Фото судебного пристава по оупдс

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса. Соответсвенно те приставы по ОУПДС, которые охраняют суды там постоянно работают. также в их обязянности входит обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания. Во время дежурства в здании суда пристав по ОУПДС должен поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда.

При необходимости выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда. Также приставы по ОУПДС осуществляют охрану здания, помещений суда. А в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану. Так же в обязанности входит осуществление охраны зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов.

Существует еще одна интересная обязанность пристава по ОУПДС на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов, а так же на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Судебный пристав по ОУПДС по поручению старшего судебного пристава обязан обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей. Во время исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел. При выявлении признаков преступления составить рапорт об этом и направить его старшему судебному приставу для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В службе есть отдельное подразделение, которое исполняет на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», должно обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения. Данные действия так же могут быть исполнены на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Пристав по ОУПДС обязан препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, в отношении которого приставом-исполднителем назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову судьи, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо. Так же при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда.

В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве». При совершении исполнительных действий пристав по ОУПДС имеет право проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.

При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС имеет право в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Судебный пристав по ОУПДС имеет право не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.

В случае необходимости пристав по ОУПДС имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При исполнении служебных обязанностей может обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск. Так же имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав по ОУПДС в процессе несения службы:

— обеспечивает безопасность судебного пристава-исполнителя;

— не допускает нахождения посторонних лиц (не участвующих в исполнительном производстве) в месте совершения исполнительных действий;

— обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, а также изъятых у должника денежных средств, имущества и ценностей;

— при необходимости обращается к сотрудникам органов внутренних дел за помощью для проверки документов, удостоверяющих личность у лиц, находящихся в месте совершения исполнительных действий;

— периодически по средствам связи докладывает старшему группы о складывающейся ситуации, выполняет его указания;

— в соответствии с установленными полномочиями пресекает преступления и правонарушения в месте совершения исполнительных действий, при необходимости задерживает нарушителей с дальнейшей передачей их в орган внутренних дел.

Судебному приставу по ОУПДС при участии в исполнительных действиях запрещается:

— самостоятельно совершать какие-либо исполнительные действия, подменять судебного пристава-исполнителя;

— предпринимать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;

— отлучаться куда бы то ни было без разрешения старшего группы или судебного пристава-исполнителя;

— отвлекаться по вопросам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, в том числе заниматься погрузкой имущества и т.п.;

— обсуждать с кем бы то ни было из сторон исполнительного производства или другими лицами действия судебного пристава-исполнителя и ход проводимых мероприятий.

В случае воспрепятствования законной деятельности судебного приставаисполнителя или судебного пристава по ОУПДС в различных формах ненасильственного характера (отказ в допуске на объект или в помещение, непредставление необходимых служебных документов и т.п.) правонарушитель предупреждается об административной ответственности.

При продолжении указанных действий судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по ОУПДС составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ. При невозможности составления данного протокола на месте судебные приставы вправе применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае возникновения реальной угрозы жизни и здоровью судебных приставов (силовое сопротивление, нападение и т.п.) судебные приставы по ОУПДС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством. При необходимости судебные приставы имеют право обратиться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Если в действиях нарушителей имеются признаки составов преступлений, предусмотренных УК РФ, судебные приставы подают рапорт старшему судебному приставу, на основании которого в установленном порядке готовятся необходимые материалы для возбуждения уголовного дела.

Судебный пристав по Оупдс во Владивостоке

Заметка к объявлению

Работа и обязанности

— обеспечивать безопасность судей, иных участников судебных процессов, должностных лиц ФССП России;
— осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, судебного пристава — исполнителя, дознавателя ФССП России;
— оказывать содействие органам внутренних дел в розыске и задержании скрывающихся лиц;
— обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства до пункта пропуска через государственную границу РФ

Требования

Возраст от 21 года
Образование среднее-специальное, высшее

Примечание

Мы гарантируем:
Официальное трудоустройство в первого дня
Стаж государственной гражданской службы
Очередной ежегодный оплачиваемый отпуск от 41 календарного дня
Возможность влиять на уровень дохода
Стабильное денежное содержание и премиальное вознаграждение
Единовременную субсидию на приобретение жилого помещения
Перспективы профессионального и личностного развития при наличии высшего юридического образования
Страхование жизни и здоровья
Государственное пенсионное обеспечение
Социальная защищенность

Вакансия находится в архиве и может быть неактуальной.

Работодатель скрыл контактные данные и не принимает кандидатов на эту вакансию..

Оплатите получение контактных данных, если они вам действительно нужны.

День судебного пристава в России

1 ноября в России отмечается профессиональный праздник сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) — День судебного пристава, установленный указом президента РФ Дмитрия Медведева от 8 сентября 2009 года «Об установлении Дня судебного пристава».

1 ноября (19 октября по старому стилю) 1865 года в соответствии с положением, подписанным в этот день императором Александром II, был окончательно определен статус судебных приставов в России. Положение устанавливало очередность введения судебных уставов, утвержденных 3 декабря (20 ноября по старому стилю) 1864 года.

Ранее День судебного пристава отмечался 6 ноября, поскольку в этот день в 1997 году вступили в силу два федеральных закона: «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

Первые упоминания о судебных приставах присутствуют в судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII-XV веками. Изначально под словом «пристав» не подразумевалась какая-либо определенную должность, так называли исполнителя различных судебных обязанностей.

В XVI-XVII веках сформировалась единая общероссийская судебная система, была проведена глобальная систематизация нормативно-правовых документов. В этот период правовой статус судебных приставов получил конкретизацию, и функции приставов были закреплены законодательно.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции.

В 1782 году в городах была введена должность полицейского пристава — частный (участковый) или городской пристав, а в сельской местности с 1873 года появились становые приставы.

В 1864 году, благодаря судебной реформе Александра II, институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда.

Правовой статус и компетенции судебного пристава были законодательно регламентированы. Судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, и деятельность приставов была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. Эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием. Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание.

Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей, которыми в тот период являлись сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом). Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

Принятый на должность пристава давал присягу, после чего получал печать, особый знак и свидетельство с указанием местности, назначенной ему для жительства.

Институт судебных приставов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы. Для реализации исполнений судебных решений был учрежден институт исполнительных приставов. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагались на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители состояли в штатах судов и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты два федеральных закона — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», которые явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов.

Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве обусловили разработку и принятие в 2007 году нового Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому судебные приставы являются работниками Федеральной службы судебных приставов.

На них возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц; исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством РФ к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

В 2015 году силами судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов организована охрана более 2,5 тысячи федеральных судов общей юрисдикции, осуществлено 419,5 тысячи приводов лиц, уклонявшихся от явки по вызову суда, до государственной границы России препровождено около 35,6 тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежавших административному выдворению на основании судебных актов. При реализации полномочий по оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывавшихся от органов дознания, следствия или суда, разыскано 11 160 лиц, при этом 1006 из них — за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

В 2015 году на основании исполнительных документов, поступивших на принудительное исполнение, в ФССП России возбуждено 45,6 миллиона исполнительных производств, окончено и прекращено 43,3 миллиона исполнительных производств. Общее количество исполнительных производств, находящихся на исполнении в ФССП России составило 69,9 миллиона, при этом 37,5 миллиона (53,6%) — акты несудебных органов и должностных лиц. В результате этого в среднем на исполнении у одного судебного пристава-исполнителя в 2015 году находилось 2,9 тысячи исполнительных производств.

В 2015 году судебными приставами-исполнителями разыскано 75,7 тысячи должников-граждан, из них 54,4 тысячи — должники по алиментам. Разыскано 113 детей, в том числе установлено местонахождение 55 детей, разыскиваемых по запросам Минобрнауки России. Сумма разысканного имущества превысила 2,7 миллиарда рублей.

Сумма, взысканная судебными приставами-исполнителями в 2015 году, превысила аналогичный показатель 2014 года на 44,4 миллиарда рублей и составила 474,7 миллиарда рублей. В результате деятельности Федеральной службы судебных приставов в консолидированный бюджет РФ перечислено 146 миллиарда рублей (на 20,7 миллиарда рублей больше, чем в 2014 году).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Долго-жданные правила

В целом ведомство делает ставки на электронные технологии: за год по постановлениям приставов взыскано 16 миллиардов рублей, лежавших на счетах. Запросы уходили в банки в электронной форме. В дальнейшем же искать должников помогут специальные программы, способные в автоматическом режиме найти и самого человека, и его счета, и имущество.

Дмитрий Васильевич, сегодня самая острая проблема — электронные взыскания, они подчас становятся сюрпризом для людей, при этом число ошибок зашкаливает. Например, взыскиваются социальные пособия и другие выплаты, которые никак нельзя трогать. Как-то можно это исправить?

Дмитрий Аристов: Давайте по порядку. Действительно, процесс принудительного исполнения в службе судебных приставов в настоящее время автоматизирован в значительной степени. Большая часть постановлений судебного пристава выносится исключительно в форме электронного документа. Основная масса межведомственных запросов, запросов в кредитные организации осуществляется в электронном виде. Но практика выявила ряд проблем.

Одна из них: мы не видим происхождение средств, находящихся на счетах должника. Поэтому судебные приставы-исполнители, если должник не сообщил о том, что у него есть пенсионный или социальный счет, обращают взыскание в том числе на социальные пособия. Я направил распоряжение: в случае выявления подобных ошибок предпринять все меры, чтобы возвратить человеку деньги как можно быстрее.

Но вернуть слишком быстро не всегда получается. В итоге пенсионер из Забайкалья Анатолий Вертипрахов даже обратился к главе государства с просьбой купить гроб, так как пристав арестовал пенсию.

Дмитрий Аристов: Средства ему возвращены. Однако в целом необходимо системное решение, чтобы подобные ошибки в принципе были невозможны. И это решение подготовлено. Правительством Российской Федерации концептуально поддержаны подготовленные и внесенные в Государственную думу депутатами В.А. Васильевым, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым законопроекты, предусматривающие открытие социального счета, на который будут перечисляться только денежные средства, обладающие иммунитетом от списания в рамках исполнительного производства.

Мы надеемся, что до конца текущего года, понимая особую значимость этого вопроса, законопроекты будут приняты. Это защитит людей. Соблюдение прав граждан для нас безусловный приоритет.

Теперь — о так называемых двойниках — полных тезках должников. Летом будущего года вступает в силу закон, обязывающий включать в судебные решения идентификационные данные. Но формулировки закона не совсем понятны: речь идет о всех судебных решениях или только о делах по взысканию штрафов за нарушения КоАП?

Дмитрий Аристов: Принятые в конце июля текущего года федеральные законы, касаются взыскания административных штрафов. Они совершенствуют порядок и сроки направления информации в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, то есть минимизируют случаи двойной оплаты административных штрафов.

Так что проблема, когда к нам приходили документы на взыскание штрафов, уже оплаченных должником, например, нарушителем правил дорожного движения, будет решена. Также принятые поправки в закон об исполнительном производстве исключат возможность возбуждения исполнительных производств по взысканию административных штрафов в отношении лиц, имеющих сходные с должником персональные данные, такие как: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.

Эти нововведения не коснутся других категорий исполнительных документов о взыскании денежных средств, например, судебных приказов.

Значит все остальные, кроме штрафников, остаются в группе риска?

Дмитрий Аристов: Следующим шагом должна стать аналогичная корректировка процессуального законодательства. Перечень обязательных требований к содержанию всех категорий исполнительных документов необходимо дополнить идентифицирующими сведениями о физическом и юридическом лице, которые позволят обеспечить однозначную и правильную их идентификацию как стороны исполнительного производства. Это окончательно решит проблему с «двойниками».

Возможные пути решения такой проблемы предлагаются председателем Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой.

Работа над этим ведется?

Дмитрий Аристов: Подготовка соответствующих предложений по внесению изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ уже ведется Министерством юстиции России совместно со службой судебных приставов в рамках плана правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

В целом, вы планируете полностью перейти на принудительное исполнение в электронном виде? Личные встречи приставов с должником совсем уйдут в прошлое?

Дмитрий Аристов: Не уйдут. Мы стремимся сделать контакт ведомства с гражданами более комфортным для людей. Для этого развиваются электронные системы взаимодействия. Но в любом случае всегда будет и возможность личного контакта при необходимости.

Конечно, в настоящее время определенная часть исполнительных производств исполняется за счет «электронного исполнения», так называемое «офисное» исполнение. В частности, такой способ исполнения характерен для исполнительных документов по взысканию административных штрафов, а также налогов и сборов. Данный способ предполагает направление и обработку запросов-ответов, списание денежных средств в электронной форме.

В большинстве же случаев решение судов по-прежнему требует классического исполнения. В целях открытости Службы мы планируем оснастить судебных приставов видеорегистраторами, отделы оборудовать видеокамерами. Это позволит свести к исключительности случаи конфликтных ситуаций между судебным приставом и сторонами исполнительного производства, когда все-таки остается необходимость личного общения.
Будущее за разумным сочетанием электронного и классического исполнения с учетом специфики каждого исполнительного производства.

Вы говорили о создании программы, которая будет делать за пристава всю работу. На каком этапе реализации она находится?

Дмитрий Аристов: Уже сегодня мы максимально автоматизировали и по возможности централизовали деловые процессы. Специальные программы самостоятельно рассылают запросы. В силу развития информационных технологий школа классического исполнения в настоящее время приобретает иной, новый характер. Такие меры принудительного исполнения, как реализация имущества уже в ряде субъектов Российской Федерации (Москва, Ленинградская, Московская, Ивановская, Ростовская области, Республики Карелия, Татарстан, Чувашия) осуществляется посредством электронных торгов. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации выносится в электронном виде.

Розыск должника и его имущества осуществляется с использованием современных средств поиска и идентификации (программный комплекс «Дорожный пристав», приложение «Мобильный розыск»). Взаимодействие должников и взыскателей постепенно переводится на новый более комфортный формат — через личный кабинет на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ), банк данных исполнительных производств, колл-центр.

Кстати, об ограничении выезда за границу: удалось ли ускорить процедуру снятия запрета?

Дмитрий Аристов: Да. Ранее для снятия временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации требовалось порядка 10 рабочих дней. Но вступление в силу с октября изменений законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве позволило организовать взаимодействие по передаче постановлений об ограничении и снятии ограничений на выезд должников из Российской Федерации между ФССП России и Пограничной службой ФСБ России в электронном виде. Благодаря этому обеспечено оперативное снятие ограничения права на выезд из Российской Федерации: не позднее дня, следующего за днем отражения информации об оплате задолженности в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Иными словами: сегодня долг оплачен, информация тут же приходит в государственную базу, и уже завтра запрет будет снят?

Дмитрий Аристов: Да. При этом мы стараемся максимально ускорить процесс. Вместе с тем, конечно, должникам перед отпуском лучше озаботиться этим вопросом заранее. Расплатиться прямо в аэропорту и снять ограничение за два-три часа пока не получится.

С кем еще у вас электронные связи?

Дмитрий Аристов: Сейчас основной задачей службы является переход на электронный документооборот со всеми органами, выдающими исполнительные документы, в частности, с судами. Положительные результаты в этом направлении уже достигнуты с МВД России, ФНС России, Московским городским судом, рядом других органов власти.

Например, доля исполнительных документов ФНС России, направляемых в ФССП России в электронном виде для принудительного исполнения, составляет более 95 процентов. Соответственно, все это ускоряет процесс взыскания налогов и сборов.

С февраля этого года Служба совместно с Мосгорсудом проводит опытную эксплуатацию электронного взаимодействия в части предъявления исполнительных документов судов и направления постановлений судебных приставов исполнителей в форме электронного документа. С момента запуска пилота по настоящий момент количество успешно доставленных из районных судов города Москвы в УФССП России по Москве исполнительных документов составило около 4 тысяч. Следует отметить, что в УФССП России по Москве пока предъявляются исполнительные документы судов одной категории: по взысканию госпошлины, но в ближайшее время планируется расширить этот перечень.

Возвращаясь к теме специальной программы, по каким базам она сможет проверять граждан?

Дмитрий Аристов: Например, для принятия решения о наложении ареста судебные приставы-исполнители выявляют недвижимое имущество, принадлежащее должнику, посредством направления в электронном виде запросов о предоставлении сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

По результатам полученного ответа судебные приставы-исполнители формируют и направляют в электронном виде постановления о наложении запрета на совершение регистрационных действий с объектами недвижимого имущества.
Направление судебными приставами-исполнителями запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в электронном виде значительно оптимизирует и ускоряет процесс подготовки и направления соответствующих ответов Росреестром.

В Пенсионный фонд судебными приставами-исполнителями направляются запросы в электронном виде с целью узнать, сколько денежных средств, в каком месте и с какой периодичностью получает должник — физическое лицо. Запрашиваемая информация содержит сведения обо всех местах получения периодического дохода или периодических выплат должнику — физическому лицу (место работы).

ФССП России особое значение уделяет организации взаимодействия в электронном виде с ФНС России по виду сведений «О банковских счетах организации, индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем». В настоящий момент осуществляется тестирование данного взаимодействия.

Получение информации о счетах должников из ФНС позволит судебному приставу сразу выносить постановление об обращении взыскания на денежные средства на счетах должника или накладывать аресты, без направления запросов в банки, что в свою очередь положительно отразится на ведении исполнительного производства.

То есть вы сможете обойтись совсем без банков?

Дмитрий Аристов: Это было бы идеалом, но, думаю, нет. К тому же система только тестируется. В настоящее время в рамках централизованного взаимодействия заключены соглашения с 114 кредитными организациями. В соответствии с заключенными соглашениями организован электронный документооборот по исполнению банками запросов судебных приставов-исполнителей о наличии денежных средств на счетах должника с 75 кредитными организациями и по исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей с 20 банками.

В эти 20 банков вы можете напрямую направить электронное постановление и взыскать средства? И как часто это происходит?

Дмитрий Аристов: За 9 месяцев 2017 года судебными приставами-исполнителями вынесено 32,4 млн постановлений об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках или иных кредитных организациях. За прошлый год взыскано таким образом 16 миллиардов рублей.

Никто не спорит с тем, что долги надо отдавать. Однако по всем правилам человек все-таки должен быть заранее проинформирован, что у него возникли проблемы. Почему-то сегодня люди часто узнают, что оказались в списке должников после того, как деньги списаны с банковской карточки. Может, стоит подумать, как изменить систему уведомлений?

Дмитрий Аристов: Действительно, проблема существует, система уведомлений нуждается в совершенствовании. Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, выступая по итогам заседания комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы «Единой России», озвучила абсолютно правильную идею уведомления сторон о ходе исполнительного производства в режиме онлайн посредством личного кабинета на Едином портале государственных услуг.
ФССП России сейчас участвует в подготовке законопроекта для реализации возможности доступа через ЕПГУ к электронному делу исполнительного производства, с помощью которого стороны будут уведомляться о возбуждении исполнительного производства, а также смогут знакомиться с материалами исполнительного производства онлайн.

До принятия этого закона человек может проверять себя по банку данных исполнительных производств, либо оформить соответствующую подписку на банк данных. В этом случае гражданину будут приходить уведомления о возбуждении в отношении него исполнительного производства. С каждым годом популярность этого сервиса растет. Если в 2013 году посещаемость Банка данных составляла 29 млн просмотров, то за 9 месяцев текущего года она превысила 80 млн.

Уже сейчас можно получить информацию о наличии и ходе исполнительного производства на Едином портале государственных услуг. Одновременно идет развитие сервисов Единого портала госуслуг для возможности подачи заявлений и ходатайств по исполнительному производству.

Службу часто ругают за то, что она «тиранит» должников. Но есть и другая сторона — взыскатель. Ведь когда человеку не платят месяцами, а то и годами зарплату, у него все надежды будут на судебного пристава. Как часто приходится решать такие социально значимые вопросы?

Дмитрий Аристов: Исполнение исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате является одним из приоритетных направлений деятельности ФССП России и находится на особом контроле. Только за 9 месяцев 2017 года на принудительном исполнении в территориальных органах ФССП России находилось более 455 тыс. исполнительных документов о взыскании в пользу граждан задолженности по заработной плате, что на 19,9 тыс. меньше чем за 9 месяцев прошлого года. При этом практически по 58 процентам таких исполнительных документов задолженность по заработной плате взыскана в полном объеме.

В отчетном периоде 8,5 млрд руб. заработной платы возвращено гражданам через службу судебных приставов, что превышает данные аналогичного периода прошлого года на 645 млн руб. Например, 302 сотрудника одного из акционерных обществ Тульской области благодаря судебным приставам получили заработную плату в размере более 54 млн руб.

В Новосибирской области судебные приставы трижды помогли восстановить права работников сельскохозяйственного предприятия. В отдел судебных приставов поступили 58 исполнительных производств в отношении сельхозорганизации о взыскании задолженности по заработной плате на сумму свыше полумиллиона рублей. Предприятие уже неоднократно задерживало заработную плату своим сотрудникам и к нему ранее применялись меры принудительного исполнения — судебные приставы дважды помогали гражданам восстановить свои права и вернуть им кровно заработанные денежные средства. Помогли и в этот раз.

Еще постоянными «клиентами» ведомства являются алиментщики. Какие меры воздействия, применяемые к ним, наиболее эффективны?

Дмитрий Аристов: Эффективными мерами понуждения алиментщиков являются ограничение права выезда за пределы Российской Федерации и ограничение права на управление транспортными средствами. Например, за счет применения временного ограничения специального права взыскано порядка 851 млн руб. алиментов.

За 8 месяцев текущего года территориальными органами ФССП России заведено порядка 40 тыс. разыскных дел, что на 2,7% больше чем за 8 месяцев 2016 года. В связи с розыском должников прекращено 37 тыс. дел.
В результате принимаемых мер принудительного исполнения, закрепленных в законодательстве Российской Федерации, ситуация по взысканию алиментов в целом оптимизируется. Об этом свидетельствует устойчивая динамика снижения возбуждения исполнительных производств о взыскании алиментов и стабильное сокращение остатка исполнительных производств указанной категории.

Иными словами, количество злостных алиментщиков снижается. Как сильно?

Дмитрий Аристов: По состоянию на 01.09.2017 остаток неоконченных производств о взыскании алиментов снизился и составил 867 тыс. Взысканная сумма задолженности по алиментам составила 12 млрд руб.

Одной из основных задач ФССП России является обеспечение установленного порядка деятельности судов. Какие здесь есть проблемы?

Дмитрий Аристов: Основными трудностями, с которыми приходится сталкиваться судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) при несении службы, являются нарушение порядка в залах судебных заседаний, а также в зданиях (помещениях) судов, в том числе: отсутствие адекватной реакции на законные требования судьи, судебного пристава по ОУПДС со стороны посетителей, грубость и хамство в открытой форме, попытки применения физической силы в отношении судебных приставов по ОУПДС. Кроме того, имеют место попытки проноса запрещенных предметов в здания (помещения) судов.

Такая специфика работы обязывает судебных приставов по ОУПДС проходить специальную подготовку, а также систематическую проверку (не реже одного-двух раз в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В профилактических целях в отношении нарушителей общественного порядка в судах судебными приставам по ОУПДС вынесено около 30 тысяч решений о привлечении к административной ответственности.

Есть среди судебных приставов по ОУПДС и герои, которые рискуя своей жизнью, спасают людей. Со дня образования Федеральной службы судебных приставов за мужество, отвагу и самоотверженность орденом Мужества награждены 8 человек (в том числе 3 посмертно), медалью «За отвагу» 5 человек (в том числе 1 посмертно). За смелость и решительность, проявленные при исполнении служебного долга, а также за совершение гражданских поступков в условиях, сопряженных с риском для жизни, медалью Федеральной службы судебных приставов «За доблесть» награждены 22 человека.

Например, Олег Колокольцев, судебный пристав по ОУПДС Губкинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Белгородской области, предотвратил подрыв боевой гранаты и гибель людей у помещения Сбербанка. Задержал злоумышленника. Награжден орденом Мужества в марте 2015 г.

Дмитрий Васильевич, 1 ноября Федеральная служба судебных приставов отмечает профессиональный праздник — День судебного пристава. Вы первый раз отмечаете этот праздник в должности главного судебного пристава России, что бы вы хотели пожелать своим коллегам?

Дмитрий Аристов: Сегодня деятельность Федеральной службы судебных приставов направлена на укрепление законности и восстановление нарушенной справедливости. Особую роль в защите интересов граждан России, общества и государства играют судебные приставы. Их профессионализм, высокие личные качества, целеустремленность, а зачастую и мужество, которое они проявляют не только на службе, но и в повседневной жизни, достойны искреннего уважения.

Я желаю всем работникам Службы успехов в профессиональной деятельности — в нашем общем деле защиты прав и свобод граждан и интересов государства.

О правовых аспектах взаимодействия с судебными приставами эксперты «РГ» рассказывают в рубрике «Юрконсультация».

«РГ» публикует закон, разрешающий судебным приставам самостоятельно задерживать злостных должников по алиментам и доставлять их для составления протокола.

«Изменения, на мой взгляд, являются позитивными, поскольку направлены на защиту прав детей, полагает адвокат Анна Минушкина. — Действительно, сегодня одной из злободневных проблем является уклонение алиментщиков. Право задержания позволит судебному приставу более оперативно исполнять решение суда о взыскании алиментов, а детям — получать материальную поддержку от своего родителя. Также, данное изменение снизит нагрузку на органы внутренних дел, которые и так имеют широкий круг обязанностей».

Правда, есть и скептики. Советник Федеральной палаты адвокатов Александр Боломатов опасается, как бы жесткие меры не распространились и на другие категории должников. По его мнению, у судебных приставов сегодня и так достаточно механизмов воздействия на должников. Впрочем, он согласен с тем, что общество в целом чрезвычайно плохо относится к должникам-алиментщикам и возмущено таким безответственным поведением.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»