Исполнение бюджета органами федерального казначейства

Казначейская система исполнения бюджетов

Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой.

I уровень — Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Возглавляется начальником в ранге заместителя министра финансов. Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства; информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

II уровень — управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу (руководитель назначается на должность и освобождается от нее начальником ГУФК). Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.

III уровень — отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения (руководитель назначается и освобождается от должности начальником УФК). Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах казначейства в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории.

Все органы федерального казначейства являются юридическими лицами, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ (или по согласованию с ним). Документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета руководящими для органов федерального казначейства не являются.

Федеральное казначейство обеспечивает принцип единства кассы в отношении бюджетных средств. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетнокассовых центрах) или в уполномоченных коммерческих банках по согласованию с Министерством финансов РФ.

Если орган федерального казначейства по соглашению с органами исполнительной власти на территории осуществляют функции по исполнению бюджетов других уровней, кроме федерального, им открываются лицевые счета для каждого уровня бюджета по доходам и расходам на соответствующих балансовых счетах.

Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предполагает перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов являют-

1) составление и утверждение бюджетной росписи;

2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; [31]

3) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

4) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре федерального казначейства для каждого главного распорядителя (органа государственной власти РФ, имеющего право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов федерального бюджета), для распорядителя средств федерального бюджета (органа государственной власти или органа местного самоуправления, имеющих право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств).

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита, а также санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета в Главной книге федерального казначейства, которая ведется на основе плана счетов, утвержденного федеральным казначейством.

Исполнением бюджетов, доходной их частей занимаются также Министерство РФ по налогам и сборам, налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет РФ и его органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюджет.

Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие также 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Счета, используемые для исполнения бюджета, подлежат закрытию 31 декабря.

Организация учета исполнения федерального бюджета в органах казначейства

Главная > Реферат >Экономика

Принципы организации казначейской системы исполнения бюд­жета

Осуществление Федеральным казначейством управления исполне­нием федерального бюджета на практике

Список использованных источников

От достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими зависит насколько спешно будет развиваться экономика любого государства.

Система государственных финансов – это единый комплекс структурных и функциональных органов обеспечения их финансовых операций, посредством которых они осуществляют аккумуляцию денежных средств и производят расходы. Данная сфера является одной из ключевых в экономике, что и предопределяет необходимость выработки мер по повышению результативности ее использования.

Таким образом, в системе управления государственными финансовыми ресурсами любой страны очень важная роль отводится организационной структуре, обеспечивающей реализацию на практике той или иной модели бюджетного регулирования. В круг ее основных задач, входит прежде всего планирование и прогнозирование бюджетного процесса, формирование рациональной структуры межбюджетных отношений, осуществление операций с бюджетными средствами, контроль за их целевым расходованием, финансирование социальных программ, консолидация и учет всех видов государственных финансов и др. В качестве такой организационной структуры за рубежом традиционно выступает институт казначейства, который за многолетний период своего развития превратился в действенный инструмент проведения государственной финансовой политики в бюджетной сфере.

В России органы федерального казначейства были образованы сравнительно недавно, пятнадцать лет назад. Однако их развитие шло достаточно высокими темпами; именно казначейские технологии позволили отладить стадии бюджетного процесса, обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. Вместе с тем в настоящее время в РФ еще не созданы организационно-экономические условия для повышения эффективности использования казначейской системы исполнения бюджетов.

Это обусловлено тем, что полномочия органов казначейства, установленные в период их образования, практически не видоизменились в связи с новыми задачами и условиями социально-экономического развития общества. Как показывает практика, правовое и нормативное регулирование организации и функционирования органов казначейства отстает от тех темпов, которыми развивается эта структура. Проблемы дальнейшего развития казначейства в части организационных и методологических вопросов могут быть решены только на основе внесения соответствующих изменений в законодательство и Бюджетный кодекс РФ.

Органам казначейства предстоит реализовать важные направления в проведении государственной бюджетной реформы. В стратегии будущей финансовой системы страны казначейству должна быть отведена приоритетная роль. На казначейство необходимо возложить более широкий диапазон обязанностей в сфере управления государственными финансами, так как в настоящее время его органы участвуют лишь опосредованно в управлении национальным бюджетным потенциалом, не выполняют в полной мере назначение «централизованной бюджетной бухгалтерии» и только находятся на пути превращения в эффективный механизм реализации государственной финансовой политики. Поэтому казначейство должно стать важнейшим элементом интегрированной системы управления государственными финансами, существенно расширив свои функции.

Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был решен вопрос о казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

Вышеуказанный Указ Президента Российской Федерации определил основную задачу для Федерального казначейства – это создание условий для проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета, повышения оперативности в осуществлении платежей государства, усилении контроля за поступлением и целевым использованием бюджетных средств.

Одной из стадий бюджетного процесса является исполнение бюджета. Несмотря на широкое применение этого термина в экономической литературе и практике хозяйствования, вопросам содержания данного понятия уделяется недостаточное внимание. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению сущности казначейского исполнения бюджета, целесообразно определить, что понимается под термином «исполне­ние бюджета». Схематично основы исполнения бюджета в РФ показаны на схеме 1.

Схема 1. Основы исполнения бюджета в Российской Федерации

Казначейское исполнение бюджета по доходам и расходам.

Казначейское исполнение бюджета по доходам и расходам
В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.
Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. Переход на казначейскую систему осуществляется в России с первой половины 90-х годов в целях повышения эффективности управления доходами и расходами, оперативности финансирования государственных программ, усиления контроля за поступлением бюджетных средств и их рациональным использованием. Основными документами, заложившими правовые основы данной системы, стали Указ Президента от 8 декабря 1992 г. и Постановление Правительства от 27 августа 1993 г.
К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
  • регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;
  • управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;
  • разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов. Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают.
Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.
Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено.
Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Исполнение бюджетов по доходам
Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом.
Источниками доходной части государственного бюджета являются налоги, уплачиваемые в бюджеты всех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнями бюджетной системы – законом о бюджете. Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить свои обязательные платежи.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает выполнение следующих операций:
— перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
— учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией и составление отчетности о доходах бюджета;
— распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;
— возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет.
На лицевые счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно. На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты.
Исполнение бюджета по расходам
Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований.
Основой для осуществления расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, и бюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средств бюджета выглядит следующим образом. На основе росписи для каждого бюджетного учреждения определяется объем бюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляет смету своих расходов. Смета утверждается вышестоящим распорядителем средств и представляется в казначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимиты бюджетных обязательств – предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.
В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи казначейство доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств, направляя им уведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределение ассигнований из федерального бюджета вправе вносить министр финансов и главные распорядители средств федерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены до распорядителей средств и бюджетополучателей.
После того, как бюджетное учреждение получило уведомление об ассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составить смету своих доходов и расходов. Подготовленная смета представляется вышестоящему распорядителю бюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, смета утверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждения смета направляется казначейству.
На основе доведенных бюджетных ассигнований, бюджетной росписи и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета для каждого распорядителя средств и бюджетополучателя утверждаются лимиты бюджетных обязательств. Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначейством обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью. Для главных распорядителей бюджетных средств лимиты утверждаются Федеральным казначейством. Для нижестоящих бюджетных учреждений они устанавливаются главными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются через казначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средств федерального бюджета сводятся в единый реестр, который представляется казначейством в Счетную палату.
Министерством финансов и Главным управлением федерального казначейства составляются реестры к перечислению бюджетных средств по управлениям казначейства в субъектах федерации. В них включается информация о лимитах финансировании по всем распорядителям, которые расположены в том или ином регионе. Все виды расходов бюджета систематизируются на основе бюджетной классификации, им присваиваются соответствующие коды. Реестры ежемесячно направляются в территориальные казначейские органы. Полученный органом реестр сам по себе не означает факта финансирования расходов, необходимо еще зачислить средства на соответствующие лицевые счета.
После того, как бюджетное учреждение получило уведомление о выделенном ему лимите бюджетных обязательств, оно вправе принимать такие обязательства: делать закупки, начислять денежные выплаты согласно утвержденной смете своих доходов и расходов. На этом этапе бюджетополучатели не осуществляют расходы, они принимают обязательства по их осуществлению. Для этого составляются необходимые платежные документы, которые затем передаются казначейству. Формы платежных документов утверждены Министерством финансов по согласованию с Центральным банком. Особенность их оформления заключается в том, что плательщиком в них выступает не само бюджетное учреждение, а орган федерального казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Поэтому в платежном документе все реквизиты плательщика заполняются от имени казначейства. Назначение платежа, его сумму и реквизиты получателя определяет распорядитель бюджетных средств, он же несет ответственность за целевой характер расходов.
Орган федерального казначейства проверяет все платежные документы на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденной смете и лимитам бюджетных обязательств.
Все операции по платежным документам осуществляются в пределах остатка средств по статье экономической классификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Банки, напротив, осуществляют операции пределах остатка средств на лицевом счете и назначение платежа не контролируют.
Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа и собственно платеж. Органы казначейства несут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляется казначейством в день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые от распорядителей, направляются казначейством в банк, который исполняет их через лицевой счет казначейства. Банк осуществляет операции по лицевому счету в пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.
Переход к финансированию бюджетных учреждений через лицевые счета, открытые им в органах казначейства, был значительным этапом реформирования российской бюджетной системы. Он в обязательном порядке предполагал закрытие всех бюджетных счетов распорядителей в банковских учреждениях. С того момента, как для распорядителя открыт лицевой счет, в роли банка перед ним выступают казначейские органы.
Лицевые счета бюджетных учреждений открываются в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевым статьям организация получает финансирование, она должна открыть несколько лицевых счетов в органах казначейства. Порядок учета операций, открытия и ведения лицевых счетов устанавливается Главным управлением федерального казначейства.
Через лицевые счета осуществляются:

  • финансирование расходов учреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;
  • межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам, дотациям;
  • компенсации, субвенции, субсидии, целевые программы;
  • предоставление средств федерального бюджета на условиях возвратности и платности;
  • расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

Блокировка расходов – это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями или отказ в подтверждении принятых обязательств, применяемый при невыполнении тех условий, на которые бюджетополучателю были выделены ассигнования в соответствии с законом о бюджете.
Финансовые органы могут блокировать расходы бюджета на любом этапе его исполнения. Для этого требуется решение руководителя данного органа. Блокировке могут быть подвергнуты расходы исключительно в тех размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом или законом о бюджете, а также те расходы, по которым выявлены факты нецелевого использования. В других случаях блокировать расходы запрещено. Решение о блокировке отменяется руководителем финансового органа по ходатайству главного распорядителя или получателя бюджетных средств только после устранения выявленных нарушений.

47. Федеральное казначейство, его роль и значение в бюджетном процессе

Федеральное казначейство (Казначейство России) яв­ляется федеральным органом исполнительной власти (фе­деральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правопримени­тельные функции по обеспечению исполнения федераль­ного бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюд­жетов бюджетной системы Российской Федерации, пред­варительному и текущему контролю над ведением опера­ций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Ми­нистерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет свою дея­тельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами мест­ного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными орга­низациями.

Основными задачами Федерального казначейства являются:

· организация, осуществление и контроль над ис­полнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казна­чейства;

· регулирование финансовых отношений между бюд­жетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;

· краткосрочное прогнозирование объемов государ­ственных финансовых ресурсов, оперативное управ­ление ими;

· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

· составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представле­ние ее законодательным и исполнительным орга­нам власти;

· управление и обслуживание совместно с Централь­ным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;

· разработка методологических материалов и инст­рукций, порядка ведения учетных операций по воп­росам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

В России установлено казначейское исполнение бюд­жетов. Это означает, что организация исполнения и ис­полнение бюджетов осуществляются органами исполни­тельной власти. Исполнительные органы управляют сче­тами бюджетов, являются кассирами всех распорядите­лей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

Основным принципом исполнения бюджета являет­ся принцип единства кассы (ст. 216 БК РФ). Он означа­ет зачисление всех поступающих доходов бюджета, при­влечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета (за исклю­чением операций по исполнению федерального бюджета, осу­ществляемых за пределами РФ). Соблюдение данного прин­ципа необходимо для обеспечения единства бюджетной си­стемы, сглаживания неравномерности поступления дохо­дов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы испол­няются на основе принципа единства кассы.

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Какова роль органов Казначейства в исполнении бюджета Муниципального Образования по доходам и расходам?

    Ответил пользователь, Ирина (Ирина Налетова, редактор сайта)

    Если говорить об исполнении бюджета муниципальных образований по доходам, то в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство производит распределение доходов бюджетной системы Российской Федерации от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Также оно перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
    Что касается исполнения бюджета муниципальных образований по расходам, то в соответствии с вышеуказанной статьей Бюджетного кодекса РФ роль Федерального казначейства следующая:
    Во-первых, оно открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливает режим этих счетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
    Во-вторых, оно устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
    В-третьих, Федеральное казначейство осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
    Также Федеральное казначейство обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
    Помимо этого, необходимо отметить, что в порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований).

    Н.В. Ерохова
    Начальник отдела методического обеспечения
    кассового обслуживания исполнения бюджетов
    Управления совершенствования функциональной деятельности
    Федерального казначейства

    Бюджет.ru ответ

    Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

    Выставки, форумы, конференции

    Местное самоуправление: современные вызовы

    Минфин предложил упростить укрупнение сельских поселений

    Минфин: поправки в Бюджетный кодекс находятся в высокой степени готовности

    Антон Силуанов рассказал о моратории на изменения в межбюджетных отношениях

    Исполнение бюджета органами федерального казначейства

    чБЦОЩН ЬФБРПН ВАДЦЕФОПЗП РТПГЕУУБ СЧМСЕФУС ПТЗБОЙЪБГЙС ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ.

    йУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ — ЬФП РТПГЕУУ, ЛПФПТЩК ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ РПМОПЕ УЧПЕЧТЕНЕООПЕ РПУФХРМЕОЙЕ ДПИПДПЧ Ч ГЕМПН Й РП ЛБЦДПНХ ЙУФПЮОЙЛХ, Б ФБЛЦЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК Ч РТЕДЕМБИ ХФЧЕТЦДЕООЩИ РП ВАДЦЕФХ УХНН Ч ФЕЮЕОЙЕ ЖЙОБОУПЧПЗП ЗПДБ.

    йУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ЛБЛ УМПЦОПЕ ЖЙОБОУПЧПЕ СЧМЕОЙЕ ПИЧБФЩЧБЕФ 2 УФБДЙЙ ВАДЦЕФОПЗП РТПГЕУУБ: ЧЩРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФОПЗП ЪБЛПОБ (ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ Ч ХЪЛПН УНЩУМЕ УМПЧБ) Й УПУФБЧМЕОЙЕ Й ХФЧЕТЦДЕОЙЕ ПФЮЕФОПУФЙ ПВ ЙУРПМОЕОЙЙ ВАДЦЕФБ.

    ч НЙТПЧПК РТБЛФЙЛЕ ЙЪЧЕУФОЩ УМЕДХАЭЙЕ УЙУФЕНЩ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ:

    • ЛБЪОБЮЕКУЛБС, РТЙ ЛПФПТПК ОБ УРЕГЙБМШОЩЕ ПТЗБОЩ НЙОЙУФЕТУФЧБ ЖЙОБОУПЧП (лБЪОБЮЕКУФЧП) ЧПЪМПЦЕОЩ ПТЗБОЙЪБГЙС ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ, ХРТБЧМЕОЙЕ ЙИ УЮЕФБНЙ Й ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ. хЛБЪБООЩЕ ПТЗБОЩ СЧМСАФУС ЛБУУЙТПН ДМС ЧУЕИ ТБУРПТСДЙФЕМЕК Й РПМХЮБФЕМЕК ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ Й ПУХЭЕУФЧМСАФ РМБФЕЦЙ ПФ ЙНЕОЙ Й РП РПТХЮЕОЙА ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК;
    • ВБОЛПЧУЛБС, ЛПЗДБ ЖХОЛГЙА ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ ЧЩРПМОСЕФ ГЕОФТБМШОЩК ВБОЛ (ЧПЪНПЦЕО ЧБТЙБОФ ХЮБУФЙС Й ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ВБОЛПЧ);
    • УНЕЫБООБС, ДМС ЛПФПТПК ИБТБЛФЕТОП ПВУМХЦЙЧБОЙЕ ВАДЦЕФОЩИ УЮЕФПЧ ЛБЛ ЛБЪОБЮЕКУФЧПН, ФБЛ Й ГЕОФТБМШОЩН ВБОЛПН.

    у 1918 ЗПДБ Ч ууут УМПЦЙМБУШ ВБОЛПЧУЛБС УЙУФЕНБ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ, ЛПФПТБС РТБЛФЙЮЕУЛЙ ВЕЪ ЙЪНЕОЕОЙК РТПУХЭЕУФЧПЧБМБ ДП 1992 З.

    у ТБУРБДПН ууут Й РПСЧМЕОЙЕН ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ВБОЛПЧ, ДМС ЛПФПТЩИ ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ОЕ ОПУЙМП РТЙПТЙФЕФОПЗП ИБТБЛФЕТБ, нЙОЙУФЕТУФЧП ЖЙОБОУПЧ РПФЕТСМП ЛПОФТПМШ ЪБ ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ , ЮФП ИБТБЛФЕТЙЪПЧБМПУШ ЪБДЕТЦЛБНЙ Ч РЕТЕЮЙУМЕОЙЙ ОБМПЗПЧ Ч ВАДЦЕФ, Б ФБЛЦЕ ОЕУЧПЕЧТЕНЕООЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ ЙМЙ ОЕГЕМЕЧЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ. чУЕ ЬФП ПВХУМПЧЙМЙ РЕТЕИПД Л ЛБЪОБЮЕКУЛПК УЙУФЕНЕ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ. ч тж жЕДЕТБМШОПЕ ЛБЪОБЮЕКУФЧП ВЩМП ПВТБЪПЧБОП Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У хЛБЪПН рТЕЪЙДЕОФБ тж «п жЕДЕТБМШОПН ЛБЪОБЮЕКУФЧЕ» ПФ 08.12.1992 З № 1556.

    фБВМЙГБ — иБТБЛФЕТЙУФЙЛБ УЙУФЕН ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ

    уТБЧОЙФЕМШОЩК БОБМЙЪ РТПГЕУУБ ДПЧЕДЕОЙС УТЕДУФЧ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ ДП РПМХЮБФЕМЕК Ч РЕТЙПД ДП УПЪДБОЙС УЙУФЕНЩ ЖЕДЕТБМШОПЗП ЛБЪОБЮЕКУФЧБ Й РПУМЕ ЕЕ УПЪДБОЙС, РТЕДУФБЧМЕООЩК ОБ ТЙУХОЛЕ, РПЪЧПМСЕФ ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ЧП ЧФПТПН УМХЮБЕ ХНЕОШЫБЕФУС ЛПМЙЮЕУФЧП ЪЧЕОШЕЧ, ХЮБУФЧХАЭЙИ Ч ТБВПФЕ У ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ, ЮФП УПЪДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФЙ ХУЙМЕОЙС ЛПОФТПМС ЪБ ГЕМЕЧЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ.

    уИЕНБ ДПЧЕДЕОЙС УТЕДУФЧ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ ДП РТПЙЪЧПДЙФЕМЕК ТБВПФ Й ХУМХЗ, ДЕКУФЧПЧБЧЫБС ДП УПЪДБОЙС УЙУФЕНЩ ЛБЪОБЮЕКУФЧБ

    уИЕНБ ДПЧЕДЕОЙС УТЕДУФЧ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ ДП РТПЙЪЧПДЙФЕМЕК ТБВПФ Й ХУМХЗ РПУМЕ УПЪДБОЙС УЙУФЕНЩ ЛБЪОБЮЕКУФЧБ

    йУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ОБЮЙОБЕФУС РПУМЕ ЕЗП ХФЧЕТЦДЕОЙС ЪБЛПОПДБФЕМШОЩН ПТЗБОПН ЧМБУФЙ (уПЧЕФ жЕДЕТБГЙЙ).

    ч ЙУРПМОЕОЙЙ ВАДЦЕФПЧ РТЙОЙНБАФ ХЮБУФЙЕ ЧУЕ ПТЗБОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ Й НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ХЮТЕЦДЕОЙЙ Й ЗТБЦДБОЕ, ЛПФПТЩЕ СЧМСАФУС РМБФЕМШЭЙЛБНЙ ЙМЙ РПМХЮБФЕМСНЙ ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ.

    ч УЙУФЕНХ ПТЗБОПЧ, ПВМБДБАЭЙИ РПМОПНПЮЙСНЙ РП ЙУРПМОЕОЙА ВАДЦЕФПЧ, ЧИПДСФ ЖЙОБОУПЧЩЕ ПТЗБОЩ, гЕОФТБМШОЩК ВБОЛ тПУУЙЙ, ПТЗБОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ЖЙОБОУПЧПЗП ЛПОФТПМС.

    хЮБУФОЙЛБНЙ РТПГЕУУБ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ СЧМСАФУС:

    • ПТЗБОЩ ЪБЛПОПДБФЕМШОПК ЧМБУФЙ (ТБУУНБФТЙЧБАФ Й ХФЧЕТЦДБАФ ПФЮЕФЩ ПВ ЙУРПМОЕОЙЙ ВАДЦЕФБ, РПУМЕДХАЭЙК ЛПОФТПМШ ЪБ ЙУРПМОЕОЙЕН ВАДЦЕФПЧ);
    • ПТЗБОЩ ЙУРПМОЙФЕМШОПК ЧМБУФЙ (ПУХЭЕУФЧМСАФ ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ, УВПТ ДПИПДПЧ, ХРТБЧМЕОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩН Й НХОЙГЙРБМШОЩН ДПМЗПН, ЧЕДПНУФЧЕООЩК ЛПОФТПМШ ЪБ ЙУРПМОЕОЙЕН ВАДЦЕФБ);
    • нЙОЙУФЕТУФЧП ЖЙОБОУПЧ;
    • ПТЗБОЩ ДЕОЕЦОП ЛТЕДЙФОПЗП ТЕЗХМЙТПЧБОЙС;
    • ЗМБЧОЩК ТБУРПТСДЙФЕМШ, ТБУРПТСДЙФЕМШ, РПМХЮБФЕМШ ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ,
    • ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС, Б ФБЛЦЕ ЖЙОБОУПЧЩЕ Й ВБОЛПЧУЛЙЕ ХЮТЕЦДЕОЙС.

    йУРПМОЕОЙЕ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ, ВАДЦЕФБ ЗПУ. ЧОЕВАДЦЕФОПЗП ЖПОДБ, ВАДЦЕФБ УХВЯЕЛФБ тж, НЕУФОПЗП ВАДЦЕФБ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФУС УППФЧЕФУФЧЕООП рТБЧЙФЕМШУФЧПН тж, ЧЩУЫЙН ЙУРПМОЙФЕМШОЩН ПТЗБОПН ЧМБУФЙ УХВЯЕЛФБ тж, НЕУФОПК БДНЙОЙУФТБГЙЕК.

    у ГЕМША ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ Ч ЖЙОБОУПЧЩИ ПТЗБОБИ ЗПФПЧЙФУС ПТЗБОЙЪБГЙПООЩК РМБО. ч ЬФПН РМБОЕ ТБУРЙУЩЧБАФУС ЧУЕ ДЕКУФЧЙС ЖЙОБОУПЧЩИ ПТЗБОПЧ РП ПВЕУРЕЮЕОЙА ЧЩРПМОЕОЙС ъБЛПОБ » п ВАДЦЕФЕ ОБ УППФЧ. ЖЙО. ЗПД» дБМЕЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ТБЪВЙЧЛБ ВАДЦЕФБ РП ЛЧБТФБМБН. пОБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ДМС РМБОПНЕТОПЗП УВПТБ ДПИПДПЧ.

    уХННБ РТЕЧЩЫЕОЙС ДПИПДПЧ ОБД ТБУИПДБНЙ РТЙ ЙУРПМОЕОЙЙ ВАДЦЕФБ, ПВТБЪХАЭБСУС Ч ТЕЪХМШФБФЕ РПМХЮЕОЙС ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ДПИПДПЧ ЙМЙ ЬЛПОПНЙЙ Ч ТБУИПДБИ, ЪБЮЙУМСЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЙК ВАДЦЕФ Й ЙЪЯСФЙА ОЕ РПДМЕЦЙФ. фБЛЙЕ УХННЩ ОБЪЩЧБАФУС РТПЖЙГЙФПН ВАДЦЕФБ.

    тЕЫЕОЙЕ П ЕЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ РТЙОЙНБЕФ УППФЧЕФУФЧХАЭЙК ЪБЛПОПДБФЕМШОЩК ПТЗБО ЧМБУФЙ РП РТЕДМПЦЕОЙА УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ЙУРПМОЙФЕМШОПЗП ПТЗБОБ ЧМБУФЙ.

    рТПЖЙГЙФ ВАДЦЕФБ НПЦЕФ ВЩФШ ЙЪТБУИПДПЧБО ФПМШЛП РТЙ ХУМПЧЙЙ ПВЕУРЕЮЕОЙС ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС РМБОПЧЩИ ТБУИПДПЧ. рТПЖЙГЙФ ВАДЦЕФБ РП ТЕЫЕОЙА ЪБЛПОПДБФЕМШОПЗП ПТЗБОБ ЧМБУФЙ НПЦЕФ ВЩФШ: ОБРТБЧМЕО ОБ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ ТБЪМЙЮОЩИ УПГЙБМШОП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ РТПЗТБНН; РТЕДПУФБЧМЕОЩ Ч ЧЙДЕ РТПГЕОФОЩИ Й ВЕЪРТПГЕОФОЩИ ВАДЦЕФОЩИ УУХД.

    пДОПЧТЕНЕООП У ХФЧЕТЦДЕОЙЕН ВАДЦЕФБ ОБ ПЮЕТЕДОПК ЖЙОБОУПЧЩК ЗПД ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС ТБЪНЕТ ПВПТПФОПК ЛБУУПЧПК ОБМЙЮОПУФЙ ОБ ОБЮБМП УМЕДХАЭЕЗП ВАДЦЕФОПЗП ЗПДБ.

    уХННБ ПВПТПФОПК ЛБУУПЧПК ОБМЙЮОПУФЙ — УЧПЕЗП ТПДБ ТЕЪЕТЧ, РТЕДОБЪОБЮЕООЩК ДМС ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС ЧТЕНЕООЩИ ЛБУУПЧЩИ ТБЪТЩЧПЧ Й РПДМЕЦБЭБС ЧПУУФБОПЧМЕОЙА Л ОБЮБМХ ОПЧПЗП ЗПДБ.