Юридические гарантии прав личности

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие (схема 7):

  • социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда – качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
  • политические гарантии – демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
  • юридические гарантии – собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Схема 7. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа – не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

  1. защита основ конституционного строя;
  2. защита нравственности;
  3. защита здоровья других лиц;
  4. защита прав и законных интересов других лиц;
  5. обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Основном Законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т. е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:

  • явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;
  • заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;
  • разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).

К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

  • Президент РФ, сотрудники Администрации которого ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;
  • органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации;
  • различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;
  • Уполномоченный по правам человека, статус которого закреплен в Федеральном конституционном законе от 26.02.97 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на его авторитете и не подкреплена конкретными реальными полномочиями); аналогичные институты на региональном уровне (учреждены пока далеко не во всех субъектах РФ);
  • комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);
  • Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и аналогичные органы, созданные в некоторых субъектах РФ (в частности, в Москве);
  • органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;
  • адвокатура, нотариат;
  • различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.).

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изм. и доп., в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решения и действия органов юридических лиц, общественных объединений, органов военного управления и должностных лиц. При этом Конституция РФ и другие законы употребляют обобщающий термин «суд», которым охватываются различные звенья судов общей юрисдикции, арбитражных судов, в перспективе – административных судов, третейские суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (созданные пока далеко не во всех российских регионах). Выбор конкретного судебного органа для обращения определяется рядом условий, прежде всего правилами о подведомственности и подсудности. Однако в любом случае человек (объединения граждан) имеет право «на надлежащий суд» («право на своего судью»), т. е. право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, включая и возможность рассмотрения его дела судом присяжных в определенных случаях обвинения в совершении уголовного преступления (на сегодняшний день суды присяжных должны быть созданы во всех субъектах РФ, за исключением Чеченской Республики, в которой указанный суд должен начать функционировать с 2007 г.).

Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение – процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам, до 10 % всех дел, принятых Судом к рассмотрению). 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» было вынесено первое решение в пользу российского гражданина: Суд постановил выплатить из российской государственной казны 3 тыс. евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат.

Юридические гарантии прав личности

1. Гарантии прав и свобод человека

Одного декларирования прав человека не достаточно для их обеспечения и выполнения. Поэтому государство должно еще обеспечить и защитить права и свободы человека. Такую роль выполняют гарантии. Гарантии прав, свобод и обязанностей человека — это система социально-экономических, политических и юридических условий, средств и способов, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту. В юридической науке различают две основные группы гарантий – общесоциальные и юридические.

К общесоциальным гарантиям относятся политические гарантии, социально-экономические и культурные гарантии (духовные, некоторые ученые называют их еще идеологическими). Такими гарантиями являются соответствующие общественные системы – политическая, социально-экономическая и культурная (духовная), которые сложились и функционируют в нашем обществе.

Политические гарантии связаны с различными формами осуществления власти народа (выборы), проведение референдумов, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), многопартийность, свободная оппозиция, участие граждан в управлении государственными делами непосредственно или через представителей. Возможность пользоваться своими правами и свободами, защищать свои интересы и тому подобное.

Социально-экономическими гарантиями прав и свобод является единство социально-экономического пространства, свобода экономической деятельности, существующая система форм собственности и рыночных отношений, защита конкуренции в предпринимательской деятельности, существование социального государства и т. д.

Духовными (идеологическими) гарантиями выступают идеологическое разнообразие, запрет монополизации идеологии, а также существующая система ценностей в обществе, уровень культуры, система образования, наука и пр.

Юридические гарантии – это нормы права, которые предусматривают в своей совокупности правовой механизм, призванный оказывать содействие реализации законов. Качественная характеристика юридических гарантий предусматривает оценку всей действующей системы права в целом с точки зрения полноты охвата правовым инструментарием всех наиболее важных взаимоотношений государственных органов и граждан, а также граждан между собою. Юридические гарантии являются специфическим правовым способом обеспечения, реализации, охраны и защиты прав человека и гражданина; первоочередное значение они приобретают при практической реализации субъективных прав гражданина. Таким образом, юридические гарантии – это предусмотренные законом специальные (специфические) способы практического обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии – это установленные законом специальные механизмы практического обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Общей юридической гарантией является существование правового государства. Юридические гарантии разделяются на нормативно-правовые и институционные (организационно-правовые) гарантии.

К нормативно-правовым гарантиям относятся нормы-принципы материального и процессуального характера, юридические обязанности, юридическая ответственность.

Институционные гарантии – это наличие института власти, который должен выступать гарантом.

Гарантии материального характера – отображенные в материальных нормах права, это т. н. декларативные нормы, которые закрепляют принципы правового статуса, правосубъектность. Правовое ограничение как элемент (последствие) юридической ответственности можно рассматривать и как самостоятельный эффективный способ правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведь путем применения специальных нормативно-правовых ограничений создаются условия, которые принуждают конкретных лиц к неуклонному выполнению конституционных обязанностей. Кроме того, выполнение юридических обязанностей может обеспечиваться путем поощрения, материального стимулирования и т. д.

Конституцией Украины предусматриваются такие принципы правового статуса личности:

принцип свободы и равенства людей в своем достоинстве и правах – все люди являются свободными и равными в своих правах и достоинстве (ст. 21);

принцип неотчуждаемости и незыблемости прав и свобод человека (ст. 21);

принцип неисчерпаемости прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией; объем прав и свобод человека и гражданина, закрепленный этим документом, может увеличиваться (ст. 22);

принцип гарантированности и постоянства прав и свобод – конституционные права и свободы не могут быть упразднены (ст. 22);

принцип права на свободное развитие личности – каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других лиц, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие личности (ст. 23);

принцип равенства конституционных прав и свобод граждан и их равенства перед законом – не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по признаку языка и др. (ст. 24);

принцип гражданства и свободы его изменения – гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство (ст. 25);

принцип национального режима для иностранцев и лиц без гражданства, это значит, что иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются такими же правами и свободами, а также несут те же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26).

Конституция Украины является гарантом прав гражданина, поскольку она гарантирует каждому человеку широкий круг политических, социальных и экономических прав и свобод. Среди них важную роль играют и процессуальные нормы. Гарантии процессуального характера – это процессуальные нормы, которые закрепляют порядок реализации и защиты прав и свобод человека. К ним относятся:

право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55) – самая главная юридическая гарантия защиты прав человека;

право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, который причинен незаконными решениями, действиями или бездействиеморганов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст. 56);

право знать свои права и обязанности – законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом; законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, но не доведенные до сведения населения в установленном законом порядке, являются недействительными (ст. 57);

принцип недопустимости обратного действия закона – законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия в времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица; никто не может отвечать за деяние, которое на время его совершения не признавалось законом как правонарушение (ст. 58);

право на невыполнение явно преступного распоряжения или приказа (ст. 60);

принцип недопустимости двойного привлечения к юридической ответственности одного вида (уголовной, административной и т. д.) за одно и то же правонарушение (ст. 61);

презумпция невиновности лица – человек считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнут уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда; никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления (ст. 62);

принцип освобождения от ответственности за отказ давать показания или объяснение – лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснение относительно себя, членов своей семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63);

принцип недопустимости ограничения конституционных прав и свобод – конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины (ст. 64).

Наряду с нормативно-правовыми гарантиями, которые содержатся в Конституции и законах Украины, чрезвычайно важную роль играют также институционные гарантии. Основными институционными гарантами прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции Украины, являются:

Верховная Рада Украины, которая исключительно законами Украины определяет права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности граждан (ст. 92);

Кабинет Министров Украины, министерства и прочие центральные органы исполнительной власти. В частности, Кабинет Министров Украины предпринимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 116);

Местные государственные администрации, которые на соответствующей территории обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан (ст. 119);

Суды, которые защищают права и свободы человека и гражданина (ст. 53);

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 55);

Прокуратура, которая осуществляет представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом (ст. 121);

Органы местного самоуправления (ст. 143);

Адвокатура, которая обеспечивает право на защиту и предоставляет правовую помощь при рассмотрении дел в судах и иных государственных органах (ст. 59);

Политические партии и общественные организации, осуществляющие и защищающие права и свободы граждан, которые объединяются в них (ст. 36);

Международные судебные учреждения и соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (ст. 55).

К юридическим гарантиям стоит отнести также юридические обязанности и юридическую ответственность. Под юридической ответственностью понимается установленная законодательством и обеспеченная государством юридическая обязанность правонарушителя понести лишение определенных благ, ценностей, которые ему принадлежат (лишение свободы или ограничение в правах, лишение прав на имущество путем его конфискации, взыскание штрафов и пр.). Это форма влияния на нарушителей, реакция государства на нарушение правовых норм, прав и свобод человека. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является также государство в целом, поскольку, в соответствии со ст. 3 Конституции Украины, права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, государство отвечает перед человеком за свою деятельность, утверждение и обеспечение прав и свобод человека является обязанностью государства. И, конечно, гарантом прав и свобод человека и гражданина является само лицо – человек и гражданин, которое может защищать свои права и свободы в порядке и границах, предусмотренных Конституцией и законами.

Понятие и виды юридических гарантий прав человека гражданина

Главная > Реферат >Государство и право

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зави­симости от социальной позиции, находившихся у власти классов. Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такого общества. Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Гарантированность государственной защиты непосредственно связана, с обязанностью государства признавать, соблюдать и охранять права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает систему государственных гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи:

государственная гарантированность прав и свобод человека и гражданина возможна лишь в условиях демократического и правового государства (ст. 1 Конституции провозглашает РФ таким государством);

важной государственной гарантией прав и свобод человека является признание их непосредственно действующими, определяющими функции законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18);

государственной гарантированности прав и свобод человека и гражданина служит то, что их регулирование относится к исключительному ведению РФ, а это призвано обеспечить единый правовой статус лиц, проживающих на территории РФ, вместе с тем защита прав и свобод человека и гражданина является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «б» ч. 1 ст. 72);

гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ (ст.80);

Конституция РФ предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека;

задача осуществления мер, обеспечивающих права и свободы человека, входит в компетенцию Правительства РФ (п. «е» ч. 1 ст. 114). 1

1. Понятие и виды юридических гарантий прав человека гражданина

Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции РФ. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий. 2

Гарантии — один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления.

То есть, под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относятся:

1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125 Конституции). Это возможность обращения в Конституционный Суд РФ, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» 3 . Согласно ст. 1 этого Закона, «Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».

2. Судебная защита прав и свобод. Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Местоимение «каждому» означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, лицу, находящемуся под следствием или судом либо уже отбывающему наказание, имеющему постоянное место жительства или скитающемуся по городам и весям, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует его представитель) и т.д. Это право гарантируется не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены – в Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 4

3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод. Конституция РФ расширила рамки участия и самого человека защите своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». 5 До настоящего времени продолжает действовать принятый еще до утверждения Конституции РФ, но соответствующий ей Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №2332-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Самозащита осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Индивид имеет право использовать для защиты своих прав и свобод все государственные средства защиты согласно ст. 33, 35, 36, 46, 47-54 Конституции, т. е. может использовать все виды обращений, обжалований, в особенности судебную систему. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). 6 Используя свои гражданские права, личность может осуществлять пикетирование, обращаться к общественности с просьбой о проведении массовых акций в свою защиту в виде митингов, демонстраций, письменных обращений.

4. Административно-правовая защита прав и свобод. Эта защита прав и свобод человека и гражданина предопределяются издаваемыми в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц.

5. Международная защита прав и свобод. Это возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

Отнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения. Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, постольку можно говорить о конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях. Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан.

Все виды гарантий по-своему важны, и лишь все вместе они могут обеспечить полную и всестороннюю защиту прав и свобод человека и гражданина. Более того, чем прочнее становятся основы конституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно и других гарантий прав и свобод. Юридические гарантии конституционных прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны, но их объединяет одно то, что все они выражены, закреплены в законодатель

Юридические гарантии прав личности

При всей важности конституционно-правового закрепления прав и свобод, определяющую роль в правовом положении личности имеют гарантии их реализации и защиты. Статья 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Франции устанавливает: «всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Без гарантирования прав провозглашенные права и свободы фактически превращаются в ничем не обеспеченные декларации.

Гарантии прав и свобод личности – это условия и средства, обеспечивающие возможность реализации и защиты прав и свобод личности.

Гарантии прав и свобод могут быть классифицированы по разным основаниям: по территории действия (международно-правовые и внутригосударственные); по форме закрепления (конституционные, законодательные и подзаконные) и др.

Одной из важнейших классификаций гарантий прав и свобод является их разделение на общие и специальные. К общим гарантиям относят политические, экономические, культурные. Специальными гарантиями являются юридические гарантии.

Общие гарантии представляют собой основные условия существования демократического общества, без которых невозможна реализация и защита прав и свобод личности. Это, в частности, функционирование экономики на основе различных и равноправных форм собственности, наличие реальных возможностей участия людей в политической жизни, создания механизмов контроля за деятельностью государства со стороны гражданского общества, наличие высокого уровня общей и правовой культуры у граждан (в том числе культуры прав человека [1] ).

Для юристов наибольшее значение имеют именно юридические гарантии прав и свобод личности. Их можно классифицировать на:

– материальные, т. е. связанные с наличием правовых норм, определяющих конкретные права, обязанности и запреты, меры юридической ответственности;

– институциональные, т. е. закрепляющие систему судебных и правоохранительных органов, иных органов государственной власти и местного самоуправления, призванных защищать и обеспечивать права и свободы;

– процессуальные, т. е. определяющие порядок реализации прав, свобод и деятельности органов государства и должностных лиц.

  • [1] Про соотношение терминов «правовая культура» и «культура прав человека» см.: Павленко, E. М. Культура прав человека и правовая культура: проблемы соотношения [Текст] / E. М. Павленко// Прав, культура. – 2013. – №2. – С. 28-35.