Коап ст252

Оглавление:

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 252. Коммерческий подкуп

1. Получение работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющимся должностным лицом, денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имущественного характера за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентам, либо предоставление такого вознаграждения (коммерческий подкуп) –

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Коммерческий подкуп, совершенный повторно, –

наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Видеорегистратор: юридическая инструкция по применению

Вы думаете, запись видеорегистратора — безусловное доказательство вашей правоты в суде? Отнюдь! Водителю нужно также знать, как разговаривать с инспектором ГАИ, что писать в протоколе о ДТП и какими правами пользоваться в суде.

Правила доказывания

Почему так? Все дело в том, что, несмотря на очевидную объективность записанной техническим средством информации, полученные данные с позиции закона имеют в конечном счете такую же силу, как и субъективное мнение виновника ДТП, потерпевшего или размышления инспектора ГАИ, отображенные в составленном им протоколе.

Согласно ст.251 КУоАП «доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых в определенном законом порядке орган (должностное лицо) устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела».

КУоАП также закрепил источники доказательств: «Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, пояснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей, заключением эксперта, вещественными доказательствами, показаниями технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, которые используются при наблюдении за выполнением правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, протоколом об изъятии вещей и документов, а также другими документами».

В соответствии со ст.252 КоАП «орган (должностное лицо) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием».

Фактически данными нормами установлены два главных процессуальных требования ко всем доказательствам, несоответствие которым ставит крест на использовании видеозаписи как доказательства. Эти требования — относимость (наличие информации, имеющей значение для правильного разрешения дела) и допустимость (законное получение этой информации из разрешенного источника).

Москаль-«чарівник»

Усилить допустимость показаний регистратора, а заодно опровергнуть народную мудрость «Насильно мил не будешь» решил народный депутат Геннадий Москаль. 13 мая 2013 года он подал в парламент проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования видеорегистраторов во время эксплуатации автомобиля» (№2965).

В документе было предложено установить административную ответственность (правда, символическую — штраф в размере от 17 до 51 грн.) за отсутствие в движущейся машине включенного и технически исправного видеорегистратора, а также обязать всех водителей пользоваться этим прибором. Соответствующие поправки предусмотрены к ст.121 КУоАП («Нарушение водителем правил управления транспортным средством…») и ст.16 закона «О дорожном движении», устанавливающей основные права и обязанности водителя транспортного средства. Правда, в доработанном законопроекте норма об ответственности исчезла, но обязанность пользоваться средством фиксации сохранилась и стала фактически декларативным предписанием.

Кроме того, автор законодательной инициативы внес свою лепту в теорию доказывания, предложив закрепить в ст.99 Уголовного процессуального кодекса норму, согласно которой видеозаписи автомобильного регистратора считаются документами и могут использоваться в процессе как допустимые доказательства. Такую новеллу он поясняет следующим образом: сегодня «нет четких законодательных гарантий, что записи видеорегистратора не будут признаны недопустимыми доказательствами». Также Г.Москаль обращает внимание на то, что на форумах автомобилистов появляются записи конфликтных ситуаций, когда сотрудники Госавтоинспекции, вопреки положениям ряда законодательных актов, пытаются препятствовать водителям осуществлять видеорегистрацию своего общения с инспектором, находящимся при исполнении служебных обязанностей.

Однако на самом деле все необходимые законодательные предпосылки для использования сделанных водителем видеозаписей в качестве доказательств уже есть. Статья 251 КоАП называет источником доказательств «показания технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи», а ст.99 УПК относит материалы видеозаписи, в том числе в электронном виде, к документам.

Учитывая все это, инициатива генерала милиции наводит на мысль, что появление законопроекта связано с необходимостью оправдаться перед людьми за другой проект (от 26.04.2013 №2940): он вместе с Виталием Яремой предложил установить уголовную ответственность за незаконное осуществление визуального наблюдения. По мнению юристов, авторы законодательной инициативы «попали в штангу», ведь использование видеорегистраторов и даже камер мобильных телефонов, снимающих «конфликтные ситуации в общении с сотрудниками ГАИ», а также других подразделений силовых структур, наверняка бы отнесли к «незаконному наблюдению».

Конституционная аксиома

Что касается «ситуаций», то будьте уверены, что сегодня в Украине применение видеорегистратора абсолютно законно, а требование (или просьба) выключить прибор — нет.

Согласно ч.5 ст.55 Конституции «каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств». Для обычных граждан работает принцип «разрешено все, что не запрещено». То есть вам даже не нужно уведомлять сотрудника Госавтоинспекции о факте осуществления видеозаписи.

И что бы вам ни рассказывал сотрудник ГАИ о защите приватности и запрете съемки физического лица без его согласия, предусмотренных ст.307 Гражданского кодекса, знайте: на работе инспектор не физическое, а служебное лицо, у которого частной жизни нет и быть не может. (Исключение: вы — красивая девушка, и причиной остановки авто является обоюдное желание познакомиться.)

При оформлении административных материалов между сотрудником ГАИ и водителем, нарушившим, как считает первый, Правила дорожного движения, имеют место отношения, которые влекут за собой правовые последствия. С целью недопущения нарушения своих конституционных прав, а также для дальнейшего осуществления их защиты водители транспортных средств вполне могут использовать средства фиксации информации. Об этом прямо говорится в письме ГАИ МВД от 25.11.2009 №К-4836. Такой же вывод следует из письма Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности от 1.06.2011 №04-19/12-1092.

Еще одной «оперативной хитростью» инспекторов является требование предъявить сертификат на используемый вами прибор. Ведь согласно п.19.2 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД (утверждена приказом МВД от 27.03.2009 №111, зарегистрирована в Минюсте 26.06.2009 под №576/16592) запрещается применение несертифицированных и не прошедших метрологическую поверку технических средств.

Однако бытовые видеорегистраторы, которые ставят водители, не подлежат сертификации на территории Украины, в отличие от тех, которыми пользуются работники ГАИ («Визир», «Трукам» и т.п.). Да и сама инструкция устанавливает обязанности на дорогах правоохранителей, а не водителей.

Возможные ссылки на решение Конституционного Суда от 20.10.2011 №12-рп/2011 относительно официального толкования ч.3 ст.62 Конституции (о доказательствах, полученных незаконным путем) здесь так- же неуместны, поскольку, как мы уже выяснили, видеозапись ведется на вполне законных основаниях.

Процедурные нюансы

Независимо от того, кто вы — виновник ДТП, потерпевший или просто свидетель, видеозапись вашего регистратора может быть использована как доказательство. КУоАП, доставшийся нам в наследство от СССР, хоть и довольно поверхностно регулирует процесс рассмотрения дел об админправонарушениях, все же определяет необходимые права участников. Эти права можно реализовать как в процессе оформления ДТП и составления протокола об админправонарушении, так и при рассмотрении дела в суде.

В частности, потерпевший и лицо, привлекаемое к ответственности, согласно ст.ст. 268, 269 КУоАП имеют право заявлять ходатайства (о приобщении материалов видеозаписи). Виновник также может подавать доказательства напрямую.

Сотрудник ДПС должен внести в протокол факт наличия видеозаписи ДТП, а также указать модель и серийный номер видеорегистратора. Флеш-карту лучше извлекать из устройства и передавать в присутствии понятых. Для сохранности ее должны запечатать в конверт и сделать запись о ее наличии в протоколе.

Если есть сомнения в том, что правоохранители сохранят записанную информацию, в момент оформления ДТП видеозапись можно не передавать (изымать согласно ст.265 КУоАП разрешено лишь те вещи и документы, которые стали орудием или непосредственным объектом правонарушения), а только упомянуть о факте ее наличия и, сделав себе копию, впоследствии передать суду по соответствующему ходатайству.

Протокол подписывают составившее его лицо и лицо, которое привлекается к административной ответственности. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами (ст.265 КУоАП). Отказываться от подписания бессмысленно, поскольку без вашей подписи он не теряет юридической силы. Лучше в самом протоколе изложить свои пояснения и замечания относительно его содержания (в частности, если сотрудник ДПС забыл указать факт наличия видеозаписи происшествия).

Стоит также помнить, что, если возникнут сомнения в достоверности записи, возможно, придется предоставить на время и сам регистратор.

Свидетель, в отличие от других участников ДТП, не может заявлять ходатайства или представлять доказательства. У него согласно ст.272 КУоАП есть лишь обязанность «дать правдивые пояснения, сообщить все, что ему известно по делу, и ответить на поставленные вопросы.» Однако никто не запрещает ему передать видеозапись обвиняемому или потерпевшему (в зависимости от того, чью правоту доказывает видеозапись), которые уже заявят ходатайство о ее приобщении к делу.

В любом случае стоит помнить, что в конечном итоге судья, перед тем как признать запись доказательством и принять ее во внимание при решении дела, должен ответить на два вопроса: о чем свидетельствует видео и как оно получено (относимость к делу и допустимость). Именно поэтому необходимо регулярно проверять правильность установления даты и времени в приборе. А если после ДТП вдруг обнаружили несоответствие, то правильные время и дату можно показать на телефоне или часах в камеру регистратора. Если съемка велась в сложных погодных условиях и вы сомневаетесь в том, что какие-то детали записаны достаточно четко (например, госномер машины, совершившей ДТП и скрывшейся с места происшествия), эти данные можно просто надиктовать.

Простоправо ТВ рассказывает, что должен знать водитель, если его остановила на дороге полиция, какие права есть у водителя и обязанности у остановившего его полицейского, каковы законные причины остановки транспортного средства, в каких случаях может производится осмотр автомобиля, и как лучше вести себя при этом водителю. Кроме того, вы узнаете тонкости процедуры оформления ДТП.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Вас обвинили в нарушении ПДД. Что делать?

Старая ГАИ или новая патрульная полиция, разница невелика — и те, и другие пытаются привлечь к ответственности. Часто — противозаконно. В этом материале предлагаем вам рассмотреть ситуацию, когда вас остановил полицейский и обвинил в правонарушении.

К сожалению, так сложилось, что ни бывшие гаишники, ни патрульные полицейские не заинтересованы в соблюдении ваших прав и пытаются максимально быстро выписать Постановление и поехать дальше.

Как же это должно происходить на самом деле?

Полицейский вас остановил и обвинил в правонарушении. После этого должно состояться рассмотрение административно дела.
Рассмотрение дела должно начинаться с представления лица, которое это дело собралось рассматривать (ст. 279 КоАП Украины).

При рассмотрении дела у вас есть следующие права (ст. 268 КоАП Украины):

ознакомиться с материалами делами. Т.е., полицейский ОБЯЗАН предоставить вам возможность ознакомиться с доказательствами, которые у него имеются — запись с боди-камеры, запись с авторегистратора, показания свидетеля и т.д..
предоставлять свои доказательства. Т.е., полицейский ОБЯЗАН принять любые ваши доказательства — запись с авторегистратора, показания ваших пассажиров или прохожих, ваши пояснения и т.д..
заявлять ходатайства. Здесь перед вами открывается масса возможностей. Например, вы не обязаны быть специалистом в области права и имеете право обратиться за юридической помощью. А где взять адвоката в поле? В такой ситуации вы можете заявить ходатайство о переносе рассмотрения дела, в связи с необходимостью обращения за юридической помощью. И если полицейский вам откажет, то вы легко сможете оспорить его решение в суде.
Так же, вы можете ходатайствовать о приобщении к материалам дела ваших доказательств.
Если вас обвинили в правонарушении в чужом городе, то вы можете ходатайствовать о переносе рассмотрения дела по месту жительства. Но в этом случае у полицейского нет обязанности удовлетворять ваше желание — решение будет выносится на его усмотрение.
пользоваться помощью адвоката или юриста. Т.е., кроме того, что описано в предыдущем пункте, вы можете заключить договор с адвокатом и он будет представлять ваши интересы при рассмотрении дела.
использовать родной язык. Даже, если вы привыкли говорить на индейском языке тауширо (на этом языке во всем мире говорят около 10 человек), то вы имеете право выступать именно на нем. Более того, вам должны будут предоставить переводчика.
оспорить вынесенное Постановление.
присутствовать при рассмотрении административного дела. Т.е., позорная привычка патрульных полицейских молча в патрульном автомобиле выписать или распечатать Постановление и вручить вам — однозначное нарушение требований действующего законодательства и повод эти действия оспорить.

В качестве свидетеля может быть привлечен ЛЮБОЙ человек (ст. 272 КоАП Украины), который обладает какой-либо информацией о возможном правонарушении. Поэтому, полицейский не имеет права отказываться приобщать к материалам дела свидетельские показания ваших пассажиров, в какой бы связи с вами они не находились — случайные попутчики, или внебрачные дети.

Рассмотрение дела должно проходить открыто (ст. 249 КоАП Украины). Т.е., присутствовать могут все желающие. Поэтому, попытки полицейских отогнать праздношатающихся зевак или ваших пассажиров — противозаконны.

При рассмотрении дела, полицейский обязан рассмотреть все доказательства, в том числе и те, которые предоставил предполагаемый нарушитель и свидетели (ст. 251 КоАП Украины). В качестве доказательств, среди прочего, должны приниматься и записи с любого видеозаписывающего устройства предполагаемого нарушителя или свидетеля.
Поэтому, если полицейский говорит, что видео с вашего регистратора ему не подходит, то знайте — перед вами оборотень и преступник.

Полицейские часто ссылаются на то, что решение они принимают руководствуясь «внутрішнім переконанням». Однако, это дешевая манипуляция, ведь решение они должны принимать не просто руководствуясь своим внутренним убеждением, а внутренним убеждением, которое основывается на ВСЕСТОРОННЕМ, ПОЛНОМ и ОБЪЕКТИВНОМ изучении всех обстоятельств дела, руководствуясь законом и правосознательностью (ст. 252 КоАП Украины).

Вынесенное Постановление оглашается сразу после рассмотрения дела (ст. 285 КоАП Украины). Тогда же вручается и его копия.

Оспорить вынесенное решение вы можете в течении 10 дней в суде или в вышестоящий орган/должностное лицо (ст. 288 КоАП Украины). Т.е., если патрульный полицейский вынес Постановление, то вы можете его оспорить с помощью начальника этого полицейского. Но, на практике, шансов на это мало — круговую поруку никто не отменял, поэтому сразу идите в суд.

Есть еще один важный момент. Так сложилось, что полицейские пытаются выполнять планы по Постановлениям и забывают выполнять требования ст. 282 КоАП Украины, которая обязывает их выявлять причины по которым происходят правонарушения и способствовать их устранению, а не прятаться в кустах поблизости.

Соблюдайте ПДД, защищайте свои права и будьте здоровы!
Ваш Александр Слободенюк.

19. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Административный процесс охватывает широкую сферу деятельности, связанную с разрешением разнообразных вопросов управленческого, исполнительно-распорядительного, индивидуального характера.

С возрастанием сложности процессуального производства и его значения для реализации законодательных предписаний в деле обеспечения порядка управления, общественного порядка, безопасности и т.п. повышается ответственность за принимаемые компетентными органами и должностными лицами решения. Возникает насущная потребность привлечения в процесс административных правонарушений лиц, обладающих глубокими профессиональными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.

В специальной литературе вопрос об использовании специальных познаний в административной юрисдикции поднимался неоднократно. В отдельных нормативных актах, действующих до принятия кодексов об административных правонарушениях, указывалось на возможность использования специальных знаний и привлечения экспертов для разрешения специальных вопросов. В некоторых случаях в Нормативных актах говорилось о необходимости использования специальных знаний, но термин «экспертиза» не употреблялся.

В кодексах об административных правонарушениях экспертиза выделена как самостоятельный источник доказательств. Законодатель закрепил возможность привлечения компетентным органом или должностным лицом по делам об административных правонарушениях лиц, обладающих специальными знаниями, для разрешения специальных вопросов.

Согласно ст. 252 КоАП РСФСР при рассмотрении дел, вытекающих из административных правонарушений, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, в случаях возникновения потребности в специальных познаниях назначает эксперта. Об этом должно быть вынесено соответствующее постановление, которое в отличие от гражданского и уголовного процессов выносит не суд, а орган (должностное лицо), уполномоченный на это законом. Таким образом, речь идет о любой стадии административного судопроизводства, т.е. о назначении эксперта при возбуждении дела, в процессе его подготовки к рассмотрению и в ходе самого рассмотрения дела.

Вопросы, предлагаемые эксперту для исследования тех или иных фактических данных, документов и т.п., должны быть конкретными, а перечень их — полным. Объекты, представляемые на экспертизу, должны быть пригодными для экспертного

Экспертом может быть как сотрудник экспертного учреждения, так и иное сведущее лицо, привлекаемое к экспертному исследованию. Эксперт обязан явиться по вызову соответствующего органа (должностного лица) и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. В ст. 252 КоАП не предусмотрена ответственность за отказ эксперта от дачи заключения или за заведомо ложное заключение. Очевидно, это связано с тем, что экспертиза крайне редко ранее применялась по делам об административных правонарушениях. В настоящее время с введением новых составов проступков, возможно, потребуется значительный объем экспертных исследований. Возникает и вопрос о том, как реально обеспечить обязанность эксперта являться по вызову органа (должностного лица), ведущего производство по делу об административном правонарушении.

Наряду с обязанностями эксперт наделен и определенными

1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

4) присутствовать при рассмотрении дела.

Надо отметить, что эксперт может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны и если он не обладает необходимыми знаниями для проведения конкретной экспертизы.

Ст. 252 КоАП РСФСР обходит молчанием вопрос о форме заключения эксперта. По аналогии со ст. 77 ГПК РСФСР заключение эксперта должно быть изложено в письменной форме и содержать подробное описание проведенных исследований, а также сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Можно предположить, что заключение эксперта для субъекта административной юрисдикции не обязательно, но в постановлении по делу об административном правонарушении несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

По мнению Е.В. Крыгина, проведение экспертизы для получения заключения специалистов по интересующему вопросу возможно и в других видах административного производства. Применение психологического знания может стать необходимым в сфере нормотворческой деятельности, связанной с вопросами государственного управления, и производстве по предложениям и заявлениям, жалобам и спорам, если их содержанием являются межличностные отношения, отношения гражданина и организации, вопросы психологического климата. В производстве по делам о поощрениях в сфере государственного управления компетентные органы и должностные лица могли бы более правильно определять формы и средства поощрительного воздействия на отдельных граждан с учетом их психологических и социально-психологических характеристик. Может использоваться специальное психологическое знание в административном процессе при применении норм трудового, земельного и финансового права. Эксперты-психологи в этих случаях могут оказать помощь полномочному органу или должностному лицу в определении и раскрытии содержания субъективных аспектов возникшего правоотношения.

Для проведения психологической экспертизы при рассмотрении дел об административных правонарушениях нет никаких ограничений. Она может назначаться при: возникновении у полномочного должностного лица или органа сомнений в соответствии психического развития человека его возрасту, в понимании субъектом правонарушения и надлежащей социальной и нравственной оценке им своих действий; перенесенных или наличных временных или хронических тяжелых соматических или психических заболеваниях правонарушителя, потерпевшего, свидетеля; наличии в чертах личности особенностей, свидетельствующих об особой неуравновешенности, эмоциональности, агрессивности, странностях в процессах восприятия, воображения, мышления, запоминания, воспроизведения. Психологическая экспертиза может назначаться и в других случаях в отношении правонарушителя, потерпевшего, свидетеля.

Применение психологического (экспертного) знания может стать необходимым в сфере нормотворческой деятельности, связанной с вопросами государственного управления. Участие экспертов-психологов возможно и в производстве по предложениям и заявлениям, жалобам и спорам, если их содержанием являются межличностные отношения, отношения гражданина и организации, вопросы психологического климата, действия системы «человек — машина» и др. [20, с. 106—109].

В производстве по делам о поощрениях в сфере государственного управления компетентные органы и должностные лица могли бы более правильно определять формы и средства поощрительного воздействия на отдельных граждан и трудовые коллективы с учетом их психологических и социально-психологических характеристик.

Специальное психологическое знание может использоваться в административном процессе при применении норм трудового, земельного и финансового права. Эксперты-психологи в этих случаях могут оказать помощь полномочному органу или должностному лицу в определении и раскрытии содержания субъективных аспектов возникшего правоотношения, в том числе деликта, урегулированного указанными отраслями права.

Итак, психологическая экспертиза может иметь широкое применение в производстве по делам об административных правонарушениях. Для ее проведения при рассмотрении подобных дел нет никаких препятствий. В кодексах об административных правонарушениях среди других доказательств указывается и заключение эксперта.

Статья 252 УК РФ. Загрязнение морской среды (действующая редакция)

1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 252 УК РФ

1. Морская среда — это внутренние морские воды, территориальное море РФ и воды открытого моря. К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ; к территориальному морю — прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ.

Открытое море — не относящееся к территориальному морю РФ или иных государств пространство морей или океанов, пользование которым регулируется международно-правовыми нормами.

2. О загрязнении см. комментарий к ст. ст. 250, 251 УК.

Под захоронением отходов и других материалов понимается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение указанных предметов.

3. Преступление считается оконченным с момента загрязнения морской среды.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил охраны морской среды.

6. Квалифицированным видом признается то же деяние, причинившее существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам.

Существенность вреда устанавливается с учетом фактических обстоятельств дела и предусмотренных такс. Так, вред водным биологическим ресурсам может выражаться в уничтожении нерестилищ, кормовой базы рыб, массовой гибели морских биологических ресурсов и т.д.

Зонам отдыха, охватывающим прибрежные полосы и морскую акваторию, может быть причинен такой вред, в результате которого потребуются значительные затраты для ликвидации загрязнения либо вообще становится невозможным их использование по назначению.

7. Деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 252 УК, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются по ч. 3 комментируемой статьи.

Статья 252 ГК РФ. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли (действующая редакция)

1. Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

2. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

3. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

4. Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности на основании настоящей статьи, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией.

Выплата участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре допускается с его согласия. В случаях, когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию.

5. С получением компенсации в соответствии с настоящей статьей собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 252 ГК РФ

1. Имущество, составляющее общую собственность, может быть разделено между ее участниками:

— на основании соглашения сторон;

— в судебном порядке, если участники не смогли достичь соглашения.

Имущество может быть разделено на доли в отношении всех участников или некоторых из них, заявивших требование о выделе доли. В случае если доля не может быть выделена в натуре, участник вправе требовать выплаты ему соразмерной компенсации.

2. При несоразмерности имущества, выделяемого на долю участника общей собственности, выдел доли в натуре может быть заменен с его согласия соразмерной компенсацией. В отдельных случаях замена доли компенсацией может быть реализована и без согласия участника на основании решения суда. Такая замена производится в случае незначительности доли, при невозможности выдела ее в натуре, в отсутствие существенного интереса в использовании общего имущества. Указанная замена допускается только в отношении участника, заявившего требование о выделе своей доли, и только в случаях одновременного наличия всех перечисленных законодателем условий:

— доля сособственника незначительна;

— в натуре ее выделить нельзя;

— сособственник не имеет существенного интереса в использовании общего имущества.

Субъективный характер последнего условия требует, чтобы этот вопрос решался судом в каждом конкретном случае на основании исследования и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, подтверждающих нуждаемость в использовании этого имущества в силу возраста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия детей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, и т.д.

Выплата компенсации прекращает права собственности субъекта на долю в общей собственности. Фактически сообщество, производя указанную выплату, выкупает у одного из участников часть принадлежащего ему общего имущества.

3. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 07.02.2008 N 242-О-О;

— Определение ВС РФ от 07.12.2010 N 30-В10-9;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 N 09АП-14465/2014-ГК по делу N А40-34283/2013;

— Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А63-13361/2013;

— решение Ленинского районного суда от 14.04.2014 по делу N 33-1633-2014;

— решение Мучкапского районного суда Тамбовской области от 07.07.2014 по делу N 2-183/2014.