Гражданский кодекс ст 222 консультант

Статья 222. Основания для оставления заявления без рассмотрения

СТ 222 ГПК РФ

Суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если:

истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора;

заявление подано недееспособным лицом, за исключением заявления этого лица о признании его дееспособным, ходатайства о восстановлении пропущенных процессуальных сроков по делу о признании этого лица недееспособным;

заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска;

в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

имеется соглашение сторон о рассмотрении указанного спора третейским судом при условии, что любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в суде, а также если стороны заключили соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда во время судебного разбирательства до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, при условии, что любая из сторон заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в суде. Это основание для оставления заявления без рассмотрения не применяется, если суд установит, что соглашение сторон о рассмотрении указанного спора третейским судом недействительно, утратило силу или не может быть исполнено;

стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову;

истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

Комментарий к Статье 222 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья предусматривает основания для оставления заявления без рассмотрения.

Суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если:

— истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора;

— заявление подано недееспособным лицом, за исключением заявления этого лица о признании его дееспособным, ходатайства о восстановлении пропущенных процессуальных сроков по делу о признании этого лица недееспособным;

— заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска;

— в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

— имеется соглашение сторон о рассмотрении указанного спора третейским судом при условии, что любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в суде, а также если стороны заключили соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда во время судебного разбирательства до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, при условии, что любая из сторон заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в суде. Это основание для оставления заявления без рассмотрения не применяется, если суд установит, что соглашение сторон о рассмотрении указанного спора третейским судом недействительно, утратило силу или не может быть исполнено. С 1 сентября 2016 г. данная часть комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ изложена в новой редакции;
———————————
Собрание законодательства РФ. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3889.

— стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову;

— истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

Согласно ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 43 Постановления от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», разъяснил, что «в суд апелляционной инстанции обжалуются те определения суда первой инстанции, возможность обжалования которых предусмотрена ГПК РФ, а также те, которые исключают возможность дальнейшего движения дела. К определениям, которые исключают возможность дальнейшего движения дела, относятся, в частности, определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа (статья 125 ГПК РФ), определение об отказе в разъяснении решения суда (статья 202 ГПК РФ), определение о прекращении производства по делу (статья 220 ГПК РФ), определение об оставлении заявления без рассмотрения (статья 222 ГПК РФ)» .
———————————
Российская газета. 2012. N 147.

Почему администрация города может принять решение о сносе самовольной постройки?

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а сама постройка подлежит сносу.
До 01.09.2015 года принудительный снос самовольной постройки мог быть осуществлен только на основании решения суда.
Изменения в ст. 222 ГК РФ, вступившие в действие с 01 сентября 2015 года, наделяют органы местного самоуправления городского округа полномочиями о принятии решения по сносу самовольной постройки во внесудебном порядке.

Согласно пункту 4 статьи 222 ГК РФ такое решение органы местного самоуправление вправе принять в случае создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен:

  • в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации);
  • на территории общего пользования;
  • в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, обязан направить лицу, осуществившему самовольную постройку, копию этого решения, в котором указан срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается в зависимости от ее характера.

Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не выявлено, то снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Подготовлено исполняющим обязанности прокурора города Сызрани Н.Г. Талиповой.

Признание права собственности на самовольную постройку

Подборка наиболее важных документов по запросу Признание права собственности на самовольную постройку (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Признание права собственности на самовольную постройку

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Признание права собственности на самовольную постройку

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Судебная практика: Признание права собственности на самовольную постройку

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Формы документов: Признание права собственности на самовольную постройку

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статья 222. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:

обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Комментарий к Ст. 222 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает специальное правило, определяющее правовые последствия создания новой вещи, отличное от положений ст. 219 Кодекса, в соответствии с которой право на вновь созданную вещь приобретает лицо, ее создавшее. Статья 222 устанавливает, что лицо, осуществившее самовольную постройку, права собственности на нее не приобретает. Кроме того, статья содержит ряд критериев, которые позволяют определить вещь как самовольную постройку, а также устанавливает последствия создания такой вещи.

2. Самовольной постройкой может быть жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество. Таким образом, к самовольным постройкам может быть отнесено также строение и сооружение, не предназначенное для проживания, в том числе строение и сооружение производственного назначения.

Устанавливая признаки самовольной постройки, законодатель исходит из следующих основных принципов:

— соответствие требованиям закона выбора места под постройку;

— соблюдение порядка строительства;

— наличие права распоряжения земельным участком.

С учетом этого важно, чтобы для места создания объекта отвод земельного участка был произведен в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. Кроме того, необходимо согласие лица, имеющего право собственности на указанный земельный участок. Несоблюдение указанных требований свидетельствует о самовольности постройки.

Также о самовольности создания объекта (строительства, возведения) может свидетельствовать нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Здесь, конечно же, имеются в виду только существенные нарушения.

3. Положения ст. 222 ГК РФ устанавливают и последствия, которые наступают для лица, создавшего самовольную постройку.

Прежде всего действует специальное правило о том, что у «застройщика» не возникает право собственности. Это означает, что соответствующий субъект не может владеть, пользоваться и распоряжаться созданной вещью. В правовом смысле вещь не возникает как предмет, по поводу которого складываются гражданские правоотношения. Законодатель прямо указывает, что такое лицо не вправе продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки с вновь созданной вещью. Кроме того, последствием создания самовольной постройки является возложение на это лицо обязанности произвести снос постройки. При этом снос производится самим лицом, осуществившим постройку, либо за его счет.

4. В исключительных случаях право собственности может быть признано за лицом, осуществившим самовольную постройку. Такое признание происходит в судебном порядке. Основания, на которые может полагаться суд при вынесении указанного решения, также установлены комментируемой статьей и базируются на следующих принципах:

— единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов;

— невозможность безвозмездного изъятия у собственника его собственности;

— соблюдение прав и охраняемых законом интересов других лиц.

5. Следует отметить, что установленные в комментируемой статье основания признания права собственности на самовольную постройку претерпели ряд изменений с момента вступления в силу части первой ГК РФ.

Так, был принят Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Указанным Федеральным законом исключена возможность признания права собственности на условиях предоставления земельного участка под строительство в будущем.

Существовавшее до внесения изменений правило, по существу, «нейтрализовало» процедуры, установленные Земельным кодексом РФ для предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление таких участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта и исключительно на торгах. ЗК РФ не содержит положений, устанавливающих особый порядок для участков, на которых есть самовольная постройка.

Таким образом, положения комментируемой статьи с учетом указанной корректировки исключают возможность приобретения земельных участков из состава государственных или муниципальных земель по тому лишь основанию, что на участке было возведено строение.

6. Внесенные изменения предусматривают также возможность признания права собственности на самовольную постройку и во внесудебном порядке в случаях, когда это предусмотрено федеральными законами. Теперь это позволяет избежать коллизии между нормами ГК РФ и законодательными актами, определяющими упрощенный порядок оформления прав граждан на создаваемые или созданные объекты недвижимости, а также предотвратить ситуации, когда гражданам во всех случаях приходилось путем судебного разбирательства признавать права собственности на возведенные без согласования и разрешения постройки на земельном участке. Положения ч. 3 ст. 222 ГК РФ предусматривают возможность признания за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, права собственности на самовольную постройку в установленном законом порядке и без решения суда.

Признаки самовольной постройки изменятся

С 1 сентября 2015 г. вступят в силу поправки в ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющую правовой режим самовольных построек и предоставляющую возможность при определенных условиях легализовать такие постройки путем введения их в гражданский оборот.

Президент России 13 июля подписал Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“» (далее — Закон № 258-ФЗ), который вступит в силу только 1 сентября 2015 г. Статья 1 данного закона вносит изменения в ст. 222 ГК РФ, регулирующую правоотношения, связанные со статусом самовольной постройки.

Согласно действующей редакции п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Новая редакция п. 1 ст. 222 ГК РФ корректирует признаки самовольной постройки. С 1 сентября 2015 г. ею будет являться здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не представленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Следует обратить внимание, что наличие хотя бы одного из указанных в этом пункте признаков является достаточным основанием для признания соответствующего имущества самовольной постройкой.

Законом № 258-ФЗ устанавливаются конкретные условия, при одновременном соблюдении которых судом может быть признано право собственности на самовольную постройку. Это возможно, если:

  • в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  • на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
  • сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Помимо этого ст. 222 ГК РФ дополнена новым пунктом, в соответствии с которым органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) будут вправе принимать решения о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, должен будет в течение семи дней направить лицу, осуществившему самовольную постройку, копию решения, содержащего срок для ее сноса. При этом максимальный срок, который органы власти могут дать на снос, не может превышать 12 месяцев.

Если органу власти не удалось выявить лицо, осуществившее самовольную постройку, то он в течение семи дней со дня принятия решения о сносе обязан:

  • обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
  • обеспечить размещение сообщения о планируемом сносе самовольной постройки на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в интернете;
  • обеспечить размещение сообщения о планируемом сносе самовольной постройки на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка.

Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не появится, то снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, по истечении двух месяцев после дня размещения сообщения о планируемом сносе такой постройки на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в интернете.

§ 3. Помічник судді, консультант суду

Відповідно до ст. 149 Закону України «Про судоустрій і статус суддів» організаційне забезпечення роботи суду здійснює його апарат, який очолює керівник апарату (завідувач секретаріату).

До штату апарату судів входять також помічники суддів, наукові консультанти та судові розпорядники.

Правовий статус службовців, які працюють в апараті суду, визна­чається законом про державну службу.

Згідно з ч. 2 ст. 9 Закону України «Про державну службу» регулю­вання правового становища державних службовців, що працюють в апа­раті органів прокуратури, судів, дипломатичної служби, митного кон­тролю, служби безпеки, внутрішніх справ та інших, здійснюється від­повідно до цього Закону, якщо інше не передбачено законами України.

Статтями 10 і 11 цього Закону передбачені основні обов’язки та права державних службовців.

Спеціального закону щодо правового статусу державних службов­ців апарату судів немає. Однак розпорядженням Кабінету Міністрів України № 88-р від 24.02.2003 р. «Про віднесення посад працівників апарату судів загальної юрисдикції до відповідних категорій посад державних службовців» посади помічників суддів та консультантів суду віднесені до певних категорій посад державних службовців за­лежно від рівня суду (першої, апеляційної чи касаційної інстанцій).

Відповідно до ст. 4 Закону України «Про державну службу» право на державну службу (а значить і на посаду помічника судді чи консуль­танта суду) мають громадяни України незалежно від походження, со­ціального і майнового стану, расової і національної приналежності, статі, політичних поглядів, релігійних переконань, місця проживання, які одержали відповідну освіту і професійну підготовку та пройшли у встановленому порядку конкурсний відбір, або за іншою процедурою, передбаченою Кабінетом Міністрів.

Цивільний процесуальний кодекс України до учасників цивільного процесу, крім осіб, які беруть участь у справі, відніс судового розпо­рядника (статті 47,49). Таким чином, лише ці службовці, які працюють в апараті суду відповідно до ст. 130 Закону України «Про судоустрій України», завдяки процесуальному закону набули статусу суб’єктів цивільно-процесуальних відносин, які, звичайно, юридичної заінте­ресованості в результаті вирішення справи не мають і є особами, що сприяють здійсненню правосуддя.

Натомість статус помічника судді та консультанта суду цивільним процесуальним законом чи їх правове становище якимось іншим за­коном не врегульовані, що є не зовсім виправданим, адже їх роль та значення для судової системи і для належного відправлення право­суддя неабиякі. Звичайно, що центральною постаттю в судовій систе­мі є професійний суддя, оскільки саме судді є носіями судової влади в Україні. Однак важливе значення має й особливої уваги потребує питання підготовки суддівських кадрів, оскільки досі професія судді не розглядалась як така, що потребує якогось спеціального фаху. Вра­ховуючи, що Конституція України передбачає право громадян на звер­нення за судовим захистом буквально з усіх питань, з поставленими завданнями можуть справитися лише кадри, які мають належний рівень професійної підготовки.

Робота в апараті суду на посадах помічника судді чи консультанта суду повинна, на наш погляд, давати претенденту на посаду судді де­які переваги з огляду на стаж та досвід роботи в системі судів, тобто в галузі права, — саме цього вимагає конституційна вимога до канди­датів на посаду судді про роботу в галузі права. Також не зовсім чітко виписаними в Законі України «Про державну службу» є положення про проходження служби, просування по ній, тобто службова кар’єра державного службовця, а відсутність спеціального закону про правове становище апарату суду, особливо таких посад, як помічник судді та консультант суду, звичайно, негативно впливає на їх можливість мати якісь переваги при доборі кандидатів на посаду судді.

Зазначені положення про необхідність надати помічнику судді та консультанту суду деяких переваг при доборі на посаду судді випливає з тих функціональних обов’язків, які вони виконують у судових орга­нах. Крім того, слід зазначити, що процесуальних обов’язків, якими, наприклад, наділені судовий розпорядник чи секретар судового засі­дання, вони не мають, тому їх обов’язки напрацьовуються практикою, головами судів затверджуються їх посадові інструкції.

Помічник судді, консультант суду зобов’язані знати Конституцію України, законодавство, яке регулює діяльність судових органів, акти законодавства, що стосуються державної служби, державну мову, пра­вила ділового етикету, принципи роботи з офісною технікою, комп’ютером та відповідні програмні засоби тощо. Деякі з функціо­нальних обов’язків помічника судді та консультанта суду можуть збі­гатися, оскільки кожний із них повинен чітко знати специфіку роботи суду і їх обов’язки, зазвичай, важко розділити, що також є наслідком відсутності визначених законом їх повноважень.

Помічник судді та консультант суду несуть відповідальність за не­належне виконання своїх службових обов’язків, перевищення повно­важень, порушення норм етики державного службовця, порушення обмежень, пов’язаних з проходженням державної служби, порушення правил внутрішнього трудового розпорядку.

А. Помічник судді.

На помічника судді покладається відповідальна і важлива функція забезпечення провадження у справах, що знаходяться у провадженні суду, яка включає в себе:

— підготовку до розгляду справ, що надійшли у провадження суду;

— своєчасний порядок судових процесів;

— виконання всіх необхідних процесуальних норм і їх своєчас­ність;

— запровадження додаткових заходів для забезпечення явки всіх учасників процесу, наявності залів судового засідання тощо.

Так, помічник судді: 1) здійснює контроль щодо підготовки судових засідань, які проводяться під головуванням судді, збору необхідних матеріалів, перевіряє, чи всі учасники судового розгляду повідомлені про час та місце судового засідання; 2) допомагає судді у вивченні справи і підготовки її до розгляду в судовому засіданні; 3) за доручен­ням судді здійснює підбір законів, інших нормативно-правових актів та матеріалів судової практики; 4) допомагає судді готувати проекти судових рішень по конкретних справах; 5) контролює своєчасне ви­конання окремої ухвали суду; 6) вносить відповідні зміни до кодексів і постанов Пленуму Верховного Суду України, тобто підтримує в кон­трольному стані нормативну базу; 7) за дорученням судді готує листи та документи, витребовує необхідні матеріали, а також здійснює конт­роль за виконанням його доручень.

Крім зазначеного, помічник судді повинен займатися аналітичною роботою, вести облік статистичних даних роботи суду, проводити експрес-аналіз із різних правових проблем і проблем організаційного забезпечення судової діяльності, проводити навчання з апаратом суду.

Оскільки згідно із Законом України «Про судоустрій і статус суддів» до обов’язків судів апеляційної та касаційної інстанцій входить надан­ня методичної допомоги місцевим судам з метою забезпечення пра­вильного застосування ними законодавства та заслуховування інфор­мації голів місцевих судів щодо організації діяльності цих судів, по­мічник судді апеляційної та касаційної інстанцій бере участь у про-

веденні службових перевірок, колективних та тематичних перевірках організації роботи місцевих або апеляційних судів.

Помічник судді має і деякі функції контролю. Так, він контролює: роботу секретарів судових засідань, секретарів суду зі своєчасного і якісного забезпечення процесу розгляду справи і матеріалів, надаючи при цьому методичну і практичну допомогу в реалізації цих функцій; виконання судових рішень; передачу справ в архів і архівне діловод­ство; рух і строки розгляду справ судом, судові рішення якого скасо­вані судами вищестоящих інстанцій тощо.

Б. Консультант суду.

У суді можуть запроваджуватися посади консультантів за різним функціональним спрямуванням. Так, консультант суду може відпо­відати за прийом громадян у суді з певних питань, за роботу із за­конодавчою базою. У суді апеляційної та касаційної інстанцій до функціональних обов’язків консультанта можуть, наприклад, входи­ти робота з районними чи апеляційними судами або щодо забезпе­чення діяльності судових палат (кримінальної, цивільної чи адміні­стративної) тощо.

Залежно від функціональних обов’язків консультант суду зобов’язаний: розглядати скарги на несудові рішення та з інших питань, які потребують необхідності дати роз’яснення; безпосередньо вивчати скарги і заяви, що стосуються діяльності суду, тяганини та інших питань при розгляді справ, та готувати пропозиції щодо їх вирішення; надавати необхідну інформацію про хід розгляду скарг, заяв і здійснювати кон­троль за терміном розгляду звернень та своєчасним наданням відповіді; виконувати роботу з підготовки та складання статистичного звіту про роботу суду, судових палат; аналізувати й узагальнювати роботу по роз­гляду скарг і заяв; накопичувати відповідну інформацію для здійснення аналітичної роботи, пов’язаної з діяльністю суду; брати участь у роботі з підвищення кваліфікації працівників апарату суду; підготовлювати та надавати суддям інформаційні повідомлення та рекомендації, що на­дійшли та стосуються організаційної роботи суду.

Консультант по роботі із законодавчою базою також зобов’язаний: вести систематичні картотеки нормативних актів, судової практики та журнальних статей з правової тематики; підтримувати нормативні акти в контрольному стані; своєчасно інформувати працівників суду, суддів про нове законодавство, брати участь в організації та проведенні занять з його вивчення; організовувати проведення навчально-методичних заходів з питань систематизації законодавства; давати роз’яснення

щодо чинного законодавства, добирати нормативні акти з окремих питань, які виникають у діяльності працівників суду, надавати іншу консультативну допомогу в практиці застосування законодавства тощо.

Консультант суду апеляційної чи касаційної інстанцій, крім вище­зазначеного, бере участь у колективних та тематичних перевірках робо­ти місцевих чи апеляційних судів, суддів, у проведенні службових пере­вірок, у перевірках з вивчення якості роботи суддів у процесі підготовки до безстрокового обрання та проводить іншу роботу з районними або апеляційними судами, у тому числі вивчає, готує пропозиції щодо над­ходження заяв і скарг на роботу місцевих, апеляційних судів.