Домострой и семейный кодекс

Домострой и семейный кодекс

«Домострой» как кодекс морального поведения

Ещё с древней русской истории, в обществе, были установлены определённые правила поведения русского человека, которые основывались на семейном воспитании, “Домострое”, в котором отведено большое значение «семейной дисциплине, её смыслу и обеспечению» [3]. И в древнем мире и в нашем была , и 2 есть задача обеспечить человека всеми нравственными качествами, которые помогли бы ему правильно осмысливать его существование в мире, отношение к семье, к самому себе и к людям, которые живут рядом с ним. В этом вопросе главное понимание и отношение к миру всегда начинается с семейного воспитания человека, где его научат порядку, ответственности и т.п.

В любой деятельности, или морального или физического характера огромную роль играет труд человека, который незаменимо действует на результат того или иного события, поэтому в древнерусском обществе этому уделялось большое внимание, «для христианина он являлся главной добродетелью и средством служить Богу в земной жизни» 2.

Теперь главной задачей стоит понять, насколько изменились или остались прежними понятия о “Домострое” в современном обществе, как человек приспосабливался к новым указаниям, и что входило в свод определённых указаний и правил для жизни в семье.

По “Домострою” воспитание в ребёнке должно начинаться с того, что его должны воспитывать оба родителя, ведь если что-то не может дать ему мать, конечно даст отец, каждый родитель не заменим в формировании личности своих детей. Но так же многое возлагалось на преподавателей и учителей, они должны были быть детям “вторыми родителями”, которые не менее могли бы научить всем мудростям жизни и конечно науке, которая сыграет не малую роль в их судьбе. Семья по “домострою” должна быть единым целом, где всё взаимодействует между собой , каждый знает своё место, и поэтому не должно было быть конфликтов , главой однозначно должен быть отец, он является центром всех указаний и поручей, изначально в доме существует общая молитва: «Каждый день вечером мужу с женой, с детьми и с домочадцами, кто знает грамоту – отпеть вечерню, повечерницу, полушницу в тишине, с вниманием и смирением, с молитвою и с поклонами, петь внятно и согласно…»[4]. В доме всегда должно было царить умиротворение, добро и покой.

Так же в каждой семье существовали определённые правила, которые были обязательными для всех, и при их нарушении были и наказания, после которых человека могли и одёргивать, ну а при непослушании глава семьи мог применять и физическую силу, в рамках разумного конечно. Таким образом сохраняли семейную идиллию.

Не менее важному уделялась и религия, благодаря которой в семье сохранялось духовное равновесия, спокойствие “домочадцев” и стремление к чему-то светлому. В каждом доме присутствовало что-то высшее, великое, которое давало шанс каждому найти и следовать своему пути.

Многое в воспитании ребёнка в семье так же зависело от его “врождённых” способностей, увлечений. Если же родители могли дать ребёнку всю возможность реализовать себя, при этом, не ущёмляя его в своих правах, то и в старости родители могли и не беспокоится о том, будет ли помогать им он.

Семья, которая следует всем принципам, законам “Домостроя” – это замечательная семья, которая идёт целенаправленно ко всем лучшим аспектам в жизни , и которая может справиться со всеми трудностями, благодаря своей гармоничности и духовности.

Именно с семейных стремлений, учений и знаний в будущем каждый ребёнок, родившийся в такой семье достигает истинного нравственного отношения к жизни, в которой он может не только устроить свою судьбу, но и помочь другим встать на лучший путь, благодаря тому ,как он видел, как помогают его родители кому либо, окружающие, тем самым у него формировались определённые качества.[5] И нельзя забывать о том, что именно непокладаемый труд и терпение помогали человеку впитывать в себя и развивать наилучшие стороны своих возможностей.

Самое неприятное было то, когда семья частично отрекалась или не выполняла те или иные правила, законы, тем самым давая понять, что она уже не идёт по правильному пути, что она потеряла свою гармонию, свой стержень, так же на это могли влиять и проблемы у родителей между собой, между членами семьи, нередко к этому приводило и слабости “домочадцев” к чему-либо, но в итоге всё это заканчивалось крахом.

Интересно то, что на сегодняшний день такие же проблемы возникают и в современных семьях, у которых проблемы и расхождения возникают не только из-за зависимостей к чему-либо, но и самих отношениях между, например, супругами.

Из этого можно сделать небольшой вывод о том, что сохранение той гармоничной атмосферы в семье влияет на многое, что может быть в будущем человека и их детей. Ведь как пишет Иваницкий В.: «“В этой паре происходит борьба и поддерживается некий динамический, циклический тип равновесия”«[6], тем самым хотел сказать, что всё должно быть в гармонии.

В древнерусском обществе так же имеются и другие стороны “Домостроя”, о которых рассуждал Бочко В.С. , что многие исследователи смотрели на все принципы этого свода только на бытовом уровне и не видели наставлений: “ в сочетании экономического и нравственного подходов, в рассмотрении хозяйствования не как самостоятельного , дополнительного, к основной жизни людей элемента, существующего наряду с другими элементами , а как самой жизни , как её нравственно-духовного состояния”[7]. То есть люди уже своими
”бытовыми” правилами и законами затрагивали не только узкий круг семьи, но и подводили о мысли, о формировании общественной жизни, их аспектов. Значит, с каждым разом люди придавали ещё большей важности “Домострою”, от которого уже не только зависит существование семьи, но и выше стоящие ступени, такие как общество и государство. Тем самым, давая понять, что уже люди должны заботиться не только о близких, родственниках, но и о тех людях, которые идут с ними бок о бок в этом мире. И теперь нужно было думать о том, как сохранить и развить общие ценности, например такие как, “первоначальный капитал” и теперь нужно было думать о том, как уменьшить, но не остаться в нищете, расходы.

“Домострой” становится с каждым годом важнее для жизни людей в обществе, ведь теперь он начинает захватывать более глубоко экономические стороны развития человека, как нравственно подходить к тем или иным проблемам, которые возникают в обществе.

Свод определённых правил и законов, который изначально был создан для семейного и духового развития человека , теперь «проявляет уважение к труду: «благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку», «люди торговые и мастеровые тоже пусть торгуют и промышляют лишь тем, что благословляется праведным их трудом, … не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю»[8].

Теперь и идёт мысль о труде народа, как о нравственном поступке, когда человек относится к своей работе, деятельности, как к чему-то светлому и развивающему его внутренний мир. «от праведных трудов и благих плодов… Бог… грехи отпустит и вечной жизнью наградит» .

Судя по нашему времени, люди пытаются и видят в труде что-то ценное, но, не как древнерусском обществе , а чисто на материальном интересе, да, возможно, да и в некоторых случаях бывает так оно и есть, что присутствует обе стороны медали , когда человек занимается любимым делом, тем самым развивая себя и свой духовный мир и зарабатывает себе на жизнь, если бы все люди отталкивались от такого восприятия труда, многое в нашей жизни поменялось.

“Домострой”, придаёт огромное значение нравственному отношению к окружающим, к честному существованию в обществе, без обмана и клеветы, эта мысль в большей степени идёт от божественной стороны, в связи с этим, в своде указаний , появляются множество поучений, которым должен следовать человек, например, «А если что сотворил не по правде или приврал и выклянчил, или выторговал обманом, – не благословлен подобный доход, не надежен, и милостыня с него неприятна Богу»; «Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла…»[9].

Так же людям было приведено во внимание множество советов о том, как можно было обустроить своё жилище, как нужно было себя вести ,например, женщине в определённых ситуациях, да и какими нормами поведения должен был обладать человек. На тот момент, такое ощущение, да скорее всего так и есть, что в “Домострой” включали и указывали такие требования, чтобы можно было контролировать все стороны общества, как духовную, так и физическую, чтобы у всех были определённые права и рамки, по которым и в окружении чего должны были бы жить люди, не давая возможности подумать и сделать так, как они бы хотели, тем самым старались ущемлять народ как личностей, не давая высказывать и делать своей головой, но с другой стороны теми самыми указаниями власть могла обеспечивать стабильность своего общества, и по таким “правилам” могло спокойно контролировать человека и судить в любой ситуации.

В наше время наблюдается, совсем противоположная ситуация, народ во многом сам выбирает, как ему жить, что делать и можно сказать “играет по своим правилам”, хотя рамки власть устанавливает свои, и есть законы, при которых если происходит их нарушение человеком, то его судьба решает уже вышестоящие его люди.

В связи с тем, что контроль был над духовной стороной человека, которые сводились в определённые рамки и указания, многие писатели и публицисты были не довольны такому отношению к внутреннему развитию человека и поэтому высказывались довольно негативно о “Домострое”: «Классическая русская литература прошлого века также подхватила этот образ. И. Тургенев, Л. Толстой, Г. Короленко, М. Горький, многие их современники выразили свое представление о “Домострое”, как о плетке в руках отца»; это «дикое понятие о женщине и браке», это жестокость хозяина – «старого завета папаши»[10].

Сейчас нам не ограничивают то, какие книги мы можем читать , и какая информация может в них храниться, мы имеем большой доступ к собственному развитию и восприятию мира, в отличие от древнерусского общества.

Следующее, о чём мы должны вспомнить, как что же происходила в семье между мужем и женой. Множество тёплый и светлых слов говорится о жене, в семье, как о драгоценном камне, который нужно беречь и охранять. Именно жена может благотворно влиять на своего мужа и сделать его по-настоящему счастливым, а ему как никому другому нужна её поддержка и забота. Так как “Домострой” был создан для семейного блага, то и естественно про жену говорилось в нём о то, что она является хранительницей очага , и муж даже не так много знает и понимает в хозяйственных делах в отличие от жены. «Домострой» предписывает, говоря современным языком, укреплять первичную ячейку общества – семью, развивать в ней взаимное уважение и согласие. Для этого рекомендуется каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, «мужу с женой советоваться о домашнем хозяйстве»[11].

И до наших дней дошла эта мысль о жене (матери), которая должна дом убрать, мужа и детей накормить, да спать уложить быть ответственной за домашний очаг и уют. Хотя и сейчас многие наши семьи стараются придерживаться такой точке зрения, но в большинстве все поддерживают ту мысль что муж с женой должен быть и есть на равнее, что и муж ( отец ) может и дом убрать может и еду сготовить, ну в наше время многие бы были с такой точкой зрения согласны, так как сейчас работают и на хлеб зарабатывают не только мужчины , но и женщины и поэтому такое равенство полов вполне уместно и даже правильно.

Так же большое внимание уделялось и “воспитанию” жён, чтобы слушалась наставления главы семьи, мужа своего, но не со всей строгостью, а с любовью и пониманием, ведь в семье, родители должны быть как одно целое, дополнять друг друга. Если жена прислушивается к своему мужу и , с благословенно относиться к его решениям, то «уважать ее, да жаловать»[12]. Но при непослушании муж мог наказать свою жену, но, проучив, обязательно простить её, и в этом случае жена не должна обижаться на мужа, и всегда, окончанием всех происходящих между парой действиями должно быть искренность, любовь и согласие.

Сейчас, в мире, в котором мы живём , все семьи, пары, любящие люди, стремятся к взаимопониманию, к светлому и искреннему отношению к себе, чтобы человек всегда мог поддержать и посоветовать тебе в любую жизненную ситуацию, которая может произойти с тобой, и это передалось именно от древнего общества, их обычаев и идей, которые они хотели преподнести окружающим людям, но на сегодняшний день, к сожалению, многие отношения складываются не на искренности и любви, а чисто для какой-либо выгоды , и если по “Домострою” советовали прислушиваться и уважать мнения окружающих, то сейчас многое не соответствует этой мысли, люди легко могут наплевать на чужое мнение, оскорбить и при этом совсем не задумаются о том, что другому человеку сделали больно, а наверное самое больное, это когда плюют тебе в душу, с этим никогда не сравниться даже физическая боль. И это очень плохо, что на данный момент люди упустили ту ниточку, которую вели наши предки, они старались оберегать всеми способами и уже восстановиться она или не зависит только от нынешнего народа, который сам же стремиться к этой гармонии. Но с другой стороны есть и люди , которые сохранили и отстаивают до сих пор ту традицию, которая ведёт к искренности и благополучию.

Ключевым словом “Домострой” является не семья, а именно дом и поэтому с каждым разом человек углублялся и возвращался именно к тому, какие нормы помогают сохранить уже не просто крепость семьи, а государства, какие принципы помогли бы добиться стойкости этого центра общества. [13]

Главным, что сохраняет крепость общества – это каждая деталь, из которой состоит нами созданный мир. Этими деталями и есть семьи, в которых мы развиваемся, создаём собственную атмосферу, которая подходит именно нам, выходя за рамки мы окунёмся в трудовую деятельность, новые знакомства и уже начнём отстраняться от родного дома, где мы всему научились, жили в спокойствии и согласии.

Даже сейчас можно наблюдать такие ситуации, как человек меняется, уходя из дома или начинает новую жизнь, он начинает сталкиваться со множеством трудностей, теряет ту уверенность в завтрашнем дне и должен жить уже и приспосабливаться к чужим правилам.

В древнерусской семье старались сохранить единое целое, для этого и были созданы правила и указания, но тем самым они ограничивали другой мир, возможно, боясь открыть или занести к себе в мир что-то негативное, что разрушит их систему.

Современному обществу на данный момент имеется сильный интерес в рамках “Домостроя” о том, как люди в начальные времена образовывали и производили капитал, это тоже является одной из важных аспектов древнего общества, так как именно с этого начинался массовый труд на благо всему государству, то есть уже за пределами семьи.

Бочко В.С. пишет о том, что те указания и правила что были созданы в своде, для нас интересны тем, «что отражает состояние общественных оценок и общественного мнения на изломе социально-экономических эпох»[14]. Именно когда менялись все правила отношений в той или другой сфере общества , нравственные отношения дополнялись деловыми , то тогда и произошёл “излом эпох”.

Ранее, мы указывали о том, что “Домострой” больше посвящён не семье, а домашнему хозяйству имеет место быть, так как поучения, которые били отмечены в своде больше опираются на то, как человек будет относиться к своему виду деятельности, с каким подходом к нему человек будет идти и как обустроит его , конечно там пишется и о “технических рекомендациях” человеку, как и что он должен делать.

Сегодняшний день показывает , на сколько люди научились относиться к своей работе и как они с этим справляются, естественно, чем дальше человек заходит за границы изучения и углубления знаний и о нынешнем времени и о прошлом, с каждым разом возникают новые проблемы и трудности, благодаря их решению они становятся на ступень выше в своём развитии, но возможно не все что мы тянем за собой , из древнего общества подходит именно нашему времени, сейчас многое поменялось, цели людей, целью общества и они очень весомо отличатся от целей того времени, да и врятли будут такими.

На духовном плане , человек в наше время несёт огромную массу эмоций, которую раньше не позволяли выносить за рамки дозволенного, скорее всего так намного лучше, если видеть в каких мы живём условиях и как для них мы стараемся приспосабливаться, да, сейчас очень теряется нравственное отношение к чему-либо, многое то, что человек хотел доносить до семей, людей сейчас во многом теряет смысл, но и приходят новые идеи по сохранению крепости человеческих чувств. Например, сейчас существует множество различных курсов как для семей, так и для детей, для решения внутренних проблем человека и решения конфликтов между парами, то есть человек всеми способами старается сохранять нравственное отношение между собой и сохранения очага. Раньше, с таким боролись гораздо проще , как уже не один раз возвращались к мысли о том, что на самом деле представляло из себя “Домострой” – это определённые “идеалы”[15] жизни, которые в древнерусском обществе были правилами всех духовных, материальных ценностей существования.

Многое из того, что было перечислено, довольно ясно показало насколько изменялось вся структура, которая была построена на понятии “Домострой” и как относилось к этому древнерусское общество. Для них это было идеалом всех их жизненных понятий, решений, к которому , они стремились и старались выполнять безоговорочно. Но для нашего времени эти понятия оставили всего лишь отпечатки на нравственных понятиях, к которым до сих пор многие стараются идти, но зато , дали щедрые плоды для создания и развития трудовой деятельности людей.

Понятие “Домострой” провело общество через множество различных аспектов развития людей в духовном плане, благодаря которому человек был способен выполнять любой вид деятельности с пониманием и осознанием того, что он является одной из главных ступенек в его жизни.

Для современного общества нормы “Домостроя” являются далеко не актуальными, так как сейчас семьи, сами люди, живя бы в том мире, где царило всё по правилам и нормам, сразу бы попали в множество проблем, но самое главное то, что в современном обществе остаются понятия о нравственности, к которому стремиться каждый человек, но идёт к этой цели каждый своими путями, и во многом не самыми лучшими способами, но у всех стоит одна и та же цель – найти собственную гармонию в этом мире.

Таким образом, этот самый свод законов , играет огромнейшую роль в истории и жизни общества, так как является начальным звеном познания человека во всех сферах жизни общества и некоторые моменты сохраняются до сих пор в людях, но потерпели больших изменений и некоторые из них не в самую лучшую сторону, но люди справляются и пытаются добраться до истоков нравственности.

Список источников и литературы

1) Беленчук Л.Н. Традиции «Домостроя». // Русская история. 2009. №4.

2) Бочко В.С. «Домострой» – экономический документ эпохи зарождения первоначального накопления капитала в России. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2006. Том 13. №1.

3) Глебкин В.В. От христианина к дворянину: системы базовых ценностей «Домостроя» и «Юности честного зерцала». // Россия-XXI. 2013. №4.

4) Иваницкий В. Русская женщина и эпоха «Домостроя». //Общественные науки и современность. 1995. №3.

5) Найденова Л.П. Мир русского человека XVI – ХVII вв. (по Домострою и памятникам права). // Отечественная история. 2004. №6.

6) Рукавишникова М.В. Домострой в контексте русской духовной культуры. // Научный поиск. 2013. №2.2.

7) Стрельцова М.И. Из истории слова Домострой в контексте русской культуры. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Том 10. №9.

8) Хмарик Е.В. «Мое молчанье слышится повсюду…»: положение жены в русской семье. // Клио. 2009. №1.

9) Цветкова Г.А., Минаков С.В. Традиция «неправедного богатства» в культуре России. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №19-2.

10) Якутин Ю.В. Домострой – экономика русской (православной) цивилизации. // Философия хозяйства. 2008. №1.

11) Яринская А.М. «Домострой» и «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»: опыт сравнительного исторического анализа. // Вестник Томского государственного университета. 2010. №334.

Примечания

[2] Яринская А.М. «Домострой» и «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»: опыт сравнительного исторического анализа. // Вестник Томского государственного университета. 2010. №334.

[4] Яринская А.М. «Домострой» и «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»: опыт сравнительного исторического анализа. // Вестник Томского государственного университета. 2010. №334.

[5] Беленчук Л.Н. Традиции «Домостроя». // Русская история. 2009. №4.

[6] Иваницкий В. Русская женщина и эпоха «Домостроя». //Общественные науки и современность. 1995. №3.

[7] Бочко В.С. «Домострой» — экономический документ эпохи зарождения первоначального накопления капитала в России. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2006. Том 13.

[9] Домострой. / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000. С. 162

[10] Колесов В.В. «Домострой» как памятник средневековой культуры // Домострой / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000. С. 302

[11] Домострой / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. Санкт-Петербург: «Наука». 2000. С. 154

[12] Там же. С. 179

[13] Найденова Л.П. Мир русского человека XVI – ХVII вв. (по Домострою и памятникам права). // Отечественная история. 2004. №6. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-180561.html

[14] Бочко В.С. «Домострой» — экономический документ эпохи зарождения первоначального накопления капитала в России. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2006. Том 13. №1.

[15] Беленчук Л.Н. Традиции «Домостроя». // Русская история. 2009. №4.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

О пользе Домостроя

Из священнической практики (+ВИДЕО)

У нас боятся этого слова – домострой. Потому что в советское время оно воспринималось как что-то заведомо реакционное. Особенно домостроя боятся женщины: им кажется, что если они будут во власти домостроя, это будет ничем не ограниченная власть пьяного мужа, от которого никуда не спрячешься. В действительности женщинам очень выгодно руководствоваться домостроем. Я расскажу пример из своей священнической практики.

Однажды ко мне пришла женщина – мать большого семейства – и принялась сетовать:

– Муж, как только придет с работы, сразу с пивом на диван телевизор смотреть. Раньше хоть к экрану подходил и каналы переключал, а сейчас у него телевизор с пультом. Так и лежит все вечера. По дому ничего не делает, на детей внимания не обращает. Да и денег приносит мало. Уж и не знаю, что делать.

Я сказал этой женщине:

– Вы должны жить с вашим мужем по домострою. Если так построите свою семейную жизнь, то через некоторое время это вы будете лежать на диване, а он бегать вокруг вас. Как этого добиться? Придя домой, скажите мужу, что у вас в семье всё устроено не так, как должно бы быть, и вы хотите это поправить. Муж – глава семьи, и вы теперь его во всем станете слушаться. И без его благословения ничего не делайте.

Через неделю она пришла счастливая, посвежевшая. Я предполагал, что произошло.

Вот что она рассказала:

– Прихожу домой, муж, как всегда, лежит на диване. Я подошла к нему и говорю: «Я в церкви была, меня священник обличил, сказал, что неправильно живем, что нужно жить по домострою. Теперь без твоего благословения, без твоих приказов я ничего делать не буду». Он сел на диване, буркнул: «Наконец-то появился нормальный священник. А то каких-то молодых понабрали, ничего о жизни не понимают». Я ему: «Муж мой, благословишь ли в магазин сходить?» Он: «Иди!» – и напрягся так: я ведь, когда в магазин раньше ходила, всегда денег у него требовала, и мы спорили, до скандалов дело доходило. Спрашиваю: «Сколько благословишь денег?» Он дал деньги, я в магазине купила то, что можно на эту сумму купить. Приготовила обед, зову к столу. Он глянул: а стол-то скудный, поесть и нечего! Стал ругаться: «Ты что?! Так кормить детей, семью!» А я ему в ответ: «Сколько муж денег дал, на столько и купила». – «Вот глупая!» Схватил сумку – и в магазин. Возвращается озадаченный, задумался. Говорит: «Надо же, как всё подорожало…» Под конец недели стал искать вторую работу. Я теперь на диване сижу, жду, что он мне скажет, без этого ничего не делаю…

Через две недели в храм прибежал муж, подошел ко мне:

– Вы отец Олег? Вы моей жене про домострой рассказали?

– Послушайте, домострой – это правильно, я всё понимаю. Но нужно же, чтобы и жена что-то решала! А она сидит на диване, ждет моих команд. Я уже себе третий приработок нашел. Кручусь-верчусь, как юла.

Женщины, не бойтесь домостроя! Если вы по домострою будете жить, всё в семье встанет на свои места

Женщины, не бойтесь домостроя! Если вы по домострою будете жить, всё в семье встанет на свои места: вы – на своем месте, и муж – на своем. Очень важно, когда женщина подавляет в себе диавольские семена эмансипации и феминизма. Ревновать за первенство над мужчиной, за самостоятельность от мужа – опасное явление.

Домострой – это система устроения жизни по заповедям. Так жили наши предки. Для них Православие было не суммой знаний, а образом жизни.

Запомните: Православие – это образ жизни. Православный человек знал, как себя вести в семье, вне семьи, перед Богом, перед самим собой.

Семейное право

Жизнь общества невозможно представить без семьи. Связь между семьей и обществом является двусторонней: семья дает обществу новые поколения людей, воспитывает членов общества; общество, со своей стороны, помогает семье. Хорошо семьям — хорошо и обществу. В конечном счете на семье держится и общество, и государство. В семье заложено два связанных друг с другом начала: естественно-биологическое (продолжение рода) и материально-экономическое (совместное ведение хозяйства, преумножение материальных ценностей). Именно двуединство этих начал делает семейные отношения особыми.

Характер семьи, представления о семейных отношениях прошли большую эволюцию. Исторически первым типом семьи, как известно, была семья полигамная. На смену ей пришла семья моногамная. Исстари повелось, что семьей и отношениями в семье занималась церковь. Государство подключилось к регулированию семейных отношений более-менее системно гораздо позднее.

У славянских племен до принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Браки заключались несколькими способами: похищением невесты женихом без ее согласия (в этом случае невеста выступала, скорее, как вещь, а не как личность), позднее — по сговору с ней; покупкой невесты у ее родственников; приводом невесты ее родственниками в дом к жениху; соглашением между родственниками невесты и родственниками жениха. Согласие невесты, как правило, не имело значения. Церемония брака сопровождалась обрядами — передачей приданого и др. Па Руси муж не имел права жизни и смерти в отношении своей жены, но мог распоряжаться ее свободой (запереть, отдать другому).

Из Византии в Россию пришло не только православное христианство, но и византийское брачно-семейное право. Замужняя женщина стала рассматриваться уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Преобладало представление о браке как о частноправовой сделке. В Древней Руси применялся так называемый Номоканон — сборник правил и постановлений византийских императоров. Позднее русские князья дополнили Номоканон своими постановлениями, и этот сборник стал называться Кормчей книгой. Кормчая книга устанавливала определенные каноны, которых требовали церковь и общество. Предусматривался, например, обряд обручения (родители невесты и жених договаривались о приданом, священник делал специальную запись). Сам брак совершался в форме венчания. Возраст вступления в брак был установлен для жениха — 15 лет; для невесты — 13 лет. Запрещался брак с близкими родственниками, с нехристианами. В XVI в. был составлен свод житейских правил и наставлений — «Домострой»; началась «эпоха терема» для замужней женщины. Государство по-прежнему глубоко в семейные отношения не вмешивалось.

Что касается отношений родителей и детей, то родительская власть па Руси была очень сильна. По Уложению 1648 г., детям запрещалось жаловаться на родителей. По жалобе родителей детей могли приговорить к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство, насильственно венчать детей или отдавать в монастырь. За убийство ребенка отец приговаривался к году тюрьмы. Дети за убийство родителей приговаривались к смерти. При Петре I стало усиливаться светское законодательство. В Своде законов Российской Империи (в Законах гражданских) появился принцип добровольности вступления в брак. Были разрешены браки с христианами других конфессий. Все менее свободным становился развод; развод по взаимному согласию запрещался. Считалось, что этим укрепляется семья.

В последующем семейное право в России развивалось уже посредством законов (а не обычаев) и примерно в том же направлении и на том же уровне, что и законодательство большинства европейских стран. Например, повышался брачный возраст: мужчин — до 18 лет, женщин — до 16 лет. В советский период после 1917 г. в России была введена единственная форма брака для всех граждан независимо от вероисповедания — гражданский брак, заключаемый в государственных органах. В декабре 1917 г. вышли декреты «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния», «О расторжении брака». За браками, заключенными в церковной форме до принятия Декретов, сохранялась юридическая сила. Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчин и 16 — для женщин. Уравнивались в правах законные и незаконнорожденные дети. Бракоразводные дела стали вести не духовные власти, а местные суды.

В 1918 г. вышел первый кодекс — Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В 1926 г. он был заменен Кодексом о браке, семье и опеке. С этим кодексом браком стали признаваться и фактические брачные отношения (без регистрации брака), т.е. брак по соглашению сторон. Одновременно правовым режимом имущества супругов по закону стал режим не раздельного, а общего имущества супругов. Тем самым уравнивались нрава женщин на имущество семьи с нравами мужчин. В 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, в котором детализировались многие аспекты российской семейного права, в частности касающиеся алиментных отношений. Наконец, в 1995 г. был принят ныне действующий Семейный кодекс РФ. Кодекс состоит из 8 разделов:

• раздел I касается основных начал семейного законодательства:

• раздел II регулирует условия заключения и расторжения брака;

• раздел III посвящен правам и обязанностям супругов;

• раздел IV устанавливает права и обязанности родителей и детей;

• раздел V касается алиментных обязательств;

• раздел VI содержит нормы о детях, оставшихся без попечения родителей, об усыновлении, опеке, попечительстве;

• и раздел VII включены положения, применяемые к иностранцам;

• раздел VIII — это заключительные положения.

Интересно, что законодательство не дает определения

«семьи». Любое такое определение не смогло бы охватить возможные жизненные ситуации. Поэтому в реальной жизни факт, была ли семья или нет, устанавливается судами по различным признакам с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного дела. Обычно считается, что семья есть, если имеют место, в частности, такие признаки: «совместное проживание»; «ведение общего хозяйства»; «рождение и воспитание детей»; «взаимная поддержка и забота». Важно иметь в виду, что семья не рассматривается законодательством в качестве самостоятельного субъекта права. Участниками правоотношений являются члены семьи, а не семья.

В семейном праве можно выделить следующие блоки правоотношений: 1) супружеские правоотношения (между супругами); по-другому их называют брачными; 2) родительские правоотношения (между родителями и детьми и приравненные к ним); 3) родственные правоотношения (между прочими родственниками).

Семейные отношения пронизываются двумя видами отношений: а) отношениями, которые носят личный характер; б) отношениями, которые имеют имущественный характер. В самом деле, от того, как складываются личные взаимоотношения между членами семьи, зависит много. Понимают ли супруги, дети и родители друг друга, царит ли в семье любовь, верность, уважение, взаимопомощь, забота о благосостоянии и здоровье — все эти стороны отношений регулируются не столько правом, сколько нормами морали, религиозными нормами, неправовыми обычаями, внутрисемейными правилами. Государство не предписывает обязательно любить друг друга. Государство не следит за тем, ухаживают ли супруги друг за другом; нет ли измен в семейной жизни и т.н. Это все личные дела членов семьи. Семейный кодекс закрепляет всего лишь несколько правил из сферы личных неимущественных отношений: равенство супругов (ст. 31); право выбора фамилии каждым из супругов.

Надо отметить, что но многих странах н разной степени регулируют сферу личных семейных отношений. Например, и Китае государство долгое время проводило и в какой-то степени продолжает политику ограничения рождаемости. В рамках этой политики семьи ограничиваются в количестве детей.

Что касается имущественных отношений в семье, то в основном они сводятся к двум видам: отношениям общей совместной собственности и алиментным отношениям (т.е. отношениям по содержанию одних членов семьи другими). Видно, что в имущественных вопросах семейное право очень близко гражданскому праву. Однако особенностью семейного права является лично-доверительный характер семейных правоотношений. Эта специфика и делает семейное право самостоятельной отраслью права.

Наиболее существенные особенности семейного права отражаются также и в его принципах. К ним, среди прочего, относятся принципы: укрепления семьи; недопустимости вмешательства кого-либо в дела семьи; признания государством только гражданского светского брака (церковный брачный обряд не имеет юридической силы); добровольности брачного союза; равенства прав супругов в семье; приоритета семейного воспитания детей; разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию членов семьи; судебной защиты семейных прав и др.

Помимо Семейного кодекса (СК), к источникам семейного права можно отнести, в частности, следующие федеральные законы: «Об опеке и попечительстве» (2008); «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» (2006); «О гражданстве Российской Федерации» (2002); «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001); «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999); «Об основных гарантиях нрав ребенка в Российской Федерации» (1998); «Об актах гражданского состояния» (1997); «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996); Гражданский кодекс и др. По вопросам семейного права субъекты федерации вправе принимать свои законы в части, не урегулированной федеральными законами и Семейным кодексом РФ (например, устанавливать особый порядок присвоения ребенку отчества — ст. 58 СК). Конституция России предусматривает, что семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов федерации; Конституцией закрепляется (ст. 38), что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; трудоспособные совершеннолетние дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Вопросы семейных правоотношений затрагиваются в международных договорах — Конвенции о правах ребенка 1989 г., многочисленных договорах о правовой помощи но гражданским и семейным делам и т.п.

Рассмотрим для примера содержание супружеского (брачного) правоотношения.

Субъектами брачного правоотношения являются супруги — муж и жена. Объектом правоотношения является брак.

Условиями заключения брака являются: а) добровольное согласие и б) достижение брачного возраста (общий порядок — с 18 лет; с 16 лет — при наличии уважительных причин по решению органов местного самоуправления). Препятствием к заключению брака служат следующие обстоятельства: если лицо уже состоит в одном зарегистрированном браке; если лица являются близкими родственниками; если лицо признано в установленном порядке недееспособным.

Вступающим в брак не требуется проходить медицинское освидетельствование. Вместе с тем, принимая решение вступить в брак, и жених, и невеста учитывают состояние здоровья своего партнера — наличие или отсутствие заболеваний, особенно таких, как венерические болезни, ВИЧ- инфекции и т.п. И если один из супругов скрыл такой факт, то тем самым ввел партнера в заблуждение. Поэтому закон

устанавливает возможность признания в указанных случаях заключенного брака недействительным.

Брак заключается путем соглашения в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Для регистрации брака вступающие в брак подают заявление в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС), а также устно сообщают о своем добровольном желании вступить в брак (в момент регистрации брака). Регистрация производится но истечении месяца со дня подачи заявления. Это время предоставляется для обдумывания сторонами серьезности принятого решения. Регистрация брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак. Присутствие свидетелей, родителей, знакомых не является требованием закона, а зависит от усмотрения лиц, вступающих в брак. Это неправовые обычаи, традиции. Регистрация брака завершается вручением супругам Свидетельства о заключении брака.

Прекращается брак либо в связи со смертью одного из супругов, либо путем его расторжения (на основании совместного заявления супругов или на основании судебного решения). Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСа) — если между супругами нет спорных вопросов в связи с разводом и нет несовершеннолетних детей; в судебном порядке — если возникает спор в связи с расторжением брака или имеются несовершеннолетние дети. Расторжение брака также подлежит государственной регистрации. После регистрации каждому из супругов выдается Свидетельство о расторжении брака.

Среди личных неимущественных прав супругов в Семейном кодексе выделяются следующие:

• право на выбор рола занятий и профессии: муж не вправе принуждать жену заниматься только домашней работой; жена не вправе заставить мужа-бездельника но суду трудиться на благо семьи; все подобного рода вопросы обсуждаются между супругами и не снабжаются правовыми санкциями;

• право на выбор места жительства: оно означает, что супруги сами определяют, где и как они будут проживать; никто не может заставить супругов проживать совместно или отдельно, никто не может препятствовать воссоединению семьи;

• право на выбор фамилии при вступлении в брак: супруги сами решают, сохранить ли им свои добрачные фамилии, выбрать одну из фамилий, либо присоединить одну фамилию к другой (Голенищев-Кутузов); никто не может быть принужден взять фамилию другого;

• право на совместное решение вопросов семейной жизни: супруги согласовывают между собой решение тех или иных вопросов, например о распределении обязанностей, о воспитании детей; односторонние действия супруга, отсутствие согласования может повлечь правовые последствия, например, будет признано недействительным усыновление, произведенное без согласия другого супруга, и т.п.

Помимо субъективных праву имеются и обязанности. Юридическая обязанность супругов в сфере личных отношений состоит в том, чтобы содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии детей. Однако если данная обязанность супругом не выполняется, никакой санкции не последует. В этом состоит одна из особенностей семейного права. Законодатель как бы указывает, какая модель семейных отношений желательна, однако не навязывает эту модель. Супруги могут более детально раскрыть эту обязанность в брачном договоре и снабдить ее санкциями.

В сфере имущественных отношений супруги обладают правами и обязанностями, в частности, в отношении режима собственности. Они могут выбрать один из следующих режимов:

а) режим общей совместной собственности: при этом каждый супруг сохраняет право на имущество, принадлежащее ему индивидуально;

б) режим обшей долевой собственности: в обоих этих случаях у супругов общими являются не только имущественные ценности (активы), но и долги (пассивы);

в) режим строгой раздельности имущества: при этом режиме общее имущество не образуется. В таком случае и активы, и пассивы возникают у каждого супруга отдельно;

г) допустимо любое сочетание имущественных режимов применительно ко всему имуществу или его частям.

К имущественным обязательствам относятся также алиментные обязательства. В силу алиментных обязательств одно лицо обязано предоставить другому лицу имущественное содержание на условиях, предусмотренных законодательством и соглашением сторон. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. Если кто-то из супругой уклоняется от этой обязанности, другой супруг вправе потребовать через суд ее исполнения. Однако право супруга на алименты возникает лишь при наличии ряда необходимых условий (юридического состава): наличие зарегистрированного брака: отказ одного из супругов от материальной поддержки другого; нетрудоспособность управомоченного супруга; его нуждаемость в материальной помощи; наличие у обязанного супруга необходимых средств для содержания. Наиболее распространены такие виды алиментных обязательств, как обязательства перед детьми — по содержанию своих несовершеннолетних, нетрудоспособных совершеннолетних детей.

Обязанности родителей по отношению к детям равны и не связаны с состоянием родителей в браке и их имущественного положения. Материальное содержание может быть добровольным, а может основываться на судебном акте. Супруги вправе определить приемлемый режим в брачном договоре. В этом случае говорят о договорном режиме имущества. Брачный договор — это обычная гражданско-правовая сделка. Мотивы заключения такого договора могут быть разными: от желания мужа спасти на случай развода предпринимательский капитал до стремления феминистски настроенной жены добиться равенства с мужем во всем — юридического значения они не имеют. Количество заключаемых брачных договоров растет.

Брачный договор может быть заключен как до регистрации брака, так и в любое время в период брака. Договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (а также государственной регистрации, если он касается конкретного недвижимого имущества). В содержание брачного договора могут входить следующие положения:

1) условия, касающиеся имущественного режима;

2) права и обязанности по взаимному содержанию (например, в случае болезни, развода — в форме денежных, натуральных выплат, предоставления прав пользования имуществом, найма обслуживающего персонала и т.п.);

3) способы участия в доходах друг друга;

4) порядок несения семейных расходов; супруги могут установить доли, в пределах которых каждый из них несет семейные расходы, например, один из них — расходы по оплате жилища, другой — расходы по приобретению продуктов питания;

5) порядок раздела имущества в случае расторжения брака и др.

В брачный договор нельзя включать положения, которые противоречат основным началам семейного законодательства, направлены на регулирование личных неимущественных отношений между супругами и т.д.

Совокупность личных и имущественных отношений между родителем и ребенком составляет родительское правоотношение. Родительское правоотношение складывается между каждым из родителей и каждым из их детей. Родительское правоотношение имеет срочный характер и прекращается, когда дети достигают совершеннолетия. Права родителей являются одновременно и их обязанностями — это одна из особенностей семейного права. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей — заботиться об их здоровье и развитии.

Обязанностью родителей является защита прав и интересов детей. Родители — законные представители своих детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в судах, при совершении любых сделок. В состав прав и обязанностей детей входят: право жить и воспитываться в семье (насколько это возможно — ст. 54 СК); право знать своих родителей; право на совместное проживание с родителями; право на воспитание своими родителями; право на общение с обоими родителями и другими родственниками; право ребенка на защиту своих прав и законных интересов; право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; право на имя; право на получение алиментов от родителей и др.

Родители обязаны осуществлять надзор за детьми. Если эта обязанность не выполняется, возможна административная и материальная ответственность родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми.