Все остальные законы, включая и фундаментальные «Основы законодательства Украины про охрану здоровья» — лишь ее интерпретация и детализация. Вот ее текст:

Статья 49. Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности. Государство заботится о развитии физической культуры и спорта, обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие.

Как известно, правом толковать и интерпретировать этот текст обладает только Конституционный суд. Но давайте просто внимательно вчитаемся в эти слова и зададим вопросы.

«Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование». Прежде всего, каждый — это кто? Необходимо ли быть гражданином Украины? Необходимо ли иметь регистрацию? Имеет ли значение местонахождение этого каждого? В каком именно объеме этот каждый имеет право на медицинскую помощь? От ответа на эти короткие вопросы ежедневно зависят тысячи жизней. Реальность непрерывно заставляет чиновников от медицины нарушать эту фразу, так давайте решим — жизнь для закона или закон для жизни? Далее, каким образом государство может гарантировать право (именно право!) каждого на медицинское страхование, если оно все представлено частными страховыми услугами? Может ли этот каждый явиться в частную страховую компанию и потребовать права на медицинское страхование? Так ли уж никому не будет отказано? Фраза явно устарела, тем более, что ее все равно придется переписывать при введении государством обязательного медицинского страхования.

«Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.» Заметьте, что государство ни единым словом не обязуется здесь проводить такие программы! То есть, будут средства и желание — будут и программы, ну а если нет — то туманный термин «охрана здоровья», не имеющий ни целей, ни объекта, ни направленности на результат, ни к чему никого не обязывает.

«Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания». Казалось бы, в этой фразе придраться не к чему. За исключением маленького слова «доступного». И в русском и в украинском языке это слово может трактоваться так, что цена никакой медицинской услуги не будет превышать финансовые возможности любого гражданина. Согласитесь, что это очень смелая гарантия, особенно при наличии следующей за ней фразы:

«В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно». Если она бесплатная, то предыдущая фраза теряет смысл, ибо бесплатная — по определению доступная для всех. Но здесь есть и второй смысл: если есть бесплатные государственные и коммунальные учреждения, то есть и какие-то другие, и они имеют право быть платными. И если эти платные существуют, то значит, что государственные бесплатные услуги — плохие, или, по крайней мере, недостаточно эффективные, что прямо противоречит предыдущей фразе. Таким образом, фактически эта фраза закрепляет существование неэффективных бесплатных услуг государства и возможность существования более эффективных платных услуг (ибо иначе они просто не найдут клиентов).

«Существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена.» В рыночной экономике эта фраза выглядит дико. А если в данной местности в течение длительного времени уменьшается количество обращений за помощью, государство должно продолжать содержать свои гарантировано бесплатные учреждения? И тратить на это деньги налогоплательщиков? А если в данной местности население уже перешло на услуги медицинских учреждений другой формы собственности? Кстати, что понимать под сокращением: количество учреждений, их совокупный коечный фонд, пропускную способность поликлиник? Неопределенность термина дает чиновнику полную свободу действий.

«Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности.» Каким же образом государство может заботиться о развитии негосударственных лечебных учреждений, если оно само же и берет с них налоги и экономисты говорят, что налоги непомерные? Не означает ли эта фраза, что государство должно немедленно уменьшить такие налоги? Далее, развивая лечебные учреждения другой формы собственности, государство неминуемо уменьшит количество клиентов для государственных учреждений, но сократить эти пустующие больницы будет нельзя из-за предыдущей фразы. Как видим, все логично.

«Государство заботится о развитии физической культуры и спорта, обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие.» Опять же, никаких обязательств! И опять отсутствует объект для заботы. Физкультура и эпидемическое благополучие само по себе, а тот самый каждый гражданин, ради которого все это затевается — даже не упоминается.

Я привожу эти беглые вопросы к тесту статьи Конституции, чтобы показать, что данная статья не просто устарела и не соответствует реальной жизни. Эта статья надежно консервирует нынешнее положение вещей в здравоохранении. Любые попытки действительно реформировать что-то в украинском здравоохранении неминуемо рано или поздно придут в противоречие с этой статьей и будут поводом для обращения в Конституционный суд, который будет вынужден восстановить нынешний статус-кво. Я пытаюсь доказать, что данная статья не гарантирует, как многие думают, никакого бесплатного медицинского обслуживания населения, так как каждая ее фраза противоречит соседней и медицинские чиновники это знают и этим пользуются, находя все новые и новые лазейки для ее невыполнения. Мне кажется, что самым первым шагом для движения вперед может быть только новая редакция этой статьи, и она должна отражать те принципы и цели, которых хотело бы достичь общество, заявившее о своем движении в Европу, а именно:

«Государство обязуется приложить все возможные усилия для оказания эффективной и своевременной медицинской помощи всем людям на территории страны, независимо от их гражданства, места жительства и финансовых возможностей в объеме, достаточном для сохранения их жизни и предотвращения инвалидности».

Эта формулировка содержит ответы на массу вопросов, в частности:

«Таковая гарантированная помощь оказывается сетью государственных или коммунальных медицинских учреждений, которую государство обязуется финансировать в объеме достаточном для полноценного выполнения ее функций по всей территории страны»:

«Государство обязуется создавать условия и возможности для развития учреждений всех форм собственности, оказывающих профилактические, оздоровительные, лечебные и восстановительные услуги всем нуждающимся, а также проводить социальные и санитарно-противоэпидемические мероприятия и программы»:

«Государство обязано пропагандировать здоровый образ жизни, а также занятия физкультурой и спортом в степени, необходимой для поддержания здоровья населения»:

Теперь перечитаем, что получилось в целом:

«Государство обязуется приложить все возможные усилия для оказания эффективной и своевременной медицинской помощи всем людям на территории страны, независимо от их гражданства, места жительства и финансовых возможностей в объеме, достаточном для сохранения их жизни и предотвращения инвалидности. Таковая гарантированная помощь оказывается сетью государственных или коммунальных медицинских учреждений, которую государство обязуется финансировать в объеме достаточном для полноценного выполнения ее функций по всей территории страны. Государство обязуется создавать условия и возможности для развития учреждений всех форм собственности, оказывающих профилактические, оздоровительные, лечебные и восстановительные услуги всем нуждающимся, а также проводить социальные и санитарно-противоэпидемические мероприятия и программы. Государство обязано пропагандировать здоровый образ жизни, а также занятия физкультурой и спортом в степени, необходимой для поддержания здоровья населения».

В эти четыре фразы я поместил все обязательства, которые государство берет на себя в области охраны здоровья. Имеется гарантированный бесплатный уровень услуг, описана необходимая сеть государственных учреждений для оказания таких услуг, нет препятствий для возникновения и развития медицинских услуг любой формы собственности, не создано никаких монополий. Не забыта пропаганда здорового образа жизни, спорт и сантарно-противоэпидемические мероприятия. Фразы не противоречат друг другу ни по сути, ни по духу. А главное: нет никаких формальных препятствий для реформы здравоохранения.

Газета «Новости медицины и фармации» 21-22(265-266) 2008

Вернуться к номеру

Кое-что о статье 49 Конституции Украины

В настоящий момент мы имеем единственную статью Конституции (документа прямого действия), которая касается принципов оказания медицинской помощи в стране. Все остальные законы, включая и фундаментальные «Основы законодательства Украины об охране здоровья» — лишь ее интерпретация и детализация. Вот ее текст.

Статья 49. Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности. Государство заботится о развитии физической культуры и спорта, обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие.

Как известно, правом толковать и интерпретировать этот текст обладает только Конституционный суд. Но давайте просто внимательно вчитаемся в эти слова и зададим следующие вопросы.

«Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование». Прежде всего каждый — это кто? Необходимо ли быть гражданином Украины? Необходимо ли иметь регистрацию? Имеет ли значение местонахождение этого каждого? В каком именно объеме этот каждый имеет право на медицинскую помощь? От ответа на эти короткие вопросы ежедневно зависят тысячи жизней. Реальность непрерывно заставляет чиновников от медицины нарушать эту фразу, так давайте решим — жизнь для закона или закон для жизни? Далее — каким образом государство может гарантировать право (именно право!) каждого на медицинское страхование, если все оно представлено частными страховыми услугами? Может ли этот каждый явиться в частную страховую компанию и заявить о праве на медицинское страхование? Никому ли не будет отказано? Фраза явно устарела, тем более что ее все равно придется переписывать при введении государством обязательного медицинского страхования.

«Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ». Заметьте, что государство не обязуется здесь проводить такие программы! То есть будут средства и желание — будут и программы, ну а если нет, то расплывчатый термин «охрана здоровья», не имеющий ни целей, ни объекта, ни направленности на результат, ни к чему никого не обязывает.

«Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания». Казалось бы, в этой фразе придраться не к чему, за исключением слова «доступного». И в русском, и в украинском языке это слово может трактоваться так, что цена любой медицинской услуги не будет превышать финансовых возможностей любого гражданина. Согласитесь, что это очень смелая гарантия, особенно при наличии следующей за ней фразы: «В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно». Если помощь бесплатная, то предыдущая фраза теряет смысл, так как бесплатная, по определению, — доступная для всех. Но здесь есть и второй смысл: если есть бесплатные государственные и коммунальные учреждения, то есть и какие-то другие, и они имеют право быть платными. И если эти платные учреждения существуют, то это значит, что государственные бесплатные услуги плохие или, по крайней мере, недостаточно эффективные, что прямо противоречит предыдущей фразе. Таким образом, фактически эта фраза закрепляет мнение о неэффективности бесплатных услуг государства и возможности существования более эффективных платных услуг (так как иначе они просто не найдут клиентов).

«Существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена». В условиях рыночной экономики эта фраза звучит дико. А если в данной местности в течение длительного времени уменьшается количество обращений за помощью, государство должно продолжать содержать свои гарантированно бесплатные учреждения? И тратить на это деньги налогоплательщиков? А если в данной местности население уже перешло на услуги медицинских учреждений другой формы собственности? Кстати, что следует понимать под сокращением: количество учреждений, их совокупный коечный фонд, пропускную способность поликлиник? Неопределенность термина дает чиновнику полную свободу действий.

«Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности». Каким же образом государство может заботиться о развитии негосударственных лечебных учреждений, если оно само же и берет с них налоги и экономисты говорят, что налоги непомерные? Не означает ли эта фраза, что государство должно немедленно уменьшить такие налоги? Далее, развивая лечебные учреждения другой формы собственности, государство неминуемо уменьшит количество клиентов государственных учреждений, но сократить эти пустующие больницы будет нельзя из-за предыдущей фразы. Как видим, все логично.

«Государство заботится о развитии физической культуры и спорта, обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие». Опять же, никаких обязательств! И опять отсутствует объект для заботы. Физкультура и эпидемическое благополучие сами по себе, а тот самый каждый гражданин, ради которого все это затевается, даже не упоминается.

Я привожу эти беглые вопросы к тесту статьи Конституции, чтобы показать, что данная статья не просто устарела и не соответствует реальной жизни. Эта статья надежно консервирует нынешнее положение вещей в здравоохранении. Любые попытки действительно реформировать что-то в украинском здравоохранении рано или поздно неминуемо придут в противоречие с этой статьей и станут поводом для обращения в Конституционный суд, который будет вынужден восстановить нынешний статус-кво. Я пытаюсь доказать, что данная статья не гарантирует, как многие думают, никакого бесплатного медицинского обслуживания населения, так как каждая ее фраза противоречит соседней и медицинские чиновники это знают и этим пользуются, находя все новые и новые лазейки для ее невыполнения. Мне кажется, что самым первым шагом для движения вперед может быть только новая редакция этой статьи, и она должна отражать те принципы и цели, которых хотело бы достичь общество, заявившее о своем движении в Европу, а именно:

«Государство обязуется приложить все возможные усилия для оказания эффективной и своевременной медицинской помощи всем людям на территории страны независимо от их гражданства, места жительства и финансовых возможностей в объеме, достаточном для сохранения их жизни и предотвращения инвалидности».

Эта формулировка содержит ответы на массу вопросов, в частности:

— фраза «все возможные усилия» означает, что если цель не была достигнута (жизнь не была сохранена или наступила инвалидность), то усилия государства были недостаточными, и тогда должны иметь место правовые последствия, не допускающие повторения ситуации;

— фраза «эффективной и своевременной» отвечает на вопросы, как и когда государство обязуется оказать помощь;

— фраза «на территории страны» отвечает на вопрос, где государство обязуется оказать помощь, чего не делает предыдущая редакция статьи;

— фраза «всем людям. независимо от их гражданства, места жительства и финансовых возможностей» отвечает на вопросы о гражданстве и регистрации. Слова «финансовых возможностей» означают, что такая помощь будет оказана, даже если у человека нет денег. Таким образом, слово «бесплатно», которое так нравится нашим чиновникам, отсутствует, но гуманистический смысл статьи остается, чего мы и добивались;

— фраза «в объеме, достаточном для сохранения их жизни и предотвращения инвалидности» однозначно указывает на объем той бесплатной помощи, которую гарантирует государство.

Следующая фраза: «Таковая гарантированная помощь оказывается сетью государственных или коммунальных медицинских учреждений, которую государство обязуется финансировать в объеме, достаточном для полноценного выполнения ее функций по всей территории страны». Фраза «гарантированная помощь (очень важное для юристов слово «гарантированная») …сетью государственных или коммунальных медицинских учреждений» говорит о том, что речь идет именно о сети учреждений определенной формы собственности, «государство обязуется» — о том, что государство не может не содержать такую сеть. «Финансировать в объеме, достаточном для полноценного выполнения ее функций» — ответ на вопрос, как финансировать, «по всей территории страны» — ответ на вопрос, где государство обязуется содержать такую сеть.

Следующая фраза: «Государство обязуется создавать условия и возможности для развития учреждений всех форм собственности, оказывающих профилактические, оздоровительные, лечебные и восстановительные услуги всем нуждающимся, а также проводить социальные и санитарно-противоэпидемические мероприятия и программы». «Условия и возможности для развития учреждений всех форм собственности» — обязательство не только не препятствовать возникновению частных поставщиков медицинских услуг, но и создавать им возможности для роста (неподъемные налоги — это именно отсутствие возможностей для роста). «Профилактические, оздоровительные, лечебные и восстановительные услуги» (ни в одной области нет монополии государства «всем нуждающимся», нет монополии на обслуживаемый контингент «проводить социальные и санитарно-противоэпидемические мероприятия и программы») — обязательство выполнять те функции, которые никогда не перейдут к частным поставщикам медицинских услуг.

Следующая фраза: «Государство обязано пропагандировать здоровый образ жизни, а также занятия физкультурой и спортом в степени, необходимой для поддержания здоровья населения». Фраза «обязано пропагандировать здоровый образ жизни» автоматически означает, что государство не сможет пропагандировать нездоровый образ жизни (реклама сигарет и спиртного); «занятия физкультурой и спортом в степени, необходимой для поддержания здоровья населения» — то есть ровно настолько, насколько это необходимо для оздоровления. Все, что сверх, — уже профессиональный спорт, к здоровью имеющий очень отдаленное отношение.

Теперь перечитаем, что получилось в целом.

«Государство обязуется приложить все возможные усилия для оказания эффективной и своевременной медицинской помощи всем людям на территории страны независимо от их гражданства, места жительства и финансовых возможностей в объеме, достаточном для сохранения их жизни и предотвращения инвалидности. Таковая гарантированная помощь оказывается сетью государственных или коммунальных медицинских учреждений, которую государство обязуется финансировать в объеме, достаточном для полноценного выполнения ее функций по всей территории страны. Государство обязуется создавать условия и возможности для развития учреждений всех форм собственности, оказывающих профилактические, оздоровительные, лечебные и восстановительные услуги всем нуждающимся, а также проводить социальные и санитарно-противоэпидемические мероприятия и программы. Государство обязано пропагандировать здоровый образ жизни, а также занятия физкультурой и спортом в степени, необходимой для поддержания здоровья населения».

Этими четырьмя фразами я объединил все обязательства, которые государство берет на себя в области охраны здоровья. Имеется гарантированный бесплатный уровень услуг, описана необходимая сеть государственных учреждений для оказания таких услуг, нет препятствий для возникновения и развития медицинских услуг любой формы собственности, не создано никаких монополий. Не забыты пропаганда здорового образа жизни, спорт и санитарно-противоэпидемические мероприятия. Фразы не противоречат друг другу ни по сути, ни по духу. А главное, нет никаких формальных препятствий для реформы здравоохранения.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 49. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности

1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения им преступления и до дня вступления приговора в законную силу истекли следующие сроки:

1) два года — при совершении преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание менее строгое, чем ограничение свободы

2) три года — при совершении преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание в виде ограничения или лишения свободы

3) п ‘ пять лет — при совершении преступления средней тяжести

4) десять лет — при совершении тяжкого преступления

5) п ‘ пятнадцать лет — при совершения особо тяжкого преступления.

2. Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклонилось от следствия или суда. В этих случаях течение давности возобновляется со дня с ‘ явления лица с повинной или его задержания. В этом случае лицо освобождается от уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло п ‘ пятнадцать лет.

3. Течение давности прерывается, если до истечения указанных в частях первой и второй настоящей статьи сроков лицо совершило новое преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление. Вычисление давности в этом случае начинается со дня совершения нового преступления. При этом сроки давности исчисляются отдельно за каждое преступление.

4. Вопрос о применении давности к лицу, совершившему особо тяжкое преступление, за которое по закону может быть назначено пожизненное лишение свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным применить давность, пожизненное лишение свободы не может быть назначено и заменяется лишением свободы на определенный срок.

5. Давность не применяется в случае совершения преступлений против мира и безопасности человечества, предусмотренных в статьях 437 — 439 и части первой статьи 442 настоящего Кодекса.

1. Материально-правовым основанием применения института давности считается существенное уменьшение общественной опасности совершенного преступления вследствие истечения определенного времени, что существенно сказывается на достижении цели наказания, выполнении задач общего и специального превенции. Учитывается также презумпция о потере или в значительной мере общественной опасности лица, длительной законопослушным поведением после совершения преступления демонстрирует свое исправление. Наказание, назначенное после того, как истек длительный срок, является несправедливым актом, несовместимым с принципом гуманизма, приобретает рис необоснованной мести со стороны государства. Кроме того, длительный промежуток времени с момента совершения преступления существенно препятствует, а иногда и делает невозможным успешное раскрытие и расследования преступления, о ‘ объективное рассмотрение уголовного дела в суде.

2. Предусмотрен ст. 49 вид освобождения от уголовной ответственности применяется при наличии трех условий: 1) истечения указанных в законе сроков 2) несовершения в течение этих сроков нового преступления определенной степени тяжести, 3) неухилення лица от следствия или суда.

Сроки давности дифференцированы в зависимости от вида совершенного преступления, а по преступлениям небольшой тяжести — от вида предусмотренной в санкции статьи наказания. О порядке определения вида преступления при наличии нескольких частей статьи Особенной части УК, альтернативной санкции такой статьи и т.п. см.. комментарий к ст. 12. В случае, когда лицо одновременно поступила несколько преступлений, сроки давности по каждому из деяний, которые составляют идеальную совокупность преступлений, исчисляются самостоятельно.

С буквального толкования ч.1 . 49 и ст. 51 следует, что действующий уголовный закон не устанавливает какого-либо срока давности в том случае, когда в санкции нормы Особенной части УК в качестве максимального наказания за преступление предусмотрено содержания в дисциплинарном батальоне военнослужащих (ст. 62).

3. Начальным моментом течения срока давности является день совершения лицом преступления (о время совершения преступления см.. комментарий к ст. 4). При совершении приготовления к преступлению или покушения на преступление срок давности начинает течь со дня прекращения преступного деяния по причинам, не зависящим от воли виновного.

Определяя начальный момент исчисления срока давности по соучастника в преступлении, следует исходить из принципов рассматриваемого института (см. п. 1 настоящего комментария). Таким моментом следует признавать: 1) для подстрекателя, а так же для организатора и пособника, поведение которых в соответствии с их ролью в уголовно наказуемое деяние имело место к совершению преступления исполнителем, — время совершения преступления исполнителем 2) для организатора и пособника, действия которых вчинювались после совершения преступления исполнителем, — время фактического завершения действий таких соучастников.

Сроки давности начинают всплывать с 0 часов того времени, которая наступает после дня совершения преступления, срок давности заканчивается после того, как всплыла предусмотрена ст. 49 количество полных лет, в 24 часов последних суток соответствующего срока.

4. Статья 49 не предусматривает особенностей течения сроков давности в случае совершения длящихся и продолжающихся преступлений. При продолжающихся преступлениях противоправное поведение, идущее по первоначальному акту преступного посягательства и охватывается составом преступления, имеет неопределенно длительный характер, то есть она может осуществляться как угодно долго. Срок давности по длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновного (задержание лица, явка с повинной, добровольное исполнение обязанности ‘ связи, возложенной на лицо под угрозой уголовного преследования), или со времени наступления событий, которые трансформируют его поведение в непреступную (например, похищение у виновного оружия, незаконно им сохранялась, смерть или достижения совершеннолетия ребенка, от содержания которого в форме уплаты алиментов он уклонялся). Если признать начальным моментом течения сроков давности привлечения к уголовной ответственности за длящееся преступление время совершения первоначальной действия или бездействия, которая образует законченный состав преступления, то реализация такого подхода способна повлечь за собой фактическую безнаказанность преступных посягательств, которые могут длиться годами. В случае совершения длящегося преступления срок давности исчисляется с момента совершения последнего из тождественных деяний, которые, будучи об ‘ объединены единым преступным намерением, образуют указанный вид единичного преступления (см. ст. 32 и комментарий к ней).

5. Закон (ч. 1 ст. 49) четко устанавливает конечный момент течения срока давности. Им является день вступления приговора суда в законную силу. Никакие процессуальные решения о привлечении лица к уголовной ответственности согласно действующему УК течение сроков давности не прерывают. Такая позиция согласуется с принципом презумпции невиновности (ст. 62 Конституции Украины, ч. 2 ст. 2 УК), защищает лиц, уголовные дела, по которым неоправданно долго находятся в органах дознания, досудебного следствия и суде. Если срок давности истек до вступления в законную силу обвинительного приговора суда, лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности по ст. 49 независимо от того: 1) на какой стадии процесса находилась возбуждено по ней уголовное дело и 2) как это лицо вела себя (например, обвиняемый может умышленно затягивать проведение досудебного следствия). До вступления в силу УК 2001 г. в судебной практике господствовал более обоснованный подход, согласно которому сроки давности заканчивались в день вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого или о предании суду по делам, нарушались не иначе как по жалобе потерпевшего.

6. Во уклонением от следствия или суда как обстоятельством, что останавливает течение срока давности (ч. 2 ст. 49), понимаются любые умышленные действия, совершенные лицом с целью избежать уголовной ответственности за совершенное преступление (не с ‘ явления без уважительных причин по вызову в правоохранительные органов, несоблюдение условий меры пресечения, изменение места жительства, изменение документов, удостоверяющих личность, и переход ее на нелегальное положение и т.п.). Если уклонение от следствия или суда вступает формы совершения преступления средней тяжести или более тяжкого преступления (например, ст. 393), применяется положение не о приостановления давности (ч. 2 ст. 49), а о прерывании этого срока (ч. 3 ст. 49). Не является, что уклоняется от следствия или суда, неизвестно правоохранительным органам лицо, совершившее преступление и скрывается, а также лицо, хотя и известна таким органам, но причастность которой к совершению преступления на момент ее исчезновения не установлен. Если в ходе дознания и досудебного следствия в течение сроков, указанных в ч. 1 ст. 49, не установлено лицо, совершившее преступление, прокурор или следователь с согласия прокурора направляет дело в суд для решения вопроса о его прекращении в связи ‘ связи с истечением сроков давности.

Поскольку в ч. 2 ст. 49 речь идет не о прерывании, а о приостановлении срока давности со дня с ‘ явления лица, уклонялась от следствия или суда, с признанием или ее задержания, течение срока давности не восстанавливается сначала, а продолжается. В этом случае время, прошедшее с момента совершения преступления до момента, когда лицо начало уклоняться от правоохранительных органов, не обратить вспять, а подлежит зачислению в срок давности, указанный в законе.

УК 2001 оставил неизменным 15-летний специальный недифференцированный срок давности, по истечении которого лицо, совершившее преступление любой тяжести, освобождается от уголовной ответственности даже в случае, если оно в течение этого срока уклонялась от следствия или суда. Лицо, долгое время скрывалась от правоохранительных органов, не должна оставшуюся жизнь находиться под угрозой уголовного преследования.

7. Давность не может рассматриваться как извинение преступнику за совершенное независимо от его последующего поведения. Прерывание течения срока давности происходит тогда, когда до окончания указанных в законе сроков давности лицо совершило новое преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление. В таком случае часть срока давности, которая имела место до совершения нового преступления, теряет свое юридическое значение, и исчисление срока давности за первое преступление начинается с дня совершения нового преступления. При этом сроки давности исчисляются отдельно за каждое преступление и поглощению и сложению не подлежат. Течение давности не может считаться прерванным, если дело о совершении нового преступления закрыто за недоказанностью преступления.

Если до истечения срока давности лицо совершило новое преступление небольшой тяжести, течение срока давности за предыдущее преступление продолжается, а срок давности ответственности за новое преступление всплывает на общих основаниях.

8. По общему правилу, течение указанных в законе сроков давности является основанием обязанности ‘ обязательного освобождения от уголовной ответственности. Часть 4 ст. 49 устанавливает особый порядок освобождения от уголовной ответственности для лиц, совершивших особо тяжкие преступления, за которые по закону может быть назначено пожизненное лишение свободы. В таких случаях вопрос о применении этого вида освобождения от уголовной ответственности решается судом в каждом конкретном случае с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств. Есть истечении 15-летнего срока давности, предусмотренного для особо тяжких преступлений, является основанием не обязательно ‘ обязательного, а факультативного освобождения от уголовной ответственности. В случае, если суд сделает вывод о целесообразности применения давности, он освобождает лицо от уголовной ответственности. Если суд не сочтет возможным применить давность, постановлюеться обвинительный приговор и виновному лицу назначается наказания. При этом пожизненное лишение свободы в обязательном ‘ обязательному порядке заменяется на лишение свободы на определенный срок, определяемый судом в пределах санкции той нормы, по которой квалифицированы действия виновного.

9. Согласно нормам международного права ч. 5 ст. 49 предусматривает, что лица, совершившие планирование, подготовку, решение ‘ Связывание и ведение агрессивной войны (ст. 437), нарушение законов и обычаев войны (ст. 438), применение оружия массового уничтожения (ст. 439), геноцид (ч. 1 ст. 442), должны быть привлечены к уголовной ответственности независимо от времени, прошедшего с момента совершения ими этих особо опасных преступлений против мира и безопасности человечества. Такие лица могут быть осуждены в том числе к пожизненному лишению свободы.

10. Об особенностях освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних в связи ‘ связи с истечением сроков давности см.. ст. 106 и комментарий к ней.

Конституция Украины (статьи 8, 9, 62).

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 Ратифицирована СССР 18 марта 1954

Конвенция Организации Объединенных ‘ Наций о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 Ратифицирована СССР 25 марта 1969 (статьи 1, 2, 4).

Устав международного военного трибунала от 8 августа 1945 (ст. 6).

Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28 декабря 1960 года (ст. 111, 12, 89, 401).

Закон Украины » О ратификации Европейской конвенции о неприменении сроков давности к преступлениям против человечности и военных преступлений » от 6 марта 2008

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 » О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений «.