Какие органы осуществляют государственный контроль и надзор

Какие органы осуществляют государственный контроль и надзор

Государственный контроль (надзор)

Государственные контрольные (надзорные органы), виды и формы
государственного контроля
(надзора), порядок проведения контрольных мероприятий

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Указом Президента РФ от 11 сентября 1997 года N 1010 функции государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ возложены на Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов (Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области).

Государственный надзор за деятельностью в области связи и информатизации возлагается на Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Управления по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации являются государственными учреждениями и находятся в ведении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) проводится Госстандартом России.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 779 установлено, что Федеральный горный и промышленный надзор России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности. На него возлагается соответствующее нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функций в области промышленной безопасности. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, имеет подведомственные ему территориальные органы.

Государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе осуществляет Госатомнадзор России.

Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации. Органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Государственный геологический контроль осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возлагается на инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а в некоторых случаях – на органы государственных внебюджетных фондов.

Контроль и надзор в области безопасности дорожного движения, контроль и надзор за техническим состоянием автотранспортных средств осуществляет Государственная Автомобильная Инспекция.

Государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления возложен на Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекцию), являющейся подразделением Министерства экономического развития Российской Федерации.

Надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды; надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией; надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования; надзор в период ответственности изготовителя и (или) поставщика за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и наличием соответствующего сертификата; регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации); проведение периодических государственных технических осмотров и регистрацию залога регистрируемых ими машин и некоторые другие функции осуществляют органы гостехнадзора.

Контроль за исполнением требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Минфина России, связанных с проведением страховой деятельности; контроль за обоснованностью установленных страховщиками размеров страховых тарифов, обеспечением платежеспособности и иных требований их финансовой устойчивости; контроль за соблюдением установленных правил формирования и размещения страховых резервов; изучение и обобщение практики страховщиков, страховых посредников и представление в Министерство финансов Российской Федерации предложений по совершенствованию страхового надзора, законодательства о страховании; рассмотрение и анализ представляемой страховщиками бухгалтерской и статистической отчетности; рассмотрение заявлений, жалоб физических лиц и обращений юридических лиц по вопросам, связанным с осуществлением страхования – эти функции осуществляет инспекция страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда – это деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений работодателями требований охраны труда, осуществляемая посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и привлечения виновных к ответственности.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе и об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда.

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях, наряду с Федеральной инспекцией труда, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

К числу таких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Прокуратура РФ не является специализированным органом по надзору и контролю в сфере труда. Но поскольку трудовое законодательство входит в общую систему законодательства, прокуратура уполномочена осуществлять надзор также и в этой сфере.

Понятие и виды федерального государственного контроля надзора

Главная > Реферат >Государство и право

Омский юридический институт

Курсы повышения квалификации

государственной гражданской службы

Управления федеральной службы по ветеринарному и

фитосанитарному надзору по Омской области

Тема: Понятие и виды федерального государственного контроля (надзора)

слушателя курсов ПК

заместителя начальника отдела

Мосина Евгения Вячеславовича

Понятие федерального государственного контроля (надзора)………3

Виды федерального государственного контроля (надзора)…………..6

Проблемы в осуществлении федерального государственного контроля (надзора)………………………………………………………………. 8

Пути решения проблем в осуществлении государственного федерального контроля (надзора)………………………………………………..9

Понятие федерального государственного контроля (надзора)

Конституцией Российской Федерации определено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

В соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определена правовая основа, основные принципы, а также деятельность Правительства Российской Федерации по организации исполнения законов и иных правовых актов.

Таким образом, исполнительная власть – это вид государственной власти, состоящий из нескольких форм её осуществления, направленных на определение порядка, а также непосредственную реализацию принимаемых решений на федеральном уровне.

Государственный контроль (надзор) – одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции.

В настоящее время отдельные аспекты государственного контроля и надзора регулируются отдельными нормативными правовыми документами, базовым из которых до 1 июля 2009 года являлся Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а после Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении их деятельности.

Осуществление государственного контроля (надзора) федеральным органом исполнительной власти ни что иное как – Федеральный государственный контроль (надзор), порядок осуществления которого устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Виды федерального государственного контроля (надзора)

В целом, на федеральном уровне насчитывается около 30 видов государственного контроля (надзора), осуществляемых в порядке, определенном Федеральном законом Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также 15 специальных видов контроля (надзора), осуществляемых в порядке, установленном иными законами.

Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области, в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждённым приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 171 осуществляются следующие виды федерального государственного контроля (надзора):

государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства;

государственный контроль за обеспечением защиты сельскохозяйственных угодий от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами;

государственный пожарный надзор в лесах;

Контрольные полномочия осуществляют 30 федеральных органов исполнительной власти и контрольные органы 85 субъектов Российской Федерации.

Также к основным видам федерального контроля (надзора) следует относить контроль за исполнением отдельных Полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления субъектам Российской Федерации.

Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области осуществляется 2 вида указанного федерального контроля (надзора):

контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

На основании выше изложенного очевидным становится тот факт, что федеральный государственный контроль (надзор) условно разделяется на два основных направления:

Контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору.

Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора.

Проблемы в осуществлении федерального государственного контроля (надзора)

К основной группе проблем, связанных с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в Российской Федерации следует отнести дублирование разными органами отдельных функций по контролю и надзору, в том числе и дублирование между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Также отрицательным образом сказывается на эффективности осуществления государственного контроля и надзора установление предельно-минимальных сроков проведения отдельных мероприятий.

Пути решения проблем в осуществлении государственного федерального контроля (надзора)

Исключить дублирование разными органами отдельных функций по контролю и надзору, в том числе и дублирование между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

В рамках реализации Административной реформы в Российской Федерации, проводимой в период с 2005 по 2010 года необходимо продолжить разделение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, с последующим наделением федеральных органов исполнительной власти полномочиями по контролю за исполнением переданных полномочий.

Установление реальных сроков проведения отдельных мероприятий в рамках осуществления государственного контроля и надзора.

Конституция РФ – М., 2009, 36 стр.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 171 «О типовом положении о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

Государственный контроль (надзор) за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в области образования

Деятельность по государственному контролю (надзору) за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования регулируется Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 21.01.2009 № 9 (зарегистрирован Минюстом России 26.02.2009, регистрационный № 13442).

Данное направление курируется соответствующим Управлением Рособрнадзора (УПРАВЛЕНИЕ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).

Функции Рособрнадзора


Плановые и внеплановые проверки органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования

Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проведения плановых проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, который утверждается руководителем Рособрнадзора.

Мероприятие по надзору может проводиться в форме выездной или документарной проверки.

О проведении плановой проверки органы государственной власти субъектов Российской Федерации уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора, принимаемому при наличии следующих оснований:

  • истечение срока исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • обращение физических и (или) юридических лиц с жалобами на нарушения прав и законных интересов действиями (бездействием) организаций, связанные с невыполнением ими обязательных требований, иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;
  • поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Проверки полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования проводятся в части:


Проверки расходования органами государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области образования проводятся в части контроля за целевым использованием субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области образования.

Работа с обращениями по вопросу о нарушении законодательства

С вопросами или жалобами о нарушении законодательства могут обратиться как физические, так и юридические лица. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в Рособрнадзоре.

В случае, если вопросы, указанные в обращении, не входят в компетенцию Рособрнадзора, обращение направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением автора обращения о переадресации обращения.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 февраля 2015 г. № 48

О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. № 188 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.06.2016, 1/16439)

Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2015 г. № 90 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.02.2015, 1/15659)

Действие настоящего Указа приостановлено до 1 июня 2015 г. Указом Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2015 г. № 90

В целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, повышения эффективности надзора за безопасностью и качеством продукции, размещаемой на рынке Республики Беларусь:

1. Установить, что:

1.1. уполномоченные (компетентные) органы Республики Беларусь, ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в Республике Беларусь, определяются по каждому техническому регламенту Таможенного союза, Евразийского экономического союза Советом Министров Республики Беларусь;

1.2. государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза проводится на основе оценки рисков*;

* Для целей настоящего Указа под оценкой рисков понимается определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков для отнесения проверяемых субъектов к соответствующим группам риска, определенным (установленным) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 253, 1/11062).

1.3. систему органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в сфере потребительского рынка** составляют Государственный комитет по стандартизации, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство по чрезвычайным ситуациям, а также входящие в их состав (систему) контролирующие (надзорные) органы, наделенные соответствующими полномочиями (далее – надзорные органы);

** Для целей настоящего Указа под государственным контролем (надзором) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в сфере потребительского рынка понимается деятельность органов государственного контроля (надзора) по обеспечению соответствия продукции, находящейся на стадии обращения в Республике Беларусь, требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

1.4. надзорные органы при проведении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза обязаны использовать контрольный список вопросов (чек-лист);

1.5. надзорные органы в пределах своей компетенции реализуют единую государственную политику в области обеспечения безопасности и качества продукции, а также организуют и осуществляют:

Государственный комитет по стандартизации – государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и показателей, не включенных в технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, но задекларированных изготовителем (продавцом, поставщиком, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или эксплуатационной документации;

Министерство здравоохранения – государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных в технических регламентах Таможенного союза, Евразийского экономического союза;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия – контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области ветеринарии, обеспечения качества зерна и комбикормов, безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продовольственного сырья и пищевых продуктов;

Министерство антимонопольного регулирования и торговли – государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей;

Министерство по чрезвычайным ситуациям – государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной и промышленной безопасности.

2. В случаях установления по результатам проверки опасной продукции*, а также неправомерной выдачи (принятия) документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза предоставить право:

2.1. Главному государственному инспектору Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов, Главному государственному инспектору Республики Беларусь по государственному метрологическому надзору, первому заместителю Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь – главному государственному инспектору Республики Беларусь по пожарному надзору, заместителю Министра здравоохранения – Главному государственному санитарному врачу Республики Беларусь, заместителю Министра сельского хозяйства и продовольствия – главному государственному ветеринарному врачу Республики Беларусь – главному государственному ветеринарному инспектору Республики Беларусь и их заместителям:

выдавать юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания на запрет ввоза и (или) обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь;

направлять копии таких предписаний республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, в том числе таможенным органам, для предотвращения ввоза и (или) обращения такой продукции на территории Республики Беларусь;

принимать решение о прекращении (приостановлении) действия на территории Республики Беларусь документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Если документы об оценке соответствия выданы другим государством – членом Евразийского экономического союза, информация о принятом решении направляется в Государственный комитет по стандартизации для представления в десятидневный срок в Евразийскую экономическую комиссию и уполномоченные органы государства – члена Евразийского экономического союза, на территории которого выданы указанные документы;

2.2. руководителям надзорных органов или их заместителям в пределах компетенции выдавать соответствующему изготовителю (поставщику, продавцу, импортеру) предписание об изъятии (отзыве из обращения) опасной продукции.

* Для целей настоящего Указа под опасной продукцией понимается продукция, классифицируемая по одному или нескольким следующим признакам:

не отвечающая требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза по ее безопасности для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды;

которой изготовитель (продавец) умышленно придал внешний вид и (или) отдельные свойства определенного вида продукции, но при этом она не может быть идентифицирована как продукция, за которую выдается.

10. Нарушение ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований и процедур, установленных в технических регламентах Таможенного союза, Евразийского экономического союза, предоставление недостоверных данных для процедуры ветеринарной сертификации –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от ста до двухсот базовых величин, на юридическое лицо – от двухсот до пятисот базовых величин.

Пункты 11 и 12 действуют в части нормы об ответственности, предусмотренной пунктом 10 настоящего Указа

11. Предоставить право:

11.1. составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных:

в пунктах 3, 5, 7 настоящего Указа, – уполномоченным должностным лицам органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов, органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также уполномоченным должностным лицам органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли;

в пунктах 3–5, 7–9 настоящего Указа, – уполномоченным должностным лицам органов, осуществляющих государственное регулирование в области стандартизации;

в пунктах 3, 6, 7 настоящего Указа, – уполномоченным должностным лицам органов государственного санитарного надзора;

в пунктах 3, 7, 10 настоящего Указа, – уполномоченным должностным лицам органов государственного ветеринарного надзора;

в пунктах 3–7, 10 настоящего Указа, – уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля;

11.2. рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных:

в пунктах 3, 7, 10 настоящего Указа, – районному (городскому) суду (судье);

в пунктах 3, 5, 7 настоящего Указа, – уполномоченным должностным лицам органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям (по протоколам, составленным уполномоченными должностными лицами этих органов);

в пунктах 3–7, 10 настоящего Указа, – уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля (по протоколам, составленным уполномоченными должностными лицами этих органов);

в пунктах 4, 5, 8, 9 настоящего Указа, – уполномоченным должностным лицам органов, осуществляющих государственное регулирование в области стандартизации (по протоколам, составленным уполномоченными должностными лицами этих органов);

в пункте 6 настоящего Указа, – уполномоченным должностным лицам органов государственного санитарного надзора (по протоколам, составленным уполномоченными должностными лицами этих органов).

12. Административные взыскания за правонарушения, указанные в пунктах 3–10 настоящего Указа, могут налагаться не позднее трех лет со дня их совершения, а по длящимся нарушениям – не позднее шести месяцев со дня их обнаружения.

13. Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 253, 1/11062; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2012, 1/13654; 30.07.2013, 1/14414) следующие дополнения и изменение:

13.1. подпункт 9.2 пункта 9 дополнить абзацем шестнадцатым следующего содержания:

«проведение государственного контроля (надзора) в отношении субъектов, относящихся к высокой группе риска, в части обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции. Такие проверки в рамках своей компетенции вправе проводить органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в сфере потребительского рынка и органы Комитета государственного контроля;»;

13.2. в перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденном этим Указом:

графу «Сфера контроля (надзора)» пункта 1 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«контроль за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза»;

графу «Сфера контроля (надзора)» пункта 9 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных в технических регламентах Таможенного союза, Евразийского экономического союза»;

в графе «Сфера контроля (надзора)» пункта 16:

после абзаца первого дополнить графу абзацем следующего содержания:

«государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности»;

абзацы второй–восьмой считать соответственно абзацами третьим–девятым;

после абзаца третьего дополнить графу абзацем следующего содержания:

«государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области промышленной безопасности»;

абзацы четвертый–девятый считать соответственно абзацами пятым–десятым;

графу «Сфера контроля (надзора)» пункта 19 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

«контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области ветеринарии, обеспечения качества зерна и комбикормов, безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

абзацы второй–седьмой считать соответственно абзацами третьим–восьмым;

графу «Сфера контроля (надзора)» пункта 21 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей»;

пункт 33 изложить в следующей редакции:

«33. Государственный комитет по стандартизации