История владимира для детей краткое содержание

Краткая биография князя Владимира

Великий князь Владимир был сыном князя киевского Святослава Игоревича и Малуши, которая работала у княгини Ольги ключницей. Историкам, к сожалению не удалось точно узнать дату рождения Владимира, однако большинство исследователей сходится в том, что это случилось в 962 году. При этом, несмотря, что по русской традиции социальный статус должен был определяться по отцу, обидное для мальчика прозвище «робичич» преследовало его не один десяток лет.

В 970 году юный Владимир был оставлен княжить в Новгороде. его наставником стал верный воевода Добрыня, приходившийся ему дядей. Уже через два года его брат Святослав погибает, а киевский престол переходит его другому брату Ярополку.

Биография Владимира полна событий. В итоге военных действий с поляками князю удалось присоединить к владениям Киевской Руси несколько крупных городов. В 981 и 982 годах он смог усмирить вятичей, а в 983 году он открыл путь к Балтике, захватив территории племени ятвагов. В следующем году он покорил радимичей, а через год победил волжских болгар. В 992 году князь подчиняет Руси и хорватов.

Так как многожёнство до христианства было волне уместным явлением, то сам князь имел пять жён от которых имел дюжину сыновей. Всем им Владимир раздал по городу для дальнейшего княжения. Также у князя было огромное количество наложниц.

В самом начале своего княжения великий князь Владимир считался ярым язычником. Он пытался реформировать старую веру, воздвигнув в Киеве капище самых почитаемых богов, которым приносились большие жертвы (в том числе и человеческие). Однако на тот момент в городе и околицах (даже в княжеской дружине) было уже не мало людей, принявших новую христианскую веру, а соседи Киевской Руси постоянно присылали послов, стараясь переманить Владимира в свою религию.

Результатом всего этого стало так называемое «испытание вер» в 986 году, в итоге которого в качестве единой религии было принято христианство по восточному образцу, а сам князь принимает христианское имя Василий при крещении.

Через два года князь принялся крестить Русь со своей дружины и приближённых.

Уже в 922 году князь киевский вступил в войну с Польшей, отстаивая права Киевской Руси на территории Черниговского княжества, а после неё Владимир до конца жизни пытался отбивать удары кочевников. Также этим князем было воздвигнуто не мало городов, а самым важным из них был Белгород. При нём начался выпуск золотых и серебряных монет.

Князь скончался пятнадцатого июля 1015 года.

История России

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Правление князя Владимира Святославовича

Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.

После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк.

Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.

Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.

Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы — представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.

Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. — начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.

Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.

Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь вернулся в Киев, прихватив с собой множество святынь, икон, священников.

По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.

Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси.

Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.

В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.

В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение.

После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.

Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.

У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.

Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.

Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.

Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.

Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира — Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить.

Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые снова напали на Русь. Но великому князю не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве.

Хотя русские люди начали чтить память Владимира в XI веке, первые надежные сведения о почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимира Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимира Крестителя, 15 июля 1240 г.

Народ очень любил своего князя, воспевал его в песнях и былинах и называл его Владимир Красное Солнышко, «ласковый князь Владимир». Он стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, известные своими подвигами. Владимир – идеальный князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.

28 июля (по новому стилю) – день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Город Владимир является областным центром Владимирской области. Население города 361 000 человек. Ученые рознятся с датой основания Владимира.

Одни историки, следуя Ипатиевской летописи, полагают, что город возник в 990 году, и основал его никто иной, как князь Владимир Святославич (Владимир Красное Солнышко, тот самый князь, который крестил Русь).

Основав город, князь Владимир возвел церковь Пресвятой Богородицы. Князь велел крестить весь люд, в окрестностях города и возводить церкви.

Археологические раскопки подтверждают эту версию об основании Владимира. В Советский период истории России, официально считалась версия, что город был основан в 12 веке, а точнее в 1108 году, Великим Киевским князем Владимиром Мономахом.

Своего расцвета Владимир достиг во времена Юрия Долгорукого. Долгорукий умело правил Ростово-Суздальским княжеством, развивал и обогащал свои земли. Князь жаждал Киевского престола, и даже восседал на нем, но власть его в Киеве, была непрочной. Сын Долгорукого – Андрей Боголюбский, не желал киевского престола. Он решил приложить все усилия для того, что бы возвысить Северо-Восточную Русь над киевским престолом.

Будучи молодым князем, Андрей Боголюбский много трудился на благо Москвы, Юрьева-Польского и Дмитрова. В 1154 году Андрей Боголюбский стал княжить в Вышгороде, который под Киевом. Долго в Вышгороде Боголюбский не пробыл, и вскоре отправился обратно на свою малую Родину.

Из Вышгородского женского монастыря Андрей Боголюбский забрал икону Божией Матери. По дороге в Ростов икона взятая Андреем совершала различные чудеса. Не доехав до Владимира 10 километров, воз с иконой встал. Сменили коней, а воз все равно стоит. Что делать? Решили заночевать.

Ночью, Андрею Боголюбскому явилась Божия Матерь, и велела не везти икону в Ростов, а оставить её во Владимире. На месте видения теперь стоит Рождественский Собор. Вокруг Рождественского собора образовалось поселение, которое получило название Боголюбово.

Вскоре иконописцами была написана икона явление Богородицы Андрею Боголюбскому – Боголюбская икона Божией Матери. Эта икона одна из главных святынь Владимира.

После смерти Юрия Долгорукого, Боголюбский стал править в землях Северо-Восточной Руси. Город Владимир стал столицей Владимира – Суздальского княжества. Андрей многое делал для развития и процветания города. Так, был возведен необыкновенной красоты собор Успения Божией Матери. Это архитектурное чудо видно при въезде в город. Собор получился величественным. Успенский собор, одна из главных достопримечательностей города.

Привезенная Андреем из Вышгорода, чудотворная икона Божией Матери была размещена в Успенском соборе. С тех пор икона носит название – икона Владимирской Божией Матери, и является одной из главных православных святынь нашей страны.

Во время правления Боголюбского, в городе появилось огромное количество храмов, монастыри – Боголюбовский и Вознесенский. Андрей Боголюбский был канонизирован русской церковью в 1702 году. День святого Андрея Боголюбского 4 июля. Мощи святого князя хранятся в Успенском Соборе.

Примечательно, что все главные храмы и монастыри Владимира построены Андреем Боголюбским. Все постройки князя, датированные еще 12 веком, прекрасно сохранились до наших дней. После смерти Андрея, княжить во Владимире стал Всеволод Большое гнездо.

Всеволод, был младшим братом Андрея, и продолжил с тем же энтузиазмом его начинания. Владимир динамично развивался. Но продолжалось это недолго, пришедшие на Русь татары, на десятилетия остановили развитие города.

Владимир слабел, но все равно был важной стратегической точкой. Город славился своими ремесленниками, да и расположение на реке Клязьма, делало Владимир крупным торговым центром.

Во время Смутного времени, Владимир не избежал разорения. Жители активно участвовали в формировании, как первого, так и второго ополчения. Во время административных реформ Петра I, в 1719 году Владимир стал центром провинции, и только в 1778 году стал центром Владимирской губернии.

После прихода в России к власти большевиков, во Владимире значительно сократилось население, народ морили голодом. В 1929 году большевики сделали Владимир частью Ивановской области. Статус областного центра большевики вернут городу лишь в 1944 году.

Сегодня Владимир достаточно развитой город. Здесь находятся такие промышленные предприятия, как: «Автоприбор», «Электроприбор», Тракторный завод, а так же предприятия пищевой и текстильной промышленности.

Город Владимир крупный туристический центр Золотого кольца. В нем много достопримечательностей, которые обязательно стоит посмотреть. Успенский Собор, Свято-Боголюбов женский монастырь, храм Покрова Божией Матери на Нерли, Золотые Ворота, Дмитриевский Собор. Много и памятников историческим личностям.

Обязательно посетите с экскурсией Историко-Архитектурный музей – заповедник. В этом музее представленные интереснейшие экспозиции старины, во всей красе отображающей русскую старину (Прогулка по старому городу, Мир былин, трактир, Русский дом, Старорусская школа, В гостях у прабабушки, Рождение книги). На втором этаже музея находится картинная галерея. Музей находится на улице Большая Московская.

По улице Дворянской есть старообрядческая Троицкая церковь. В её здании находится экспозиция «Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка», обязательно посетите. На улице Козлова, интересный музей «Старый Владимир». А на Большой Московской улице можно посетить музей «История Владимирского края с древнейших времен до 1917 года». На улице Столетовых, находится Дом-музей братьев Столетовых. Александр Григорьевич Столетов был выдающимся ученым, а его брат Николай – пехотным генералом, участвовал в боях под Шипкой.

Главная улица во Владимире – Большая Московская. Здесь, располагается большинство магазином и сувенирных лавок. По этой улице есть и кинотеатр. Вдоль дороги находится много точек общественного питания. Есть потрясающая блинная, оказавшись в которой, люди старшего поколения, скажут, что очутились в СССР — приятное чувство ностальгии. К сожалению её закрыли (2015г). На Большой Московской есть крупный торговый комплекс «Торговые ряды», в котором можно приобрести одежду, продукты, книги и сувениры.

Если гулять по улице Дворянской, можно очутиться у стадиона «Торпедо». Одноименная футбольная команда, недавно стала выступать в Первой Российской Лиге (НФЛ). Уверен, что успех футболистов, Владимирского «Торпедо», привлечет в город новых туристов, во время домашних матчей. Стадион «Торпедо» довольно уютный, расположен в живописном месте. Трибуны, стадиона с внешней стороны украшены граффити в исполнение местных болельщиков. Между прочим, весьма симпатичная картина.

Во Владимире потрясающая природа. Город, совершенно точно понравится любому туристу. Недалеко от Владимира, раскинулись чистые озера, где в жаркую погоду можно окунуться в прохладную воду. Доехать до Владимира можно на машине или автобусе. Также добраться до города можно с помощью железной дороги. Гостиниц во Владимире много, так что с размещением проблем не возникнет.

Гостиницы Владимира: «Заря» (ул. Студенческая Гора), «Клязьма» (Судогородское шоссе), «Доброе» (Ул. Добросельская), «Владимир» (ул. Б. Московская), «У Золотых ворот» (ул. Большая Московская), «Орион» (Ул. Никольская), «Золотое кольцо» (Ул. Чайковского).

Краткая информация о городе Владимире

Владимир – один из древних городов России, входящих в Золотое кольцо. Находится на берегу реки Клязьмы в 176 км восточнее Москвы. Является административным центром Владимирской области. Количество населения в городе около 355 тыс. человек.

Немного истории

Самые древние поселения, обнаруженные при раскопках на территории современного Владимира, относятся к эпохе неолита (30 – 25 тысяч лет до н.э.). Существование города начинается с 1108 года, когда он был основан Владимиром Мономахом (в последнее время некоторые краеведы склонны перенести дату основания на 990 год). За время своего существования город побывал столицей Северо-Восточной Руси, перенес нашествие монголов и польско-литовских захватчиков. В XVIII веке Владимир сначала был центром провинции, входящей в состав Московской губернии, затем стал административным центром Владимировской губернии. За время советской власти город стал крупным промышленным центром, в нем появились высшие учебные заведения, была запущена трамвайная линия. В начале семидесятых годов XX века Владимир вошел в число городов Золотого кольца России.

Достопримечательности

Золотые ворота город Владимир

Три главные достопримечательности города, возведенные в XII веке и находящиеся под эгидой ЮНЕСКО:

  • Золотые ворота. Построенные в форме триумфальной арки, они служили парадным входом в город. Над аркой находится военно-исторический музей.
  • Успенский собор после постройки долго был главным храмом Руси. Здесь можно полюбоваться на замечательные фрески Андрея Рублева.
  • Дмитриевский собор знаменит изящной резьбой на его белокаменных стенах.

Успенский собор город Владимир

Остальные достопримечательности города не менее интересны:

  • Троицкая церковь – старообрядческий храм, в котором размещен музей хрусталя. Жители называют здание Красная церковь.
  • Водонапорная башня, в которой расположен музей «Старый Владимир».
  • Городская дума.
  • Исторический музей.
  • Музей природы.
  • Планетарий.
  • Костел.
  • Картинная галерея с иконами Андрея Рублева.

В городе много памятников, в том числе самым знаменитым людям, имеющим отношение к городу: князю Владимиру, Александру Невскому, Андрею Рублеву.
Нельзя не упомянуть Владимирский централ – широко известную тюрьму, существующую со времен Екатерины II.
В последнее время Владимир заметно меняется в лучшую сторону. Появилась пешеходная улица, строятся новые смотровые площадки, памятники, обустраиваются старые парки, функционируют театры, филармония, библиотеки.

Как добраться

Через город проходят железнодорожная и автомобильная дороги. Поэтому до него легко добраться как на поезде или автобусе, так и на личном транспорте.

Город Владимир карта

Краткая информация о городе Владимире. Автор: Шильникова Мария

Поучение Владимира Мономаха детям

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Дети подземелья

«Моя мать умерла, когда мне было шесть лет» — так герой повести мальчик Вася начинает рассказ. Его отец-судья горевал по жене, уделяя внимание лишь дочери Соне, так как она походила на мать. А сын «рос, как дикое деревце в поле», предоставленный самому себе, без любви и заботы.

Местечко Княж-Городок, где живёт Вася — «вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли» — окружали пруды. На одном из них был остров, на острове — старый замок, ужас от которого «царил над всем городом».

В развалинах замка жили нищие и другие «тёмные личности». Между ними происходили раздоры, и часть «несчастных сожителей» изгнали из замка. Они остались без крова, и у Васи «сжималось сердце» от жалости к ним.

Главарём изгоев был Тыбурций Драб, обладающий страшной обезьяньей внешностью. В его глазах «светилась острая проницательность и ум», а прошлое «было покрыто мраком неизвестности».

При нём изредка видели двух детишек: семилетнего мальчика и трёхлетнюю девочку.

Однажды Вася с друзьями забирается в часовню на горе возле замка. Друзья испугались «чертей» в темноте часовни и убежали, оставив его одного. Так Вася знакомится с Валеком и маленькой Марусей. Они подружились. Позднее Вася попадает в подземелье, где «две струи света. лились сверху. каменные плиты пола. стены тоже были из камня. тонули совсем в темноте». Здесь живут его новые друзья.

Вася стал часто ходить к детям из «плохого общества». Маруся была одного возраста с его сестрой, но выглядела болезненно: тоненькая, бледная, грустная. Её любимой игрой было перебирать цветы. Валек сказал, что «серый камень высосал из неё жизнь».

Васю мучают сомнения в отцовской любви, но Валек отвечал, что отец Васи очень справедливый судья — не побоялся даже осудить богатого графа. Вася задумывается и начинает по-другому смотреть на отца.

О дружбе Васи с Валеком и Марусей узнает Тыбурций — он сердится, но позволяет сыну судьи ходить в подземелье, ведь его дети рады мальчику. Вася понимает, что зачастую подземелье живёт за счёт воровства, но с презрением к голодным друзьям его «привязанность не исчезла». Ему жалко больную, всегда голодную Марусю. Он носит ей игрушки.

Осенью девочка чахнет от болезни. Вася рассказывает о больной несчастной Марусе сестре, уговаривает отдать на время её лучшую куклу, подаренную покойной матерью. И «маленькая кукла сделала почти чудо» — Маруся повеселела и стала ходить.

Дома обнаруживают пропажу игрушки. Отец запрещает мальчику покидать дом. Вася и Валек решают вернуть куклу, но когда мальчики её забирали, Маруся «открыла глаза. и заплакала тихо-тихо. жалобно». Вася понимает, что хотел лишить своего «маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни» и оставляет куклу.

Отец допрашивает Василия в кабинете, заставляя признаться в воровстве.

Его лицо было страшным от гнева: «Ты украл её и снёс. Кому ты её снёс. Говори!»

Мальчик признается, что взял куклу, но больше ничего не говорит. Слезы капали из глаз, но внутри «подымалась жгучая любовь» к тем, кто пригрел его в старой часовне.

Вдруг появляется Тыбурций, отдаёт куклу и все рассказывает господину судье. Отец понимает, что его сын не вор, а добрый и отзывчивый человек. Он просит Васю простить его. Тыбурций сообщает, что Маруся умерла, и отец отпускает Васю попрощаться с девочкой. Он даёт ему деньги для нищих.

После этих событий Тыбурций и Валек «неожиданно исчезли» из города, как и все «тёмные личности».

Каждый год, весной, Вася и Соня носили цветы на могилку Маруси — здесь они читали, думали, делились юношескими мыслями и планами. И, покидая город навсегда, «произносили над маленькой могилкой свои обеты».