Досмотр в аэропорту рентген

Сканеры в аэропортах

В целях безопасности полетов в каждом аэропорту установлены сканеры. Принципиально они делятся на два типа – металлодетекторные (так называемые рамки) и сканеры, создающие полное изображение тела человека на экране. Вторые считаются более действенными для поиска запрещенных к проносу на борт самолета предметов.

В отличие от рамки металлодетектора, проходя через которую человек не оставляет никаких «следов», проход через сканер создает картинку, очень похожую на обнаженное тело. Службы безопасности аэропортов утверждают, что анонимность авипассажиров полностью соблюдена – оператор сканера не видит лица, сканированные изображения не сохраняются.

Технологии

Сканеры тела человека основаны на двух разных принципах. Первый из них аналогичен рентген-аппарату, но лучи не проходят насквозь, а отражаются. Разные по плотности материалы отображаются разным цветом. Менее плотные – кожа, мышцы – светлые, а более плотный металл – темный. Для получения подробной информации на таком сканере необходимо делать два снимка: спереди и сзади. Полное название этого сканера – рентгеновский сканер на основе обратного рассеивания (Backscatter X-ray).

Второй полноразмерный сканер использует в своей работе волны миллиметрового диапазона, излучаемые двумя вращающимися вокруг человека антеннами. Одежда и прочие похожие материалы прозрачны для излучения сканера, и изображение получается очень четкое и подробное, гораздо более реалистичное, чем от рентгеновского сканера.

Как отличить

Отличить между собой сканеры очень просто. Магнитная рамка — детектор металла выглядит как буква «П», через которую надо проходить, а в сканерах тела приходится останавливаться. Рентгеновский сканер похож на две будки, между которыми встает пассажир, а сканер микроволновый — это маленькая прозрачная кабинка, где однократно проезжают вокруг антенны.

Безопасность и здоровье

Производители утверждают, что сканеры обоих типов полностью безопасны. Микроволновый сканер можно сравнить с излучением от мобильного телефона, а рентгеновский дает такое же облучение, как 2 минуты полета на самолете. Несмотря на подобные заверения, рентгеновский сканер используется в аэропортах намного реже, а детей и беременных не проводят через него. При этом больших исследований по проверке безопасности для здоровья микроволновых и рентгеновских сканеров не проводилось. Последние публикации от ученых разных стран выражают обеспокоенность возможным влиянием сканеров на образование опухолей и мутаций в днк. Но никаких документальных подтверждений нет.

Второй большой проблемой сканеров является нежелание пассажиров демонстрировать себя в неприглядном виде даже анонимному оператору. У программ, обслуживающих сканеры, существует техническая возможность сохранения полученных изображений, но все страны, внедрявшие подобные технологии, обещали не использовать эту функцию. К сожалению, выяснилось, что картинки из аэропортов сохраняются на компьютерах операторов, и уже появились утечки подобных изображений.

Альтернатива

Если вы не хотите проходить досмотр на сканере с подробным изображением, вы можете отказаться от прохода через него (opt out). Поскольку допуск к полету невозможен без соблюдения определенных процедур проверки безопасности, то в большинстве аэропортов вместо сканирования будет предложен ручной досмотр. Досмотр осуществляется сотрудником службы безопасности одного с пассажиром пола и не требует уединения в кабинке или раздевания. Технология досмотра отличается от страны к стране.

В США до недавнего времени регламент предусматривал проведение ручного досмотра тыльной стороной ладони, но последние инструкции изменили правила — теперь ощупывание проводится пальцами. При отказе от досмотра в аэропортах США возможны непредсказуемые проблемы вплоть до вызова полиции.

В аэропорту Домодедово ручной досмотр ничем не отличается от дополнительного осмотра после сработавшего металлодетектора и отказ от прохода через сканер не вызывает никаких проблем и дополнительных вопросов.

В случае, если ручной досмотр по тем или иным причинам неприемлем, вариант остается один — отказаться от полета через конкретный аэропорт, где установлен сканер.

Список аэропортов

В России сканер нового типа стоит в аэропорту Домодедово уже около 3 лет. Это микроволновый сканер L3 Provision. В Шереметьево установлены аналогичные, но они не всегда используются и пассажиров проводят через более привычную рамку.

Больше всего сканеров установлено в США. Сейчас в американских аэропортах находится почти 500 сканеров, и еще 500 появятся в течение 2011 года. В аэропортах Нью-Йорка (JFK), Чикаго (ORD) стоят сканеры с использованием рентген-излучения, в Майями, Лас-Вегаса и Лос-Анджелеса — микроволновые.

В Европе сканеры установлены в Амстердаме, Лондоне (LHR), Гамбурге, Манчестере.

С почти полным списком с указанием типа сканера и его местонахождения можно ознакомиться на сайте FlyerTalks — Complete List of Airports with Whole Body Imaging/Advanced Imaging Technology Scanner.

Сканер в аэропорту – опасен или нет?

Если металлоискатели и сканеры для багажа в аэропортах уже стали привычны, то сканеры для людей еще устанавливаются далеко не везде. Но в аэропортах Москвы и Петербурга и крупных заграничных городов это обычное дело. Часто такой сканер просят проходить в обязательном порядке, хотя бывает, что существует альтернатива в виде рамки металлодетектора и ручного досмотра.

В головах обывателей это сканирование отождествляется чуть ли не с традиционной флюорографией, которую, как мы помним, можно делать достаточно редко. Я и сам до последнего времени с опаской относился к сканированию, предполагая возможный вред от рентгеновского облучения. Но так ли опасны эти сканеры на самом деле, и есть ли повод для беспокойства? Я решил разобраться в вопросе.

Оговорюсь, что не являюсь специалистом по теме, и нижеизложенная информация является результатом личного анализа свободных источников, которые мне удалось отыскать в интернете. Меня самого этот поиск привел к определенным выводам, а верить им или нет – дело каждого.

Виды сканеров в аэропортах

Подобные сканеры для досмотра стоят достаточно дорого, потому едва ли когда-либо будут распространены повсеместно. Однако крупные аэропорты могут позволить себе такую роскошь.

Существует два вида сканеров, которые применяются для досмотра пассажиров, и с рентгеновским излучением связан только один из них.

Рентгеновский сканер на основе обратного рассеяния

Сканер представляет собой две станции, между которыми встает человек (бывает, что вставать полагается на движущуюся ленту). Делается два снимка с обеих сторон, при этом рентгеновские лучи не проходят насквозь, а отражаются. Разные по плотности материалы отображаются по-разному. Менее плотные – кожа – светлые, а более плотные, например, металл – темные. В результате получается какое-то такое изображение:

Сканеры, работающие по тому же принципу используются для контроля грузов, например, на границе.

Опасен ли такой сканер? Мне удалось найти цифры, что облучение на таком сканере составляет 0,25-0,5 мкЗв (микрозивертов). Это очень мало. Облучение при флюорографии на старых рентгеновских аппаратах (то самое, которое можно раз в год) составляет около 600 мкЗв. На современных цифровых – в десять раз меньше. 0,5 мкЗв – примерно то облучение, которое мы получаем за две минуты полета на самолете. Не думаю, что многие вспоминают о радиации, если самолет вдруг зайдет на второй круг при посадке.

Мне попадались рассуждения, что на самом деле все гораздо хуже, доза больше, объективных исследований не проводилось, известный врач, фамилию которого никто не проверит, по этому поводу заявил… и т.д. У меня подобные рассуждения доверия не вызывают, и я склоняюсь к тому, что опасения излишни, и данный досмотр безопасен. Да, даже для беременных. Но всегда можно потребовать ручного досмотра в аэропорту, вместо прохождения сканера.

Микроволновый сканер

Сканер представляет собой своеобразную кабину, в которую встает человек. Вокруг него проезжают две антенны-полурамки, которые и формируют трехмерное изображение. Здесь используются волны миллиметрового диапазона, которые проходят через одежду и подобные материалы. Картинка получается несколько иной, чем от рентгеновского сканера.

Вред электромагнитного излучения для здоровья не доказан. Эти волны окружают нас повсюду, исходят от мобильных телефонов, точек доступа WiFi и многих других привычных предметов. Никто особо не задумывается об их безопасности, а если и задумывается, то все равно использует. Потому считаю, что и безопасность микроволнового сканера не стоит подвергать сомнению.

Рентгеновские сканеры для багажа

Багажные сканеры все более глубоко проникают в нашу жизнь. Уже сейчас их можно увидеть повсеместно, и количество их, при текущей тенденции, будет только увеличиваться.

В отличие от сканера на основе обратного рассеяния, данный сканер просвечивает багаж полностью. Излучение радиации поэтому гораздо выше, хотя также не слишком велико, примерно 100 мкЗв. Но дозу эту получает багаж, нам от нее никакого вреда. Некоторые опасаются за электронные устройства, но мне представляется, что если бы существенный вред был, то случаи поломок были бы массовыми. Особенно, при сегодняшнем количестве просвечиваний.

Проанализировав информацию, я прихожу к выводу, что сканирование в аэропорту безопасно, во всяком случае, безопасно в той степени, чтобы не думать о нем. Я отношу это к обоим типам сканеров, которыми сканируют человека.

Этическая сторона вопроса меня вообще не интересует. Есть ли такая проблема или нет – я не знаю. Может, кому-то и неприятно представать перед работниками служб контроля без одежды. Ну, а кому-то неприятно проходить медицинский осмотр, это не повод обсуждать этичность осмотров.

Сама по себе необходимость подобных сканирований у меня вызывает значительные вопросы, но хотя бы теперь мы выяснили, что они безопасны. И то хорошо.

Сканер в аэропорту: все что необходимо знать

Сканирование в аэропорту всех пассажиров и багажа стало привычной процедурой в последние годы. Приезжая на аэровокзал, путешественники уже знают, что им предстоит процедура проверки. При большом количестве багажа этот необходимый этап часто отнимает много времени и требует гигантского терпения.

Пассажиры не всегда проявляют это самое терпение во время ожидания в очереди и при досмотре, им кажутся бессмысленными и небезопасными для здоровья данные процедуры контроля, особенно в том, что касается сканера. Рассмотрим детально, как работает сканирующий аппарат.

Служба контрольного сканирования при исполнении

Сканер в аэропорту: назначение

Сканер в аэропорту – это способ объективной профилактики нарушений и возможность обеспечить безопасность при полете для всех, кто находится на борту и в здании. В сегодняшних условиях повсеместной угрозы терроризма всегда есть риск возникновения экстремальной ситуации.

Как работают сканеры в аэропорту, что показывает аппарат

Принцип очень простой. Нужно пройти двойную проверку. Уже на входе в здание терминала всех заставляют поставить сумки на ленту, которая подает багаж в камеру, просвечивающую содержимое. Это первичный этап. Затем, после регистрации на рейс, для перехода в зону вылета все проходят вторую проверку, более детальную, в момент прохождения таможни.

Важно! Сканер проверяет багаж и самих пассажиров на наличие запрещенных предметов и веществ.

Рентген в аэропорту безопасен, исключением являются беременные женщины и инвалиды, которые имеют встроенный аппарат для стимуляции сердца. Им позволяется обойти процедуру. Однако если беременность девушки выглядит неестественно или подозрительно, ее могут отвести за ширму, чтобы удостовериться в отсутствии нарушений.

Сканирование в зоне таможенного контроля

Сканер человека в аэропорту обязателен для всех остальных категорий граждан, включая детей. Вред здоровью в данном случае исключен, ведь действие луча длится одно мгновение.

Работа рентгена в режиме личного досмотра

Обратите внимание! Первое, что следует подчеркнуть относительно работы микроволнового устройства, проверяющего багаж и людей — оно абсолютно безопасно для здоровья и имущества.

Как просвечивает рентген в аэропорту? Лучи полностью пересекают организм пассажира. При этом часто необходимо встать на специальную платформу и поднять руки, приложив их к специальным кругам на стеклянной панели. Это позволяет более качественно и быстро выполнить проверку.

Основное требование при прохождении личного досмотра в аэропорту – отсутствие металлических и слишком плотных предметов на теле. Сотрудник может попросить снять браслеты и часы, иногда нужно снять металлические серьги и кольца, цепочки, если они достаточно массивные.

Обратите внимание! В криминальном мире стараются обмануть систему. Наркотики могут провозить путем размещения пакета с порошком или растительным сырьем в прямой кишке. Иногда запрещенные предметы проглатываются. В подавляющем большинстве случаев эти нарушения выявляются, преступник подвергается аресту.

Для обеспечения дополнительной безопасности в зале может дежурить оперативник с собакой.

Для порядочных граждан процесс проверки не несет никакой угрозы. Человек, которому предлагают снять куртку, ремень или украшение, должен спокойно подчиниться и выполнить эту просьбу, показать запрашиваемый участок тела или багаж.

Персональная проверка сканером

В ходе проверки в каждом требовании нет никаких личных проявлений антипатии или угрозы. Проверяет всех людей, идущих на рейс, инспектор по досмотру в аэропорту, а также это является повседневной обязанностью охранников. Однако у каждого пассажира есть возможность потребовать соблюдения его прав. Если пассажир считает, что досмотр проводится в слишком жесткой форме, сопровождается грубостью, есть риск для здоровья в ходе использования сканера – можно смело обращаться в полицию или к администрации.

Перечень запрещенных предметов

Досмотр пассажиров в аэропорту осуществляется в связи с определенными требованиями к безопасности. Среди них можно перечислить следующие запреты:

  • провоз жидкостей в сосудах емкостью более 100 мл;
  • огнеопасные жидкости, лаки, краски, спреи и газовые баллончики;
  • полный запрет на провоз оружия и колюще-режущих предметов, ножниц, ножей, холодного оружия, крупных маникюрных приборов;
  • наркотические вещества, алкоголь;
  • провоз животных, спрятанных в багаже;
  • взрывоопасных и различных военных устройств.

Также осуществляется личный досмотр на предмет провоза аналогичных объектов и других вещей, которые граждане пытаются спрятать на теле или под одеждой.

Важно! Осмотр проводится по системе man / man, woman / woman, то есть женщин проверяет сотрудница женского пола, что снижает вероятность конфликта в ходе процедуры.

Так работает система безопасности работает повсеместно, вне зависимости от того, это Москва, Уфа или Калифорния.

Тело человека и личный багаж при просвете рентгеном

Если какие-то вещи охрана посчитала подлежащими конфискации, этот вопрос необходимо обсудить с администрацией аэропорта. Если этого не сделать, большая емкость, провозимый алкоголь или другие запрещенные предметы будут изъяты и утилизированы.

Можно ли обмануть сканер

Любое техническое устройство несовершенно. Конечно, даже при очень строгой системе контроля и тотальных досмотров всегда есть вероятность, что кто-то сможет пронести жидкость или другой запрещенный предмет в сумке. Как это возможно?

Обратите внимание! Данный пункт статьи не является инструкцией, как нарушить предписания службы безопасности аэропортов. Статья информирует о случаях, когда возможны сбои в работе сканирующих средств и объясняет их возможные причины.

  • Плохая считываемость предмета.

Несмотря на возможности рентгена, иногда он не срабатывает. Например, если предмет завернут в фольгу, это блокирует рентгеновские лучи. Такой объект выделяется темным цветом на экране контролера. Если сотрудник просто не обратит внимания на этот факт и пропускает нарушителя, то объект будет пронесен в самолет. Очевидно, что этот момент очень опасен, поэтому сотрудники службы безопасности путем досмотра убеждаются, что в чемодане нет ничего запрещенного. В таком случае часто просят открыть сумку и продемонстрировать, что именно лежит в этом месте.

  • Слишком большое скопление вещей.

Многослойные багажные сумки могут помешать рассмотреть опасный объект. Это приводит к тому, что пассажир спокойно провозит с собой крупную емкость с жидкостью, шампунем или питьем. Часто контролеру не видно, что такой объект в наличии в сумке, если его внимание переключается на другой, более заметный и объемный предмет.

  • Человеческий фактор.

Если сотрудники чем-то отвлечены, проверка на ленте приостанавливается. Но в общей суматохе может быть такой момент, когда недобросовестный пассажир или злоумышленник успешно проносит опасный груз. Если кто-то стал очевидцем данного случая, о нем необходимо обязательно сообщить в службу безопасности.

Проверка багажа сканером

Рекомендуем соблюдать все правила пользования аэропортом и по первому требованию демонстрировать сотрудникам СБ свой багаж. Никаких проблем проверка сканером не доставит ни здоровью пассажира, ни его вещам.

Рентген-cканирование пассажиров вредит здоровью — Роспотребнадзор

МОСКВА, 5 мар — РИА Новости. Роспотребнадзор в связи с широким применением установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра предупреждает, что частое их использование может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям населения России, говорится в документе ведомства, опубликованном на сайте в субботу.

Аппараты для рентген-сканирования установлены во многих аэропортах мира, в частности Великобритании и США. В московском аэропорту «Домодедово» в процессе досмотра багажа и ручной клади используются современные технические средства, в том числе рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, рентгенографические сканеры.

В конце января этого года президент РФ Дмитрий Медведев осмотрел экспериментальный комплекс по досмотру пассажиров на станции московского метро «Охотный ряд», который включает в себя систему оповещения населения, блок индивидуального контроля подозрительных граждан, систему радиационного контроля и обнаружения взрывчатых веществ. Президент призвал ускорить введение в метрополитене комплекса для досмотра пассажиров и багажа. Указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте Медведев подписал после терактов в московском метро в марте 2010 года, когда погибли 40 человек и 160 получили ранения.

«Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая распространение лучевых установок для персонального досмотра людей, считает необходимым усилить надзор за их использованием в части обеспечения радиационной безопасности населения», — говорится в документе.

Роспотребнадзор напоминает, что если за одно исследование человек получает 0,3-0,4 мкЗв, то для каждого отдельного человека таких исследований не должно быть более 20 в год. При этом контроль доз и идентификация гражданина при повторных сканированиях должны обеспечиваться, согласно документу Роспотребнадзора, специальными программами, которыми оснащаются сканирующие людей устройства.

Кроме критерия «дозы», согласно закону «О радиационной безопасности населения», при работе сканера должен быть обеспечен «принцип обоснования», то есть польза для человека, подвергающегося облучению, или для общества гарантированно должна превышать риск возможного вреда, связанного с облучением.

«Вышеизложенные условия не могут быть выполнены при сканировании пассажиропотоков, в том числе миллионов пассажиров метрополитена», — считают специалисты ведомства.

Кроме того, считает глава санитарного ведомства Геннадий Онищенко, недопустимо скрытое от человека (то есть не добровольное) просвечивание рентгеновским устройством, так как это не обеспечивает радиационной безопасности окружающих людей, в том числе детей и беременных женщин.

«Такое сканирование людей приведет к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения стохастических эффектов — вредных биологических эффектов в первую очередь, онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением», — говорится в документе ведомства.

Специалисты Роспотребнадзора подчеркивают, что испытанные лучевые сканеры, которые предназначаются для предполетного досмотра авиапассажиров, «являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека».

«До проведения исследований необходимо предоставить человеку информацию о дозе облучения, последствиях облучения для здоровья и получить его согласие на проведение исследования», — говорится в документе Роспотребнадзора.

В пресс-службе аэропорта «Домодедово» уточнили, что для предполетного досмотра пассажиров служба авиационной безопасности аэропорта использует радиоволновые сканеры.

«Такой досмотр не имеет никаких медицинских ограничений по применению, так как при сканировании используется метод активной радиолокации, аналогичный процедуре в кабинете УЗИ. Мощность радиосигнала сканера в 10 тысяч раз ниже мощности излучаемого сигнала мобильного телефона. Поэтому количество проходов через аппарат ничем не ограничено», — говорится в сообщении пресс-службы.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Сотрудник службы безопасности аэропорта: Мы смотрели на голые тела пассажиров через сканер и смеялись

4 января 2015 23:45 116

Аэропорт О’Хара города Чикаго в США прославился из-за признаний бывшего работника. Фото: СОЦСЕТИ

Американец Джеймс Эдвард Харрингтон несколько лет проработал офицером Управления транспортной безопасности в аэропорту О’Хара в Чикаго . Насмотрелся всякого. И если бы не уволился, мир наверное не узнал бы, что безумно дорогая программа по обеспечению безопасности в аэропортах США , введенная после терактов 11 сентября, — не работает. Да и сама охрана аэропортов сильно хромает. Все это Харрингтон описал в своих статьях, перевод одной из них публикует » КП «

«У СОЛДАТ ПРИШЛОСЬ ОТНЯТЬ ШАМПАНСКОЕ»

В 2007 году мне понадобилась работа, чтобы оплатить учебу в колледже в Чикаго — и я поступил на должность офицера Управления транспортной безопасности (УТБ).

Возненавидел я свою работу с первого же дня. Мне приходилось целый день досматривать пассажиров, включая детей и пожилых людей и все это было частью того «шоу», которое устроили в аэропортах после терактов 11 сентября 2001 года. Пару раз конфисковал несколько баночек домашнего яблочного масла (это высококонцентрированный яблочный соус, который готовится в домашних условиях американцами — прим.ред.) под предлогом, что они могут представлять угрозу для национальной безопасности США. Ладно варенье, я обязан был изъять маникюрные ножницы у пилотов самолетов. Мол, члены экипажа могли использовать их для того, чтобы захватить лайнеры, на которых они сами же и летали! Бред.

Однажды у военных пришлось отнять бутылку шампанского во имя национальной безопасности. Фото: СОЦСЕТИ

Однажды в 2008 году я конфисковал бутылку алкоголя у морских пехотинцев, которые возвращались домой из Афганистана . Это была всего лишь шампанское, которая предназначалась для самого молодого солдата в инвалидном кресле. Он потерял обе ноги, подорвавшись на мине. Как же стыдно было объяснять парню, защищавшему честь родины, что на этой самой родине пригубить бокал игристого ему нельзя. Национальная безопасность!

СПИСОК ИЗБРАННЫХ СТРАН

Я довольно быстро понял, что работал на агентство, где моральная планка была одной из самых низких среди всех правительственных учреждений США. Между собой офицеры не скрываясь обсуждали, что злоупотребляют служебным положением постоянно. А уж как стебались над тем сколько денег тратит страна на авиационную безопасность, которая, мягко говоря, вообще не эффективна?!

До 2010 года все офицеры агентства УТБ работали с секретным списком, который некоторые наши работники прикрепляли на своих бейджах для удобства работы — Список избранных паспортов. Он состоял из 12 стран, чьи граждане всегда досматривались более тщательно, чем остальные. Чтобы легче было запомнить, в тренировочном центре список перевели в стихотворение:

Сирия, Алжир, Афганистан

Ливан, Ливия, Сомали, Судан

Пассажиры, которые приезжали в аэропорт Чикаго, даже не подозревали как ведут себя работники Управления Транспортной Авиационной Безопасности. Фото: СОЦСЕТИ

Пассажиров «избранной» страны сразу же отправляли на полный досмотр в отдельную комнату, где исследовались все их вещи. Вплоть до расчески с мелкими зубьями. Конечно же, «избранный список» был чисто политическим. Так, Саудовская Аравия или Пакистан не входили в список стран, которые поощряют террористов или помогают им.А значит, обладатели «счастливых» паспортов проходили границу спокойно. Хотя мои коллеги и понимали, что гражданство в случае с мировым терроризмом вообще значит очень мало. Но приказ есть приказ! Хотя, как понимали?! Мои сослуживцы не могли отличить Алжир от названия болезни, нам редко попадались кубинцы и никто никогда в глаза не видел северокорейских паспортов. В основном, досмотр проходили люди с Ближнего Востока . И если норма позволяла уменьшить число досматриваемых, офицеры всегда это делали.

«СКАНЕРЫ ПО 150 000 ДОЛЛАРОВ НЕ РАБОТАЛИ»

Все изменилось после неудавшегося теракта в 2009 году. Тогда араб планировал уничтожить самолет бомбой, компоненты которой пронес в трусах.Все сотрудников Управления авиационной безопасности тут же отправили на тренинги по работе со сканерами тела. Забегая вперед скажу, один аппарат стоит 150 000 долларов за штуку.

Наш инструктор- лысеющий мужчина средних лет нудно объяснил нам устройство аппарата. А когда один из офицеров в классе попросил его рассказать нам, не под запись, что он действительно думает о машинах, вздохнул и произнес:

«Вы не сможете отличить пластиковую взрывчатку от жира на теле, а пистолет становится практически невидимым, если его положить под правильным углом в карман на бок тела» — ошарашил нас он.

Сканер можно было обойти, положив на «темную сторону» тела любой запрещенный предмет.

Тогда мы решили, что инструктор преувеличивает, заработался наставник, но очень быстро поняли, что был прав. Во всем прав! Сканеры оказались хороши для обнаружения почти всего, кроме умно скрытых взрывчатых веществ и оружия. Единственная вещь, которая была более абсурдна, чем эти устройства, — невероятное количество времени, которое терял каждый, кто проходил через них.

Итак, пассажир стоял между двух огромных датчиков с сенсорами, каждый из которых в два раза больше холодильника — и необходимо было на семь секунд поставить ноги на ширину плеч и поднять руки над головой, изобразив уши Микки Мауса. Это «ушастое» изображение в это время анализировал специальный сотрудник в специальной комнате.

Естественно, комната оператора сканера быстро превратилась в место для посиделок из серии » дай поглядеть на ту блондинку». Это было единственное место, свободное от камер наблюдения, потому что УТБ заверила общественность, что изображения голых пассажиров не будут храниться ни на каком носителе, включая камеры наблюдения. Ага!

Я по несколько часов смотрел на обнаженные тела пассажиров, которые даже не подозревали об этом. Прибавьте сюда, плохо работавшую клавиатуру на всех компах, и процесс «разглядывания» несчастных людей мог тянуться гораздо больше, чем семь секунд.

На сканере всего тела запрещенные предметы были видны в виде темных пятен.

«МЫ ПЯЛИЛИСЬ НА ГОЛЫЕ ТЕЛА ПАССАЖИРОВ»

Господи, какие шутки только не отпускали мои коллеги в адрес досматриваемых. Обсуждали и осуждались все: люди с лишним весом, женщины с мастэктомией (операция по удалению молочных желез), которых было легко различить, поскольку их грудь показывалась на мониторах как нечто неровное; пассажиры с грыжей. Она выглядела как выпуклый, покрытый пузырями нарост в районе промежности. Иногда же людей удавалось застать врасплох во время сканирования и они замирали в смешных позах или же разинув рты, словно на картинах Эдварда Мунка. Хохот стоял такой, что разливали кофе на столе. Иногда развлекались игрой:»определи пол пассажира». Делали ставки, а потом офицер по рации говорил нам правильный ответ. Надо ли говорить, что азиаты, темнокожие и евреи тоже были героями наших скороспелых анекдотов.

Да ладно анекдотов. Прямо на рабочем месте сотрудники авиационной безопасности крутили романы.Естественно, в некоторые моменты им было вовсе не до изображений на экране монитора. И тут особенно смешными оказывались моменты, когда пассажиры вскидывали вверх два пальца во время прохода через сканер, будто знали, что на самом деле происходит в той комнате.

Сканеры всего тела после громкого скандала были заменены. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Чего скрывать, многие мои коллеги чувствовали себя некомфортно рядом с машинами, от которых постоянно исходило излучение. Просили дозиметры, чтобы проверить, не вредно ли оно. Однако агентство заявило, что все в полном порядке. Задавали тот же вопрос и беременные женщины из числа пассажиров. Ответ был тот же- все отлично, не беспокойтесь! Тогда почему нам так часто становилось плохо — непонятно!

СКАНДАЛ С ВИДЕОБЛОГЕРОМ YOUTUBE

В марте 2012 года блогер Джон Корбетт опубликовал на YouTube видео под названием «Как пронести что-нибудь мимо сканера всего тела». В нем, в частности, Корбетт показал один из самых больших недостатков сканеров, о котором знали в агентстве: металлический предмет становится невидимым, если его положить под правильным углом. Блогер показал, как пассажир может пронести пистолет в аэропорт и получить его уже после сканеров.

Миллион просмотров на ютубе , скандал, публикации в прессе. Наконец-то общественность увидела то, о чем мы с коллегами и так уже давно знали. И все те люди, малыши, беременные женщины, пережившие рак, все они, выходит, стояли внутри излучающих рентгеновских машин, которые просто не работают и не эффективны по своей сути! Ради чего?

Официально — агентство попыталось принизить роль этого видео Корбетта. «По понятным причинам, мы не можем обсуждать возможности нашей системы безопасности, однако УТБ проводит тщательное тестирование всех систем в аэропортах в специальных лабораториях», — говорилось в официальном блоге организации.

Однако через некоторое время мы получили инструкции от начальства: обыскивать каждого пятого пассажира, будто бы это могло помочь в столь неуклюжей ситуации обойти уязвимость сканера.

РАЗОБЛАЧИТЕЛЬНЫЙ БЛОГ И ПРОЩАНИЕ С РАБОТОЙ

Вскоре я создал анонимный блог, который назвал «Taking Sense Away». Это должно было стать моей площадкой, на которой я бы смог рассказать всем о том, что пережил за шесть лет работы в УТБ.Я хотел показать всему миру, почему программа противодействия терроризму за 40 миллионов долларов совершенно неэффективна.

Полгода я тайно писал о том, что видел,по кусочкам собирая все те абсурдные вещи, которые замечал на работе. Например, в записи «Вещи, которые проходили через рентгеновский сканер» я описал самое сумасшедшее, что видел — фаллоимитаторы, щенков, котят. В 2009 году один из моих друзей пропустил своего коллегу через сканер ручной клади. Это конечно же было ночью, когда не было потока пассажиров, но когда управление получило видеозапись этого эпизода с камер наблюдения, то оба были уволены.

Автор скандального блога сам в роли пассажира, проходящего досмотр в аэропорту. Фото: СОЦСЕТИ

Особенно поразил читателей моего блога пост: «Нет, вы не знаете, что это такое». Действительно, некоторые вещи, которые вы несете мимо сканера, являются настоящей загадкой для офицера, — написал я. Поэтому офицер может просто вытащить сумку и осмотреть ее. Или же «случайно» обыскать пассажира только лишь из-за того, что он или она были грубы с сотрудниками безопасности. Но на этот случай у нас всегда имелось развернутое объяснение: «А это просто выборочный случайный досмотр!».

Чуть позже я написал словарь «Посвященного УТБ». Так есть определение «Белого воротничка» — так называли тех людей-новичков, которые все еще верили, что их работа действительно важна для государства и национальной безопасности. Я тоже был таким, пока не понял, как много в моей работе профанации.

В аэропорту Чикаго было немало историй, о которых потом рассказал его бывший служащий. Фото: СОЦСЕТИ

Через несколько недель после того как мой блог стал вирусным, УТБ объявил, что отменяет контракт с компанией Rapiscan, производителем сканеров всего тела, в пользу нового типа сканера, который воспроизводит общий контур тела. Может быть ради этого я должен был поработать там. Я всегда понимал, что не хочу быть бессмысленным винтиком огромной бюрократической машины. Уволился я без всякого сожаления, и уже вскоре поступил в аспирантуру, чтобы профессионально научиться писать тексты. Один из них вы сейчас читаете. Значит, все было не зря?!