Четыре вида правонарушения

4. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Несмотря на общность некоторых рассмотренных признаков, правонарушения весьма разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, характером мотивов и целей их поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.д. Такая широкая палитра актов противоправного поведения позволяет классифицировать их по самым различным основаниям.

В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно выделить: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей.

Наиболее распространенной и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности (вредности). В этой связи все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, сущест-

венные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Следует при этом отметить, что не является преступным деяние, хотя и имеющее все формальные признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 У К РФ).

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд).

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права.

Свое внешнее выражение данная разновидность правонарушения получает, как правило, в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, в причинении какого-либо имущественного вреда. Санкции за подобные правонарушения носят право-восстановительный характер и заключаются в возмещении нанесенного имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, в восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и нарушение правил уличного движения, правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.

Содержание данной разновидности противоправного поведения выражается в нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых административными органами, в дезорганизации порядка государственного управления. Специфика посягательства предопределяет и ха

рактер наказания за совершенное деяние. Это предупреждение, штраф, лишение водительских прав и другие меры государственного правового воздействия, налагаемые специальными органами государства.

Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного заведения и т.д.

Следует отметить, что все виды правонарушений находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Так, безответственность должностных лиц, халатность и неэффективность работы правоохранительных органов, приводящие к безнаказанности, зачастую являются своеобразными стимулами повышения общественной опасности правонарушителя и его деяний.

Административные проступки постепенно переходят в преступления против порядка управления, гражданские правонарушения перерастают в преступления против собственности, дисциплинарные проступки – в должностные преступления.

Зачастую одним деянием человек совершает несколько правонарушений. Например, нарушение водителем автомобиля правил уличного движения может повлечь и административную, и гражданско-правовую, имущественную ответственность.

4. Виды правонарушений.

В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Основными критериями разграничения преступлений и проступков являются: характер и степень общественной вредности, субъективный фактор и др.

Преступления (уголовные правонарушения) – это общественно опасные, запрещенные законом, виновные, наказуемые деяния, посягающие на наиболее значимые интересы и подпадающие под запрет уголовного законодательства. Преступления отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, причиняют более тяжелый вред охраняемым в законодательстве интересам. Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за приготовление, покушение на него. В отличие от других видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Итак, преступление – это только деяние (действие или бездействие), общественно опасное (учитывается характер и степень общественной опасности), противоправное (запрещенное Уголовным кодексом), виновное, наказуемое.

Основным критерием классификации преступлений является степень общественной опасности (преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления).

Законодательная классификация преступлений имеет непосредственно важное значение по вопросам применения уголовного закона:

– категория преступления учитывается при установлении опасного и особо опасного рецидива;

– при осуждении к лишению свободы, при выборе вида исправительного учреждения с учетом категории преступления;

–пожизненное лишение свободы может назначаться только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь;

– при назначении наказания по совокупности преступлений в зависимости от их категории либо допускается, либо исключается применение принципа поглощения менее строго наказания более строгим;

– сроки давности привлечения к уголовной ответственности и давности обвинительного приговора суда определяются категорией совершенного преступления и др.

Преступление – наиболее опасный вид правонарушения. Фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели деяния. В отдельных случаях преступление отличается от других правонарушений только по форме вины (например, при умышленной вине причинение легкого вреда здоровью образует преступление). Иногда деяние становится преступлением лишь при систематическом совершении. Общественная опасность – свойство всех правонарушений, преступление отличается от иных правонарушений более высокой степенью общественной опасности. Преступление – деяние уголовно-правовое, предусмотренное только уголовным законом. Правонарушения, не являющиеся преступлениями, предусматриваются Семейным, Гражданским, Трудовым кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, ведомственными дисциплинарными уставами и др. Эти правонарушения характеризуются не уголовной противоправностью.

Проступки – это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. Проступки классифицируются применительно к отраслям права, по видам отношений, по видам взысканий и др. Эта классификация имеет следующий вид:

– гражданские проступки (деликты) – это правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Гражданские проступки связаны с причинением имущественного или морального вреда. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права, исполнение неисполненной обязанности и др.

– административные проступки – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей. Виды административных взысканий (штраф, лишение специального права, дисквалификация, административный арест и др.) детально определены Кодексом об административных правонарушениях. Взыскание налагается не позднее двух месяцев с момента совершения правонарушения. К критериям, отграничивающим административное правонарушение от преступления относятся: «наличие или отсутствие тяжких последствий, размер материального ущерба, причиненного правонарушением, повторность или неоднократность деяния либо применение за него административного воздействия».[135]

– дисциплинарные проступки – это правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, нарушающие в основном порядок отношений подчиненности по службе. Дисциплинарные проступки нарушают трудовую, служебную, учебную дисциплину и влекут за собой дисциплинарную ответственность (замечание, выговор, увольнение и др.). Дисциплинарное взыскание налагается администрацией предприятия, учреждения или организации. Давность дисциплинарного взыскания – один год. Законодательство о государственной службе выделяет однократное, грубое нарушение дисциплины как основание для применения мер дисциплинарной ответственности (включая освобождение от должности) за нарушение законов и указов Президента РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение названных актов, решений судов. Если указанные грубые нарушения дисциплины совершены преднамеренно, то они являются основанием для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством. Органы, уполномоченные рассматривать трудовые споры о нарушениях трудовой дисциплины, вправе отменить наложенное дисциплинарное взыскание, но не могут заменить меру взыскания (это прерогатива работодателя). Действующее трудовое законодательство предусматривает возможность обжалования наложенного дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда и в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Понятие правонарушения. Виды правонарушений

Главная > Реферат >Государство и право

Актуальность темы «Понятие и виды правонарушений» обусловлена несколькими факторами: непреходящей значимостью дефиниций правовой науки для нужд практики правоприменения; процессами совершенствования уголовно и административно-правового законодательства, идущими в Российской Федерации;

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает их проявления и это ведет к применению правовых санкций к правонарушителю.

Наиболее полно разработаны вопросы, связанные с категориями уголовных и административных правонарушений. Признаки, особенности, характерные черты этих типов правонарушений традиционно вызывали интерес отечественных правоведов, вероятно, в силу ориентированности российского права на проблематику взаимодействия государства с личностью, мер государственного реагирования на асоциальное поведение индивида. Классическими в этой области являются работы А.С. Пиголкина (учебная литература по предмету «Теория государства и права» для вузов), В.М. Лебедева (комментарии к Уголовному и Уголовно-процессуальным кодексам Российской Федерации), В.Н. Кудрявцева (работы, посвященные проблемам квалификации правонарушений, декриминализации / криминализации противоправных деяний). Достаточно подробно рассмотрена проблематика дисциплинарных правонарушений.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия правонарушения и выявление специфики различных видов правонарушений. Для этого ставились задачи:

1) анализ нормативно-правовой базы, посвященной проблематике правонарушений, прежде всего, раскрытия их содержания и характеристик;

2) вычленение правонарушений из совокупности деяний, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан, организаций и государства;

3) сопоставление различных типов правонарушений по критерию общественной опасности.

Знание и понимание нормативных определений и сущности правонарушения, видов правонарушений, их специфических особенностей, обусловленных сложившейся правовой традицией и объективно существующей социально-правовой обстановкой – непременное условие практической деятельности юриста, а также фактор выявления путей совершенствования современной правовой системы.

Глава 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОНАРУШЕНИИ

Правонарушение — это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. 1 В этом определении содержатся основные признаки правонарушений.

Всякое правонарушение есть деяние, то есть действие или бездействие. Действие — акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т. п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов (оскорбление, клевета, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т. д.). Бездействие признается деянием, если по ситуации или по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало (прогул, бесхозяйственность руководителя госпредприятия, халатность должностного лица, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи и т. д.).

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного договора.

Законом определены отдельные ситуации, когда деяние формально попадает под признаки противоправного, но по существу не опасно и не вредно для общества и потому считается правомерным. В уголовном и административном праве указаны такие обстоятельства, исключающие противоправность, как «необходимая оборона» (соразмерная защита от противоправных посягательств) и «крайняя необходимость» (действия для устранения опасности, которая не могла быть устранена другими средствами, если причиненный при этом вред является менее значительным, чем предотвращенный). Обстоятельствами, исключающими противоправность некоторых деяний, являются их малозначительность, исполнение служебных или профессиональных обязанностей (обязанностей врача, пожарного, работника органов охраны общественного порядка и т. п.).

Правонарушение является виновным деянием. Вина — это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. Как известно, право регулирует только волевое поведение людей; оно рассчитано на ситуации, в которых люди могут поступить по-разному. О виновном деянии, то есть о правонарушении, можно говорить только там, где от воли человека зависело, поступить правомерно или неправомерно, и избран второй вариант в ущерб первому. Соответственно не являются правонарушениями деяния (хотя бы и противоречащие праву) малолетних, а также лиц, признанных невменяемыми (тех, кто, на время совершения деяния не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие, душевной болезни либо иного болезненного состояния). Не является правонарушением и так называемый несчастный случай происшествие, причинившее вред в результате стечения объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину 2 .

Наконец, правонарушением признается деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность. 3 Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за некоторые преступления — с четырнадцати лет, за остальные преступления и за административные проступки — с шестнадцати лет).

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект правонарушения — это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и, (или) которой этим деянием причинен вред. П.Н. Сергейко считает, что общим объектом правонарушения является правопорядок, так как характезует юридическое состояние общественных отношений, представляет суммарный итог, результат исполнения, соблюдение, использование и применение правовых норм в обществе. Отмечает правонарушение в той или иной степени ослабляет правопорядок, выбивает из-под него то или иное основание, разрушает то или иное звено. По этому любое правонарушение наносит ущерб, причиняет вред устойчивости, стабильности жизни общества, личным и общественным интересам, и в конечном счете правопорядку. 4

Кроме общего объекта правонарушения, теория права выделяет конкретный объект каждого правонарушения. Это могут права и свободы человека, его жизнь и здоровье, собственность и безопасность, это может быть и сфера государственного устройства — основы конституционного строя, форма правления, политический режим и т. д.

Объективная сторона — это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о правонарушении — о том, что оно произошло и какой вред причинило. Для ряда составов правонарушений достаточно только совершения деяния, даже если оно и не повлекло последствий (превышение водителем установление и скорости движения или проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил охраны труда, произнесение оскорбительных слов, хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения и т.д.). Если это деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Другие составы правонарушений включают определение последствий деяния, и соответственно предполагают установление причинной связи деяния и наступивших последствий (нарушение правил дорожного движения пешеходом, повлекшее повреждение транспортных средств, нарушение правил охраны труда, ставшее причиной производственных травм, нарушение противопожарных правил, причинившее значительный ущерб, и т.п.).

Субъект правонарушения — является дееспособный субъект права: Вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

При осуществлении штрафной, карательной ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания, — смягчающие (несовершеннолетний, беременная женщина и др.) или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания, состояние опьянения и др.). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект — должностное лицо, военнослужащий, работник транспорта, медицинский работник.

Субъектами некоторых правонарушений являются организации. Предприятия, организации, учреждения могут быть привлечены к ответственности за нарушение правил строительных работ, правил охраны природы и др. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные сведения.

Субъективная сторона — формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины. Различаются умысел и неосторожность. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, предвидело его вредные или опасные последствия и желало наступления (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный, или эвентуальный, умысел). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных или опасных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

На квалификацию некоторых преступлений влияют мотивы деяния (хулиганские побуждения, корыстные мотивы и др.). В гражданском праве выделяет В.С. Нерсесян, кроме того, существуют понятия «грубая неосторожность», «смешанная вина», влияющие на возникновение ответственности и ее объем. 5 Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения.

В законодательстве составы правонарушений излагаются по-разному. В уголовном праве детально описаны условия применения уголовной ответственности и наказания, признаки каждого преступления, вид и размеры наказания, применяемого к тем, кто совершит это преступление. Аналогичным образом проступки и взыскания определены в Кодексе об административных правонарушениях. В отличие от этого Кодекс законов о труде детального определения составов дисциплинарных правонарушений не содержит (определен один состав: прогул без уважительных причин, в том числе появление на работе в нетрезвом состоянии), но перечисляет дисциплинарные взыскания, применяемые за нарушения трудовой дисциплины.

При определении в законодательстве правонарушений и санкций (санкцией правовой нормы называется указание на меры государственного принуждения, применяемые за ее нарушение) принимают во внимание следующие правила:

— во-первых, чем строже санкция, тем детальнее должно быть описано правонарушение, за которое она применяется;

— во-вторых, при наказании правонарушителя или наложении на него взыскания санкция должна допускать выбор между различными мерами (и сроками) наказания или взыскания с учетом обстоятельств дела и личности виновного.

Нормы, определяющие составы правонарушений и санкции за их совершение, называются запретительными. Они предусматривают действия, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь. По существу, запреты адресованы тем лицам, которые склонны к совершению противоправных деяний и воздерживаются от них из боязни наказания. Поэтому в УК, в Кодексе об административных правонарушениях и других нормативных актах многие запреты обозначаются не как предписания, а как указания на наказуемость определенных деяний.

Понятие состава правонарушения помогает на практике определить, имеется или отсутствует правонарушение в конкретном поведении того или иного субъекта права. Понятие и содержание правонарушения определяются через совокупность основных характеристик и признаков его как юридической категории. Понятие правонарушения носит описательный характер. Содержание правонарушения раскрывается через описанные признаки, прежде всего, как общественно опасное посягательство на охраняемые законом отношения, права и законные интересы общества и граждан, юридических лиц. Это действие, негативно сказывающееся на общественной жизни и благополучии конкретных лиц, и именно в силу этого – запрещаемое, пресекаемое и наказуемое в соответствии с законом.

Занятие 4. Правонарушения. Юридическая ответственность


Понятие и признаки правонарушения

Правонарушениеэто общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следущими признаками( схема 2 ):

1.Правонарушение — это поведение, которое может выражаться в действии или в бездействии. Правонарушениями не могут быть мысни, чувства людей, сколь бы страшными они не были. Правонарушением является только противоправное поведение. Безднйствие является правонарушением в том случае, если человек должен был выполнить определённые обязанности, но не выполнил.

2.Правонарушения противоречат нормам права. В отличие от правомерного поведения, которое может либо быть прямо указано в качестве разрешенного (каждый имеет свободу слова), либо вытекать из духа закона (разрешено всё, что не запрещено), противоправные деяния должны быть чётко сформулированы в законе.

3.Правонарушения совершаются толькот людьми. Этот признак распространяется и на организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, работающие в них.

4. Правонарушением признаётся виновное поведение. Человек считается виновным, если будет установлено,что он совершил противоправное деяние осознанно.

5.Правонарушение имеет общественно опасный характер, т.е. причиняет вред общественным отношениям. Кому может быть причинён вред? Отдельной личности, государству в целом или интересам всего общества.

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.

Виды правонарушений.

Все виды правонарушений по степени опасности делят на две группы: преступления и проступки ( схема 3 ).

Преступления — это самые опасные виды правонарушений, которые определены Уголовным кодексом РФ. Преступления могут совершаться в различных сферах общественной жизни и посягают различеые ценности, существующие в обществе (жизнь и здоровье человека, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и др.). В связи с повышенной общественной опасностью преступлений за их совершение устанавливаются наиболее суровые наказания. Вот почему вопрос о том, что именно считается преступлением, решается только высшим законодательным органом, а перечень наказуемых деяний, изложенных в Уголовном кодексе, не подлежит дополнению и расширительному толкованию ни с чьей стороны.

Проступки — это наиболее многочисленная группа правонарушений. Хотя они и характеризуются меньшей степенью вредности, но в совокупности могут нанести очень большой вред. Проступки очень неоднородны и могут встречаться в различных сферах нашей жизни. В зависимости от этого они делятся на несколько видов( схема4 ):

1.Адимнистративные проступки — Это правонарушения, негативно сказывающиеся на общественном порядке и не связанные с выполнением служебных (трудовых обязанностей). Термин «общественный порядок» следует понимать широко, а именно как нарушение различных сторн жизни общества: общественного спокойствия, правил дорожного движения, экологических правил, безбилетный проезд в общественном транспорте и т.п.

2.Дисциплинарные проступки — это правонарушения, которые совершаются на работе, по месту учёбы и нарушают порядок работы данных организаций. К ним можно отнести опоздания, прогулы, ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей и т.п.

3.Гражданские проступки выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда. Например, невыполнение или ненадлежащее выполнение договора.

4.Финансовые проступки связаны в основном с нарушением обязанности платить налоги.

5.Семейные проступки — это проступки в области брачно-семейных отношений, т.е. отношений между супругами, между родителями и детьми. Напримнр, если один из супругов тратит все деньги только на себя — это нарушение нормы Семейного кодекса согласно которой каждый из супругов должен способствовать повышению благосостояния семьи.

Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Она характеризуется следующии признаками (схема 5):

1.Юридическая ответственность налагается от от имени государства.

2.Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, т. е. деяние противоправное и к тому же осознанное,виновное.

3.Юридическая ответственность выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя. Они весьма различны и могут носить характер либо личный (например, лишение свободы), либо имущественный (штраф, конфискация и т.п.).

Возлагая на правонарушителя отрицательные для него последствия, государство преследует следующие цели:

1.Восстановить справедливость и защитить нарушенные права граждан и организаций.

2.Исправить и перевоспитать правонарушителя.

3.Предупредить совершение противоправных деяний со стороны других людей.

Юридическая ответственность — это «ответ» государства на нарушение норм права, именно поэтому она основывается на следующих принципах (схема 6):

1. Основным принципом юридической ответственности является законность. Не может быть юридической ответственности за деяние, не предусмотренное законом. Кроме того, закон предусматривает конкретную форму юридической ответственности за совершение каждого правонарушения.

2.Не менее важным принципом юридической ответственности является её обоснованность. Суть его в том, что ответственность определяется на основании тщательного изучения и правильной правовой оценки всех обстоятельств правонарушения.

3.К принципам юридической ответственности относится и её неотвратимость. Юридическая ответственность важна, если каждый правонарушитель не останется безнаказанным. Это в свою очередь во многом зависит от работы правоохранительных органов.

4.Своевременность — ещё одна необходимая черта юридической ответственности. Своевременность ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности, т.е. установленного законом периодавремени. Срок давности позволяет применять меры ответственности тогда, когда это максимально эффективно.

5.Очень важным является принцип индивидуальной ответственности. Он обязывает максимально учитывать особенности лица, совершившего правонарушение, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

6.Необходимым признаком юридической ответственности является состязательность прцесса. Она выражается в педосавлении возможности лицу, обвиняемому в совершении правонарушения, активно участвовать в процессе и тем самым защищать свои интересы, а также прибегать к защите адвоката.

7.Принцип презумпции невиновности. Он закреплён в статье 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Более того, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

8.Отдельно можно выделить такой принцип юридической ответственности, как справедливость. Особенность этого принципа проявляется в том, что в отличие от всех вышеописанных он характеризует юридическую ответственность не с правовой, а с моральной стороны. В основе справедливой ответственностилежит, прежде всего, соблюдение принципа соразмерности правонарушения и ответственности за его совершение.

Подобно тому как разграничиваются виды правонарушений, выделяют шесть видов юридической ответственности ( схема 7 ). Рассмотрим их в порядке убывающей тяжести:

1.Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, т.е. деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, и характеризуется наиболее жёсткими санкциями, в числе которых лишение свободы и смертная казнь. Уголовная ответственность устанавливается только законом и применяется исключительно в судебном порядке.

2.Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, все виды которых перечислены в Кодексе об административных правонарушениях. Административные санкции — менее жёсткие по сравнению с уголовными, но вместе с тем довольно ощутимые: арест, штраф, конфискация предметов и др. Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничет с преступлениями (мелкое хулиганство, мелкое хищение и пр.).

3.Дисциплинарная ответственность следует за нарушение трудовых обязанностей Дисциплинарные санкции (предупреждение, выговор, увольнение и др.), хотя и не столь суровы, способнызначительно умалить честь и достоинство работника, уважение к нему в коллективе. Вот почему, оказывая определённое воспитательное воздействие на нарушителя трудовой дисциплины, они предотвращают совершение им новых проступков.

4.Гражданская ответственность применяется за совершение гражданского правонарушения, т.е. причинение имущественного вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых отношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причинённый имущественный вред.

5.Финансовая ответственность наступает в основном за неуплату налогов. Финансовые санкции также довольно ощутимы, к их числу относятся различные штрафы и даже арест банковскогосчёта.

6.Семейная ответственность назначается за семейные проступки, носящие самый разнообразный характер. Семейно-правовые санкции не столь разнообразны, однако их влияние на частную жизньгражданина может быть сильным (например, развод, раздел имущества, лишение родительских прав и др.).

Четыре вида правонарушения

К административной ответственности применимо классическое определение форм вины. Деяние считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало антисоциальность своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.

Косвенный умысел будет налицо, когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его общественно опасные последствия, но, хотя и не желало, но сознательно допускало их наступление.

Неосторожность в форме самонадеянности присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить. Когда же лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности.

Если лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии административного правонарушения.

Необходимо отметить, что большинство составов административных проступков может совершаться как с неосторожной, так и с умышленной формой вины.

Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит административные правонарушения

-против общественной жизни,

-административные правонарушения, содержащиеся в специальных актах и посягающие на отдельные сферы общественных отношений,

-административные правонарушения, предусмотренные актами органов субъектов РФ и муниципальных органов.

Административные правонарушения против личности

Административные правонарушения против государства

Посягающие на права граждан и здоровье населения:

Посягающие на собственность:

Проведение агитации в период ее запрещения Распространение ложных сведений о кандидате Умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов Нарушение законодательства о труде и правил по охране труда Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм Сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения Другие

Нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир Самовольная добыча янтаря Мелкое хищение государственного или общественного имущества Уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям.

Административные правонарушения против общественной жизни

В области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры

Посягающие на общественный порядок

Бесхозяйственное использование земель Самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников Самовольное сенокошение и выпас скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами Нарушение правил пожарной безопасности в лесах Эксплуатация автомототранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах Другие

Мелкое хулиганство Распитие спиртных напитков в общественных местах иди появление в общественных местах в пьяном виде Доведение несовершеннолетних до состояния опьянения Азартные игры Занятие проституцией Другие

В области промышленности, использования тепловой и электрической энергии

На транспорте и в области дорожного хозяйства и связи

В области жилищно-
-коммунального хозяйства и благоустройства

В области торговли и финансов

Посягающие на установленный порядок управления

Расточительное расходование электрической и тепловой энергии Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 в Нарушения, связанные с использованием газа Нарушение правил пользования энергией и газом в быту

Курение в неустановленных местах на железнодорожном транспорте Нарушение водителями правил дорожного движения Управление транспортными средствами в состоянии опьянения Систематические нарушения водителями правил дорожного движения Управление транспортным средством лицами, не имеющими права на управление Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения Безбилетный проезд Другие

Нарушение правил пользования жилыми помещениями Самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства Другие

Нарушение правил торговли Продажа товаров без документов Торговля с рук в неустановленных местах Нарушение правил торговли спиртными налитками Уклонение от подачи декларации о доходах Другие

Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника Проявление неуважения к суду Самоуправство Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций Нарушение правил обучения каратэ Проживание без паспорта или прописки Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог Контрабанда Другие

Вышеприведенный перечень этот далеко не исчерпывающий, так как, во-первых, значительное число составов административных проступков предусмотрено в специальных нормативных актах, а во-вторых, органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований обладают правом нормотворчества в этой сфере.

Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.

Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

В литературе высказаны различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения: а) последние являются общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем преступления; б) вредными для общества, но не общественно опасными; в) одни административные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными.

Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не содержат указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административные правонарушения являются противоправными, не имеющими общественной опасности.

По существу, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью»; в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности; в-четвертых, общественная опасность выражаются во вредности правонарушений. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности является необоснованным. В УК РФ общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству ( ст. 14). В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще, (внешне сходных) частично совпадающих преступлений и административных правонарушений в особенности.

Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством угонов -ной ответственности (см. ст. 10 КоАП РСФСР).

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда человеку — преступление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых, служебных функций.

В законодательстве и литературе нередко говорится о нарушении налогового, экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях — налоговых, экологических и т.п., как основаниях ответственности (например, экологической и т.д.). Однако в подобных случаях допускаются существенные неточности. Прежде всего, когда речь идет о нарушении того или иного законодательства, то имеется в виду нарушение его только определенных норм, регулирующих либо однородные отношения, либо в специфической сфере. Понятие «нарушение» употребляется как родовое, охватывающее правонарушения, являющиеся основанием различных видов юридической ответственности — уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной. Следовательно, по юридической природе нарушения законодательства могут быть соответственно преступными, административными и другими. А это означает, что с юридической точки зрения некорректно выделять экологическую, налоговую и т.д. ответственность.