Коап 837 ч 2

Комментарии к СТ 8.37 КоАП РФ

Статья 8.37 КоАП РФ. Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства

Комментарий к статье 8.37 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья состоит из трех частей, в которых сформулированы формальные составы незаконной охоты, нарушения правил добычи (вылова) водных биоресурсов (за исключением относящихся к морским и биоресурсам континентального шельфа) и нарушения иных правил пользования объектами животного мира.

Целями данной статьи являются охрана фауны (животного мира) как важнейшего компонента окружающей среды, а также обеспечение правопорядка при пользовании животным миром. Сфера применения статьи — деятельность граждан, предприятий, организаций по добыче, охране объектов животного мира и воздействию на диких зверей и птиц, а также на водные биоресурсы, в первую очередь рыбные запасы.

Составы административных экологических правонарушений, предусмотренные в данной статье, различаются между собой по предмету нарушения, объективной стороне, но сходны по субъекту и субъективной стороне.

2. Правовое регулирование охраны животного мира и пользования им регламентируется многочисленными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами. В связи с этим, как и в отношении иных экологических правонарушений, установление противоправности деяния представляет собой достаточно сложную задачу. Базовым актом здесь является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» (с изм. и доп.), устанавливающий правила охраны объектов животного мира, виды и способы их использования, в том числе охоты и рыболовства, применения традиционных методов добывания объектов животного мира и приоритетного использования объектов животного мира.

Статья 59 Федерального закона «О животном мире» устанавливает, что незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция, а также орудия незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством РФ.

Безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира подлежат возвращению в среду обитания, а в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания (а также полученная из них продукция), подлежат реализации или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Безвозмездное изъятие или конфискация указанных выше объектов не освобождает граждан и юридических лиц, незаконно добывших эти объекты, от обязанности возместить вред, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

Кроме того, правила охраны рыбных запасов устанавливаются Водным кодексом РФ.

3. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира. Предметом посягательства является животный мир, т.е. «совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы» (ст. 1 Федерального закона «О животном мире»), а также относящиеся к природным биоресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. В качестве предмета административного правонарушения может выступать отдельное (конкретное) дикое животное. Традиционно в качестве предмета выделяются дикие звери и птицы, водные биоресурсы, т.е. рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, неразрывно связанные с акваторией их нахождения, амфибии и рептилии. Насекомые, черви и др. выступают предметом в данном случае, если они являются почвообразователями, естественными санитарами среды, опылителями растений и обладают иными полезными свойствами либо продукты их жизнедеятельности используются человеком, а пользование ими устанавливается законом (см. ст. ст. 45, 46 Федерального закона «О животном мире»).

4. Объективная сторона правонарушений по данной статье включает действие (при нарушениях правил охоты и рыболовства), а при нарушении правил осуществления других видов использования объектов животного мира и правил охраны рыбных запасов может быть выражена и в виде бездействия. Наступления последствий для установления состава административного правонарушения не требуется. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующих правил.

5. Правовая основа осуществления охоты за последние годы претерпела существенные изменения. Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 18 утверждены Правила и сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; перечни разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Одновременно было признано утратившим силу Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 26 июля 1993 г. N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации».

В Федеральном законе от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп.) понятие «охота» определено как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов (т.е. объектов животного мира, которые в соответствии с данным Федеральным законом и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты), их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

В указанном Федеральном законе установлены перечень охотничьих ресурсов (ст. 11) и виды охоты (ст. 12), определены основное содержание правил охоты, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 23), и порядок утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов для каждого субъекта РФ (ст. 24). Предусмотрен перечень ограничений охоты (ст. 22).

Установлены также порядок заключения охотхозяйственных соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на срок от 20 до 49 лет (ст. ст. 27, 28) и основные положения, касающиеся выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов (ст. ст. 29 — 31). В главе 10 данного Федерального закона определены меры по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Упомянутый Федеральный закон вступил в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением отдельных положений, касающихся, в частности, порядка выдачи охотничьих билетов и ведения государственного охотхозяйственного реестра, которые вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 апреля 2010 г. N 121 (РГ. 2010. 25 июня) (с изм. и доп.).

Во исполнение ст. 23 вышеуказанного Федерального закона издан Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 ноября 2010 г. N 512 «Об утверждении Правил охоты» (РГ. 2011. 24 февраля).

Данный Приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» сроков добывания и перечней разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

По вопросам регулирования отношений в сфере охоты см. Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 344 (РН. 2010. 15 окт.), а также Приказ упомянутого Министерства от 24 декабря 2010 г. «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов» (РГ. 2011. 4 февр.).

6. Добыча водных биологических ресурсов — вид пользования животным миром. Различают промышленное, прибрежное рыболовство, рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, обеспечения традиционного образа жизни, спортивный, любительский лов рыбы, осуществляемые с помощью судов, стационарных или береговых орудий и способов лова, летних или зимних удочек всех видов, спиннингов и т.п. (см. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп.)).

Вопросы сроков, выделения водоемов для любительского и спортивного рыболовства, платы, информирования населения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации и контроля за осуществлением рыболовства разрешаются в нормативных правовых актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленном законом порядке.

Промышленное рыболовство осуществляется зарегистрированными в Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании специального разрешения, а также иностранными гражданами и юридическими лицами в соответствии с международными договорами РФ. Законодательством определены порядок, сроки и условия регистрации разрешений, включения их в реестр и др. Наличие разрешений на промышленное (промысловое) рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, разрешений на право промысла водных биоресурсов. Кроме того, на пользование рыбопромысловым участком должен быть заключен договор (см. ч. 5 ст. 18, ст. 33.1 упомянутого выше Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ).

Право на любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ бесплатно в водоемах общего пользования, т.е. не входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и другими, для которых установлен специальный режим водопользования.

Специальные правила (с учетом правовых обычаев) устанавливаются для граждан РФ и их объединений, являющихся представителями малочисленных народов и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

7. Осуществление других видов пользования животным миром — это (помимо охоты и рыболовства) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира: почвообразователей, естественных санитаров леса, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, которая допускается только по разрешению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования животного мира и среды обитания, например для изъятия находящихся под угрозой исчезновения животных с целью искусственного разведения в неволе и т.п.

8. Субъектами правонарушений по всем частям данной статьи являются граждане, должностные и юридические лица.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ в ч. 1 данной статьи в качестве альтернативной дополнительной санкции включено лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет. Существенно повышен размер штрафных санкций.

Субъективная сторона правонарушений — вина в форме умысла или неосторожности.

9. Согласно ст. 59 Федерального закона «О животном мире» и ст. 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» незаконно добытые объекты животного мира, водные ресурсы и полученная из них продукция, а также орудия незаконной добычи указанных объектов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 г. N 367 утверждены Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.

10. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов — о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи (ст. 23.10); органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (в части административных правонарушений, совершенных на указанной территории, — ст. 23.25); по ч. 1 — должностными лицами органов, осуществляющих в пределах своей компетенции функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 23.26); по ч. ч. 2 и 3 — органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27); по ч. 3 — органов государственного экологического контроля (ст. 23.29), а также судьями в случае передачи им этих дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. ч. 1 и 2 данной статьи — также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Кроме того, по ч. ч. 1 и 3 данной статьи (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), протоколы вправе составлять должностные лица государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

11. По вопросам применения норм комментируемой статьи см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» (БВС РФ. 2011. N 1).

С П Р А В К А

изучения дел об административных правонарушениях,

предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.

В 2009 году судьями Новочебоксарского городского суда ЧР в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ было рассмотрено 4 жалобы на постановления об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ (из них 2 постановления о назначении наказания изменены, 2- прекращены по основанию, предусмотренному п.2. ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).

1. Какие лица привлекались к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.37 КоАП РФ?

На основании ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ к административной ответственности привлекались физические лица (граждане, не должностные лица), производившие улов в запретной зоне.

2. За нарушение требований каких нормативных правовых актов виновные лица привлекались к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.37 КоАП РФ. В каких действиях выражалось это нарушение?

По изученным делам лица привлекались к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение ст.ст. 9 п.5, 22 п.3 Правил любительского и спортивного рыболовства, утвержденных приказом Средневолжского бассейнового управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства.

Нарушение выражалось как в нахождении в запретной зоне (в 4-х км запретной зоне Чебоксарской ГЭС р. Волга Куйбышевского водохранилища) с орудиями лова, а именно с удочкой, так и в производстве лова рыбы в запретной зоне.

3. Возникают ли у судей сложности при разрешении вопроса о том, признаки какого противоправного деяния (преступления или административного правонарушения) содержатся в действиях (бездействии) физического лица?

Таких сложностей не возникает.

4. Какие виды наказаний назначались за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ?

За совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, виновные лица были подвергнуты к административному наказанию в виде штрафа.

Так, согласно протоколу об административном правонарушении от 17 февраля 2009 года, А. 17.02.2009 г. в 10 часов 10 минут находился на территории Куйбышевского водохранилища реки Волга в 4-х километровой запретной зоне Чебоксарской ГЭС на водоеме с запрещенными орудиями лова — удочкой, ящиком.

Постановлением старшего госинспектора отдела по ЧР Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 24 февраля 2009 года А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 1200 рублей.

А. обжаловал данное постановление 02.03.2009 г. в Чебоксарский районный суд ЧР. Определением от 27.03.2009 г. жалоба направлена для рассмотрения в Новочебоксарский городской суд по подведомственности.

В ходе рассмотрения жалобы в городском суде, А. не отрицал факт приезда в запретную зону для ловли рыбы. Действия А. были квалифицированы правильно, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено. Вместе с тем, при назначении наказания должностное лицо в соответствии с ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ не учел, что А. является студентом и впервые привлекается к административной ответственности. При таких обстоятельствах, А. было назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией примененного закона, в виде штрафа в размере 1000 рублей (дело № 12-67/10, судья Дурницын Э.В.).

Постановлением старшего госинспектора отдела по ЧР Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 31 марта 2009 года Александров В.В. подвергнут к административному наказанию виде штрафа в размере 1300 рублей за то, что 14.03.2009 г. в 14 часов 10 минут он ловил рыбу на зимнюю удочку в 4-х километровой запретной зоне Чебоксарской ГЭС на расстоянии 300 метров ниже по течению от ГЭС и 50 метров от левого берега реки Волга, то есть за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Данное постановление было обжаловано А. в городской суд 16.04.2009 г. При рассмотрении жалобы было выявлено, что при назначении наказания должностным лицом в соответствии с ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ не были учтены, что А. признал свою вину в содеянном и впервые привлекается к административной ответственности. В связи с чем, судья изменил постановление от 31.03.2009 г., назначив А. минимальное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменений, поскольку действия А. квалифицированы правильно, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено (дело № 12-84/10, судья Дурницын Э.В.).

5. Санкцией части 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде конфискации судна .

Какие плавучие средства были отнесены к судам. Возникают ли у судей какие-либо затруднения при решении вопроса о том, является ли судном то или иное плавучее средство?

При каких обстоятельствах судьи приходили к выводу о необходимости назначения дополнительного наказания в виде конфискации судна?

Имелись ли случаи, когда судьи приходили к выводу о невозможности применения конфискации судна. Если имелись, то чем руководствовались при этом судьи?

При разрешении вопроса о возможности или невозможности применения конфискации судна выяснялось ли судьями, на каком основании лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет данным судном?

Назначалась ли конфискация судна, если было установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет судном не на праве собственности, а на ином законном основании. Если не назначалась, то как поступали судьи в отношении судна, на которое был наложен арест или которое было изъято в ходе осуществления производства по делу?

Назначалась ли конфискация судна, если было установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет судном на незаконном основании. Если не назначалась, то как поступали судьи в отношении судна, на которое был наложен арест или которое было изъято в ходе осуществления производства по дел?.

Возникают ли у судей сложности при назначении конфискации судна.

В практике суда случаев назначения дополнительного наказания в виде конфискации судна по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, не было.

6. Санкцией части 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения.

Что судьи относили к иным (помимо судна) орудиям совершения административного правонарушения. Возникают ли сложности при решении вопроса о том, относится ли конкретный объект к орудиям совершения административного правонарушения?

При каких обстоятельствах судьи приходили к выводу о необходимости назначения дополнительного вида наказания в виде конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения?

Имелись ли случаи, когда судьи приходили к выводу о невозможности применения конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения. Если имелись, то чем руководствовались при этом судьи?

При разрешении вопроса о возможности или невозможности применения конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения выяснялось ли судьями, на каком основании лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет данными орудиями?

Назначалась ли конфискация иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения, если было установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет ими не на праве собственности, а на ином законном основании. Если не назначалась, то как поступали судьи в отношении орудий, на которые был наложен арест или которые были изъяты в ходе осуществления производства по делу?

Назначалась ли конфискация иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения, если было установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет ими на незаконном основании. Если не назначалась, то как поступали судьи в отношении орудий, на которые наложен арест или которые были изъяты в ходе осуществления производства по дел?.

Возникают ли у судей сложности при назначении конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения?

В практике суда случаев назначения дополнительного наказания в виде конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, не было.

7. В постановлениях о привлечении к административной ответственности разрешался ли судьями вопрос в отношении водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения. Если разрешался, то как поступали судьи и чем руководствовались при этом?

Судьями в постановлениях о привлечении к административной ответственности вопрос в отношении водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, не разрешался.

8. Имелись ли случаи, когда одновременно с назначением административного наказания с удьями разрешался вопрос о возмещении имущественного ущерба (абзац первый части 1 статьи 4.7, абзац первый части 2 статьи 29.10 КоАП РФ)?

Если имелись, то на какое лицо возлагалась обязанность возместить ущерб?

Каким образом определялись размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения?

Таких случае не было.

9. Имелись ли случаи прекращения производства по делам данной категории. Если имелись, то по каким основаниям?

В каких случаях судьи приходили к выводу об отсутствии состава административного правонарушения?

В каких ситуациях правонарушения признавались малозначительными?

В каких случаях судьи приходили к выводу о том, что в действиях (бездействии) лица содержатся признаки преступления, а не административного правонарушения?

В случае прекращения производства по делу разрешался ли судьями вопрос в отношении биологических ресурсов, на которые был наложен арест или которые были изъяты в ходе осуществления производства по делу. Если разрешался, то каким образом?

При прекращении производства по делу разрешался ли судьями вопрос в отношении судна и иных орудий добычи (вылова), на которые был наложен арест или которые были изъяты при осуществлении производства по делу. Если разрешался, то каким образом?

По 2 делам производство прекращено по основанию, предусмотренному п.2. ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Так, инспекцией рыбоохраны в отношении О. как физического лица 24.03.2009 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением по делу об административном правонарушении от 31 марта 2009 года О. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 1300 рублей.

О. обжаловал данное постановление 09.04.2009 г. в Чебоксарский районный суд ЧР. Определением от 10.04.2009 г. жалоба направлена для рассмотрения в Новочебоксарский городской суд по подведомственности.

23.04.2009 г. судей городского суда был запрошен административный материал, который поступил в суд 05.05.2009 г.

В ходе рассмотрения жалобы выяснилось, что протокол по ст. 8.37 ч.2 КоАП РФ был составлен в отношении лица, имеющего иные анкетные данные (место рождения). О. родился на ст. Тюрлема Козловского района ЧР (по паспорту), тогда как по протоколу он значиться уроженцем д. Шинер-Поси Чебоксарского района. Представитель Средневолжского территориального управления по рыболовству пояснил, что человек, назвавшийся О., указал все сведения о дате и месте рождения, о месте жительства, указанные им данные были проверены через адресное бюро МВД ЧР. Допрошенная в качестве свидетеля мать О. подтвердила, что в день, когда ее сын якобы рыбачил на Волге, О. был дома и никуда не отлучался. Сотрудник ГИМС МЧС РФ по ЧР К. (свидетель) также подтвердил, что лицо О. ему не знакомо. В его практике были случаи, когда задержанные правонарушители представлялись именами других лиц.

Решением от 13 мая 2009 года обжалуемое постановление отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п.2. ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ (дело № 12-81/09, судья Балясина Н.В.).

Постановлением прокурора г. Новочебоксарск ЧР от 15 января 2009 года в отношении Семенова Н.В. возбуждено дело об административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора Федерального агентства по рыболовству Митина А.Д. от 03.02.2009 г. № 73 С. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1200 рублей. Этим же постановлением С. предъявлено возмещение ущерба в размере 250 рублей.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения С. с жалобой в городской суд.

В ходе судебного заседания заявитель С. пояснял, что 15 января 2009 года он ловлю рыбы не осуществлял и объяснения сотруднику прокуратуры не давал, поскольку находился на работе и выполнял заказы по осуществлению услуг по перевозке пассажиров и грузов, что подтверждается справкой директора ООО «Алло такси».

Вместе с тем, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.01.2009 г. отсутствуют сведения о месте рождения С., а также нет ссылки на документы, удостоверяющее его личность.

Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ был нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности (не была выяснена личность лица, совершившего административное правонарушение). Кроме признательных объяснений якобы С. в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, других доказательств вины С. не имеется. При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ судья пришел к выводу о недоказанности вины С. Решением от 16 марта 2009 года обжалуемое постановление от 03.02.2009 г. отменено и производство прекращено по основанию, предусмотренному п.2. ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ (дело № 12-49\09 судья Дурницын Э.В.).

10. Имелись ли случаи возвращения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в орган или должностному лицу на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Если имелись, то какие нарушения были допущены органом, должностным лицом?

В практике суда случаев возвращения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в орган или должностному лицу на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, не имеется.

11. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносились ли в соответствующие организации и должностным лицам представления на основании части 1 статьи 29.13 КоАП РФ. Если вносились, то в какие организации и каким должностным лицам. Каково количество таких представлений?

Всегда ли сообщалось судье о принятых мерах (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ)?

Представлений не вносилось.

12. Какие неясные либо спорные вопросы, требующие разъяснения, возникают при рассмотрении данной категории дел?

Вопросов у судей, требующих разъяснения по данной категории дел, не имеется.

К справке прилагается таблица.

Мировыми судьями г. Новочебоксарска дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, в 2009 году не рассматривались. Протоколы об административных правонарушениях по данной категории дел в судебные участки не поступали.

О результатах рассмотрения в 2009 году дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ

Размеры штрафов и сроков лишения удостоверения за нарушение правил дорожного движения Украины с указанием статей Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Ст.121(1) ч.1
Эксплуатация водителями транспортных средств, идентификационные номера составных частей которых не соответствуют записям в регистрационных документах, уничтожены или подделаны.
Штраф: 255 грн.

Ст.121(2) ч.1
Перевозка водителями транспортных средств, работающих в режиме маршрутных такси, пассажиров сверх максимального количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства или определенного в регистрационных документах на это транспортное средство, а также перевозка водителями транспортных средств, осуществляющих междугородные или международные перевозки, пассажиров, количество которых превышает количество мест для сидения, предусмотренное технической характеристикой транспортного средства или определенное в регистрационных документах на это транспортное средство.
Штраф: 170 грн.

Ст.121(2) ч.2
Нарушение водителями транспортных средств, работающих в режиме маршрутных такси, правил остановки во время осуществления посадки (высадки) пассажиров.
Штраф: 255 грн.

Ст.121(2) ч.3
Перевозка пассажиров на автобусном маршруте протяженностью свыше 500 километров одним водителем.
Штраф: 170 грн.

Ст.121 ч.1
Управление водителем транспортным средством, имеющим неисправности системы тормозного или рулевого управления, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация его запрещается, или переоборудованного с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов.
Штраф: 340 грн.

Ст.121 ч.2
Управление водителем транспортным средством, которое используется для предоставления услуг по перевозке пассажиров, имеет неисправности, предусмотренные ст. 121 ч.1, или техническое состояние и оборудование которого не отвечают требованиям стандартов, правил дорожного движения и технической эксплуатации.
Штраф: 680 грн.

Ст.121 ч.3
Управление водителем транспортным средством, подлежит обязательному техническому контролю, но своевременно его не прошел.
Штраф: 340 грн.

Ст.121 ч.4
Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных ст. 121 ч1, 2, 3;
* Влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев или административный арест на срок от 5 до 10 суток.
Штраф: *

Ст.121 ч.5
Нарушение правил пользования ремнями безопасности или шлемами.
Штраф: 51 грн.

Ст.121 ч.6
Управление водителем транспортным средством, не зарегистрированным или не перерегистрированным в установленном порядке, без номерного знака или с номерным знаком, который не принадлежит этому средству или не отвечает требованиям стандартов, или с номерным знаком, закрепленным в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров, перевернутым или неосвещенным.
Штраф: 170 грн.

Ст.121 ч.7
Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных ст. 121 ч.6;
* Штраф или общественные работы на срок от тридцати до сорока часов, с оплатным изъятием транспортного средства или без такового.
Штраф: 255 грн.*

Ст.122(2)
Невыполнение водителями требований полицейского, а водителями военных транспортных средств — требований должностного лица военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины об остановке транспортного средства.
* Штраф или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев.
Штраф: 153 грн.*

Ст.122(4)
Оставление водителями транспортных средств, другими участниками дорожного движения в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, к которому они причастны.
* Штраф или общественные работы на срок от 30 до 40 часов, или административный арест на срок от 10 до 15 суток.
Штраф:255 грн.*

Ст.122(5)
Нарушение требований законодательства относительно установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.
* Штраф с конфискацией специальных световых или звуковых сигнальных устройств.
Штраф: 8500 грн.*

Ст.122 ч.1
Превышение водителями транспортных средств установленных ограничений скорости движения более чем на двадцать километров в час, нарушение требований дорожных знаков и разметки, правил перевозки грузов, буксировки транспортных средств, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, а также нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам.
Штраф:255 грн. или 50 штрафных балла

Ст.122 ч.2
Нарушение водителями транспортных средств правил проезда перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, нарушение правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, расположения транспортных средств на проезжей части, нарушение правил движения по автомагистралям, пользования внешними осветительными приборами или предупреждающими сигналами при начале движения или изменении его направления и их самовольное переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов, пользование водителем во время движения транспортного средства средствами связи, не оборудованными техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения ими неотложного служебного задания), а также нарушение правил учебной езды.
Штраф: 425 грн. или 50 штрафных балла

Ст.122 ч.3
Превышение водителями транспортных средств установленных ограничений скорости движения более чем на 50 километров в час, непредоставление преимущества в движении транспортным средствам аварийно-спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, которые двигаются с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами , непредоставление преимущества маршрутным транспортным средствам, в том числе нарушения правил движения и остановки на полосе для маршрутных транспортных средств, а также нарушение правил остановки, стоянки, которые создают препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения.
Штраф: 510 грн.

Ст.122 ч.4
Нарушения, предусмотренные частями первой, второй или третьей данной статьи, которые вызвали создание аварийной обстановки, а именно: заставили других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять другие меры по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан, подтвержденные фактическими данными, а именно: объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, свидетелей, показаниями технических приборов и средств фото-и видеонаблюдения и другими документами.
* Штраф или лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года.
Штраф: 680 грн.*

Ст.122 ч.5
Остановка или стоянка транспортных средств на местах, обозначенных соответствующими дорожными знаками или дорожной разметкой, на которых разрешена остановка или стоянка только транспортных средств, которыми управляют водители с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью (кроме случаев вынужденной стоянки), а так же создание препятствий водителям с инвалидностью или водителям, которые перевозят людей с инвалидностью, в остановке или стоянке управляемых ими транспортных средств, неправомерное использование на транспортном средстве опознавательного знака «Водитель с инвалидностью».
Штраф: 1020-1700 грн.

Ст.123 ч.1
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения через железнодорожный переезд, кроме нарушений, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.
Штраф: 340 грн.

Ст.123 ч.2
Въезд на железнодорожный переезд лицом, управляющим транспортным средством, в случаях, когда движение через переезд запрещено.
* Штраф с платным изъятием транспортного средства у его владельца или без такового или лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с платным изъятием транспортного средства у его владельца или без такового или административный арест на срок от 7 до 10 суток с платным изъятием транспортного средства у его владельца или без такового.
Штраф: 850 грн.*

Ст.123 ч.3
Нарушение, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное водителем транспортного средства во время предоставления услуг по перевозке пассажиров или при перевозке опасных грузов;
* Тянет за собой лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех лет с оплатным изъятием транспортного средства у его владельца или без такового или административный арест на срок от 10 до 15 суток с оплатным изъятием транспортного средства у его владельца или без такового.
Штраф: *

Ст.124
Нарушения участниками дорожного движения Правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества.
* Штраф или лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года. Примечание. Лицо, гражданско-правовая ответственность которого застрахована, освобождается от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, при условии, что участники ДТП воспользовались правом совместно составить сообщение об этом происшествии в соответствии с Законом Украины «О обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».
Штраф: 340 грн.*

Ст.124(1)
Непредоставление должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами транспортных средств, принадлежащих им, полицейским и медицинским работникам, а также непредоставление военных транспортных средств должностным лицам Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины в установленных законом безотлагательных случаях.
Штраф: 68 грн.

Ст.125
Другие нарушения правил дорожного движения, кроме предусмотренных статьями 121-128, частями первой и второй статьи 129, статьями 139 и 140 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
* Влекут за собой предупреждение.
Штраф: *

Ст.126 ч.1
Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе или не предъявившим для проверки удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационного документа на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки на транспортное средство, а также полиса (договора) обязательного страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата «Зеленая карта»).
Штраф: 425 грн.

Ст.126 ч.2
Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления таким транспортным средством, или передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления таким транспортным средством.
* Примечание: Положения частей первой и второй настоящей статьи не применяются к лицам, которые в установленном порядке обучаются вождению транспортного средства.
Штраф: 510 грн.*

Ст.126 ч.3
Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами.
Штраф: 510 грн.

Ст.127 ч.1
Неповиновение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, невыполнение других правил дорожного движения.
Штраф: 51 грн.

Ст.127 ч.2
Нарушение Правил дорожного движения лицами, которые управляют велосипедами, гужевым транспортом, и погонщиками животных.
Штраф: 85 грн.

Ст.127 ч.3
Те же нарушения, совершенные лицами, указанными в частях первой или второй этой статьи, которые находятся в состоянии опьянения.
Штраф: 136 грн.

Ст.127 ч.4
Нарушения, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки.
Штраф: 170 грн.

Ст.128(1) ч.1
Нарушение или невыполнение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности во время изготовления и ремонта транспортных средств и деталей к ним или установки на них других предметов дополнительного оборудования, не предусмотренного конструкцией транспортного средства, а также при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и дорожных сооружений.
Штраф: 1700 грн.

Ст.128(1) ч.2
Нарушения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие повреждение транспортных средств, грузов, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества.
Штраф: 2550 грн.

Ст.130 ч.1
а) управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции,
б) передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов,
в) отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения освидетельствования на состояние опьянения или относительно употребления таких лекарственных препаратов
* Для водителей — штраф в размере 10 200 грн с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год.
Для других лиц (не имеют водительских прав) — штраф в размере 10 200 грн.
Штраф: 10200 грн.*

Ст.130 ч.2
Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных ч.1 Ст.130.
* Для водителей — штраф в размере 20 400 грн с лишением права управления транспортными средствами на срок 3 года. Для других лиц — штраф в размере 20 400 грн с оплачиваемым изъятием транспортного средства или без такового.
Штраф: *

Ст.130 ч.3
Действия, предусмотренные ч.1 ст. 130, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за:

а) управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих его внимание и скорость реакции,
б) отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения или относительно употребления таких лекарственных препаратов.
* Для водителей — штраф в размере 40 800 грн с лишением права управления транспортными средствами на срок 10 лет.
Для других лиц — штраф в размере 40 800 грн с оплачиваемым изъятием транспортного средства или без такового.
Штраф: *

Ст.130 ч.4
Употребление водителем транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия с его участием алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме входящих в официально утвержденный состав аптечки или назначенных медицинским работником), или после того, как транспортное средство было остановлено по требованию полицейского, до проведения уполномоченным лицом медицинского осмотра с целью установления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, которые снижают его внимание и скорость реакции, до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
* Для водителей — штраф в размере 20 400 грн или административный арест на срок 15 суток, с лишением права управления транспортными средствами на срок 3 года.
Штраф: *

Ст.132(1)
Нарушение правил перевозки опасных грузов, правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам или железнодорожным переездам.
* Штраф для водителей: 510 грн, для ответственных должностных лиц: 680 грн.
Штраф: 510 грн.*

Ст.133(1) ч.1
Осуществление регулярных перевозок пассажиров на постоянных маршрутах без заключения договора на перевозку пассажиров автомобильным транспортом или без паспорта маршрута.
Штраф: 510 грн.

Ст.133(1) ч.2
Нарушение правил предоставления услуг по перевозке организованных групп детей или туристов.
* Штраф для водителей: 595 грн, для должностных лиц: 680 грн.
Штраф: 595 грн.*

Ст.133(1) ч.3
Отклонение от определенного маршрута движения автобуса или маршрутного таксомотора, незаезд на автостанцию ​​(автовокзал), если такой заезд предусмотрен расписанием движения автобуса или маршрутного таксомотора.
Штраф: 34 грн.

Ст.133(1) ч.4
Осуществление перевозок пассажиров такси, в которых не установлен или не работает таксометр.
Штраф: 51 грн.

Ст.133(1) ч.5
Перевозка пассажиров или грузов водителем, который не прошел ежесменного предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств, или перевозка без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Штраф: 510 грн.

Ст.133(2)
Осуществление внутренних автомобильных перевозок пассажиров и грузов на территории Украины транспортными средствами, зарегистрированными в других государствах, или международных двусторонних или транзитных перевозок пассажиров и грузов без соответствующего разрешения, а также нарушение особых условий и правил, указанных в лицензии на осуществление международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов.
Штраф: 340-1700 грн.