Дискриминация по признаку социального происхождения

Дискриминация по признаку социального происхождения

Т.В. Хилюта , ведущий специалист отдела по работе с персоналом филиала «Белгосстраха» по Гродненской области

Директор фирмы решает уволить одного из сотрудников, а всего их четыре:
Женщина, негр, старый сотрудник и молодой.
Вот приходит он в офис и говорит:
― К сожалению, наши дела обстоят таким образом, что одного из вас мне придется уволить.
Негр:
― Меня вы уволить не можете, так как это будет дискриминация по расовому признаку.
Женщина:
― Если уволите меня, это будет дискриминация по половому признаку.
Старый сотрудник:
― И меня нельзя уволить, так как это дискриминация по возрастному признаку.
Молодой:
― А я. По-моему…

Зачастую встречаются такие объявления о вакансиях: «Предприятию на постоянную работу требуются экономисты. Требования: мужчины, имеющие высшее экономическое образование, опыт работы по специальности, возраст от 30 до 40 лет» или «ИП «ПРОМ» приглашает на работу женщин, имеющих высшее педагогическое образование. Женщинам, имеющим детей дошкольного возраста, просьба не обращаться». Имеют ли приведенные объявления дискриминационный характер в отношении соискателей?

Дискриминация — намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо лиц, организаций или государств по признакам расы, национальности, государ­ственной принадлежности, имущественного положения, политических или религиозных убеждений.

По сути, дискриминация проявляется ежедневно в той или иной форме. Это явление противоречит извечным устремлениям человечества к свободе, равенству, справедливости. Особенно болезненно она воспринимается в сфере трудовых отношений, поскольку затрагиваются самые важные с точки зрения удовлетворения физических или духовных потребностей права: право на равный доступ к работе, право на равное вознаграждение за равный труд, право на равные шансы продвижения по службе: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда» (ст. 41 Конституции Республики Беларусь).

В Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК) запрещению дискриминации отведена ст. 14, в которой запрещенная законом дискриминация человека в трудовых отношениях понимается, как ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости о пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей. При этом нормы ТК находят отражение в ст. 1, 2 Всеобщей декларации прав человека.

В правовой системе Республики Беларусь запрещение дискриминации содержится также в ст. 22 Конституции Республики Беларусь, где указано, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Таким образом, законодатель подчеркивает значение одного из основополагающих принципов трудовых отношений — недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленного в Декларации МОТ 1998 года об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации.

Сходным образом дискриминация определяется и в международном трудовом праве. В соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ 1958 года № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (далее — Конвенция) под дискриминацией понимается всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

В соответствии с международными нормами запрещается печатать объявления о вакансиях, где указана дискриминация по признакам расы, цвета кожи, пола, возраста, религии, политических убеждений, нацио­нального происхождения, социального или этнического происхождения, семейного положения или статуса, сексуальных склонностей, членства в какой-либо организации.

Понятие дискриминации, содержащееся в международном трудовом праве шире, чем понятие, изложенное в ст. 14 ТК. Необходимо иметь в виду, что при разрешении возникших дел об устранении дискриминации необходимо будет руководствоваться нормами международного трудового права, поскольку если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своего права на труд. Приоритетное значение должно отдаваться только деловым качествам работника (принимаемого на работу), т.е. способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (наличие образования), личных качеств (состояние здоровья, опыт работы, умение организовать свой труд, наличие организаторских способностей и др.).

Не считаются дискриминацией те предпочтения или ограничения, которые обусловлены либо требованиями, вытекающими из самого вида труда, либо заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Создание особых условий для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, является гарантией обеспечения для них равных возможностей для реализации трудовых прав.

Почему для ЕС так важен запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации

Верховная Рада, вопреки настоянию Евросоюза, отказалась включить в Трудовой кодекс указание о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации, хотя это сейчас одно из условий введения безвизового режима. И поскольку вокруг данного вопроса так много спекуляций, стоит разобраться во всем этом, причем без эмоций, используя исключительно правовые аргументы.

Прежде всего, запрещена ли у нас дискриминация на основе сексуальной ориентации? На мой взгляд, ее запрет очевиден, это следует как из Конституции Украины, так и из других правовых актов.

Так, часть 2 статьи 24 Конституции Украины гласит: «Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам» (здесь и далее выделено мной).

Что же касается действующего КЗоТа, то посвященная данному вопросу статья 2 1 звучит так: «Украина обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств».

В принятом же ВР 5 ноября в первом чтении Трудовом кодексе (часть 1 статьи 3) записано: «Запрещается любая дискриминация в сфере труда, в частности нарушение принципа равенства прав и возможностей, прямое или косвенное ограничение прав работников в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического, социального и иностранного происхождения, возраста, состояния здоровья, инвалидности, подозрения или наличия заболевания ВИЧ /СПИД, семейного и имущественного положения, семейных обязанностей, места жительства, членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, участия в забастовке, обращения или намерения обращения в суд или другие органы за защитой своих прав или предоставления поддержки другим работникам в защите их прав, по языковым или иным признакам, не связанным с характером работы или условиями ее выполнения».

Возникает вопрос: когда упоминаются «иные признаки» и «другие обстоятельства», включают ли они сексуальную ориентацию? Несомненно. Это не только продиктовано логикой, но и следует из европейских документов и их официального толкования.

Так, в статье 14 «Запрещение дискриминации» Европейской конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, ратифицированной Украиной, говорится: «Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам».

Такая формулировка, как видим, идентична украинскому законодательству. И в Европе ее понимают как запрет дискриминации на основе сексуальной ориентации, что было признано ЕСПЧ еще в 1999-м в решении по делу «Салгейро да Силва Моута против Португалии».

Аналогичная формулировка содержится и в специальном антидискриминационном Протоколе № 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основоположных свобод. Смысл этого протокола заключается в том, что если конвенция запрещает дискриминацию лишь в отношении пользования правами, указанными в ней самой, то протокол запрещает дискриминацию уже в отношении пользования всеми правами, признанными законом. Статья 1 Протокола № 12 «Общее запрещение дискриминации» гласит: «Пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства».

Почему в документе ничего не говорится о дискриминации по признаку сексуальной ориентации, сказано в официальном пояснительном тексте Совета Европы (конвенция такого официального пояснения не имеет): «20. Содержащийся в статье 1 Протокола перечень признаков для недопущения дискриминации идентичен перечню, содержащемуся в статье 14 ЕКПЧ. Этому решению было отдано предпочтение перед другими, такими как включение в перечень ряда дополнительных признаков (например, физическая или умственная неполноценность, сексуальная ориентация или возраст), не из-за отсутствия понимания, что такие признаки стали сегодня в обществе особо важными по сравнению со временем редактирования статьи 14 ЕКПЧ, а потому, что такое включение с правовой точки зрения не нужно, так как список признаков является не окончательным».

Украина ратифицировала этот документ в 2006 году, тогда как многие страны ЕС его даже не подписали, в частности такие европейские государства, как Франция, Великобритания, Польша.

Следовательно, дискриминация по признаку сексуальной ориентации уже запрещена как внутренним украинским законодательством, так и международными договорами Украины. Этого было бы недостаточно, если бы существовало множество достоверных данных о том, что такая дискриминация в стране существует, а украинские суды трактуют указанные мной нормы внутреннего и международного законодательства иначе, чем диктует логика. Но большого количества таких достоверных данных о дискриминации по признаку сексуальной ориентации нет. Говорят лишь, что это требование Евросоюза для введения безвизового режима.

Есть лишь один официальный документ, который определяет эти условия, ― План действий по либерализации ЕС визового режима для Украины. С ним несложно ознакомиться: он размещен на сайте правительства на украинском и английском языках. Борьбе с дискриминацией в документе посвящен раздел 2.4.3. «Права граждан, включая защиту меньшинств».

Вот что там написано: «1-й этап (законодательные и политические основы):

Принятие всеобъемлющего антидискриминационного законодательства, которое рекомендуется мониторинговыми органами ООН и Совета Европы для обеспечения эффективной защиты от дискриминации.

Активно придерживаться конкретных рекомендаций органов ООН, ОБСЕ / БДИПЧ, Совета Европы / ЕКРН и международных правозащитных организаций в выполнении антидискриминационной политики, защите меньшинств и борьбы с преступлениями, совершенными на почве ненависти.

Ратификация соответствующих документов ООН и Совета Европы о борьбе с дискриминацией.

Определить условия и обстоятельства приобретения гражданства Украины.

2-й этап (критерии эффективной имплементации):

Эффективная имплементация законодательства и антидискриминационной политики, имплементация соответствующих документов ООН и Совета Европы.

Эффективная имплементация Плана действий по борьбе с дискриминацией; кампании по повышению осведомленности общественности по вопросам противодействия расизму, ксенофобии, антисемитизму и другим формам дискриминации; усиление действенности ответственных органов в сфере антидискриминационной политики и борьбы с расизмом, ксенофобией и антисемитизмом.

Проведение специальных учений для должностных лиц правоохранительных органов, прокуроров и судей, которые потенциально вовлечены в расследование преступлений, совершенных на почве ненависти».

То есть в приведенном тексте нет никаких отдельных упоминаний о сексуальной ориентации. Тем не менее, как видно из письма главы представительства ЕС в Украине Яна Томбинского министру иностранных дел Павлу Климкину от 22 октября, которое оказалось в распоряжении нашей прессы, Евросоюз требует для выполнения упомянутого плана действий прямого указания на запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации в трудовом законодательстве.

Вот только на каком правовом основании, если в Плане действий по либерализации ЕС визового режима для Украины это не прописано? Получается, что отношения Украины и Евросоюза в такой важной сфере регулируются неким тайным договором, секретным протоколом…

А сколько еще таких вопросов, которые регулируются формальными договоренностями? Вот о чем надо бы беспокоиться тем, кто на словах за независимость Украины, а на деле считает, что независимость предполагает выполнение указаний Вашингтона и Брюсселя, о содержании которых можно даже не задумываться.

Кстати, если европейцам ― на фоне миграционного кризиса ― нужен повод, чтобы отказать Украине в безвизовом режиме, то повод этот они все равно найдут. Или же создадут такие условия, что въехать в ЕС без визы будет сложней, чем сейчас получить «шенген».

И все же почему европейцы так настоятельно требуют запретить дискриминацию людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, если дискриминация эта уже законодательно запрещена? Думаю, посредством внесения поправок в Трудовой кодекс они добиваются желаемого ― чтобы тема прав сексуальных меньшинств занимала в Украине такое же место, как и на Западе. А потом уже можно будет добиваться и легализации однополых браков, и прочего.

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт «Украинский выбор» для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
OHCHR.org

Порядок поиска данных
Дополнительные ссылки

Результаты поиска

  • CERD/C/91/D/53/2013
    05 Dec 2016
  • дискриминация по признаку инвалидности
  • дискриминация по признаку национального, этнического или социального происхождения
  • расовая дискриминация
  • КЛРД-2-1-a
  • КЛРД-2-1-c
  • КЛРД-5-a
  • КЛРД-5-d-iii
  • КЛРД-6
  • CERD/C/89/D/52/2012
    10 May 2016
  • дискриминация по признаку национального, этнического или социального происхождения
  • расовая дискриминация
  • трудовые права
  • CERD/C/88/D/56/2014
    04 Dec 2015
  • дискриминация по признаку национального, этнического или социального происхождения
  • расовая дискриминация
  • трудовые права
  • эффективное средство правовой защиты
  • КЛРД-2-1-a
  • КЛРД-2-1-c
  • КЛРД-2-1-d
  • КЛРД-2-1-E
  • КЛРД-2-2
  • КЛРД-5-e-i
  • КЛРД-6
  • Российская Федерация
  • CERD/C/87/D/55/2014
    07 Aug 2015
  • дискриминация по признаку расы
  • КЛРД-2-1-a
  • КЛРД-5-a
  • КЛРД-6
  • CERD/C/84/D/50/2012
    18 Feb 2014
  • дискриминация по признаку этнического происхождения
  • медицинская помощь
  • трудовые права
  • КЛРД-1-1
  • КЛРД-1-2
  • КЛРД-1-4
  • КЛРД-2-2
  • КЛРД-4-c
  • КЛРД-5
  • КЛРД-5-a
  • КЛРД-6
  • CERD/C/82/3
  • CERD/C/82/D/48/2010
    26 Feb 2013
  • CERD/C/82/3
  • CERD/C/82/D/48/2010
    26 Feb 2013
  • CERD/C/80/D/46/2009
    06 Mar 2012
  • беспристрастное расследование
  • дискриминация
  • расовая дискриминация
  • КЛРД-2-1-d
  • КЛРД-3
  • КЛРД-4
  • КЛРД-6
  • CERD/C/77/D/43/2008
    13 Aug 2010
  • CERD/C/75/D/41/2008
    21 Aug 2009
  • дискриминация
  • дискриминация — правовые обязательства
  • дискриминация по признаку расы
  • приемлемость — исчерпание национальных средств правовой защиты
  • приемлемость — предметная компетенция
  • приемлемость — статус жертвы
  • расовая дискриминация
  • свобода выражения мнений
  • эффективное средство правовой защиты
  • КЛРД-14-1
  • КЛРД-14-7-a
  • КЛРД-2-1-d
  • КЛРД-4-a
  • КЛРД-6

*Настоящая база данных основывается на базе данных, разработанной Нидерландским институтом прав человека (SIM) университета Утрехта, который согласился предоставить Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека доступ к своей базе данных.

Международное законодательство

Организация Объединенных Наций

Всеобщая декларация прав человека

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. [. ]

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. [. ]

Международный пакт о гражданских и политических правах

Статья 2

1. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого-либо различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка , религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Статья 3

Государства, участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в данном Пакте.

Статья 20

2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Статья 26

Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Статья 2

2. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Статья 3

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Факультативный протокол к Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Пекинская декларация и Платформа действий, принятые на четвертой Всемирной конференции по положению женщин 15 сентября 1995

Конвенция о правах инвалидов


Совет Европы

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Статья 14. Запрещение дискриминации

Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Статья 9. Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Протокол № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Статья 1. Общее запрещение дискриминации

1. Пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства.

2. Никто не может быть подвергнут дискриминации со стороны каких бы то ни было публичных властей по признакам, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи.

Европейская социальная хартия (пересмотренная)

Статья E. Запрещение дискриминации

Осуществление прав, предусмотренных настоящей Хартией, обеспечивается без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, состояния здоровья, принадлежности к национальному меньшинству, рождения или других обстоятельств

Статья 20. Право на равные возможности и равное отношение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола

В целях обеспечения эффективного осуществления права на равные возможности и равное отношение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола. [. ]

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств

Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств

Фрагменты международных и российских документов по законодательному закреплению борьбы с дискриминацией и проявлениями расизма

Центр «Сова» публикует выдержки из документов по законодательному закреплению борьбы с дискриминацией и проявлениями расизма. Речь идет о выдержках из Всеобщей декларации прав человека, ратифицированной РФ 5 мая 1998 г., Европейской социальной хартии, конвенции Международной организации труда, Конвенции о защите прав человека, Международной конвенции против апартеида в спорте, Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин, Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, Дисциплинарном регламенте УЕФА, Дисциплинарном кодексе ФИФА, Конституции РФ, Концепции внешней политики РФ, ФЗ «О физической культуре и спорте», постановлениях правительства и Минкомспорта РФ, Стратегии развития футбола РФС, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», КоАП РФ, УК РФ и некоторых других.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 04.12.2007 № 329-ФЗ

Статья 3. Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:

11 обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

5 1 запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта , на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;

Статья 11. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России 3. Олимпийский комитет России:

1) пропагандирует в Российской Федерации принципы олимпийского движения, способствует развитию спорта высших достижений и массового спорта;

7.1) содействует предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, а также противодействию проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

Статья 16. Права и обязанности общероссийских спортивных федераций 3. Общероссийские спортивные федерации обязаны:

6) участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

Статья 16.1. Права и обязанности региональных спортивных федераций 2. Региональные спортивные федерации обязаны:

6) участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА от 10 декабря 1948 г.

ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

ИСПОЛКОМ УЕФА ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ РЕГЛАМЕНТ УЕФА Статья 14 — Расизм, другое дискриминационное поведение и пропаганда

1. Любое лицо, подпадающее под действие статьи 3 настоящего регламента и каким-либо образом наносящее ущерб достоинству лица или группы лиц по каким-либо основаниям, в т.ч. в связи с цветом кожи, расой, религией или этническим происхождением, будет подвергнуто наказанию в виде дисквалификации по крайней мере на десять матчей или на неопределенный срок, или к нему будет применена любая другая соответствующая санкция.

2. Национальная ассоциация или клуб, болельщик/и которого ведут себя так, как описано в статье 1, как минимум подлежит наказанию в виде частичного закрытия стадиона.

3. В случае повторного нарушения применяются следующие
дисциплинарные меры:

a) за второе нарушение применяется санкция в виде проведения матча без зрителей и налагается штраф в размере 50 ООО евро;

b) за любое последующее нарушение применяется санкция в виде указания о проведении нескольких матчей без зрителей, закрытия стадиона, технического поражения, снятия очков или отстранения от соревнования.

4. В зависимости от обстоятельств компетентный дисциплинарный орган может применить к национальной ассоциации или клубу, виновной/ому в данном нарушении, дополнительные дисциплинарные меры, такие как обязанность провести один или несколько матчей без зрителей, закрытие стадиона, техническое поражение, снятие очков или отстранение от соревнования.

5. Если судья прекращает матч в связи с расистским и/или дискриминационным поведением, то может быть объявлено техническое поражение.

Дисциплинарный кодекс ФИФА от 29 июня 2005 года.

Раздел 3. Оскорбительное поведение и дискриминация Ст.58 Дискриминация

1. а) Любое лицо, которое публично совершит дискредитирующий или

дискриминирующий поступок, или будет злословить по поводу расовой принадлежности, цвета кожи, языка, религии или этнического происхождения кого-либо, подвергается матчевой дисквалификации не менее чем на пять (5) матчей. Будет объявлен запрет на появление этого лица в пределах любого стадиона и штраф в минимальном размере 20 ООО шв.фр. Если нарушителем является официальное лицо, штраф составит не менее 30 ООО шв.фр.

a) Если одновременно несколько лиц (официальных и/или игроков), принадлежащих одному клубу или ассоциации нарушают пар.1 а) или если существуют другие отягчающие обстоятельства, у соответствующей команды снимаются три очка за первое нарушение, шесть очков за второе оскорбление; за следующие оскорбления команда может быть переведена в низший дивизион. В случае если за матчи не присуждаются очки, команда может быть исключена из соревнования.

2. а) Если во время матча болельщики команды нарушают пар. 1 а)

настоящей статьи, на соответствующую ассоциацию или клуб накладывается штраф в размере не менее 30 000 шв. фр. несмотря на то, было ли это недостойное поведение или недостойная оплошность.

b) Серьезные нарушения наказываются дополнительными санкциями, в частности, проводить матч без зрителей, техническое поражение, снятие очков или дисквалификация из соревнования.

3. Зрители, нарушающие п. 1 настоящей статьи могут быть лишены права доступа на стадион на срок не менее двух лет.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ

от 3 мая 1996 года ETS № 163

ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ

20. Все работники имеют право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без

дискриминации по признаку пола.

27. Все лица с семейными обязанностями, работающие или желающие поступить на работу, имеют на это право, не подвергаясь дискриминации и по возможности без создания коллизии между своей работой и семейными обязанностями.

Статья 20. Право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола

В целях обеспечения эффективного осуществления права на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола Стороны обязуются признавать это право и принимать надлежащие меры для обеспечения осуществления этого права в следующих областях:

a) доступ к занятости, защита от увольнения и профессиональная реинтеграция;

b) профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и реадаптация;

c) условия труда и занятости, включая вознаграждение за труд;

d) профессиональная карьера, включая продвижение по работе.

Статья Е. Запрет дискриминации

Осуществление прав, изложенных в настоящей Хартии, обеспечивается без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, здоровья, принадлежности к какому-либо национальному меньшинству, рождения или иным признакам статуса.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Статья 5.62. Дискриминация

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам , —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ОТНОСИТЕЛЬНО ДИСКРИМИНАЦИИ В ОБЛАСТИ ТРУДА И

от 25 июня 1958 г.

ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 31.01.1961.

1. В целях настоящей Конвенции термин «дискриминация» включает:

a) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

b) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом Организации по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

2. Всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

3. В целях настоящей Конвенции термины «труд» и «занятия» включают доступ к профессиональному обучению, доступ к труду и к различным занятиям, а также условия труда.

Каждый член Организации, в отношении которого действует настоящая Конвенция, обязуется провозгласить и проводить национальную политику, направленную посредством согласованных с национальными условиями и практикой методов на поощрение равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации в этой области.

Любые меры, направленные против лица, в отношении которого имеются обоснованные подозрения в деятельности, подрывающей безопасность государства, или которое фактически вовлечено в такую деятельность, не считаются дискриминацией при условии, что заинтересованное лицо имеет право обращения в компетентный орган, созданный в соответствии с национальной практикой.

1. Особые мероприятия по защите или помощи, предусмотренные в других принятых Международной конференцией труда конвенциях и рекомендациях, не будут считаться дискриминацией.

2. Каждый член Организации может, после консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, когда такие организации существуют, оговорить, что другие особые меры, направленные на удовлетворение нужд лиц, которые по соображению пола, возраста, физических недостатков, семейных обязательств или социального или культурного уровня обычно признаются нуждающимися в особой защите
или помощи, не будут считаться дискриминацией.

вступила в силу для Российской Федерации!) 1 ноября 1998 г.

Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПРОТИВ АПАРТЕИДА В СПОРТЕ

от 10 декабря 1985 г.

подписана от имени СССР 16.05.1986, ратифицирована Указом Президиума ВС

Для целей настоящей Конвенции:

а) выражение «апартеид» означает такую систему узаконенной расовой сегрегации и дискриминации с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над другой расовой группой людей и ее систематического угнетения, которая проводится в Южной Африке, а «апартеид в спорте» означает осуществление политики и практики такой системы в спортивной деятельности как среди профессионалов, так и среди любителей;

КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В

Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 г.

СССР подписал Конвенцию 17.07.1980 с оговоркой, ратифицировал (Указ Президиума ВС СССР от 19.12.1980 N 3565-Х). СССР снял оговорку по пункту 1 ст. 29 (Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1989 N 10125- XI ).

Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношений женщин и с этой целью обязуются:

с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

Государства-участники принимают все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны и, в частности, обеспечивают женщинам на равных условиях с мужчинами право:

a) голосовать на всех выборах и публичных референдумах и избираться во все публично избираемые органы;

b) участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления;

c) принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны.

Государства-участники принимают все соответствующие меры, чтобы обеспечить женщинам возможность на равных условиях с мужчинами и без какой-либо дискриминации представлять свои правительства на международном уровне и участвовать в работе международных организаций.

1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации
дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем чтобы обеспечить на
основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности:

a) право на труд как неотъемлемое право всех людей;

b) право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме;

c) право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку;

d) право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы;

e) право на социальное обеспечение, в частности в случае ухода на пенсию, безработицы, болезни, инвалидности, по старости и в других случаях потери трудоспособности, а также право на оплачиваемый отпуск;

f) право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода.

2. Для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине
замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд

a. государства-участники принимают соответствующие меры для того, чтобы:

b. запретить, под угрозой применения санкций, увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении;

c. ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий;

d. поощрять предоставление необходимых дополнительных социальных услуг, с тем чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми;

e. обеспечивать женщинам особую защиту в период беременности на тех видах работ, вредность которых для их здоровья доказана. 1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области здравоохранения, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин доступ к медицинскому обслуживанию, в частности в том, что касается планирования размера семьи.

2. Наряду с положениями пункта 1 этой статьи государства-участники обеспечивают женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя, когда это необходимо, бесплатные услуги, а также соответствующее питание в период беременности и кормления.

2. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в сельских районах, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин их участие в развитии сельских районов и в получении выгод от такого развития, и, в частности, обеспечивают таким женщинам право:

1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и, в частности, обеспечивают на основании равенства мужчин и женщин:

a) одинаковые права на вступление в брак;

b) одинаковые права на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия;

c) одинаковые права и обязанности в период брака и при его расторжении;

d) одинаковые права и обязанности мужчин и женщин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей; во всех случаях интересы детей являются преобладающими;

e) одинаковые права свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право;

f) одинаковые права и обязанности быть опекунами, попечителями, доверителями и усыновителями детей или осуществлять аналогичные функции, когда они предусмотрены национальным законодательством; во всех случаях интересы детей являются преобладающими;

g) равные личные права мужа и жены, в том числе право выбора фамилии, профессии и занятия;

h) равные права супругов в отношении владения, приобретения, управления, пользования и распоряжения имуществом как бесплатно, так и за плату.

1. Для рассмотрения хода осуществления настоящей Конвенции учреждается Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее именуемый «Комитет»), состоящий в момент вступления Конвенции в силу из восемнадцати, а после ее ратификации или присоединения к ней тридцать пятого государства-участника — из двадцати трех экспертов, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Эти эксперты избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в своем личном качестве, при этом учитывается справедливое географическое распределение и представительство различных форм цивилизации, а также основных правовых систем.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ОТНОСИТЕЛЬНО СВОБОДЫ АССОЦИАЦИЙ И ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ОРГАНИЗАЦИЮ

от 9 июля 1948 г.

ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 06.07. 1956

Трудящиеся и предприниматели, без какого бы то ни было различия, имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 г.

СССР подписал Конвенцию 07.03.1966, ратифицировал (Указ Президиума ВС СССР от 22.01.1969 N 3534- VII ) с оговоркой и заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 04.02.1969. СССР снял оговорку по ст. 22 (Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1989 N10125- XI ).

3. Ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано как влияющее в какой-либо мере на положения законодательства государств-участников, касающиеся национальной принадлежности, гражданства или натурализации, при условии, что в таких постановлениях не проводится дискриминации в отношении какой-либо определенной национальности.

1. Государства-участники осуждают расовую дискриминацию и обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами, и с этой целью:

с) каждое государство-участник должно принимать эффективные меры для пересмотра политики правительства в национальном и местном масштабе, а также для исправления, отмены или аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению или увековечению расовой дискриминации всюду, где она существует;

Государства-участники осуждают всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающиеся оправдать, или поощряющие расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме, и обязуются принять немедленные и позитивные меры, направленные на искоренение всякого подстрекательства к такой дискриминации или актов дискриминации, и с этой целью они в соответствии с принципами, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, и правами, ясно изложенными в статье 5 настоящей Конвенции, среди прочего:

а) объявляют караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование;

Государства-участники обеспечивают каждому человеку, на которого распространяется их юрисдикция, эффективную защиту и средства защиты через компетентные национальные суды и другие государственные институты в случае любых актов расовой дискриминации, посягающих, в нарушение настоящей Конвенции, на его права человека и основные свободы, а также права предъявлять в эти суды иск о справедливом и адекватном возмещении или удовлетворении за любой ущерб, понесенный в результате такой дискриминации.

Государства-участники обязуются принять немедленные и эффективные меры, в частности в областях преподавания, воспитания, культуры и информации, с целью борьбы с предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, поощрения взаимопонимания, терпимости и дружбы между нациями и расовыми или этническими группами, а также популяризации целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека. Декларации Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации и настоящей Конвенции.

1. Должен быть учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации (в дальнейшем именуемый «Комитет»), состоящий из восемнадцати экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной беспристрастностью, избираемых государствами-участниками из числа своих граждан, которые должны выполнять свои обязанности в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению и представительству различных форм цивилизации, а также главных правовых систем.

Положения настоящей Конвенции, касающиеся урегулирования споров или рассмотрения жалоб, применяются без ущерба для других методов разрешения споров или жалоб в области дискриминации, изложенных в основополагающих документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений или в конвенциях, одобренных последними, и не препятствуют государствам-участникам использовать другие методы для разрешения споров в соответствии с общими или специальными международными соглашениями, действующими в отношениях между ними.

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

КОНВЕНЦИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ПРАВАХ И ОСНОВНЫХ СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА

ратифицирована Федеральным Законом от 4 ноября 1995 года N163-03

1. Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона.

2. Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Конвенции, гарантируется без дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного и должностного положения, места рождения или иного обстоятельства.

1. В период войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего высшим интересам каждой из Договаривающихся Сторон, каждая из них может принять меры в отступление от своих обязательств, принятых по настоящей Конвенции, только в той степени, в какой это требуется серьезностью положения, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву и не влекут за собой дискриминации по признакам, перечисленным в статье 20 настоящей Конвенции.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ принята всенародным голосованием 12.12.1993

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям & безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального 5 размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ утв. Президентом Российской Федерации 12.02.2013

Международное гуманитарное сотрудничество и права человека

39. Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы:

з) твердо противодействовать проявлениям экстремизма, неонацизма, любых форм расовой дискриминации, агрессивного национализма.

антисемитизма и ксенофобии, попыткам переписать историю и использовать ее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны, способствовать деполитизации исторических дискуссий, переводу их исключительно в академическое русло;

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.

ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N4812-VIII.

1. Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.

2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

1. Каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:

а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против

дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ»

от 16 декабря 2013 г. № 1156

5. Зрителям в местах проведения официальных спортивных соревнований запрещается:

г) оскорблять других лиц (в том числе с использованием баннеров, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации) и совершать иные действия, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию либо направленные на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии;

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИЛА РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОРГАНИЗАТОРАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ ПИВА И НАПИТКОВ, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ ПИВА, В МЕСТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТИХ МЕРОПРИЯТИЙ, А ТАКЖЕ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА РАЗМЕЩЕНИЕ УКАЗАННОЙ РЕКЛАМЫ ВО ВРЕМЯ ТЕЛЕ- И РАДИОТРАНСЛЯЦИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

утв. приказом от 26 февраля 2015 г. N 168

3. Прибыль, полученная организаторами физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (организациями, которым организатором делегированы права на проведение таких мероприятий) от реализации прав на размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в местах проведения этих мероприятий, а также от реализации прав на размещение указанной рекламы во время теле- и радиотрансляций физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, расходуется на следующие цели:

а) не менее 65% направляется на финансирование деятельности физкультурно-спортивных организаций, связанной с:

— участием в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЗНАНИЯ ВИДОВ СПОРТА, СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН И ВКЛЮЧЕНИЯ их во ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕЕСТР ВИДОВ СПОРТА И ПОРЯДКА ЕГО ВЕДЕНИЯ»

от 2 сентября 2013 г. № 702

13. Вид спорта, спортивная дисциплина не могут быть признаны, если соревнования по заявленному виду спорта, спортивной дисциплине не являются спортивными (нет участия человека, отсутствует состязательность), правилами не создаются равные условия для участников спортивных соревнований, допускается жестокость по отношению к сопернику, неуважительное отношение к зрителям, любые другие проявления, унижающие честь и достоинство личности, пропаганда насилия и жестокости, социальной расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, любые формы дискриминации. Условиями проведения тренировок и правилами соревнований не должно создаваться угрозы жизни и здоровью занимающихся.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ от 12.01Л996 N 10-ФЗ

Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам

1. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФУТБОЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

утв. конференцией РФС от 26.04.2014 Борьба с негативными явлениями

Провозглашённая УЕФА цель развития футбола в атмосфере мира, взаимопонимания, честной игры, отсутствия какой-либо дискриминации, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни должна реализовываться в жизнь представителями всего футбольного сообщества.

О СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

утв. Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666

19. Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

г) предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Статья 4. Запрещение принудительного труда Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13.06.1996 № 63-ФЗ

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам , совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы» лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 — 2017 ГОДЫ

утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

2. Ключевые принципы Национальной стратегии

Защита прав каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29Л2.2012 N 273-ФЗ

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

от 25.07.2002 N 114-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

ХАРТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И ГАРАНТИЙ ГРАЖДАН НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

принята Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств -участников Содружества Независимых Государств от 29 октября 1 994 г.

В качестве основополагающего принципа рассматривается равенство социальных прав граждан всех государств независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, места и срока проживания на территории соответствующего государства, языка и иных характеристик.

III . Трудовые отношения Статья 7

Ни один работник не может быть уволен по инициативе работодателя иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренных национальным законодательством. Не могут являться основанием для увольнения следующие мотивы: партийная и профсоюзная принадлежность или участие в общественной и политической деятельности в нерабочее время или, по договоренности с работодателем, в рабочее время; выполнение полномочий представителя трудящихся; подача жалобы или участие в рассмотрении споров с работодателем в связи с нарушением им национального законодательства и положений коллективных договоров; раса, цвет кожи, пол, семейное положение, вероисповедание, политические взгляды, национальное или социальное происхождение. В течение срока предупреждения об увольнении работник имеет право на определенное, по договоренности с работодателем, свободное время для возможных поисков другой работы без каких-либо потерь в заработной плате. Работнику выдается документ о его трудовой деятельности (трудовая книжка), подтверждающий даты приема и увольнения с работы, род выполняемой работы или деятельности, без каких-либо записей, ущемляющих его интересы. В случаях, когда предполагается сокращение персонала, необходимо предварительное проведение консультаций с профсоюзами.

Для всех трудящихся (мужчин и женщин) обеспечиваеться равенство в оплате труда за выполнение одинаковой работы. Не допускается дискриминация работников по национальному или иным признакам.