Какие налоги платят некоммерческие организации в 2018 году

Налогообложение общественных организаций

В нашей стране деятельность общественных организаций легализована на уровне Закона Украины № 4572-VI от 22.03.12 «Об общественных объединениях».

Согласно ст.1 Закона 4572, общественная организация – это организационно-правовая форма общественного объединения, зарегистрированного со статусом юридического лица (как непредпринимательское общество). Учредителями общественной организации могут быть только физические лица.

К неприбыльным организациям относятся юридические лица, отвечающие следующим требованиям:

Первое: не являющиеся субъектами предпринимательства с целью получения прибыли.

Второе: не являющиеся плательщиками налога на прибыль.

Согласно п.133.4.6 НКУ, общественная организация может получить статус неприбыльной организации.

Неприбыльный статус организаций

Услуги нашего отдела бухгалтерского аутсорсинга – идеальный вариант для общественной организации: отсутствие наемных работников позволяет избежать необходимости предоставления отчетности в часть социальных фондов.

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

Для того чтобы общественная организация получила «неприбыльный» статус, согласно ст.133.4.1 НКУ, необходимо чтобы одновременно были выполнены четыре следующие условия:

Первое: быть созданной и зарегистрированной в строгом соответствии требованиям действующего законодательства, регулирующего деятельность неприбыльных организаций.

Второе: в учредительных документах присутствует положение о том, что прибыль по результатам деятельности организации не подлежит дальнейшему распределению между работниками, учредителями или связанными лицами.

Третье: учредительные документы содержат положение о том, что после ликвидации общественной организации ее имущество либо будет передано другой организации со статусом неприбыльной, либо поступит в доход государства.

Четвертое: такая общественная организация должна быть занесена в Реестр неприбыльных организаций. Те общественные организации, включение в Реестр которых было осуществлено до 01. 01. 2015 года, должны:

• До конца 2016 г. свои учредительные документы привести в соответствие положениям Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс», принятым в июле 2015 г. (данный нормативный акт внес изменения в определение понятия неприбыльной организации и расширил их список).
• До 1 января 2017 года предоставить заверенные надлежащим образом копии этих документов в территориальный орган ГФС по месту своей регистрации. Если в предоставленных документах не будет расхождений с новыми требованиями, общественная организация будет включена в новый Реестр.
• Организации, которые до 1 января 2017 года не приведут свои учредительные документы в соответствие новым требованиям, будут исключены из Реестра неприбыльных организаций.

Налог на прибыль

Общественная организация, включенная в Реестр неприбыльных организаций, не является плательщиком налога на прибыль. Но существуют ограничения в целевом использовании полученных доходов:

• Доходы общественной организации могут быть использованы только для покрытия издержек своей деятельности.
• Издержки деятельности общественной организации должны соответствовать положениям ее учредительных документов.

Если общественная организация использует часть своих доходов на цели, которые не соответствуют положениям ее учредительных документов, такая операция подлежит налогообложению на общих основаниях. Последствия такой операции довольно неприятны для налогоплательщика:

1. Уплата налога на прибыль на общих основаниях.
2. Потеря статуса неприбыльной организации.

Подоходный налог

Как и на любое юридическое лицо, на общественную организацию возлагаются обязанности налогового агента (начисление и выплата любых видов доходов физическим лицам), о чем она отчитывается по форме 1ДФ.

Для физических лиц, сделавших пожертвования в пользу общественной организации, предусмотрена льгота в виде 4-х процентной скидки от их общей величины облагаемого дохода (ст.166.3.2 НКУ).

Нецелевая благотворительная помощь, оказанная физлицу организацией, не облагается НДФЛ (НКУ, ст.170.7).

Прочие сборы и налоги

На сумму доходов, начисленных в пользу своих сотрудников, общественные организации уплачивают ЕСВ и военный сбор на общих основаниях.

После того, как общественная организация прошла государственную регистрацию, она приобретает статус юрлица и подлежит регистрации в обязательном порядке во всех фондах социального страхования.

Если организация в своем штате не имеет сотрудников, которым начисляется зарплата, представление отчетности в Фонд страхования несчастных случаев необязательно (основание — письмо Минтруда от 24.06.2008 г. № 343/020/99-08).

Независимо от наличия наемных сотрудников, общественные организации представляют отчетность в соцфонды по временной безработице и занятости населения.

Предпринимательская деятельность

Вопреки расхожему мнению, неприбыльный статус для общественной организации не является помехой в осуществлении операций, связанных с предпринимательской деятельностью (ст.21 Закона 475, ч.2, п.п.2). Однако, при этом необходимо соблюдение двух условий:

1. Предпринимательская деятельность (ее виды) должна быть предусмотрена в учредительных документах организации.
2. Осуществляемая организацией предпринимательская деятельность должна соответствовать целям, для достижения которых она была создана, и способствовать их достижению.

В Законе 4572 (ч.1 ст.24) говорится, что общественное объединение, имеющее статус юрлица, может распоряжаться, владеть и пользоваться … имуществом, которое ранее было:

• пожертвовано юридическими либо физлицами;
• поступило в результате операций, связанных с предпринимательскими видами деятельности;
• приобретено за собственные средства, которые были предоставлены в пользование (но не распоряжение) либо на прочих, не противоречащих законодательству основаниях.

Вместе с тем, Законом 4572 четко определен запрет распределения между участниками (членами) организации ее доходов и прочих видов активов (имущества). Недопустимо также их использование в интересах любого участника организации и его должностных лиц. Исключение составляют оплата труда, а также, и отчисления в социальные фонды. Таким образом, доход, полученный общественной организацией, должен быть направлен на обеспечение деятельности, ради которой она и была создана.

Налогообложение некоммерческой организации в 2018 году

Практика деятельности некоммерческих организаций заставляет их постоянно задумываться над вопросами налогообложения. Таким организациям приходится выяснять, какие системы налогообложения им доступны, какие типы налогов подлежат уплате в федеральный, региональный и местный бюджеты, как вести учет доходов и расходов. Система налогообложения некоммерческих организаций подразумевает соблюдение множества нюансов, разобраться в которых порой бывает очень трудно.

Многие сообщества, которые занимаются общественной деятельностью, проходят процедуру регистрации в виде некоммерческой организации (НКО). В качестве таких объединений могут выступать различные фонды, общества, религиозные организации и пр.

Большинство организаций используют такой способ регистрации по прямому назначению, то есть для осуществления социально значимой деятельности на благо общества. Для других, недобросовестных организаций, регистрация в качестве НКО становится способом ухода от налогов благодаря льготным налоговым схемам. Для пресечения таких случаев создан Федеральный закон №7-ФЗ и другие специальные нормы, регулирующие эти виды деятельности. В законодательстве прописано, как статус НКО влияет на систему налогообложения.

Независимо от целей, с которыми была зарегистрирована организация, она будет являться полноценным участником налоговых взаимоотношений, ведь в законе прописаны четкие механизмы налогообложения некоммерческих организаций. Однако стоит отметить, что некоммерческие организации не играют существенной роли в финансовой системе государства.

Некоммерческие организации делятся на три типа:

1. Негосударственные (общественные), которые финансируются из своей прибыли.
2. Государственные (муниципальные), которые финансируются из соответствующих бюджетов.
3. Автономные.

Налоговый кодекс РФ гласит, что любые некоммерческие организации должны точно так же предоставлять налоговые декларации с включением всех расчетов по налогам и сборам в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Также НКО должны вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, прописанных в российском законодательстве.

В бухгалтерской отчетности НКО, необходимой для налаживания системы налогообложения некоммерческой организации, должны содержаться сведения об уставной и коммерческой работе. НКО могут сами разрабатывать и принимать формы бухотчетности на основе образцов, представленных Российским министерством финансов.

Если НКО не ведет предпринимательскую деятельность, соответственно, сведения об этом отсутствуют, организация может отказаться от предоставления следующих документов строгой отчетности:

• Отчета о корректировке капитала (форма №3);
• Отчета о движении финансов (форма №4);
• Приложения к бухбалансу (форма №5);
• Пояснительной записки.

Организации, получающие бюджетное финансирование, также обязаны предоставлять сведения об использовании этих средств. Их вносят в форму, утвержденную Минфином РФ, и включают в общую бухгалтерскую отчетность. Подача бухотчетности сопровождается письмом, в котором указываются сведения обо всех документах, включенных в ее состав.

Эти два типа налогов чаще всего подлежат уплате при налогообложении некоммерческой организации. При их взимании в обязательном порядке учитываются льготы, обусловленные спецификой работы некоммерческих организаций.

Эта специфика заключается в следующем:

• Извлечение прибыли не является приоритетной задачей НКО (в соответствии с Гражданским кодексом РФ). А на предоставление некоторых видов услуг некоммерческие организации должны получать лицензию;
• НКО вынуждены предоставлять юридическим и физическим лицам определенные услуги на возмездной основе или осуществлять иную деятельность, приносящую доход, чтобы обеспечивать свою основную деятельность. При этом НКО официально не регистрируются как предприниматели.

Эти две особенности оказывают существенное влияние на то, как НКО отчитываются о своих доходах. Перечень типов прибыли, которая может не включаться в список налогообложения некоммерческой организации при использовании доходов по назначению, определяется приказом Минфина РФ. Чтобы получить такие льготы, должны быть выполнены определенные условия, которые также прописаны в законодательстве.

В первую очередь, необходимо начать вести раздельный учет любых целевых поступлений и использовать их только в соответствии с тем, на каких условиях они получаются. По окончании финансового периода НКО обязана предоставить в налоговый орган отчетность об использовании доходов.

Кроме того, должны учитываться не только целевые поступления, но и прочие доходы. Их можно условно разделить на два вида:

• Реализационные доходы, получаемые по итогам предоставления услуг и выполнения работ;
• Внереализационные доходы, получаемые из прочих источников, не связанных с работой НКО (пени и штрафы за неуплату членских взносов, прибыль от собственности, сдаваемой в наем, и пр.).

Несоблюдение любого из этих условий может привести к полной потере любых льгот.

Все перечисленные виды доходов, которые делают работу выгодной, подлежат обязательному налогообложению некоммерческой организации (в соответствии с гл. 25 НК РФ). Налогооблагаемая база – это разница между размерами полученных доходов (без НДС и акцизов) и расходов, обоснованных экономическими параметрами и подтвержденных документами.

К таким расходам относятся:

• Расходы на оплату труда работников;
• Материальные расходы;
• Амортизационные начисления;
• Прочие расходы.

В статье 41 Налогового кодекса РФ закреплено, что доходом может являться только экономическая выгода, получаемая НКО в натуральном или денежном эквиваленте. Таким образом, поступления, не принесшие НКО выгоды, налогами не облагаются (речь идет, к примеру, о транзитных платежах).

Документально подтвержденными могут считаться лишь те затраты, которые оформлены документально (договоры, авансовые отчеты и т.д.). Под экономически обоснованными подразумеваются траты, произведенные в соответствии с нормативами и правовыми актами, установленными в организации (командировочные, нормы расходования ГСМ и т.д.). Стоит отметить, что любые расходы могут производиться только в рамках той деятельности, которая имеет своей целью извлечение прибыли.

Налогообложение некоммерческих организаций, которые продают определенные товары или предоставляют какие-либо услуги, должно в обязательном порядке включать в себя НДС. Однако некоторые виды деятельности от этого налога могут освобождаться. Обратите внимание, что от НДС освобождаются именно определенные виды деятельности, а не организация в целом.

Чтобы познакомиться со списком услуг, по которым предусматриваются налоговые льготы, загляните в Налоговый кодекс РФ (глава 21, посвященная НДС). Коротко говоря, от налога на добавленную стоимость освобождаются все виды работ, которые считаются социально значимыми (например, присмотр за инвалидами и пенсионерами в муниципальных и государственных учреждениях социальной защиты населения). При этом на основе одной лишь социальной значимости работ НКО может и не получить льгот.

В перечень дополнительных требований также входят:

1. Наличие лицензии на право заниматься определенной деятельностью;
2. Соответствие предоставляемой услуги определенным требованиям, например, по срокам или месту предоставления.

Помимо двух главных налогов, которые обязаны уплачивать все организации, существует огромное количество мелких налогов и сборов, о которых также не следует забывать.

Государственная пошлина также является сбором, уплачиваемым в федеральный бюджет. При налогообложении некоммерческих организаций они уплачивают ее в случаях совершения юридически значимых действий: обращения в судебные инстанции для разрешения споров по финансово-хозяйственным вопросам. От уплаты государственной пошлины могут освобождаться как некоммерческие организации в целом, так и отдельные виды их деятельности.

В частности, от госпошлины освобождаются:

• Государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные ведомства, существующие за счет федерального бюджета. Обратите внимание, что организации, финансируемые из региональных и местных бюджетов, от уплаты государственной пошлины не освобождаются;
• Государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные объекты, где хранятся культурные ценности (они могут не уплачивать пошлину за вывоз этих ценностей);
• Общественные организации инвалидов — они полностью освобождаются от пошлин по любым нотариальным действиям, обращениям в суды различных уровней;
• Специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением — они могут не платить за исполнительные надписи о взыскании с родителей задолженности по уплате средств на содержание их детей в таких заведениях;
• Государственные и муниципальные ведомства — они освобождаются от уплаты пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимость в органах регистрации РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Ставка таможенной пошлины одинакова для всех, она не изменяется в зависимости от юридического и организационного статуса лица, перевозящего товары через таможню, типа сделки и иных критериев.

От таможенной пошлины освобождаются товары, а не юрлица. К числу освобожденных относятся:

• Товары, которые ввозятся в Россию или вывозятся из нее в качестве безвозмездной помощи и на благотворительные цели государств, правительств, международных организаций (в том числе оказание технического содействия);
• Гуманитарная помощь, ввозимая в Россию или вывозимая из нее, для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
• Учебные пособия для детсадов, школ, иных образовательных, а также лечебных заведений;
• Газеты, журналы, книги и иная печатная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

Предоставлять отчетность по этому виду налога должны все организации – даже те, которые имеют право на льготу. Заявлять об этом праве необходимо одновременно с представлением налоговых деклараций. Чтобы подсчитать среднегодовую цену собственности, необходимо знать ее остаточную стоимость – она служит основанием для расчетов. Остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества – это разность между его изначальной ценой и амортизацией, которая начисляется ежемесячно. Такой порядок расчета применяется на единых основаниях как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе (в том числе, в бюджетных организациях). В соответствии с налоговым кодексом РФ, ставка налога на имущество устанавливается в объеме 2,2%. Власти регионов могут ее снижать, поскольку весь объем собранного налога зачисляется именно в региональный бюджет субъекта РФ.

НКО можно разделить на три группы, каждая из которых имеет собственные системы налогообложения некоммерческих организаций в части уплаты налога на имущество.

В первую группу входят НКО, которые наделены федеральным законодательством безусловным правом на льготы на неопределенный срок. К этой категории относятся государственные научные организации; религиозные общества и объединения, обслуживающие имущество для религиозной работы (к примеру, культовые строения); организации, владеющие на разном праве памятниками истории и культуры всероссийского значения; ведомства уголовно-исполнительной сферы.

Ко второй группе относятся НКО, которые имеют условные льготы по налогу на имущество. Они освобождаются от его уплаты при определенных обстоятельствах. В эту категорию входят общества инвалидов, численность членов с ограниченными возможностями в которых составляет не менее 80%; общества, в штате которых состоит не меньше половины инвалидов.

Третья группа НКО состоит из некоммерческих партнерств и АНО (автономных некоммерческих организаций), автономных государственных и муниципальных ведомств, различных фондов (за исключением общественных). Эта группа лишена прав на льготы по налогу на имущество.

Региональные властные структуры могут не только снижать ставки налога на имущество, но и увеличивать список организаций, которые имеют право претендовать на такие льготы.

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает уплату НКО транспортного налога в общем порядке. Такие организации обязаны уплачивать взносы за любые зарегистрированные транспортные средства, находящиеся в их собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении (речь идет об автомобилях, водных и воздушных судах, снегоходах и пр.).

Земельный налог – это один из видов местного налога. Уплачивать его обязаны любые некоммерческие организации, которые имеют землю в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Земля в бессрочное пользование отдается предприятиям государственной и муниципальной собственности, казенным ведомствам, органам госвласти и местного самоуправления.

Ставка земельного налога составляет полтора процента от кадастровой стоимости земли. Полностью освобождены от его уплаты органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; общества инвалидов, являющиеся единственными собственниками земли, численность людей с ограниченными возможностями в которых составляет не меньше 80%; религиозные объединения.

Бюджетные организации, занимающиеся культурой и спортом, искусством, кинематографией, образованием, здравоохранением в соответствии с федеральным законодательством не имеют права на льготы по земельному налогу. Скидки им могут дать только местные органы власти.

Использование упрощенной системы налогообложения некоммерческой организации избавит ее от:

• Налога на прибыль;
• Налога на имущество;
• Налога на добавленную стоимость (НДС).

Однако организация должна будет уплачивать единый налог, который взимается при использовании упрощенки:

• При выборе типа налогообложения «Доходы» — 6% с любых поступлений, которые признаются доходом в соответствии с НК РФ;
• При избрании объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% от разности между доходами и расходами или 1% — минимальный налог при отсутствии такой разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Не забывайте, что целевые поступления, которые НКО получают и используют по назначению (согласно ч. 2 ст. 251 НК РФ), этим налогом не облагаются. При этом организация должна учитывать доходы и расходы по отдельности по всем полученным целевым поступлениям.

Гранты, целевые субсидии, пожертвования, членские взносы и взносы учредителей налогом не облагаются.

При использовании упрощенки руководитель фирмы может самостоятельно вести бухучет (то есть НКО может работать и без главбуха или специализированной аутсорсинг-компании, предоставляющей такие услуги в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Ранее упрощенная система налогообложения некоммерческих организаций имела и другие плюсы – сниженную ставку налога на зарплату сотрудников, отсутствие бухучета. Именно ради этого компании и переходили на упрощенку. Однако сейчас эти нормы исключены из Налогового кодекса РФ, поэтому никаких льгот, кроме описанных выше, УСН не предусматривает.

Можно сделать вывод, что использование УСН будет выгодным в следующих случаях:

1. Если НКО продает товары, выполняет работы и предоставляет услуги на территории РФ (в том числе социальные или платные услуги своим участникам и пр.);
2. Если НКО имеет в собственности имущество, которое учитывается на балансе фирмы в качестве основных средств. Речь идет о собственности, которая будет использоваться дольше 12 месяцев и стоит дороже 40 тысяч рублей – это помещения, автомобили, офисная техника и пр. Более подробные сведения о налогооблагаемом имуществе вы можете найти в соответствующей статье НК РФ.

Некоммерческая организация может перейти на упрощенную систему налогообложения, если:

• Ее доходы по итогам девяти месяцев работы не превышают 45 миллионов рублей (рассчитываются за год, в котором фирма подаёт заявление на переход к УСН);
• Средняя численность сотрудников фирмы не превышает ста человек (за отчетный период);
• У фирмы нет филиалов;
• Остаточная цена активов не превышает 100 миллионов рублей;
• Фирма не производит подакцизную продукцию.

Переход к упрощенной системе налогообложения некоммерческих организаций осуществляется с 1 января следующего года. Уведомить налоговый орган необходимо до 31 декабря года текущего. В уведомлении необходимо указать выбранный объект налогообложения, остаточную цену основных средств и объем доходов к 1 октября текущего года (то есть года, предваряющего тот, в котором будет осуществляться переход). Новые организации могут перейти к УСН не позже чем через месяц после даты постановки на учет в налоговой службе.

Таким образом, НКО, которые финансируются в рамках соцпроектов (грантов или субсидий), а также из членских взносов и пожертвований, при этом не имея в собственности дорогого имущества (дороже 40 тысяч рублей) со сроком использования больше года, не будут чувствовать на себе принципиальных различий между обычной и упрощенной системой налогообложения некоммерческих организаций.

Как только фирма получает в распоряжение какой-либо объект налогообложения некоммерческой организации (к примеру, в рамках соцпроекта покупает автомобиль или ноутбук, стоимость которого превышает 40 тысяч рублей), она должна заплатить по нему соответствующий налог до момента перехода к УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, крупные покупки обычно планируются предприятиями загодя, поэтому НКО может рассчитать, когда приобретение такого имущества будет наиболее выгодным (к примеру, можно подать уведомление о переходе к УСН до 31 декабря текущего года, а совершить сделку уже после 1 января следующего года).

Таким образом, некоммерческая организация может не спешить переходить к УСН, пока в этом не появится острой необходимости. При этом использование УСН также не требует существенных расходов, а документооборот при ней увеличивается незначительно: всего на один документ, сдаваемый раз в год, – декларацию по единому налогу, выплачиваемому из-за перехода к УСН.

Если компания практически не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность (а большинство только что открывшихся НКО даже не заводят себе расчетный счет, а осуществляют все расходы из личных средств, которые не подлежат оформлению), УСН можно и не внедрять – это позволит немного сократить временные затраты на подготовку и сдачу нулевой отчетности.

Если компания планирует осуществлять мероприятия по собственному развитию, следует начать применение упрощенной системы сразу же, чтобы в дальнейшем не корректировать график продаж и организацию новых типов деятельности под сроки перехода к УСН.

Первым делом давайте узнаем, какие именно организации называются автономными. Это те фирмы, которые основаны на общественных началах и служат целям науки, культуры, спорта, здравоохранения и пр. Такая организация может быть создана как юридическими, так и физическими лицами. Доля каждого учредителя в общем капитале организации не должна превышать одну четверть. Каждый акционер передает свою собственность автономной некоммерческой организации безвозвратно. При этом учредитель не отвечает за потери организации, а сама АНО не расплачивается по обязательствам учредителей.

Чаще всего учредители автономных некоммерческих организаций задают вопросы о возможности применения упрощенной системы налогообложения некоммерческих организаций или налога на вмененный доход. Обе эти системы могут применяться в автономной общественной организации.

Как уже отмечалось выше, существует два вида уплаты налогов по УСН. Они отличаются друг от друга процентной ставкой. Так для вида «Доходы» она равна 6%, а для вида «Доходы – Расходы» – 15%. Следует точно рассчитать, какая экономическая составляющая будет облагаться большими ставками в вашей конкретной ситуации. Так в первом случае налог рассчитывают только от прибыли. Во втором проценты исчисляют от разницы между прибылью и затратами.

Чтобы проиллюстрировать методику вычислений, рассмотрим схему действия различных видов упрощенного налога на примере. Общественная организация «ВВВ» в течение определенного налогового периода получила прибыль в размере 485 тысяч руб. При этом на достижение целей она потратила 415 тысяч.

Для начала выполним расчеты по системе «Доходы». Для этого нужно перемножить прибыль организации и процентную ставку:

485 тысяч руб. * 6% = 29,1 тысяч руб.

Теперь рассчитаем налогообложение по типу «Доходы – Расходы». Для этого нам нужно вычесть из прибыли расходы и умножить полученный результат на процентную ставку:

(485 тысяч руб. – 415 тысяч руб.) * 15% = 10,5 тысяч руб.

В этой ситуации становится понятно, какую систему налогообложения некоммерческой организации следует выбрать. Не забывайте, что этот выбор индивидуален для каждой отдельно взятой компании. Он находится в строгой зависимости от сферы деятельности фирмы. Далеко не всегда система, подошедшая одной организации, будет выгодной и для другой, пусть даже аналогичной. Поэтому, прежде чем выбирать тип упрощенки, выполните простые подсчеты. Они сделают работу фирмы более экономичной.

Теперь подсчитаем ЕНВД. Для его вычисления возьмем специальную формулу:

ЕНВД = Б * П * К * КК * 15%.
Б – базовая доходность компании – уровень дохода, который устанавливается государством для каждого вида деятельности в отдельности.
П – физический показатель – число, установленное для каждого вида работ в отдельности в зависимости от числа сотрудников, рабочей территории и т.д.
КД – коэффициент дефляции, который устанавливается государством каждый год и учитывает целый спектр показателей.
КК – корректирующий коэффициент, предусмотренный органами местного самоуправления. Устанавливается для каждого региона с учетом его особенностей.

Чтобы рассчитать этот налог, нужно учесть тип деятельности компании и критерии, установленные государством и органами местного самоуправления.

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает своевременную сдачу отчетности по всем видам уплачиваемых сборов. Для каждого из них предусмотрены свои сроки подачи деклараций, они прописаны в различных главах НК РФ.

Чаще всего календари подачи декларации составляются на каждый год, в них указываются виды отчетов и сроки их подачи. Такие календари содержатся в правовых базах.

Для примера рассмотрим сроки представления нескольких главных типов налоговых деклараций:

• Единый (упрощенный) налоговый отчет. Подается налогоплательщиками, деятельность которых не приводит к движению денежных средств на их счетах в банках или в кассе, не имеющими объектов налогообложения по соответствующим налогам (20.01, 20.04, 20.07, 20.10).
• Отчет по налогу на добавленную стоимость. Подается каждый квартал не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
• Декларация по налогу на прибыль. Подается налогоплательщиками, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.
• Отчетность по единому налогу по упрощенной системе. Сдается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим.

Налог с продаж 2018
Наследование 2018
Национальная экономика 2018
Начисление заработной платы 2018
НДФЛ 2018

Назад | | Вверх

Минфин уточнил, какие налоги должны платить религиозные организации

Минфин не планирует изменять порядок уплаты налогов для религиозных организаций. Такой вывод можно сделать из письма от 27.02.2018 N 03-01-11/12101, в котором Минфин уточнил, какие налога уплачиваются религиозными организациями.

В ведомстве отмечают, что религиозные организации создаются для удовлетворения духовных потребностей граждан и являются одной форм некоммерческих организаций.

При этом все НКО признаются плательщиками налога на прибыль на общих основаниях.

Вместе с тем, НКО платят налог только с прибыли, полученной в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Средства целевого финансирования и целевых поступлений в базу по налогу на прибыль не включаются.

В Минфине считают, что налогообложение налогом на прибыль некоммерческих организаций в достаточной степени урегулировано главой 25 НК РФ и в дальнейшем изменении не нуждается.

Соответственно, в министерстве намерены сохранить действующий порядок уплаты налогов для таких организаций.

Кроме того, религиозные организации являются плательщиками транспортного налога, налога на имущество и земельного налога.

Между тем, учитывая социальный характер осуществляемой религиозными организациями деятельности, им предоставлены следующие налоговые льготы:

  • по налогу на имущество организаций — в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
  • по земельному налогу — в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В отношении иного имущества, а также транспортных средств религиозные организации платят налоги в общем порядке. При этом о планах изменить порядок уплаты имущественных налогов для религиозных НКО Минфин не сообщает.

Отчетность общественных организаций в 2018 году

Законом Украины (ЗУ) «Об общественных объединениях» общественным объединением признано добровольное объединение физических лиц и/или юридических лиц частного права для осуществления и защиты прав и свобод, удовлетворения общественных интересов, в частности экономических, социальных, культурных, экологических и иных. Общественная организация может функционировать со статусом юридического лица или без такового.

Один из видов общественного объединения — общественная организация, под которой законодательство подразумевает объединение, учредителями и членами (участниками) [далее — членами] которого являются физические лица.

Следует отличать общественную организацию от иных форм объединения граждан, таких как политические партии, религиозные организации, непредпринимательские общества, ассоциации органов местного самоуправления, саморегулируемых организаций и непредпринимательских обществ, деятельность которых регулируют другие нормативно-правовые акты.

Общественная организация в форме юридического лица, созданные ею другие юридические лица (общества, предприятия) [далее — юр.лица] обязаны вести бухгалтерский учет, финансовую и статистическую отчетность, быть зарегистрированными в органах доходов и сборов и платить в бюджет обязательные платежи в соответствии с законодательством. В порядке, определённом законами Украины, общественным объединениям и созданным ими юридическим лицам могут быть предоставлены льготы, в том числе по налогообложению.

Основная черта общественной организации, отличающая её от иных форм объединения граждан — цель создания и неприбыльность. Отсутствие имущественного интереса предполагает, что члены общественной организации не имеют права на долю имущества общественного объединения и не отвечают по его обязательствам. Доходы или имущество (активы) общественного объединения не подлежат распределению между его членами и не могут быть использованы для выгоды любого отдельного члена такого объединения, его должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные взносы).

Если организация имеет статус неприбыльности, это значит, что ее устав содержит запрет на распределение полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей и членов организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса и налога на доходы физ. лиц), членов органов управления и других связанных с ними лиц. Такая организация должна быть внесена в Реестр неприбыльных учреждений и организаций [далее — реестр].

Неприбыльная организация вправе использовать полученный доход (прибыль) только на свое содержание, осуществление целей и направлений деятельности, которые прописаны в его учредительных документах.

В 2016 г. появились новые требования к неприбыльным организациям, в т.ч. в части порядка их включения в реестр и исключения из реестра. Исходя, из этого все общественные организации, чтобы не потерять статус неприбыльности, должны были до 1 июля 2017 г. внести необходимые изменения в учредительные документы и подать их копии в контролирующие органы.

Наряду с общественной организацией к неприбыльным могут также быть отнесены: общественные объединения; благотворительные организации; политические партии; религиозные организации; учреждения; пенсионные фонды; объединение совладельцев многоквартирных домов (ОСМД); ассоциации владельцев жилых домов; творческие союзы; ассоциации, союзы и другие объединения юридических лиц; жилищно-строительные кооперативы; дачные (дачно-строительные), садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (товарищества); профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов; организации работодателей и их объединения.

Отчетность неприбыльной организации урегулирована Налоговым кодексом Украины (далее — НКУ), ЗУ «О государственной статистике» и иными нормативными актами, принятыми во исполнение указанных законов.

Так как общественные объединения не ведут коммерческую деятельность, они освобождены от уплаты налога на прибыль. Но вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность они обязаны.

Основной отчет, который все некоммерческие организации представляют в фискальную службу — это отчет об использовании доходов (прибылей) некоммерческой организации. Подавать его нужно один раз в год в течение 60 дней с момента завершения отчетного (налогового) года. Обращаем ваше внимание, что 17 июня 2016 г. была утверждена новая форма этого отчета приказом Министерством финансов №553.

Кроме этого необходимо подавать годовую финансовую отчетность (баланс и отчет о финансовых результатах): в органы статистики не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным, в фискальной службы — в течение 60 дней с момента завершения отчетного (налогового) года вместе с отчетом об использовании доходов, так как финотчетность есть его неотъемлемой частью.

Профсоюзы представляют отчет об использовании доходов только в случае, если нарушили статус неприбыльности.

Если в общественной организации есть сотрудники, то ежемесячно (до 20 числа) нужно подавать отчет по единому социальному взносу (ЕСВ), а ежеквартально — отчет 1ДФ (в течение 40 календарных дней с момента завершения отчетного периода). Если сотрудников нет, отчетность не нужно подавать, но рекомендуем письменно уведомить об этом налоговую.

Наличие у организации недвижимости, земельных участков, транспортных средств делают обязательным отчетность по данным объектам налогообложения согласно перечня операций, подлежащих налогообложению.

Несмотря на статус неприбыльности, общественная организация или другая некоммерческая, может быть плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС). В таком случае, необходимо также сдавать в налоговую и отчет по НДС, сдавая декларацию 1 раз в месяц или квартал.

Кроме того, для неприбыльной организации в зависимости от специфики ее деятельности могут быть предусмотрены и другие виды налогов, а, следовательно, и отчетности (налог на недвижимость, земельный налог и прочее).

Если неприбыльная организация нарушила статус неприбыльности, то есть использовала полученные доходы по нецелевому назначению, она также должна подавать отчет об использовании доходов (прибылей) некоммерческой организации, но с начала года по месяц, в котором имело место нарушение (до 20 числа следующего месяца). В отчете нужно указывать объект налогообложения и сумму налога на прибыль.

Далее с месяца нарушения и по 31 декабря соответствующего года нужно ежеквартально подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль (с нарастающим итогом) и платить налог, а также ежеквартально предоставлять финансовую отчетность.

Организация, которая нарушила статус неприбыльности, будет исключена из Реестра и должна в дальнейшем платит налог и направлять отчеты, как и все юридические лица, ведущие коммерческую деятельность.

С 2018 г. направление финансовой отчетности стало обязательным. Все неприбыльные организации представляют отчет в одной форме. А значит не все строки нужно заполнять для общественных объединений или благотворительных организаций. У каждого своя специфика. В случае, когда организация не имела бюджетного финансирования — то, соответственно поле «для бюджетного учреждения» будет с прочерком.

Формы отчётности утверждены письмом Государственной фискальной службы (ГФС) от 19 июля 2017 г. №19001/7/99-99-15-02-01-17.

Отчет стал проще. Но вместе с тем возникли вопросы о том, как доходы и расходы вносить в те или иные строки. И если форма отчета в дальнейшем не будет изменена, со временем множество вопросов отпадут.

Право не подавать отчетность (т.е. не подавать отчет и финансовую отчетность как приложение к нему) существует на основании п.49.2 ст.49 НКУ, если не возникают объекты налогообложения, или в случае отсутствия показателей, подлежащих декларированию.

Естественно за нарушение сроков подачи отчетности НКУ предусмотрены санкции в виде штрафов за несвоевременную подачу отчетности либо за неподачу отчетности.

Отсутствие доходов у юридического лица автоматически не придает ему статуса неприбыльности. Такой статус должен быть подтвержден еще и включением общественной организации в Реестр.

С принятием ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» предусмотрены изменения критериев определения неприбыльности организации в соответствии с пунктом 133.4 ст.133 НКУ и создан новый Реестр, порядок ведения которого утвержден постановлением Кабинета министров Украины (КМУ) от 13 июля 2016 г. №440 «Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включение неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра» [далее- Порядок].

Старый Реестр функционировал только в отношении религиозных организаций. Другим неприбыльным организациям было предложено в срок до 01 июля 2017 г. подтвердить статус неприбыльности в соответствии с новыми требованиями налогового законодательства. Организации, подтвердившие соответствие их учредительных документов требованиям п.133.4 НКУ были перенесены в новый Реестр, остальные потеряли статус неприбыльности и были исключены из Реестра.

Создание и ведение Реестра возложена на ГФС, которая осуществляет: ведение учета неприбыльных организаций, выполнение функций администратора базы данных (накопление, анализ данных, контроль за достоверностью и актуализацией данных, их хранение, защита, контроль за правом доступа и т.п.); автоматизированное ведение базы Реестра; разработку нормативных документов о создании, ведении и пользовании данными Реестра.

Реестр создан с целью обеспечения:

— соблюдения единых принципов идентификации неприбыльных организаций, а также ведение их учета контролирующими органами;

— контролирующих органов сведениями, содержащимися в Реестре, для осуществления контроля за некоммерческими организациями — неплательщиками налога на прибыль в соответствии с п.133.4 ст.133 НКУ;

— организации проведения сплошного и выборочного анализа;

— предоставления сведений Реестра в соответствии с законодательством.

В Реестр включают неприбыльные организации — юридические лица по коду согласно ЕГРПОУ с указанием признака неприбыльности организации присвоенным по отдельным группам предприятий, учреждений и организаций в соответствии с подпунктом 133.4.6 п.133.4 ст.133 НКУ.

Включение неприбыльной организации в Реестр осуществляет контролирующий орган (подразделение ГФС) в соответствии с «Порядком ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра» (утвержден Постановлением КМУ от 13 июля 2016 г. № 440).

Вновь зарегистрированные учреждения и организации, которые подали в установленном порядке документы для внесения в Реестр во время или в течение 10 дней со дня государственной регистрации и которые по результатам рассмотрения таких документов внесены в Реестр, для целей налогообложения получают статус некоммерческих организаций (неприбыльных) со дня их государственной регистрации.

Для включения в Реестр организация должна подать в контролирующий орган регистрационное заявление по форме 1-РН согласно приложению 1 к указанному выше «Порядку», заверенные подписью руководителя или представителя такой организации и скрепленные печатью (при наличии) копии учредительных документов организации.

Контролирующий орган может проводить проверку сведений, изложенных в представленных документах, на соответствие требованиям, установленным НКУ и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующей организации.

Контролирующий орган осуществляет включение неприбыльной организации в Реестр в случае, когда организация отвечает следующим требованиям:

— образована и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей организации;

— учредительные документы организации содержат запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей, членов организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления налогов и сборов на зарплату), членов органов управления и других связанных с ними лиц [для целей этого абзаца нельзя считать распределением полученных доходов (прибыли) финансирование расходов, определенных подпунктом 133.4.2 п.133.4 ст.133 НКУ;

— учредительные документы организации предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисления в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования).

По результатам рассмотрения регистрационного заявления и приложений к нему, в течение 14 календарных дней со дня их получения контролирующий орган принимает решение о: включении, повторном включении, отказе во включении (повторном включении) организации в Реестр; исключении неприбыльной организации из Реестра; изменении признака неприбыльности.

Контролирующий орган отказывает организации во включении в Реестр в случае: представления организацией неполного пакета документов, определенных п.6 указанного выше «Порядка»; несоответствия организации требованиям, установленным п.133.4 ст.133 НКУ.

Соответствующее решение по форме согласно приложению 2 готовят в 2 экземплярах, один из которых передают организации, а второй хранят в контролирующем органе.

После получения решения об отказе во включении в Реестр организация может устранить недостатки и повторно подать документы в соответствии с п.6 указанного выше «Порядка», не меняя при этом положения учредительных документов, по содержанию которых контролирующий орган не высказал замечаний. Повторно направленное заявление рассматривают также в течение 14 календарных дней со дня его получения органом ГФС.

Реестр включает идентификационные и регистрационные сведения о неприбыльных организациях, в частности код согласно ЕГРПОУ; наименование некоммерческой организации; дату включения организации в Реестр, начиная с которой определяют срок непрерывной регистрации некоммерческой организации; признак неприбыльности; дату присвоения признака неприбыльности или ее изменения; дату и номер решения о включении, повторном включении организации в Реестр или изменении признака неприбыльности; дату отмены признака неприбыльности; дату и номер решения об исключении неприбыльной организации из Реестра; наименование и идентификационный код контролирующего органа.

С целью обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц сведениями, содержащимися в Реестре, на официальном сайте ДФС обеспечен свободный доступ к таким сведениям в объеме, определенном п.11 «Порядка».

Исключение неприбыльной организации из Реестра осуществляет орган ГФС в случае:

— использование доходов (прибылей) организации для целей, не указанных в Уставе организации, в несоответствии с реализацией цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных подпунктом 133.4.2 п.133.4 ст.133 НКУ;

— распределения доходов (прибылей) организации или их части среди учредителей (участников), членов, работников (кроме оплаты их труда, обязательных отчислений, связанных с оплатой труда), членов органов управления и других связанных с ними лиц;

— несоответствия организации и/или учредительных документов её требованиям, установленным п.133.4 ст.133 НКУ;

— утверждения ликвидационного баланса, передаточного акта или разделительного баланса неприбыльной организации в связи с прекращением её деятельности в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения или преобразования) или ликвидации;

— по инициативе неприбыльной организации.

Решение об исключении неприбыльной организации из Реестра орган ГФС направляет такой организации в порядке, определенном ст.42 НКУ в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

При исключении организации из Реестра, присвоенный ей признак неприбыльности считают отмененным:

— с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло несоблюдение требований п.133.4 ст.133 НКУ;

— с даты прекращения юридического лица (в результате его ликвидации или реорганизации);

— с даты поступления в контролирующий орган заявления неприбыльной организации об исключении из Реестра по инициативе организации.

Понятия «механизм возврата статуса неприбыльности» нет. Процедура такова: если организацию из Реестра исключили, следует привести документы в порядок, подать заявление и при выполнении всех требований организация снова будет включена в Реестр.

При возникновении вопросов — обращайтесь; мы подготовим и опубликуем необходимую информацию.