Дети и развод родителей психология

Психология и жизнь. Статьи


Развод родителей как психологическая проблема (А. И. Тащёва, кандидат психологических наук.)

Известно, что в России и в ряде других стран зна­чительно возросло число разводов: распадается каж­дый третий брак. Многие авторы рассмат­ривают развод как негативное, пагубное явление, форму проявления семейной дезорганизации. В мас­совом сознании развод часто ассоциируется с позо­ром, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным разрывом нор­мальных отношений с детьми и т.д. Лишь немногие авторы полагают, что развод может играть позитив­ную роль в том случае, если он ведет к действительному решению проблемы, способствует эмоциональному росту и «моральному возрождению» обоих суп­ругов.

Последние тридцать лет на территории бывшего СССР и нынешних стран СНГ инициаторами развода в 70-86% случаев были и являются женщины. В то время как, например, в США женщи­ны возбуждают бракоразводные дела только в 15% случаев. Согласно статистике, у женщин две трети всех разводов приходится на возраст до 25 лет, у мужчин — до 30 лет. Психологи свидетельствуют, что в нашей стране мужчины и женщины чрезвычайно тяжело разводят­ся. Мы выясняли социальные представления сооте­чественников о причинах, по которым люди продол­жают жить с нелюбимым и нежеланным супругом, опросив более 5000 респондентов — жителей Росто­ва и Ростовской области. По мнению опрошенных, эти причины различны:

  • «ответственность» за семью, за детей;
  • надежда на улучшение взаимоотношений;
  • религиозные запреты;
  • нежелание признать, что брак не удался, а это многими воспринимается как сино­ним неудавшейся жизни.

Однако основной причи­ной остается страх невосполнимой потери, связан­ный с выраженной психологической зависимостью и низкой самооценкой, опасение остаться вне брака вовсе. Незрелые чувства респондентов наиболее часто воплощались в такие слова: «Лучше хоть что-нибудь, чем ничего!», «Хоть такого рядом иметь. «

Психологически продвинутые граждане в случае серьезных психологичес­ких трудностей обращаются за помощью к психологу, который, исследовав се­мью, учтя критерии курабельности проблем клиентов, помогает партнерам про­яснить, насколько возможно сохранение семьи в данный момент.

Практика свидетельствует о том, что подготовленный профессиональным психологом и проведенный по всем правилам развод предпочтительнее попы­ток сохранения неудавшегося брака.

При разводе же без помощи психолога обе стороны тратят массу усилий на приписывание ответственности за происшедшее друг другу.

Непросто обстоит дело и с чувством вины. Но если постсоветский мужчина склонен к переадресовке вины женщине, то уж женщина, предрасположенная всей системой воспитания к тяжелому чувству вины, легко воспроизводит это чувство (и очень долго, будто пестуя, холя, его сохраняет). Это имманентное чувство вины разведенной, на фоне тяжелых обвинений супруга, родственни­ков, а иногда друзей и знакомых, в течение нескольких недель или месяцев мо­жет спровоцировать у женщины депрессивные невротические реакции с после­дующие развитием невротической личности.

Вместе с тем развод ухудшает психологическое состояние обоих бывших супругов.

Оба бывших партнера независимо оттого, кто был инициатором развода, ощущают, что их предали, и в большинстве случаев (как минимум в момент раз вода и в ближайшие годы после него) испытывают выраженные негативные чув­ства друг к другу. Вместе с тем мужчины в этих обстоятельствах чувствуют себя скорее несчастными и рассеянными, а женщины воспринимают себя напряжен­ными, сердитыми, усталыми, подавленными и злыми.

Разведенные женщины-матери сталкиваются с множеством дополнительных проблем, как то;

  • экономические трудности;
  • дефицит времени;
  • ощущение недоверия и осуждения со стороны общественности.

Часть разведенных матерей отмечают и положительные стороны развода:

  • свобода в распоряжении бюджетом, пусть и снизившемся;
  • отсутствие материальных, эмоциональных и физических трат на мужа и необходимости ухода за ним;
  • возможность свободно регулировать свою личную жизнь;
  • общение с детьми.

Многие из этих женщин отмечают улучшение представления о себе самой.

В отличие от женщин российские мужчины в целом гораздо легче пережи­вают чувство вины и разрыв психологической зависимости. Психологическое состояние большинства разведенных мужчин в значительной степени, чем состояние большинства женщин в подобных условиях, может быть описано известной фразой «С глаз долой — из сердца вон». Хотя нам известны пять случаев тяжелого и достаточно длительного переживания факта развода мужчинами, которые потребовали профессиональной помощи психолога. Со­стояние четырех из этих мужчин в значительной мере усугублялось вынужден­ным прекращением их контактов со своими детьми. Но это, скорее, исключе­ние, чем правило. И напротив, многие женщины освобождаются от эмоциональной привязанности к бывшему супругу тяжелее — их актуальное состояние го­раздо чаще требует профессиональной помощи психолога либо психотерапев­та, своевременное отсутствие квалифицированной помощи может значительно затруднить для них вступление в новый брак.

Часто в роли объекта психологической зависимости у женщины выступает бывший муж или любовник, партнер, называемый в литературе «мифическим призраком». Партнер, формирующий хорошие, достаточно доверительные от­ношения с женщиной, зачастую в силу разных причин, особенно психологического порядка, не может быть постоянным партнером, а женщину он не рассмат­ривает как единственную. А. М. Полеев считает, что для психологического ком­форта, для состояния душевного равновесия такой мужчина нуждается в одно­временных (параллельных) встречах с несколькими женщинами.

Большинство мужчин-призраков — дети одиноких и работающих матерей, женщин импульсивных, психологически травмированных. По мнению А. М. Полеева, матери разведшихся сыновей уверены, что мужчине для поддержания эмоционального равновесия мало одной женщины. На подсознательном уров­не такая мама убеждена и успела внушить выросшему сыну, что единственная женщина в любой момент может отвергнуть ее сына, как когда-то чрезвычайно болезненно отвергли ее саму. Врач полагает, что в России около 40% мужчин-призраков. Подобные мужчины-призраки психологически мешают женщине создать новую семью, осложняют и процесс воспитания детей одинокой мате­рью.

Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем,

  • насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей;
  • враждебностью отношений родителей до развода;
  • временем, проведенным ребенком с ушедшим из родителей;
  • исходным состоянием здоровья и возрас­том ребенка и родителей.

Американские психологи свидетельствуют, что особенно сильное влияние развод оказывает на детей в возрасте до 6 лет. Это усугубляется тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей.

Дети в возрасте 3,5 — 6 лет после развода родителей часто испытывают силь­ное чувство вины и самоунижения. Дети в возрасте 7-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10 — 11 лет дети чувствуют себя за­брошенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем.

Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и послед­ствия развода, качество своих отношений с каждым из родителей.

Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:

  • пред­шествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;
  • ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;
  • дефицит общения с остав­шимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;
  • ухудшив­шиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку не­скромные вопросы, дразнят и т.д.

На детях отрицательно сказываются страда­ния оставшегося с ним родителя. С уходом отца дом лишается мужского начала, матери сложнее прививать мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление о роли мужчины в доме. Адекватное представ­ление девочки о мужчинах легко может исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Ситуация еще больше осложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, когда его запрещается любить, вообще говорить и даже думать о нем.

Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам. Юноши и девушки из неполных семей в целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управ­лению своим поведением. Мальчики, росшие без отца, обычно усваивают «жен­ский» тип поведения либо у них формируется искаженное представление о муж­ском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. У девушек из непол­ных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей.

Необходимость участия отца в воспитании детей обусловлена и «феминиза­цией» системы образования в России и в других странах СНГ. В дошкольном образовании на территории бывшего СССР до 100% женщин, в школе их, со­гласно разным источникам, — от 74 до 82%. За последние 10 лет число муж­чин-педагогов еще снизилось. Этому обстоятельству способствует небольшая заработная плата педагогов, падение престижа педагогической профессии в обществе, отсутствие выплат заработной платы в бюджетной сфере и прежде всего педагогам.

Абсолютное большинство детей страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе.

Согласно данным нашего опроса, среди 5-7-летних ребят надежды на вос­соединение отца и матери питали 65,7% мальчиков и девочек. С возрастом эти надежды уменьшаются, однако и в юношеском возрасте они сохраняются у 16% детей разведенных родителей.

Р. Муксинов, анализируя результаты исследований американских психоло­гов, отмечает, что большинство американских детей считает для себя очень важ­ным продолжение контактов с отцом после развода. Треть из опрошенных нами ста детей не удовлетворены существующими контактами с отдельно про­живающими отцами, они хотели бы более интенсивного и качественного обще­ния. Подавляющее большинство детей выступает за свободный доступ отца к ним. Однако опрос ста разведенных матерей выявил, что эти пожелания детей фактически не реализуемы, так как лишь 33,8% матерей позволяют отцам посе­щать детей в любое время, 24,5% — раз в неделю, 3% — ежемесячно, 5% — по праздникам и летом, 17,6% приходится на неупорядоченные визиты, а 16,1% ре­бят не видели ушедшего из семьи отца больше ни разу.

К несчастью, бывшие супруги довольно часто настраивают ребенка друг про­тив друга, внося еще больший психологический дискомфорта раненную разво­дом душу ребенка, для которого большим счастьем является сам факт наличия обоих родителей. Прививая чувство вражды к отцу (матери), родители насаж­дают в ребенке агрессивность, недружелюбие, подавленность, обиду и т.д. Ма­нипуляция ребенком не имеет оправдания и непременно обернется против того, кто ее посеял.

Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей. В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии дей­ствительно воспитывать его, качественно общаться с ним. Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая по­ложительных чувств от общения с «незнакомым родным ребенком», постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего на­блюдателя. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок. Кроме того, отец, которому лишь изредка дозволяется видеться с ребенком и который не сталкивается со всеми трудностями воспитания, может оказаться для ребенка более привлекательным, чем мать. Это опять, сточки зре­ния матери, может служить аргументом против свиданий отца с ребенком.

Одинокие матери и отцы имеют общие особенности: более ограничена их социальная жизнь, для семьи характерен больший демократизм во взаимоот­ношениях, родителю любого пола сложней вступить в повторный брак. При этом одиноким отцам больше помогают друзья и родственники, у них сильнее сужи­вается круг социального общения, чем у одиноких матерей. В свою очередь, матерям сложнее дисциплинировать детей. Отцы понимают, что их эмоциональ­ная близость с детьми, особенно с дочерьми, недостаточна.

В больших семьях, с их богатыми внутренними связями, возможно пере­распределение возникающих напряжений, в диадических же (мать — ребенок, отец — ребенок) — любое событие приобретает глобальное значение.

Особенное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте. Пока ребенок мал, у него обычно складываются очень глубокие, часто симбиотические, эмоциональные отношения с единственным из родителей, чаще — с матерью. Такая мать (а иногда и отец) как катастрофу воспринимает типичный кризис в своих взаимоотношениях с подростком, когда первоначальная гармония разрушается под мощными проявлениями инди­видуальности последнего. Кризис во взаимоотношениях может наступить и в более поздних возрастах (в юношеском возрасте или в возрасте зрелости), если ребенок отстает в своем психологическом развитии от сверстников и от своего паспортного возраста.

Родителям вообще свойственно не принимать изменений в личности ребен­ка, они бессознательно стремятся «сохранить» ребенка в детском состоянии. Психологи отмечают, что подростки в конфронтации с родителями склонны пре­увеличивать свой психологический возраст (степень своей независимости, са­мостоятельности), а их родители — преуменьшать.

В неполных семьях чаще, чем в полных, подросток (юноша) оказывается в трагической ситуации: мать, находящаяся от него в сильной эмоциональной зависимости, настолько тяжело переживает его первые шаги в самостоятельной жизни, что это создает угрозу ее здоровью. Подросток оказывается в крайне тя­желой в моральном отношении ситуации: он должен выбрать между той жиз­нью, которая ему нравится, и здоровьем (а, может быть, и жизнью, как ему пред­ставляется или как ему подсказывают) своей матери. Некоторые тиранические или слабые женщины в буквальном смысле слова терроризируют своих детей, ставя свое здоровье в прямую зависимость от поведения последних.

Так, у одной из моих клиенток однозначно начинался приступ удушья, когда ее 22-летний сын задерживался на свидании более чем на 20 минут. Главный объяснительный мотив переживаний матери сводился к фразе: «Я волнуюсь, мечусь по квартире, а он со мной не считается». В диадических семьях типа «мать-сын» психологи встречают и своеобразные конфликты, основанные на перене­сении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть по су­ществу это напоминает супружеский конфликт. Психолог должен помочь маме понять это, осознать, что сын — это только сын, а не несостоявшийся супруг. При отсутствии мужа перенесение претензий к сыну может сочетаться с перенесени­ем на него же отношения взрослой женщины к ее брату. И даже если мать не­жно любит брата, ее сыну немногим легче, так как мама фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужчин: мужа и брата. Этих отношений она одновременно может и хотеть, и бояться. В любом случае ее сын — просто другой (отличный от отца и дяди) человек: подросток, а не взрослый, уже поэтому он никогда не сможет соответствовать неадекватным ожиданиям матери.

Не менее тяжелой оказывается ситуация в неполной семье, когда оставший­ся с ребенком родитель (чаще — мать) стремится так воспитать ребенка, чтобы «всем было понятно, что и в отсутствии отца её ребенок вырос достойным». Обыч­но в подобных случаях мать стремится во что бы то ни стало реализовать в ре­бенке собственные нереализованные планы, жизненные установки и идеалы. При этом также зачастую не учитываются особенности ребенка, его реальные воз­можности, даже принципиально иное время, в которое он растет. Следствием этого несоответствия родительских ожиданий и реальных достижений ребенка, как правило, становятся затяжные и чрезвычайно травматичные для всех участ­ников родительско-детские конфликты. На наш взгляд, тревожным диагности­ческим признаком является признание мамы: «Женя всегда в курсе всех моих дел. Я делюсь с ним всем, что со мной происходит на работе, дома. Спрашиваю, как он поступил бы на моем месте». Фактически в данном случае мама сооб­щает, что 12-летний сын выполняет в семье роли мужа и подруги. Понятно, что мальчик скверно справляется с предписываемыми ему обязанностями, явно утомляется от них — подросток поневоле перенес сферу своих интересов из се­мьи в дворовую компанию сверстников. Больших трудов стоило отвлечение его от «друзей», бросивших школу и проявляющих признаки асоциального поведе­ния.

Вопрос, с кем из родителей останется ребенок после развода, отнюдь не праз­дный. По данным статистики, в настоящее время в России в неполных семьях воспитывается более 4 миллионов несовершеннолетних детей. При равенстве родителей перед законом Российской Федерации суд чаще всего оставляет ребенка у матери.

И мать, и отец могут порознь успешно вырастить и воспитать ребенка. Вместе с тем абсолютное большинство неполных семей в нашей стране — это семьи, состоящие из матерей и детей. Последние 5-7 лет в России растет число и одиноких отцов, воспитывающих детей самостоятельно. В Москве даже создана ассоциация одиноких отцов. По данным Т. Хипгрейва, в Англии 12% одиноких родителей составляют отцы.

Приведенные выше материалы свидетельствуют о том, что фактически на разных этапах все члены разведенной семьи нуждаются в специальной психологической помощи, но несомненно, что наибольшая потребность в этой помощи — у ребенка.

Существенную поддержку ребенку могут оказать и близкие:

1. Ребенку следует объяснить, что произошло. И сделать это нужно в доступной для его понимания форме. При этом обязательно соблюсти как минимум три правила:

  • никого не обвинять;
  • заверить, что ушедший из семьи родитель любит его;
  • показать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет та к как есть.

2. Постараться не менять место жительства, потому что ребенок теперь сильнее, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.

3. При вынужденной перемене места жительства нельзя одновременно забирать ребенка из его детского сада или школы: ведь он и так чувствует себя покинутым одним из родителей — отрыв от друзей и просто знакомых, привычных лиц может только усилить это ощущение.

4. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от оставшегося с ним взрослого.

5. Постараться как можно проще разрешать возможные разногласия с прародителями (собственными отцом и матерью) по поводу воспитания ребенка Возможно, они предложат свою помощь, и одинокому родителю придется принимать ее гораздо чаще, чем хотелось бы. Каждый конфликт с ними будет вредить ребенку, будет рождать и поддерживать в нем неуверенность, а самого родителя выводить из себя.

6. Если ребенок не маленький, нужно создать ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими лицами того же пола, что и отсутствующий теперь в семье родитель: это могут быть родственники, друзья семьи, хорошие знакомые.

7. По возможности следует обеспечить ребенку наблюдение психолога.

8. И все же самое главное, что может сделать одинокий родитель, — это по возможности обрести собственную семью, заменить недостающего родителя.

Опыт оказания психологической помощи семьям разведенных родителей свидетельствует о том, что, как правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребенка оказываются неудачными. Практически невозможно одинаково адекватно, достоверно и постоянно воспроизводить столь различающиеся по своей сути образцы поведения лиц разного пола. Человек все равно остается только мужчиной или женщиной, матерью или отцом. Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности, самодостаточности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает (или не успевает приобрести вовсе) психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу, — у ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом; о допустимых способах реализации этих ролей.

Психологи отмечают, что проблема психосексуальной идентичности особенно острой оказывается в неполных семьях с искажением психосексуальных ролей, когда, например, властная мама выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая в себе силу, власть, право принимать окончательные решения и отвечать за эти решения, право наказывать и пр. Дети в таких семьях в силу действия бессознательного механизма идентификации вынужденно отождествляются с ролями и образцами поведения лиц противоположного пола — в будущем они испытывают явные затруднения в общении с людьми противоположного пола, в поисках интимного партнера, в выборе профессии, в общении с собственными детьми и т.д.

Чем позже создается одиноким родителем новая семья, тем сложнее бывает ему самому принять в семью нового взрослого члена, тем труднее принимает его и ребенок.

Цели этой работы:

  • Понимание реального качества распавшегося брака, собственной роли в нем и собственных ошибок, в частности для того, чтобы не нести их по жизни дальше.
  • Смена неадекватных, нереалистических, эгоцентрических установок взрослых на установки реальные, равноправные, позволяющие строить нормальные, здоровые отношения со своим «Я», с близкими, с окружающим миром.
  • Укрепление и повышение позитивности генерализации (положительности) восприятия значимых людей.
  • Адекватизация. объективизация собственной самооценки и формирование искреннего уважительного отношения к себе.
  • Понимание, что неуспех в браке — это ещё не неуспех в жизни в целом. Если родители (или один из них) окажутся готовыми, то, несомненно, полезной для них была бы работа по выявлению глубинных истоков их личностных проблем, приведших к разводу.

Главным средством профилактики разводов и их тяжелых последствий должна стать эффективная система подготовки граждан к браку, к жизни в семье.

Наверное, вечно будет дискутироваться вопрос о том, насколько необходимо общение ребенка с ушедшим из семьи родителем. Полагаю, что этот непростой вопрос всякий раз должен решаться самим одиноким родителем при обязательном учете истинных интересов ребенка. Категорический совет, например, А. Фромма об окончательном (раз и навсегда) разрыве отношений ребенка с ушедшим из семьи отцом (матерью) следует принять только в крайнем случае:

когда ребенок психологически не привязан, например, к отцу, а отец абсолют­но не заинтересован в ребенке либо на самом деле объективно отрицательно влияет на дитя.

Принимать столь ответственное решение можно, лишь посоветовавшись с психологом.

Для правильного психического развития ребенку витально необходимы любовь и уважение окружающих его людей, а его воспитание непременно должно быть последовательным. В неполной семье значение названных факторов многократно выше, потому что дефекты общения и воспитания по сути оказываются невосполнимыми.

Родителям неполной семьи предстоит придерживаться следующих рекомендаций по воспитанию:

  • не заниматься воспитанием в плохом настроении;
  • понять, чего вы хотите от ребенка и объяснить это ему; узнать, что он об этом думает;
  • предоставить ребенку самостоятельность. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг. Не подменять воспитание опекой;
  • не подсказывать готовое решение — подсказывать, если необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребенком правильные и ложные шаги к цели;
  • непременно хвалить ребенка за успех;
  • научить ребенка самому оценивать свои достижения и гордиться ими;
  • если ребенок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребенок смог осознать услышанное;
  • оценив проступок, следует поддержать ребенка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что все у дитя будет в порядке;
  • с ребенком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим;
  • в случае возникновения трудностей в воспитании, а лучше — для их профилактики — следует обратиться за помощью к психологу.

Чтобы психологическая помощь ребенку в разводящейся (разведенной) семье была действенной, необходимо одновременно предоставить возможность психологической консультативной помощи и его родителям.

Литература по теме

  1. Алешина Ю.Е. Исследование разводов в западноевропейских странах и США и консультативная служба // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. — М.,1981. — С. 129-156.
  2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. — М., 1994. — 70 с.
  3. Говако Б.И. Студенческая семья. — М., 1988. — 159 с.
  4. Вестник статистики. — 1981. — № 11. — С. 74.
  5. Женщины в СССР. — М., 1982.
  6. Исаев Д.П., Каган В.Е. Половое воспитание детей. — Л., 1988.
  7. Исаев 8.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена у детей. — Л,. 1988.
  8. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. — М.. 1991.
  9. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. — М.-СПб, 1996.
  10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993. — 256 с.
  11. Полеев А.М. Психологические причины женского одиночества // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. – М., 1992. -С. 50-58.
  12. Положение женщин в Ростовской области. — Ростов-на-Дону, 1996.

145 с.

  • Россия в цифрах. Официальное издание. — М.: Госкомстат РФ. 1998. -398с.
  • Сапогова Е.Е. Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте // Журнал практического психолога. — 1996. — №5. — С. 3-9.
  • Семья и личность: Тезисы докладов. — М.. 1981. — 333 с.
  • Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. — М., 1983.-263 с.
  • Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. — Вильнюс, 1977. — 130 с.
  • Соловьев Н.Я. Женщина и ребенок в послеразводной ситуации // Социальные последствия развода: Тезисы конференции. — М., 1984. — С. 52-55.
  • Тащёва Д. И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах: Канд. ДИСС.-М..1997.-187С.
  • Тащёва А.И. Использование насилия в семье: Доклады конференции. — Ростов-на-Дону. 1996. — С. 23-30.
  • Тащёва А.И. Психологический статус подростков с признаками девиантного и делинквентного поведения // Преступность и профилактика девиантного поведения молодёжи: Материалы конференции. — Ростов-на-Дону. 1997. -С. 62-64.
  • Тащёва А.И. Психологическое консультирование как процесс: Методическое пособие. — Ростов-на-Дону. 1996. — 46 с.
  • Тащёва А.И., Зелинская С/О. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник РГУ. Вып. 1. Часть 2. — Ростов-на-Дону, 1996. — С. 52-64.
  • Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991. — 319 с.
  • Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М., 1979. — 227с.
  • Харчев А.Г., Мацковский М.Г. Современная семья и её проблемы. — М., 1982. -217с.
  • Человек после развода. — Вильнюс, 1985. — 217 с.
  • Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий 6.8. Семейная психотерапия. — Л., 1990. -192с.
  • Дети при разводе родителей – как помочь ребёнку?

    В жизни некоторых пар наступает определенный момент, когда они осознают, что их отношения исчерпали себя, и у брака нет будущего. Согласно статистике, количество семейных пар, решившихся на развод, в начале XXI века выросло в несколько раз.

    Содержание

    Такой крайний шаг наиболее распространен среди молодых пар, возраст которых составляет от 25 до 30 лет. Многие родители стремятся спасти брак, чтобы сохранить семью для ребенка. Однако, по мнению психологов, сталкивающихся с такими случаями в разных странах мира, подобное решение в корне неправильно и в итоге не приносит желаемого результата. Специалисты единодушны во мнении, что ребенку важнее видеть своих родителей счастливыми по отдельности, чем то, как им плохо вместе.

    Состояние детей после развода родителей

    Именно в семье ребенок познает мир, ищет в нем свое место, учится любить, понимать, прощать и радоваться жизни. Поэтому взаимоотношения родителей воспринимаются им как пример для подражания. Глядя на своих родителей, дети усваивают их модель поведения в сложных жизненных ситуациях. На ее основании они будут пытаться строить свои собственные отношения. В таком случае как влияет развод родителей на ребенка и его психологическое состояние? Для него это, прежде всего, эмоциональная травма, связанная с колоссальным стрессом. Согласно наблюдениям специалистов, наибольшему отрицательному влиянию в такой ситуации подвержена психика мальчиков. Установлено, что то, как сильно дети переживают развод родителей, зависит от их возраста – чем взрослее ребенок, тем сильнее его переживания.

    Изменения в отношениях с окружающими

    У детей могут проявляться приступы агрессии в общении с учителями или одноклассниками. Для многих становятся характерными плохое поведение и отсутствие послушания. Ребенок «отбивается от рук», стараясь не подчиняться общепринятым правилам и нормам поведения. Некоторые дети даже могут испытывать чувство стыда за свою семью перед друзьями и знакомыми. Все это приводит к возникновению проблем детей в школе.

    Ухудшение общего психофизического состояния

    Дети воспринимают развод родителей как нечто очень личное. В большинстве случаев у ребенка развивается чувство вины за то, что родители разошлись. Не менее распространено у детей и чувство детского страха – начинают бояться потерять любовь, особенно того родителя, который ушел из семьи. Часто ребенок проявляет озлобленность на того, с кем он остался жить после развода. Такие дети становятся очень капризными, требуя к себе повышенного внимания. Из-за надломленной психики может ухудшиться и общее здоровье ребенка: он начинает чаще болеть.

    Возникновение чувства ревности и ненужности

    Очень часто дети после развода родителей начинают бояться появления в семье нового, чужого человека. По их мнению, он будет пытаться отнять внимание родителя. Поэтому ребенок начинает ревновать, чувствуя себя никому не нужным. В такой ситуации он может убегать из дома, большую часть своего времени стремиться проводить с друзьями или даже оставаться у них на ночь, чтобы почувствовать, что такое полноценная семья.

    Как помочь ребенку при разводе родителей?

    После развода многих родителей беспокоит, насколько сильно ребенок переживает эту ситуацию, и как она повлияет на его дальнейшее воспитание. Родители всегда остаются самыми важными людьми в жизни своих детей, и развод не должен изменять взаимоотношения с ребёнком. Для того, чтобы избежать тяжёлых последствий важно знать, как помочь ребёнку при разводе родителей, как подготовить его, как рассказать о произошедшем. Чтобы избежать тяжелых последствий, нужно стараться уделять ребенку как можно больше внимания, окружать родительской любовью, заботой и следовать советам детских психологов.

    Будьте откровенны с ребенком

    Если развод неизбежен, нужно честно сказать об этом ребенку. Откровенный разговор будет лучшим решением. Если Вы сможете объяснить сложившуюся ситуацию, ребенок не станет обвинять своих родителей в несправедливом к себе отношении и лжи. Поговорите с ребенком и убедите: в Вашем разводе нет его вины. Помогите ему разобраться в причинах произошедшего и объясните, что родители будут любить его, несмотря ни на что.

    Поддерживайте теплую атмосферу общения

    В общении с ребенком нельзя настраивать его против одного из родителей. Не травмируйте и без того ранимую детскую психику, не допускайте, чтобы дети становились свидетелями того, как взрослые выясняют отношения. В противном случае у ребенка может развиться повышенная агрессивность. Чтобы избежать этого, родителям следует больше времени проводить вместе с ребенком, давая понять, что его любят. Устраивайте совместные прогулки по парку, ходите в музеи, кинотеатры и на выставки. Это позволит ребенку не погружаться в грустные мысли о разводе, а в последующем – быстрее с ним свыкнуться.

    Создайте ощущение порядка и стабильности

    После развода ребенок чаще всего остается с мамой и, переживая факт неполной семьи, он сильно расстраивается, что будет видеть папу значительно реже. Чтобы помочь принять новое положение вещей, старайтесь подготовить ребенка к изменениям, которые повлечет за собой развод, постепенно. Дети и развод родителей, и другие сложные периоды жизни проще переживут, если у них будет присутствовать ощущение порядка и стабильности. Старайтесь устраивать регулярные встречи со вторым родителем, пусть это будут определенные дни и определенное время. Возможно, тогда ребенок не будет злиться на него за уход из семьи. При этом не стоит менять привычные для ребенка условия жизни – школу, в которую он ходит, место жительства, окружение.

    Развод — образ второго родителя глазами ребенка

    По мнению большинства психологов, важно, прежде всего, не наличие второго родителя в семье, а формирование его образа в детском сознании. Обычно это собирательный и идеализированный образ. Если после развода ребенка воспитывает мама, то представление об отце он будет собирать по крупицам, объединяя черты знакомых мужчин, которыми он восхищается. Вы можете помочь ему в этом, расширяя круг знакомых и встречаясь с семейными парами. Общаясь с ними, ребенок смотрит, как взрослые люди ведут себя в разных ситуациях, о чем думают и говорят, что их интересует. Если есть возможность выстроить отношения с новой семьей второго родителя, покажите ребенку, как нужно поступать в конфликтных ситуациях и правильно выстраивать общение.

    Принимайте поддержку близких людей

    После того, как развод становится свершившимся фактом, большинство родственников перестают играть заметную роль в жизни детей, сосредотачиваясь скорее на самом конфликте. Так как дети остро переживают развод родителей, при такой ситуации чувство ненужности у ребёнка только усиливается. В таких жизненных ситуациях необходима любовь, тепло и понимание близких людей, которым ребенок привык доверять. Сохранившиеся после развода связи позволят укрепить его хрупкую психику и общее физическое состояние. Родственники и друзья способны поддержать, приободрить ребенка, стать для него опорой, в которой он так нуждаются в этот непростой период жизни.

    Препарат Тенотен Детский поможет Вашему ребенку справиться с личными переживаниями.

    Мама, папа и развод. Как ребёнку пережить стресс от расставания родителей

    Педагог-психолог рассказала «АиФ», как помочь ребенку пережить развод родителей, что стоит говорить ему в таком случае и как не надо себя вести.

    Больше половины браков заканчивается разводами. Чаще всего расстаются супруги, прожившие вместе 5 лет и больше. И именно при таком сроке брака очень часто в семье есть маленькие дети. Немало разводов случается и через 20 лет супружеской жизни: муж и жена всеми силами пытаются терпеть друг друга, пока не вырастут дети. Но правильно ли они делают?

    Рассуждает эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании, педагог-психолог Анастасия Кузнецова:

    Развод входит в тройку самых стрессогенных событий в нашей жизни. Заложниками всех неприятностей, сопутствующих разрыву родителей, становятся дети. Как помочь малышу пережить эту ситуацию? Говорить правду, изворачиваться, уходить от ответа? Или, вопреки собственным убеждениям, продолжать жить с нелюбимым супругом ради спокойствия родного чада? Однозначных рецептов, способных уберечь ребенка от психологического дискомфорта, пожалуй, нет. Разве что некоторые «маячки».

    В каком возрасте ребенку легче всего пережить развод родителей?

    Логичного ответа здесь не существует. В каждом возрасте, начиная с внутриутробного периода, ребенку нужны и мама, и папа. Означает ли это, что нужно приложить все усилия для сохранения семьи? Да, но с одной поправкой. Если все действия предприняты, аргументы использованы, шаги навстречу сделаны, а развод все равно неизбежен, то первое, что должны сделать родители — прекратить мучиться чувством вины. Просто потому, что это неконструктивно и не поможет малышу справиться с потерей. Взрослые будут напрасно мучить и себя, и ребёнка.

    Стоит ли уделять ребёнку больше внимания?

    Испытывая чувство вины перед ребенком, родители начинают всячески ублажать чадо: позволять больше, требовать меньше, баловать наперегонки. Ребенок начинает пользоваться этим, вследствие чего у него формируются не самые лучшие черты характера. Другая крайность — полное посвящение себя «сиротке». За эту добровольную жертву родители будут ожидать расплаты в будущем (такого же отказа своего подросшего чада от личной жизни). Это деформирует психику ребенка куда сильнее, чем сам факт расставания родителей. Поэтому развод нужно рассматривать не как конец света, а как отправную точку новой жизни. На ее построение понадобятся силы и эмоции, поэтому не стоит растрачивать их понапрасну.

    Говорить ли ребенку правду?

    Дети крайне консервативны. Им важно, чтобы сегодня было похоже на вчера, а завтра — на сегодня. Жизнь в семье — мир ребенка, его система координат. Привычный уклад понятен ребенку, а значит — безопасен. Развод — это резкие перемены в привычном укладе, ломка системы. Не понимая, что происходит вокруг него, и что будет завтра, ребенок утрачивает ощущение безопасности и испытывает тревожность, которая негативно отражается на поведении и развитии. Долгое пребывание ребенка в неведении способно довести его до невроза.

    Что делать, если родители окончательно приняли решение о том, что больше не будут вместе ни при каких обстоятельствах?

    — Говорить только правду, не скрывая от ребенка происходящее. Желательно до того, как перемены обрушатся на его голову.

    — Разговаривать с ним на понятном языке: нам трудно жить вместе, поэтому мы ссоримся и обижаем друг друга; если мы разойдемся, нам будет легче общаться.

    — На все свои вопросы малыш должен получить однозначный, конкретный и максимально односложный ответ. Кроха пытается примириться с новой жизненной ситуацией. Задача родителей — обозначить ее видимые границы.

    — Не бояться реакций ребенка, обязательно проговаривать их вслух, давая возможность малышу осознать и пережить свое состояние: ты расстроен, ты скучаешь по папе, ты хочешь, чтобы все было, как раньше и т. д.

    — Не менять воспитательных принципов и требований к ребенку. Чистить зубы, делать уроки, ложиться вовремя спать нужно независимо от того, вместе живут родители или разошлись.

    С кем из родителей будет лучше ребёнку?

    Чаще всего после развода ребенок до 10-12 лет остается с матерью. Это объясняется доминирующей ролью мамы в становлении личности в этом возрасте. Некоторые специалисты считают, что ребенку лучше с тем родителем, который менее агрессивно настроен по отношению к бывшей второй половине. Тогда у него сохраняется возможность нормального общения с обоими родителями, не отягощенная запретами и чувством вины.

    В любом случае нельзя заставлять ребёнка выбирать, кого он больше любит — маму или папу. Этот выбор несовместим с его мировоззрением. Взрослым нужно попробовать договориться о понятном малышу режиме общения с дорогими ему людьми. Ребенок спокойнее переживет расставание родителей, если не будет бояться, что его лишат мамы, папы или бабушки.

    Как объяснить ребёнку отсутствие мамы или папы?

    Если один из супругов после развода перестает общаться с ребенком, версия о «капитане дальнего плаванья» более предпочтительна, чем «твоему непутевому папе (маме) ты больше не нужен». Ребенок слышит только то, что он не нужен, — значит, он плохой.

    Возможно, вам неприятно обсуждать достоинства бывшей второй половины, но первое время придется это делать. Ребенок не должен чувствовать себя виноватым в том, что он любит «не того» человека и предает вас. «Да, мы с папой не можем жить вместе, но он замечательный, сильный, умный и т. п., поэтому у нас родился ты. »

    Как создать новую семью?

    Тут существует одно правило, которое, возможно, удивит многих обывателей. Ни в коем случае нельзя спрашивать у ребенка разрешения на то, чтобы ваш новый супруг жил вместе с вами. Недопустимо перекладывать на ребенка ответственность за принятое вами судьбоносное решение. Новый брак — это ваш выбор.

    Для того чтобы построить отношения ребенка с новым супругом, нужно дать понять вашему чаду, что его место в вашей жизни осталось прежним: вы так же читаете ему книги перед сном, ходите вдвоем в кино по выходным и т. д. Только не нужно перекладывать ответственность за воспитание ребенка (наказание, контроль, школьные дела и т. д.) на чужого (возможно, поначалу) для него человека. И главное, не навязывайте «нового» папу или маму и не противопоставляйте вашего нового супруга бывшему вслух при ребенке.