Инновационные правовые нормы

Инновационные правовые нормы

Переход к инновационной экономике невозможен без адекватного и эффективного регулирования отношений, связанных с созданием и внедрением в производство результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим представляется необходимым определить место инновационного права в системе российского права. Наличие тесной связи между инновационной деятельностью и предпринимательством позволяет признать инновационное право институтом российского предпринимательского права при условии, что инновационное право обладает всеми объективными признаками элемента правовой системы. Такими признаками в первую очередь выступают предмет и метод правового регулирования.

В юридической науке под предметом правового регулирования отрасли или института права понимаются общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли или института. Определить предмет инновационного права — это значит: во-первых, установить, какие нормы и возникающие на основе их применения отношения являются инновационно-правовыми, во-вторых, найти ту основу, которая объединяет эти нормы и отношения в единый институт права, и, в-третьих, установить характерные черты инновационно-правовых норм и отношений, отличающие их от норм и отношений других институтов права. Итак, какие же нормы и отношения, возникающие при применении этих норм, являются инновационно-правовыми.

На наш взгляд, предметом инновационного права являются три группы общественных отношений, составляющих определенное единство. Это инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность. Причем первые две группы отношений являются горизонтальными по своей структуре, поскольку возникают между равноправными и независимыми друг от друга участниками, а третья группа представляет собой отношения по вертикали. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Непосредственно инновационные отношения — это отношения по осуществлению инновационной деятельности, возникающие между ее субъектами. Суть этих отношений состоит во внедрении и коммерциализации особых объектов — инноваций. На практике понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Новшество — это новая, а также представленная в виде новой комбинации уже известных элементов научная, техническая, технологическая разработка (устройство, метод, услуга или изобретение), имеющая новые потребительские свойства или сферы применения. Нововведение означает, что новшество используется. Иными словами, инновация (нововведение) определяется как реализованное новшество. Инновация (нововведение) — это результат интеллектуальной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

В экономике инновации рассматриваются и как результат научно-технической деятельности, и как процесс создания и распространения новшеств. В наиболее общем виде под инновацией понимают «использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности и производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества». В широком смысле инновация — нововведение (преобразование) в экономической, технической, социальной и иных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях, открытиях и т.п., в узком смысле — первое использование изобретения, за которым следует распространение изобретения.

Вторая группа отношений, составляющих предмет инновационного права, связана с созданием новшеств. Новшество — это результат фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, воплощенный в материальную форму. Новшества могут приобретать форму открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства, рационализаторских предложений, научных подходов и принципов и т.д. Без создания новшества невозможно его внедрение, то есть инновационная деятельность. Иными словами, инновационная деятельность начинается только после создания новшества и оценки его экономической эффективности. Процесс же создания новшества остается за рамками инновационной деятельности, но включается в понятие инновационного процесса.

Инновационный процесс — понятие, выведенное и употребляемое зачастую экономистами, но между тем представляющее интерес и для лиц, занимающихся юридической практикой, поскольку только при детальном его рассмотрении можно выяснить, в каком правовом регулировании он нуждается. Понятие «процесс» определяется как ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Рассматривая понятие инновационного процесса, целесообразно привести ряд его интерпретаций. Так, в одной из научных работ инновационный процесс представлен как сложное динамичное образование, связанное с совокупностью последовательных действий, обеспечивающих зарождение, разработку и использование инноваций для создания новых потребительских благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности через рост эффективности производства.

С точки зрения Ю.П. Морозова, инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального и иного характера, других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в четыре этапа. На первой стадии проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и т.д. На втором этапе в научных учреждениях проводятся исследования прикладного характера, которые могут привести к потере вложенных средств — инвестиций. На третьей стадии в специализированных лабораториях или в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее в соответствии с основными этапами жизненного цикла продукта.

В общем виде инновационный процесс можно записать так: фундаментальные исследования — прикладные исследования — научно-исследовательская работа — опытно-конструкторская работа — промышленное производство — маркетинг — сбыт. Именно в этой формуле заключается сущность инновационного процесса и направление его осуществления: от абстрактного решения к реальному продукту, а от него к прибыли.

По нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает структура инновационного процесса, представленная Е.Д. Житенко, которая состоит из трех стадий: разработка нового продукта; промышленное освоение; распространение или коммерциализация. В свою очередь в стадию разработки нового продукта или процесса входят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также защита интеллектуальной собственности. В этап промышленного освоения включаются организация опытного производства, отладка технологических процессов, стандартизация, аттестация, лицензирование, формирование рынка. В стадию распространения входят серийное производство, сбыт, обслуживание, распространение (имитация). При этом следует отметить, что инновационный процесс не завершается первым появлением на рынке нового продукта. Он продолжается и после внедрения продукта в силу того, что нововведение подвержено усовершенствованиям, и, следовательно, способно приобретать новые потребительские качества. Это обстоятельство открывает для такого объекта новые сферы использования и применения, новые рынки сбыта и новых потребителей.

Третью группу отношений, входящих в предмет инновационного права, составляют отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность, которые возникают между государством и субъектами инновационной деятельности. Государство в лице своих органов, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, путем ее регулирования, планирования, контроля и другими способами. Такие отношения строятся по вертикали, поскольку государство доминирует, устанавливает «правила игры» для предпринимателей и в случае их нарушения привлекает к ответственности.

Отдавая должное предмету правового регулирования, необходимо отметить недостаточность этого критерия деления права на отрасли и институты. Поэтому необходимо рассматривать его вместе с методом правового регулирования. В юридической науке нет единогласия в мнениях о методе правового регулирования: должен ли метод вытекать из предмета, то есть определяться видом (типом) общественных отношений, или возможно применение различных методов в одной отрасли и одинаковых методов — в различных отраслях права.

Основываясь на том, что метод — существенное отображение самого предмета, его основных черт и свойств, выступающее как бы во вне по отношению к предмету в целях его более глубокого познания,
С.Н. Братусь полагал, что и практика, и теория правового регулирования доказывают необходимость исходить из единства предмета и метода правового регулирования. Такое единство является правильным классификационным критерием распределения норм по отраслям. Сторонники же признания комплексных отраслей права обращают внимание на то, что, например, метод автономии, то есть относительной самостоятельности субъектов права в выборе решений, имеющих юридическое значение, метод равенства сторон в гражданском правоотношении, метод подчинения в административном праве присущи не только этим отраслям, но присутствуют в той или иной степени в других отраслях права — предпринимательском, трудовом, аграрном, семейном и т.д.

Следовательно, под методом правового регулирования отрасли или института права понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающийся вследствие особых свойств предмета правового воздействия. Метод правового регулирования, применяемый в инновационном праве, характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов: с одной стороны, предоставление широкой свободы субъектам при осуществлении ими инновационной деятельности и, с другой стороны, государственное властное воздействие в виде обязательных предписаний там, где это диктуется интересами общества и государства.

На основании изложенного инновационное право как институт права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения, а также отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность путем предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и предъявления обязательных предписаний там, где это необходимо. Приведенное определение раскрывает понятие инновационного права именно как института права. Следует иметь в виду, что термин «инновационное право» используется также в значениях института законодательства, научной дисциплины и учебного курса.

1. Балашов В.В., Масленников В.В., Румянцев В.С. и др. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе. Монография. М., 2000. С. 18.

2. Житенко Е.Д. Оценка законодательства РФ, регулирующего инновационную деятельность // Инновации. 2003. № 2-3. С. 80-81.

3. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. / П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во ЦИСН, 1998. С. 6.

4. Инновационный менеджмент: Справ. пособие. / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., 1998. С. 4.

5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2000. С. 10.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Гос. изд. иностр. и национальных словарей. М., 1953. С. 575.

7. Система советского права и перспективы ее развития. «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 92.

8. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2002. С. 972.

Инновационные правовые нормы

Тускаев Геогий Григорьевич

аспирант, кафедра гражданского права, Всероссийская государственная налоговая Академия

109456, г. Москва, 4-й Вешняковский проезд, д. 4

Tuskaev Geogii Grigor’evich

postgraduate student, Department of Civil Law, Russian State Tax Academy

109456, Russia, Moskva, 4 Veshnyakovskiy proezd, d.4.

В статье раскрыта необходимость принятия нормативно-правового акта, регулирующего правовое отношения на базе приведенного автором определения инновационной деятельности. Актуальность темы состоит в том, что на данный момент нормативно-правовой акт, непосредственно регулирующий инновационную деятельность в РФ, отсутствует, а принимаемые законодателем шаги выразившееся в принятии ряда законодательных актов, а так же множества подзаконных актов частично регулирующих различные аспекты инновационной деятельности, не придают полноценного облика правового режима инновационной деятельности в связи с отсутствием в них единого определения рассматриваемой нами деятельности.
Ключевые слова: Юриспруденция, право, Россия, экономика, понятие, инновации, деятельность, законодательство, нормативно-правовой акт, регулирование

Дата направления в редакцию:

In this article the author discusses the need to adopt a normatve legal act regulating the legal relations, based on the definition of innovative activity given by the author. The topicality of this issue is due to the fact that currently there is no normative legal act regulating innovative activities in the Russian Federation, and the legislative acts and numerous by-laws partially regulating various aspects of innovative activities fail to provide a full-rate legal regime of innovative activity due to the lack of a uniform defintion of this type of activity.

jurisprudence, law, Russia, economics, definition, innovations, activity, legislation, normative legal act, regulation

В российском обществе уже сложилось единое мнение о том, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность являются решающим фактором экономического развития, способствующем стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений.

Экономическое развитие на основе освоения результатов научных исследований и нововведений становится доминирующей моделью повышения конкурентоспособности экономики, что отражается как на поведении субъектов хозяйствования, так и на формировании государственной инновационной политики. Более 40% предприятий в странах Евросоюза являются инновационно-активными, тогда как в России этот показатель составляет около 5%. Факторы, стимулирующие инновационную активность предприятия, связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции [1] .

В настоящее время наблюдается мировая тенденция осуществления перехода от сырьевой и промышленной экономики к «Новой экономике» основопологающейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях.

Так например для обозначения нового типа экономики в западной литературе используются следующие термины:

— «knowledge economy», то есть экономика, основанная на знаниях, или не так точно, но более емко, «экономика знаний», термин «экономика знаний» был введен в научный оборот Ф.Махлупом (1962 г.) в применении к одному из секторов экономики [2] . Сейчас этот термин, наряду с термином «экономика, базирующаяся на знаниях», используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста.

— «new economy», то есть «новая экономика». Термин «новая экономика» впервые был введен для характеристики беспрецедентно длительного бескризисного экономического развития США, в результате которого эта страна подтвердила своё научно-техническое лидерство и вновь завоевала передовые позиции в конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Однако сегодня понятие «новая экономика» можно считать

— «information economy», то есть экономика, основанная на информации, или, что стало уже привычным, «информационная экономика»; Термин «информационная экономика» введен в научный оборот американским экономистом Марком Поратом в середине 70-х годов ХХ века. Именно с этого времени «информационная экономика» обрела, так сказать, законный статус и в экономической теории и в реальной действительности. М.Порат не просто дал название новому явлению, а достаточно глубоко и всесторонне для тех лет исследовал его на примере США.

В экономике лидирующих стран в данное время наукоемкие сектора экономики составляют главную роль в их экономическом развитии.

Однако наблюдаемый экономический рост в Российской Федерации связан исключительно с природно – сырьевым потенциалом страны, в связи с чем для осуществления устойчивого роста экономики необходимо преодолеть данную сырьевую зависимость.

В настоящее время одним из важнейших направлений государственной политики является переход страны к инновационной экономике. Однако на сегодняшний день государство не создало достаточных условий развития инновационной деятельности.

Рост доли инноваций, может быть обеспечен только целенаправленным перераспределением информационных, финансовых и иных ресурсов, что в свою очередь требует серьезных институциональных изменений, в частности изменения законодательства.

Законодательство об инновационной деятельности должно быть взаимосвязано с другими нормативными правовыми актами, которые в совокупности должны составлять гармоничную систему законодательства Российской Федерации.

В общем виде специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.). Они являются плодом компромиссных решений, к тому же определяют целевые установки государственной политики;

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности. Эта группа документов небольшая, она определяет самые общие функции государственных ведомств при их участии в регламентации инновационных отношений;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

Из числа основополагающих нормативно-правовых актов являющихся базовыми, регулирующих научно-технический прогресс в целом следует выделить Конституцию Российской Федерации которая гарантирует свободу научного, технического и других видов творчества.

Конституция России в статье 73 закрепляет за субъектами право осуществления государственной власти, в части вопросов не отнесенным Конституцией (ст.ст. 71,72) к ведению Российской Федерации, и совместному ведению Федерации и субъектов, ввиду того, что инновационная деятельность не упомянута в вышеуказанных статьях субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти в регулировании данных правоотношений.

Следующим основополагающим нормативно правовым актом является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», который регулирует отношения между субъектами научной или научно-технической деятельности, органами власти и потребителями. Основной целью которую ставили перед собой создатели данного Закона – формирование основной базы для других нормативно-правовых актов регулирующих отношения в научной и научно-технической сфере. Вышеуказанный Закон определяет, что научно-техническая политика представляет собой определенную часть государственной политики в области социально-экономических правоотношений. Законодатель выделил научно-техническую политику в отдельную область отношений, так как ее реализация в части научно-технического прогресса важна для всех классов и остальных сообществ Российского общества.

Следующим основополагающим нормативно-правовым актом регулирующим инновационную деятельность является Гражданский Кодекс РФ(далее – ГК), в котором определены важнейшие моменты в гражданско – правовом регулировании охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, так в нем определены: гражданско – правовая принадлежность данных правоотношений, основания возникновения и порядок осуществления вышеуказанных отношений, понятие объекта, виды обязательств. ГК регулируются отношения связанные с созданием и эксплуатацией результатов интеллектуальной деятельности. Исходя из характеристик даваемых ГК инновационному процессу можно выделить следующие правовые отношения: отношения возникающие в процессе создания нового интеллектуального продукта; отношения возникающие при оформлении нового интеллектуального продукта в материально – вещественный результат; отношения возникающие при передаче прав на новый интеллектуальный продукт. Исходя из вышеизложенного инновационные правоотношения можно определить как отношения возникающие в сфере инновационной деятельности, представляющие собой имущественные отношения урегулированные нормами гражданского права.

Определенная роль в правовом регулировании инновационной деятельности принадлежит Налоговому Кодексу РФ. Говоря о роли налогового законодательства в инновационных отношениях, следует отметить, что налоговое стимулирование является одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки инновационного процесса. Налоговое стимулирование представляет собой экономически обоснованную систему налоговых льгот, которые позволяют за счет уменьшения налогового бремени компенсировать затраты возникающие у налогоплательщиков в ходе осуществления предпринимательской и иной деятельности, снижение затрат позволяет направлять финансовые средства в инвестиционные проекты. Уменьшение налогового бремени способствует снижению стоимости научных и опытно – конструкторских работ, что приводит к экономической привлекательности данных проектов. Зарубежная практика показывает, что предоставление налоговых льгот компаниям участвующим в инновационных отношениях, привело к прогрессу экономического роста в этих странах.

Следующим нормативно – правовым актом регулирующим отношения возникающие в инновационном процессе является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации». В статье 22 данного закона дается перечень поддержки предпринимательства является закрытым, однако поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена в ряде других нормативных документов:

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»;

Модельный закон об инновационной деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением N 27-16 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ);

Модельный закон об инновационно — инвестиционной инфраструктуре (принят в г. Санкт-Петербурге 8 июня 1997 г. Постановлением N 9-11 на 9-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ).

Однако в вышеперечисленные нормативные акты регулируют только лишь общие элементы регулирования данной сферы деятельности, в свою очередь конкретные элементы регулирования поддержки инновационной деятельности предусматриваются только региональным законодательством. Таким образом региональные законы могут восполнять бреши в федеральном инновационном законодательстве. На региональном уровне принято довольно большое количество нормативно правовых актов регулирующих инновационную деятельность. Примером тому могут служить закон Оренбургской области «Об инновационной деятельности в Оренбургской области», закон Алтайского края «О государственной поддержки инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края», закон Владимирской области «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки в научной деятельности инноваций во Владимирской области», закон Вологодской области «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Вологодской области», также законы «Об основах научно-технической политики города Москвы», « Об инновационной деятельности в городе Москве», Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы, и т.д. Задачи региональных нормативно-правовых актов связаны с формированием оптимального механизма поддержки и стимулирования инновационной деятельности в регионе, а также инновационной активности предприятий и привлечение инвестиций в инновационную сферу и т.д.

К документам регулирующим государственную политику в Российской Федерации научной, научно – технической и инновационных сферах относятся следующие нормативно – правовые акты:

— «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дополнительную перспективу» (Утверждены 30 марта 2002 года Пр-575, на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям);

— «О политике Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы» (Утверждены 1 марта 2004 года, на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации);

— Решение Правительства Российской Федерации от 22 января 2004 года по вопросу «О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий»;

— Решение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 года по вопросу «Об основных направлениях инновационной деятельности».

При более детальном рассмотрении современного законодательства становится понятным, что инновационная деятельность в нашей стране пока не имеет должного правового регулирования (что в частности, отмечается в вышеперечисленных документах), не создана нормативно-правовая база инновационной деятельности, не сформированы эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором, не создаются стимулы для предприятий и научных организаций к инновационной деятельности, отсутствует единый законодательный акт, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока нет. В такой ситуации не представляется возможным стимулировать и интенсифицировать инновационную деятельность в России без разработки федерального закона, направленного на его развитие.

Сама категория «инновационная деятельность» получила широкое распространение в экономической науке, в юридической же науке этот термин пока еще не нашел должного применения, причем за последние десять лет институт правового регулирования инновационной деятельности практически не подвергался комплексному исследованию.

В терминологических словарях инновация трактуется следующим образом. Инновация (innovation) — 1) внедрение новых форм организации труда, управления и технологии производства; 2) новые исследования и разработки [3] .

Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [4] .

Исследуя литературные источники, можно сделать вывод, что при определении сущности инновации наиболее распространены две точки зрения, в одном случае инновация представляется как результат научно-технической деятельности в виде новой продукции; в другом — как процесс создания и использования новых изделий, методов и т.д. На наш взгляд, инновацию следует понимать как результат творческого процесса, которая связана с интеллектуальной деятельностью, а не как сам процесс, в ходе которого создается новый продукт. Поэтому считаем, что вторая точка зрения не совсем удачно отражает сущность инновации.

Инновации это, прежде всего результаты интеллектуальной деятельности. Последние относятся к объектам права интеллектуальной собственности. Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Результатом инновационной деятельности может быть информация любая, оказывающая прогрессивное влияние на различные сферы общества.

В рамках разработки законодательных актов регулирующих инновационную деятельность необходимо определить понятия инновационной деятельности.

Рассматривая понятие инновационной деятельности следует отметить, что главное значение имеет термин «инновация», который характеризуется двумя определениями. Так данный термин означает результат научного исследования и продукт научно – технической деятельности с одной стороны, с другой стороны это процесс внедрения новшеств в производство, что подразумевает под собой переход результатов научно – технической деятельности в его качество товара.

В тоже время в разрабатываемый нормативно – правовой акт, с целью разграничения продукта на разных стадиях инновационной деятельности, необходимо ввести понятие «новация» (от лат. Novatio – обновление, изменение).

Под термином «новация» следует понимать результат научного исследования и продукт научно – технической деятельности, и иных разработок ранее не известный на рынке, либо обладающий новыми свойствами аналогичных известных продуктов.

Отличие новации от инновации заключается в том, что новация не несет за собой предпринимательскую направленность в части получения прибыли и не содержит направленности на рыночную реализацию (например тефлон выпущенный фирмой Du Pont, является новацией, а сковородки с антипригарным тефлоновым покрытием реализуемые на рынке являются инновацией).

Понятие «инновация» охватывается понятием «интеллектуальная собственность» только в части той информации, которая является продуктом интеллектуального творчества. Не всякая инновация – результат творческого интеллектуального труда.

Рассматривая понятие инноваций в правовом ракурсе следует привести определения данные в Модельном законе «Об инновациях», принятом Постановлением Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан. Кыргызской Республики в которых инновации были определены как «конченный результат инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги), или товара с улучшительными характеристиками [5] .

В свою очередь в законе Украины от 04.07.2002 «Об инновационной деятельности» инновации определены как вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукции или услуги, а так же организационно – технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, что существенно улучшит структуру и качество производства и (или) социальной сферы [6] .

Так же Волынкина М.В. отмечает, что российский законодатель дал определение инноваций данное в Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000гг., через «нововведение»-категорию, обобщающую определенный исторический опыт человечества в области научно – технического творчества.

Рассматривая понятие инновации стоит отметить, что данное понятие содержит в себе как технические так и предпринимательские значения, технический аспект подразумевает то, что инновация представляет собой технологические новшества которыми могут являться изобретения, полезные модели, ноу-хау, селекционные достижения и иные объекты интеллектуальной творческой деятельности, в свою очередь предпринимательский аспект подразумевает под собой направленность объектов на рыночную реализацию.

Представляется необходимым отметить, что российский законодатель в Постановлении Правительства РФ от 24.07.1998 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000гг.» определил инновационную деятельность как «процесс направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно – технических достижений в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а так же связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

В законе Республик Беларусь, Казахстан, инновационная деятельность определена как «деятельность направленная на создание производство новых или недостающих товаров (услуг)» [5] .

Исследование проблематики определения инновационной деятельности производила Евсеева Л.А. определяя инновационную деятельность как хозяйственную деятельность, в том числе предпринимательскую, в сфере организации, управления, и непосредственного осуществления инновационного процесса по получению, созданию, освоению, распространению, применению и реализации инноваций, инновационного продукта [7] . Однако как считает Волынкина М.В. недостаток данного определения заключается в том, что в нем неизвестное определяется через неизвестное, т.е. с использованием понятий (инновация, инновационный продукт), отсутствующих в правовом пространстве.

В тоже время конкретных определений инноваций, инновационного продукта в правовом пространстве нашей страны не содержится, так же отсутствует федеральный закон регулирующих инновационную деятельность, слабо развитая инновационная инфраструктура, а также недейственная система стимулов для привлечения инвестиций в инновационную сферу, все это негативно сказывается на активной творческой деятельности изобретателей, приводит к застою научно-технического прогресса, и, как следствие, отрицательно отражается на развитии инновационной деятельности и экономики России в целом.

Следует отметить, что в Российской Федерации предпринималась попытка принятия федерального закона, регулирующего инновационную и научно-техническую деятельность. Это был законопроект N 99029071-2 «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», редакция которого была принята Государственной Думой РФ в первом чтении 16 июня 1999 г., но этот законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думой РФ Постановлением от 21 июня 2001 г. N 1664-III ГД.

Так в заключении Правительства РФ от 14 мая 1999 г. N 2179п-П8 на проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» говорится, что целесообразна доработка законопроекта по ряду важных направлений, а в частности в уточнении роли и функций субъектов РФ в государственном регулировании и стимулировании регионально ориентированной инновационной деятельности в рамках единой государственной инновационной политики.

В тоже время в нашей стране приняты законы регулирующие правоотношения возникающие в сфере интеллектуальной деятельности, так же приняты подзаконные акты регулирующие определенные аспекты инновационной деятельности. Однако в данных нормативно – правовых актах отсутствует определение инновационной деятельности.

Законодатель при выборе ориентиров нормативно – правовых актов регулирующих инновационную деятельность должен исходить прежде всего из того, что выработка концепции инновационной деятельности – это в первую очередь рыночный проект в связи с чем отношения в данной сфере должны строиться на принципах конкурентоспособности, эффективности, прибыльности в производимый инновационный продукт.

Разрабатываемый закон регулирующий инновационную деятельность должен быть комплексным, в связи с тем, что в него необходимо включить нормы различной правовой природы, должным образом определяющие какие нормы в регулировании инновационной деятельности являются ведущими, основополагающими, и вспомогательными, а так же принципы управления инновационной деятельностью, формы государственной поддержки, признаки инновационной деятельности, ее критерии, формы, так же при разработке данного нормативно – правового акта необходимо учитывать принципы гражданского права в которых заключены основы регулирования предпринимательской деятельности.

Рассматривая проблематику данного вопроса следует отметить, что предметом правового исследования являются отношения возникающие в результате реализации инновационной деятельности. В данной связи необходимо разработать само понятие инновационной деятельности на основе определений данных представителя экономической науки, а так же опыта зарубежных стран.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым привести предлагаемое определение инновационной деятельности которое должно содержаться в разрабатываемом законе РФ «О инновационной деятельности»: Инновационная деятельность — это направленная на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание, внедрение и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, а так же создание, внедрение и применение в научно – технологических и иных процессах и коммерциализация результатов научных исследований, результатов интеллектуальной творческой деятельности и иных разработок, деятельность имеющая цель обеспечение экономии затрат или создающих условия для такой экономии, выпуска на рынок конкурентоспособных товаров и услуг, реализуемых как на внутреннем так и на внешнем рынке.

Отмечая то, что разработка правовых норм регулирующих инновационную деятельность в нашей стране уже имеет свою историю, необходимо базируясь на вышеприведенном определении инновационной деятельности разработать специализированный закон регулирующий рассматриваемые правоотношения, который должен занять свое опосредованное место в системе нормативно – правовых актов Российской Федерации регулирующих инновационную деятельность.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности

Ключевое значение в обеспечении инновационного развития экономики и общества в целом, принадлежит нормативно-правовому регулированию этих процессов.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса предполагает:

• установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;

• гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности;

• охрана прав владения, пользования и распоряжения результатами инновационной деятельности;

• защита промышленной и интеллектуальной собственности;

• развитие договорных отношений, в частности, в области выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектных и изыскательских работ, по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности и договоров (контрактов) с инвесторами.

В России первые нормативные правовые документы, регулирующие отношения в инновационной сфере, были сформулированы в 1990-х гг. Отчасти это объяснялось тем, что в стране еще не сложилось представление о содержании и формах инновационной деятельности. До этого, в плановой экономике существовала принципиально иная форма организации сферы НИОКР и распространения новшеств.

В Конституции СССР существовала норма, согласно которой внедрение результатов НИОКР рассматривалось как продолжение научно-технической деятельности и объявлялась функцией государства. Поэтому ряд аспектов реализации научно-технических разработок и изобретений в первые годы постсоветского периода находил отражение в актах, регулирующих науку и научную деятельность. Поскольку инновационная деятельность, по сути, является предпринимательской, отдельные ее вопросы также регулировались нормативными правовыми актами, ориентированными на предпринимательство, к примеру, Гражданским кодексом РФ [1] .

Со временем стало очевидным, что подобная практика не решает проблемы, так как инновационная деятельность имеет четко выраженную специфику. Отразить их в должной мере возможно преимущественно в специальных законах и других вытекающих из них подзаконных актах.

В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая отношения в инновационной сфере, развивается, однако, медленно и подчас непоследовательно. Имеющейся национальной законодательной базы пока недостаточно, законы и подзаконные акты не в полной мере отражают разнородность юридических подсистем различных отраслей права. Законодательная база недостаточно отражает опыт нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в других странах.

Отсутствие системного подхода к нормативно-правовому регулированию инновационной сферы является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности, и, понимая это, органы власти субъектов РФ пытаются устранить этот недостаток принятием региональных документов. Сложность разработки нормативных правовых актов но инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие термины трактуются неоднозначно.

Экономическая литература содержит исследования, посвященные методологическим и концептуальным проблемам инновационной деятельности, состоянию организационно-экономических механизмов функционирования инновационных составляющих. Объем же правовых исследований, относящихся к проблематике инновационных отношений, весьма незначителен. В чем причина того, что законодательная деятельность по вопросам инноваций сегодня оказалась не подкреплена необходимыми научными исследованиями в области права? Ведь отсутствие системных исследований по проблемам инновационных отношений делает невозможной разработку научно обоснованных практических рекомендаций для исполнительной и законодательной власти.

Инновационная тематика имеет экономические корни, поэтому до сих пор она разрабатывалась преимущественно экономистами. Но комплексность этой области знаний чрезвычайно высока. Представители правовой науки последовательно указывают на то, что создание четкого механизма правового регулирования в сфере инноваций есть необходимый элемент экономических реформ. Однако пока современная юридическая доктрина предметно не обращалась к тематике инновационной деятельности. Поэтому право призвано решать жизненные ситуации, немедленно и адекватно реагировать на них, отвечать сегодняшним требованиям изменяющихся общественных отношений.

Задача экономической науки в области теории инновации состоит в формировании системы знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Вклад юриспруденции в эту область должен состоять в осмыслении с позиций правоведения отношений в сфере инновационной деятельности, выработке научно обоснованных рекомендаций в адрес законодателя о формах и методах правового регулирования этих отношений.

Современное законодательство России включает большое число разрозненных нормативных актов, подчас, противоречащих друг другу. В такой ситуации рано или поздно возникает острая потребность в упорядочении действующей правовой системы, обработке законов, сведении их в единое целое. Одним из способов решения таких проблем является систематизация законодательства, которая предоставляет специалисту возможность оперативно находить и точно истолковывать необходимые нормы права, а законодателю, в частности, – стать основой для выработки единой правовой концепции, правового механизма, регулирующего инновационную деятельность.

Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются около 2 тыс. нормативных актов. Более 1,5 тыс. правовых актов федерального уровня сегодня содержат инновационную тематику. В имеющемся массиве законодательных актов зачастую сложно найти нужный документ, а тем более изучить его во взаимосвязи с другими нормами права, выявить и установить взаимозависимость различных разделов права. Только систематизация законодательства, подготовленная специалистами в области права, способна облегчить работу с законами.

Для решения задач модернизации экономики, повышения общего уровня конкурентоспособности необходимо не только разрабатывать и принимать необходимые нормативные правовые документы, но и упорядочить и систематизировать действующие правовые нормы, выработать единый механизм правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

Необходимо отметить, что постепенно работа но формированию систематизированной нормативно-правовой базы сейчас началась. Кроме того, за последние несколько лет были разработаны и приняты принципиально важные законодательные документы, направленные как на регулирование отношений в инновационной сфере, так и определяющие характер ее развития в будущем. Огромную роль в вопросе развития законодательной базы призваны сыграть региональные власти.

Изначально Конституция РФ отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности к исключительному ведению РФ. Такой подход объясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.

В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей интеллектуального продукта. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж и эффективного использования для решения задач социально-экономического развития.

Отнесение названных вопросов к исключительному ведению РФ не означает, однако, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. В настоящее время региональные власти должны принимать активное участие в правовом регулировании инновационной деятельности, в систематизации местной законодательной базы, призваны расширять права и свободы граждан по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством [2] .

В целом задачи, стоящие перед органами государственной власти в области разработки, систематизации и развития инновационного законодательства, должны быть направлены на то, чтобы обеспечивать:

• развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок (формирование системы долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий, а также приоритетов научно-технической и инновационной деятельности);

• повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности и формирование рынков потребления научно-технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу);

• правовую охрану и защиту результатов интеллектуальной деятельности;

• совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса – субъектами инновационной деятельности;

• создание, сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического и инновационного комплексов, повышение престижа научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности;

• организацию финансирования инновационной деятельности, повышение эффективности деятельности федеральных, межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития, интеграцию в этом направлении усилий государства и предпринимательского сектора экономики;

• регулирование сферы международного научного, научно-технического и технологического сотрудничества, стимулирование создания международных научных организаций, научно-производственных структур, поддержку продвижения на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в России осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности.

Законодательную базу, определяющую отношения в инновационной сфере, можно сгруппировать следующим образом.

1. Правовые акты, определяющие целевые установки государственной политики (концепции, программы, доктрины). Документы этой группы, как правило, являются декларативными актами.

2. Указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности.

3. Распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указанная группа нормативных актов содержит основные положения концепции реформирования науки, инновационного развития экономики, инфраструктуры инновационной деятельности, а также мероприятия по стимулированию инноваций.

4. Законы, регулирующие статус инновационно-активных зон (наукоградов, академгородков и т.п.).

5. Региональное законодательство об инновациях (законы и концепции).

Основные нормативные акты, регламентирующие государственную инновационную политику в области развития инновационной деятельности в стране, представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Основные нормативные акты, регламентирующие отношения и принципы развития инновационной деятельности в Российской Федерации