Инженерно техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений

1.6. Система безопасности ОУ и ее элементы

1.6. Система безопасности ОУ и ее элементы

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.

Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ:

освещение зданий, периметров и территорий;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация обучения сотрудников охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;

системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

Финансовое и ресурсное обеспечение:

оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

энергетические и иные ресурсы.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:

согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;

распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;

совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;

организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ.

Воспитательная работа с учащимися:

обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС;

уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;

повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);

номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Методические документы по безопасности ОУ:

методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;

памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;

плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

методики психологической реабилитации;

тренинги, ролевые игры.

Кадровые и социально-бытовые меры (рассмотрены в главе 4).

Режим, обстановка, культура безопасности (рассмотрены в главе 4).

Органы управления образованием и взаимодействие с ними (рассмотрены в главе 3).

Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними (рассмотрены в главах 9 и 10).

К элементам системы безопасности ОУ относятся также:

жители прилегающих дворов, кварталов;

шефские и близлежащие предприятия;

Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента – это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные, гормональные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;

способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

твердое знание законов и правил поведения;

отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;

умелое использование средств безопасности;

самоконтроль и дисциплина;

хорошая связь с правоохранительными органами;

взаимопомощь товарищей по работе;

нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Статья «Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательной организации»

Тема: «Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательной организации»

Шилова Ирина Андреевна

г.о. Подольск, Московской области.

1. Инженерно-техническая укрепленность объекта…………………………..4

2. Технические средства безопасности ………………………………………. 7

2.1. Охранно-пожарная сигнализация…………………………………………..8

2.2. Средства и системы связи…………………………………………………. 9

2.3. Телевизионные системы безопасности……………………………………10

2.4. Интегрированные системы безопасности…………………………………11

Обеспечение безопасности детей, подростков и молодежи, находящихся в образовательных учреждениях признано одним из важнейших направлений работы руководства страны и системы образования. Как отметил Президент России, «техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима — все это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур, тех, кто отвечает за безопасность, и они же должны нести за это прямую ответственность, юридическую ответственность». Большое внимание к проблемам безопасности обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий и высокой смертностью в этих ситуациях: пожары в образовательных учреждениях, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

Основные проблемы образовательных учреждений в сфере обеспечения безопасности были выявлены перед началом нового учебного года. В ходе проверок было выявлено более 70 тысяч нарушений требований пожарной безопасности. Среди них — отсутствие или неисправность автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации, неисправность наружного и пожарного водоснабжения, а также неисправность электросетей и электрооборудования.

Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательных организации является на сегодня актуальной проблемой и требует дальнейшего развития и совершенствования. От реализации всех мер этого комплекса зависит решение многих проблем и предотвращение и профилактика многих чрезвычайных событий.

Инженерно–техническая укрепленность объекта – совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

Основные требования к инженерно-технической укрепленности объектов образовательной сферы:

1.1. Ограждение периметра, отдельных участков территории

1.1.1.Ограждение предназначено для воспрепятствования случайного прохода людей (животных), въезда транспорта, а также для затруднения проникновения нарушителей на охраняемую территорию объекта.

1.1.2. При установке ограждения для вновь строящихся объектов конструкцию ограждения предусматривать высотой не менее 2 м и выполнять его в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение.

1.1.3. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

1.1.4. В случае, если часть здания образовательного учреждения прилегает в плотную к не охраняемой территории (пешеходной, проезжей части или т.п.) и не представляется возможность установки ограждения, то такие участки рекомендуется оборудовать системой видеонаблюдения и освещения в темное время суток.

1.2. Ворота, калитки

1.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию

объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

1.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.

1.2.3. При использовании ворот с электроприводом и дистанционным управлением ворота необходимо оборудовать устройствами аварийной остановки и открытия вручную, на случай неисправности или отключения электропитания.

1.2.4. Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

1.2.5. Устройство ворот предусмотреть таким образом, чтобы

обеспечивалось круговое движение автотранспорта. В случае невозможности

обеспечения устройством кругового движения –тупиковые проезды выполнить длиной не более 150 м, обеспечить площадками для разворота пожарной

техники размером не менее чем 15 x 15 метров.

1.2.6. Калитку следует запирать на врезной, накладной замок или на засов с висячим замком.

1.2.7. Запирающие и блокирующие устройства при закрытом состоянии

ворот должны обеспечивать соответствующую устойчивость к разрушающим

воздействиям и сохранять работоспособность при повышенной влажности

в широком диапазоне температур окружающего воздуха (–40. +50°С), прямом воздействии воды, снега, града, песка и других факторов.

1.2.8. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот следует устанавливать замки гаражного типа или висячие (навесные). Редко открываемые ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и висячие (навесные)

1.2.9. Производить периодическое обслуживание замков редко открываемых ворот (смазку, открытие — закрытие и т.п.), но не реже одного раза в месяц.

1.2.10. Замки ворот защитить от атмосферных осадков.

1.2.11. Ширину ворот предусмотреть не менее 4,5 м.

1.2.12. При площади территории более 1 Га обеспечить территорию не менее чем 2 (двумя) въездами.

1.2.13. Ключи от ворот и калиток должны быть не менее чем в 3(трех) экземплярах и храниться по одному комплекту у руководителя объекта, заместителя руководителя объекта по АХЧ и дежурного персонала.

1.3.1. Дверные конструкции основных, запасных выходов должны обеспечивать надежную защиту от несанкционированного проникновения и соответствовать классу устойчивости не ниже 2 по ГОСТ Р 51242 — 98, ГОСТ Р 51224 — 98, ГОСТ 24698 — 81, ГОСТ Р 51136 — 98.

1.3.2. Входные наружные двери должны открываться наружу по направлению выхода из здания.

1.3.3. Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

1.3.4. Входные, запасные двери должны иметь замок класса устойчивости не

ниже 3 по ГОСТ 5089 — 97.

1.3.5. Входные проемы специальных помещений должны оборудоваться цельнометаллическими дверями с замком класса устойчивости не ниже 3 по ГОСТ 5089 — 97.

1.3.6. Замки и запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

1.4. Оконные конструкции

1.4.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства. Стекла должны быть жестко закреплены в пазах.

1.4.2. Установка металлических решеток на окнах учебных классов, актовых

залов и иных помещений с массовым пребыванием людей не допускается, за исключением помещений, предусмотренных пунктом 1.4.3

1.4.3. Оконные проемы специальных помещений, расположенные на первом этаже и выше, примыкающие к козырькам, балконам, пожарным лестницам, крышам, рекомендуется оборудовать открывающимися (распашными, раздвижными) решетками. Раздвижные и распашные решетки должны изготавливаться из полосовой стали толщиной не менее 6 мм, шириной не менее 16 мм и с расстоянием между полосами – не более 180 мм. Решетки должны запираться с внутренней стороны помещения на замок 2 класса защиты устойчивости по ГОСТу 5089 — 2003, ГОСТу 52582 -2006 или на иное устройство,

обеспечивающее надежное запирание решетки и эвакуацию людей из помещения в чрезвычайных ситуациях. Установка глухих решеток на всех окнах в одном помещении не допускается.

1.4.4. Ключи от распашных решеток должны быть не менее чем в 3 (трех) экземплярах, храниться по одному комплекту у руководителя объекта, заместителя руководителя объекта по АХЧ и непосредственно возле распашной

решетки в опечатываемом шкафчике с прозрачной дверцей.

1.4.5. Производить периодическое обслуживание замков распашных решеток (смазку, открытие — закрытие и т.п.), но не реже одного раза в месяц.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БЕЗОПАСНОСТИ

Технические средства безопасности – это разнообразные аппараты, устройства и приспособления (механические, электронные, оптические), предназначенные для выявления угроз охраняемым объектам, передачи информации о них и создания преград на пути их распространения. Они позволяют обнаружить опасность в темноте, далеко от места нахождения работников или сотрудников охраны образовательных учреждений, способны заменить сторожей, в т. ч. в неуютных, сырых и холодных местах, могут быстро передавать сигнал опасности. Все это способствует успешному решению задач по охране объектов образовательной сферы. Все технические средства делят на средства обнаружения, оповещения, средства связи и средства противодействия. Охранно-пожарная сигнализация, освещение, телевидение, приборы ночного видения, рентгеновская аппаратура, газоанализаторы, а также собаки относятся к средствам обнаружения потенциальных опасностей. Компьютерные сети, радио, телефоны, телефаксы относятся к средствам связи. Заборы и ограждения вокруг объекта, замки и запоры, решетки на окнах, система контроля доступа являются средствами противодействия несанкционированному проникновению на объект (территорию). Например, усиленные стены и двери защищают от взлома, стихийных бедствий и аварий, служат защитой от подслушивания. Многие средства обнаружения, связи и противодействия комплектуются также средствами оповещения.

2.1. ОХРАННО-ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

Технические средства и системы охранно-пожарной сигнализации предназначены для автоматической регистрации возможных изменений состояния объектов и формирования сигнала тревоги в случае, если отмеченное изменение соответствует параметрам нарушения режима безопасности.

В технических системах безопасности пожарная сигнализация оборудуется по таким же принципам, как и охранная сигнализация, используя однотипные с ней элементы (каналы связи, тревожное оповещение, радиосвязь и энергоснабжение); отличие заключается только в конструкции датчиков, реагирующих на изменение среды под воздействием температуры. Отличие систем охранно-пожарной сигнализации от чисто охранных заключается в дополнительном использовании специальных «пожарных» датчиков, способных воспринимать критическое повышение температуры и задымленности на объекте. Охранно-пожарная сигнализация более универсальна и предназначается как для обнаружения попыток проникновения на объект, так и для оповещения о появлении огня или дыма на охраняемой территории. В соответствии с перечисленными функциями в состав системы охранно-пожарной сигнализации входят такие элементы, как датчики, устройства обработки и вывода информации, линии связи, средства оповещения, средства тушения огня. Датчики (извещатели) как средства обнаружения нарушений режима охраны в значительной степени определяют тактические возможности охранно-пожарной сигнализации и, в целом, надежность обеспечения охраны. Наиболее важными характеристиками любого датчика являются: вероятность обнаружения нарушений режима охраны, степень уязвимости, уровень ложных срабатываний. Датчики являются чувствительными приборами, которые воспринимают изменения в состоянии охраняемого объекта и преобразуют их в электрический сигнал. Любое открывание двери, окна, шкафа; разбитие стекла, пролом стены фиксируются приемно-контрольным прибором, ведущим непрерывный контроль сигналов установленных датчиков. Устройство вывода выполняет функцию преобразования вида представления информации, то есть сигнал тревоги преобразуется в звуковой, световой или иной сигнал оповещения персонала охраны. Линии связи технических систем охранной сигнализации могут быть проводными или беспроводными. Охранные датчики (извещатели) подразделяются на два вида: контактные и бесконтактные.

2.2. СРЕДСТВА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

Обеспечение имущественной и личной безопасности невозможно без средств и систем связи. Они являются элементами управления и составной частью технических систем охраны. Используются: радиоканалы (радиосистемы), проводные каналы (проводные системы), оптические каналы (оптические системы). Любая техническая система связи помимо канала связи содержит устройство ввода и вывода информации, обеспечивающее представление сообщений в удобном виде. В зависимости от передаваемых и принимаемых сообщений и вида устройства ввода и вывода информации существующие технические системы связи подразделяются на: телефонные, телеграфные, телефаксные, телевизионные и компьютерные системы. Таким образом, технические системы связи, используемые охранными структурами, могут быть классифицированы по виду канала связи, виду передаваемого сигнала, а также форме представления сообщения. К проводной связи относятся: низкочастотная и высокочастотная (ВЧ) телефонная связь, телеграф и фототелеграф. Как правило, низкочастотные телефонные каналы связи не защищены от прослушивания посторонними лицами.

Наиболее перспективным средством, способным обеспечить устойчивую связь, является радиосвязь. Радиосвязь с выходом на телефонные каналы (радиотелефон) позволяет осуществлять контакты, находясь в различных условиях, посредством подключения к сети городской телефонной станции. Основными характеристиками систем радиосвязи являются: чувствительность приемника радиостанции; выходная мощность передатчика радиостанции; частотный диапазон; режим работы. Для организации бесперебойной работы радиостанций следует соблюдать обязательные правила их эксплуатации, а именно: не следует вести радиообмен вблизи крутых склонов, железобетонных строений, линий электропередачи. В целях экономии электропитания нельзя держать радиостанцию постоянно включенной, для увеличения дальности действия радиостанции ее антенну необходимо располагать как можно выше (на крыше дома, на дереве и пр.). На автомашине следует выехать на возвышенное место. В целях обеспечения скрытности управления всем радиостанциям присваиваются условные наименования и номера (коды). Для скрытой и экстренной связи многие образовательные учреждения оборудованы кнопкой экстренного вызова полиции. Следует иметь в виду, что при авариях и стихийных бедствиях многие средства связи выходят из строя, образуются помехи. Поэтому часто целесообразно иметь в запасе и применять более примитивные, но надежные способы связи.

2.3. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В последнее время наблюдается существенное удешевление охранной видеотехники, что позволяет все шире использовать ее для нужд образовательных учреждений. Охранное телевидение дает возможность не только фиксировать нарушение режима охраны объекта, но и контролировать обстановку вокруг объекта, вести скрытое наблюдение и производить видеозапись, фиксируя действия правонарушителя. Классической схемой организации охранного телевидения является соединение нескольких камер, каждая из которых соединена со своим монитором, находящимся в квартире, офисе или помещении поста охраны. Любая телевизионная система состоит из нескольких частей: передающей телевизионной камеры (или нескольких камер), канала передачи информации (проводной, радио– или оптический канал), видеоприемного устройства, видеомагнитофона. Телекамеры широко применяются для внешней и внутренней охраны объектов в сочетании с другими техническими средствами охраны. В сочетании с другими видами сигнализации телевизионные системы охраны на отдельных участках могут заменить охранников, особенно в ночное время.

2.4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Современные интегрированные системы безопасности ОУ создаются на мощной компьютерной базе для комплексного решения проблем производственной, криминальной, пожарной, экономической и социальной безопасности. Они включают следующие элементы и системы, позволяющие оперативно выявлять и минимизировать вероятность возникновения и последствия опасных ситуаций: системы экстренного оповещения служб МЧС, МВД, ФСБ; системы контроля доступа на территорию и в помещения объектов; системы видеоконтроля территории, процессов и объектов; системы контроля исправности инженерных сетей, систем и коммуникаций; датчики охранно-пожарной сигнализации и системы пожаротушения; датчики контроля состояния конструкций объекта; альтернативные каналы и средства связи; центр управления, связи и наблюдения; сценарии и алгоритмы действий персонала на все случаи и стадии ЧС; универсальную высокопроизводительную программно-аппаратную платформу для создания дополнительных подсистем безопасности любой сложности; планы и маркировку путей эвакуации; силы и средства служб безопасности.

С помощью специальной компьютерной программы каждая видеокамера, каждый датчик, сенсор, а также сотрудник становятся частью общей системы безопасности. Общая административная консоль позволяет управлять всеми подсистемами и их элементами на множестве объектов. Приборы, тепловые сенсоры, датчики движения реагируют на любые отклонения, изменения в обстановке, и программа сама поворачивает камеры в нужное место, передает звуковую, текстовую и видеоинформацию оператору и охране.

Взаимодействие программных средств осуществляется через сервер управления с использованием открытого протокола TCP/IP по локальной компьютерной сети и с возможностью защищенного удаленного доступа. Сетевой обмен информацией реализуется по схеме клиент-сервер.

Достоинства интегрированных систем: интегрирующая компьютерная программа управления сама координирует и фильтрует поток сигналов от сотен и тысяч различных датчиков, автоматически обрабатывая сообщения для операторов; электронная книга ведет автоматическую запись всех событий и действий персонала; полноценное управление на всех стадиях происшествия. Операторы реагируют на предупреждающие сигналы и информации о ЧС при помощи автоматизированного списка сценариев и рекомендаций для принятия решения; удобный и легко настраиваемый интерфейс, позволяющий следить за десятками объектов одновременно. Программа автоматически выводит на экраны сигналы и изображения с тех мест, где произошло отклонение от нормы или опасное событие; быстрая обработка сигналов от датчиков движения, температуры, камер слежения, автоматическое информирование операторов о любых событиях. Полноценный контроль операторов на всех этапах – от срабатывания сенсоров и принятия неотложных мер по локализации ЧС до эвакуации, ликвидации последствий, оказания помощи и восстановления функционирования объекта. Быстрое обнаружение места события и реагирование предотвращает ЧС и позволяет уменьшить убытки; тревожная информация и алгоритмы действий в опасных ситуациях автоматически выводятся на мониторы, что позволяет оператору быстро и последовательно управлять защитой множества объектов одновременно; защищенный доступ и дифференцированное автоматическое уведомление персонала служб безопасности, органов правопорядка, служб ГОЧС, управляющего персонала в зависимости от вида и опасности события, ожидаемых последствий.

Таким образом, создание надежной и эффективной системы обеспечения безопасности образовательного учреждения в современных условиях весьма актуально имеет принципиальной значение, что обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, подобная система повышает психологическую устойчивость учащихся, педагогов, персонала к чрезвычайным происшествиям и способствует повышению статуса человека, обладающего прочными знаниями основ безопасности жизнедеятельности, умениями и навыками безопасного поведения.

Во-вторых, создает благоприятные условия для повышения эффективности учебного и воспитательного процесса, качества жизнедеятельности образовательного учреждения, для защиты жизни, здоровья, благополучия и иных жизненно важных потребностей учащихся и персонала.

В-третьих, одним из важных элементов обеспечения безопасности образовательного учреждения является знание основ безопасности жизнедеятельности, без которых все организационные, технические, кадровые, правовые и финансовые решения могут остаться невостребованными.

1.Петров В.С. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Практическое пособие. — М.: НЦ ЭНАС, 2013.

2.Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Бакалавриат. — 3-е издание, переработанное — ИЦ «Академия», 2011.

3.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов.16-е издание, переработанное и дополненное — М.: ИТК «Дашков и К», 2011.

4.Занько Н. Г, Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. — 13-е издание, исправленное. — СПб. — Москва — Краснодар: Лань, 2012.

5.Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В., и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. Издание восьмое, стереотипное — М.: «Высшая школа», 2013.

Обеспечение комплексной безопасности общеобразовательных учреждений

Разновидности опасных и чрезвычайных ситуаций, их краткая характеристика. Элементы направлений комплексной системы безопасности школы: обеспечение антитеррористической, инженерно-технической защищенности, организация мероприятий по гражданской обороне.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Система комплексной безопасности общеобразовательных учреждений

2. Цели мероприятий по обеспечению безопасности школы

3. Задачи мероприятий по обеспечению безопасности школы

4. Основные направления комплексной системы безопасности школы

5. Элементы основных направлений комплексной системы безопасности школы

5.1 Обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения

5.2 Обеспечение охраны здания школы и территории, прилегающей к зданию школы

5.3 Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательного учреждения

5.4 Организация в школе мероприятий по гражданской Обороне

5.5 Профилактика правонарушений в школе

5.6 Основные организационные мероприятия школы

5.7 Оказание первой медицинской помощи

Список использованной литературы

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу.

В настоящее время вопрос обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде — природной, техногенной и социальной.

1. Система комплексной безопасности общеобразовательных учреждений

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций в последние годы одной из важнейших задач общего и профессионального образования стали вопросы формирования культуры безопасности. Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если учащиеся, педагоги и персонал сами не готовы к правильным действиям.

Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых компаний, а исключительно в рамках систематического преподавания курсов ОБЖ в полном соответствии с решениями Правительства и МЧС России по данному вопросу.

Безопасность как насущная жизненная потребность все чаще становится обязательным условием и критерием эффективности деятельности образовательного учреждения.

Безопасность и охрана труда в школе должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить возможные неблагоприятные происшествия в учебно-воспитательном процессе.

В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяются на:

— природные; безопасность школа гражданская оборона

На основании вышесказанного в школе прогнозируются следующие возможные виды угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС):

Социально-политические: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты политического, международного и религиозного экстремизма и терроризма.

Угрозы военного характера: военные конфликты и противостояния; действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований.

Социально-криминальные: уличные проявления экстремизма; взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ; угрозы осуществления терактов, захват заложников, иные теракты криминального характера; противоправное проникновение посторонних в школу; хищение имущества обучающихся, воспитанников, сотрудников школы; хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, травматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков.

Техногенные и социально-техногенные: транспортные аварии; пожары и взрывы; выброс (угроза выброса) сильнодействующих ядовитых и химически опасных веществ; выброс (угроза выброса) радиоактивных веществ; аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ; аварии на электроэнергетических системах; отключение и аварии систем жизнеобеспечения, теплоэнергоснабжения и иных.

Природные и социально-природные: стихийные бедствия (шторм, холод, эпидемии); эпидемии и заболевания; метеорологические опасные явления; природные пожары.

На основании вышеизложенного , в общеобразовательном учреждении такие как школа, должно поддерживаться правило личного обеспечения безопасности следующим образом:

1. Изучаться виды и причины опасностей, умение предвидеть их возникновение в любом месте в любое время. Освоить способы действия по нейтрализации или преодолению опасностей;

2. Проводить тренировки с целью накапливания навыков.

Исходя из вышесказанного, работа строится по трём типам —

— приобретение новых знаний

— формирование теоретических умений

— приобретение практических навыков

2. Цели мероприятий по обеспечению безопасности школы

— усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

-развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

— развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

-защита обучающихся, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

-обеспечение нормального функционирования и развития школы;

-снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

-улучшение качества жизни, повышение благополучия учащихся и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

3. Задачи мероприятий по обеспечению безопасности школы

— формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

— формирование готовности к опасностям и к противодействию им, изучение видов опасностей, способов их преодоления;

— раннее выявления причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

— обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

— экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности школы;

— формирование навыков правильного поведения при опасностях;

— формирование культуры безопасности мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности общеобразовательного учреждения.

Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий и является комплексная безопасность школы, которая включает в себя следующие основные направления:

4. Основные направления комплексной системы безопасности школы

Проводится плановая работа по антитеррористической защищенности (прежде всего на основе разработанного «Паспорта безопасности»).

Организуется охрана объекта и территории.

ь физическая охрана и контроль для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

ь обеспечение контрольно-пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники, защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в школе и её территории;

ь обеспечение инженерно-технической укрепленности (ограждения, металлические двери, решетки и т.д.) и инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация, тревожно-вызывная сигнализация выведенная на «01», круглосуточное видео наблюдение с записью месячного архива; ограничение и контроль доступа; пожарная сигнализация; радиационный и химический контроль).

Далее, проводится плановая работа по гражданской обороне, выполнение норм пожарной безопасности, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, выполнение требований электробезопасности.

Так же проводится профилактика правонарушений (в том числе Правил дорожного движения). Предупреждение проникновения в школу наркотических и психотропных веществ. Профилактика готовности к оказанию первой медицинской помощи.

Комплексная безопасность школы достигается путем реализации специально разрабатываемой системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, психолого-педагогического, кадрового, финансового характера.

Исходя из положений общей теории безопасности, комплексная безопасность школы (как цель достижения безопасности) осуществляется путём развития у руководства и педагогического состава следующих качеств:

ь понимание социальной значимости своей профессии и ответственности за безопасность школы руководства, педагогического состава, учащихся и персонала;

ь принципиальность и бескомпромиссность в противодействии преступности;

ь безупречность личного поведения на работе и в быту; честность, забота о профессиональной чести и своей репутации;

ь дисциплинированность, исполнительность, взаимопомощь, профессиональная солидарность, морально-психологическая готовность к действиям в опасных и экстремальных ситуациях, способность к разумному риску;

ь постоянное совершенствование профессионального мастерства, расширения интеллектуального кругозора, творческое освоение служебного опыта.

Для достижения комплексной безопасности школы, выполняется следующий алгоритм деятельности руководителя школы и заместителя руководителя по обеспечению безопасности:

ь изучение ситуации (оперативной обстановки), складывающейся на каждом направлении опасной ситуации и чрезвычайной ситуации в школе;

ь уяснение компетенции и правовых (юридических) оснований своей деятельности;

ь заблаговременное планирование работы по всем перечисленным направлениям обеспечения безопасности, отработка всех необходимых организационно-плановых документов;

ь квалифицированный подбор охранных предприятий и сотрудников охраны, чёткое уяснение их места и роли в решении задач обеспечения безопасности школы;

ь отработка вопросов взаимодействия с компетентными органами (органами власти, правоохранительными структурами, вспомогательными службами, общественностью и т.п.);

ь — организация обучения педагогического персонала, сотрудников и учащихся в школе рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, формирование культуры безопасности;

ь совершенствование материально-технической базы и оснащенности школы инженерно-техническими средствами обеспечения комплексной безопасности общеобразовательного учреждения;

ь финансово-экономическое обеспечение мер и мероприятий;

ь — проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность школы, внесение корректив в их организацию и обеспечение.

5. Элементы основных направлений комплексной системы безопасности школы

5.1 Обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения

1.Основные понятия (терроризм, преступления террористического характера, международный терроризм, террор, террористический акт, противодействия терроризму и т.п.)

— нормативно-правовых документов федерального уровня.

-Закон РФ от 5.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности».

-Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61- Ф3 «Об обороне».

-Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности».

-Федеральный закон от 6.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

-Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

-Указ президента Российской Федерации от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

-Постановление Правительства РФ от 15.09.1999 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму».

-Постановление Правительства РФ от 4.04.2002 г. № 215 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22.06.1999 г. № 660 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности».

-Программа Министерства образования России на 2004-2007 годы Безопасность образовательного учреждения». Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 30.08.2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях».

— И далее нормативно-правовые документы регионального и местного уровней.

-Должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности.

3.Принципы государственной политики в сфере противодействия террористической деятельности.

-руководящие указания федеральных органов, распорядительные документы Департамента образования , главы местной администрации, окружного управления образования;

-материалы Антитеррористической комиссии Департамента образования, оперативной группы антикризисной деятельности муниципального органа образования, справочные материалы о выполнении решений в части, касающейся охраны объекта;

-приказы руководителя школы;

-переписка по вопросам противодействию терроризму и экстремизму;

-планы работы образовательного учреждения, материалы проверок, проведенных тренировок, доклады и отчеты;

-планы и схемы охраны школы и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий, другие материалы об объекте и его характеристиках.

Главным документом в организации антитеррористической безопасности школы является паспорт безопасности.

Этот документ состоит из трёх составных частей:

1) собственно паспорта безопасности;

2) плана охраны школы и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий;

3) плана-схемы охраны школы.

Работа в школе по антитеррористической безопасности направлена на реализацию комплекса организационных и инженерно-технических мер и мероприятий, важнейшими из которых являются:

· усиление охраны школы;

· установление строго пропускного режима;

· недопущение к ведению ремонтных и иных работ сомнительными фирмами и организациями;

· обеспечение пожарной безопасности, выявление недостатков пожарной безопасности;

· ежедневный предупредительный контроль мест массового скопления людей, проверка состояния решёток и ограждений;

· планирование и выполнение работ по инженерно-техническому оборудованию школы;

· постоянное поддержание оперативного взаимодействия с территориальными органами МВД и ФСБ, прокуратурой, военными комиссариатами и военным командованием.

5.Взаимодействие с компетентными инстанциями.

6.Обучение учащихся, педагогов и персонала школы рациональным действиям по антитеррористической защищенности.

7.Накопление и изучение учебной, научной и справочной литературы.

5.2 Обеспечение охраны здания школы и территории, прилегающей к зданию школы

Включает следующие основные направления:

Организация физической охраны объекта

1.Основные понятия (охрана, охранные мероприятия, охраняемые объекты и т.п.).

— Нормативно-правовые документы федерального уровня:

-Закон «О полиции»

-Закон РФ от 5.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»;

-Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (с последующими изменениями от 10.01.2003 г.);

-Федеральный закон от 27.05.1996 г. № 57-Ф3 «О государственной охране»;

-Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-Фз «Об оружии».

— нормативно-правовых документов регионального и местного уровней.

-Приказ Департамента образования «О введении в штатное расписание должности заместителя руководителя по обеспечению безопасности».

-Решение Коллегии Департамента образования «О состоянии безопасности учащихся и мерах, принятых по ее обеспечению в образовательных учреждениях Департамента образования ».

-Должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности.

3.Разработка и ведение организационно-плановых документов в школе по организации физической охраны.

4.Проведение в школе организационных мероприятий:

— подбор частного охранного предприятия ( ЧОП);

— разработка совместно с ЧОП плана охраны, плана-схемы и других документов, необходимых для обеспечения физической охраны школы;

— оснащение школы инженерно-техническими средствами обеспечения безопасности;

— налаживание взаимодействия с правоохранительными органами и вспомогательными службами;

— осуществление контроля за эффективностью организованной системы охраны школы.

5.Взаимодействие с компетентными инстанциями.

6. Обучение сотрудников охраны школы рациональным действиям по обеспечению охраны объекта.

7.Накопление и изучение учебной, научной и справочной литературы.

8.Обеспечение контрольно-пропускного режима.

5.3 Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательного учреждения

Обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе.

1.Основные понятия (пожарная безопасность, пожар, пожарная охрана, государственная противопожарная служба, добровольная пожарная служба, требования пожарной безопасности, противопожарный режим, меры пожарной безопасности, система обеспечения пожарной безопасности, средства тушения пожара, электробезопасность и т.п.);

— Нормативно-правовые документы федерального уровня:

-Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

-Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-Ф3 «О пожарной безопасности».

-Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности».

-Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-Ф3, ст. 20.4. «Нарушение требований пожарной безопасности».

-ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

— нормативно-правовых документов регионального и местного уровней.

-Закон «О пожарной безопасности».

-Распоряжение «О дополнительных мерах по обеспечению общественной и пожарной безопасности в общеобразовательных школах и дошкольных детских учреждениях».

-Распоряжение «О разработке долгосрочной программы «Пожарная безопасность «города» на хххх-хххх годы».

3.Разрабатываются организационно-плановые документы:

— приказ директора школы о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность;

— инструкция о мерах пожарной безопасности;

— план действий администрации и персонала в случае пожара в школе;

— инструкция дежурному администратору школы по пожарной безопасности;

— памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях школы.

Основные профилактические меры и мероприятия:

Ё разрабатываются распорядительные документы;

Ё разрабатываются инструкции, план эвакуации, схемы;

Ё производится обучение учащихся, педагогического состава и персонала школы действиям по предупреждению и тушению пожара;

Ё территория, здание, крыша, подвал очищаются от мусора;

Ё дороги, проезды, проходы, пути эвакуации содержатся свободными, и устраняются предпосылки для их загромождения;

Ё здание оснащается средствами пожаротушения, системой пожарной сигнализации.

5.Взаимодействие с компетентными инстанциями.

6.Разработка правил действий педагогического состава и учащихся по обеспечению пожарной ситуации:

— последовательность действий при пожаре;

— порядок эвакуации учащихся из школы;

— меры пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий;

— меры безопасности в очаге возгорания.

7.Накопление и изучение учебной, научной и справочной литературы по обеспечению пожарной безопасности.

5.4 Организация в школе мероприятий по гражданской обороне

1.Основные понятия (сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ», гражданская оборона, основные задачи гражданской обороны, чрезвычайные ситуации, предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

— нормативно-правовых документов федерального уровня.

-Закон РФ от 5.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности».

-Федеральный закон «О гражданской обороне от 22.08.2004 года № 122-Ф3».

-Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12. 1994 года.

-Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61- Ф3 «Об обороне».

-Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-Ф3 «О пожарной безопасности».

-Постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции Постановления Правительства РФ от

22.04.1997 г. № 462).

— нормативно-правовых документов регионального и местного уровней.

-Устав образовательного учреждения.

-Планы, Инструкции территориального Управления ГО и ЧС.

-Должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности.

3.Принцип государственной политики в сфере гражданской обороны:

1.План гражданской обороны образовательного учреждения (с приложениями).

2.План действий общеобразовательного учреждения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с приложениями);

-разработка и периодическое уточнение плана ГО;

-проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования школы в военное время;

-создание, оснащение и поддержание в готовности формирований ГО и их поддержку;

-накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных средств защиты, специального имущества ГО, запаса материально-технических и других средств;

-обучение по гражданской обороне своих сотрудников и учащихся;

-организацию и поддержание в постоянной готовности системы оповещения;

-создание необходимых условий работникам и учащимся для выполнения ими обязанностей по ГО.

6.Взаимодействие с компетентными инстанциями.

7.Организация по обеспечению рациональных действий учащихся и педагогического состава школы.

8.Накопление и изучение учебной, научной и справочной литературы по гражданской обороне.

5.5 Профилактика правонарушений в школе

1.Основные понятия (аддитивное поведение, административная ответственность, административное правонарушение, асоциальное поведение трудных подростков, аутоагрессивное поведение, безопасность дорожного движения, гражданская ответственность, индивидуальная профилактическая работа, общественные места, преступление, преступность, толерантность, уголовная ответственность, и т. п.).

— нормативно-правовых документов федерального уровня.

-Конституция Российской Федерации.

-Закон РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».

-Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения».

-Федеральный закон от 29.04.1999 г. № 80-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

-Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

-Постановление Правительства Российской Федерации от 7.03.1995 г. №233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (с изменениями от 8.01.1997 г., 23.12.2002 г.).

-Письмо Министерства образования и науки РФ, МВД, ФСБ от 21.09.2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков образовательном учреждении».

— нормативно-правовых документов регионального и местного уровней.

-Приказ Департамента образования «О результатах смотра-конкурса частных охранных предприятий и совершенствовании работы по обеспечению охраны в образовательных учреждениях Департамента образования».

-Должностная инструкция заместителя школы по организации безопасности.

3.Принципы деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних:

Размещено на http://www.allbest.ru/

гуманное обращение с несовершеннолетними;

Размещено на http://www.allbest.ru/

поддержание семьи и взаимодействие с ней;

индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиРазмещено на http://www.allbest.ru/

денциальности полученной информации;

обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Размещено на http://www.allbest.ru/

— Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России от 26.05.2000 г. № 569.

— Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях.

— Федеральная целевая программа «Дети России».

— Социально-педагогические программы по работе с семьями.

-предупреждение правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

-обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

-выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

-обеспечение принципов толерантности — гармонии между различными конфессиями, политическими группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов.

5.6 Основные организационные мероприятия школы

1. Оказание социально-психологической и педагогической поддержки несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принятие мер по их воспитанию и получении ими основного общего образования.

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

4. Организация в школе общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

5. Реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

6. Организация конструктивного взаимодействия социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры. Формирование установок толерантного сознания и поведения, навыков межкультурного взаимодействия.

Взаимодействие с компетентными инстанциями.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

Ш комиссии по делам несовершеннолетних, и защите их прав;

Ш органы управления социальной защиты;

Ш органы опеки и попечительства;

Ш органы по делам молодежи;

Ш органы управления здравоохранения;

Ш органы службы занятости;

Ш органы внутренних дел.

5.7 Оказание первой медицинской помощи

1.Основные понятия (агония, асфиксия, головокружение, доврачебная помощь, инсульт, карантин, кровотечение, клиническая смерть, коллапс, кома, массаж сердца, обморок, ожог, отравления реанимация и т. п.).

— нормативно-правовых документов федерального уровня.

· Конституция Российской Федерации.

· Закон РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».

· Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (с последними изменениями от 27.02.2003г.).

· Федеральный закон от 13.01.1996 года № 12-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании».

· Федеральный закон от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

· Федеральный закон от 22.06.1998 года № 86-Ф3 «О лекарственных средствах (с последними изменениями 10.01.2003 г.).

· Федеральный закон от 29.04.1999 года № 80-Ф3 «О физической культуре и спорте в РФ» (с изменениями от 10.01.2003 года).

· Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

· Письмо Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21.09.2005 года № ВФ- 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательном учреждении.

· Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения».

· Федеральный закон от 29.04.1999 г. № 80-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

· Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

— нормативно-правовых документов регионального и местного уровней.

· Должностная инструкция заместителя школы по организации безопасности.

· Инструкция о порядке медицинского обеспечения граждан Российской Федерации до их первоначальной постановке на воинский учет.

· Заблаговременное составление списков телефонов экстренной медицинской помощи.

· Включение медицинских аспектов в инструкции и памятки по обеспечению безопасности в школе.

· Обучение персонала и учащихся основам медицинских знаний и правилам оказания первой медицинской помощи (в том числе через курсы ОБЖ).

4.Взаимодействие с компетентными инстанциями.

5.Накопление и изучение учебной, научной и справочной литературы по гражданской обороне.

6. Основные возможные факторы и причины опасных и чрезвычайных ситуаций в школе (угроза безопасности)

ь непонимание серьёзности проблем безопасности;

ь негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;

ь неорганизованность досуга учащихся и наличие большого количества всевозможных заведений развлекательного направления на территории, расположенных в районе проживания учащихся;

ь целенаправленные действия преступников.

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в школе остается актуальной. Её решение возможно только путём применения комплексного подхода, сочетающие в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, обучению поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентированы курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасности жизнедеятельности».

Распоряжением Президента Российской Федерации от 13.02.2005 года № Пр-258 утверждён план мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности.

На основании этого распоряжения Департаментом государственной политики в образовании рекомендовано о необходимости:

1. Особое внимание уделить вопросам безопасности при проведении массовых мероприятий;

2. Усилить внимание к вопросам безопасности жизнедеятельности при изучении учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время (разбор практических ситуаций, проведение тренингов и т.д.);

3. Рассмотреть возможность ведения дополнительных часов на изучение школьников курса «ОБЖ» (личной безопасности в повседневной жизни, безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, при возникновении террористических актов и т.д.).

1. Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 288 с.

2. Зазулинский, В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В.Д. Зазулинский. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 254, с.

3. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.—3-е изд -.перераб. и доп.—М.: Академический Проект, 2003.— 432 с.— («Саийеатиз»).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и виды массовых мероприятий, проводимых во внеурочной деятельности школы. Рекомендации по организации безопасности при проведении массовых мероприятий в образовательной организации. Разработка комплексной программы «Школа-территория здоровья».

дипломная работа [87,6 K], добавлен 16.05.2017

Характеристика помещений и оборудования ликерного цеха. Экспертиза системы предотвращения пожара и элементов защиты производственного оборудования от повреждений. Разработка инженерно-технических решений по обеспечению техногенной безопасности объекта.

курсовая работа [361,7 K], добавлен 05.03.2013

Сущность и содержание физической безопасности предприятия, анализ его уязвимости, принципы, цели и задачи систем физической защиты. Разработка предложений и проведение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности объектов Балаковской АЭС.

дипломная работа [571,3 K], добавлен 05.06.2011

Классификация и типы чрезвычайных ситуаций природного характера: геофизические, геологические, метеооопасные, гидрологические, инфекционная заболеваемость, природные предпосылки их возникновения. Конституционные нормы в сфере обеспечения безопасности.

курсовая работа [60,5 K], добавлен 06.03.2012

Особенности требований пожарной безопасности к офисам. Характеристика территории здания. Обеспечение комплексной пожарной безопасности «Брянский отряд ведомственной охраны – структурное подразделение филиала ФГП ВО ЖДТ России на МЖД города Смоленска».

дипломная работа [5,3 M], добавлен 23.06.2015

Социально-экономические характеристики Туринского городского округа. Организация и ведение гражданской обороны. Защита от техногенных чрезвычайных происшествий. Главные особенности оперативно-тактической обстановки при тушении пожаров на автоцистернах.

дипломная работа [999,1 K], добавлен 01.08.2016

Обеспечение безопасности, прогнозирование чрезвычайной ситуации и разработка мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других работ на Туймазинском газоперерабатывающем заводе. Оценка промышленной безопасности газофракционирующей установки.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 08.08.2010

Понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера. Авария на атомной электростанции. Облучение и последствия облучения. Принципы обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Обеспечение безопасности на примере крупных аварий на АЭС.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 26.11.2012

Назначение, основные задачи, структура Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайными ситуациями, информационное обеспечение функционирования системы. Силы и средства РСЧС, основные режимы.

реферат [27,4 K], добавлен 28.02.2012

Вопросы противодействия терроризму и экстремизму в рамках образовательного стандарта учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Информационное обеспечение в области антитеррористической деятельности. Профилактика терроризма и экстремизма.

дипломная работа [670,7 K], добавлен 12.08.2017