Как получить землю для фермерского хозяйства бесплатно

Как получить землю под фермерское хозяйство

На территории Российской Федерации, по действующему закону, получить земельные участки с целью ведения КФХ может абсолютно любой гражданин. Земля оформляется как в срочное, так и бессрочное пользование. Из этой статьи вы узнаете, как получить землю под фермерское хозяйство, что для этого нужно и каковы нюансы последующей работы.

Земли под крестьянское фермерское хозяйство

Опираясь на установленную государством классификацию, земельные участки, которые предоставляются с целью ведения фермерских и крестьянских хозяйств, причисляются к землям сельхозназначения. Последние могут быть переданы в пользование как физических, так и юридических лиц с различными формами организации.

По Земельному кодексу, фермерская земля должна находиться за пределами населенного пункта и иметь сельскохозяйственное назначение. Такие земли можно приобрести в личное пользование либо взять в аренду. Предоставленный участок может быть использован исключительно по своему прямому назначению. Однако на нем же, если это не противоречит закону, можно выстроить дом.

Заявление на получение земель

Чтобы взять землю для ведения крестьянского и фермерского хозяйства, нужно написать заявление в местные органы власти, уполномоченные по данному вопросу. В бумаге нужно указать:

  • Для чего именно и как будет использоваться запрашиваемый участок.
  • Объемы правомочности лица относительно предоставляемых земель.
  • Условия, на которых земля будет передана в собственность (бесплатно или платно).
  • Аргументы, подтверждающие необходимость выделения запрашиваемой площади земли (количество участников КФХ, объемы производимой продукции).
  • Предположительное местонахождение будущих участков.
  • Соглашение по организации КФХ.

Если земля берется на срочное оформление, в заявлении нужно указать конкретные сроки аренды. Время рассмотрения запроса регламентировано законом, а именно:

  • При подаче заявления на получение участка в арендное или собственное владение – не дольше 14 дней.
  • Рассмотрение проекта по установлению границ участка – не более месяца.
  • На заключение договора о передачи земельного участка в аренду или собственность отводится неделя.

В каждом субъекте РФ диапазоны размера допустимых для передачи земель регламентируются законодательными актами. Исключениями являются земли нескольких назначений:

  • Рыбоводческие.
  • Овощеводческие.
  • Цветоводческие.
  • Пчеловодческие.
  • Птицеводческие.
  • Виноградарские.
  • Садоводческие.

Если вам отказали в передаче земли для фермерского хозяйства, вы можете оспорить решение компетентных органов в суде.

Бесплатные земли под фермерское хозяйство

Земля под фермерское хозяйство бесплатно от государства – миф или реальность? Самая что ни на есть реальность! Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, в которую в 2016 году были внесены изменения, выделение участка может происходить на безвозмездной основе в арендное владение с последующим переходом в собственность при выполнении определенных условий. В данном случае – использовать земли по прямому назначению.

Вообще, существует 2 варианта, которые подразумевают бесплатное предоставление участка для КФХ и передачу земли буквально за копейки.

Вариант № 1. Аренда с последующим переходом в собственность

Если вы планируете ведение крестьянского хозяйства, следует знать, что 1 марта 2015 года Земельный кодекс обновился двумя статьями: 39.5 и 39.10. Каждая из них подразумевает бесплатное пользование государственными и муниципальными земельными участками. Последние берутся в аренду под ведение фермерского хозяйства сроком на пять лет. Если земля использовалась по прямому назначению, то по истечении установленного срока она может быть оформлена в собственность.

Вариант № 2. Аукционные торги

Этот метод подразумевает выкуп земли у государства практически за бесценок. Все происходит следующим образом:

  1. Потенциальный покупатель находит землю, которая отсутствует на кадастровой карте и является бесхозной.
  2. Найденный участок ставится на кадастровый учет.
  3. Полученные кадастровые документы отправляются в департамент, где земля проходит проверку на возможность застройки и юридическую чистоту.
  4. Подготовленный участок выставляется на аукцион.

Если по истечении месяца с начала аукциона, желающих приобрести землю не нашлось, то находка оформляется в шестилетнюю аренду, после которой может перейти в собственность.

У представленной методики есть много минусов, которые ставят под сомнение ее выгоду. Во-первых, сама идея найти ненужную никому землю – словно из мира фантастики. Конечно, во многом все зависит от региона. Так, например, в Москве и области это практически невозможно. Куда больше шансов у жителей Дальнего Востока.

Во-вторых, в 90% случаев потенциальные покупатели находятся после выставления объекта на торги, и тогда стоимость соток значительно возрастает.

В-третьих, если муниципальные службы откажут в оформлении, то все затраты, которые понес фермер, не возмещаются.

К подводным камням можно отнести непредвиденные обстоятельства, которые попросту развалят весь проект. Например, известен случай, когда человек выиграл торги на аукционе, успешно прошел через оформление бумаг, а потом стало известно, что газ подвести к участку не представляется возможным, а обогрев электричеством обходится очень дорого. Поэтому будьте бдительны, чтобы избежать такого рода ситуаций.

Основания для отказа

Рассмотрим основные причины, по которым государственные инстанции могут отклонить заявление на оформление земель для крестьянского и фермерского хозяйства:

  • Площадь участка больше границ, которые установило государство.
  • Представлен неполный пакет документов для оформления.
  • В представленных документах были выявлены неточности и противоречия.
  • Земельный участок обременен третьими лицами.

Стоит также отметить, что каждый субъект РФ может устанавливать дополнительные ограничения и предъявлять дополнительные требования к оформлению документов. Всегда уточняйте нюансы и порядок оформления в местных органах власти.

Получение земли для ведения фермерского хозяйства

27.07.2017 1916 0 1

Для кого эта статья: для граждан, которые изъявили желание создать фермерское хозяйство (далее – ФХ).

Из этой статьи вы узнаете: как получить в собственность или пользование участок из земель государственной или коммунальной собственности.

Как мы уже выяснили (см. с. 6 этого номера), создание ФХ без земельного участка невозможно. Вопервых, такая норма прямо предусмотрена в ст. 1 Закона от 19.06.03 г. № 973-IV «О фермерском хозяйстве» (далее – Закон № 973). Во-вторых, самой сутью ФХ является ведение предпринимательской деятельности путем изготовления товарной сельхозпродукции, ее переработки и реализации, а такое ведение без земельного участка фактически невозможно. Поэтому в консультации рассмотрим, как гражданину получить участок из земель государственной или коммунальной собственности для создания ФХ.

Согласно Закону № 973 ФХ осуществляет деятельность на собственных и/или арендованных земельных участках, предоставленных его учредителю (учредителям) для ведения ФХ, товарного сельхозпроизводства, личного крестьянского хозяйства.

Как предусмотрено ст. 22 Земельного кодекса (далее – ЗК) земельные участки сельхозназначения передаются гражданам в собственность и предоставляются в пользование.

Передача земли осуществляется по решению органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, который согласно предоставленным полномочиям является распорядителем сельхозземель на своей территории (далее – распорядитель), или по результатам аукциона. Так, распорядителем этих земель являются (ст. 122 ЗК):

Полная версия доступна только подписчикам

Получите ответ на свой вопрос сейчас и обезопасьте себя от вопросов в будущем. Подпишитесь на электронное издание для бухгалтеров и руководителей Uteka

Оформить подписку на раздел «Агро»

Подписаться на квартал

864 грн. / квартал

Подписаться на полугодие

1 548 грн. / полугодие

экономия 180 грн.

Подписаться на год

экономия 720 грн.

Ответ Вам нужен прямо сейчас?

Бухгалтера доверяют нам — а мы доверяем БУХГАЛТЕРАМ

Бизнес-публикации

Фермер и земельные вопросы.

Фермером считается не тот гражданин, который просто осуществляет свою деятельность в сфере сельского хозяйства, а тот, кто зарегистрировался фермером. Для этого необходимо не только желание, но и среди прочих требований нужно иметь земельный участок на праве собственности или пользования (аренды) для ведения фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства или личного крестьянского хозяйства. Для данного вида деятельности могут быть использованы земли исключительно сельскохозяйственного назначения.

Если физическое лицо хочет организовать фермерское хозяйство и у него нет земельного участка сельскохозяйственного назначения, будущий фермер может получить его в собственность из земель государственной или коммунальной собственности бесплатно в пределах норм, определенных ст. 121 ЗКУ (бесплатная приватизация), либо на основании соответствующих договоров (купли-продажи, дарения, мены) или в результате наследования.

Только после того, как будет приобретен в собственность или пользование (в т. ч. в аренду) и зарегистрирован земельный участок для ведения фермерского хозяйства (личного крестьянского хозяйства или товарного сельскохозяйственного производства), физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста и решившее производить или перерабатывать сельхозпродукцию для продажи, может зарегистрироваться ФЛП и стать фермером. Фермерское хозяйство может быть создано как одним гражданином Украины, так и несколькими гражданами, которые являются родственниками или членами семьи. Так что один предприниматель может создать полноценное фермерское хозяйство.

Не считаются фермерами граждане, которые ведут личное сельское хозяйство или используют землю в качестве приусадебных участков для ведения садоводства, огородничества, сенокоса и выпаса скота. Но если эта земля будет внесена в фермерское хозяйство, то гражданин сможет зарегистрироваться предпринимателем-фермером.

Как приобрести землю бесплатно в собственность?

Бесплатно приобрести в собственность земельный участок можно:

1) для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. При этом если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В то же время если сельскохозяйственные предприятия на территории соответствующего совета отсутствуют, размер земельной доли (пая) определяется как средний по району. Информацию о размере земельной доли (пая) можно узнать в соответствующем сельском, поселковом, городском совете, в пределах территории которого гражданин планирует получить земельный участок в собственность;

2) для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 га. Размер земельного участка может быть увеличен при получении в натуре (на местности) земельной доли (пая).

Следует заметить, что земельные участки бесплатно в собственность граждан в пределах норм, установленных Земельным кодексом, передаются один раз по каждому виду использования. Это означает, что физическое лицо, решившее создать фермерское хозяйство в форме ФЛП, вправе приобрести в собственность для указанной цели два земельных участка: один – для ведения фермерского хозяйства, второй – для личного крестьянского хозяйства (ч. 4 ст. 116 ЗКУ).

Обращаем внимание: земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства не предоставляются бесплатно в собственность физическим лицам (гражданам).

Для бесплатного получения земельного участка будущему фермеру необходимо обратиться в компетентный орган. Таким органом может быть орган местного самоуправления (сельский, поселковый или городской совет) или орган исполнительной власти, к компетенции которого относится решение вопроса о передаче земельного участка в собственность граждан.

В зависимости от места расположения земельного участка зависит, к кому следует обращаться для получения земли в собственность. Если желаемый земельный участок расположен:

– в пределах соответствующего села, поселка или города, то документы необходимо представлять в сельский, поселковый или городской совет этого населенного пункта;

– за пределами села, поселка или города и/или является общей собственностью определенных территориальных громад, то документы необходимо представлять в соответствующий районный или областной совет;

– в пределах соответствующего села, поселка или города, но находится в государственной собственности, то документы необходимо представлять в соответствующую районную государственную администрацию.

Кроме сельских, поселковых и городских советов, районных государственных администраций вопрос о бесплатной приватизации земель также решают областные, Киевская городская государственная администрация, центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Как получить землю в пользование, в том числе в аренду?

Процедура получения земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности в пользование очень схожа с процедурой бесплатной приватизации земельных участков.

Для получения земельного участка в пользование будущий фермер должен обратиться с ходатайством в компетентный орган. Если рассматривается земельный участок из земель государственной или коммунальной собственности по проекту землеустройства по его отводу (т. е. в случае формирования нового земельного участка), в ходатайстве физическое лицо просит предоставить разрешение на его разработку соответствующей документации.

Если планируется получить в пользование земельный участок из земель государственной или коммунальной собственности, право собственности на который уже зарегистрировано в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, без изменения его границ и целевого назначения, то разрабатывать документацию по землеустройству не нужно.

Получить земельный участок в аренду для ведения фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, находящийся в государственной или коммунальной собственности, можно только по результатам проведения земельных торгов или договора купли-продажи права аренды земельного участка (в случае продажи права аренды). Результаты торгов оформляются соответствующим решением компетентного органа и заключением договора аренды земельного участка.

Можно ли купить земельный участок?

Граждане Украины, имеющие сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве, могут быть покупателями земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства (ч. 1 ст. 130 ЗКУ). Более того, они имеют преимущественное право на приобретение земельного участка, если постоянно проживают на территории соответствующего местного совета (органа местного самоуправления), где осуществляется продажа земельного участка.

Физическому лицу, желающему приобрести земельный участок для создания фермерского хозяйства, необходимо обратиться в соответствующий компетентный орган с заявлением (ходатайством), в котором указать месторасположение земельного участка, его целевое назначение, размеры и площадь, а также согласие на заключение договора об уплате авансового взноса в счет оплаты цены земельного участка, и приложить копию документа, удостоверяющего личность (как правило, паспорт).

Земельный участок продается по цене, определенной в экспертной денежной оценке, сделанной по заказу компетентного органа. При этом оформляется договор купли-продажи, подлежащий нотариальному удостоверению.

В заключение следует напомнить, что право собственности, пользования земельным участком, а также право аренды необходимо зарегистрировать в порядке, определенном Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», поскольку такие права возникают только с момента их регистрации (ст. 125 ЗКУ).

Наталия Щербак, эксперт газеты «Частный предприниматель»

Звоните и узнайте больше 0 800-50-50-45

Информационный центр для бизнес-клиентов 8:00 до 19:00

Все звонки со стационарных и мобильных телефонов по Украине – бесплатные.

Как фермерскому хозяйству получить землю от государства

Согласно Земельному кодексу Украины (ЗКУ), лицо, которое желает стать фермером, имеет право на получение земли в размере земельной части (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. В зависимости от района (горы или равнины) размер земельного участка колеблется от 1,5 до 3,5 гектаров.

Для того, чтобы сформировать земельный банк фермерского хозяйства, следует определить, какие участки могут его формировать. Статья 31 ЗКУ отмечает, что земли хозяйства могут состоять из:

  • земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу;
  • участков, принадлежащих гражданам — членам хозяйства на праве частной собственности;
  • земельного участка, используемого фермерским хозяйством на условиях аренды.

Но следует обратить внимание на интересную норму статьи 19 Закона Украины “О фермерском хозяйстве”, которая предусматривает также возможность того, что имущество фермерского хозяйства может состоять из права пользования. Поэтому, по словам юристов, ввести в статутный капитал право аренды, например, на имущество — также возможно, и существуют юридические механизмы для реализации этого вопроса.

Согласно статье 121 Земельного кодекса, нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам (помимо ведения фермерского хозяйства) имеют конкретные размеры:

  • для ведения личного сельского хозяйства — не более 2 гектаров;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,1 гектара;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,1 гектара;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

Также кодекс указывает на возможность фермерского хозяйства получить до 5 гектаров леса, а еще воспользоваться правом на аренду земельного участка. При этом срок аренды земли сельхозназначения для ведения товарного с/г производства, фермерского хозяйства, личного сельского хозяйства не может быть меньше 7 лет (учитывается плодородие почвы, севооборот и т.п.).

В 2016 году были внесены изменения в Земельный кодекс. В частности, часть 2 статьи 134 предусматривала перечень лиц, которым земля передается вне земельных торгов. С этого списка фермерское хозяйство было исключено. Поэтому, если Вы желаете взять в аренду земельный участок (т.е. сверх той нормы, которой имеете право владеть), Вам нужно идти на земельные торги и вместе со всеми соревноваться за ту или иную землю.

Как отмечается в статье 118 ЗКУ, граждане, заинтересованные в получении бесплатного земельного участка для ведения фермерского хозяйства, должны подать ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления (сельский (поселковый) совет или областное управление Госземкадастра). В ходатайстве следует указать целевое назначение земли и ее ориентировочные размеры.

К прошению прилагаются:

  • графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка;
  • одобрение землепользователя (в случае изъятия участка, который находится в пользовании других лиц);
  • документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве, или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении.

Сельский совет или управление Госземкадастра в течение месяца рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение на разработку проекта землеустройства касательно отвода земельного участка либо предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. В случае положительного ответа фермеру нужно обратиться в проектную организацию для разработки технической документации. После этого земля вноситься на Публичную кадастровую карту. Далее проектная документация передается в орган, предоставивший разрешение на разработку проекта; он документы одобряет и выдает решение о передаче земельного участка в собственность.

Знайте: сформировать большой земельный банк возможно в случае создания фермерского хозяйства семейного типа. В этом случае нормы земли на каждого члена семьи суммируются в общий участок.

Нужно помнить, что до 1 января 2019 года продлен мораторий на продажу земли товарного сельскохозяйственного назначения, участков, которые выделены с земельных частей паев. Но существуют 2 полезные возможности, которыми также пользуются для формирования земельного банка:

  1. Составить с соседом договор мены земель для удобства их использования.
  2. Передать земельный участок в наследство (мораторий в этом случае не действует).

Следует отметить, что законодатель постоянно вносит изменения в Закон Украины “О фермерском хозяйстве”, в Земельный кодекс. Поэтому всем, кто желает получить земельный участок, настоятельно рекомендуем обращаться за помощью к юристам.

Ранее сообщалось, как правильно оформить сделку при покупке земельного участка.

Лариса Побережнюк: как получить земельный участок бесплатно и не платить взяток

Земля является объектом права собственности Украинского народа, провозглашает статья 13 Конституции Украины. Это общий принцип, но как получить земельный участок конкретному гражданину?

Статья 121 Земельного кодекса Украины устанавливает, сколько гектаров может получить бесплатно каждый гражданин Украины из земель государственной или коммунальной собственности. Размеры, на которые могут претендовать граждане, варьируют от 0,01 га до размера средней земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета, а это может быть как 2 га, так и 4 га. Такая разница заключается в различном целевом назначении земельных участков.

Если человек решил заняться фермерством, он имеет право получить бесплатно земельный участок в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где будет находиться фермерское хозяйство.

В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району.

Каждый гражданин имеет право получить в частную собственность до 6 земельных участков различного целевого назначения

Для ведения личного крестьянского хозяйства бесплатно можно получить не более 2,0 га. Для ведения садоводства – не более 0,12 гектара, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 гектара, в поселках – не более 0,15 гектара, в городах – не более 0,10 гектара, для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектара, для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 гектара.

Стоит обратить внимание на то, что в соответствии с частью 4 статьи 116 ЗКУ каждый гражданин Украины имеет право получить земельный участок бесплатно в собственность в пределах вышеупомянутых норм один раз по каждому виду использования.

То есть, получение лицом земельного участка для ведения фермерского хозяйства не лишает лицо права получить земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства бесплатно.

То есть, каждый гражданин Украины имеет право получить в частную собственность до шести земельных участков различного целевого назначения.

К кому обратиться?

Получить земельный участок теоретически гражданин сможет в любом населенном пункте Украины. Почему теоретически, так как земельный участок должен быть свободным, местоположение земельного участка должно отвечать требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, а также генеральным планам населенных пунктов, другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно благоустройства территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Для получения земельного участка, расположенного в городе, селе или поселке, следует и обращаться в соответствующий городской, сельской или поселковый совет. В случае же если выбранный земельный участок относится к землям общей собственности территориальной общины, обращаться необходимо в областной или соответствующий районный совет.

Если же окажется, что земельный участок сельскохозяйственного назначения находится не в коммунальной собственности, а в государственной, необходимо обратиться в соответствующее управление Госгеокадастра. Исключение составляет Киевская городская государственная администрация, которая в пределах собственной территории передает земельные участки из земель государственной собственности в собственность или в пользование для всех нужд.

Перечень документов

Перечень документов, который необходимо подать в избранный орган власти, на первый взгляд довольно простой. Заявитель подает ходатайство произвольного содержания в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выбрав из тех, которые указаны выше.

Законом запрещается требовать дополнительные материалы и документы

В ходатайстве указывает ориентировочный размер земельного участка и его целевое назначение. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое месторасположение земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).

Графические материалы можно получить самым простым способом, воспользовавшись гугл картами. Для идентификации личности, также подаются копия паспорта и копия регистрационного номера учетной карточки плательщиков налогов (идентификационного номера).

Законом запрещается требовать дополнительные материалы и документы.

После того как ходатайство подано, его должны рассмотреть в месячный срок и предоставить разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставить мотивированный отказ в его предоставлении.

Часть 7 статьи 118 Земельного кодекса предусматривает исключительно такое основание отказа в предоставлении разрешения: несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

В том случае, если в месячный срок со дня регистрации ходатайства ответ не предоставлен, а именно не предоставлено ни разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ни мотивированного отказа в его предоставлении, то лицо, заинтересованное в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня истечения указанного срока имеет право заказать разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка без предоставления такого разрешения, о чем письменно сообщает в соответствующий орган.

В таком случае нужно обязательно приложить к письменному уведомлению договор на выполнение работ по землеустройству относительно отвода земельного участка.

Согласование и утверждение проекта землеустройства

Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству, в сроки, обусловленные соглашением сторон.

После разработки проект землеустройства по отводу земельного участка должен быть согласованным.

Существуют обязательные согласования и исключительные.

Обязательно необходимо согласовывать проект с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений (Госгеокадастром).

Если же проект землеустройства по отводу земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской городской государственной администрации в сфере градостроительства и архитектуры.

Исключительные согласования необходимы в случаях, если земельный участок расположен на территории природно-заповедного фонда, памятников культурного наследия, земель историко-культурного назначения, лесного фонда, водного фонда.

Если предоставление земельного участка планируется осуществить за счет особо ценных земель, земель лесного фонда, а также земель водного фонда, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, проект землеустройства подлежит обязательной экспертизе, которая проводится Госгеокадастром.

После согласований земельный участок регистрируется в Государственном земельном кадастре. И уже вместе с выпиской из Государственного земельного кадастра проект землеустройства представляется на утверждение в орган, предоставивший разрешение на его изготовление. Последний шаг – это регистрация права собственности в органах Министерства юстиции или у нотариуса.

Итак, преодолеть весь путь непросто, но возможно. Главное помнить, как преодолеть основные «подводные камни», а именно, никто не имеет права требовать «типичные» графические документы или возвращать последние в связи с тем, что они взяты из публичной кадастровой карты или карты гугл.

Перечень документов, которые подаются вместе с ходатайством, четко определен. Никаких дополнительных экспертиз или исключительных согласований, кроме четко предусмотренных законом, требовать должностные лица не имеют права. В случае немотивированного отказа гражданин Украины имеет право обжаловать такое решение в суде.

Лариса Побережнюк, управляющий партнер ПГ «Побережнюк и партнеры»

Почем бесплатная земля в Украине и какие схемы под нее готовят

Юристы проанализировали новый фермерский закон, предполагающий раздачу наделов

Недавно принятый в первом чтении законопроект по стимулированию создания и развития фермерских семейных хозяйств (№7060) уже успели окрестить мини-земельной реформой. Его авторы надеются, что предложенные правила бесплатной передачи государственной и коммунальной земли отдельным категориям лиц, работающим в селе, а также новый механизм земельных торгов (для организации фермерского хозяйства) позволят искоренить коррупцию при выделении земли и увеличить доходы местных бюджетов.

Как заявлял один из авторов документа народный депутат Андрей Вадатурский, нужно создать такие условия, чтобы единоличникам было выгоднее открывать фермерские хозяйства и платить хотя бы минимальные налоги. А поскольку простым работникам на селе трудно разобраться в десятках разрешительных документов, надо все максимально упростить. Ведь чем проще система, тем меньше в ней места для коррупции.

Юристы, опрошенные UBR.ua, признавая достоинства законопроекта, считают, что он не решает основных проблем, связанных со злоупотреблениями в земельной сфере.

Земля — бесплатно, но не для всех

Если сейчас любой украинец имеет право бесплатно приватизировать 2 гектара земли для ведения личного хозяйства, то по новым правилам максимальный размер участка сокращается до 1 га. А получить от государства или территориальной общины земли бесплатно смогут только работники социальной сферы на селе (работники культуры, врачи или фармацевты, учителя) или пенсионеры, работавшие по этим специальностям и проживающие в тех же населенных пунктах.

Кроме того, на льготное получение участков могут рассчитывать те, кто имеет определенные заслуги перед государством (участники войны, АТОшники, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, их семьи и т.п.) либо собственники построек и сооружений с/х назначения, которые расположены на земельном участке.

Это, конечно, ограничивает круг претендентов, но не устраняет полностью возможные злоупотребления, когда земля выделяется формально одним людям, а по факту ею распоряжаются совсем другие лица.

«С одной стороны, это повысит престижность работников социальной сферы. Но при этом депутаты не установили четких требований к таким лицам и их должностям. Например, минимальный стаж работы, дающий право на получения участка. Поэтому не исключено, что люди будут устраиваться на такие должности только, чтобы получить землю и тут же уволиться», — пояснил UBR.ua старший юрист, адвокат ЮКК «Де-Юре» Игорь Фомичов.

По его словам, законопроект не решает проблему отсутствия порядка использования этого преимущественного права, а значит, нет и механизма защиты от произвола чиновников.

«На практике этот процесс в основном сопровождается коррупцией — земельные участки (особенно для ведения личного крестьянского хозяйства) люди приватизируют для их перепродажи или передачи в долгосрочную аренду другим субъектам, часто — с изменением их целевого назначения. К сожалению, новый законопроект не решает данной проблемы», — добавил Фомичов.

7-летний запрет на отчуждение земли, полученной в порядке бесплатной приватизации проблему в целом не решает. Так, например, местный «аграрный олигарх» может даже помочь человеку, подходящему под новые требования, приватизировать землю, чтобы потом ею распоряжаться по своему усмотрению, не афишируя эти отношения. А через 7 лет переоформить землю.

Учитывая небольшой размер дохода работников социальной сферы в сельской местности, они не будут против дополнительного заработка. В конечном итоге все упирается в механизмы реального контроля использования сельхозземель.

Это касается также схожих ограничений, установленных для фермеров, которые могут получить землю в аренду на земельном аукционе с правом последующего выкупа.

Новые правила для фермеров

В частности, документ позволяет фермерам брать землю в аренду на 7 лет (25 — для закладки садов) для ее целевого использования (для многолетних насаждений, животноводства, овощеводства, выращивания органической продукции, хранения и переработки).

Земля будет передаваться посредством проведения квази-аукционов. В них смогут участвовать только те фермерские семейные хозяйства, у которых в земельном банке не больше 20 га земли в собственности. Один лот для передачи в аренду не может быть больше 5 га.

После истечения срока аренды фермер сможет продлить аренду на тот же срок либо выкупить участок в рассрочку за 20 лет. При этом он может бесплатно приватизировать надел площадью в 2 га.

В целом юристы считают, что эти механизмы достаточно хорошо проработаны и смогут на практике выполнять свои задачи.

«Все эти ограничения по смене собственника или целевого назначения земли действуют в течение 7 лет (весь срок действия аренды), а если хозяйство пошло на выкуп земли с рассрочкой, то ограничения действуют до осуществления последнего платежа», — уточнила юрист юридической компании ILF Анастасия Николенко.

Глава парламентского подкомитета по вопросам земельных отношений ВР Олег Кулинич считает важной новацией увеличение гарантийного взноса для участников земельных торгов. По его мнению, это позволит сократить случаи злоупотреблений, когда земельный аукцион выигрывает участник, предложивший заоблачную цену аренды, а потом отказывается ее платить. Законопроектом предлагается повысить в 10 раз размер гарантийного взноса, который взимается с участников аукционов по приобретению права на аренду земли.

При этом, как утверждает младший юрист юркомпании Eterna Law Филипп Тараненко, органы местного самоуправления, которые распоряжаются земельными участками, не имеют права отказать арендатору в продлении срока аренды земли, если он выполняет должным образом свои обязанности.

«Это, по идее, поможет защитить преимущественное право арендатора на продление договора аренды, а также минимизирует потенциально возможные неправомерные действия со стороны органов местного самоуправления», – говорит Филипп Тараненко.

Юрист юридической компании «Волхв» Александра Чигрина пояснила, что фермеры, получившие на аукционе землю, не могут передавать их третьим лицам на любых правах (за исключением установления земельных сервитутов и передачи в порядке наследования). Таким образом, закрепляется запрет на передачу прав на земельные участки третьим лицам.

«Настораживает тот факт, что установлен запрет на передачу всех прав относительно земли, кроме права сервитута (право на проход, проезд, прокладывание коммуникаций и т.д.), которое, в свою очередь, может быть передано другим лицам. Здесь возможны манипуляции со стороны фермеров, но это будут такие сложные пути с высокими рисками, что мало кто захочет ими воспользоваться», — считает Анастасия Николенко.

По словам юристов, важно, что все отягощения и ограничения относительно использования земельного участка будут устанавливаться органами государственной или местной власти. Также они должны будут регистрироваться в государственном земельном кадастре.

Управление Госгеокадастра будет контролировать процесс передачи и использования земель. А в случае выявления серьезных нарушений во время проведения проверок — сможет инициировать прекращение действия договора аренды.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.