Экономические права человека гражданина в российской федерации

Образовательный портал — все для студента юриста.

V-4. Экономические права и свободы.

Экономические права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Виды экономических прав и свобод:

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

— Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

— Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

— Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

— Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

— Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

— Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Экономические права человека гражданина в российской федерации

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные права гражданина Россиийской Федерации ›
  • Социальные, экономические и культурные права и свободы

Социальные, экономические и культурные права и свободы

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

 на защиту авторских прав (ст. 44 Конституции РФ).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Развитие современного государства в первую очередь зависит от того, насколько динамично развивается его экономика. Для признания экономики государства рыночной необходимо законодательное закрепление прав граждан на свободное осуществление предпринимательской деятельности, создание финансово-хозяйственных объединений, распоряжение, владение, пользование своей собственностью и другие государственные гарантии.

В 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на международном уровне закрепила право каждого человека на владение имуществом как единолично, так и совместно с другими . Указанная норма международного права стала определяющей для государств с рыночной экономикой, а ее признание — гарантией экономических прав граждан, на ее основе было построено гражданское законодательство развивающихся стран, международные экономические договоры, законодательные акты в сфере экономики.

Ст. 17 Всеобщей декларации прав человека // Библиотечка «Российской газеты». 1999. Вып. N 22 — 23.

Экономические права граждан на сегодняшний день составляют неотъемлемую часть прав, которые закреплены в конституции любого демократического государства. Российская Федерация не является исключением. Данные права нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации, в числе которых:

1. Признание и защита права частной собственности.

2. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности .

Ст. 34 Конституции Российской Федерации.

3. Право каждого гражданина иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами .

Ст. 35 Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, помимо прочего, установила и ряд гарантий реализации экономических прав граждан. Так, ст. 8 Конституции определяет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности .

Ст. 8 Конституции Российской Федерации.

Законодатель придает особое значение экономическим правам, включая их не только в раздел Конституции о правах, но и закрепляя их как основу конституционного строя, без которых государство не может признаваться правовым и демократическим, что, несомненно, явилось главным достижением проведенных в России в начале 90-х годов XX в. конституционных реформ. Меняется соотношение государства и личности в экономической деятельности. М.В. Баглай отмечает, что «кардинально изменено соотношение государства и экономики: из организации, которая непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается только в регулятора экономических отношений. Но это уже принципиально другая роль, она исключает административно-командные функции государственного аппарата и признает свободу экономической деятельности людей и их объединений. В большинстве конституций мира нет даже такого объема экономических обязанностей государства, чем подчеркивается самостоятельность экономики и ее саморегуляция» . И действительно, теперь человек, занимающийся экономической деятельностью, пользующийся гарантированными правами, определяет развитие государства — платит в бюджет налоги, создает рабочие места, развивает производство, является участником международных отношений.

Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Баглая. 2003. С. 144 — 145.

По мнению ряда ученых, экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг . Однако в рамках этих прав возникают взаимоотношения между государством и лицами, осуществляющими экономическую деятельность, в связи с чем возникает необходимость правового регулирования таких отношений, а значит, создания прав и обязанностей.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1996. С. 67.

Так что же такое экономические права? Обратимся к теории права, выделяющей понятия права в объективном и субъективном смысле.

Суть двух значений права проста: совокупность юридических норм, выраженных в соответствующих актах государства (законах, кодексах, конституциях, указах, постановлениях и т.д.), — это право в объективном смысле, или объективное право; система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих человеку от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право. Такую классификацию прав дает в своем исследовании Н.И. Матузов .

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2003. С. 70.

Определение экономическим правам граждан следует дать исходя из общепринятой в теории классификации прав.

Следует исходить из природы их возникновения и относить эти права, во-первых, к позитивным правам, т.е. закрепленным в писаном праве и юридических нормах; во-вторых, к индивидуальным правам, т.е. относящимся к конкретному человеку, осуществляющему экономическую деятельность (в отдельных случаях экономические права могут приобретать коллективный характер, например, когда речь идет о деятельности хозяйственных обществ, образованных несколькими участниками экономических правоотношений); в-третьих, данные права являются основными (конституционными) правами, закрепленными в Основном Законе государства, при этом производными от этих прав будут являться такие права, которые возникают у субъектов экономической деятельности при взаимоотношении с государством.

Итак, экономические права граждан — гарантированные Конституцией государства и принимаемыми в соответствии с ней правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органами местного самоуправления права, которые возникают в результате осуществления гражданами экономической деятельности, а также в связи с полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления, направленными на защиту и реализацию указанных прав, а также на контроль за их осуществлением.

Следует отметить, что это далеко не единственный подход к определению экономических прав в теории государства и права.

В XX в., особенно во второй его половине, лица, занимающиеся исследованиями в сфере экономики, активно занялись теорией прав собственности. Методология этой теории основана на том, что «сама собственность и есть некий пучок прав», о чем в своих исследованиях отмечает А. Аузан , в частности, «что в отношении одного и того же объекта, к примеру, может быть много собственников, что люди вступают друг с другом в экономические отношения потому, что каждый из них имеет исключительный доступ к такому объекту и соответствующие права на него».

Аузан А. Права человека с позиции новой институциональной экономической теории // Экономическая интерпретация прав человека: Сборник статей. М., 2005. С. 15.

Иными словами, автор исследования говорит о первичности материального объекта, на основе которого у гражданина возникают какие-либо экономические права. Эту теорию следует также принять во внимание, так как в большей степени экономические права граждан непосредственно связаны с частной собственностью и основным правом — распоряжаться ей по своему усмотрению.

Итак, экономическими правами граждан в узком смысле можно признать такие права, которые закреплены в правовых и иных актах и которые возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением гражданами какой-либо собственностью.

Нельзя не отметить, что на этом же принципе было построено еще римское частное право, которое базировалось на основе отношений по поводу частной собственности, многие положения этого права вошли в современное законодательство, не стал исключением и Гражданский кодекс Российской Федерации, ставший основополагающим законом, помимо Конституции Российской Федерации, для реализации экономических прав граждан.

Исходя из данных выше определений экономических прав граждан и их природы (оснований возникновения), вытекает их классификация на два основных вида:

— права, возникающие в связи с владением, распоряжением и пользованием собственностью граждан;

— права, возникающие в связи с осуществлением гражданами какой-либо экономической деятельности, целью которой является получение прибыли, в том числе при взаимодействии с государством.

Если в основу экономических прав закладывать право собственности, можно дать следующую классификацию таких прав:

а) в зависимости от субъекта права — возникающие у граждан либо возникающие у учреждаемых ими юридических лиц.

Гражданским кодексом Российской Федерации закреплен принцип, согласно которому в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам . Таким образом, в Кодексе повторяется ранее упомянутое конституционное положение о признании права собственности;

Ч. 1 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

б) в зависимости от основания приобретения права — полученное на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, либо полученное на основе договорных отношений с иным лицом, на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества ;

Ч. 2 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации.

в) в зависимости от количества лиц, владеющих собственностью, — на право частной либо общей (в отдельных случаях долевой) собственности.

Существует также и иная общепринятая классификация прав. В частности, в своих исследованиях В.Г. Бессарабов отмечает, что «все чаще в конституциях называют коллективные права, которые принадлежат не отдельно взятому индивиду, а определенной общности, выделяемой на основе естественных или социальных признаков» . Хотя в данном случае и идет речь об объединениях граждан по какому-либо социальному признаку и закреплении таких прав только в конституции, содержащей, как правило, лишь общие нормы, на основе такой классификации можно говорить о разделении экономических прав по конкретному родовому признаку того или иного сообщества или в зависимости от специфики деятельности, осуществляемой в процессе реализации экономических прав.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. С. 10.

Обратимся вновь к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, определившего виды юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации. Статья 50 разделяет юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации , устанавливая, в свою очередь, существующие их виды, в частности, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, а являющиеся некоммерческими организациями — в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом . На основании данных норм в зависимости от вида юридического лица экономические права можно разделить на права коммерческих и права некоммерческих организаций, в свою очередь, коммерческие и некоммерческие организации подразделяются на виды, деятельность каждого из которых регулируется конкретными нормативными правовыми актами, в связи с чем целесообразно выделить применительно для коммерческих организаций права: а) акционерных обществ; б) обществ с ограниченной ответственностью; в) хозяйственных товариществ; г) производственных кооперативов. Для некоммерческих организаций по аналогичному признаку права следует разделить на возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой в уставных целях: а) общественными объединениями; б) потребительскими кооперативами; в) фондами; г) союзами и ассоциациями.

Ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ч. 2, 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Классификацией экономических прав граждан также может служить их закрепленность в той или иной отрасли права и, несмотря на то что «экономической конституцией» все же следует считать Гражданский кодекс Российской Федерации, а экономические права относить к изучаемым гражданским правом, все же существует ряд специализированных прав, относящихся к другим отраслям права, в частности: а) к налоговому праву; б) к таможенному праву; в) к праву интеллектуальной собственности (неразрывно связанному с экономической и предпринимательской деятельностью).

1. Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации

Экономические права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Виды экономических прав и свобод:

— Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

— Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

— Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

— Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

— Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

— Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

— Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Экономические права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и в своей основе связаны с обладанием собственностью и другими имущественными благами.

Особенностью экономических прав является их способность нередко выступать в качестве права-гарантии, обеспечивающего реализацию других прав и свобод. Основные экономические и социальные права в России впервые в целостном виде были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.

К основным экономическим правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

– право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности (ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).

Порядок реализации, гарантии и пределы пользования экономическими правами и свободами регулируется ГК РФ, НК РФ, Федеральными законами от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное в ч. 1 ст. 34

Конституции РФ, более емко можно определить как право на свободу предпринимательства. Такое право не закреплялось в советских конституциях.

В ГК РФ предпринимательство определяется как деятельность, «направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Под имуществом в Конституции РФ понимаются не только вещи и иные объекты гражданского права, указанные в ГК РФ. Имущество используется в качестве собирательного понятия, включающего как предметы материального мира, имущественные права на них, так и результаты интеллектуальной деятельности, информацию, энергию и исключительные права на них. К этой категории относятся также имущественные комплексы, природные богатства и пр.

В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Данное право принадлежит частным, т.е. физическим, лицам (индивидуально или совместно) и юридическим лицам (организациям, предприятиям). Речь идет, прежде всего, о гражданах России; о лицах, не имеющих российского гражданства, но в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ пользующихся равными с гражданами Российской Федерации правами и несущих равные обязанности (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ), а также о юридических лицах.

Из положений ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом всех форм собственности вытекает равенство физических и юридических лиц и всех иных субъектов права как участников имущественных отношений. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами также имеет конституционный характер, поскольку право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю установлено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), а условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (ч. 3) и регулируются ЗК РФ.

Основными принципами земельного законодательства являются учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Распоряжение землей в Российской Федерации осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, установлен также приоритет охраны жизни и здоровья человека.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами; особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности; занятые объектами космической инфраструктуры; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению и т.п.

Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование Вагина Анна Михайловна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Содержание к диссертации

Глава 1. Экономические права граждан в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина

1. Генезис экономических прав человека 12-34

2. Экономические права как составная часть системы прав человека 35-51

3. Состав и содержание экономических прав 53-74

3.1. Право на предпринимательскую деятельность

3.2. Право частной собственности

3.3. Право на труд

4. Конституционные гарантии осуществления экономических прав, 75-101

Глава 2. Конституционно-правовые основы охраны и защиты прав граждан в экономической сфере

1. Механизм правовой охраны и защиты предпринимательской деятельности 102

2. Государственно-правовая охрана и защита конституционных прав и свобод граждан 119

3. Проблемы реализации конституционных принципов и правомерных ограничений в экономической деятельности 137

3.1. Принципы осуществления экономических прав

3.2 Ограничения осуществления экономических прав

Библиографический список 182-202

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конец XX столетия ознаменовался для России трансформацией социальной, экономической и политической систем, которая не имела прецедентов в новейшей истории. Фундаментальные изменения всех сфер жизнедеятельности общества выражаются и в законодательстве, обеспечивающем развитие частной инициативы с одной стороны, и ограничивающем избыточное государственное регулирование экономической деятельности субъектов предпринимательства с другой. Однако следует констатировать, что качество названного законодательства по-прежнему остается пробельным, противоречивым, создаваемым без должной концептуальной основы,

Эти обстоятельства делают насущным необходимость изучения и соотнесения современного состояния реализации экономических прав и свобод человека и гражданина с конституционной моделью данной категории отношений. Более целостного рассмотрения требуют вопросы о конституционной природе экономических прав, их взаимосвязи между собой и с другими основными правами и свободами человека. Недостаточно исследован и конституционный механизм их ограничения.

Избранная тема исследования имеет важное практическое значение для эффективной реализации социально-экономической политики государства и для построения стройной концепции законодательного ее регулирования.

В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию неизменно присутствует мысль о необходимости развития инфраструктуры рынка, усилении гарантий и защиты прав собствен-

ников и производителей, поддержки частной инициативы российских предпринимателей \

Исследуемые в настоящей диссертации проблемы относятся к весьма значимой области конституционно-правовых отношений, касающейся статуса личности в экономической сфере, взаимоотношений между индивидами, выступающими в качестве субъектов экономических правоотношений, с одной стороны и государством в лице его органов, с другой, В условиях возрастания роли рыночных механизмов, индивидуального и коллективного предпринимательства глубокое теоретическое обоснование соответствующих конституционных положений об экономических правах человека и гражданина, равно как и выработка действенных рекомендаций по их практическому претворению в жизнь представляются в наши дни одним из актуальных направлений конституционно-правового исследования.

Степень разработанности темы. Говоря о степени разработанности темы, следует отметить, что в отечественной науке конституционного права экономические права граждан уже в той или иной степени были предметом исследования. Ряд исследователей рассматривали право на предпринимательскую деятельность либо право частной собственности в составе конституционных экономических прав (СВ. Белых, Г.А. Гаджиев, В.И. Крусс, Г.Б, Мирзоев, И.Н. Плотникова). Другие ученые исследовали экономические права в сочетании с социальными (Н. Варламова, Н.П. Глущенко, И.Б, Михайловская) либо как самостоятельную группу прав (Д.Н. Дружинин),

Во многом работы указанных авторов позволили изучить теоретические основы конституционно-правового регулирования экономических

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 г.// Российская газета, 2001. 4 апреля; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 г. // Российская газета. 2002. 19 апреля; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 тЛ Российская газета. 2003- 10 апреля.

прав, проанализировать специфику нормативного закрепления и правоприменительного воплощения данной категории отношений.

Все же следует отметить, что работы перечисленных авторов при всех несомненных достоинствах раскрывают лишь отдельные аспекты содержания экономических прав. Учитывая огромный пласт отношений, охватываемых категорией «экономические права» можно с уверенностью утверждать, что их системный, комплексный анализ еще только начинается. Не до конца сформированным остается перечень прав, входящих в названную группу, достаточно проблемным остается практическое осуществление конституционных норм об экономических правах, отсутствует четкий механизм гарантий их реализации. Эти и другие вопросы, безусловно, требуют дальнейших научных исследований.

Большой вклад для понимания проблем, связанных с вопросами понятия, содержания и сущности экономических прав, их реализации и защиты сделали в своих трудах такие отечественные ученые-правоведы, как: СА- Авакьян, ММ. Агарков, С, С. Алексеев, М В. Баглай, Д.Н. Бахрах, Н,А. Боброва, НА, Богданова, Н.С. Бондарь, С,Н, Братусь, Н.В. Витрук, Л. Д. Воеводин, В.П. Грибанов, В Л. Казимирчук, С-Ф. Кечекьян, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, В.В. Копейчиков, В.М. Корель-ский, В.А. Лебедев, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, А.В. Малько, Н. И, Мату-зов, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, А.А Мишин, B.C. Нсрсесянц, В,А. Па-тюлин, В.Д. Перевалов, Ф.М. Рудинский, В.К. Самигуллин, К.И. Склов-ский, М.С. Строгович, IO-A. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, ИЛ. Умнова, Б.С. Эбзеев, Л. С. Явич и др.

Достаточное большое внимание изучению правового режима собственности и предпринимательства уделено исследователями с позиции науки гражданского, коммерческого и предпринимательского права. Это научные публикации B.C. Белых, С.Э. Жилинского, Т,М. Ивановой, Н.И. Клейн, В.В.

6 Лаптиева, В.С- Мартемьянова, В,Ф. Попондопуло, А.П, Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К- Толстого, Е-Б- Хохлова и др.

При написании настоящей работы использовались и работы зарубежных авторов в сфере экономики, юриспруденции, защиты прав человека: Р. Арона, Й, Благожа, М. Вебера, А- Зенгера, Г, Еллинека, Р. Иеринга, К. Маркса, Ж. Маритена, Ш. Мийон-Дельсоля, Ричард А. Позднера, К.Р. Санстей-па, К, Хессе, Ф. Энгельса и др.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили международные правовые акты в области прав человека, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, законодательство бывшего Союза ССР, акты Конституционного Суда Российской Федерации, доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,

В качестве методологической основы исследования применялись современные методы познания общенаучного и специального характера: исто-рико-логический, системно-аналитический, диалектический, социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы познания.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при конституционно-правовом регулировании экономических прав граждан, реализации конституционных норм о предпринимательстве, собственности, праве на труд, осуществлении судебной защиты конституционных прав и свобод субъектов экономических отношений.

Предметом исследования выступают нормативные отношения, определяющие конституционно-правовую природу экономических прав, а также конституционно-правовые отношения, возникающие и развивающиеся в

процессе реализации экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Цели и задачи исследования. Основными целями диссертационного исследования являются:

определение места и роли экономических прав в комплексе прав человека;

выявление критериев и условий наиболее эффективной реализации экономических прав;

анализ формально-юридической и содержательной сторон данной группы прав;

изучение структурных элементов конституционно-правового механизма их реализации и выявление необходимых пределов (ограничений);

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

проанализировать специфические характеристики экономических прав, более полно раскрыть с позиции конституционно-правовой науки суть, содержание и их конституционно-правовую природу;

сформулировать определение научной категории «экономические права человека и гражданина» с позиции конституционного права;

теоретически обосновать относительную самостоятельность группы экономических прав в общей системе прав человека;

исследовать конституционные гарантии реализации экономических прав;

проанализировать основные формы государственно-правовой охраны и защиты конституционных экономических прав;

обосновать конституционные ограничения осуществления экономических прав, их пределы и формы;

разработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию действующего законодательства, регламентирующего экономические права в целях создания действенного механизма полномасштабной

реализации данных прав в качестве основы гарантирования всего комплекса прав человека.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном теоретическом анализе экономических прав как сложной конституционно-правовой категории, которая представлена в работе в виде единой внутренне организованной дифференцированной подгруппы в общей системе прав человека, с вполне самостоятельными статусными и структурными характеристиками. Экономические права граждан рассматриваются с двух позиций: во-первых, эти права представлены в диссертации в качестве идей, ценностей, конституционных принципов, входящих в основы конституционного строя и составляющих конституционно-правовой статус субъектов экономических отношений. Во-вторых, эта категория прав исследуется как совокупность норм разных отраслей права, нацеленных на регулирование, реализацию, защиту и охрану экономических прав.

Новизна постановки и решения задач, а также предлагаемых подходов нашла свое отражение в сформулированных в работе положениях и тезисах, выносимых на защиту:

L Экономические права человека и гражданина — это самостоятельная подгруппа основных прав человека, в конституционно-правовом аспекте представляющая собой взаимосвязанные элементы реализации прав индивидуумов, обеспечивающие свободу предпринимательства, признание и защиту частной собственности» условия для реализации способностей и направленные на удовлетворение материальных потребностей жизнедеятельности и получение доходов. Это субъективные конституционные права, назначение которых состоит в обеспечении их обладателям определенной степени свободы в экономической сфере.

2, Экономические права являются результатом длительного и многосложного процесса становления и правовой институционализации форм и способов согласования частных и публичных интересов на базе формацион-

ных, цивилизационных, экономических, социальных и политико-правовых преобразований общества. Именно конституционное закрепление экономических прав отражает ценность социально-ориентированного государства и позволяет достичь баланса между частными интересами и свободой личности с одной стороны и публичными интересами государства в сфере перераспределения материальных благ —с другой-

Правовая природа экономических прав обусловлена спецификой их исторического развития и характеризуется тем, что осуществление данных прав невозмолшо без обеспечения со стороны государства. По этой причине в работе получил дальнейшее развитие тезис об особой роли экономических прав, как высшей ценности в гражданском обществе, признание, соблюдение и защита которой вменены в обязанности государства.

Закрепление экономических прав в Конституции Российской Федерации имеет определенные особенности: ряд экономических прав (право на предпринимательскую деятельность, право на труд, гарантированность и защита частной собственности) имеют значение конституционной идеи, ценности, а в ряде случаев определяют основы конституционного строя российского государства.

Экономические права выступают в качестве объекта публично-правового и частноправового регулирования со стороны множества разных отраслей права. Согласование регулирующего воздействия отраслей права обеспечивает конституционное право. В рамках комплексного правового регулирования тематику экономических прав и свобод выражают нормы, во-первых, закрепляющие эти права и свободы; во-вторых, принципы их осуществления; в третьих, гарантии указанных прав и свобод; в-четвертых, процессуальные механизмы их осуществления,

6- Сделан вывод о том, что, несмотря на усложненный характер и структуру экономических отношений, а также особый государственно-властный характер участия государства в регулировании данных отношений, домини-

рующим является дозволительный метод правового регулирования. Субъекты, реализующие экономические права, наделяются широкими правомочиями,

7. Предлагается понятие «конституционные средства охраны и защиты» рассматривать в широком и узком толковании. В широком смысле конституционно-правовые средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина рассматриваются как существующие в российской правовой системе юридические средства охраны и защиты, независимо от их отраслевой принадлежности (конституционные, гражданско-правовые и т.д.). В данном случае понятие «юридические средства охраны и защиты» — в полном объеме совпадают с понятием «конституционные средства охраны и защиты» в широком смысловом значении,

В узком смысле понятие «конституционные средства охраны и защиты» заключается в их предназначении для устранения законодательных пробелов и иных проблем, препятствующих (или могущих препятствовать) нормативной реализации конституционных прав и свобод. Нормы, которые устанавливают основания применения конституционных средств охраны и защиты, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их осуществляющим. При этом конституционные средства охраны и защиты права применяются тогда, когда средства охраны и защиты других отраслей права уже исчерпаны, но нарушенное при этом право не восстановлено.

Практическая значимость и апробация результатов исследования.

Работа содержит выводы, предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в работе по совершенствованию российского законодательства об экономической деятельности, а также судебной практике. Результаты исследования имеют немаловажное значение и для совершенствования правозащитной деятельности, и для повышения эффективности ра-

11 боты государственных и муниципальных органов по обеспечению реализации комплекса экономических прав граждан России.

Материалы исследования могут быть применены в преподавании конституционного права и курсах о правах человека, в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации юристов, государственных и муниципальных служащих.

Представленное исследование будет способствовать дальнейшему развитию науки о правах человека, содействует углублению знаний и практическому претворению идей правовой государственности, а так же мер по конституционной защите личности в России.

Диссертация обсуждена на кафедре теории государства и права и конституционного права Челябинского государственного университета, где проведено ее рецензирование.

По теме диссертационного исследования опубликовано пять научных работ, в которых излагаются основные положения работы.

Экономические права как составная часть системы прав человека

Вопросы о месте экономических прав в системе прав человека, о возможности конституционализации экономических прав, о степени и особенностях их юридической защищенности по сравнению с гражданскими и политическими правами, о совместимости с принципами свободного, демократического, ориентированного на рыночную экономику гражданского общества, и по сей день не потеряли своей актуальности.

По природе экономические права существенно отличаются от прав гражданских и политических, что связано с ролью государства в признании и обеспечении этих прав. Право на экономическую деятельность — общее, принадлежащее каждому право, содержащее в себе комплекс прав, обеспечивающих возможность организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права экономической деятельности -юридическое или физическое лицо (хозяйствующий субъект) — может создавать на свой риск и под свою имущественную ответственность предприятия, регистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, свободно вступать в договоры с юридическими и физическими лицами, другими хозяйствующими субъектами, приобретать и распоряжаться собственностью,

В настоящем диссертационном исследовании экономические права рассматриваются в соответствии с концепцией, выдвинутой рядом ученых j о том, что экономические права представляют собой самостоятельную, отличную от социальных группу прав. Некоторые общие принципы и отдельные виды предпринимательской деятельности регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации1.

В юридической литературе прочно утвердилось положение о том, что конкретные частные права (права в рамках правоотношения), в том числе экономические права, делятся на абсолютные и относительные .

Так, И.А. Ледях пишет, что еще задолго до Второй мировой войны характерным стало разделение прав и свобод на две категории. К первой относились абсолютные, или вечные, неизменные, надгосударственные права. Их содержание не зависит от воли законодателя. К числу таких «классических» прав всегда относили свободу совести, личные свободы, неприкосновенность жилища, частную собственность. Вторую категорию составляли все остальные права, затрагивающие область отношений государства и личности, личности и общества, граждан между собой \

Что же понимается под основными «абсолютными» и основными «относительными» правами?

Еще в конце XIX в. русский государствовед Н. М Коркунов писал, что для сторонников существования абсолютного права абсолютные права человека — это прирожденные права, не зависимые от государства, существующие помимо него, безусловные и неизменные, а потому и неприкосно у венные для власти- Такое определение абсолютному праву Н. М- Коркунов давал с позиции его значения для самого человека.

ИГ. Виноградов сформулировал определение с позиции значения абсолютных прав человека для государства в начале XX в.: абсолютные права — это права, «с которыми должно сообразовываться всякое нормальное устроенное государство» . К их числу он относил права человека на жизнь, личную свободу и собственность-Авторы современных юридических словарей, исходя из позитивистского правопонимания, считают, что абсолютные права — это такие субъективные права, носителям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц- Обязанность, соответствующая абсолютным правам, всегда состоит в воздержании от совершения действий, ущемляющих абсолютные права. Учитывается что, нарушителем абсолютных прав может оказаться любое лицо, закон защищает абсолютные права против всех и каждого, то есть против неопределенного круга лиц . Эту позицию поддерживает и Н. И. Матузов, который считает, что основному естественному праву корреспондирует обязанность всякого, кто приходит в столкновение по поводу пользования соответствующим благом с носителем данного права.2 Ограничение или временное их приостановление не допускается в демократическом правовом государстве ни при каких обстоятельствах.

Существенный нюанс абсолютных прав отмечает Д. Н. Бахрах: абсолютные права осуществляются действиями тех, кому принадлежат, а все другие субъекты прав обязаны не препятствовать или даже содействовать этому 3. Такая же по существу трактовка абсолютных прав существует и в конституционном праве зарубежных стран. В частности, по конституции Японии абсолютные права человека — это такие основные права и свободы, присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания парламентом соответствующего закона \

Все остальные основные права человека, кроме абсолютных, стали называться относительными. Основные относительные права — это права, носителям которых противостоят определенные обязанные лица (лицо), то есть права, принадлежащие лицу по отношению к другому обязанному лицу (лицам)5. Иными словами, относительными можно назвать права, реализуемые через правоприменение- Чтобы такое право осуществилось, необходим индивидуальный акт применения права, конкретизирующий, признающий или предоставляющий его.

Состав и содержание экономических прав

Ядром экономических прав граждан Конституция Российской Федерации в статье 34 считает право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Данная норма конституционно закрепила право на предпринимательскую деятельность, ранее провозглашенное в статье 22 Всеобщей декларации прав человека . Примечательно, что в конституционном воплощении это право оказывается принципиально новой категорией не только для теории конституционализма, но и философии права в широкой понятийной градации юридических наук .

Экономическая свобода — необходимый элемент гражданского общества и правового государства. Провозглашенное в качестве основы конституционного строя многообразие и равная защита всех форм собствеЕшости неизбежно предполагают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предпринимательская деятельность в соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

СВ. Белых, предлагает под предпринимательством понимать совокупность целенаправленных, систематических действий, совершаемых самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества, а также получения систематической прибыли посредством создания и ведения собственного бизнеса, дела .

Такие категории, как «предпринимательство», «бизнес», традиционно ассоциируются в общественном сознании с капиталистической экономикой и соответствующим типом общественных отношений. Именно в рамках либерально-буржуазной концепции «естественных прав» человека, права па свободу и частную собственность трактуются как неотъемлемые и не зави-сящие от воли государства . Вместе с тем в конституциях развитых буржуазных демократий крайне редко формально используются понятия тождественные или достаточно близкие праву на предпринимательскую деятельность- Как отмечает ИЛ- Алебастрова, в США, например, — государстве, небезосновательно претендующем на наиболее адекватное воплощение принципов либерального конституционализма, — из социально-экономических прав и свобод фактически только одно — право частной собственности — имеет конституционное оформление в виде ограничений ее изъятия 3,

Современная конституционная экономическая политика подвергла кардинальной модернизации экономическую модель, закрепленную в Конституции РСФСР 1978 года в качестве «единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории РСФСР». Это определение экономики РСФСР, содержавшееся в статье 16 Конституции РСФСР, было исключено на V Съезде народных депутатов РСФСР, Тем самым государство объявило об отказе от огосударствления всех сфер производства, распределения, обмена. Симптоматично, что в соответствии со статьей 16 Конституции РСФСР 1978 года распределение предшествовало обмену, то есть обмениваться можно было только тем, что уже распределено в централизованном порядке. Отказ от этого положения явился началом перехода к рыночной модели экономики.

Конституционные положения в силу их повышенной стабильности и жесткости не подходят для регулирования рыночных отношений. Их роль состоит в другом — гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, которое основывается на статье 34 Конституции Российской Федерации.

Важным элементом основ конституционного строя и одновременно составной частью основных свобод и прав человека и гражданина является свобода экономической деятельности. Свобода экономической деятельности, гарантированная статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации, обеспечивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, В основу этих конституционных норм положен принцип диспозитив-ности, который определяет самостоятельность и свободу субъектов в распоряжении своими правами. Это позволяет им, исходя из своих способностей и интересов, определять направления и способы использования принадлежащих им материальных благ, устанавливать необходимые хозяйственные связи и приемлемые условия их осуществления \

Помещением статьи 34 в главу 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, особо подчеркивается важность общественных рыночных отношений, возникающих в экономике, их участниками выступают частные субъекты хозяйствования. Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности. Формируемое на этой основе гражданское общество, отмечает М.В. Баглай, строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей, как в политической, так и в экономической областях \

Субъектами права, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, являются, прежде всего, физические лица, к которым относятся граждане России, лица с двойным гражданством, иностранные граждане и лица без гражданства. Включение в данный круг субъектов права юридических лиц, по мнению некоторых ученых, необоснованно, поскольку положения Основного Закона о правах и свободах человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации, то есть физического, а не юридического лица , В рамках анализируемых прав юридические лица следует рассматривать не как субъекты права, а как одну из форм реализации физическими лицами права на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В юридической литературе нет единого мнения по этому вопросу- На практике часто возникает вопрос о применении той или иной статьи Конституции Российской Федерации к отношениям с участием юридического лица в сфере предпринимательской деятельности. Как отмечает С.Э. Жилинский, юридические лица, в том числе предпринимательских организаций, являются главной действующей силой реформируемой российской экономики. Однако о них ничего не сказано в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Механизм правовой охраны и защиты предпринимательской деятельности

Как уже неоднократно отмечалось, в связи с радикальными изменениями, которые затронули наше общество в конце прошлого столетия, правовая наука подверглась основательному переосмыслению, начиная от самых общих понятий и категорий права и кончая чисто практическими проблемами эффективности регулирования той или иной группы общественных отношений. Вместе с тем, особенностью переживаемого наукой исторического момента является то, что он придает непосредственное прикладное значение самым отвлеченным теоретическим исследованиям, например, исследованиям о закономерностях и особенностях взаимодействия конституционно-правовых и экономических реформ.

Соответственно научная мысль вынуждена обратиться к предметам, совершенно не исследованным, или недостаточно исследованным для определения сущности этих предметов и основ их взаимодействия с точки зрения общепринятых научных положений.

В основательном осмыслении нуждается правовая наука, изучающая процесс и механизм формирования конституционно-правовых рамок становления в России устойчивого режима современной рыночной демократии. Многое, если не все, требует тщательного исследования, например, понятие «экономические права», их назначение, структура и действие (теоретическому исследованию этих вопросов частично посвящена первая глава диссертации),

В условиях перехода к созданию новой, принципиально иной модели экономики формирование теоретических основ нового механизма правового регулирования экономических отношений становится актуальной практической задачей, ибо, не имея таких основ, мы не сможем создать того, что могло бы быть определено в качестве правового механизма. Всякое субъективное право имеет свою социальную ценность лишь постольку, поскольку его возможно осуществить- Отсюда возникает проблема реализации субъективных прав граждан, проблема их защиты . Это в полной мере относится и к экономическим правам граждан. Результатом такой защиты является стратегия государства внутри страны и во внешнеэкономической сфере, обеспечение необходимого уровня правового регулирования экономических отношений с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики,

В экономике общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью. Государство выступает в качестве механизма, обеспечивающего экономические интересы своих субъектов в рамках допустимых возможностей. Комплекс создаваемых государством условий, требований, правовых норм, экономических нормативов, предписаний, директив обеспечивает правовую основу экономической деятельности субъектов и автоматически гарантирует надежность эффективного их функционирования. Экономические потребности отдельных элементов общества аккумулируются в экономические интересы государства, которые обуславливают цели развития страны. С государственными экономическими интересами корреспондируются соответствующие обязанности, учреждений, организаций, предприятий, а также граждан. Здесь имеют место различные по своей видовой и отраслевой принадлежности общественные отношения — государственно-властные (например, по конституционному закреплению основ предпринимательской деятельности), финансово-правовые (например, налоговые), имущественные (по использовании имущества и своих способностей в той или иной деятельности). Такие отношения регулируются соответственно нормами конституционного, финансового и гражданского права. Однако экономическая деятельность все больше нуждается, и будет нуждаться в специальном, комплексном правовом регулировании. В настоящее время реализация конституционных прав граждан на осуществление предпринимательства обеспечивается в разной степени несколькими публичными механизмами государственного регулирования экономики: лицензированием, сертификацией, стандартизацией в которых объединяются разные по своей природе отрасли и институты законодательства.

Законодатель выделяет отношения, возникающие в экономической деятельности, ибо они затрагивают интересы не одной какой-то личности, а группы людей, общества, и иногда могут привести к серьезным социальным последствиям. Это придает правонарушениям в данной сфере особый оттенок, который вынужден учитывать законодатель, устанавливая не только административную, гражданско-правовую и уголовную, но и конституционную ответственность за нарушения норм и правил предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поэтому для обеспечения беспрепятственного пользования конституционными правами и свободами оправданным представляется наше исследование, проведенное с целью выявления сущности, содержания, основных традиций в практике государственно-правовой защиты (охраны) экономических прав граждан.

Как было уже отмечено в первой главе диссертации, к основным экономическим правам относятся конституционные права, непосредственно устанавливающие основы экономической системы России. Провозглашенное в Конституции Российской Федерации право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть I статья 34), право частной собственности и другие вещные права (статья 35), право граждан Российской Федерации и их объединений иметь в частной собственности землю (статья 36) отчасти остаются декларативными, поскольку вопросы государственно-правовой реализации основных экономических прав так и не стали предметом комплексного законодательного регулирования. Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране этих прав закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладное экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными видами собственности.

Определениям эффективности реализации прав и свобод личности в научной литературе посвящено немало работ. Некоторые исследователи реализацию права предлагают трактовать в контексте многоаспектного процесса правового регулирования . В противовес этой позиции другие авторы считают, что правовое регулирование и реализация норм права представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани функционирования права 2. Специфичность реализации норм права при этом связывается с результативностью, обеспечением фактического итога собственно юридического качества. Однако и те, кто разрабатывал проблему механизма социального действия права в целом, итоговым, финальным моментом такого действия называли также и правомерное социально активное поведение субъектов права .

Проблемы реализации конституционных принципов и правомерных ограничений в экономической деятельности

Необходимость научного обоснования и соответствующего нормативного закрепления принципов регулирования экономических прав представляется актуальной для всякого, кто имеет отношение к тем или иным аспектам практики реализации этик прав.

Под принципами в теории права принято понимать основополагающие идеи (требования), развиваемые и конкретизируемые в различных правовых установлениях . Они напрямую связаны со статусными атрибутами человека и гражданина и выступают в качестве используемых индивидуально или коллективно возможностей, предоставляющих свободу выбора вида и меры поведения личности, а обязанности как требования ответственного следования должному поведению .

Понятие принципа права не является по существу новым, оно относится к числу традиционных в советском правоведении, но в постсоветское время приобретает новое значение- Задача ученых осмыслить эти явления через призму резкой смены политических, экономических и социальных устоев общества, и раскрыть их содержание, место и роль в жизни общества, в котором все большее значение приобретают правовые начала» Учитывая объемность содержания как самих экономических прав, так и функционально предметное многообразие видов такого рода властного воздействия на процесс их осуществления, вряд ли все принципы могут быть исчерпывающе определены и систематизированы. Но, как отмечает В.И. Крусс, «основные параметры допустимости воздействия как такового, глубины его «проникновения» в пространство хозяйственной самостоятельности и сроков «присутствия» там необходимо установить именно правовым образом.—» К

Так как отношения, возникающие при реализации экономических прав, обладают комплексным характером, им присущи как общеотраслевые принципы права, так и правовые принципы, содержащиеся в таких отраслях, как гражданское и трудовое право.

Основные принципы правового государства — это основополагающие идеи, на которых строится система правовых норм страны, начала, получающие свое развитие и закрепление в отраслях, институтах и нормах действующего права. Общеправовые принципы определяются политическим и экономическим развитием общества на определенном этапе и закладываются в конституциях разных стран.

Основные конституционные принципы содержатся в главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». В ней приводятся правовые принципы, регламентирующие основные экономические, политические и социальные отношения в обществе. Данные принципы представляют собой находящиеся под защитой сущностные социальные, нравственные, политико-правовые правила организации общества. По определению Г\А. Гаджиева, принципы основ конституционного строя являются правовой моделью наиболее важных для общества отношений, к числу ко-торых, безусловно, относятся и отношения собственности — Правовое регулирование отношений собственности, включая и частной собственности, должно опираться на конституционные основы, ядро которых составляют конституционные принципы и концепции.

Правовое регулирование отношений собственности осуществляется на базе основополагающих конституционных норм, которые; — формируют предпосылки для возникновения частной собственности; — гарантируют равное признание и защиту всех форм собственности со стороны государства; — предопределяют содержание, условия и порядок реализации права частной собственности; — обеспечивают право частной собственности соответствующими гарантиями, включающими охрану и защиту данного права. Эти нормы в Конституции России выражают определенные концепции правового регулирования отношений, связанных с предпринимательской деятельностью; закрепляют принципы правового регулирования предпринимательства и отношений частной собственности; устанавливают исходные начала правового статуса предпринимателя, частного собственника, включающего в единстве и взаимодействии их права, обязанности, свободы, интересы, гарантии, охрану и защиту. Все вместе взятые эти положения образуют конституционную базу, на которой возникает и реализуются основные экономические права. Конституционные принципы экономической деятельности в России составляют общую часть подсистехмы конституционных норм называемой «экономической Конституцией». Действующая Конституция Российской Федерации (статьи 8,34,74,75) закрепила их в четырех важнейших нормах: 1) свобода экономической деятельности; 2) единство экономического пространства; 3) многообразие и равенство различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм предпринимательства; 4) защита конкуренции . С принципом свободы экономической деятельности связывают, прежде всего права человека, которые выражают общечеловеческие гуманитарные начала правового опосредования действительности- Они входят в конституционно-правовой статус личности, Их существенное отличие состоит в том, что ими опосредуются отношения и связи между государством и человеком. Отсюда общий, неперсонифицированный и значимый характер этих прав, свобод, позволяющий воспринимать их как общечеловеческую ценность и всеобщий критерий, ориентирующий на поведение всех иных субъектов конституционного права, а значит, влияющий на их конституционно-правовой статус.

Правовой статус гражданина позволяет в различных формах осуществлять саморегуляцию личности, базирующуюся на сочетании свободного выбора рода деятельности и профессии, использования гражданином его имущества и способностей (статьи 34-37 Конституции Российской Федерации), а также уважения и недопустимости нарушения прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации),