Комментарий к ст 225 гк рф

Оглавление:

Статья 225. Бесхозяйные вещи

Комментируемая статья посвящена двум проблемам, которые связаны друг с другом лишь поверхностно. Первой из них является введение в гражданское право понятия бесхозяйной вещи.

Одновременно п. 1 комментируемой статьи дает легальное определение бесхозяйной вещи. Определение дается посредством перечня, куда включены три вида вещей, признаваемых бесхозяйными: вещь, которая не имеет собственника; вещь, собственник которой неизвестен; вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Этот перечень шире того содержания, которое комментируемая статья вкладывает в понятие бесхозяйной вещи. В соответствии с ним, в частности, является бесхозяйным наследственное имущество на протяжении срока, проходящего между открытием наследства (ст. 1113 ГК) и моментом его принятия наследниками (ст. 1152 ГК). Кроме того, поскольку право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК), вновь созданные здания, сооружения не имеют собственника. Поскольку право собственности на них не возникло, не существует и лица, являющегося субъектом этого права. Признание такой недвижимости и наследственного имущества бесхозяйным вносит нестабильность в гражданско-правовое регулирование обширного круга важнейших имущественных отношений. 2.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что применение правил о приобретательной давности, установленных ст. 234 ГК, является субсидиарным по отношению к нормам, устанавливаемым ст. 226 «Движимые вещи, от которых собственник отказался», ст. 227 «Находка», ст. 228 «Приобретение права собственности на находку», ст. 229 «Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь», ст. 230 «Безнадзорные животные», ст. 231 «Приобретение права собственности на безнадзорных животных», ст. 232 «Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них» и, наконец, ст. 233 «Клад». 3.

Вторая проблема, которой занимается комментируемая статья, имеет в первую очередь гражданско-процессуальный характер.

Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.

Такое право дано ему при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления. Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи. В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.

Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9). В свою очередь Правительство РФ Постановлением от 17.09.2003 N 580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ред. от 12.11.2004) . Со своей стороны, ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262).

СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668; 2004. N 47. Ст. 4652. 4.

Абзац 3 п. 3 комментируемой статьи принадлежит к тем нормам, которые регулируют не положение бесхозяйной недвижимости, а последствия отказа от прав собственности. Она — конкретизация правила о том, что отказ от права собственности «не влечет прекращения прав. собственника в отношении соответствующего имущества» (ч. 2 ст. 236 ГК). 5.

Комментируемая статья является единственной статьей ГК, использующей понятие бесхозяйной вещи. Однако она дала толчок другим законам, которые применяют термин » бесхозяйная вещь», вкладывая в него свой собственный смысл.

В частности, в КВВТ имеются нормы, регулирующие правоотношения, связанные с судами, которые он именует «бесхозяйными» (а в одном случае — «безнадзорными»). КВВТ возлагает на соответствующие органы управления обязанность выявлять бесхозяйные суда (п. 16 ст. 19). Он предусматривает, что бесхозяйное судно «подлежит специальному учету» (п. 15 ст. 19). Для постановки на этот учет орган управления на водном транспорте направляет представление в орган местного управления, на территории которого находится бесхозяйное судно. Последний делает заявление опять в орган управления на водном транспорте. После постановки на учет судоходная инспекция принимает меры к установлению владельца этого судна. В положительном случае инспекция направляет ему требование переместить судно в установленный пункт отстоя. После получения ею подтверждения о выполнении этого требования бесхозяйное судно снимается с учета (п. 17 ст. 19).

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

Комментарий к статье 226

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит два правила. Первое определяет понятие брошенных вещей. К ним относятся, во-первых, вещи, которые были брошены, и притом именно своим собственником. Термин «бросать» указывает на активную волевую деятельность. Этим брошенная вещь отличается от других вещей, в отношении которых имел место отказ от права собственности, регулируемый ст. 236 ГК.

Во-вторых, вещи, оставленные собственником, не являются объектом активной деятельности. Термин «оставлять» указывает, что вещи не были предметом действий собственника, хотя могли бы ими стать.

В-третьих, и выбрасывание вещи, и ее оставление должны преследовать определенную цель, а именно цель отказа от права собственности. В этом отношении брошенные вещи сближаются с вещами, о которых говорится в ст. 236 ГК.

Второе правило, содержащееся в п. 1 комментируемой статьи, устанавливает, что брошенные вещи могут быть обращены в собственность и притом в порядке, установленном п. 2 комментируемой статьи.

Отсюда следует, что к брошенным вещам не применяются правила ст. 225 ГК о бесхозяйных вещах, включая норму о возможности приобретения по давности владения (ст. 234 ГК).

ГК отмечает, что брошенные вещи могут быть обращены в свою собственность «другими лицами». Думается, однако, что собственник, бросивший вещь, также не может быть лишен этого права.

Брошенные вещи — это движимые вещи. Согласно п. 2 ст. 130 ГК движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости. Определение недвижимости дает п. 1 той же статьи. Однако в комментируемой статье в качестве объекта названы также отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых. Их отнесение к движимым вещам в некоторых случаях может вызвать сомнение. 2.

Комментируемая статья делит все брошенные вещи на две категории. Первую составляют малоценные вещи (стоимость которых явно ниже указанной в статье суммы), а также вещи, входящие в список, содержащийся в п. 2 комментируемой статьи. Стоимость этих вещей может превосходить названную цифру. В список включены лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и, наконец, другие отходы. Этот список является исчерпывающим. Однако объекты, включенные в него, описаны достаточно широко.

Вторую категорию объектов составляют брошенные вещи, не подходящие под первую категорию. Это предметы, стоимость которых явно не ниже суммы, соответствующей 5-кратному МРОТ. ГК не устанавливает верхнего предела стоимости этих объектов.

Соответственно устанавливаются два способа приобретения права собственности на брошенные вещи. Право собственности на объекты, принадлежащие ко второй категории, приобретается более сложным путем. Требуется, во-первых, вступление во владение ими и, во-вторых, решение суда о признании их бесхозяйными. Право на подачу соответствующего заявления имеет владелец. Продолжительность владения не играет роли. Соответствующие дела рассматриваются в порядке, предусмотренном в п. 1 ст. 262 ГПК.

Право собственности на брошенные вещи, принадлежащие к первой категории, приобретаются проще. Достаточно приступить к их использованию или совершить иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Вопрос о субъекте приобретения для этих двух случаев решается по-разному.

Вторую категорию вещей может приобрести любое лицо. Напротив, вещи, принадлежащие к первой категории, может приобрести только лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь. 3.

Понятие отходов производства и потребления было затронуто в письме Президента РФ от 05.10.1997, отклонившего принятый Государственной Думой Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В письме отмечалось, что поскольку сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее имеют собственника, то «право собственности и на остатки (часть) данного имущества также принадлежит этому собственнику. И только если отходы производства и потребления брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, то лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность». 4.

КТМ предусматривает, что нормы комментируемой статьи в принципе применяются также и к так называемому затонувшему имуществу. Требуется, однако, соблюдение двух дополнительных условий. Нужно, чтобы собственник затонувшего имущества не известил капитана ближайшего российского порта о своем намерении поднять это имущество (п. 1 ст. 108 КТМ) либо не осуществил подъем такого имущества в срок, который был ему установлен (п. 2 ст. 108 КТМ). В таких случаях закон устанавливает, что права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством РФ (ст. 110 КТМ). Такие же правила имеются в ст. ст. 46, 48 КВВТ.

Эта отсылка ведет к применению ряда положений ГК. Среди них находится и комментируемая статья. Однако при этом следует отметить, что она охватывает не все имущество, которое квалифицируется как затонувшее. Комментируемая статья касается только движимых вещей, а п. 2 ст. 107 КТМ (равно как и п. 2 ст. 45 КВВТ) относит к затонувшему имуществу также и потерпевшие крушение суда. О бесхозяйных судах этого рода см. гл. VII КТМ и гл. VIII КВВТ. 5.

Отметим, что согласно Закону об атомной энергии радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, находятся в федеральной собственности (ст. 5). 6.

Когда п. 2 комментируемой статьи указывает на возможность или право обращения брошенных вещей лицами в свою собственность, он регулирует только гражданско-правовые отношения. По поводу этих вещей могут существовать и отношения, определяемые другими отраслями права. Их нормы здесь не комментируются. Необходимо, однако, отметить Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2005) и принятое на его основе Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» .

СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10.

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался .

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена двум проблемам, которые связаны друг с другом лишь поверхностно. Первой из них является введение в гражданское право понятия бесхозяйной вещи. «Бесхозяйная вещь» — это понятие, которое охватывает четыре других понятия, а именно понятие движимых вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), понятие находки (ст. 227 ГК), понятие безнадзорных животных (ст. 230 ГК) и понятие клада (ст. 233 ГК). Таким образом, понятие бесхозяйной вещи является родовым понятием по отношению к четырем названным понятиям. Ими исчерпывается его содержание.

Одновременно п. 1 комментируемой статьи дает легальное определение бесхозяйной вещи. Определение дается посредством перечня, куда включены три вида вещей, признаваемых бесхозяйными: вещь, которая не имеет собственника; вещь, собственник которой неизвестен; вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Этот перечень шире того содержания, которое комментируемая статья вкладывает в понятие бесхозяйной вещи. В соответствии с ним, в частности, является бесхозяйным наследственное имущество на протяжении срока, проходящего между открытием наследства (ст. 1113 ГК) и моментом его принятия наследниками (ст. 1152 ГК). Кроме того, поскольку право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК), вновь созданные здания, сооружения не имеют собственника. Поскольку право собственности на них не возникло, не существует и лица, являющегося субъектом этого права. Признание такой недвижимости и наследственного имущества бесхозяйным вносит нестабильность в гражданско-правовое регулирование обширного круга важнейших имущественных отношений.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что применение правил о приобретательной давности, установленных ст. 234 ГК, является субсидиарным по отношению к нормам, устанавливаемым ст. 226 «Движимые вещи, от которых собственник отказался», ст. 227 «Находка», ст. 228 «Приобретение права собственности на находку», ст. 229 «Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь», ст. 230 «Безнадзорные животные», ст. 231 «Приобретение права собственности на безнадзорных животных», ст. 232 «Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них» и, наконец, ст. 233 «Клад».

3. Вторая проблема, которой занимается комментируемая статья, имеет в первую очередь гражданско-процессуальный характер.

Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.

Такое право дано ему при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления. Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи. В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.

Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9). В свою очередь Правительство РФ Постановлением от 17.09.2003 N 580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ред. от 12.11.2004) . Со своей стороны, ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262).

4. Абзац 3 п. 3 комментируемой статьи принадлежит к тем нормам, которые регулируют не положение бесхозяйной недвижимости, а последствия отказа от прав собственности. Она — конкретизация правила о том, что отказ от права собственности «не влечет прекращения прав. собственника в отношении соответствующего имущества» (ч. 2 ст. 236 ГК).

5. Комментируемая статья является единственной статьей ГК, использующей понятие бесхозяйной вещи. Однако она дала толчок другим законам, которые применяют термин «бесхозяйная вещь», вкладывая в него свой собственный смысл.

В частности, в КВВТ имеются нормы, регулирующие правоотношения, связанные с судами, которые он именует «бесхозяйными» (а в одном случае — «безнадзорными»). КВВТ возлагает на соответствующие органы управления обязанность выявлять бесхозяйные суда (п. 16 ст. 19). Он предусматривает, что бесхозяйное судно «подлежит специальному учету» (п. 15 ст. 19). Для постановки на этот учет орган управления на водном транспорте направляет представление в орган местного управления, на территории которого находится бесхозяйное судно. Последний делает заявление опять в орган управления на водном транспорте. После постановки на учет судоходная инспекция принимает меры к установлению владельца этого судна. В положительном случае инспекция направляет ему требование переместить судно в установленный пункт отстоя. После получения ею подтверждения о выполнении этого требования бесхозяйное судно снимается с учета (п. 17 ст. 19).

Другой комментарий к статье 225 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п. 1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.

Omnpk-energetika.ru

Юридический отдел

Статья 225 гк рф комментарий

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к Ст. 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п. 1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарии к ст. 225 ГК РФ

1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 — май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 — 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Статья 225 гк рф комментарий

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

1. Для сохранения вещи в своей хозяйственной сфере лицо должно совершать определенный минимум действий, общепринятый в обществе и в большинстве случаев достаточный для сохранения владения. По положению вещи в хозяйственном пространстве, которое является результатом проявления заботы о ней владельца, участники гражданского оборота в соответствии с общепринятым уровнем заботливости и осмотрительности могут и должны судить о ее принадлежности кому-либо и о наличии или отсутствии чьей-либо заинтересованности в ней. Это положение вещи в хозяйственном пространстве может быть нормальным, позволяющим всем окружающим осознавать ее принадлежность к хозяйственной сфере какого-либо субъекта, и аномальным — явно свидетельствующим о нарушении обычного порядка использования вещи, что позволяет добросовестно предположить разрушение или временное нарушение юридических связей по поводу нее. ГК перечисляет варианты такого аномального положения вещи в хозяйственном пространстве — это потерянные (ст. 227 ГК), безнадзорные (ст. 230 ГК), умышленно сокрытые (ст. 223 ГК), брошенные (ст. 226 ГК) и бесхозяйные (ст. 225) вещи. Различия между указанными вариантами, а равно их правовыми последствиями обусловлены характером аномалии, которая свидетельствует и о ее предполагаемой первопричине с учетом свойств и обычного порядка использования вещи. Правила коммент. ст. применяются, если закон не предусматривает иных правил обращения в собственность вещей, оставшихся без должного попечения о них со стороны собственника (владельца).

2. Аномалия в положении имущества в хозяйственном пространстве может быть обусловлена либо отсутствием у имущества собственника как такового, либо отсутствием у собственника возможности или желания сохранять имущество в своей хозяйственной сфере. В последнем случае, т. е. в случае отказа собственника от права собственности на имущество, право на него может быть приобретено другим лицом по правилам ст. 226 ГК (см. коммент.)

3. Движимые бесхозяйные вещи, не носящие на себе черты явного отказа от права собственности на них, могут быть приобретены в собственность другим лицом по правилам ст. 234 ГК (см. коммент.) О понятиях движимого и недвижимого имущества — см. коммент. к ст. 130 ГК.

Бесхозяйная недвижимость подлежит постановке на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ N 580 от 17 сентября 2003 г. «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668), и впоследствии может быть передана в муниципальную собственность по решению суда, вынесенному в порядке особого производства по правилам гл. 33 ГПК. Такое решение выносится судом по месту нахождения недвижимости на основании представленных заявителем — органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, — доказательств отсутствия у недвижимости собственника.

4. По смыслу закона по давности владения может быть приобретено право собственности и на ту бесхозяйную недвижимость, в отношении которой орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вовсе не обращался в суд с заявлением о признании ее муниципальной собственностью. В то же время годичный период пребывания такой недвижимости на специализированном учете является обязательным этапом определения ее правовой принадлежности, вне зависимости от того, имеется ли заинтересованность соответствующего органа в обращении ее в муниципальную собственность.

5. Порядок учета конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, товаров, в отношении которых при перемещении через таможенную границу РФ был заявлен таможенный режим отказа в пользу государства имущества, обращенного в собственность государства, и распоряжения им определяются «Положением о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2171).

Постановлением Правительства РФ «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» от 19 апреля 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 17. Ст. 1677) реализация конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами РФ, возложена на специализированный орган — Российский фонд федерального имущества и его территориальные подразделения. Им же делегировано право от имени РФ обращаться в суд с заявлениями о признании движимого имущества бесхозяйным. В связи с этим следует отметить, что как гражданское, так и гражданское процессуальное законодательство предусматривают признание в порядке особого производства бесхозяйным только брошенного или бесхозяйного недвижимого имущества. Необходимо учитывать и то, что во многих ситуациях бесхозяйное имущество, изъятое в процессе правоохранительной деятельности, сохраняет на себе следы преступления либо служило предметом преступного посягательства и поэтому должно приобрести статус вещественного доказательства по возбужденному уголовному делу.

6. Разграничивая находку, клад и бесхозяйное имущество, следует подчеркнуть, что для последнего характерно более или менее длительное нарушение юридически значимых связей по поводу него. Так, оставление владельцем автомобиля с незапертым салоном и ключом в замке зажигания говорит не о бесхозяйности имущества, а скорее либо о бесхозяйственности владельца, либо о том, что последний оказался в экстремальной ситуации; во всяком случае, такое положение вещи явно краткосрочно и не позволяет добросовестному субъекту сделать вывод о том, что вещь никому не принадлежит и никого не интересует.

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).

Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).

2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.

3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).

4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.

Ст. 225 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 225. Бесхозяйные вещи.

Что происходит с имуществом организации после её исключения из единого государственного реестра юридических лиц?

Организация исключается из Единого госреестра при ликвидации. Это происходит в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ.

Согласно ему, после обнародования решения о предстоящем исключении компании из реестра, у заинтересованных лиц есть три месяца для того, чтобы успеть заявить о своих правах на имущество организации.

Если никто не проявит интереса к собственности организации, то по прошествии трехмесячного срока организация будет ликвидирована. По закону это происходит в течение месяца.

Невостребованное имущество организации подлежит постановке на учет как бесхозяйное. Бесхозяйным оно становится со дня ликвидации юрлица.

После постановки недвижимости на учет как бесхозяйной, должен пройти год, прежде чем, согласно п 3 ст 225 ГК РФ, уполномоченный на это орган может подать заявление в суд для признания такого имущества муниципальной собственностью.

Если суд это право не признает, то это имущество имеет право получить в собственность другое лицо в силу приобретательной давности.

Ст 225 ГК РФ допускает принятие бесхозяйного имущества назад оставившим его собственником. Однако в рассматриваемой ситуации это невозможно, так как собственника более не существует — юрлицо ликвидировано.

Поэтому получается, что после исключения из ЕГРЮЛ, имущество организации может стать собственностью иного лица (физического или юридического) тремя способами:

на него в трехмесячный срок заявляет права заинтересованное лицо, которое впоследствии становится его собственником;

оно признается бесхозяйным и тогда, через год может стать муниципальной собственностью (или собственностью города федерального значения) по решению суда;

суд не удовлетворяет требования органа муниципального образования или города, и имущество становится собственностью другого лица по праву приобретательной давности. Недвижимость в таком случае может перейти к новому собственнику только через 15 лет, любое другое имущество — через 5 лет.

Можно ли приобрести право собственности на самовольную постройку в силу приобретательной давности?

Мнения судей по этому вопросу разделились.

Некоторые юристы считают это невозможным. Так, по смыслу ст 225 ГК РФ и ст 234 ГК РФ, в силу приобретательной давности право собственности переходит лишь на чье-либо или на бесхозяйное имущество.

Если в качестве объекта владения рассматривается самовольное строение, то, соответственно, земельный участок, на котором оно возведено, захвачен неправомерно, либо строительство происходило без необходимого разрешения.

Таким образом, нарушено условие о добросовестности и открытости владения имуществом, предусмотренное как основание перехода собственности по праву приобретательной давности.

Однако Высший арбитражный суд озвучил иное мнение: самовольную постройку можно оформить в собственность, в случае добросовестного, открытого и непрерывного владения ею в течение 15 лет, если сохранение этого сооружения не угрожает жизни и здоровью людей.

После этих разъяснений ВАС, был разработан следующий подход к решению спорных ситуаций: судьи считают оформление такой постройки в собственность возможным, если у заявителя имеются вещные права на соответствующий участок.

Право собственности является абсолютным вещным правом. Помимо него существуют и ограниченные вещные права. Например, право постоянного бессрочного пользования земельным участком, безвозмездного срочного пользования участком, право социального найма, хозяйственного ведения, залога и т.д. Таким образом, обладая хотя бы ограниченным вещным правом на участок, граждане и юридические лица, могут получить в собственность находящиеся на нем постройки.

На практике возникают сложности с определением того, насколько добросовестным является владение самовольной постройкой. Ведь оно может считаться таковым, только если владелец не знал об отсутствии оснований для возникновении права собственности на это сооружение. То есть гражданин, использующий постройку, должен быть уверен, что имеет на это право. Если же сооружение возведено незаконно, то как может быть возможна добросовестность владения.

Получается, чтобы признать право собственности на имущество на основании приобретательной давности, нужно доказать, что гражданин использующий самовольное строение, не знал и не должен был знать о незаконности его возведения. Это возможно, например, если земельный участок был самовольно захвачен не владельцем, а другим лицом без его ведома.

Имеет ли право юридическое лицо оформить в свою собственность земельный участок на основании признания его бесхозяйным, если о месте нахождения владельца ничего не известно уже много лет?

На основании ст 225 ГК РФ, бесхозяйной признается лишь вещь, которая не имеет собственника. Допускается также признание вещи бесхозяйной, если собственник отказался от прав на нее либо он попросту неизвестен.

Если личность владельца земельного участка известна, а не установлено только место его нахождения, то признать участок бесхозяйным на этом основании не представляется возможным. Ведь собственник не отказывался от своих имущественных прав.

Для юридических (физических) лиц существует еще одна возможность признать свое право собственности на имущество — в силу приобретательной давности. Для этого важно владеть этим участком непрерывно, добросовестно и открыто в течение 15 лет, и доказать это в суде.Тогда право собственности может перейти к новому владельцу даже при условии, что до этого оно принадлежало другому лицу.

Таким образом юридическое лицо может стать собственником участка, о местоположении хозяина которого давно ничего неизвестно. Только не на основании признания его бесхозяйным, а на в силу приобретательной давности. При условии, что докажет, что владело им открыто, непрерывно и добросовестно пятнадцать и более лет подряд.

Необходима совокупность всех трех перечисленных признаков владения, иначе в удовлетворении требования суд может отказать.

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался .

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена двум проблемам, которые связаны друг с другом лишь поверхностно. Первой из них является введение в гражданское право понятия бесхозяйной вещи. «Бесхозяйная вещь» — это понятие, которое охватывает четыре других понятия, а именно понятие движимых вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), понятие находки (ст. 227 ГК), понятие безнадзорных животных (ст. 230 ГК) и понятие клада (ст. 233 ГК). Таким образом, понятие бесхозяйной вещи является родовым понятием по отношению к четырем названным понятиям. Ими исчерпывается его содержание.

Одновременно п. 1 комментируемой статьи дает легальное определение бесхозяйной вещи. Определение дается посредством перечня, куда включены три вида вещей, признаваемых бесхозяйными: вещь, которая не имеет собственника; вещь, собственник которой неизвестен; вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Этот перечень шире того содержания, которое комментируемая статья вкладывает в понятие бесхозяйной вещи. В соответствии с ним, в частности, является бесхозяйным наследственное имущество на протяжении срока, проходящего между открытием наследства (ст. 1113 ГК) и моментом его принятия наследниками (ст. 1152 ГК). Кроме того, поскольку право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК), вновь созданные здания, сооружения не имеют собственника. Поскольку право собственности на них не возникло, не существует и лица, являющегося субъектом этого права. Признание такой недвижимости и наследственного имущества бесхозяйным вносит нестабильность в гражданско-правовое регулирование обширного круга важнейших имущественных отношений.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что применение правил о приобретательной давности, установленных ст. 234 ГК, является субсидиарным по отношению к нормам, устанавливаемым ст. 226 «Движимые вещи, от которых собственник отказался», ст. 227 «Находка», ст. 228 «Приобретение права собственности на находку», ст. 229 «Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь», ст. 230 «Безнадзорные животные», ст. 231 «Приобретение права собственности на безнадзорных животных», ст. 232 «Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них» и, наконец, ст. 233 «Клад».

3. Вторая проблема, которой занимается комментируемая статья, имеет в первую очередь гражданско-процессуальный характер.

Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.

Такое право дано ему при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления. Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи. В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.

Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9). В свою очередь Правительство РФ Постановлением от 17.09.2003 N 580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ред. от 12.11.2004) . Со своей стороны, ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262).

4. Абзац 3 п. 3 комментируемой статьи принадлежит к тем нормам, которые регулируют не положение бесхозяйной недвижимости, а последствия отказа от прав собственности. Она — конкретизация правила о том, что отказ от права собственности «не влечет прекращения прав. собственника в отношении соответствующего имущества» (ч. 2 ст. 236 ГК).

5. Комментируемая статья является единственной статьей ГК, использующей понятие бесхозяйной вещи. Однако она дала толчок другим законам, которые применяют термин «бесхозяйная вещь», вкладывая в него свой собственный смысл.

В частности, в КВВТ имеются нормы, регулирующие правоотношения, связанные с судами, которые он именует «бесхозяйными» (а в одном случае — «безнадзорными»). КВВТ возлагает на соответствующие органы управления обязанность выявлять бесхозяйные суда (п. 16 ст. 19). Он предусматривает, что бесхозяйное судно «подлежит специальному учету» (п. 15 ст. 19). Для постановки на этот учет орган управления на водном транспорте направляет представление в орган местного управления, на территории которого находится бесхозяйное судно. Последний делает заявление опять в орган управления на водном транспорте. После постановки на учет судоходная инспекция принимает меры к установлению владельца этого судна. В положительном случае инспекция направляет ему требование переместить судно в установленный пункт отстоя. После получения ею подтверждения о выполнении этого требования бесхозяйное судно снимается с учета (п. 17 ст. 19).

Другой комментарий к статье 225 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п. 1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.