Комментарии ст 188 коап рф

Комментарии ст 188 коап рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 18.8 КоАП РФ. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 18.8 КоАП РФ. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

Вернуться к оглавлению: КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 18.8 КоАП РФ, судебная практика применения

Исчисление срока давности привлечения к ответственности по статье 18.8 КоАП РФ (позиция Верховного Суда):

«Вопрос 16. С какого момента необходимо исчислять начало течения срока давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если временно пребывающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин уклоняется от выезда за пределы России по истечении определенного срока пребывания?

Ответ: …В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение иностранным гражданином либо лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Как следует из ч. 2 ст. 4.5 КоАП, в случае, если совершенное правонарушение является длящимся, сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с того дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

…если иностранный гражданин не выехал за пределы территории России по истечении установленного законом срока, его действия образуют состав административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в пребывании такого лица на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, поскольку виза либо миграционная карта по истечении срока их действия не могут считаться документами, подтверждающими законность пребывания иностранного гражданина на территории России.

Указанное правонарушение является длящимся, в связи с чем срок давности по нему должен исчисляться с момента его обнаружения». («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, извлечение)

Вправе ли иностранный гражданин, въехавший по трудовой визе, выезжать за пределы субъекта РФ? … (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 9. Вправе ли иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации по визе, выданной для осуществления трудовой деятельности, и осуществляющий такую деятельность на территории Российской Федерации по трудовому договору, выехать в выходные или праздничные дни по туристической путевке в субъект Российской Федерации, в котором он не вправе осуществлять трудовую деятельность?

Образуют ли такие действия иностранного гражданина состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ?

Ответ: …иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации по визе, выданной для осуществления трудовой деятельности, вправе свободно выезжать в выходные и праздничные дни на отдых за пределы субъекта Российской Федерации, в котором он вправе осуществлять трудовую деятельность, с учетом ограничений и обязанностей, установленных федеральными законами.

Таким образом, в данном случае указанные действия иностранного гражданина не образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ». («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010, извлечение)

Комментарии к СТ 16.4 КоАП РФ

Статья 16.4 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

Комментарий к статье 16.4 КоАП РФ:

1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок перемещения через таможенную границу иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

Порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и с Законом о таможенном регулировании (ст. 4 указанного Закона).

В соответствии со ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежит валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов Таможенного союза. Такие случаи установлены Договором «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51).

2. Объективную сторону данного правонарушения составляют недекларирование либо недостоверное декларирование подлежащих обязательному письменному декларированию иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с указанным Договором ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Аналогичный («зеркальный») порядок установлен Договором в отношении вывоза денежных средств и денежных инструментов.

Неподача декларации в нарушение указанного порядка либо подача декларации, содержащей недостоверные сведения влечет привлечение лица к ответственности по данной статье.

При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. ч. 1 или 2 ст. 16.1 (например, физическое лицо прошло через «зеленый» коридор, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).

4. Данное правонарушение следует разграничивать с уголовным преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 188 УК Российской Федерации. Критерием разграничения является сумма перемещенных через таможенную границу денежных средств. Частью 1 ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, выражающееся в перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Крупным размером УК РФ признает стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.

См. по данному вопросу Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля).

5. Субъектами данного правонарушения могут быть только физические лица.

6. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной, выраженной как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарии к СТ 8.20 КоАП РФ

Статья 8.20 КоАП РФ. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

Комментарий к статье 8.20 КоАП РФ:

1. Данная статья содержит один основной состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны.

Цель статьи состоит в защите суверенных прав Российской Федерации на ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Сфера же ее действия широкая, что обусловлено необходимостью обеспечить экономические и экологические интересы страны, сохранность ресурсов от хищнической эксплуатации, нелегальной продажи их по демпинговым ценам иностранным потребителям, усилить борьбу с коррупцией и организованной преступностью в области незаконной торговли окружающей средой, используя для этого как превентивное средство административную ответственность. Статья может быть применена в отношении российских граждан, занятых добычей минеральных и живых ресурсов.

2. О правовом регулировании порядка использования минеральных и живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации см. комментарий к ст. 8.17.

3. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области использования ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и защиты суверенных прав России на указанные ресурсы. О предмете правонарушения см. комментарий к ст. 8.17.

Объективная сторона правонарушения состоит в незаконной передаче, т.е. возмездном или безвозмездном целенаправленном действии (деятельности) по передаче добытых минеральных или живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (без получения разрешения на такую передачу от специально уполномоченного федерального органа (органов) по охране континентального шельфа и исключительной экономической зоны) в натуре, включая образцы, полученные в ходе геологического изучения, поиска, разведки минеральных ресурсов, морских научных исследований.

Незаконность передачи, таким образом, определяется отсутствием разрешения. Собственно передача может происходить путем погрузки добытого, например нефти на буровой скважине, в танкер; выгрузки, т.е. доставки добытых на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, ресурсов к месту нахождения получателя (порт иностранного государства), перегрузки добытых ресурсов, например улова, с судна на судно как вблизи места добычи, так и за его пределами.

4. Правонарушение считается оконченным в момент передачи ресурсов.

5. Субъективная сторона — вина в форме умысла.

6. Субъекты данного административного правонарушения указаны в санкции.

7. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в части незаконной передачи минеральных ресурсов (ст. 23.22), а также судьями в случае передачи им дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарии к СТ 16.2 КоАП РФ

Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств

Комментарий к статье 16.2 КоАП РФ:

1. Данное правонарушение является одним из самых распространенных в сфере таможенного дела, совершаемых как юридическими, так и физическими лицами.

Объектом комментируемой статьи являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров и (или) транспортных средств.

2. Статья 150 ТК ТС устанавливает, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

Товары, ввозимые в РФ с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств — членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями Закона о таможенном регулировании при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры, либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС (ст. 203 Закона о таможенном регулировании).

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Согласно ст. 204 Закона о таможенном регулировании декларация на товары подается в электронной форме. Правительство РФ устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

Согласно ст. 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии Таможенного союза (см. решения от 20 мая 2010 г. N 257, от 18 июня 2010 г. N 289, от 18 июня 2010 г. N 287).

В качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, при декларировании товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1000 евро, в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза, за исключением некоторых категорий товаров, например подакцизных (ст. 204 Закона о таможенном регулировании).

В ст. 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств — членов Таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом (принцип национального резидентства). Таким образом, декларанты — российские лица (за исключением физических лиц, перемещающих товары для личного пользования) декларируют товары только таможенным органам РФ.

Декларация на товары может быть подана любому таможенному органу РФ, правомочному регистрировать таможенные декларации (ст. 205 Закона о таможенном регулировании).

Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Таможенный представитель — юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (подп. 6, 34 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Лица, которые могут быть декларантами, указаны в ст. 186 ТК ТС. В соответствии со ст. 210 Закона о таможенном регулировании декларантом товаров может быть юридическое лицо с местом нахождения в РФ, созданное в соответствии с законодательством РФ, физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в РФ, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в РФ, обладающее признаками, предусмотренными подпунктом 1 статьи 186 ТК ТС.

3. Объективная сторона состава правонарушения по ч. 1 рассматриваемой статьи характеризуется как бездействие — недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию. Причем заявление (декларирование) сведений о товарах и транспортных средствах по неустановленной форме также образует состав данного правонарушения.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П положение части 1 комментируемой во взаимосвязи с частью первой статьи 188 УК РФ и частью 2 статьи 27.11 настоящего Кодекса признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Недекларирование такого специфического товара, как валюта и валютные ценности, совершенное физическим лицом, влечет ответственность по ст. 16.4.

4. Объективная сторона состава правонарушения по ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи включает в себя заявление недостоверных сведений, т.е. неполной и (или) недостоверной информации о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера (ч. 2) либо могли послужить основанием для неприменения установленных запретов и (или) ограничений в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ч. 3).

Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, не повлиявших на уплату таможенных платежей, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по указанной статье.

Частью 3 данной статьи установлена также ответственность за представление недействительных документов, если они могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

О понятии запретов и ограничений в ТК ТС см. комментарий к ст. 16.3.

Следует иметь в виду, что состав, предусмотренный ч. 2, является материальным, т.е. на основании недостоверных сведений таможенным органом было принято соответствующее решение об освобождении от уплаты таможенных платежей. Состав правонарушения по ч. 3 — формальный, наступление вредных последствий не требуется. Если в действиях (бездействии) лица содержатся признаки правонарушений, предусмотренных и ч. 2, и ч. 3 данной статьи, то при привлечении его к ответственности следует исходить из содержания ст. 4.4 КоАП.

5. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 говорится, что при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо исходить из следующего.

Частью 1 статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

6. Объективная сторона составов, предусмотренных данной статьей, корреспондирует с объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ «Контрабанда». Указанные действия (бездействие) будут квалифицироваться как преступление в случае, если стоимость товаров и транспортных средств составляет более 1 млн. 500 тыс. руб. либо если они входят в перечень особых видов товаров, определенный ч. 2 ст. 188 УК РФ (наркотики, вооружение, стратегически важные сырьевые товары и др.).

7. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, являются лица, которые могут быть декларантами (ст. 210 Закона о таможенном регулировании), либо физические лица при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу (ст. 355 ТК ТС).

Субъекты правонарушений по ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи определены в диспозиции данной статьи. Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем, — таможенный представитель (в терминологии ТК ТС). Понятие «таможенный брокер» в ТК ТС и Законе о таможенном регулировании отсутствует.

В ходе проведения административного расследования по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в отношении таможенного представителя необходимо рассмотреть вопрос об ответственности декларанта по ст. 16.7 (см. комментарий к указанной статье).

8. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.

9. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 2 ст. 23.1), а также должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 6.8 КоАП РФ. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

Новая редакция Ст. 6.8 КоАП РФ

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Комментарий к Статье 6.8 КоАП РФ

1. Базовые аспекты относительно наркотических средств и психотропных веществ урегулированы ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.10.2006) «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.

Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Необходимо разграничивать состав административных правонарушений и преступлений, предусмотренных статьей 188 и главой 25 УК, а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

В рамках действующего законодательства Российской Федерации соответствующие виды деятельности подлежат лицензированию на основании положений ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства РФ от 14.06.2002 N 423 (ред. от 06.02.2004) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ».

Необходимо обратить внимание и на обязательную государственную регистрацию наркотических средств и психотропных веществ, применяемых в медицине в качестве лекарственных средств и подлежащих государственному контролю в соответствии с ФЗ от 22.06.1998 N 86-ФЗ (ред. от 16.10.2006) «О лекарственных средствах».

Вопросы контрольной, надзорной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов находятся в рамках компетенции Федеральной службы Российской Федерации (Указ Президента РФ от 28.07.2004 N 976 (ред. от 31.08.2006) «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»).

Сотрудники милиции обязаны осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества (Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 27.07.2006) «О милиции»).

Вопросы изъятия из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ регламентируются статьей 27.10 КоАП (см. комментарий). А в тех случаях, когда передача наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ (в ред. от 02.12.2005) «Об оперативно-розыскной деятельности», содеянное следует квалифицировать по части 3 статьи 30 и соответствующей части статьи 228.1 УК, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства или психотропного вещества из незаконного оборота (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»).

2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными на то органами на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.3 и 28.3 КоАП).

3. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, а также установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выраженные в незаконном приобретении наркотических средств или психотропных веществ или их хранении.

Субъектом правонарушения выступают физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к Ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Наркотические средства — это вещества растительного или синтетического происхождения, которые при их потреблении имеют одурманивающее действие или вызывают эйфорию. Психотропные вещества — это вещества, воздействующие на психику и мотивацию поведения человека и применяющиеся обычно при лечении психически больных. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, и оказывающие такое же психоактивное действие.

Перечень наркотических средств или психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством РФ в соответствии с действующим законодательством РФ и международными договорами. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится по рецепту, выписанному на специальном бланке, и только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на указанный вид деятельности.

2. Объектом рассматриваемого правонарушения является здоровье граждан, а также установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

3. Объективная сторона правонарушения выражается в следующих противоправных действиях:

приобретение наркотических средств или психотропных веществ в нарушение действующего порядка, определенного нормами права. Способом незаконного приобретения наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» следует считать покупку, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы или в дар, в уплату долга, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков неохраняемых посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д.;

хранение — любые умышленные действия, связанные с нахождением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов во владении виновного: при себе, в помещении, в тайнике и других местах. При этом ответственность наступает независимо от продолжительности хранения. При квалификации данного противоправного деяния следует учитывать, что комментируемый состав предполагает совершение вышеуказанных противоправных деяний без цели сбыта.

4. Субъектом правонарушения признается физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

5. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется умыслом.

6. В примечании к статье предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности (несмотря на наличие состава правонарушения) лица, добровольно сдавшего приобретенные без цели сбыта наркотические средства и психотропные вещества, а также их аналоги.

Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст.27.10 КоАП РФ наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, как предмет правонарушения, подлежат изъятию и направлению на переработку или уничтожению в установленном Правительством РФ порядке (см. комментарий к ст.27.10).

Статья 1.3 КоАП РФ. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (действующая редакция)

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1.3 КоАП РФ

1. Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях определены гл. 1 — 4 разд. I КоАП, перечень видов административных наказаний определен ст. 3.2 КоАП (см. комментарии к соответствующим статьям).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» под предметами ведения РФ понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ.

Применительно к указанному Федеральному закону предметы ведения РФ определены ст. 71 Конституции РФ, однако данной статьей не установлены предметы ведения РФ в области законодательства об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное, административно-процессуальное законодательство отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ (далее — предметы совместного ведения), под которыми в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. В контексте конституционной регламентации разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов в ее составе законодательство об административных правонарушениях рассматривается как элемент административного законодательства, а в части регулирования процессуальных прав, обязанностей органов административной юрисдикции, а также лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является также и элементом административно-процессуального законодательства.

По смыслу ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в предметах совместного ведения выделяется федеральная составляющая — совокупность полномочий, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Таким образом, ч. 1 комментируемой статьи впервые устанавливает содержание полномочий РФ в области законодательства об административных правонарушениях, отнесенных исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти.

2. К источникам, устанавливающим административную ответственность, относятся наряду с КоАП, федеральными законами, вносящими в него изменения и дополнения, также и законы субъектов Федерации.

Проблема соотношения федеральных правоустанавливающих актов с законами субъектов Федерации является одной из самых насущных. КоАП допускает противоречивое истолкование предписаний о разграничении предметов ведения РФ и субъектов в ее составе в области законодательства об административных правонарушениях. Согласно п. 2, 3 ч. 1 комментируемой статьи к ведению РФ относится установление перечня видов административных наказаний, а также административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение; по смыслу ч. 1 ст. 2.1 КоАП допускается установление административной ответственности также и в законах субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению. Очевидно, что применение административной ответственности сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ (при применении административных наказаний в виде административного штрафа, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения), ч. 1 ст. 22 Конституции РФ (при применении административного наказания в виде административного ареста), а также в иных случаях.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение конституционных прав и свобод возможно только федеральным законом. Вместе с тем КоАП допускает установление административного наказания в виде административного штрафа и соответственно обусловленные его применением ограничения имущественных прав лица законом субъекта Федерации (см. ч. 1 ст. 2.1, ч. 3 ст. 3.2). Подобный метод законодательной регламентации едва ли можно назвать легитимным: ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предписывает возможность ограничения прав и свобод граждан РФ в форме федерального закона независимо от того, отнесена ли регламентация прав и свобод к ведению Федерации (ст. 71 Конституции РФ), к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) или к ведению субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ). КоАП, напротив, допускает установление таких ограничений в зависимости от того, отнесена ли защита правоохраняемых интересов к ведению Федерации или к ведению субъектов в ее составе (ср. п. 3 ч. 1 ст. 1.3 и ч. 1 ст. 2.1). Таким образом, применение административных наказаний, установленных в соответствии с КоАП законами субъектов Федерации, во всяком случае, оспоримо.

3. Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумеваются федеральные суды общей юрисдикции, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Подсудность дел об административных правонарушениях мировым судьям предусмотрена и подп. 9 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Согласно подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы.

Под подсудностью дел об административных правонарушениях судам понимается компетенция суда, в соответствии с которой он должен рассмотреть дело о конкретном административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, судьями районных судов, судьями арбитражных судов, а также мировыми судьями (см. комментарий к ст. 23.1).

4. О подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, районным (городским), районным в городах комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав см. комментарий к ст. 23.2.

5. Структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой определяется подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, федеральным органам исполнительной власти, утверждена Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 (в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, рассматривают в пределах своих полномочий их должностные лица (см. комментарий к ст. 22.2).